советский и российский педагог, ученый, член Научного совета по проблемам эстетического воспитания при Академии педагогических наук СССР, создатель школьного предмета «Мировая художественная культура».
Методика «от чувства к разуму»
Лия Михайловна
Предтеченская
( 1922 — 1999)
(от лат. terminus — предел, граница) —
римский бог межей и пограничных знаков,особенно почитался крестьянами (Словарь античности, 1989)
слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и так дале.
Термин
Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.
Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии,экономики, педагогики и др.
— образное осмысление действительности; процесс или итог выражения[3] внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе;
творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей[4].
Иску́сство (лат. experimentum — опыт, проба); ст.‑слав. искоусъ — опыт, испытание[1][2])
понятия, обозначающие принципиальную общность
художественных явлений на протяжении определенного времени.
- как исторически сложившуюся общность художественных признаков в том или ином виде искусства (или одновременно в нескольких искусствах), характерную для разных эпох и народов и обусловленную единством идейно-эстетических устремлений творческого меньшинства.
НАПРАВЛЕНИЕ И ТЕЧЕНИЕ В ИСКУССТВЕ
– единство морфологических особенностей, отличающее творческую манеру отдельного мастера, национальную или этническую художественную традицию, искусство эпохи, цивилизации
СТИЛЬ в изобразительном искусстве (лат. stylus от греч. stylos – палочка для письма)
Анализ (греч. analysis — разложение, расчленение, разбор) подразумевает собой мысленное или реальное разделение предмета на несколько составляющих, а также многообразное изучение каждого компонента в отдельности и связей между всеми частями одного целого.
Cинтез (греч. synthesis — соединение, составление, объединение) – процесс, обратный анализу. Из множества проанализированных элементов учащийся должен составить единое целое и рассмотреть свойства полученного объекта, выделив в нем главные и второстепенные качества, а также выявить наиболее существенные связи между составляющими данного единства.
— чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным[1]
Восприятие / Лекторский В. А. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010.
Восприя́тие, перце́пция (от лат. perceptio)
- это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие
ощущения,
двигательные компоненты,
жизненный опыт индивида,
память,
мышление и речь,
волевые усилия и внимание,
интересы,
цели и установки человека.
Процесс восприятия - перцептивная деятельность субъекта
В формировании восприятия принимают участие
предметность, которая выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира;
целостность, отражающая факт, что восприятие есть всегда целостный образ предмета, а не отражение отдельных его свойств;
структурность, проявляющаяся в том, что человек воспринимает фактически абстрагированную от ощущений обобщенную структуру;
осмысленность - определяющаяся пониманием сущности предмета;
константность — относительное постоянство образов предметов, в частности, их формы, цвета.
избирательность - заострение внимания на одних объектах и игнорирование других, в зависимости от задач, которые ставит (или не ставит) перед собой человек.
Основные свойства восприятия:
В условиях специфики изобразительной деятельности
процесс познания предмета и его свойств происходит по средствам зрительных и осязательных восприятий
Зрительно-двигательная функциональная система восприятия проявляется в двух формах:
Впервые эксперимент был поставлен в лаборатории А.Л. Ярбуса в начале 60-х годов ХХ в.
Восприятие развивается в процессе жизни (И.М.Сеченов, Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев).
Восприятие рассматривают как процесс.
В самом начале – это
иррадиация (очень разлитое и смутное восприятие),
потом концентрация (более четкое, но еще не расчлененное восприятие) и затем дифференциация (уточненное восприятие).
– это процесс формирования целостного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности
(О. А. Соломенникова, Т. Г. Казакова, З. А. Богатеева и др.)
Художественное восприятие
Художественное восприятие
процесс эстетического восприятия действительности с цель
создания художественного произведения и
восприятие произведения искусства с целью выявления, освоения и оценки его содержания, выраженного художественной формой (Ю.Н.Протопопов).
СХЕМА СТРУКТУРЫ ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ (Б.А.Столяров)
1 уровень – внешне-событийный. Произведение воспринимается как вещь, как предмет, находящийся во внешнем мире.
Данный уровень восприятия, онтогенетически самый ранний, характерен для детей дошкольного возраста, но встречается и у неподготовленного к общению с искусством взрослого, а так же у зрителей , при беглом осмотре экспозиции при подготовки к экзамену и тд.
2 уровень – предметно-содержательный. «Все как живое!»
Произведение воспринимается как аналог предметного мира. Главное значение имеет принцип узнаваемости, похожести на реальность.
Достигается интеллектуальное ( узнал, понял, согласен) и эстетическое удовлетворение (красиво, нравится) при условии понимания и переживания сюжета.
Эту стадию контакта с произведением обычно дети начинают проживать в дошкольном возрасте, но растянуться она может на долгие годы.
На этом уровне восприятия остаются вне обсуждения проблемы художественного языка изображения, оказываются недоступными для понимания абстрактные, сюрреалистические произведения.
3 уровень – формально-языковой.
4 уровень – духовно-психологический.
Психологические стадии общения зрителя с произведением (картиной, иконой, иллюстрацией):
1 стадия – контактная.
2 стадия – ориентировочно-аналитическая.
3 стадия – качественный анализ образов произведения.
4 стадия – анализ отношений и взаимодействий героев произведения.
5 стадия - формулировка обобщенных смыслов.
6 стадия - выход из контакта с произведением.
1 стадия – контактная.
2 стадия – ориентировочно-аналитическая.
Суть ее состоит во внимательном считывании зрителем внешне видимого информационного слоя картины в поиске героев, живущих в пространстве картины.
Опорные вопросы стадии: кто это? что это? кого и что я вижу на этой картине?
Проблема: плохой навык рассматривания.
Педагогу важно тщательно подбирать ключевые слова, целенаправленно адресуясь к зрительным, телесным и слуховым способностям зрителя.
3 стадия – качественный анализ образов.
Происходит «вживание» в каждый образ картины и тщательный сбор информации о нем. Два информационных ряда – предметно-содержательный и формально-языковой – образуют вместе объем видимых признаков, которыми художник характеризует своих героев.
Опорные вопросы: какой? какое? какие?
Важное условие, умение сопереживать, вчувствоваться в изображение , быть с ним. Задача педагога помочь ребенку собрать полную информацию ( телесная характеристика персонажа).
Исследование формально-языковых характеристик даст возможность обсудить проблемы художественного мастерства автора .
4 стадия – анализ отношений и взаимодействий героев
Параллельно 3 стадии.
Взаимоотношения героев картины тоже раскрываются одновременно в двух планах.
На предметно-содержательном уровне событий это внешний сюжет и характер действий каждого персонажа.
На формально-языковом уровне художник имеет большею возможность рассказать о взаимоотношении всех героев через структуру пространственных соотношений персонажей картины.
Вопросы: кто какой величины? где и как они расположены относительно друг друга? что они делают? как друг с другом соотносятся и взаимодействуют?
5 стадия – формулировка обобщенных смыслов
Напомним шаги, которые делает зритель на этом пути:
Контактная стадия настройки на общение с произведением;
Ориентировочно-аналитическая: поиск героев. Живущих в пространстве произведения. Опорные вопросы: кто это? что это? Кого и что я вижу на этой картине?
Стадия качественного анализа героев произведения. Опорные вопросы: какой? какое? какие?
Стадия анализа отношений и взаимодействий герое произведения. Опорные вопросы: что они делают? Как друг с другом соотносятся и взаимодействуют?
Стадия формулировка обобщенных смыслов. Опорные вопросы стадии: что это значит? зачем все это?
Стадия выход из контакта с произведением.
Основная литература:
1. Ильина, Т.В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия [Текст] : учебник для вузов / Т. В. Ильина. – М.: Юрайт, 2010.
2. Кашекова, И. Э. Изобразительное искусство: учебник / И. Э. Кашекова. – М.: Академический проект, 2009.
3. Кирьянова, Н.В. История мировой литературы и искусства [Электронный ресурс] : учебное пособие. — М. : ФЛИНТА, 2014. http://e.lanbook.com/view/book/51831ЭБ
Дополнительная литература
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.