История возникновения промысла художественной росписи ткани. Материалы и оборудование
для росписи ткани. Способы росписи ткани. Традиционные центры художественной росписи
ткани.
Развитие промысла в России. На территории России промысел был известен в X веке. История возникновения
промысла связана со старинным обрядом покрывать голову убрусами (полотенцами). Сведения об этом со
хранились в письменных памятниках, начиная с XII века. В некоторых местах России обычай покрывать голову
убрусами сохранялся и в XIX веке. В глубокой древности головы покрывались кусками ткани - платами,
которые обычно повязывали поверх головы.
Ткали платки на домашних станках. Украшали их узорными ткаными полосами, вышивками, набивными
печатными узорами. Один из древнейших видов художественной росписи тканей - набойка (набивка). Этот
способ заключался в следующем: вырезали узор на доске, затем смачивали ее краской и накладывали на ткань,
простукивая ее деревянным молотком, как бы набивали рисунок. Такая печатная форма называлась манера или
цветка. Количество манер соответствовало количеству красок в рисунке.
Материалы хб ткань белого цвета, краски для росписи, резерв для нанесения рисунка, трубочка для резерва,
палитра, стакан с водой рама.
Скульптура Древней Греции от архаики до классики. Особенности, памятники, скульпторы.
Архаика
К этому периоду относятся скульптуры, созданные в период с 7 века до нашей эры до начала 5 века до нашей
эры. Эпоха подарила нам фигуры обнаженных воинов-юношей (куросы), а также множество женских фигур в
одежде (коры). Для архаических скульптур характерна некоторая схематичность, непропорциональность. С
другой стороны, каждая работа скульптора притягательна своей простотой и сдержанной эмоциональностью.
Для фигур этой эпохи характерна полуулыбка, придающая работам некоторую загадочность и глубину. "Богиня
с гранатом", которая хранится в Берлинском государственном музее, одна из наиболее сохранившихся
архаических скульптур. При внешней грубоватости и "неправильных" пропорциях, внимание зрителя
привлекают руки скульптуры, выполненные автором блестяще. Выразительный жест скульптуры делает ее
динамичной и особенно выразительной.
"Курос из Пирея", украшающий коллекцию Афинского музея, представляет собой позднее, а значит более
совершенное произведение древнего скульптора. Перед зрителем мощный молодой воин. Легкий наклон головы
и жесты рук говорят о мирной беседе, которую ведет герой. Нарушенные пропорции уже не так бросаются в
глаза. А черты лица не так обобщены, как у ранних скульптур архаического периода.
Классика
Скульптуры именно этой эпохи большинство ассоциирует с античным пластическим искусством.
В эпоху классики были созданы такие известные скульптуры, как Афина Парфенос, Зевс Олимпийский,
Дискобол, Дорифор и многие другие. История сохранила для потомков имена выдающихся скульпторов эпохи:
Поликлет, Фидий, Мирон, Скопас, Пракситель и многие другие.
Шедевры классической Греции отличаются гармонией, идеальными пропорциями (что говорит об отличных
знаниях анатомии человека), а также внутренним содержанием и динамикой.
Эллинизм
Поздняя греческая античность характеризуется сильным восточным влиянием на все искусство в целом и на
скульптуру в частности. Появляются сложные ракурсы, изысканные драпировки, многочисленные детали.
В спокойствие и величественность классики проникает восточная эмоциональность и темперамент.
Афродита Киренская, украшающая римский музей Терм, полна чувственности, даже некоторого кокетства.
Возникновение ручного узорного ткачества. Материалы для ручного узорного ткачества и
производство художественных изделий. Традиционные центры ручного узорного ткачества и их
особенности.
Родоначальница Азия, первый ткацкий станок. Ткачеству предшествовало плетение (древние материалы –
лубяные волокна, стебли, полоски меха).Распространено было у инков, египтян. На территории России – до
монгольский период, обнаружены в курганах узорные народные ткани XIX–начала XX в. Самое древнее
изделие периода пазырыкской культуры (территория Алтая) – шерстяной ковёр.
Волокна и нити по происхождению: натуральные и химические. Натуральные - растительные или животные.
Растительные из стеблей, листьев, цветков растений. Это лен, хлопок, сизаль и др. Волокна животного
происхождения — это шерсть и шелк. Химические: искусственные и синтетические. Искусственные созданы
человеком из природных полимеров( целлюлозы, белковых веществ и т.д.) – вискоза. Синтетические - из
полимеров, синтезированные человеком (лавсан, капрон, нейлон и др.)
Льняная нить, одна из самых древних, серебристая, прочная. В гробницах XVIII династии в Фивах изображено
возделывание льна, обработка волокна и процесс ткачества.
Хлопок - волокна мягкие, прочные, белые. Родина Индия. Из Индии в - Египет, Грецию, Рим. Шёлк –Китай. С
3 в. до н. э. - до 16 в н.э. - Великий шелковый путь.
Шпалерное искусство ХI – Испания, далее распространяется по всей Европе. Центр производства в Париже
шпалерных гобеленов (мастерская Франсуа де ла Планш) После объединение всех мастерских в Мануфактуру
королевской меблировки (1619 -1690) под руководством Шарля Лебрена.
Гобелен — это разновидность декоративного текстильного искусства в виде одностороннего безворсового
ковра с художественной композицией на лицевой стороне. слово появилось во Франции в 17 веке. Гобелен
изготавливают вручную путем перекрестного переплетения разноцветных нитей. Художественной основой для
создания такого ковра служат цветные картины на бумаге (картоны), изготовленные в натуральную величину.
В России Пётр I развивает Парижскую мануфактуру в Петербурге вплоть до 19 века.(оформление Зимнего
дворца). В XVII веке в Москве было две слободы ( Кадашевская и Тверская — Константиновская), в которых
жили ткачи, создававшие ткани для царской семьи. Их называли — хамовниками, ткали из льняной пряжи
высшего качества, убрусы (головные полотенца), ширинки (небольшие салфетки), посольские скатерти и т. д. В
XVIII в. красную хлопчатобумажную пряжу привозили в Россию из Крыма и Турции, и называли её «крымской
пряжей».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.