Специальность «Педагогика и психология» (ДО)Семестр изучения дисциплины – IХВсего на дисциплину – 82чЛекционные занятия – 16 чСеминарские занятия – 16 чСамостоятельная работа студентов – 48ч Отчетность – ЗАЧЕТ
Специальность «Педагогика и психология» (ОЗО)Семестр изучения дисциплины – 3-4 курсВсего на дисциплину – 82чЛекционные занятия – 6 чСеминарские занятия – 4 чСамостоятельная работа студентов – 72ч Отчетность – ЭКЗАМЕН
Специальность «Специальная психология» (ДО)Семестр изучения дисциплины – IХВсего на дисциплину – 72чЛекционные занятия – 14 чСеминарские занятия – 8 чСамостоятельная работа студентов – 48ч Отчетность – ЗАЧЕТ
Специальность «Специальная психология» (ОЗО)Семестр изучения дисциплины – 3-4 курсВсего на дисциплину – 46чЛекционные занятия – 2 чСеминарские занятия – 2 чСамостоятельная работа студентов – 42ч Отчетность – ЭКЗАМЕН
История педагогики и образования как учебная дисциплина :
Цель:
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
История педагогики и образования как область научного знания.
Зарождение воспитания в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира.
Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения.
Воспитание, школа и педагогическая мысль в Новое время (до начала ХХ в.). Реформаторская педагогика.
История образования и педагогической мысли в Новейшее время. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и в России.
Раздел 1. История педагогики и образования как область научного знания.
1. Становление и развитие истории педагогики
Раздел 2. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира.
Воспитание в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса.
Воспитание и школа в условиях цивилизаций Древнего Востока.
Воспитание, школа и педагогическая мысль в античном мире.
Раздел 3. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения.
Образование и просвещение в Византии, странах Ближнего и Среднего Востока.
Школа и педагогическая мысль в Западной Европе в эпоху Средневековья.
Школа и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве.
Раздел 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Новое время (до начала ХХ в.). Реформаторская педагогика.
Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и Русском государстве XVII в.
Педагогика эпохи Просвещения в Западной Европе, США и России (XVIII в.).
Развитие образования, ведущие педагогические идеи и концепции в Западной Европе, США и России XIX в.
Раздел 5. История образования и педагогической мысли в Новейшее время. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и в России
Школа и педагогика в странах Западной Европы, США и России до середины XX в.
Основные тенденции развития образования и педагогики в мире во второй половине XX в.
ЛИТЕРАТУРА
Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. Учебник для студ. Высших учеб. заведений. - М.: Владос-Пресс, 2008. - 400 с.
История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений. / Под ред. З.И. Васильевой. - М.: ИЦ «Академия», 2007. - 416 с.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века. Учеб. пособие для пед. учеб. заведений. / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2007 - 496 с.
История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / Сост. М.А.Кувырталова, С.А.Воронина, К.Ю.Брешковска, Ю.А.Тарасова. Тула: Изд-во Тул.гос.пед.ун-та им. Л.Н.толстого, 2008. – 241 с.
Кувырталова М.А. История образования и педагогической мысли: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей ВУЗов / М.А. Кувырталова, Э.В. Власов, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2009– 333
Латышина Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли. Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2007. - 603 с.
Хрестоматия по истории педагогики: В 3т. Т.1. Античность. Средневековье / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2006 – 512с.
Хрестоматия по истории педагогики: В 3т. Т.2. Новое время / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2006 – 464с.
Хрестоматия по истории педагогики: В 3т. Т.3. Новейшее время / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2006 – 560с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИПиО
Изучение дисциплины
предусматривает:
Семинар 1«Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания»
План.
1. Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение Я.А. Коменского.
2. Теоретические основы педагогики И.Ф. Гербарта.
3. Русская школа научной педагогики К.Д. Ушинского.
4. Педагогическая теория П.Ф. Каптерева.
Семинар 2 «Педагогическая мысль и основные типы школ в государствах Древнего Востока, Греции и Рима »
Семинар 3«Педагогические идеи и образовательные системы в странах Западной Европы в Средние века и эпоху Возрождения».
План:
1. Педагогическая мысль в Византии и ее влияние на дальнейшее развитие педагогической теории и практики.
2. Типы школ эпохи Средневековья и Возрождения.
3. Сущность гуманистического подхода западноевропейских мыслителей к проблемам воспитания и образования.
4. Основные направления и традиции воспитания и образования в Древней Руси и Русском государстве.
Семинар 4. Педагогические идеи и концепции в зарубежной педагогике XVII – XIX веков.
План:
Семинар 5.«Теория и практика свободного воспитания в истории западноевропейской и отечественной педагогики».
План.
1. Концепция свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо.
2. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. и её внедрение в практику (М. Монтессори).
3. Педагогика «ненасилия» Л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.
4. Концепция свободного воспитания К.Н. Вентцеля.
Семинар 6.«Отечественная школа и педагогика советского периода (1920-30-е гг.)».
План.
1. Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.
2. Социально-реформаторское направление в педагогике (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий).
3. Теоретическая педагогика русского Зарубежья (С.И. Гессен).
4. Педагогическая система А.С. Макаренко.
Семинар 7.«Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в истории педагогики».
План.
1. Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
2. Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэн, Г. Кершенштейнер).
3. К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
4. Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии А.С. Макаренко.
Семинар 8.«Развитие школьного образования в мире в конце ХХ века».
План.
1. Проблемы демократизации современной школы.
2. Школьные системы образования. Инновации в образовании.
3. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.
Технологическая карта самостоятельной работы по дисциплине «История педагогики и образования» ( фрагмент)
№ п/п |
| |||
Дидактические материалы, первоисточники (см. CD) | Форма отчётности, | |||
1. | 1.Познакомиться с основными концепциями всемирного историко-педагогического процесса, сложившимися в XIX-XX вв. | К. Шмидт, Л. Модзалевский, А. Медведков, Г. Корнетов, Н. Константинов, | Таблица № 1, выписки из первоисточника | |
2. Изучить проблему развития истории отечественного образования и педагогической мысли как отрасли научного знания и учебного предмета в ХХ в. | «Педагогическая энциклопедия»; книга Э.И. Моносзона; рекомендованное учебное пособие | Таблица № 2; анализ учебного пособия. |
Самостоятельная Работа студента
Раздел 1.
1. Познакомиться с основными концепциями всемирного историко-педагогического процесса, сложившимися в XIX-XX вв.
2. Изучить проблему развития истории отечественного образования и педагогической мысли как отрасли научного знания и учебного предмета в ХХ в.
Самостоятельная Работа студента
Раздел 2. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира.
1. Изучить сущность воспитания в первобытном обществе и различные точки зрения на его генезис
2. Познакомиться с основными типами школ в их историческом развитии в государствах Древнего Востока, Греции, Риме.
3. Проследить зарождение педагогической мысли в контексте философского знания на примере наиболее значительных её представителей.
Самостоятельная Работа студента
Раздел 3. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения (до конца XVI в.).
1. Изучить вопрос о состоянии образования и педагогической мысли в Византии, осмыслить их влияние на дальнейшее развитие педагогической теории и практики.
2. Познакомиться с типами школ, характерными для эпохи Средневековья и Возрождения на примере различных стран
3. Охарактеризовать сущность гуманистического подхода западноевропейских мыслителей к проблемам воспитания и образования
4. Представить основные направления и традиции воспитания и образования в Древней Руси и Русском государстве.
Самостоятельная Работа студента
Раздел 4. История образования и педагогической мысли в Новое время (XVII-XIX вв.). Реформаторская педагогика.
1. Продолжить знакомство с развитием школьного образования и воспитания в странах Западной Европы, США и России XVII-XIX веков.
2. Дать сравнительный анализ развития ведущих педагогических идей и концепций воспитания в западноевропейской педагогической мысли XVII-XIX веков.
3. Изучить основные аспекты просветительской деятельности М.В. Ломоносова
4. Охарактеризовать основные направления в развитии русской педагогической мысли XIX века.5. Познакомиться с сущностью основных течений реформаторской педагогики.
Самостоятельная Работа студента
Раздел 5. История образования и педагогической мысли в Новейшее время (ХХ в.). Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и России.
1. Познакомиться с поисками путей обновления школы в контексте идей реформаторской педагогики в 20-30-е годы ХХ века.
2. Изучить проблему семейного воспитания, используя педагогическое наследие А.С. Макаренко.
3. Охарактеризовать взгляды В. Сухомлинского на вопрос гражданского и патриотического воспитания молодёжи.
4. Изучить вопрос о деятельности советской школы в годы Отечественной войны.
5. Познакомиться с сущностью современных авторских школ.
Самостоятельная Работа студентаПримеры творческих заданий и форм контроля:
Заполните таблицу:…
Творческое задание:
Кроссворд № 1 “Отечественные историки педагогики”.
Задания для самоконтроля.
Изучите материал из «Постановления папского легата о студентах и магистрах парижских школ» (1215).
Ответьте на вопросы: …
Познакомьтесь с народными пословицами и поговорками.
Выпишите примеры пословиц и поговорок, в которых
1. нашли отражение вечные истины добра, уважения к ближнему, почитания Бога, трудолюбия как нравственные идеалы воспитания;
2. утверждается ценность знания, учения, ума;
Темы рефератов, курсовых работ
Античные философы о воспитании (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит).
Свободная Вальдорфская школа Р. Штайнера и её современные традиции.
Экспериментальные учебные заведения в Западной Европе в первой половине ХХ века.
Метод проектов и его реализация в истории школьного образования.
История лицеев (гимназий) в России.
Проблемы воспитания и образования в трудах русских философов XIX - начала XX вв.
Проблема национального образования в педагогическом наследии С.И. Гессена.
Проблема трудового воспитания в истории педагогической мысли.
Страницы истории образования в Тульском крае.
Современные педагогические парадигмы школьного воспитания и образования.
Формы контроля:
Текущий: выступление на семинаре, проверка выполнения письменных заданий, конспектов, работа с первоисточниками
Промежуточный: задания для самостоятельной работы, тестирование
Итоговый: зачет, тестирование,(экзамен)
Критерии оценки освоения содержания дисциплины
● знание основных историко-педагогических фактов, событий, дат, имён, терминов;
● усвоение основных понятий и общих закономерностей всемирного историко-педагогического процесса, сущности и эволюции ведущих педагогических идей, на примере видных мыслителей, педагогов различных стран и эпох;
● умение извлекать историко-педагогические знания из разных источников, особенно документов по истории образования, трудов педагогов;
● владение умениями историко-педагогического анализа и объяснения: раскрытие причинно-следственных связей между педагогической теорией и практикой, социокультурной средой и деятельностью педагогов, функционированием образовательных учреждений, выделение основных положений педагогических концепций, сравнение педагогических идей педагогов
● умение оценивать историко-педагогическое наследие
● рефлексия результатов освоения содержания курса при выполнении самостоятельных задания
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.