Историческое сочинение как олимпиадный и экзаменационный вид заданий (приемы работы)
Оценка 5

Историческое сочинение как олимпиадный и экзаменационный вид заданий (приемы работы)

Оценка 5
Подготовка к тестированию +1
docx
история
9 кл—11 кл
26.05.2021
Историческое сочинение как олимпиадный и экзаменационный вид заданий (приемы работы)
описаны приемы работы по написанию исторического сочинения(эссе) как одного из видов олимпиадных и экзаменационных материалов
Назаренко_МБОУ СОШ 4_историческое сочинение.docx

Светлана Николаевна Назаренко,

Учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория,

МБОУ СОШ № 4,г. Радужный , Ханты-Мансийский автономный округ- Югра,РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Историческое сочинение как олимпиадный и экзаменационный вид заданий

(приемы работы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019-2020

Историческое эссе – жанр, который стали использовать на олимпиадах не так давно. Тема исторического эссе может быть сформулирована в виде высказывания историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Задача участника олимпиады – выбрать утверждение, сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися наиболее существенными. При выборе темы необходимо исходить из того, что участник олимпиады:

  1. Ясно понимает смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).
  2. Может выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).
  3. Располагает конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.
  4. Владеет терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

Необходимо иметь в виду, что жюри, оценивая работу, будет руководствоваться следующими критериями:

1.      Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

2.      Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

3.      Грамотность использования исторических фактов и терминов.

4.      Четкость и доказательность основных положений работы.

5.      Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Приемы работы по подготовке учащихся к написанию эссе.

Чтобы свободно владеть навыком написания эссе необходимо в течение учебного периода тренировать данный навык при помощи проблемных, творческих заданий.

Осознание проблемы и попытка ее разрешения. В предлагаемом тексте содержится в явном или неявном виде формулировка проблемного вопроса. Нужно предложить способ его разрешения.

Например:

1) «По смерти Калиты Русь долго вспоминала его княжение, когда ей впервые за сто лет рабства удалось вздохнуть свободно» (В.О. Ключевский).

2) «Расчетливость, медленность, осторожность, сильное отвращение от мер решительных, которыми можно было много выиграть, но и потерять, и при этом стойкость в доведении до конца раз начатого, хладнокровие – вот отличительные черты его деятельности» (С.М. Соловьев об Иване III).

3) «Одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении» (В.О. Ключевский об Алексее Михайловиче).

4) «Наименование Русского государства империей, а Петра императором всероссийским отразило глубокие изменения во внутреннем и международном положении страны. Государство, участие которого в международных делах ограничивалось отношениями с соседними странами Восточной и Юго-Восточной Европы, теперь прочно вошло в круг охи европейских держав». (Н.И. Павленко).

Обращение к личности неслучайно, тема личности – характеристика целой эпохи, направления деятельности той или иной личности отражают основные исторические процессы. В эссе важно подчеркнуть актуальность выбранной темы (как в широком научном смысле, так и для понимания современных проблем; в зависимости от выбранной темы можно подчеркнуть и то и другое).

Нахождение и сравнение понятий, позиций авторов, точек зрения, мнений. Автор эссе должен показать знания историографии вопроса, эволюцию различных суждений по выбранной теме. Результаты сравнения можно оформить в виде таблицы.

Оценка петровских преобразований

Досоветская историография

Советская историография

Современная историография

Западники

В.О.Ключевский

Славянофилы

Сторонники петровских реформ, благодаря которым Россия стала великой державой и приобщилась к европейской цивилизации (В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, С.М. Соловьев)

Петр I делал историю, но не понимал ее… Чтобы защитить отечество от врагов, Петр I опустошил его больше всякого врага… После Петра I государство стало сильнее, а народ беднее.

Противники петровских реформ, благодаря которым были разрушены национальные русские устои (К.С. Аксаков, А.С. Хомяков)

Прогрессивный характер петровских преобразований в рамках классовых оценок исторического прошлого (Е.В. Тарле, Н.Н. Молчанов, В.И Буганов)

Реформы Петра I носили противоречивый характер, проводились насильственно-репрессивными методами и привели к перенапряжению народных сил (Е. В. Анисимов, А.Б. Каменский

Для тренировок можно использовать ряд заданий ЕГЭ по истории на анализ исторических версий и оценок типа 25.

Например: Ниже приведены две из существующих точек зрения на реформы Петра I:

1) «Петр…был сыном своего века. Но он был подлинно велик, ибо заботился о судьбах страны, росте ее могущества». ( Н.И. Павленко)

2) «Реформа Петра была неизбежна, но он совершил ее путем страшного насилия над народной душой и народными верованиями» (А.Н. Толстой)

1) Политика Павла I была продиктована лишь его неприязнью к матери – Екатерине II , четкого плана действий у него не было.

2) Политика Павла I была последовательна и имела целью укрепление основ социально-экономической жизни и политического строя России.

При написании эссе лучше придерживаться компромиссной точки зрения (мне близка эта позиция, но и другая точка зрения представляется верной), тогда историческое сочинение не будет «однобоким».

Определение понятий на основе выполнения игровых заданий творческого характера (кроссворды, анаграммы, лабиринты). Такого рода задания пробуждают интерес к историческим понятиям.

 
Прозвища великих князей и царей

ГОЛОВОЛОМКА

Если в горизонтальные ряды вы правильно впишите прозвища, данные великим князьям и царям, то в выделенном вертикальном ряду можно будет прочитать прозвище императора Александра I (1801–1825). (В скобках даны даты правления великих князей и царей.)

46-1

1. Младший брат Александра Невского Михаил Московский (1247–1248) изгнал своего дядю Святослава-Гавриила из Владимира (1248), за что и получил прозвище …. 2. Великий князь Иоанн I Данилович (1328–1340) всегда носил с собой кошель на поясе, наполненный деньгами, оделяя нищих и убогих. По названию этого кошеля – и прозвище …. 3. Великий князь Иоанн II Иоаннович (1353–1359) получил прозвище за свою внешность. 4. Великий князь Симеон (Семён) Иоаннович (1340–1353) прозван за то, что правил твёрдой рукой и первым именовал себя великим князем всея Руси. 5. Великий князь Владимир II Всеволодович (1113–1125) получил прозвище в честь своего деда по матери – греческого царя Константина. 6. Великий князь Дмитрий Иоаннович (1363–1389), разгромивший ордынцев на поле Куликовом в 1380 г., получил за эту победу прозвище …. 7. Царь Пётр I Алексеевич (1696–1725), внесший огромный вклад в преобразование России, получил прозвище …. 8. Князя Суздальского, а потом великого князя Киевского Георгия I или Юрия Владимировича (1155–1157) прозвали так за неуёмную жажду власти, за стремление к первенству во всём, за экономическое, политическое, культурное объединение огромного российского края. 9. Князь Александр Ярославич (1252–1263), разгромивший шведов на берегу реки Невы в 1240 г., был наименован … . 10. Императрица Екатерина II Алексеевна (1762–1796). «Всеобъемлющий гений Екатерины дал жизнь и душу величайшей империи», – писал барон Танненберг. Её назвали …. 11. Великий князь и царь Иоанн IV Васильевич (1533–1584) получил прозвище за жестокость и тиранство. 12. Великий князь Святополк (1015–1019) за убийство братьев Бориса и Глеба заслужил проклятие современников и потомства и соответствующее прозвище. 13. Великий князь Ярослав I (1019–1054) своё прозвище заслужил созидательными делами, взвешенной политикой, умирением народов, населявших наше государство. 14. Великий князь Василий II Васильевич (1425–1462), находясь в плену, был ослеплён Дмитрием Шемякой, братом Василия Юрьевича Косого, отсюда и его прозвище.

 

ОТВЕТЫ

По горизонтали: 1. Храбрый. 2. Калита. 3. Красный. 4. Гордый. 5. Мономах. 6. Донской.
7. Великий. 8. Долгорукий. 9. Невский. 10. Великая. 11. Грозный. 12. Окаянный. 13. Мудрый. 14. Тёмный.

По вертикали: Благословенный.

Историческое сочинение – портрет исторического деятеля, предполагающее анализ деятельности какой-либо исторической личности – новая модель заданий в структуре ЕГЭ по истории-2012.

 

Задание С6. Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет.

1)      Дмитрий Донской;         2) М.М. Сперанский;           3) Н.С. Хрущёв.

Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности.

Можно использовать следующие приемы работы по подготовке учащихся к выполнению задания.

Пример алгоритма характеристики выдающегося исторического деятеля

1. Определите время жизни исторического деятеля.

  • Назовите время жизни /деятельности (год, век, период) исторической личности.

_________________________________________________________________________

2. Охарактеризуйте основные направления деятельности

  • Перечислите основные направления (в социальной, экономической, духовной, политической сферах);
  • Раскройте связи и противоречия личности — в деятельности, между его целями и средствами их достижения, с другими людьми.
  • Перечислите и оцените средства, используемые данным деятелем для достижения поставленных целей.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Охарактеризуйте основные результаты деятельности

  • Перечислите (определите), каких результатов он достиг в своей деятельности (в социальной, экономической, духовной, политической сферах);
  • Дайте обобщенную характеристику перечисленным результатам (по значимости этих результатов для страны, народа; по их влиянию на последующий ход событий и т.д.)
  • Выразите свое отношение к результатам деятельности этого исторического деятеля (восхищение его деятельностью или неодобрение его поступков и т.п.).

Вариантом также может служить заполнение опорной схемы или таблицы.

I. Государственный деятель, российский император, руководитель СССР, крупный русский военный деятель и др.; годы правления, период жизни и деятельности; определял государственную политику, время правления называют… – 1 балл.

II. Направления и результаты внутренней и внешней политики; реформаторский и реакционный курс, блестящие победы и умелые действия для предотвращения разорительных набегов. Итоги и значение деятельности – 4 балла.

Пример ответа учащегося получившего максимальный балл при апробации задания (Я.В. Соловьев, Е.А. Гевуркова История: 25 новых типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. – М., 2015).

Н.С. Хрущёв - руководитель СССР в 1953-1964 гг. (до 1957 г. шла борьба за лидерство с Л.П. Берия, Г.М. Маленковым, В.М. Молотовым и др.).

Хотя Хрущёв был выходцем из сталинского окружения и участвовал в репрессиях, но он стал ключевой фигурой в развенчании культа личности Сталина. На ХХ съезде Хрущёв выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». Благодаря ему процесс реабилитации принял широкий характер. Из лагерей вышли многие политзаключённые, ослабла цензура, стали выходить в свет произведения о репрессиях «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына, стали более широко обсуждаться общественные проблемы. Поэтому период правления Хрущёва получил название «оттепель». Хрущёв больше, чем Сталин, думал о людях, об их нуждах. При нём была облегчена жизнь колхозников, развернулось жилищное строительство, расширилась выплата пенсий. Но при этом Хрущёву было свойственно проведение недостаточно продуманных экономических реформ – создание совнархозов, ликвидация МТС, что только ухудшило положение. Ему была присуща «кампанейщина», в том числе кампания по посадке кукурузы. Хотя при нём произошла частичная демократизация, сам он демократом не был (разгром художников-абстракционистов, методы борьбы за власть). Хрущёв был малограмотным и импульсивным человеком. Он пытался укрепить контакты с США, но при нём произошёл самый страшный международный кризис – Карибский. В 1964 г. он стал первым советским руководителем, отправленным на пенсию.

Алгоритм написания эссе

«Умолчим о пороках личных; но сия страсть к новым для нас обычаям преступила в нем границы благоразумия. Петр не хотел вникнуть в истину, что дух народный составляет нравственное могущество государств, подобно физическому, нужное для их твердости… Искореняя древние навыки, представляя их смешными, хваля и вводя иностранные, государь России унижал россиян в собственном их сердце». (Н.М. Карамзин)

1.      Вступление Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник). (Почему выбрали эту тему? Какие задачи перед собой ставите? Актуальность данной темы. Какие существуют теории, гипотезы, версии по данному вопросу?)

2.      Аргумент-1

Иллюстрации к нему (факты, даты, понятия):

1.

2.

3.      Аргумент-2

Иллюстрации к нему (факты, даты, понятия):

1.

2.

4.      Выводы (по каждому из аргументов)


 

Светлана Николаевна Назаренко,

Светлана Николаевна Назаренко,

Историческое эссе – жанр, который стали использовать на олимпиадах не так давно

Историческое эссе – жанр, который стали использовать на олимпиадах не так давно

Оценка петровских преобразований

Оценка петровских преобразований

Младший брат Александра Невского

Младший брат Александра Невского

Дмитрий Донской; 2) М

Дмитрий Донской; 2) М

Хотя при нём произошла частичная демократизация, сам он демократом не был (разгром художников-абстракционистов, методы борьбы за власть)

Хотя при нём произошла частичная демократизация, сам он демократом не был (разгром художников-абстракционистов, методы борьбы за власть)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2021