ИСТОРИИ ТОЙ ВОЙНЫ
(классный час для учащихся 10 классов)
Цели: формировать нравственную культуру учащихся, уважительное отношение к исторической памяти своего народа; воспитывать ответственность, потребность личного участия в мероприятиях, посвященных празднованию памятных дат.
Предварительная подготовка:
1. Подбор музыкального сопровождения классного часа.
2. Подготовка пригласительных билетов для ветеранов.
Текст пригласительного билета:
У важаемый(ая)______________
Разрешите пригласить Вас на классный час «Истории той войны» и выразить слова восхищения и благодарности Вашему мужеству и героизму.
Классный час состоится ____________________
Учащиеся____ класса школы
3. Подготовка книги «Истории гой войны». Учащиеся заранее собирают:
истории о войне;
рисунки на военную тематику;
фотографии авторов каждой истории с краткой биографической справкой.
4. Оформление помещения.
Эпиграф к классному часу:
Посидим по-хорошему,
Пусть виски запорошены,
На земле вы прожили не зря...
(Из песни Е. Мартынова)
Ходклассного часа
В зал под фонограмму песни военных лег «Синий платочек» входят ветераны и садятся на подготовленные для них места.
1- й веду щ и й . Я брожу в березовом перелеске, lice купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Лисгья кажутся то зелеными, то золотыми. По траве, как волны, бегут и струятся легкие синеватые тени. Солнце в небе и на земле. Солнце это улыбки, это песни, это счас тье, это мир.
2- й ве ду щ и й . Мир - это лучшее слово на свете,
Взрослые к миру стремятся и дети,
Птицы, деревья, цветы на планете.
Мир - это главное слово на свете.
3-й ведущий. Последние минуты мира. Они были прерваны появившимися в небе самолетами с черной свастикой и на долгих четыре года вместо слова «мир» на устах у каждого страшное, черное слово «война». Вечная слава им, не вернувшимся с войны! Сорок первое лето столетия. Август
1-й чтец. Ах, как Дон обмелел!
Ах, какой виноград!
Ах, как летние грозы по займищам ахают!
2-й чтец. Ах, как девочки наши в глаза нам глядят!
Проводите нас, девочки, на этот экзамен. Подарите нам, девочки, ожиданье свое.
3-й чтец: Да, мы знаем уже, что победа за нами.
Но не знаем, ч то мы не дойдем до нее.
1- й ведущий. По сведениям статистики, из добровольцев 1922, 23 и 24-го годов рождения в живых осталось 3 процента. Всего лишь 3 процента мальчишек пришло домой!
2- й ведущий (произносит слова иа фоне музыки).
Наши мальчики не вернулись...
Ах, война, что ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли.
Повзрослели они до поры.
»
Далее девушки поют:
11а пороге едва помаячили И ушли за солдатом солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики, постарайтесь вернуться назад!
3-й ведущий. Мальчики. Они пережили страшное. Они простые солдаты, защищавшие свой дом, свою мать, свою любимую.
Я только раз видала рукопашный,
Раз - наяву и тысячу - во сне.
Кто говорит, ч то на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
1-й ведущий. Юлия Друнина. Поэтесса, прошедшая войну, испытавшая все ее тяготы. В четырех строчках она сумела сказать всю правду о войне.
2-й ведущий. Мужество и стойкость воинов поистине беспримерны. Они стояли насмерть и побеждали в жестоких боях, даже тогда, когда горела земля, крошились камни, плавилось железо. Люди оказались тверже металла.
3-й ведущий. Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было двадцать лег.
Над лесным ручьем он дал обет: Беспощадно, яростно казнить Тех убийц, что рвутся на восток. Кто его посмее т обвини ть,
Если будет он в бою жесток?
1- й ведущий. Здесь нас бомбами глушили.
Здесь пас голодом морили.
Мы с тобой, любимая страна, Были все же всех сильней.
Нет, мы их не позабыли.
Нет, мы их не позабыли 1418 огненных дней и ночей.
2- й ведущий. Давайте листать дальше книгу историй о войне тех, кто сегодня в этом зале.
Вторая история ветерана.
На экране - фотография ветерана, военную историю которого расскажут ребята. После рассказа ребята вручают ветерану цветы.
1-й ведущий (спускается в зал к ветеранам). Война и вся последующая жизнь. То, что они связаны, понятно. Но что главное в этой связи? Что повлияло па последние деся тилетия в пер вую очередь
Чтец. Мир вспоминали в танке тесном,
И грусть нежданная пришла О том, что легкою, как песня,
Жизнь наша до войны была.
Так из глубин траншеи небо Солдатам кажется синей Похож на сказочную небыль Клин серебристых журавлей.
Звучит песня «Журавли» в исполнении Марка Бернеса.
1- й ведущий. Я родился 9 мая. Говорят, что мое рождение - подарок деду-ветерану. И, наверное, не случайно, каждый год дед брал меня на парад ветеранов. И, шагая с ними в одном ряду, я будто бы ощущал запах Победы. Сейчас деда уже нет в живых. Но я, глядя на его медали, перебирая его письма с фронта, всегда помню о том, что я родился 9 мая, и горжусь этим.
1-й чтец. |
Весна и победа. Дни песни и света, Два солнечных,' дивно скрещенных луча. Два счастья. Два свежих, два ярких букета, Завязанных крепкой тесьмой кумача. |
2-й чтец. |
Не длинные “вопли воздушной сирены, Не темень, не брызги стекла и камней - |
3-й чте ц. |
Набухшие почки веселой сирени, Летучие грозди салютных огней. |
4-й чте ц. |
Не ужас пожара, не мрак подземелья, Не тяжесть тревожных холодных ночей |
5-й чтец. |
Поток ликованья, раскаты веселья, Хозяйский приветливый голос грачей. |
6-й чтец. |
Не горечь разлук, не прощальные речи, Не тайные вздохи предчувствий глухих, - |
7-й чтец. |
А близкие, полные радости встречи. |
8- й чтец. Не письма, -
9- й чтец. А руки, писавшие их.
Звучит песня «День Победы» в исполнении Л. Лещенко.
2- й ведущий. Все глубоко верили в победу. Души москвичей особенно тронуло стихотворение Ольги Берггольц. Она обращалась к ним и ко всем жителям России.
3- й ведущий. Всем, что есть у тебя живого,
Всею силой своей любви,
Кровыо, пламенем, сталью, словом - Задержи врага, раздави!
1- й ведущий. С врагом боролись все: и тс, кто воевал, и работники тыла. 1 Гельзя о них забыть.
Женщины и дети заменили мужей и отцов у станков. Работа не прекращалась ни на один день. Все тс, кто остался, были заняты на производстве, дежурили на крышах домов, проверяли светомаскировку, рыли окопы, дежурили в госпиталях. Женщины и дети занимались тяжелой мужской работой. Они не получали поблажек, снисхождения. Как болели и, казалось, отламывались руки после тяжелейшей работы. Но все это делалось во имя Победы!
3-й в е д у щ и й . Я вижу ее накануне Победы Не каменной, бронзовой,
славой увенчанной,
А очи проплакавшей, идя сквозь беды,
Все снесшей, все вынесшей
русскою женщиной.
Она всегда оставалась сильной,
наша русская женщина.
Звучит песня «Случайный вальс». Девушки-участницы праздника приглашают на вальс ветеранов Великой Отечественной войны и участников афганской войны.
2- й ведущий. Мы должны знать историю своего, народа, иначе нельзя по-настоящему научиться любить свою Родину (прожекторы освещают слова девиза на сцепе).
1-й в е д у щ и й. |
Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны. Что все они, кто старше, кто моложе, Остались там, и не о том ведь речь. Что я их мог, но не сумел сберечь. Речь не о том, но все же, все же, все же. |
3- й ведущий. Они остались там, на поле боя, чтоб жили Mill, чтобы любили, чтобы растили детей.
1-й ведущий. Погиб каждый восьмой. Их, погибших, 27 миллионов. Среди живых не осталось человека, который не испытал бы горечи потерь. 27 миллионов ушли в бессмертие, чтобы жили мы
2-й ведущий. |
Неугасима намять поколений И память тех, кого гак свято чтим, |
» |
Давайте, люди, встанем на мгновение И в скорби постоим и помолчим. |
3-й ведущий. Май 45-го. Вернулись солдаты домой, они вернулись победителями. Многие не дождались своих родных сыновей, отцов, мужей. Л этот день все приближали, как могли..
1-й чтец. |
Родина, суровая и милая, Помнит все жестокие бои. Вырастаю! рощи над могилами, Славят жизнь по рощам соловьи. |
Звучит песня «Соловьи».
2-й чтец. |
Неправда, друг не умирает, Лишь рядом быть перестает. |
Он кров с тобой не разделяет,
Из фляги из твоей не пьет.
В землянке, занесенною метелью. Застольной не поет с тобой.
И рядом под одной шинелью Не спит у печки жестяной,
3-й чтец. Но все, что между вами было,
Все, что за вами следом шло,
С его останками в могилу Улечься вместе не смогло.
Упрямство, гнев его, терпенье - Ты все себе в наследство взял,
Двойного слуха ты и зренья Пожизненным владельцем стал.
Любовь мы завещаем женам,
Воспоминанья - сыновьям,
Но по земле, войной сожженной,
Идти завещано друзьям.
1- й веду щи й . Нс все имена погибших известны.
Сколько их, безымянных могил!
2- й веду щ ий У братских могил нет заплаканных вдов,
Сюда ходят люди покрепче,
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?
У задней стены имитация Вечного огня. Все участники спектакля с цветами в руках подходят к нему. Начинают звучать слова песни В. Высоцкого:
На братских могилах не ставят крес тов,
И вдовы на них не рыдают.
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигает...
3- й ведущий. Враг просчитался.
Страна выстояла, победила.
Сквозь кровь и пот, через огонь и воду, Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад, Отс таивая право на свободу,
К Победе шел, Россия, твой солдат.
И не сломила сердце, нс сгубила И душу не растлила нам война.
Видать, нечеловеческая сила ему,
Солдату русскому, дана!
1- й ведущий. Религии, мораль, закон запрещают людям убивать друг друга, а они убивают. Почему?
2- й ведущий. Когда кончилась Вторая мировая война, судили всю верхушку немецкого рейха политиков, которые лично сами никого нс убивали. По Нюрнбергский процесс квалифицировал их как злостных преступников и приговорил к смертной казни. Весь мир принял это решение как справедливое, потому что в развязывании войн, как правило, виноваты политики, которые не хотят или не умеют решать конфликты мирным путем. А война это то же самое продолжение политики.
3- й ведущий. Люди не ставят превыше всего заповедь «Не убий», поэтому и погибают на земле, поэтому нет мира. Война - это противоестественно. Эта простая истина должна стать смыслом жизни всех людей. Я хочу жить под мирным небом. Ведь я люблю тебя, жизнь!
В завершение мероприятия все присутствующие в зале поют песню «Ялюблю тебя, жизнь».
ЛИТЕРАТУРА
1. Дереклеева, Н. И., Савченко, М. Ю., Артюхова, И. С. Справочник классного руководителя (10-11 классы) / под ред. И. С. Артюховой. М.: ВАКО, 2006.
2. Последний звонок: газ. для организаторов внеклассной работы.-2002.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.