МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
РУССКОГО ЯЗЫКА
«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»
Автор урока, Рухлядева Марина Ивановна, должность Учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №101» г. Пермь
Пермь 2021
1. Пояснительная записка
1.1. Тема воспитательного мероприятия и обоснование её выбора (актуальность).
Тема: Имя прилагательное.
Использование цифровых инструментов и технологий в процессе обучения расширяет и обновляет роль педагога, который должен координировать образовательную деятельность, постоянно совершенствовать преподаваемый им учебный предмет, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями.
В процессе использования цифровых инструментов, обучающиеся 4 классов, овладели на практике инструментами электронного обучения. Уроки в период дистанционного обучения проходили на Яндекс.Учебнике, discord, zoom. Четвероклассники научились включать, выключать микрофон, работать в чате, печатать сообщения, задавать вопросы, выражать свои эмоции.
На практике научились пользоваться электронной почтой, совместно с родителями, а многие самостоятельно создавать аудио и видеосообщения.
Все дети зарегистрированы на образовательной платформе Учи.Ру. для закрепления своих знаний (самостоятельная работа, повторение, обобщение, проверочные работы).
Обучающиеся, используя цифровые инструменты, чувствуют свою успешность, когда участвуют в олимпиадах, марафонах, получая дипломы и грамоты (это очень значимо для младшего школьного возраста).
Использование цифровых инструментов и технологий при преподавании уроков приносит пользу и для родителей. Родители увидели образовательные возможности своих детей. Они увидели сильные и слабые стороны, увидели, что ребёнок хорошо знает, а в чем сомневается или совсем не прилагает старания для понимания. Увидели, как ребёнок воспринимает материал, на что отвлекается.
Подавляющее большинство родителей, включенных в совместное использование и апробацию цифровых инструментов стало активно участвовать в учебной деятельности детей.
На уроках, освоив цифровые инструменты и технологии, обучающиеся могут обращаться ко многим источникам учебной информации: Сервис «Яндекс учебник» https://education.yandex.ru//, Российская онлайн платформа «Учи.Ру.-http//uchi.ru//, Облако.Mail.ru.(https://cloud.Mail.ru), Яндекс.Диск (https://disk.yandex.ru//).
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе «Имя прилагательное» демонстрирует применение цифровых инструментов в рамках очного обучения и пользу от освоенных навыков.
1.2. Целевая аудитория воспитательного мероприятия.
Методическая разработка ориентирована на обучающихся 4 классов МАОУ «СОШ №101» г. Пермь в рамках преподавания русского языка.
1.3.Цель урока:
Формирование цифровых компетенций младших школьников при изучении имени прилагательного на уроках русского языка. Задачи урока:
1. Сформировать способность классифицировать имена прилагательные, видеть связь между прилагательным и существительным, определять род, число и падеж имен прилагательных.
2. Познакомить обучающихся с цифровыми инструментами для повышения интереса обучающихся к изучению русского языка;
3. Сформировать навык работы в группах при работе с цифровыми инструментами;
4. Воспитать цифровую культуру.
Планируемые результаты урока: Предметные:
1. Обобщить знания об имени прилагательном как части речи;
2. Совершенствовать навыки правописания падежных окончаний имен прилагательных;
3. Вырабатывать умения точно употреблять прилагательные в устной и в письменной речи.
Метапредметные:
1. Развивать информационные и коммуникационные технологии на уроке, навыки взаимоконтроля и самоконтроля в учебной деятельности через применение цифровых инструментов и технологий;
2. Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;
3. Развивать познавательный интерес у обучающихся посредством использования инновационных технологий. Личностные:
1. Развитие анализа своей работы и работы своих одноклассников. Умение формулировать собственную точку зрения;
2. Стремление к получению новых знаний, мотивация детей на занятия русским языком через применение цифровых технологий;
3. Развитие осознанного отношения к учению, формирование новых стимулов в учебной деятельности.
1.4. Форма проведения воспитательного мероприятия.
На уроке используются игровые формы. Данная форма обучения и воспитания обеспечивает достижение ряда важнейших образовательных целей:
1) стимулирование мотивации и интереса, например, в
общеобразовательном плане, в продолжении изучения темы;
2) поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме, например, расширенного осознания различных возможностей и проблем;
3)развитие навыков критического мышления и анализа, принятия решения, конкретных умений (обобщать информацию, проектировать, презентовать);
4) изменение установок:социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество), восприятия интересов других участников, социальных ролей;
5) саморазвитие или развитие благодаря другим участникам: осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре, лидерских качеств.
По форме взаимодействия на уроке приоритет отдается групповой работе, как формы, порождающей совместное обсуждения проблем (кейсов, проектный идей) и выработки общего решения. Групповая работа позволяют обучающемуся не только выразить свое мнение, взгляд и оценку, но и услышать аргументы партнера по игре, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее.
1.5. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы учителя-предметника русского языка.
Применение данного конспект урока будет актуально в ситуации решения важной педагогической задачи образовательной системы, а именно поддержка и развитие цифровых компетенций обучающихся, поскольку развитие и воспитание одаренных и талантливых учащихся решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научнотехнического прогресса, дальнейшего развития культуры, всех областей производства и социальной жизни.
Создание условий для стимулирования обучающихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных обучающихся через использование цифровых инструментов и технологий. Использование данных инструментов дает возможность персонализированного, индивидуального обучения с учетом способностей.
2. Основная часть
Методическая разработка урока русского языка «Имя прилагательное»
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Подготовительн ый этап Организация деятельности. |
Доброе утро,дорогие ребята и уважаемые гости. Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы проведем его в форме игры-соревнования. Будет много интересных заданий, которые потребуют от вас хороших знаний, смекалки, внимания. Класс разделился на 5 команд. В конце урока мы подведем итоги соревнования и определим команду знатоков. Для начала давайте определим правила работы в группе. |
Обучающиеся предлагают правила работы в группе: 1.Слушать друг друга не перебивать. 2.Ждать своей очереди, чтобы высказаться. 3. Расходиться во взглядах более дружелюбно. |
Мотивационный этап |
Мы с Вами, ребята, живем в век информационных технологий. И знаем, что информацию мы можем получить из разных источников. Например,каких? Раньше, когда мы приходили с вами в магазин,мы всюинформацию получали, глядя на этикетку или ценник товара, а сейчас все чаще на товаре мы видим QR-код. Кто знает, что это такое? И сегодня мы с вами попробуем распознать информацию, с помощью QR-кода. Перед вами тема урока. А |
Иинтернет,ТВ,телефон и т.п. QR-код-это двухмерный штрихкод (бар-код), предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне. При помощи QR-кода можно закодировать любую информацию, например: текст, номер телефона, ссылку на сайт или визитную карточку. |
|
чтобы ее прочитать, будет нужен ваш телефон. Ребята,посмотрите на эти предложения. На доске записаны 2 предложения. Наступила весна.Наступила прекрасная весна. - О чем говорится в предложениях? -Какое из предложений содержит больше информации?Почему? -Да, прилагательные предложениям придают не только точность, но и придают яркость и красочность. |
Итак, значит тема нашего урока “Повторение изученного об именах прилагательных”. - А какие цели поставим на урок? Сегодня на уроке мы с вами повторим все то, что нам известно об имени прилагательном. Нам надо показать свои знания об имени прилагательном, которые приобрели, показать, как умеем применять имена прилагательные в своей речи. |
Актуализация знаний |
Обучающимся предлагается выполнить задания на интерактивном тренажёре в группах: Упражнение №1. Словарная работа. Замени, одним словом. Упражнение №2. Разминка. Фронтальный опрос детей. -Давайте вспомним, что нам известно об имени |
1.Как называется работа, которую выполняют несколько человек? Коллективная (работа) 2.Поезд, который перевозит людей? Пассажирский (поезд) 3.Люди, живущие в городе? Городские(люди) 4. На каком языке разговаривают люди,живущие в России? Русский (язык) 1. Часть речи. 2. Признак предмета. 3. Какой? Какая? Какое? Какие? 4. С существительным. |
|
прилагательном… 1. Что такое имя прилагательное? 2. Что оно обозначает? 3. На какие вопросы отвечает? 4. С какой частью речи связаны в предложении? 5. Как изменяется? Каким членом предложения является 6. Как называется изменение имен прилагательных по падежам? 7.Как определить падеж имени прилагательного Упражнение №3. Закончи предложение (ПРЕЗЕНТАЦИЯ). |
5. По падежам, числам, в единственном числе по родам.Определением. 6. По числу, роду и падежу существительного, к которому оно относится. 7. Найти существительное, поставить от него вопрос к прилагательному и по ударному окончанию вопроса определить безударное окончание прилагательного. |
Физкультминут ка. |
Пришло время отдохнуть. - Я буду читать словосочетания, а вы выполняйте задания: мужской род присядьте, женский род похлопайте, средний род- потянитесь вверх. - Снежная шапка, первый снег, белоснежное поле, , пушистая ель, порывистый ветер, ранняя зима, морозное утро, великолепная погода, серебристый иней, зимнее солнце, зимняя природа. |
Обучающиеся выполняют упражнения. |
|
Интерактивный тренажер «Буквы потерялись». 5-7 минут (самостоятельно на компьютерах). Какие вы молодцы! Вот видите, если дружно взяться за дело, то оно лучше спорится. |
Рефлексия: Какой группе было трудно работать над этим заданием? Ребята, кто легко справился с заданием? Оцените себя. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.