
Зачем людям отношения? 

Цели занятия: дать представление о видах отношений человека через понятие «личность». Охарактеризовать отличие понятия «личность» от понятий «индивид» и
«индивидуальность». Рассмотреть явления, связанные с развитием личности человека, – жизненные смыслы, идеалы, убеждения, мировоззрение. Проанализировать особую роль семьи в становлении личности. Дать представление о различных видах отношений, в которые вступает человек на разных этапах жизненного пути.

«Зачем людям отношения?» – вряд ли вы когда-либо задавали себе этот вопрос. Мы настолько привыкли, что в каждый момент нашей сознательной жизни мы включены в большое количество различных отношений и связей с окружающими, что никогда не спрашиваем себя – отчего мы это делаем? Однако если поставить вопрос шире: может ли человек обойтись без общества? Ответ на этот вопрос должен быть отрицательным, так как без других людей, прежде всего семьи, невозможно развитие человека. Если обратиться к примеру человека на необитаемом острове, выжить он способен лишь благодаря опыту и знаниям, усвоенным ранее за счет существования в социуме.

Общество (и прежде всего семья) и личность глубоко взаимосвязаны. Личность человека в связи с этим и понимали как «ансамбль общественных отношений», или если проще «совокупность общественных отношений». Само слово «личность» происходит от латинского слова «persona» – маска, роль, положение. Человек на протяжении своего развития и своей жизни играет различные общественные роли, предполагающие права и обязанности, тем самым занимая свое место в общественных отношениях. Самые понятные примеры социальных ролей – это социальные роли родителей. Социальная роль родителя предполагает, что человек взял на себя обязательство заботиться о своих детях и воспитывать их.

Социальные роли – в каком-то смысле
это те «маски», которые мы на себе «надеваем», будучи членами общества. У
каждого взрослого человека есть несколько подобных «масок», соответствующих его
взглядам на жизнь, семейному положению и профессиональным обязанностям.

Однако «находясь» в своих социальных ролях, люди никогда не
«свободны» от эмоционального и чувственного отношения к происходящему, поэтому
в реальном взаимодействии люди практически всегда действуют «с учетом» своего
личного отношения в общественных ситуациях. Иными словами, эмоции и чувства
каждого человека играют очень большую роль и в, казалось бы, обезличенных
отношениях, хотя иной раз этого, может быть, и не видно со стороны. 
![]() |
![]() |
Социализация
–
процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом
социального опыта. Перефразируя данное определение простыми словами,
социализация – это получение знаний и навыков, накопленных обществом за все
время его существования, а также способность применять полученные знания в
жизни. Социализация человека происходит в различных социальных институтах –
семье, образовательных учреждениях (детский сад, школа, колледж, университет).
Не менее важной средой социализации является улица.
![]() |
Значимой
средой, в которой происходит социализация, является семья. Процесс передачи
опыта происходит в семье двумя основными путями – через целенаправленное
воспитание и через наблюдение за поведением и поступками родителей и других
членов семьи. Последний процесс в психологии получил название «социальное
научение». Получение новых знаний и опыта через социальное научение является
успешным в случае, если в качестве «примера» выступает значимый человек, для
ребенка – это значимый взрослый. Поведение значимого взрослого является ролевой
моделью для приобретения опыта через социальное научение.

Вступление в брак –
яркий пример поступка, затрагивающего большую часть жизни человека. Мотивация
вступления в брак всегда включает в себя множество жизненно важных мотивов.
Говоря о системе жизненно важных мотивов, приведем в пример наиболее популярную
концепцию мотивации – пирамиду потребностей Абрахама Маслоу. 
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.