МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМ.И.АЛТЫНСАРИНА
ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА
учебная программа
для 5-9 классов уровня основного среднего образования
Астана
Утверждена приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115.
Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №8424 от 10 апреля 2013 года.
Внесены изменения и дополнения согласно приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 июня 2015 года №393.
Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №11659 от 14 июля 2015 года.
История Казахстана: Учебная программа для 5-9 классов уровня основного среднего образования. – Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2015. – 27 с.
© Национальная академия образования
им. И.Алтынсарина, 2015.
Приложение 2
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от «18 » июня 2015 года № 393
Приложение 40
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115
Типовая учебная программа по предмету «История Казахстана»
для 5-9 классов уровня основного среднего образования
1. Пояснительная записка
1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.
2. Цели обучения на основе предлагаемой учебной программы с учетом возможностей, подготовки и уровня знаний учащихся изучить основное конкретно-историческое содержание истории Казахстана с древности по настоящее время.
3. В соотвествии с указанными целями должны быть решены следующие задачи обучения:
1) дать учащимся системные знания по истории Казахстана во всей исторической целостности и полноте;
2) усвоить терминологию по истории Казахстана;
3) сформировать навыки анализа и обобщения исторических фактов и явлений, умения определять сущность и причины исторических событий, оценивать их значение;
4) привить учащимся навыки и умения сопоставительного анализа событий, деятельности политических лидеров, выдающихся представителей науки и культуры изучаемой эпохи;
5) формировать глубокий интерес к культурному наследию казахского и других народов;
6) учитывая возрастные особенности учащихся, создавать условия для самостоятельной работы по поиску нужной информации в источниках разного типа.
4. Осуществляется межпредметная связь с учебными предметами:
1) «Всемирная история»:
изучение истории Казахстана, характерных для истории сопредельных государств.
2) «География»:
становление территории и границ Казахстана;
проведение на территории Казахстана административно-территориальных реформ;
деятельность на территории Казахстана многочисленных экспедиций по изучению ландшафта, климатических условий, растительности и животного мира, залежей природных ископаемых.
3) «Казахская литература»:
история и общественная деятельность казахских акынов и жырау;
применение произведении акынов и жырау;
4) «Русская литература»:
применение произведений русских писателей и поэтов как исследования различных сторон жизни казахского общества;
отражение в трудах русских писателей и поэтов жизни казахского народа.
5) «Изобразительное искусство»:
развитие изобразительного искусства;
история казахского ремесленного искусства;
тема Казахстана в произведениях художников ХҮІІІ – ХІХ веков;
6) «Музыка»:
связь музыкальных произведений с историческими событиями;
история музыкальной культуры, жизнь и творчество казахских композиторов;
история музыкальных произведений как источник по значимым событиям истории Казахстана.
5. Объем учебной нагрузки по предмету:
1) в 5 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;
2) в 6 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;
3) в 7 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;
4) в 8 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;
5) в 9 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.
2. Базовое содержание учебного предмета в 5 классе
6. «Мир истории» (2 часа):
понятие истории, зачем нужно изучать историю, история Казахстана – часть всемирной истории, периодизация истории Казахстана (древняя, средневековая, новая и новейшая история);
исторические источники, виды исторических источников (устные, письменные, археологические), вещественные, письменные источники.
7. «Путешествие в историю» (14 часов):
происхождение человека, легенды о создании мира, научный взгляд на происхождение человека, древние люди на территории Казахстана;
каменный век на территории Казахстана, палеолит – древнекаменный век, древнейшие орудия труда, первобытная община, природа, климат, оледенение, мезолит – среднекаменный век, потепление, отступление ледника, изобретение лука и стрел, бумеранга для охоты на мелких быстроногих животных, индивидуальная охота, появление новых орудий труда, неолит – новокаменный век, микролитическая культура, становление скотоводства и земледелия;
эпоха бронзы на территории Казахстана, андроновская культура, хозяйство племен эпохи бронзы, культура племен эпохи бронзы;
сакские племена, саки – жители древнего Казахстана, греческие и персидские источники о саках, хозяйство и быт саков, их обычаи и традиции, сакские правители, система управления у саков, Томирис – знаменитая сакская царица, войны с персами, подвиг Ширака, культура саков, «Золотой человек» – бесценное культурное наследие казахского народа;
племена хуннов на территории Казахстана, Модэ – основатель хуннского государства, история хуннов, хозяйство и быт хуннов, «великое переселение народов», Аттила – великий завоеватель;
древние тюрки на территории Казахстана (понятие «тюрк»), образование Тюркского каганата, Бумын-каган – основатель Тюркского каганата, занятия и быт древних тюрков, культура, верования древних тюрков, древнетюркские письмена;
мудрецы Востока (Аль-Фараби, Ю.Баласагуни, А. Яссауи);
«Великий Шелковый путь – важнейшая торговая трасса», средневековые города Казахстана, структура городов, крупнейшие города (Туркестан, Сыгнак, Сайрам, Тараз;
монгольские завоевания, оборона Отрара, гибель Отрара;
история формирования казахского народа и образования Казахского ханства, значение термина «қазақ», распад Золотой Орды, образование Ак Орды, государство Абулхаира, откочевка султанов Жанибека и Керея со своими родами на территорию Могулистана, образование Казахского ханства, формирование жузов, укрепление Казахского ханства при Касыме;
история казахских ханов, биев и батыров, хан – правитель народа, легендарные казахские ханы (Алаша хан, Уыз хан (Огуз хан), казахские ханы - Керей, Жанибек, Касым, Хакназар, Тауке), бии (мудрецы, ораторы, судьи), роль биев в жизни казахского общества, великие батыры XV-XVIII века, роль батыров в казахском обществе;
Казахские ханства и Россия, казахо-джунгарские войны, присоединение Казахстана к России, деятельность Абулхаир хана по вхождению казахов Младшего жуза в состав России, принятие казахов Младшего жуза в состав Российской империи, посольство А.Тевкелева;
хан Абылай, жизнь и политическая деятельность Абылай хана, национально-освободительные движения казахов в XVIII-XIX веках;
казахские просветители; Шокан Уалиханов, Абай Кунанбаев, Ыбрай Алтынсарин.
8. Обобщение (1 час).
9. «В мире прекрасного» (6 часов):
материальная культура казахского народа, жилище казахов (юрта, убранство юрты), казахская национальная одежда, ремесленные изделия казахских мастеров;
памятники архитектуры: древние сооружения на территории Казахстана, средневековые памятники архитектуры, мавзолеи (Козы Корпеш и Баян Сулу, Бабаджа хатун, Айшабиби, Алаша хана, Сырлытам, мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи);
духовная культура казахского народа, народные праздники казахов: праздник Наурыз; устное народное творчество и ораторское искусство казахского народа (эпосы, предания, легенды, шежире), искусство красноречия казахского народа (Жиренше шешен, Аязби, Алдар Косе);
музыкальное искусство казахского народа (кюи Курмангазы, Таттимбета, Ыкылас и др.);
возникновение религии, религиозные представления древних людей, верования казахского народа.
10. «Казахстан в ХХ веке» (6 часов):
Казахстан в составе Российской империи до февраля 1917 года, установление Советской власти в Казахстане, гражданская война, образование КАССР;
казахская национальная интеллигенция (Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакуп Дулатов и др.);
Казахстан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, начало войны, вклад воинов-казахстанцев в Великую Победу, Казахстан – арсенал фронта, трудовой подвиг казахстанцев в годы войны, эхо Великой Отечественной войны в воспоминаниях героев – казахстанцев;
освоение целинных и залежных земель, причины, осуществление и итоги освоения целины;
развитие науки и культуры в Казахстане (К.И. Сатпаев – первый казахский академик, первый Президент АН КазССР), программа «Культурное наследие»;
освоение космоса, Казахстан – космическая гавань (Байконур, Тохтар Аубакиров, Талгат Мусабаев – казахстанские космонавты).
11. «Независимый Казахстан» (3 часа):
Казахстан – суверенное государство, распад СССР, провозглашение государственной независимости Казахстана, Н.А. Назарбаев – первый Президент независимого Казахстана;
государственные символы Республики Казахстан (понятие о государственных символах, из истории государственных символов казахского народа, символы Республики Казахстан), Конституция – гарант стабильного будущего, Единство нации и преемственность поколений.
Астана – новая столица Казахстана. Столицы Казахстана (Оренбург, Кызыл-Орда, Алматы, провозглашение Астаны столицей Казахстана в 1997 году).
12. Итоговое обобщение (2 часа).
3. Базовое содержание учебного предмета в 6 классе
13. Введение (1 час).
14. «Жизнь древнейших людей: палеолит и мезолит на территории Казахстана» (12 часов):
появление древнейших людей, современные версии о происхождении человека, появление древнейшего человека в Казахстане, первобытное стадо, возникновение родовой общины, матриархат;
занятия древнейших людей (охота и собирательство), первые каменные орудия труда, техника их изготовления;
древнекаменный век на территории Казахстана (палеолит): нижний и верхний палеолит, стоянки палеолита на территории Казахстана, появление «человека разумного»;
среднекаменный век на территории Казахстана (мезолит), природно-климатические изменения в эпоху мезолита (отступление ледника, потепление), изменение флоры и фауны, стоянки эпохи мезолита в Казахстане, появление микролитов, изобретение лука и стрел; зарождение земледелия и скотоводства, изменения в общественной жизни древних людей в эпоху мезолита;
обобщение.
15. «Неолит и энеолит на территории Казахстана» (5 часа):
новокаменный век на территории Казахстана (неолит), неолитическая революция, переход к скотоводству и земледелию,
появление гончарного ремесла (эпоха глиняных горшков), ткачество, наиболее совершенные орудия труда из камня, кости;
неолитические стоянки на территории Казахстана,
медно-каменный век (энеолит), получение первых металлов, древняя металлургия Казахстана;
совершенствование орудий труда в эпоху энеолита, разделение общественного труда, патриархат, энеолитические стоянки на территории Казахстана;
появление верований (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия – древнейшие формы религии), язычество, вера в духов и богов;
зарождение искусства, наскальная живопись;
обобщение.
16. «Казахстан в эпоху бронзы» (7 часов):
Казахстан в эпоху бронзы, периодизация эпохи бронзы (ранняя, средняя и поздняя бронза), бронзовые орудия труда, месторождения меди и олова на территории Казахстана;
андроновская культура, археологические памятники андроновской культуры в Казахстане, изменения в хозяйственной жизни людей в эпоху бронзы, хозяйство и быт андроновцев, жилища андроновцев; общественное устройство, появление частной собственности;
изменение климата, оседлое и полукочевое скотоводство в позднюю бронзу, мотыжное земледелие, гончарное ремесло, ювелирное искусство, Бегазы-Дандыбаевская культура (А.Х.Маргулан и др.);
обобщение.
17. «Казахстан в эпоху раннего железа» (10 часов):
сакский племенной союз на территории Казахстана, первоначальные сведения о саках: Геродот о саках, персидские источники о саках, расселение сакских племен: тиграхауда, парадарайя, хаомаварга и др.;
борьба саков за независимость, вторжение персидских войск на территорию Казахстана, сакская царица Томирис в борьбе против персидского царя Кира, подвиг Ширака, борьба саков против армии Александра Македонского;
возникновение кочевого скотоводства, переход от оседлого и отгонного скотоводства к кочевому, основы жизнеобеспечения кочевого скотоводства, кочевки в традиционном скотоводстве, виды сезонных пастбищ (коктеу, жайляу, кыстау, кузеу), тебеневка, виды скота;
хозяйство и быт саков, оседлое скотоводство и земледелие у саков, использование железа;
общественное устройство саков, племенные союзы, военная демократия, роль правителей в сакском обществе;
обобщение.
18. «Регионы Казахстана в период раннего железного века» (7 часов):
Центральный Казахстан в период раннего железа, Сарыарка – Великая степь, население Сарыарки – аргиппеи, исседоны, хозяйство, сезонные пастбища, памятники раннего железа, Тасмолинская археологическая культура, курганы «с усами»;
Северный Казахстан в период раннего железа, природно-климатические особенности, савроматы и аргиппеи – жители Северного Казахстана, хозяйство, скотоводство и его особенности, археологические памятники, обработка металлов;
Восточный Казахстан в период раннего железа, природно-климатические условия и население, царские курганы Шиликтинской долины, Берельский могильник, культура Восточного Казахстана, археологическое исследование древних городищ и могильников по программе «Культурное наследие»;
Южный Казахстан и Семиречье в период раннего железа, природно-климатические условия и население, курган Иссык, Бесшатырские курганы и др.
обобщение.
19. «Древние государства на территории Казахстана» (15 часов):
уйсуны, письменные источники об уйсунях, места расселения уйсуней, хозяйство и быт уйсуней (скотоводство, земледелие, ремесла), общественное устройство уйсуней, Гуньмо – правитель уйсуней;
кангюи, китайские и иранские источники по истории кангюев, расселение кангюев, хозяйство и быт кангюев (земледелие, скотоводство, промыслы, обработка металлов, торговля), общественное устройство;
хунны, ранняя история хуннов в китайских источниках, Шаньюй Модэ – основатель хуннского государства, объединение хуннских племен, политическая история и государственное устройство хуннов;
великое переселение народов, перемещение гуннов на Запад, великий полководец Аттила и его походы, значение походов гуннов, образ гуннов в исторической литературе;
хозяйство (скотоводство, земледелие, ремесла) и общественное устройство хуннов;
сарматы, расселение сарматских племен, хозяйство и быт сарматов, (скотоводство, земледелие), военная демократия, общественный строй сарматов, социальное неравенство;
обобщение.
20. «Культурные достижения кочевников Казахстана» (8 часов):
культура населения Казахстана в эпоху ранних кочевников; материальная и духовная культура саков, сакские археологические памятники. Иссыкский и Бесшатырский курганы, «Золотой человек», ювелирное искусство саков, «звериный стиль», комплексное исследование сакских памятников в рамках программы «Культурное наследие».
археологические памятники уйсуней, кангюев, хуннов и сарматов, материальная культура уйсуней, кангюев, хуннов и сарматов, ювелирное искусство, «Полихромный стиль», одежда кочевников, конская упряжь, воинские доспехи кочевников, юрта – основной вид жилища у кочевников (устройство юрты и ее убранство);
духовная культура уйсуней, кангюев, хуннов и сарматов, обычаи, традиции и верования, поклонение духам природы и предков, обряды захоронения;
вклад степной (кочевой) цивилизации в мировую культуру, роль Великого Шелкового пути в культурном взаимодействии;
антропологический облик древних людей, антопологическая характеристика людей эпохи бронзы, антропологические типы людей в эпоху раннего железа.
21. Итоговое обобщение (3 часа).
4. Базовое содержание учебного предмета в 7 классе
22. Введение (1 час):
характеристика периода, понятие «средние века», этапы средневековья.
23. Часть 1 «Казахстан в период раннего средневековья» (11 часов).
24. «Раннесредневековые государства на территории Казахстана» (7 часов):
образование Тюркского каганата, территория, население, политическая история, хозяйство;
Западно-Тюркский каганат, территория, население, политическая история, хозяйство;
Тюргешский каганат, происхождение тюргешей, образование Тюргешского каганата, внешняя политика, хозяйство;
образование государства карлуков (территория, население, хозяйство, политическое положение), распад каганата, Суяб – столица карлуков;
образование государства огузов (территория, расселение огузских племен, общественный строй, этнический состав), огузы на территории Казахстана, распад государства огузов, Жанкент (Янгикент) – столица огузов, хозяйство и общественное устройство огузов;
образование государства кимаков, этнический и племенной состав, политическая история каганата, распад государства кимаков, хозяйство кимаков;
обобщение.
25. «Оседлая и кочевая культура населения Казахстана в VI-IX веках» (4 часов):
культура оседлых народов, их взаимосвязь с кочевниками, города и поселения VI-IX веков, архитектура и городские сооружения (мавзолеи, мечети), искусство (декоративно-прикладное искусство);
материальная культура кочевников, ее особенности, домашние промыслы и ремесла (керамические изделия и изготовление посуды, металлургия и обработка металлов), торговля, деньги;
устное народное творчество, язык и письменность (раннетюркская письменность, арабская письменность), религия и верования;
обобщение.
26. Часть 2 «Казахстан в период расцвета средневековья» (29 час).
27. Образование новых государств на территории Казахстана в период расцвета средневековья (5 часа):
государство Караханидов, образование государства, территория, общественный строй и хозяйство, особый вид земледелия, культура, принятие исламской религии;
найманы, кереиты и жалаиры (расселение племен, общественный строй и хозяйство, связи между племенными союзами);
каракитаи в Семиречье, общественно-политический строй, система налогообложения, внешние связи;
кипчакское ханство, этнический состав, занимаемая территория, хозяйство, политический строй и внешние связи;
обобщение.
28. «Великий Шелковый путь на территории Казахстана» (3 часа):
возникновение и функционирование Шелкового пути, развитие торговли и экономики городов, находившихся на пересечении караванных путей;
основные направления Шелкового пути, проходившие через территорию Казахстана (Семиречье – главные ворота Великого Шелкового пути на Восток, Южный Казахстан – один из главных путей выхода на Запад);
влияние и социально-экономическое значение Великого Шелкового пути на развитие культуры и укрепление связи между странами и народами Казахстана (изучение караванных путей Семиреченского участка Великого Шелкового пути в соответствии с программой «Культурное наследие»).
29. Культура Казахстана Х в. – начала ХІІІ века (5 часов):
развитие городов (Отрар, Тараз, Туркестан, Сарайчик, Сайрам, Сыгнак и другие города), развитие архитектуры и строительства, оборонительные сооружения, общественные здания, цитадель, рыночная площадь, мавзолеи, мечети, бани, особенности архитектуры (изучение городов средневековья по программе «Культурное наследие);
развитие ремесел и торговли, изготовление домашней утвари, кузнечное дело, ювелирное ремесло, торговля и денежный оборот, декоративно-прикладное искусство, особенности, (изучение средневековой архитектуры по программе «Культурное наследие);
развитие науки (математика, философия, музыка, естествознание, языкознание и др.), Отрарская библиотека, народная медицина, образование, язык и письменность, литература, выдающиеся деятели науки и культуры тюркоязычных народов, Абу-Насыр аль-Фараби, Абу Райхан Бируни, АхметЯссауи, Махмуд Кашгари, Сулеймен Бакыргани, Юсуп Баласагуни (строительство этнокультурного центра и мавзолея Аль-Фараби по программе «Культурное наследие»);
тенгрианство, религиозные верования, влияние ислама и арабского языка на развитие культуры;
обобщение.
30. «Казахстан в XIII веке – первой половине XV века» (11 часов):
образование Монгольской империи, государственный и общественный строй Монгольской империи, монгольские завоевания в Казахстане, героическая борьба народов против войск Чингисхана, защита Отрара, образование Монгольских улусов (улусы Жоши и Шагатая), последствия монгольского завоевания;
образование Золотой Орды, усиление Золотой Орды, политический и общественный строй Золотой Орды;
Ак Орда, отделение от Золотой Орды, территория и этнический состав, внутреннее и внешнее положение, хозяйство;
Моголистан, территория и этнический состав, внутреннее и внешнее положение, хозяйство;
государство Тимура, (походы Тимура в Золотую Орду, Ак Орду, Моголистан, Китай, Индию и на другие страны), последствия походов;
Ногайская Орда, территория и этнический состав, город Сарайчик –административный, экономический, торговый и культурный центр Ногайской Орды XIII-XV веков, распад государства, Северный Казахстан и Западная Сибирь (этнический состав племен, места расселения, внутреннее и внешнее положение);
ханство Абулхаир хана, укрепление ханской власти и государственное устройство;
политическое устройство средневековых государств на территории Казахстана, общественный строй, землепользование и налоги;
экономическое положение, скотоводство и земледелие, города и поселения, ремесла;
обобщение.
31. «Этнические процессы на территории Казахстана в XIV-XV веках. Формирование казахского этноса» (2 часа):
этнополитические процессы в Казахстане, этнический состав населения, формирование этнополитической общности, окончательное сложение казахского народа;
казахские жузы, термин «алаш», происхождение этнонима «қазақ».
32. «Культура Казахстана в XIV-XV вв.» (3 часа):
материальная культура, жилище, одежда, обычаи и обряды, жизнь и быт горожан, ремесла изготовление домашней утвари, ювелирные изделия, торговля;
духовная культура, устное народное творчество (сказки и легенды, состязание акынов, загадки и пословицы), письменность, образование, музыкальное искусство, казахские танцы и кюи, эпическое искусство и жырау, шаманизм, народная медицина;
градостроительство, мавзолеи (мавзолей Ахмеда Яссауи в Туркестане, Кок-Кесене), декоративно-прикладное искусство.
33. Часть 3 «Казахстан в период позднего средневековья. Образование единого государства» (23 час).
34. «Образование Казахского ханства» (3 часа):
предпосылки образования единого ханства казахов, откочевка Жаныбека и Керея;
основатели государства – Жаныбек и Керей (территория, этнический состав населения), политическая деятельность ханов;
внутренняя и внешняя политика Казахского ханства: управление государством и внешние связи, историческое значение образования единого казахского государства.
35. «Развитие и укрепление казахского ханства в ХVI-ХVII веках» (9 часов):
Касым хан, укрепление Казахского государства в период правления Касым хана, внутренняя и внешняя политика хана Касыма, расширение территории, рост населения, законы хана Касыма, Касым хан – собиратель казахских земель;
Хакназар хан, дальнейшее укрепление и политический подъем Казахского государства при правлении Хакназар хана, внутренняя и внешняя политика хана Хакназара;
хан Тауекель, внутреннее положение ханства при хане Тауекеле, казахско-узбекские отношения, связи с русским государством;
Есим хан, внутренняя и внешняя политика хана Есима, феодальные усобицы и мятеж хана Турсуна; Жангир хан, казахо-джунгарские войны, Орбулакская битва – героизм казахских воинов; ослабление Казахского ханства, обострение внутренних противоречий, ослабление центральной власти, влияние внешнего положения на ослабление ханства;
обобщение.
36. «Казахское ханство в период хана Тауке (ХVII век)» (2 часа):
правление Хана Тауке, внутренняя и внешняя политика, казахско-джунгарские отношения, связи с Сибирским ханством, казахско-русские отношения;
законы Тауке хане «Жеты жаргы», великие бии.
37. «Социально-экономическое развитие Казахского ханства в ХV-ХVІІ вв. » (4 часа):
традиционная система правления в Казахском ханстве, казахский хан и султаны, социальный состав населения;
хозяйство, кочевое скотоводство, особенности кочевого хозяйства, земледелие, ремесла, города и поселения;
обобщение.
38. «Культура Казахстана в ХV-ХVII вв.» (5 часов):
культура казахского народа, общая характеристика материальной культуры, жилище, одежда, национальная кухня;
творческие традиции казахского народа, казахский фольклор (сказки, былины, пословицы и др.);
героический и лирический эпос, социально-бытовые поэмы, обряды и обычаи;
историческая письменная литература (Мухаммед Хайдар Дулати «Тарих и Рашиди», Кадыргали Жалаири и его «Жамигат ат Тауарих»);
музыкальное искусство, творчество жырау, Доспамбет и Жиембет жырау и др.;
обобщение.
39. Итоговое обобщение (4 часа).
5. Базовое содержание учебного предмета в 8 классе
40. Начало ХҮІІІ века – до 1914 года.
41. Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана в XVIII веке (15 часов):
казахские ханства в первой трети XVIII века, внешнеполитическая ситуация и внутреннее положение, казахско-башкирские и казахско-калмыцкие отношения в первой трети XVIII века;
казахско-джунгарские войны в конце XVII – первой четверти XVIII века, общие сведения о Джунгарском ханстве, причины вторжения джунгар, годы «Великого бедствия» – «Актабан шубырынды»;
борьба казахского народа против джунгарского нашествия, организация казахского ополчения, Анракайская битва, казахские батыры в казахско-джунгарских войнах (Аблай, Богенбай, Кабанбай, Жанибек, Райымбек, Наурызбай, Малайсары), казахско-джунгарские войны в 30-40-е годы XVIII века;
казахско-русские взаимоотношения до начала XVIII века, экспедиция Бухгольца;
начало присоединения Младшего и части Среднего жузов к России, Абулхаир-хан, миссия А.И. Тевкелева, Оренбургская экспедиция;
казахские ханства в середине XVIII века, политика России в Казахстане в 30-50-е годы XVIII века, изъятие казахских земель;
расширение казачьей колонизации в Казахстане и строительство линий военных укреплений, обострение внутриполитической обстановки в Казахстане в 40-е годы ХҮІІІ века;
казахское ханство при Аблае, Аблай хан (личность и политик), внутренняя и внешняя политика хана Аблая;
участие казахов в крестьянской войне 1773-1775 годов под руководством Е.Пугачева, обострение земельного вопроса в Младшем Жузе (причины, этапы и ход восстания, причины поражения), движение Невидимки (Коктемира);
национально-освободительное движение Срыма Датулы (причины, социальная база движения, этапы и ход, результаты), реформы О. Игельстрома;
историческое значение народно-освободительных движений в Казахстане во второй половине ХҮІІІ века;
культура Казахстана в XVIII веке (материальная и духовная культура казахов), устное народное творчество (Бухар-жырау, Актанберды-жырау, Толе би, Казыбек би, Айтеке би и др.), изучение истории, этнографии, географии Казахстана российскими исследователями, научные экспедиции;
обобщение.
42. «Казахстан в первой половине XIX века» (14 часов):
ликвидация ханской власти в Казахстане, социально-экономическое и политическое развитие Казахстана в первой половине XIX века, причины ликвидации ханской власти в Казахстане, «Устав о Сибирских киргизах», «Устав об Оренбургских киргизах» (ликвидация ханской власти в Среднем и Младшем жузах);
территориально-административное управление в Казахстане, общая характеристика территориального деления и административного управления, образование внешних и внутренних округов, создание налоговой системы, судебная реформа;
колониальная политика царской России в Казахстане в первой половине XIX века, укрепление колониальной власти в Казахстане, колонизация путем строительства военных укреплений и линий;
история Акмолы, основание Акмолы, первые упоминания об Акмоле, Акмола – центр торговли и культуры;
Букеевское ханство, образование Букеевского ханства (территория, хозяйство, административное и политическое положение);
экономическое, социальное, политическое и культурное развитие в Букеевской Орде при ханах Букее и Джангире;
восстание казахов в 1836-1838 годах в Букеевской Орде (причины, основные этапы и сражения), руководители восстания Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов, поражение восстания и его историческое значение;
национально-освободительные движения казахского народа в первой половине XIX века, национально-освободительные движения под предводительством Жоламана Тленшиева (1822-1825 годы), Касыма Абылайулы и Саржана Касымулы (1825-1836 годы), (причины, движущие силы, ход восстаний), итоги восстаний и их историческое значение;
национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымулы (1837-1847 годы), (причины, цели и движущие силы национально-освободительного движения), основные этапы и начальный период движения;
Кенесары Касымулы (личность и политик), ханство Кенесары;
борьба казахского народа под руководством Кенесары Касымулы на завершоющем этапе. Карательные меры царизма против участников национально-освободительного движения. Гибель Кенесары. Причины поражения восстания, его значение;
обобщение.
43. «Завершение присоединения Казахстана к России (40-е – 60-е годы XIX века)» (6 часов):
Россия и среднеазиатские государства в 40-е – в 60-е годы XIX века, взаимоотношения казахов Коканда, Хивы и России в 40-е годы XIX века, завоевание войсками Российской империи южных и юго-восточных регионов Казахстана и Средней Азии;
завершение присоединения южного Казахстана к Российской империи, методы колонизации Семиречья, строительство укреплений, основание городов (Капал, Верный, Лепсы, Талгар, Иссык), захват царскими войсками городов (Аулие-Ата, Шымкента и других), вытеснение кокандцев из Семиречья;
последствия и значение присоединения Казахстана к России, усиление колониальной политики царизма в Казахстане, казачьи войска на территории Казахстана (Яицкое, Оренбургское, Сибирское и Семиреченское войско), историческое значение присоединения Казахстана к России;
освободительная борьба казахского народа против хивинского господства и колонизаторской политики царизма, ухудшение экономического положения сырдарьинских казахов, восстание казахов под руководством Джанходжи Нурмухамедова и Есета Котибарова (причины, ход восстания, историческое значение);
обобщение.
44. «Культура Казахстана в первой половине XIX века» (6 часов):
материальная культура казахов в первой половине XIX века (хозяйство, быт и жилище казахов, ремесло, орудия труда, военные доспехи и оружие), памятники архитектуры, городская культура;
народное образование Казахстана, мусульманское образование, (мектебы и медресе), русскоязычные учебные заведения («Азиатская школа», военные учебные заведения);
научные исследования в Казахстане, географические исследования, исследования по истории и этнографии Казахстана, роль русских ссыльных в изучении Казахстана;
казахская литература, основные направления, выдающиеся деятели (Махамбет Утемисов, Шернияз Жарылгасулы, Шоже Каржаубайулы, Суюнбай Аронулы, Нысанбай Жаманкулулы);
музыкальное искусство, музыкальные и поэтические состязания (жырау, композиторы и акыны);
духовная культура казахов, религия, обычаи и традиции казахского народа, народные праздники.
45. «Казахстан во второй половине XIX века» (12 часа):
реформы 1867-1868 годов в Казахстане, причины проведения реформы в Казахстане, Степная комиссия (1865-1867 годы);
«Временные положения по управлению…» 1867-1868 годов, изменения в административном управлении областей, уездов, волостей и аулов;
аграрная и переселенческая политика царской власти в Казахстане, массовое переселение русских крестьян в Казахстан;
изъятие земель и вытеснение казахов с плодородных пастбищ;
социально-экономическое развитие Казахстана во второй половине ХIХ века, изменения в кочевом хозяйстве казахов, зарождение промышленности и рабочего класса, проникновение российского капитала в промышленность Казахстана;
строительство железных дорог, города, торговля, ярмарки, появление филиалов российских банков;
освободительная борьба казахов в 1860-1870-х годов, причины и ход восстаний в тургайской и уральской областях, восстание в Мангыстау, подавление основных очагов освободительной борьбы карательными отрядами, итоги восстаний и их значение;
административно-территориальные реформы 80-90-х годов ХIХ века, «Положения об управлении…» 1886-1891 годов, Туркестанское и степное генерал-губернаторства, содержание и последствия реформ;
казахско-китайские отношения во второй половине XIX века, развитие торговых отношений (превращение бухтармы, Петропавловска, Семипалатинска в центры торговли с Синьцзяном), переселение уйгур и дунган в Семиречье;
обобщение.
46. «Культура Казахстана во второй половине XIX века» (7 часов):
изучение Казахстана во второй половине XIX века, исследования (П.Семенова-Тянь-Шанского. Г.Н. Потанина, В.В. Радлова), этнографическое изучение края (М. Шорманов, М.Бабаджанов, А. Диваев);
учебно-просветительские учреждения и научные общества в 1860-1870-х годах, деятельность ссыльных революционеров в Казахстане в 1860-1870-е годы, открытие библиотек, светские и религиозные учебные заведения, джадидизм и новометодные школы;
Чокан Валиханов (1835-1865гг.) – великий казахский ученый, жизнь и научная деятельность Ч.Валиханова, Кашгарская экспедиция, последние годы жизни Ч.Валиханова;
просветитель, педагог-новатор, общественный деятель Ы. Алтынсарин (1841-1889 гг.), жизнь и творчество Ы.Алтынсарина, деятельность в народном образовании, научно-этнографические исследования, «Киргизская хрестоматия»;
Абай Кунанбаев (І845-1904 гг.), жизнь и творчество Абая, Абай Кунанбаев – великий мыслитель, основатель казахской письменной литературы, Абай – переводчик;
изобразительное искусство и музыка, казахская тематика в произведениях известных художников (Т.Г.Шевченко, В.Верещагина, Н.Хлудова), музыкальная культура, казахские композиторы (Курмангазы Сагырбайулы, Таттимбет Казангапулы, Даулеткерей Шыгайулы);
обобщение.
47. «Казахстан в начале ХХ века» (8 часов):
социально-демографическое развитие Казахстана в конце XIX – начале ХХ веков, I Всероссийская перепись 1897 года, динамика численности, этнический состав населения;
экономическое развитие Казахстана в начале ХХ века, кочевое скотоводческое хозяйство казахов, земледелие, Столыпинская аграрная реформа и массовая крестьянская колонизация Казахстана;
иностранный капитал в промышленности Казахстана в начале ХХ века (обрабатывающая, горнодобывающая и транспортная промышленность), города, торговля, ярмарки, строительство железных дорог;
политическая ситуация в Казахстане в начале ХХ века, рабочее и аграрное движение в годы революции 1905-1907 годов, годы реакции в Казахстане, социал-демократические, эсеровские и кадетские группы в Казахстане;
культура Казахстана в начале ХХ века (образование, просвещение, наука, литература, музыкальная культура), традиционные ремесла и искусство Казахстана;
Итоговое обобщение.
6. Базовое содержание учебного предмета в 9 классе
48. Начало ХХ в. – настоящее время.
49. «Казахстан в начале ХХ века» (6 часов):
общественно-политические процессы в Казахстане в начале XX века, панисламизм и пантюркизм в Казахстане, национально-демократические движения в Казахстане, депутаты от киргизских (казахских) областей в работе Государственной Думы (А. Букейханов, Б. Каратаев, М. Тынышпаев и др.), развитие политической прессы (газета «Казах», журнал «Айкап»);
национально-освободительное движение в Казахстане 1916 года, первая мировая война и указ от 25 июня 1916 года о рекрутировании «инородцев», причины национально-освободительного движения 1916 года (основные этапы движения, районы распространения, социальная база);
лидеры движения (А.Иманов, Т.Бокин, Б.Ашекеев, С.Мендешев), поражение освободительного движения казахов 1916 года и его историческое значение;
Казахстан между революциями 1917 года, февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года в России и ее влияние на казахстанское общество, временное правительство и реорганизация структур власти, образование Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов;
деятельность всероссийских политических партий в Казахстане, созыв общеказахских съездов (апрель-июль 1917 г.);
попытка создания национального филиала партии кадетов России, газета «Казах» и национально-демократическое движение;
I Общеказахский съезд (июль 1917 г.) и создание партии «Алаш», проект программы «Алаш», лидеры партии «Алаш» (А.Букейханов, А.Байтурсынов, М. Дулатов и др).
50. «Казахстан в 1917-1941 годы» (22 часа):
установление советской власти в Казахстане, Октябрьская социалистическая революция 1917 года в России и Казахстана, установление Советской власти в Казахстане (в Тургайской, Уральской, Акмолинской, Семипалатинской, Сырдарьинской областях, Семиречье, Букеевской Орде);
казахская социалистическая партия «Уш Жуз», социал-демократические организации РСДРП в Казахстане;
национальные автономии в Казахстане, Туркестанская (Кокандская) автономия, созыв лидерами партии «Алаш» II-го Общеказахского съезда в Оренбурге (декабрь 1917 г.) и создание автономии казахских областей «Алаш», деятельность правительства «Народный совет Алаш-Орда»;
военные действия в Казахстане в период гражданской войны и иностранной интервенции (1918-1920 гг.), мятеж чехословацкого корпуса, начало военных действий под руководством атамана Дутова, армия Колчака в Казахстане, образование фронтов, разгром армии Колчака и ликвидация фронтов, (Алиби Жангильдин, Токаш Бокин);
взаимоотношения органов Советской власти и правительства «Алаш-Орда», причины поражения партии «Алаш» и правительства «Алаш-Орда» в борьбе с большевиками;
политика «военного коммунизма», национализация земли и промышленных предприятий, политика «военного коммунизма» (1918-1920 гг.), цель и ее содержание, «Военный коммунизм» в промышленности и сельском хозяйстве, особенности проведения и последствия политики «военного коммунизма» в Казахстане, джут и голод 1921 года, крестьянские выступления в Казахстане (1920-1922 гг.);
образование Казахской советской государственности, подготовка к образованию Казахской Советской автономии, Кирревком (Революционный комитет по управлению Киргизским (Казахским) краем) и его деятельность;
Декрет Советского правительства от 26 августа 1920 г. о создании Киргизской (Казахской) Автономной Советской Социалистической Республики (в составе РСФСР), учредительный съезд Советов Киргизской (Казахской) АССР, принятие «Декларации прав трудящихся Киргизской (Казахской) АССР», его содержание;
формирование территории Казахской АССР, «Территория Киргизской (Казахской) АССР в 1920 г. Туркестанская АССР и размежевание национально-государственных границ республик Средней Азии, вхождение Семиреченской и Сырдарьинской областей в состав Киргизской (Казахской) АССР;
НЭП в Казахстане (1921-1925 гг.), организация и деятельность земельно-водных комитетов и земельно-водная реформа 1921 года, новая экономическая политика (цель и содержание), НЭП в Казахстане, свертывание НЭП и ее итоги;
индустриализация в Казахстане в 1920-1930-е годы, социалистическая индустриализация в Казахстане (сущность и особенности), исследование природных ресурсов и их активная разработка. К.Сатпаев;
строительство крупных предприятий тяжелой промышленности Казахстана, строительство Турксиба, рост рабочего класса, итоги индустриализации и первых пятилеток в Казахстане;
«Малый Октябрь» в Казахстане, «Малый Октябрь» (содержание и практика реализации), курс на «советизацию» аула, передел пахотно-сенокосных угодий, конфискация байских хозяйств, политический портрет Ф.И. Голощекина, нарастание репрессий против интеллигенции в 1926-1928 гг.;
коллективизация сельского хозяйства в Казахстане, сталинская модель силовой коллективизации, насильственное оседание кочевых и полукочевых скотоводческих хозяйств, темпы и ход коллективизации в Казахстане, хлебо- и мясозаготовительные компании 1928-1930-х гг., экономические последствия сплошной коллективизации в Казахстане;
голод 1931-1933 годов, казахстанская трагедия 30-х годов ХХ века, демографические последствия коллективизации сельского хозяйства в Казахстане, массовая миграция казахов за пределы республики;
вооруженные выступления казахского крестьянства и карательная политика Советской власти, общественно-политические взгляды и отношение к методам проведения коллективизации национальной интеллигенции, «Письмо пяти»;
общественно-политические процессы в Казахстане в 1920-1930-е годы, сталинские репрессии против крестьянства и уничтожение кулачества, политические репрессии против членов партии «Алаш» и национальной интеллигенции, массовые репрессии 1937-1938 годов;
советские «исправительно-трудовые» концентрационные лагеря на территории Казахстана (Степлаг, Карлаг, АЛЖИР и др.);
культура Казахстана в 1920-1930-е годы, народное образование (ликвидация безграмотности взрослого населения, перевод казахской письменности с арабского алфавита на латинский, введение нового алфавита на основе русской графики), наука, высшие учебные заведения, казахстанская база (1932 г.) и Казахстанский филиал АН СССР, роль и место К. Сатпаева в развитии казахстанской науки, ученые Казахстана и их научные достижения;
литература (творчество Ж. Аймаутова, А.Байтурсынова, Ш. Кудайбердиева, М.Дулатова, М.Жумабаева, Б.Майлина, И.Жансугурова, С.Сейфуллина, С.Муканова, Г.Мусрепова, Г.Мустафина и др), искусство, театр, кино, изобразительное искусство и его деятели, советская идеология в области культуры (методы и последствия);
обобщение.
51. «Казахстан в период Великой отечественной войны 1941- 1945 гг.» (6 часов):
Казахстан в годы Великой Отечественной войны, начало Великой Отечественной войны, мобилизация в Казахстане и казахстанские военные формирования;
участие казахстанцев в сражениях Великой Отечественной войны (оборона Москвы, Ленинграда, Сталинграда), наступательные операции 1943-1944 годов, освободительная миссия Советской Армии в Европе, казахстанцы – Герои Советского Союза;
Казахстан – арсенал фронта, перевод экономики на военный режим, эвакуация в Казахстан промышленных предприятий России и Украины;
роль Каз.ССР в снабжении армии и страны металлом, топливом, продовольствием, сельскохозяйственным сырьем, казахстанцы – герои тыла;
депортация народов СССР в Казахстан, депортация корейцев с Дальнего Востока в 1937-1938 годы, депортация поляков и народов Прибалтики в 1940 году, депортация немцев в 1941 году, насильственное переселение в 1943-1944 годах (карачаевцев, ингушей, чеченцев, крымских татар и др.);
культура Казахской ССР в период Великой Отечественной войны, эвакуация российских вузов и научных учреждений в Казахстан, наука и культура – фронту, деятельность Казахстанского Филиала АН СССР и Комиссии АН СССР по исследованию природных ресурсов Казахстана;
литература» (М. Ауэзов, Ж. Жабаев, Д. Снегин, И. Шухов и др.), искусство, театр, кино, эвакуация Московской и Ленинградской киностудий в Алматы, становление казахстанской кинематографии, студия «Казахфильм»;
обобщение.
52. «Казахстан в 1946-1991 гг.» (18 часов):
Казахстан в послевоенные годы (1946 – 1953 гг.), социально-экономическое развитие Казахской ССР, разработка полезных ископаемых региона и развитие промышленности, кризисные явления в сельском хозяйстве Казахской ССР;
идеология сталинизма и политика репрессий, общественно-политическая жизнь в Казахстане, дело Е. Бекмаханова;
развитие промышленности в Казахстане в «хрущевский период», развитие промышленности в Казахской ССР, реформа 1957 года (переход с отраслевого на территориальный принцип, создание совнархозов);
военно-промышленный комплекс в Казахстане, строительство атомного полигона и ядерные испытания в Семипалатинске, космодром «Байконур»;
«Целинная эпопея», «Новый курс» в аграрной политике Н. Хрущева и его реализация в Каз ССР, освоение целинных и залежных земель в Казахстане (экономические, экологические и демографические последствия освоения целины);
общественно-политическая жизнь в республике в 1954-1965 гг., попытка десталинизации в середине 1950-х гг., «Хрущевская оттепель», кризис партийной власти в Казахстане, события 1959 г. в г. Темиртау;
социально-экономическое развитие Казахстана в 1965-1985 гг., реформа 1965 г. в промышленности, итоги 8-й пятилетки 1966-1970 гг.;
сырьевая направленность экономики, Казахстан как основная база цветной металлургии, топливно-энергетического комплекса, химической промышленности СССР, экстенсивный характер промышленного развития;
кризисные проявления в сельском хозяйстве в 1970-е-1980-е годы (меры, направленные на подъем сельского хозяйства), продовольственная программа 1982 г., передовики производства, материальное положение казахстанцев в «застойный» период;
политическая жизнь и национальная политика в 1965-1985 гг., проблемы и трудности, противоречия в политической жизни, деятельность Компартии Казахстана, профсоюзы, комсомол, Конституция Казахской ССР 1978 г.;
деформации в национальной политике, ограничение суверенитета республик, события 1979 г. в Целинограде;
«Перестройка» в Казахстане, апрельский пленум ЦК КПСС и перестройка, перемены в общественно-политической жизни Казахстана, события декабря 1986 г. в Казахстане (причины, ход и последствия), Постановление ЦК КПСС (июль 1987 г.) «О работе Казахской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся», репрессивные меры в отношении участников декабрьских событий 1986 г.;
причины, характер выступлений: события в г. Жанаозен 1989 г.», забастовки шахтеров г. Караганды. «Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР» (октябрь 1990 г.), реформы в советской политической системе до и после «августовского путча» 1991 года, распад СССР;
социально-демографические процессы в 1946-1991 гг., переписи и численность населения Казахстана, этнический состав, социальная структура казахстанского общества;
экологические проблемы в Казахстане, последствия функционирования атомного, ракетного и других полигонов, зоны экологического бедствия, комитет по проблемам Балхаша и Арала;
общественно-политические движения в Казахстане, антиядерное движение «Невада – Семипалатинск», гражданское движение «Азат», межнациональное движение «Единство» (СНЕК), события 1991 г. в Уральске;
культура в Казахстане 1946-1980-е годы, обязательное восьмилетнее и среднее всеобщее образование, материально-техническое обеспечение системы образования, кадровый потенциал, реформа общеобразовательной и профессиональной школы 1984 г.;
литература (А. Нурпеисов, Б. Момышулы, И. Есенберлин, О. Сулейменов, М. Шаханов и др.), реабилитация творческого наследия (Ш. Кудайбердиева, А. Байтурсынова, М. Жумабаева, Ж. Аймауытова, М. Дулатова (1988 г.), искусство, театр, кино, деидеологизация литературы и искусства,
обобщение.
53. «Становление и укрепление государственности независимого Казахстана» (16 часов):
провозглашение независимости Казахстана, Закон
о независимости Республики Казахстан (16 декабря 1991 г.), становление
института президентской власти, выборы Первого Президента Республики Казахстан
(1
декабря 1991 г.), государственные символы и награды, Конституции
Республики Казахстан;
формирование многопартийной системы в Казахстане, общественные движения и организации, основные этапы становления и развития многопартийной системы в Казахстане, НДП «НурОтан», коммунистическая партия Казахстана, партия «Ак жол», социал-демократические и другие политические партии, основные этапы становления общественных движений и организаций, создание и деятельность неправительственных организаций (НПО), профсоюзные и общественные движения в Казахстане, общественные деятели (О.Сулейменов, М.Шаханов и др.);
стратегия «Казахстан – 2030» и «Стратегия «Казахстан-2050» – долгосрочные программы развития Республики Казахстан, стратегия «Казахстан 2030: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», долгосрочные приоритетные цели и стратегии реализации, историческое значение программной стратегии «Казахстан 2050», ежегодные Послания Президента народу Казахстана;
экономическая модернизация Казахстана в 1990-х годах, место и роль Казахской ССР в общесоюзной интеграции, кризис плановой экономики и переход к рынку, природные ресурсы Казахстана и стратегия экономических реформ, основные этапы социально-экономической модернизации Казахстана, либерализация экономики, введение национальной валюты, стабилизация экономики Казахстана на рубеже веков (1998-2001 гг.), инвестиционная политика и иностранные инвестиции в Казахстане, банковская система;
экономическое развитие Республики Казахстан в XXI в., стратегия индустриально-инновационного развития и создание конкурентоспособной экономики, развитие предпринимательства, малый и средний бизнес, промышленность и сельское хозяйство в Казахстане на современном этапе, интеграция Казахстана в мировую экономику, мировой финансовый кризис и меры по стабилизации экономики Казахстана;
социальная политика в Республике Казахстан, социальная сфера в условиях кризиса 1990-х гг, развитие социальной сферы в 2000-е гг, реформа пенсионной системы и пенсионные фонды, государственная программа «Дорожная карта», жилищное строительство;
вхождение Казахстана в мировое сообщество, признание Республики Казахстан на международной арене, основные внешнеполитические приоритеты РК., Казахстан в системе мировых экономических связей, отказ Республики Казахстан от ядерного оружия и историческое значение этого решения;
Казахстан и ведущие страны мира, сотрудничество Казахстана и России, Казахстан и Китайская народная республика (КНР);
многовекторность политики и стратегическое партнерство, Казахстан и США, Казахстан и страны Евросоюза (казахстанско-германские, казахстанско-французские, казахстанско-британские отношения), Казахстан и страны тюркского мира;
Казахстан и международные организации, членство Казахстана в международных организациях, Казахстан и СНГ, Казахстан – активный член ООН, укрепление позиций Казахстана в Евросоюзе и ОБСЕ, председательство Казахстана в ОБСЕ и ОИК;
участие Казахстана в региональных международных организациях, интеграционные процессы в рамках ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС, СВМДА, ЕЭП и др.;
реформирование системы образования и развитие науки в Республике Казахстан, концепции и законы об образовании в РК., этапы развития системы образования РК., высшее образование в Республике Казахстан, международные связи в области образования, государственная программа «Болашак», государственная программа развития науки в Казахстане в 2007-2015 гг, создание национальных научных центров;
развитие культуры Казахстана в конце ХХ - начале XXI вв, возрождение и развитие казахской культуры в постсоветское время, диалог национальных культур в Казахстане;
литература, музыкальное искусство, театр, киноискусство, другие жанры искусства в начале ХХI века, государственная программа «Мәдени мұра» – «Культурное наследие», современная информационная культура;
Н.А. Назарбаев – Первый Президент Республики Казахстан, становление Н.А.Назарбаева как политика, мыслителя, общественного деятеля, Лидера нации, роль Президента в создании и развитии независимого государства. Н.А. Назарбаев и идея Евразийства;
Астана – новая столица Республики Казахстан, перенос столицы, строительство новой столицы – Астаны, историческое значение создания новой столицы – Астаны;
итоговое обобщение.
7. Требования к уровню подготовки учащихся
54. Предметные результаты отражены в двух аспектах: должны уметь и должны знать.
55. Учащиеся 5-6 классов должны знать:
1) предмет истории, археологические и письменные источники;
2) влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей;
3) линию времени, счет лет в истории;
4) стоянки первобытных людей;
5) важные события в истории Казахстана, исторических деятелей;
6) историческую родину;
7) первые государственные объединения на территории Казахстана;
8) понятие государства, государственные символы;
56. Учащиеся 5-6 классов должны уметь:
1) применять понятия «год» и «век», устанавливать последовательность и деятельность событий в истории;
2) показывать на карте исторические объекты, описывать географическое положение;
3) описывать занятия, жизнь и быт древних людей;
4) описывать древние архитектурные памятники и памятники искусства;
5) анализировать взаимоотношение племен на территории Казахстана;
6) пересказывать содержание учебного материала своими словами, давать личную оценку историческим событиям;
7) выделять главное в тексте учебника;
8) составлять краткий план по содержанию темы;
9) пользоваться историческими терминами и объяснять их;
10) выражать собственное мнение по поводу ответа одноклассников.
57. Учащиеся 7-8 классов должны знать:
1) социально-экономическое развитие Казахстана в период средневековья;
2) особенности становления и развития государств на территории Казахстана;
3) основные факты и события внешней политики государств и борьбу за независимость во времена монгольских и джунгарских завоеваний;
4) достижения культуры народов Казахстана;
5) основные исторические памятники периода средневековья;
6) хронологические рамки истории Казахстана в новое время;
7) внутреннее и внешнее состояние Казахстана в начале XVIII века;
8) хозяйство, социальную структуру общества, систему управления;
9) наиболее важные события из истории национально-освободительного движения;
10) причины переселения уйгуров и дунган в Семиречье;
11) культуру Казахстана XVIII–XIX века.
58. Учащиеся 7-8 классов должны уметь:
1) описывать жизнь и быт населения в эпоху средневековья;
2) анализировать основные изменения в политической истории;
3) проводить поиск исторической информации в разнообразных источниках;
4) составлять хронологические и синхронистические таблицы;
5) объяснять роль средневековых городов в экономическом, политическом и культурном развитии;
6) давать оценку роли религии в формировании мировоззрения человека;
7) давать оценку роли ислама в культурном и духовном развитии общества;
8) анализировать текст, выделять в нем главное;
9) составлять развернутый план изучаемой темы;
10) давать самостоятельную характеристику важнейшим историческим событиям, историческим деятелям, социальным группам;
11) переносить имеющиеся знания в новую ситуацию;
12) высказывать свою личностную оценку по изучаемым вопросам и аргументировано отстаивать собственную точку зрения;
13) выступать с сообщениями и докладами;
14) использовать историческую карту при изучении темы;
15) составлять конспекты по отдельным темам;
16) выполнять тестовые задания;
17) осуществлять самостоятельный поиск дополнительного материала (ЭСИ, библиотека).
59. Учащиеся 9 класса должны знать:
1) основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной истории;
2) периодизацию отечественной истории;
3) особенности исторического пути Казахстана, его роль в мировом сообществе;
4) современные версии и трактовки отдельных проблем истории;
5) историческую обусловленность современных общественных процессов;
6) историю развития Казахстана в годы Первой мировой войны, Февральского и Октябрьского переворота, Гражданской войны;
7) сущность политики военного коммунизма и новой экономической политики;
8) главные этапы восстановления казахской государственности, образование КазАССР и КазССР;
9) ход индустриализации и коллективизации в Казахстане и их последствия для казахского народа;
10) формирование тоталитарного государства и массовые репрессии против национальной интеллигенции;
11) роль Казахстана в деле достижения Великой Победы в годы Великой отечественной войны;
12) экономическое, социально-политическое развитие Казахстана в послевоенный период;
13) причины освоения целины, ее последствия для Казахстана, Казахстан в эпоху «застоя»;
14) провозглашение независимости Казахстана;
15) развитие Казахстана в условиях суверенитета;
60. Учащиеся 9 класса учащиеся должны уметь:
1) готовить развернутый рассказ по той или иной теме;
2) самостоятельно раскрывать причины важнейших событий в новейшее время, их историческое значение;
3) объяснять сущность политики государства;
4) самостоятельно работать с новым материалом, заниматься поисковой работой;
5) самостоятельно анализировать, обобщать материал по изучаемой теме, выделять главное;
6) давать самостоятельную оценку позитивным и негативным явлениям в истории государства;
7) аргументировано выражать личностную точку зрения по определенным вопросам;
8) работать с тестовыми заданиями;
9) составлять опорные конспекты, схемы, таблицы;
10) критически анализировать источники исторической информации (выявлять авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
11) анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
12) различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
13) устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
14) участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
15) представлять результаты изучения исторического материала в разнообразных формах - конспектах, рефератах, рецензиях;
16) определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
17) использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
18) соотносить свои действия и поступки окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
19) осознавать себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином Республики Казахстан.
61. Личностные результаты. Учащиеся должны проявлять:
1) проявление уважения к Конституции Республики Казахстана, к законам и правопорядку;
2) проявление активной гражданской позиции, высоких патриотических чувств, готовности служения своей Родине и защите ее интересов;
3) владение государственным и родным языками, уважении к истории, культуре и традициям, другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана;
4) стремление беречь и приумножать природу родного края, проявлении активной позиции в охране окружающей среды;
5) ведение здорового образа жизни, навыков сохранения своей безопасности и безопасности окружающих людей;
6) проявление высокой культуры человеческого общения, соблюдении этических норм;
7) мотивированности и способности к самообразованию и самореализации и созидательному труду;
8) уважение к старшему поколению и заботе о младших, проявлении доброты и чуткости к другим;
9) умение адекватно оценивать особенности социальной среды, противостоять антиобщественным явлениям, воздействиям идеологического, противоправного и религиозного характера.
62. Системно-деятельностные результаты. Учащиеся должны применять:
1) владение системой знаний по основам наук и сферам применения научных достижений для прогресса человеческого общества;
2) умение анализировать, обрабатывать, синтезировать и использовать научную информацию;
3) владение методами познания, проектирования, конструирования и исследования, творческого применения;
4) владение современными информационно-коммуникационными технологиями;
5) владение развитыми коммуникативными способностями, полиязычной культурой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.