Историко-литературная композиция "Навечно в памяти" (5-6 класс)
Оценка 4.9
Мероприятия
doc
история +1
5 кл—6 кл
28.04.2017
Историко-литературно-музыкальная композиция "Навечно в памяти", посвящена Дню Победы. Она предназначена для учащихся 5-6 классов. Сценарий может быть использован как на уроках, так и во внеурочной деятельности при подготовке к празднованию, встречах с ветеранами. Каждый педагог может добавлять свой региональный компонент.
Вечной памятью живы.doc
ИСТОРИКОЛИТЕРАТУРНОМУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
«ВЕЧНОЙ ПАМЯТЬЮ ЖИВЫ»
(56 кл)
Цели:
через открытый разговор ветеранов с учащимися о событиях Великой Отечественной войны –
способствовать воспитанию патриотизма обучающихся, сохранению в сознании, памяти сегодняшнего
поколения лучших страниц нашей истории;
воспитание личности гражданинапатриота Родины, способного встать на защиту государственных
интересов страны и своей малой Родины;
приобщение обучающихся к славной истории родного края.
Форма проведения: Вечер–встреча
Участники:
участники Великой Отечественной войны
учащиеся 56 классов,
представители Совета старшеклассников.
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Оборудование урока:
1. Комплект мультимедийной установки
2. Презентация «Великая Отечественная война»
3. Карта «Великая Отечественная война»
4. Материалы стенда «Помните! Какой ценой завоевано счастье»
5. Музыкальное сопровождение
6. Выставка рисунков учащихся
7. Выставка книг о войне
8. Фотографии из семейных архивов, вещей, которые сохранились
Гости на уроке:
участники войны, заслуженные ветераны, награжденные многими орденами и медалями, прошедшие
войну с 1941 г., включая взятие Берлина в 1945 г.
Часть 1. Выступление учащихся.
1. Учитель: слова эпиграфа раскрывают суть страшной трагедии – событий военных лет; они
способствуют осознанию того, что война – это всегда страшно, всегда больно; люди должны
научиться жить без войн.
Нам необходимо научиться жить через связь поколений, уроки прошлого, понимать, уметь
извлекать лучшее для продвижения вперед, для сохранения мира на Земле
Звучит музыка. К. В. Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»
Чтец 1. Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь.
И птицы память по утрам поют,
И ветер – память по ночам гудит, Деревья – память целый день лепечут.
Но в памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память – дождь,
И память – снег летит и пасть не может. ( Д. Самойлов «Я зарастаю памятью» )
Ведущий 1. Течет река времени. Минуло уже более полувека с того страшного дня, когда настежь
распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла река
времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые
поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 г. осталось не просто как роковая дата, но и как
рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.
Чтец 2. Самый светлый,
Самый летний день в году,
Самый длинный день Земли –
Двадцать второго
Спали дети,
Зрели яблоки в саду.
Вспоминаем,
Вспоминаем это снова.
Вспоминаем эту ночь и в этот час взрыв,
Что солнце погасил в кромешном гуле,
Сквозь повязки неумелые сочась,
Кровь народа заалела в том июне.
( М. Луконин «Напоминание»)
Ведущий 2. Войну все ждали, но она нагрянула внезапно. Год 1941, 22 июня. От Советского
Информбюро: «Сегодня в 4 часа утра, без предъявления какихлибо претензий к Советскому Союзу,
без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих
местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города»
Звучит песня. «Священная война». Слышатся взрывы снарядов.
Чтец 3. Мы знаем что ныне лежит на весах,
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем навеки!
(А. Ахматова «Мужество»)
Ведущий 3.
Первый удар врага принял на себя гарнизон Брестской крепости. Он оказался наглухо отрезан, как
стеной отгорожен от внешнего мира. Нелегко, глядя в лицо, погибнуть героем
Именно так, безвестными героями, «не ради слова, ради жизни на земле», погибали защитники
Брестской крепости. Страна помнит своих героев. Сейчас на месте сражений создан Музей
героической обороны Брестской крепости.
Чтец 1. Играют горнисты тревогу.
Тревогу горнисты трубят.
Уходят солдаты в дорогу..
И нет безымянных солдат ( М. Дудин )
Звучит фрагмент песни Н. Богословского и В. Агатова «Темная ночь».
Ведущий 1.
30 сентября гитлеровское командование начало осуществлять далеко идущий
стратегический план «генерального» наступления на Москву под кодовым названием «Тайфун».
Фашисты были уверены, еще удар – и они сломят сопротивление. На их пути стояла Тула. С первых
дней войны упорно сражались с наступавшими гитлеровцами наши земляки. С юга на Москву через
Тулу должна бала прорваться отборная танковая группа генерала Гудериана – пять танковых и
мотодивизий, две пехотные дивизии и полк СС «Великая Германия». На защиту города Оружейников
поднялись рабочие батальоны, было налажено производство вооружения. На одном из предприятий
освоили выпуск противотанковых мин. 8 октября из Тулы началась эвакуация оборудования и кадров
оборонных заводов и других военных предприятий. С утра 30 октября гитлеровцы настойчиво
пытались прорвать оборону защитников города. Да не прошли. На минах подрывались танки. Так и
ушли от города ни с чем.
Чтец 2. Грозное, страшное слово – война.
В жизни страшней не найти.
Жжет, убивает, рушит она
Все на своем пути.
Кажется, свет навсегда погас,
Солнце в глубокой мгле…
Гитлер фашистам отдал приказ –
Враг на нашей земле ( М. Познанская «Валя Котик»)
Ведущий 2. В ноябре 1941 г. фашисты захватили Новомосковск. Город непосредственно прикрывала 239
дивизия под командованием полковника Г. О. Матиросяна. 17 ноября она вступила в бой с войсками
Гудериана. У противника было четырехкратное превосходство по личному составу и шестикратное по
танкам и артиллерии. Создалась сложная обстановка.
19 ноября противник захватил Ильинку. 21 – Узловую. После захвата Сталиногорска 25 ноября в городе
был установлен жестокий оккупационный режим. Однако врагу не удалось сломить сопротивление
патриотов. В городе создается подпольная организация, которая провела ряд операций. Главная – 11
декабря, когда Советские войска подошли к городу.
Ведущий 3. Основную роль в освобождении Сталиногорска сыграл 1й гвардейский кавалерийский
корпус под командованием генералмайора П. А. Белова.
12 декабря 1941 г. город был освобожден. Отступавшие немецкие части были окружены и
уничтожены. Радостно встречали жители своих освободителей.
Чтец 3. Гаснет электричество в окне
Затихает музыка и пенье.
Вспоминает город в тишине
Дату своего освобожденья.
В наших завоеванный домах
Матери благословляют снова
Снег и кровь на блещущих клинках
Всадников из корпуса Белова. ( Я. Смеляков)
Ведущий 1. Битва под Москвой стала одним из важнейших событий всей Великой Отечественной войны.
Гитлеровцы понимали значение Москвы как вдохновляющего и организующего центра борьбы нашего
народа. Осуществление операции по захвату русской столицы было поручено группе армий «Центр».
Чтец 4. …Москва,
Она всегда была за нами.
И здесь, где день начало льет свое, В соседстве с океанскими волнами
И гордого Амура берегами,
Любой наш бой – сраженье за нее. ( В. Ларченков «Перед атакой»)
Ведущий 2. Фашистские войска были отброшены от Москвы на 250 км. Это была первая крупная победа
наших войск. Потом были Сталинград, Курская дуга, освобождение Крыма, Белоруссии и др.
Чтец 4. Четвертый год! Четвертый год войны
Нам мажет локти желтой прусской глиной,
И тысячи стволов наведены
Указками дороги до Берлина.
Звучит отрывок песни А. Пахмутовой и М. Львова «Поклонимся великим тем годам».
Ведущий 1. Мальчишки и девчонки… Их детство опалила война. Они испытали ужасы варварской
бомбардировки, голод и холод, беду и лишения:
Чтец 1.
Мы, дети горьких лет сороковых,
Не видели мы в детстве хлеба вдоволь.
Но не предали мы заветов вековых –
Мы ценим дружбу и прямы, как тополь.
Мы без отцов росли: одни на фронте были,
Других уж вовсе не было тогда.
Нас матери и бабушки вскормили,
Об этом будем помнить мы всегда!
Ведущий 2. У них у всех одно прошлое, одна судьба. Их горькое военное детство – это страдания,
потеря родных и близких. Такое не забывается. Сколько бы лет ни прошло. В этом лишний раз убеждают
письма.
Альберт Утенков. «Детство мое окончилось 23 августа 1942 года. Оно окончилось резко – в один день, в
один час. Тогда армады немецких бомбардировщиков и штурмовиков начали превращать мой родной
цветущий город в море огня и груды развалин. Не стало дома… Известия от отца с фронта оборвались…
мама стала почти совершенно безразлична и к жизни, и к смерти... Я вынужден был принимать
самостоятельные решения за себя и за маму».
Чтец 2.
Мы быстро подрастали, как грибы,
Но только под свинцовыми дождями.
Усталые отцовские ряды
Все чаще пополнялись сыновьями.
Ведущий 3. Пришел солдат в Берлин. Рано утром 1 мая 1945 г. уже развевалось красное знамя на
рейхстаге, которое водрузили разведчики 756 стрелкового полка 150 стрелковой дивизии М. А. Егоров и
М. В. Кантария. Это был триумф мужества и героизма советских воинов
Чтец 3.
Война закончилась победой,
Умолк давно снарядов вой.
Зачем же, память, как по следу,
Идешь ночами за войной?..
Ведущий 1. В самом Берлине, в Трептов – парке стоит памятник солдату – освободителю. Его автор –
бывший командир стрелкового взвода 5й стрелковой дивизии Е. В. Вучетич. Этот величественный
монумент был создан в память всех воинов Красной армии, победившей фашизм. Звучит песня «Алеша»
Чтец 4. Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись.
Могиле этой дорогой, всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,
Ученый иль пастух,
На век запомни : здесь лежит
Твой самый лучший друг
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберег.
Звучит музыка «День Победы»
Учитель благодарит учеников участников композиции.
Диалог учителя с учащимися в классе.
Обмен впечатлениями.
Представление выставки книг и рисунков.
Часть 2. Выступление ветеранов.
На нашем вечере присутствуют участники Великой Отечественной войны
_________________________________________________________________________________________
___________________________________________
Дорогие ветераны! Вас поздравляют учащиеся старших классов.
Звучит песня «Майский вальс» в исполнении ученика гимназии.
Учитель: рассказывает о необходимости жить через связь поколений, уроки прошлого – понимать, уметь
извлекать лучшее для продвижения вперед по совершенствованию демократии, а главное – сохранения
мира на Земле.
Под аплодисменты учащихся начинают свое выступление ветераны, свой выстраданный жизнью рассказ о
войне и конкретно о личном участии, личном вкладе в Великую Победу над фашизмом, нацизмом в 1941
1945 гг.
Звучит музыка военных лет.
Историко-литературная композиция "Навечно в памяти" (5-6 класс)
Историко-литературная композиция "Навечно в памяти" (5-6 класс)
Историко-литературная композиция "Навечно в памяти" (5-6 класс)
Историко-литературная композиция "Навечно в памяти" (5-6 класс)
Историко-литературная композиция "Навечно в памяти" (5-6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.