История войны

  • Мероприятия
  • doc
  • 16.11.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ИСТОРИИ ТОЙ ВОЙНЫ.doc

ИСТОРИИ ТОЙ ВОЙНЫ

(классный час для учащихся 10 классов)

 

Цели: формировать нравственную культуру учащихся, ува­жительное отношение к исторической памяти своего народа; воспитывать ответственность, потребность личного участия в мероприятиях, посвященных празднованию памятных дат.

 

Предварительная подготовка:

1.    Подбор музыкального сопровождения классного часа.

2.     Подготовка пригласительных билетов для ветеранов.

 

Текст пригласительного билета:

 

У важаемый(ая)______________

Разрешите пригласить Вас на классный час «Истории той войны» и выразить слова восхищения и благодарности Вашему мужеству и героизму.

Классный час состоится ____________________

Учащиеся____ класса школы

3.     Подготовка книги «Истории гой войны». Учащиеся зара­нее собирают:

истории о войне;

рисунки на военную тематику;

фотографии авторов каждой истории с краткой биографи­ческой справкой.

4.       Оформление помещения.

Эпиграф к классному часу:

Посидим по-хорошему,

Пусть виски запорошены,

На земле вы прожили не зря...

(Из песни Е. Мартынова)

Ходклассного часа

В зал под фонограмму песни военных лег «Синий платочек» входят ветераны и садятся на подготовленные для них места.

1-      й веду щ и й . Я брожу в березовом перелеске, lice купает­ся, плещется в золотистых волнах тепла и света. Лисгья кажутся то зелеными, то золотыми. По траве, как волны, бегут и струятся легкие синеватые тени. Солнце в небе и на земле. Солнце это улыбки, это песни, это счас тье, это мир.

2-       й ве ду щ и й . Мир - это лучшее слово на свете,

Взрослые к миру стремятся и дети,

Птицы, деревья, цветы на планете.

                                     Мир - это главное слово на свете.

   3-й ведущий. Последние минуты мира. Они были прерва­ны появившимися в небе самолетами с черной свастикой и на долгих четыре года вместо слова «мир» на устах у каждого страшное, черное слово «война». Вечная слава им, не вернув­шимся с войны! Сорок первое лето столетия. Август

1-й  чтец.                 Ах, как Дон обмелел!

Ах, какой виноград!

Ах, как летние грозы по займищам ахают!

2-й  чтец.                 Ах, как девочки наши в глаза нам глядят!

Проводите нас, девочки, на этот экзамен. Подарите нам, девочки, ожиданье свое.

3-й  чтец:                 Да, мы знаем уже, что победа за нами.

Но не знаем, ч то мы не дойдем до нее.

1-   й  ведущий. По сведениям статистики, из добровольцев 1922, 23 и 24-го годов рождения в живых осталось 3 процента. Всего лишь 3 процента мальчишек пришло домой!

2-   й     ведущий (произносит слова иа фоне музыки).

Наши мальчики не вернулись...

Ах, война, что ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли.

Повзрослели они до поры.

»

Далее девушки поют:

11а пороге едва помаячили И ушли за солдатом солдат...

До свидания, мальчики!

Мальчики, постарайтесь вернуться назад!

3-й    ведущий. Мальчики. Они пережили страшное. Они простые солдаты, защищавшие свой дом, свою мать, свою лю­бимую.

Я только раз видала рукопашный,

Раз - наяву и тысячу - во сне.

Кто говорит, ч то на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

1-й ведущий. Юлия Друнина. Поэтесса, прошедшая вой­ну, испытавшая все ее тяготы. В четырех строчках она сумела сказать всю правду о войне.

2-й ведущий. Мужество и стойкость воинов поистине беспримерны. Они стояли насмерть и побеждали в жестоких бо­ях, даже тогда, когда горела земля, крошились камни, плавилось железо. Люди оказались тверже металла.

 

3-й ведущий. Человек склонился над водой

                             И увидел вдруг, что он седой.

                              Человеку было двадцать лег.

Над лесным ручьем он дал обет: Беспощадно, яростно казнить Тех убийц, что рвутся на восток. Кто его посмее т обвини ть,

Если будет он в бою жесток?

1-    й ведущий. Здесь нас бомбами глушили.

Здесь пас голодом морили.

Мы с тобой, любимая страна, Были все же всех сильней.

Нет, мы их не позабыли.

Нет, мы их не позабыли 1418 огненных дней и ночей.

2-    й ведущий. Давайте листать дальше книгу историй о войне тех, кто сегодня в этом зале.

 

Вторая история ветерана.

На экране - фотография ветерана, военную историю кото­рого расскажут ребята. После рассказа ребята вручают вете­рану цветы.

1-й ведущий (спускается в зал к ветеранам). Война и вся последующая жизнь. То, что они связаны, понятно. Но что глав­ное в этой связи? Что повлияло па последние деся тилетия в пер­ вую очередь

Чтец.                Мир вспоминали в танке тесном,

И грусть нежданная пришла О том, что легкою, как песня,

Жизнь наша до войны была.

Так из глубин траншеи небо Солдатам кажется синей Похож на сказочную небыль Клин серебристых журавлей.

Звучит песня «Журавли» в исполнении Марка Бернеса.

1-      й ведущий. Я родился 9 мая. Говорят, что мое рожде­ние - подарок деду-ветерану. И, наверное, не случайно, каждый год дед брал меня на парад ветеранов. И, шагая с ними в одном ряду, я будто бы ощущал запах Победы. Сейчас деда уже нет в живых. Но я, глядя на его медали, перебирая его письма с фронта, всегда помню о том, что я родился 9 мая, и горжусь этим.

1-й чтец.

Весна и победа. Дни песни и света,

Два солнечных,' дивно скрещенных луча. Два счастья. Два свежих, два ярких букета, Завязанных крепкой тесьмой кумача.

2-й чтец.

Не длинные “вопли воздушной сирены, Не темень, не брызги стекла и камней -

3-й чте ц.

Набухшие почки веселой сирени, Летучие грозди салютных огней.

4-й чте ц.

Не ужас пожара, не мрак подземелья, Не тяжесть тревожных холодных ночей

5-й чтец.

Поток ликованья, раскаты веселья, Хозяйский приветливый голос грачей.

6-й чтец.

Не горечь разлук, не прощальные речи,

Не тайные вздохи предчувствий глухих, -

7-й чтец.

А близкие, полные радости встречи.

8-                                                   й  чтец.        Не письма, -

9-                                                    й  чтец.       А руки, писавшие их.

Звучит песня «День Победы» в исполнении Л. Лещенко.

2-    й ведущий. Все глубоко верили в победу. Души моск­вичей особенно тронуло стихотворение Ольги Берггольц. Она обращалась к ним и ко всем жителям России.

3-      й ведущий. Всем, что есть у тебя живого,

Всею силой своей любви,

Кровыо, пламенем, сталью, словом - Задержи врага, раздави!

1-    й ведущий. С врагом боролись все: и тс, кто воевал, и работники тыла. 1 Гельзя о них забыть.

Женщины и дети заменили мужей и отцов у станков. Работа не прекращалась ни на один день. Все тс, кто остался, были за­няты на производстве, дежурили на крышах домов, проверяли светомаскировку, рыли окопы, дежурили в госпиталях. Женщи­ны и дети занимались тяжелой мужской работой. Они не полу­чали поблажек, снисхождения. Как болели и, казалось, отламы­вались руки после тяжелейшей работы. Но все это делалось во имя Победы!

3-й в е д у щ и й . Я вижу ее накануне Победы Не каменной, бронзовой,

славой увенчанной,

А очи проплакавшей, идя сквозь беды,

Все снесшей, все вынесшей

русскою женщиной.

Она всегда оставалась сильной,

наша русская женщина.

Звучит песня «Случайный вальс». Девушки-участницы праздника приглашают на вальс ветеранов Великой Отечест­венной войны и участников афганской войны.

2-    й ведущий. Мы должны знать историю своего, народа, иначе нельзя по-настоящему научиться любить свою Родину (прожекторы освещают слова девиза на сцепе).

 

1-й в е д у щ и й.

Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны. Что все они, кто старше, кто моложе, Остались там, и не о том ведь речь.

Что я их мог, но не сумел сберечь.

Речь не о том, но все же, все же, все же.

 

 

3-    й ведущий. Они остались там, на поле боя, чтоб жили Mill, чтобы любили, чтобы растили детей.

1-й ведущий. Погиб каждый восьмой. Их, погибших, 27 миллионов. Среди живых не осталось человека, который не испытал бы горечи потерь. 27 миллионов ушли в бессмертие, чтобы жили мы

 

2-й ведущий.

Неугасима намять поколений И память тех, кого гак свято чтим,

»

Давайте, люди, встанем на мгновение И в скорби постоим и помолчим.

 

3-й ведущий. Май 45-го. Вернулись солдаты домой, они вернулись победителями. Многие не дождались своих родных сыновей, отцов, мужей. Л этот день все приближали, как могли..

1-й чтец.

Родина, суровая и милая,

Помнит все жестокие бои. Вырастаю! рощи над могилами, Славят жизнь по рощам соловьи.

Звучит песня «Соловьи».

 

2-й чтец.

Неправда, друг не умирает, Лишь рядом быть перестает.

Он кров с тобой не разделяет,

Из фляги из твоей не пьет.

В землянке, занесенною метелью. Застольной не поет с тобой.

И рядом под одной шинелью Не спит у печки жестяной,

3-й чтец.            Но все, что между вами было,

Все, что за вами следом шло,

С его останками в могилу Улечься вместе не смогло.

Упрямство, гнев его, терпенье - Ты все себе в наследство взял,

Двойного слуха ты и зренья Пожизненным владельцем стал.

Любовь мы завещаем женам,

Воспоминанья - сыновьям,

Но по земле, войной сожженной,

Идти завещано друзьям.

1-      й веду щи й . Нс все имена погибших известны.

Сколько их, безымянных могил!

2-       й веду щ ий У братских могил нет заплаканных вдов,

Сюда ходят люди покрепче,

На братских могилах не ставят крестов,

Но разве от этого легче?

У задней стены имитация Вечного огня. Все участники спектакля с цветами в руках подходят к нему. Начинают зву­чать слова песни В. Высоцкого:

На братских могилах не ставят крес тов,

И вдовы на них не рыдают.

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигает...

3-    й ведущий. Враг просчитался.

Страна выстояла, победила.

Сквозь кровь и пот, через огонь и воду, Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад, Отс таивая право на свободу,

К Победе шел, Россия, твой солдат.

И не сломила сердце, нс сгубила И душу не растлила нам война.

Видать, нечеловеческая сила ему,

Солдату русскому, дана!

1-   й ведущий. Религии, мораль, закон запрещают людям убивать друг друга, а они убивают. Почему?

2-   й ведущий. Когда кончилась Вторая мировая война, су­дили всю верхушку немецкого рейха политиков, которые лич­но сами никого нс убивали. По Нюрнбергский процесс квали­фицировал их как злостных преступников и приговорил к смертной казни. Весь мир принял это решение как справедли­вое, потому что в развязывании войн, как правило, виноваты по­литики, которые не хотят или не умеют решать конфликты мир­ным путем. А война это то же самое продолжение политики.

3-   й ведущий. Люди не ставят превыше всего заповедь «Не убий», поэтому и погибают на земле, поэтому нет мира. Война - это противоестественно. Эта простая истина должна стать смыслом жизни всех людей. Я хочу жить под мирным не­бом. Ведь я люблю тебя, жизнь!

В завершение мероприятия все присутствующие в зале по­ют песню «Ялюблю тебя, жизнь».

ЛИТЕРАТУРА

1.   Дереклеева, Н. И., Савченко, М. Ю., Артюхова, И. С. Справочник классного руководителя (10-11 классы) / под ред. И. С. Артюховой. М.: ВАКО, 2006.

2.  Последний звонок: газ. для организаторов внеклассной ра­боты.-2002.