История педагогики и образования

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 07.02.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

История педагогики и образования
Иконка файла материала презентация 4.pptx

История педагогики и образования

Специальность «Педагогика и психология» (ДО) Семестр изучения дисциплины – IХ Всего на дисциплину – 82ч Лекционные занятия – 16 ч Семинарские занятия – 16 ч Самостоятельная работа студентов – 48ч Отчетность – ЗАЧЕТ

Специальность «Педагогика и психология» (ОЗО) Семестр изучения дисциплины – 3-4 курс Всего на дисциплину – 82ч Лекционные занятия – 6 ч Семинарские занятия – 4 ч Самостоятельная работа студентов – 72ч Отчетность – ЭКЗАМЕН

Специальность «Специальная психология» (ДО) Семестр изучения дисциплины – IХ Всего на дисциплину – 72ч Лекционные занятия – 14 ч Семинарские занятия – 8 ч Самостоятельная работа студентов – 48ч Отчетность – ЗАЧЕТ

Специальность «Специальная психология» (ОЗО) Семестр изучения дисциплины – 3-4 курс Всего на дисциплину – 46ч Лекционные занятия – 2 ч Семинарские занятия – 2 ч Самостоятельная работа студентов – 42ч Отчетность – ЭКЗАМЕН

История педагогики и образования как учебная дисциплина :

Цель:
развитие культуры педагогического мышления, способности понимать сущность и закономерности исторической эволюции воспитания, образования педагогической мысли
Задачи:
формирование знаний и представлений об истории воспитания и образования в контексте единого мирового педагогического процесса
Изучение сущности педагогических идей, концепций в их историческом развитии;
формирование и дальнейшее развитие аналитических, оценочных и других умений при анализе историко-педагогических источников;
обеспечение сочетания гносеологического, теоретического подхода к историческим явлениям и фактам в сфере образования с эмоционально-личностным отношением к ним.
ориентация на применение знаний из истории образования, педагогической мысли для осмысления современных педагогических проблем.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

История педагогики и образования как область научного знания.
Зарождение воспитания в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира.
Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения.
Воспитание, школа и педагогическая мысль в Новое время (до начала ХХ в.). Реформаторская педагогика.
История образования и педагогической мысли в Новейшее время. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и в России.

Раздел 1. История педагогики и образования как область научного знания.

1. Становление и развитие истории педагогики
знание понятий: история педагогики, всемирный историко-педагогический процесс, история образования , история педагогической мысли, персоналии, факты и события.
представления:
концептуальные подходы к познанию истории педагогики и образования;
ведущие педагогические идеи, теории в их историческом развитии
понимание:
сущности всемирного историко-педагогического процесса


Раздел 2. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира.

Воспитание в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса.
Воспитание и школа в условиях цивилизаций Древнего Востока.
Воспитание, школа и педагогическая мысль в античном мире.




Раздел 3. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения.

Образование и просвещение в Византии, странах Ближнего и Среднего Востока.

Школа и педагогическая мысль в Западной Европе в эпоху Средневековья.

Школа и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве.

Раздел 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Новое время (до начала ХХ в.). Реформаторская педагогика.

Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и Русском государстве XVII в.
Педагогика эпохи Просвещения в Западной Европе, США и России (XVIII в.).
Развитие образования, ведущие педагогические идеи и концепции в Западной Европе, США и России XIX в.
Школа и педагогика в странах Западной Европы, США и России в конце XIX – начале XX вв. Реформаторская педагогика.

Раздел 5. История образования и педагогической мысли в Новейшее время. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и в России

Школа и педагогика в странах Западной Европы, США и России до середины XX в.
Основные тенденции развития образования и педагогики в мире во второй половине XX в.

ЛИТЕРАТУРА

Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. Учебник для студ. Высших учеб. заведений. - М.: Владос-Пресс, 2008. - 400 с.
История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений. / Под ред. З.И. Васильевой. - М.: ИЦ «Академия», 2007. - 416 с.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века. Учеб. пособие для пед. учеб. заведений. / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2007 - 496 с.
История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / Сост. М.А.Кувырталова, С.А.Воронина, К.Ю.Брешковска, Ю.А.Тарасова. Тула: Изд-во Тул.гос.пед.ун-та им. Л.Н.толстого, 2008. – 241 с.
Кувырталова М.А. История образования и педагогической мысли: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей ВУЗов / М.А. Кувырталова, Э.В. Власов, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2009– 333
Латышина Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли. Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2007. - 603 с.
Хрестоматия по истории педагогики: В 3т. Т.1. Античность. Средневековье / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2006 – 512с.
Хрестоматия по истории педагогики: В 3т. Т.2. Новое время / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2006 – 464с.
Хрестоматия по истории педагогики: В 3т. Т.3. Новейшее время / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2006 – 560с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИПиО

Изучение дисциплины
предусматривает:
слушание лекций
подготовку к семинарским занятиям;
самостоятельное изучение материала;
выполнение творческих заданий;
контроль и самоконтроль усвоения содержания
дисциплины.
Продуктами самостоятельной работы
являются:
опорные конспекты рекомендованных источников,
сравнительные таблицы,
письменные ответы на поставленные проблемные вопросы,
результаты выполнения тестовых заданий,
решение кроссвордов,
рефераты,
курсовые работы.

Семинарские занятия по дисциплине «История педагогики и образования»

Семинар 1 «Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания»

План.
1. Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение Я.А. Коменского.
2. Теоретические основы педагогики И.Ф. Гербарта.
3. Русская школа научной педагогики К.Д. Ушинского.
4. Педагогическая теория П.Ф. Каптерева.

Семинар 2 «Педагогическая мысль и основные типы школ в государствах Древнего Востока, Греции и Рима »


План:
Основные типы школ в государствах Древнего Востока.
Воспитательно-образовательные системы Древней Греции (афинская, спартанская).
Особенности образовательной практики в Древнем Риме.
Зарождение педагогической мысли в контексте философского знания (на примере наиболее значительных её представителей).

Семинар 3 «Педагогические идеи и образовательные системы в странах Западной Европы в Средние века и эпоху Возрождения».

План:
1. Педагогическая мысль в Византии и ее влияние на дальнейшее развитие педагогической теории и практики.
2. Типы школ эпохи Средневековья и Возрождения.
3. Сущность гуманистического подхода западноевропейских мыслителей к проблемам воспитания и образования.
4. Основные направления и традиции воспитания и образования в Древней Руси и Русском государстве.

Семинар 4. Педагогические идеи и концепции в зарубежной педагогике XVII – XIX веков.

План:

Концепция Д.Локка о воспитании «нового человека»
Основные идеи эпохи Просвещения.
Педагогическая система И.Г. Песталоцци. Теория «элементарного образования».
Педагогическая система А. Дистервега.

Семинар 5. «Теория и практика свободного воспитания в истории западноевропейской и отечественной педагогики».

План.
1. Концепция свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо.
2. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. и её внедрение в практику (М. Монтессори).
3. Педагогика «ненасилия» Л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.
4. Концепция свободного воспитания К.Н. Вентцеля.

Семинар 6. «Отечественная школа и педагогика советского периода (1920-30-е гг.)».

План.
1. Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.
2. Социально-реформаторское направление в педагогике (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий).
3. Теоретическая педагогика русского Зарубежья (С.И. Гессен).
4. Педагогическая система А.С. Макаренко.

Семинар 7. «Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в истории педагогики».

План.
1. Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
2. Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэн, Г. Кершенштейнер).
3. К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
4. Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии А.С. Макаренко.

Семинар 8. «Развитие школьного образования в мире в конце ХХ века».

План.
1. Проблемы демократизации современной школы.
2. Школьные системы образования. Инновации в образовании.
3. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.

Технологическая карта самостоятельной работы по дисциплине «История педагогики и образования» ( фрагмент)

№ п/п


Содержание заданий

Дидактические материалы, первоисточники (см. CD)

Форма отчётности,
контроль

1.

1.Познакомиться с основными концепциями всемирного историко-педагогического процесса, сложившимися в XIX-XX вв.

К. Шмидт, Л. Модзалевский, А. Медведков, Г. Корнетов, Н. Константинов,
А.И.Пискунов

Таблица № 1, выписки из первоисточника

2. Изучить проблему развития истории отечественного образования и педагогической мысли как отрасли научного знания и учебного предмета в ХХ в.

«Педагогическая энциклопедия»; книга Э.И. Моносзона; рекомендованное учебное пособие

Таблица № 2; анализ учебного пособия.

Самостоятельная Работа студента

Раздел 1.
Введение в изучение истории образования и педагогической мысли. История педагогики и образования как область научного знания и учебный предмет.

1. Познакомиться с основ­ными концепциями всемир­ного историко-педагогиче­ского процесса, сложивши­мися в XIX-XX вв.
2. Изучить проблему развития истории отечественного обра­зования и педагогической мысли как отрасли научного знания и учебного предмета в ХХ в.

Самостоятельная Работа студента

Раздел 2. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира.

1. Изучить сущность воспита­ния в первобытном обществе и различные точки зрения на его генезис
2. Познакомиться с основными типами школ в их историческом развитии в государствах Древнего Востока, Греции, Риме.
3. Проследить зарождение педагогической мысли в кон­тексте философского знания на примере наиболее значи­тельных её представителей.

Самостоятельная Работа студента

Раздел 3. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения (до конца XVI в.).

1. Изучить вопрос о состоянии образования и педагогической мысли в Византии, осмыслить их влияние на дальнейшее развитие педагогической теории и практики.
2. Познакомиться с типами школ, характерными для эпохи Средневековья и Воз­рождения на примере различных стран
3. Охарактеризовать сущность гуманистического подхода западноевропейских мыслителей к проблемам воспитания и образования
4. Представить основные на­правления и традиции воспи­тания и образования в Древней Руси и Русском государстве.

Самостоятельная Работа студента

Раздел 4. История образования и педагогической мысли в Новое время (XVII-XIX вв.). Реформаторская педагогика.

1. Продолжить знакомство с развитием школьного образо­вания и воспитания в странах Западной Европы, США и России XVII-XIX веков.
2. Дать сравнительный анализ развития ведущих педагоги­ческих идей и концепций воспитания в западноевропейской педагогической мысли XVII-XIX веков.
3. Изучить основные аспекты просветительской деятельно­сти М.В. Ломоносова
4. Охарактеризовать основные направления в развитии русской педагогической мысли XIX века.5. Познакомиться с сущностью основных течений реформаторской педагогики.

Самостоятельная Работа студента

Раздел 5. История образования и педагогической мысли в Новейшее время (ХХ в.). Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и России.

1. Познакомиться с поисками путей обновления школы в контексте идей реформатор­ской педагогики в 20-30-е годы ХХ века.
2. Изучить проблему семей­ного воспитания, используя педагогическое наследие А.С. Макаренко.
3. Охарактеризовать взгляды В. Сухомлинского на вопрос гражданского и патриотического воспитания молодёжи.
4. Изучить вопрос о деятель­ности советской школы в годы Отечественной войны.
5. Познакомиться с сущностью современных авторских школ.

Самостоятельная Работа студента Примеры творческих заданий и форм контроля:

Заполните таблицу:…
Творческое задание:
Кроссворд № 1 “Отечественные историки педагогики”.

Задания для самоконтроля.
Изучите материал из «Постановления папского легата о студентах и магистрах парижских школ» (1215).
Ответьте на вопросы: …
Познакомьтесь с народными пословицами и поговорками.
 Выпишите примеры пословиц и поговорок, в которых
1. нашли отражение вечные истины добра, уважения к ближнему, почитания Бога, трудолюбия как нравственные идеалы воспитания;
2. утверждается ценность знания, учения, ума;

Темы рефератов, курсовых работ

Античные философы о воспитании (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит).
Свободная Вальдорфская школа Р. Штайнера и её современные традиции.
Экспериментальные учебные заведения в Западной Европе в первой половине ХХ века.
Метод проектов и его реализация в истории школьного образования.
История лицеев (гимназий) в России.
Проблемы воспитания и образования в трудах русских философов XIX - начала XX вв.
Проблема национального образования в педагогическом наследии С.И. Гессена.
Проблема трудового воспитания в истории педагогической мысли.
Страницы истории образования в Тульском крае.
Современные педагогические парадигмы школьного воспитания и образования.

Формы контроля:

Текущий: выступление на семинаре, проверка выполнения письменных заданий, конспектов, работа с первоисточниками
Промежуточный: задания для самостоятельной работы, тестирование
Итоговый: зачет, тестирование,(экзамен)

Критерии оценки освоения содержания дисциплины

знание основных историко-педагогических фактов, событий, дат, имён, терминов;
● усвоение основных понятий и общих закономерностей всемирного историко-педагогического процесса, сущности и эволюции ведущих педагогических идей, на примере видных мыслителей, педагогов различных стран и эпох;
● умение извлекать историко-педагогические знания из разных источников, особенно документов по истории образования, трудов педагогов;
● владение умениями историко-педагогического анализа и объяснения: раскрытие причинно-следственных связей между педагогической теорией и практикой, социокультурной средой и деятельностью педагогов, функционированием образовательных учреждений, выделение основных положений педагогических концепций, сравнение педагогических идей педагогов
● умение оценивать историко-педагогическое наследие
● рефлексия результатов освоения содержания курса при выполнении самостоятельных задания