История формирования, определение и воспитание художественного вкуса
Оценка 4.9

История формирования, определение и воспитание художественного вкуса

Оценка 4.9
pdf
26.10.2023
История формирования, определение и воспитание художественного вкуса
методическая работа История формирования, определение и воспитание художественного вкуса.pdf

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» г. Партизанск

«История формирования, определение и воспитание художественного вкуса»

Методическая работа преподавателя МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Партизанска

Вороновой Ольги Валерьяновны

г. Партизанск, 2022

План

1.     Сущность художественного вкуса и его генезис

1.            История формирования понятия «художественный вкус»

а) Вольтер, Монтескье, Юм, Кант;

б) исследование понятия «художественный вкус» в работах ученых.

2.            Определение понятия «художественный вкус»

а)     структура «художественного вкуса»;

б) свойства «художественного вкуса»;

в) функции «художественного вкуса».

П. Как воспитать художественный вкус

1.                Основа основ - репертуар.

2.                Самовоспитание.

Заключение.

-2часть.

О вкусах спорили, спорят и будут спорить, потому что человек во всех сферах своего бытия действует по законам красоты; а понятие красоты связано с ценностной оценкой как отдельных явлений, так и жизни в целом. Ценности же у человека являются его важнейшей личностной характеристикой. Они закладываются в раннем детстве, впитываются с молоком матери, усваиваются вместе с родной речью, вызывают нечто подобное моральной обязанности, высветляют чувства.

При всем многообразии содержания понятия «вкус» постепенно за ним закрепилось главное отражение способности человека к восприятию прекрасного и безобразного. Именно в таком аспекте проблема вкуса стала разрабатываться в эстетике примерно с XVII века.

Проблеме формирования вкуса уделяется большое внимание в современной зарубежной и отечественной литературе. Исследователи этой проблемы выстраивают категориальный ряд: эстетический идеал эстетический вкус — эстетическое чувство, который позволяет подчеркнуть, что художественный вкус, как качественная характеристика духовно практической деятельности, отражает творческое отношение людей к художественной практике, В процессе этого отношения реализуются способности людей к познанию и восприятию прекрасного в окружающей действительности. Художественное — это эстетическое в искусстве, тот же слой реальности, что и красота природы, только более сложный по своей структуре. Как отличить художественный образ от его подобия, от ремесленной поделки, обладающей внешними признаками искусства, но лишенной его внутренних качеств? Художественный образ вырастает из образов чувственных, первичных, подобных тому, как из них вырастает понятие. Отсюда речь идет о воспитании самих чувств.

Разработку проблемы эстетического вкуса мы находим в произведениях Вольтера, Монтескье, Юма. Они начинают показывать как эстетика формирует художественное мировоззрение человека. Большое внимание развитию данной проблемы уделил выдающийся представитель немецкой классической философии И.Кант, он указал на глубокие внутренние противоречия вкуса, являющегося одновременно и общественным, и индивидуальным. Однако кантовский аналитический метод, хотя и опередил свое время почти на два столетия, тем не менее содержал существенный изъян: формализация определений. Так, например, красоту он определял как «целесообразность без цели». Последующее развитие эстетической мысли диалектически преодолело кантовскую односторонность понимания красоты.

Говоря о проблемах воспитания художественного вкуса, мы должны постоянно задаваться вопросом: «А есть ли антивкус?».

Можно сформулировать этот вопрос несколько иначе: «А нужен ли человеку вкус, можно ли без него обойтись?». Нет, нельзя. О том, что необузданная натура человека не несет ничего, кроме зла, писали многие авторы. Приведем мысль российского социолога М.А.Энгельгардта, высказанную им на исходе МХ века:

«История цивилизации есть история постепенного озверения людей»

Именно эстетика формирует художественное мировоззрение человека.

Эстетическое воспитание охватывает все сферы жизни, все возрасты. Учиться, как гласит поговорка никогда не поздно. Но, конечно же, результативнее в обучении детство. Сфера воспитания детей распространяется далеко за пределы семьи и школы, это — весь окружающий мир.

«Цель эстетического воспитания выработать у человека гармоническое, творческое взаимоотношение с миром. Безвкусица и неудачные образцы художественного творчества существовали во все времена. Псевдоискусство рассчитано на примитивный строй ума и души, на неразвитую психику, отсутствие вкуса [2].

В работах российских исследователей так же понятие «художественный вкус» раскрывается через категорию «эстетический вкус». Филосовский энциклопедический словарь рассматривает данное понятие только в этом аспекте [З].

В ряде работ эти понятия даются как синонимы, либо основным различителем этих вкусов считаются границы охвата объектов действительности: у художественного вкуса уже сфера влияния по сравнению с эстетическим.

Ш.А.Герман, В.К,Скатерщиков считают художественный вкус одной из существенных сторон эстетического вкуса. «Художественный вкус есть эстетический вкус в области художественной деятельности (создание, восприятие, оценка художественных произведений и других явлений художественной культуры)» - пишет В.К.Скатерщиков [4].

В.А.Разумный отличает художественный вкус от эстетического по предмету оценки: «искусство оценивается художественным вкусом, прекрасное и безобразное в действительности — эстетическим вкусом» [5]. Итак, исследуя все эти определения, попытаемся суммировать их и определить: что же такое на самом деле художественный вкус?

Художественный вкус это качественная характеристика духовно  практической деятельности, отражающей творческое отношение людей к художественной практике и реализующей их способности к восприятию познания искусства в конкретно — исторических условиях.

Именно художественный вкус может служить выразителем (мерилом) художественной культуры человека, так как он отражает степень совершенства социально значимых качеств личности и уровень развития индивидуальности.

Художественный вкус — сложное духовное образование. В научной литературе общепринято структурирование вкуса по видам искусства: театральный, литературный, музыкальный и т.д.. Последний основан на специфике музыки. Он выражает уровень музыкальной культуры личности.

Это оценочное отношение к музыке, включающие способность эстетически переживать музыку, воспринимать ее содержание, наслаждаться ею, ценить, осмысливать ее в связях с окружающей жизнью, быть в состоянии выбирать лучшие образцы.

Во вкусе отражается способность понимать тему, идею музыкального произведения, характер музыки и т.п., средства музыкальной выразительности, специфику музыкальных жанров, стиль и метод в музыке, соотношения традиций и другие моменты, составляющие специфику музыки как вид искусства.

Как справедливо замечает Т.И.Панкевич, типическое воплощается в конкретно — чувственной форме, в материале того или иного вида искусства. «В музыке это выражается в опоре композитора на общезначимые, общеупотребительные интонации, которые сочетаются с интонациями новыми, непривычными.» [6]

В структуру художественного вкуса входит следующее:

-  эмоционально — чувственные способности (эмоциональные реакции), - художественная восприимчивость, интуитивное понимание и т.д.);

-  художественно — образное мышление;

-  художественные взгляды, обеспечивающие оценку произведений искусства и других явлений художественной практики;

-  художественные убеждения, обеспечивающие устойчивость вкуса;

-  художественные предпочтения, обеспечивающие избирательное отношение к искусству, отбор художественного ценного;  художественные притязания (предпочтения) отражающие духовный потенциал личности;

-  художественные нормы;

-  опыты художественной деятельности, направленной на художественное познание произведений искусства и самовыражение в художественном творчестве.

Сущность художественного вкуса проявляется в его свойствах. К числу общественно значимых свойств можно отнести следующие: искренность, истинность художественного отражения, развитую ассоциативность, активность, противопоставленную инертности, вялости; стабильность, динамичность, подвижность, гибкость, избирательность, требовательность,

Социальное назначение вкуса реализуется в функциях. Основные функции художественного вкуса таковы: аксиологическая (быть мерилом оценки и отбора художественных ценностей), нормативно — регулирующая (служить художественной нормой или нормативом в эстетической практике людей), воспитательная, познавательная, коммуникативная (быть средством общения) идонестическая ( приносить радость, наслаждение).

Руководствуясь вкусом, личность на его основе строит оптимальный для себя вариант художественной деятельности. С его помощью личность находит наиболее обогащенные по содержанию формы художественной деятельности и наиболее оптимальные способы удовлетворения художественных потребностей.

Поскольку условия и формы, способы жизнедеятельности неоднородны, личность несет в художественном вкусе отпечаток социальнокультурных различий. Кроме того, в обществе есть негативные проявления вкуса. Они в какой то мере могут быть усвоены индивидуальным художественным вкусом на личностном уровне .

Художественный вкус воспитывается в условиях коллективной деятельности. Для его воспитания важны систематические занятия и стабильность коллектива. Хоровой коллектив это устойчивая группа участников, объединенных интересом к музыке, совместному исполнению и стремлением овладеть исполнительским мастерством.

 7

П Часть

От художественных достоинств репертуара зависит, насколько эффективным будет педагогическое руководство процессами формирования художественного вкуса. Было замечено, что однообразие репертуара, инертное отношение к его выбору и исполнению нередко возникают из-за недооценки воспитательных возможностей работы над репертуаром. [7]

Под репертуаром хорового коллектива мы понимаем организованную совокупность музыкальных произведений, которые составляют основу художественной деятельности коллектива, способствуют воспитанию художественного вкуса, развитию творческой активности участников.

Репертуар основа художественной деятельности коллектива. Он выполняет идейно художественную и учебную функции, неразрывно связанную между собой. На его базе формируется музыкально теоретические знания, совершенствуются исполнительские навыки, вырабатывается направленность художественно исполнительской деятельности коллектива, Через репертуар коллектив воздействует на участников. Поэтому, какие произведения следует включать в репертуар, является важным моментом для хорового коллектива. От правильного подбора произведений зависит рост мастерства и качество исполнения.

Принцип отбора репертуара для детского хора и критерии оценки, как считают А.В.Шамина [8] и Т.С.Серебрякова [9]? должны включать в себя четыре характеристики: идейность, художественную ценность, разнообразие и доступность исполняемых произведений.

Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого участника хора, но в то же время он не только повышает музыкальную культуру детей, но и в значительной мере способствует их нравственному и эстетическому воспитанию.

«Пение в хоре является, как бы, народной общедоступной музыкальной школой, в которой музыка познается не отвлеченно, без связи с окружающей жизнью, а идет рядом с ней, украшает, обогащает ее» эти слова замечательного музыканта и дирижера А.В.Свешникова [10], очень точно характеризуют сущность хорового искусства. Выполнение этого высокого призвания хорового искусства можно только через разнообразный и высокохудожественный репертуар, в котором сочетаются произведения трагические и игровые, лирические и шуточные, медленные и быстрые. В нем должны найти место сочинения современных авторов, русская и зарубежная классика, народное творчество , старинная и духовная музыка.

Каждое из этих сочинений раскроет перед детьми свои наиболее характерные черты и тем самым значительно обогатит их духовный мир, расширит их музыкальный горизонт так,что народное творчество покорит юных певцов родниковой чистотой интонаций, незатейливой красотой поэтических образов; классическая музыка глубиной содержания, разнообразием и строгостью формы, современные сочинения — поиском новых средств музыкальной выразительности, так созвучным беспокойным ритмом нашей действительности.

Серьезное и глубокое воздействие репертуара на воспитание и образование детей возможно лишь в том случае, если он будет осваиваться активно и сознательно. Хормейстер должен создать такую творческую атмосферу репетиционной работы, при которой эти принципы раскрываются наиболее полно.

Каждое занятие должно проходить на эмоциональном подъеме. Только эмоциональное пробуждение разума; как говорил В.А.Сухомлинский, дает положительные результаты в работе с детьми. А это означает, что живая, творчески активная постановка каждой репетиции — обязательное условие успешных занятий.

Созданию такой обстановки в значительной мере способствует наличие в репертуаре трех групп сочинений. Одна группа должна полностью соответвовать исполнительским возможностям коллектива, другая опережать эти возможности и третья - быть легче достигнутого уровня. Соблюдение этого принципа активизирует репетиции и помогает сознательно усваивать материал.

Хорошо известно, что в начале занятий дети работают с большей самоотдачей и вниманием. Именно в это время и следует разучивать наиболее сложные сочинения или добиваться усвоения самых важных вокально-хоровых навыков, работать над самыми трудными в интонационном или ладогармоническом отношении фрагментами и т.д..

В конце репетиции можно разучивать самые легкие произведения или исполнять уже хорошо освоенные сочинения. Дети с помощью педагога должны глубоко вникать в содержание произведений, понимать каждое слово, чутко переживать музыкальные развитие с тем, чтобы сознательно находить самые точные исполнительские выразительные средства. Эти навыки постепенно и систематически накапливаются в коллективе также благодаря четко продуманному репертуару.

Здесь уместно подчеркнуть еще одно важное условие в формировании репертуара. Технические задачи ни в коем случае не должны влиять на художественный уровень произведений. Руководителю следует помнить, что только увлеченная работа ребенка приносит ему радость и не утомляет его. Весь репертуар должен быть увлекательным, поэтому сочинения преследующие чисто технические задачи, нужно использовать лишь в качестве упражнений.

Правда, следует помнить и о том, что не все произведения сразу же захватывают детей образным интересным содержанием или ярким мелодическим развитием. Вот почему в репертуаре должны быть и хоры, быстро завоевывающие любовь детей, и такие, которые раскрывают свою красоту, притягательную силу постепенно, в процессе кропотливой репетиционной работы. Такое сочетание произведений также даст

— 10-

возможность педагогу значительно разнообразить творческую атмосферу занятий.

Наконец, немаловажное значение имеет и количественная сторона репертуара. В этом вопросе недобор так же плох, как и перебор. Слишком большой репертуар не даст возможности осуществлять кропотливую, целенаправленную, систематическую работу, а ограниченный , наверняка, затормозит естественное, полноценное, последовательное воспитание необходимых навыков.

В умело подобранном репертуаре наиболее полно прослеживается единство воспитания и обучения, единство процесса овладения знаниями, навыками и умениями и систематического, целенаправленного воздействия на духовное развитие личности, воспитания художественного вкуса, как каждого участника хорового коллектива, так и всего коллектива целиком.

Содержание поэтического или прозаического текста в хоровых произведениях и его художественным качествам необходимо уделять внимание первостепенное. Подробная и точная «расшифровка» текста детям совершенно обязательна, тексты на иностранных языках нужно перевести подстрочно и сравнить, если это возможно, с поэтическим переводом. Выразительное, образное исполнение хорового сочинения, точнее, подготовка такого исполнения, требует от хора достаточного уровня музыкальной грамотности и художественной культуры.

Учебно — воспитательный процесс, если он организован методически правильно и с ориентацией на высокоразвитый художественный вкус, приводят к следующим результатам:

1. Участники развивают, обогащают художественно—образное мышление, поскольку они начинают глубоко проникать в музыкальный образ, строй произведения, его структуру, постигают стиль композитора, особенности формы произведения, связь содержания и формы произведения. Участники овладевают наиболее современными путями, формами и средствами воссоздания художественного образа.

- 11 -

2.3начительно обогащаются способности участника оригинально выразить собственное понимание произведения, данной партии, трактовки произведения дирижером...

З. Приобретаются необходимые практические навыки, отражающие искусность участников в овладении вокальными навыками путем раскрытия творческих способностей личности (музыкального слуха, ритма, быстроты реакций, правильного дыхания).

В процессе воспитания художественного вкуса методы собственно художественного воспитания неразрывно переплетаются с методами педагогического воздействия. От умений руководителя и хора, соединять эти методы во многом зависит формирование художественного вкуса участников.

Концертная деятельность всегда занимает важное место в жизни хора. Хорошо подготовленные и произведенные на высоком качественном уровне выступления способствуют удовлетворению художественно — эстетических запросов хористов, расширению их музыкального кругозора.

Немного нужно еще поговорить о самовоспитании.

Самовоспитание — это сознательная планомерная работа над собой, направленная на развитие личности и соответствии с общественными требованиями и реальными возможностями данной личности.

Самовоспитание — органическая часть воспитательного процесса, т.к. художественный вкус представляет собой результат педагогической деятельности руководителя, воздействия объективных условий коллективной художественной деятельности и собственных усилий участника в процессе художественного воспитания. Самовоспитание художественного вкуса начинается тогда, когда участник осознает свой художественный интерес, достигает определенного уровня эстетического самосознания, приобретает практические навыки. Перед хористом стоит цель формировать собственный художественный вкус. Необходимо помочь ему увидеть эту цель, соотнести ее с собственными возможностями, помочь ему создать его

- 12 -

собственный будущий образ, наделенный чертами развитого художественного вкуса и показать пути и способы самосовершенствования.

Если условно представить самовоспитание как относительно самостоятельный прерывный (имеющий начало и конец), процесс, то его ступенями можно считать самопознание, само преобразование и само реализацию художественного вкуса личности в условиях коллективной художественной деятельности.

Направленность творческой работы и обучения на самовоспитание во многом определяется уровнем педагогической деятельности руководителя. Обычно хормейстер не только указывает на недостатки художественных знаний, практических умений или узость культурного кругозора участника, но и рекомендует пути их устранения, показывает, каким образом сделать так, чтобы развить нужное свойство личности.

Руководитель должен научить участников творчески работать. Задачи ставятся посильные, но в то же время и не облегченные. Сложность задач по самовоспитанию должна нарастать постепенно, чтобы тонус деятельности не мог ослабеть. Только при этом условии развивается, укрепляется воля, желание решать трудные задачи.

Художественный вкус человека формируется и совершенствуется постепенно в зависимости от воспитания и самовоспитания.

Работа по самовоспитанию художественного вкуса может продолжаться всю жизнь, по мере ее более глубокого осознания художественных требований общества и освоения художественных идеалов.

Заключение


В настоящей работе рассмотрены теоретические и методологические вопросы формирования художественного вкуса. Художественный вкус - конкретно историческое явление, характеризующее качественную сторону художественной деятельности людей данного общества на конкретном этапе его развития. Изменение художественного вкуса происходит по мере того, как преобразуются условия художественной деятельности людей и сами люди, как личности. Динамизм - экспрессивность художественного вкуса не означают, что он представляет собой нечто «неуловимое», нестабильное. Художественный вкус характеризуется определенной устойчивостью. С помощью художественного вкуса в обществе осуществляется приемственность духовной жизни, сохраняются и воспроизводятся художественные ценности. В художественном вкусе преобразуется предшествующий художественный опыт общества, удерживается художественная связь поколений.

В заключении попытаемся сделать основные выводы:

 художественный вкус формируется всем комплексом общественных условий и прежде всего социально - культурной средой;  художественный вкус тесно связан с художественной практикой людей и, в частности, с художественным творчеством;  процесс формирования художественного вкуса нуждается в целенаправленном педагогическом руководстве;  переход к высокоразвитому художественному вкусу зависит от преодоления примитивного художественного вкуса многих участников и стихийности их художественного роста;  только педагогическое взаимодействие и руководство обеспечит успех в воспитании художественного вкуса, обоюдную творческую активность руководителя и ученика, преодоления разрыва между воспитанием и самовоспитанием художественного вкуса.

Список литературы

1.                 Энгельгардт М.А. «Прогресс как эволюция жесткости» СПб 1899

2.                 Вольфсон ЭС. «О вкусе и его жизни» Кузбассвузиздат 1992

3.                 ФЭС М. Советская энциклопедия 1989 с.92

4.                 Скатерщиков ВК, Художественная культура: Понятия Термины М издательство «Знание» 1978 с. 176

5.                 Разумный В.А. «О хорошем художественном вкусе» М: 1961 с. 12

6.                 Танкевич Г.И. Музыка и идеология М: Музыка 1985 с.З0

7.                 «Репертуар художественной самодеятельности современность традиции» М:

НИИ культуры 1983 с.5

8.                 Шамина Л.В. «Работа с самодеятельным хоровым коллективом» М. Музыка 1983 с. 135-148

9.                 Серебрякова Г.С. «Вопросы подбора репертуара в самодеятельном коллективе» /l Народное творчество 1976 ис.З2-44

10.             Свешников А.В. «Хоровое пение-искусство истинно народное»

11.             Мохонько А.П. «Самовоспитание художественного вкуса» КГИК Кемерово 1992

12.             ВС. Попов «Методика вокально-хорового воспитания детей» М: Музыка 1990

13, Понамарев АС. «Жизнь детского хора» // Воспитание музыкой М:

Просвещение 1991

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» г

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» г

План 1. Сущность художественного вкуса и его генезис 1

План 1. Сущность художественного вкуса и его генезис 1

Проблеме формирования вкуса уделяется большое внимание в современной зарубежной и отечественной литературе

Проблеме формирования вкуса уделяется большое внимание в современной зарубежной и отечественной литературе

Приведем мысль российского социолога

Приведем мысль российского социолога

Итак, исследуя все эти определения, попытаемся суммировать их и определить: что же такое на самом деле художественный вкус?

Итак, исследуя все эти определения, попытаемся суммировать их и определить: что же такое на самом деле художественный вкус?

Сущность художественного вкуса проявляется в его свойствах

Сущность художественного вкуса проявляется в его свойствах

Поскольку условия и формы, способы жизнедеятельности неоднородны, личность несет в художественном вкусе отпечаток социальнокультурных различий

Поскольку условия и формы, способы жизнедеятельности неоднородны, личность несет в художественном вкусе отпечаток социальнокультурных различий

Поэтому, какие произведения следует включать в репертуар, является важным моментом для хорового коллектива

Поэтому, какие произведения следует включать в репертуар, является важным моментом для хорового коллектива

Хормейстер должен создать такую творческую атмосферу репетиционной работы, при которой эти принципы раскрываются наиболее полно

Хормейстер должен создать такую творческую атмосферу репетиционной работы, при которой эти принципы раскрываются наиболее полно

Весь репертуар должен быть увлекательным, поэтому сочинения преследующие чисто технические задачи, нужно использовать лишь в качестве упражнений

Весь репертуар должен быть увлекательным, поэтому сочинения преследующие чисто технические задачи, нужно использовать лишь в качестве упражнений

Учебно — воспитательный процесс, если он организован методически правильно и с ориентацией на высокоразвитый художественный вкус, приводят к следующим результатам: 1

Учебно — воспитательный процесс, если он организован методически правильно и с ориентацией на высокоразвитый художественный вкус, приводят к следующим результатам: 1

Самовоспитание — органическая часть воспитательного процесса, т

Самовоспитание — органическая часть воспитательного процесса, т

Художественный вкус человека формируется и совершенствуется постепенно в зависимости от воспитания и самовоспитания

Художественный вкус человека формируется и совершенствуется постепенно в зависимости от воспитания и самовоспитания

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2023