История возникновения дуэтного танца.
Дуэтный танец (дуэт) - парный танец танцовщика и танцовщицы. Дуэт может быть частью спектакля или самостоятельным, номером. В начале развития балетного искусства любой парный танец назывался pas de deux. Около середины XIX века pas de deux принимает более определённую пятичастную танцевальную форму. Дуэтный танец входит в неё в качестве составной части.
Дуэтный танец в большинстве
случаев исполняется под музыку adagio. Дуэт двух танцовщиц или двух танцовщиков
также может представлять собой "танцевальный диалог" или сцену-дуэт -
Марии и Заремы (балетмейстер Р. В. Захаров) или Отелло и Яго (балетмейстер
В.М.Чабукиани). В XIX веке яркий, технически сложный дуэтный танец получил наибольшее
развитие в
балетах М. И. Петипа, Л. И. Иванова, А. А. Горского. Постепенно техника
и драматургическое построение дуэтного танца развивались и усложнялись,
появились воздушные поддержки, гимнастические и акробатические элементы,
ставшие составной частью дуэтного танца. Дуэты, созданные для концертных программ
К. Я. Голейзовским, Л.В. Якобсоном, А. М. Мессерером, выразительны, пронизаны
поэзией, обладают красотой пластического рисунка ("Скрябиниана", балетмейстер
Голейзовский; "Охотник и птица" на муз. Э. Грига, балетмейстер
Якобсон; "Весенние воды" на муз. С. В. Рахманинова и
"Мелодия" на муз. К. В. Глюка - обе балетмейстер Мессерер).
Поддержка – элемент дуэтного танца, когда танцовщик (партнер) помогает танцовщице (партнерше) выполнять какие – либо движения, являясь для нее опорой, поддерживая партнершу в устойчивом положении или поднимая ее.
В современной хореографии различаются поддержки:
- партерные (партнер и партнерша находятся на полу)
- воздушные (танцовщик поднимает танцовщицу).
Партерные поддержки по техническим приемам подразделяются на осуществляемые двумя руками или одной рукой за талию или за руки партнерши. Воздушные поддержки помогают исполнять маленькие и большие прыжки, включают подъемы на уровень плеч и груди или на вытянутые руки над головой, с фиксированием позы или с подбрасыванием и переменой поз.
В процессе исторического развития хореографического искусства поддержки обогащались и усложнялись. До XIX века преобладали партерные поддержки или связанные с незначительным подъемом партнерши во время небольших прыжков. В балете романтизма получили развитие воздушные поддержки, хотя они еще не превышали подъем выше уровня плеч партнера. И только в начале XX века возникли высокие поддержки на вытянутых руках. В 19 – 20-х годах XX века в балет вошли также поддержки физкультурно-спортивного, акробатического характера (например: подъем на arabesque одной рукой за талию, другой – за ногу, разного рода шпагаты, кульбиты и т.д.).
Дуэт – парный танец танцовщика и танцовщицы. Может быть частью балетного спектакля или самостоятельным номером. В начале развития балетного искусства любой парный танец назывался pas de deux. Около середины XIX века принимает более определенную 5 частную форму. Дуэт входит как составная часть.
- entre (выход)
- adajio
- мужская вариация
- женская вариация
- coda;
Entrée, adagio и coda исполняется двумя танцовщиками и являются дуэтным танцем. Дуэты состоят из 3 частей, причем каждая из которых обладая большой длительностью, чем в вариации, дает возможность не только изложить, но и развить тему. Части контрастны, возрастает темп и виртуозность.
Дуэты по внутреннему драматургическому построению:
- танец двух солистов (два танцовщика или смешанные дуэты исполняют какой либо номер равноправно, редко или не взаимодействуя совсем друг с другом)
- танец двух солистов, где акцент делается на партию солистки (номер решен на поддержках, высоких позах, скорее показ техники, чем диалог)
- танец двух солистов, где идет полновесный диалог двух личностей, со своим характером, образом, лейтмотивом и внутренней драматургической насыщенностью.
Высшая форма дуэтного искусства.
По стилистике и характеру:
- pas de deux или adajio в классическом балете
- диалог двоих, где раскрывается история на современной лексике, контемперери и контактной импровизации.
По характеру действия:
- лирические
- комедийные
- гротескные
- героические и т. д.
При постановке дуэта необходимо помнить о законе композиционной целостности, оправданности и проработанности лейтмотива двух танцовщиков об оправданности и необходимости их взаимодействия (в виде поддержек).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.