Цель: Воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.
Задачи:
1. Воспитательная. Формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества;
2. Развивающая. Развивать у учащихся память, мышление, коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники; .
3. Образовательная. Изучить, расширить знания учащихся об истории, быте, традициях казаков.Презентация к исследовательской работе
Возрождение
Амурского
Казачества.
Над проектом работала ученица 9
класса МОАУ СОШ с. Светиловка:
Огонькова К.С.
Руководитель: Чалая М. В.
Цели и задачи:
Воспитание интереса к прошлому своих предков,
гордости за свой народ.
Задачи:
1. Формировать у учащихся ответственность за
сохранение культурно-исторического наследия родного
края, сознание причастности к прошлому, настоящему,
будущему казачества;
2. Развивать у учащихся память, мышление,
коммуникативные компетенции, навыки оформления
презентационного материала, использования
инновационных технологий, умение обобщать и
систематизировать письменные и материальные
3. Изучить, расширить знания учащихся об истории, быте,
традициях амурских казаков.
источники; .
Актуальность:
• Постепенно уходят в прошлое, забываются
старинные традиции, обряды, песни и
обычаи Амурских казаков. Мы, их потомки,
изучая культуру наших предков, прежде
всего, хотим, чтобы эти традиции помнили,
возрождали в современной России.
Происхождение (этимология)
слова казак:
• Нет единодушия среди ученых в вопросе о происхождении слова «казак»
(«Козак» по-украински). Делались попытки производить это слово от
названия народов, некогда живших вблизи Днепра и Дона (касоги,
х(к)азары), от самоназвания современных киргизов — кайсаки. Существовали
и другие этимологические версии: от турецкого «каз» (т. е. гусь), от
монгольского «ко» (броня, защита) и «зах» (рубеж). Большинство
специалистов сходятся в том, что слово «казачество» пришло с востока и
имеет тюркские корни. В русском языке это слово, впервые упомянутое в
русских летописях 1444 года, первоначально означало бездомных и вольных
воинов, поступавших на службу с выполнением военных
обязательств. Казачество на протяжении веков являлось универсальным
родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле.
Во все времена они считались великолепными наездниками, не знавшими
себе равных в искусстве джигитовки. Военные специалисты оценивали
казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию.
Откуда пришли казаки на Амур?
• Первые представители современных Амурских казаков появились на
берегах Амура в 1854г., когда проводился первый сплав из Забайкалья в
устье Амура силами забайкальских казаков. В 1858 г. в Приамурье было
переселено 13879 Забайкальских казаков. Отбор производился по жребию.
В 1862 г. казачья община на Амуре пополнена штрафными солдатами
бывшего Корпуса внутренней стражи - 2000 человек.
• В 1889 г. Амурские казаки получили пополнение за счет новых
переселенцев: 62 семьи Забайкальских и в 1052 семьи Донских, Кубанских
и Оренбургских казаков. Каждый из переселенцев привнес свою культуру,
свои традиции в наш край.
• Особое место занимают представления о казачьих традициях, среди них
выделяются свободолюбие, преданность воинскому долгу, коллективизм,
взаимопомощь, физическое и нравственное здоровье, веротерпимость и
другое.
Поселения амурских
казаков.
• Поселения назывались станицами, поселками, хуторами. Первыми
станицами, центрами казачьих округов стали: Игнашинская,
Албазинская, Кумарская, Иннокентьевская. В 1859 году появились
Черняевская и Поярковская. На территории Тамбовского района в
1901 году образовались станицы и хутора Николаевского станичного
округа (в честь Государя Императора Николая II). В 1902 г.
Образован хутор Духовской (в честь генерал – губернатора С.М.
Духовского), хутор Муравьёвский (в честь генерал – губернатора
Восточной Сибири Н.Н. Муравьёва – Амурского). В 1903 году – хутор
Куропатинский (в честь военного министра Российской империи А.Н.
Куропаткина). В 1905 г. – хутор Корфово (в честь первого
приамурского генерал – губернатора А.Н. Корфа). Основа населения
данного округа – Кубанские и Оренбургские казаки (примерно 90 %).
Н.Н. Муравьёв-Амурский
• 8 декабря 1858 г. по инициативе губернатора
Восточной Сибири графа Николая
Николаевича Муравьева-Амурского на
основании Высочайшего Указа из части
забайкальских казаков было образовано
Амурское казачье войско. Столицей Войска
стал город Благовещенск.
«Сибирью владеет тот, у
кого в руках левый берег и
устье Амура». (Н.Н.
Муравьев- Амурский)
Занятия казаков.
• Ведущим хозяйственным занятием оставалось земледелие. Система
земледелия была залежной. Наличие свободных земель, а также заказы
военного интендантства на хлеб и овес привели к тому, что главной отраслью
сельскохозяйственного производства стало выращивание яровой пшеницы и
овса.
• Основные пахотные орудия – плуг, для рыхления почвы использовали рало с
деревянными и железными зубьями, бороны. Убирали хлеб серпами, косами
(литовками). При обмолоте использовали каменные или деревянные катки,
обмолачивали зерно при помощи животных – гоняли лошадей по
разосланным на току снопам. Подсобный характер имели рыболовство и
охота. Орудия рыбного лова: удочки, бредни, перемёты. Рыба осетровых и
частиковых пород в свежем, вяленом, копченом и сушеном виде, икра были
предметом вывоза. Также амурские казаки занимались извозом.
Казаки южно – амурских станиц носили
защитного цвета фуражки, такого же цвета
китель и рубаху, синие или темно - серые с
желтыми лампасами, красным кантом.
Однобортный чекмень с буквой «А» на
погонах. Огромная папаха (летом фуражка)
Серая шинель.
Выходцы с Кубани
и Дона носили
нагрудные
патронники
(газыри), у
офицеров газыри
были серебряные.
Обувь - высокие
сапоги или онучи.
В ходу была
кожаная обувь
домашнего
изготовления.
Традиционный женский костюм
состоял из юбки и кофты, так
называемая «парочка». Шился костюм
из фабричных тканей – шелка,
шерсти, бархата, ситца. Кофты ,были
разнообразных фасонов:
приталенные, по бедрам, с оборкой –
«басочкой», рукав длинный, у плеча
гладкий, на высоких или узких
манжетах, воротник «стойка» или
вырезан по объему шеи. Нарядные
блузки украшались тесьмой,
кружевом, строчками, гарусом,
бисером.
Кухня казаков.
• Основой питания амурских казаков были
продукты земледелия, животноводства,
рыболовства, овощеводства и садоводства.
Среди известных способов приготовления и
употребления пищи преобладали традиции
русских, сильным было влияние украинской
кухни. В приёмах обработки, хранения и
консервации пищевых продуктов
обнаруживается немало заимствований из
кулинарии народов Сибири и Дальнего
Востока. Способы приготовления и хранения
продуктов и блюд в походных условиях,
известные у казаков, сходны с теми, которые
существовали у русского населения разных
регионов и нерусских народов окраин России
(замораживание мяса, рыбы, пельменей,
молока, сушка творога, овощей, фруктов и
ягод и др.). Повсеместно наиболее
распространенным был хлеб из кислого теста
на дрожжах или закваске. Из кислого теста
пекли пироги, пирожки, булки, блины, оладьи
и др. Пироги — праздничное и повседневное
блюдо с начинкой из рыбы, мяса, овощей,
круп, фруктов, ягод, в том числе
дикорастущих. Широко употребляли
черемуху, делали начинку для пирогов.
Семейный уклад
Амурских казаков.
До конца XIX — начала XX века для казачества
характерно существование большой неразделенной
семьи. Длительному сохранению ее способствовало
особое социальное положение казачества и
специфический уклад жизни: необходимость
обработки больших земельных наделов,
невозможность отделения молодой семьи во время
службы или до ее начала, замкнутость семейного
быта. Наряду с большими были известны малые
семьи, состоявшие из родителей и неженатых
детей. Глава семьи (дед, отец или старший брат)
был полновластным руководителем всей семьи:
распределял и контролировал работу ее членов, к
нему стекались все доходы, он обладал
единоличной властью. Такое же положение в семье
занимала мать в случае отсутствия хозяина.
Своеобразием семейного уклада казачества
являлась большая свобода женщиныказачки по
сравнению с крестьянкой. Молодежь в семье также
пользовалась большими правами, чем у крестьян.
Святки.
Новый год.
Праздники.
Рождество.
Великий
пост.
Здоровье…
Условия жизни казаков, особенно в первое
время, были очень тяжелыми. Неустроенные
жилища, непосильный труд в любую погоду,
плохая одежда и питание приводили к
простудным заболеваниям, оспы,
скарлатины, малярии, цинги.
Врачи были только в бригадном лазарете
города Благовещенска, а станицы и посёлки
обслуживали фельдшера.
В основном Казакам приходилось полагаться
на Бога и народную медицину.
Заключение.
Итак, подводя итог своей работы, хочу надеяться, что изучая культуру
Амурских казаков, сохраняя их наследие, мы помогаем будущим
поколениям понять нас – современных жителей Амурской земли. В основе
слова «культура» лежит древнее слово «культ», что значит «служение»,
«возделывание», «защита», «очищение», «почтение». Культура – это то, чего
нельзя увидеть глазами, нельзя ни потрогать, ни купить, но единственно
можно передать. Передал или не передал отец сыну – вот на чем
основывается культура. Нам есть что сохранять и будет что передать!