История возникновения танца.Влияние танца на психоэмоциональное состояние подростков.
Оценка 4.6

История возникновения танца.Влияние танца на психоэмоциональное состояние подростков.

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
физическая культура
5 кл—11 кл
21.08.2023
История возникновения танца.Влияние танца на психоэмоциональное состояние подростков.
В статье рассмотрена история возникновения различных танцевальных направлений. Описаны результаты эксперимента ,в котором изучено влияние занятий танцами на уровень внимания и тревожности у старшеклассников.
История возникновения танца.Влияние танцев на психоэмоциональное состояние подростков..docx

 

 

Евдокимова Олеся Владимировна учитель физической культуры «МБУ Школа № 41» г. Тольятти, Самарской обл., E-mail:[email protected]

 

История возникновения танца. Влияние танца на психоэмоциональное состояние подростков.

 

Аннотация

 

  Осенью у многих людей наступает кризис, депрессия или часты срывы и плохое настроение. У подростков это особенно ярко выражено, в возрасте 16 лет в настоящее время важно подготовиться и сдать экзамены, чтобы понять кем ты хочешь стать и поступить в любимый вуз. В нашей статье мы затрагиваем эту важную тему, мы попытаемся доказать то, что танец влияет на наше эмоциональное состояние, попробуем разработать небольшой курс для подростков и не только, который поможет улучшить внимание и психоэмоциональное состояние с помощью занятий танцами. Мы рассмотрим данное явление с научной точки зрения и обратимся к мнению психологов. В статье представлены сравнительные анализы двух групп: контрольной и экспериментальной, в обоих случаях это подростки (16-17) лет.  Нами был проведён эксперимент, который поможет нам подтвердить нашу гипотезу или опровергнуть её.

Список ключевых слов:

Танец, эмоциональное состояние, психологическое состояние, Тест Мюнстерберга, тест на тревожность по Беку

 

Введение

Танец присутствовал в нашей жизни всегда. Самые положительные эмоции, радость и счастливые моменты человек обычно заполняет танцевальными движениями. Так же существуют выражения, которые мы часто употребляем в жизни: «Танцевал от счастья» или «У тебя пятерка, танцуй!». В настоящее время существует много танцевальных телешоу, появляются новые стили. Танцевальная культура всегда оставалась и остаётся до сих пор креативной, увлекательной для сильных и творческих людей. Откуда же всё-таки появились некоторые танцевальные течения, какую роль они играли на определенном этапе развития. Влияет ли танец на эмоциональное состояние человека? Ведь многие утверждают, что когда танцуем, мы погружаемся в себя, мы выражаем эмоцию через танец, определенными движениями: злость- резкими, быстрыми; страх- сковывающими или очень осторожными. В этой работе мы выясним это и многое другое.

Глава 1:

1.1   Актуальность

Электроника и гаджеты последнее время захватили в плен наши умы и в прямом смысле тела. Каждый молодой человек очень много времени проводит за компьютером. Электроника дала нам много возможностей и большое информационное поле, но отобрала у нас движение, в этой работе мы вернёмся к истокам танцевальной культуры и докажем не только что простые движения могут служить средствами коммуникации, но и то, что танцы влияют на наше внутреннее состояние.

1.2 Цель работы:

Доказать, что танец может повлиять на человека на психологическом и эмоциональном уровне, а также улучшить внимание.

1.3 Задачи.

1) изучить историю возникновения нескольких видов танцевальных направлений

2) как танец влияет на психоэмоциональное состояние;

3) выяснить как улучшается внимательность после проведенного занятия.

1.4 Гипотеза

Танец имеет древнейшую историю и влияет на активность, а также может улучшить внимательность и повлиять на внутреннее состояние человека.

Объекты исследования: 2 группы учащихся 10 классов, подростки от 15 до 17 лет.

Предмет исследования: влияние на психоэмоциональное состояние

Методы исследования: Тест Мюнстерберга, тест на тревожность по Беку, изучение литературы, практический опыт, наблюдение, тестирование, обращение к сети интернет, анкетирование, анализ.

 

2 глава:

2.1 Танец и его виды

Для того чтобы понимать, как танец может повлиять на человека, разберёмся в понятие «танец».

Танец- это ритмичные и выразительные движения телом, обычно выстраиваемые определенную в композицию, исполнение которых сопровождается музыкой. Главными характеристиками танца является ритм, динамика, рисунок, техника и эмоция. С древних времен люди сопровождали какое-либо явление танцем, например рождение ребенка, смерть, избрание нового вождя или исцеление больного.

На данный момент существует множество видов и стилей танцев. Их можно разделить на несколько больших групп.

Первой группой является народный танец. Фольклорный танец, исполняемый в естественной среде, имеет традиционные для данной местности движении и ритмы.

Ритуальные танцы- древнейший вид танцев, исполняется под звуки ударных инструментов. Особенность данного вида в том, что изначально мотивом являлись символические ценности, как способ передачи духовного смысла.

Балет- так называются театральные постановки, действующие лица с помощью мимических движений и танца, показывают различный характеры, мысли и страсти.  Вид сценического танца, присуще которому мимика и пластичность. Он предназначен для зрителей в отличие от многих других видов.

Исторические танцы- танцы прошлых эпох, показываемые в настоящее время.

Акробатический танец- вид спортивного танца, в котором участники соревнуются техническим выполнением танцевальных элементов и акробатических.

Современный танец- танец модерн. Вид современной зарубежной хореографии, который зародился в конце 19- 20 веках в США и Германии. Танец, которой отвергает классические и традиционные балетные формы.

Уличный танец- танец, культура которого развивалась вне танцевальных студий, а на улицах города, в парках, клубах и школьных дворах. Эти танцы обычно являются импровизацией и носят социальный характер.

Мы можем проследить, что видов танцев много и они совершенно разные, для того чтобы изучить танцы немного больше, узнаем их историю.

 

2.2 История происхождения танца

Даже в настоящее время не известен период, когда появился танец, но мы можем с точностью говорить, что он был зарожден с древних времен. Но неоднократно находили изображения танцующих людей в пещерах. Также мы можем предположить, что танец зародился во время какой-либо деятельности, будь она будней или праздничной. В пример можно взять народные танцы, ведь даже по названию они дают нам понять, что эти танцы были созданы и введены народом.

Русский народный танец не спутать ни с одним другим танцем. Он отличается большим количеством прыжков, динамикой, трюками и требует хорошей физической подготовки. В основном массовые гулянья с плясками на Руси были связаны с церковными праздниками: Рождество, Масленица, Ивана Купала и многие другие. Рассмотрим основные некоторые характерные для русского танца разновидности.

Хоровод был распространен по всей России. Каждая область вносила что- то новое, создавая разнообразие в стиле, композиции, и манере исполнения. Хороводы исполнялись в различных темпах: медленном, среднем и быстром. Основой хоровода являлось исполнение хороводной песни всеми его участниками. Танец, песня и игра являлись обязательными компонентами хоровода. Хоровод объединял большое количество участников.Хороводы имели культово-обрядовую, социальную, а также бытовую темы. Танцоры держались, как правило, за руки, иногда за платок, пояс, венок. В некоторых хороводах танцоры за руки вовсе не держались, а двигались друг за другом, сохраняя строгий интервал, иногда и шли парами.

Интересно, что в различных районах России существовали свои местные особенности исполнения хороводов, связанные с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового быта и труда, человеческими взаимоотношениями, сформировавшимися в различных жизненных условиях.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, не было конкретного действия, сюжета, действующих лиц, то это- орнаментальный хоровод. Участники хоровода ходили кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры, выполняя свой шаг с ритмом песни. Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком, построением раскрывали содержание песни. Текст песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего было связан с образами русской природы, коллективным трудом народа и его бытом. В рисунках орнаментальных хороводов был очень силен элемент изобразительности - «завивание капустки», «заплетение плетня» и др. Весь хоровод состоял лишь из нескольких фигур и перестроений. В разных областях России хороводы назывались по-разному: «фигурные», «кружевные», «узорные».

Игровой хоровод – это хоровод, в песне которого имелись действующие лица, и сюжет, действие, а содержание песни разыгрывалось всеми участниками хоровода. Исполнители при помощи танца создавали различные образы и характеры персонажей. В игровых хороводах главным являлось раскрытие сюжета бытовой сцены.  Много тем для игровых хороводов содержалось в песнях о быте народа. В хореографию хоровода органично входил платок, лента, венок и др. Эти предметы служили символами. Так венок символизировал брачный союз, платочек заменял подушку, перину и т.д. В таких хороводах выделялось несколько действующих лиц. В игровых хороводах рисунок построения был намного проще, чем в орнаментальных. Композиционно эти хороводы строились по кругу, линиями, парами. В центре круга разыгрывался сюжет. В линейном построении хороводов участники были поделены на две группы, выстраивающиеся друг напротив друга, которые вели своеобразный диалог. В таких хороводах большое значение имел артистизм участников.

Пляска родилась в хороводе и вышла из нее, разорвав хороводную цепь, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением. Пляской можно было выражать различные состояния человека. Пляска состояла из ряда отдельных движений - элементов, которые отличались характерной манерой исполнения, имела русский национальный колорит. Каждые движения в пляске были наполнены смыслом. Разнообразные движения, число которых во много раз увеличивалось за счет импровизации исполнителей, - характерная особенность русской пляски. У исполнителя русской пляски были очень выразительны руки, голова, плечи, лицо, кисти рук и т.д. Пляска давала возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера. В пляске могли участвовать парни и девушки, мужчины и женщины, подростки и пожилые люди. Для мужской пляски были характерны широта, размах, удаль, сила, внимание и уважение к партнерше. Для женской пляски - величавость, плавность, благородство и задушевность, однако часто она исполнялась живо, с задором. В каждой пляске было свое содержание, сюжет. Одной из отличительных особенностей пляски являлась индивидуальная импровизация. Пляска отличалась от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Помимо обогащения лексики пляска давала возможность и для усложнения и разнообразия пространственного рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные по рисунку переходы пар и т.д. - все это создавало новые рисунки и построения, присущие только пляске.

Отличало пляску от хоровода и музыкальное сопровождение. Пляски шли не только под песни, но и под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Песни, под которые исполнялись пляски, были, в основном быстрые, а мелодии их ярко расцвечены акцентами и резко выраженной активной ритмикой. Такие песни назывались плясовыми. Плясовые и хороводные песни не всегда имели резко отличительные черты. Исполнители и зрители плясок подчеркивали ее ритмические акценты с помощью подголосков, подкрикивания, хлопков и различных музыкальных инструментов.

Пляска могла идти в сопровождении многих русских народных инструментов. Инструментальное сопровождение - это еще одна основная особенность отличающая пляску от хоровода.

 

Одиночная пляска была мужской и женской. В ней наиболее полно отражалась индивидуальность, мастерство, изобретательность исполнителя. Одиночная пляска основана на импровизации исполнителя. Исполнители пляски своими движениями могли передавать радость и веселье, глубокое любовное чувство и юмор, также привносить движения, связанные с трудовыми процессами, образами птиц, зверей и т.д.

Одиночная пляска имела свои устоявшиеся традиции исполнения, определенную форму построения. Она начиналась с движения по кругу - проходки - или с выхода в круг и исполнения какого-либо движения на месте - с выходки. Это начало пляски, затем шло ее развитие, пляска достигала кульминации, и следовал финал.

Парную пляску исполняли в основном парень и девушка, реже мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимали. Содержание парной пляски - как бы сердечный разговор, диалог влюбленных. Чаще всего это свадебные пляски. Но иногда в парных плясках содержание и настроение бывало несколько иным: ревность или легкая обида любящих. В основном парные пляски были очень лиричны. Они не имели строго установленного рисунка, бурного нарастания и энергии исполнения.

Перепляс - это соревнование в силе, ловкости, изобретательности. Это показ индивидуальности исполнителя. В старинном русском переплясе участвовали два парня или двое мужчин, девушки участия не принимали. Перепляс исполнялся под сопровождение музыкальных инструментов, реже под песню. Перепляс начинался медленно, а заканчивался в быстром темпе. С изменением бытового уклада перепляс стали исполнять все желающие (женщины, мужчины, пожилые люди), но участвуют всего двое. Перепляс исполнялся под общеизвестные распространенные мелодии, иногда под частушки.

В групповой пляске могло участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивался небольшой группой исполнителей. Групповая пляска имела установленное построение. Она вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли одиночная или парная пляска, использовалась импровизация. Групповые пляски исполняли не только парни и девушки, но и мужчины и женщины среднего возраста. Чаще всего они исполнялись по парам или по тройкам. Групповые пляски очень разнообразны по рисункам, сюжету и содержанию. Они всегда имели точное место рождения и бытования. Каждая местность имела свои традиционные темы для плясок, формы построения, манеру и местный колорит. Например: «Восьмера» - архангельская область, «Гусачок» - Смоленская область, «Тимоня» - Курская область, «Шестера» - Урал, «Карачанка» - Саратовская область. Все фигуры пляса были круговые: исполнялись против часовой стрелки.

Бразильская капоэйра – это завораживающее сочетание танца, боя, акробатики, фантастической пластики сопровождающееся игрой на беримбау и барабанах. Капоэйра имеет афробразильские корни. До сих пор точно неизвестно где зародилась капоэйра.Чаще в источниках встречается версия что капоэйра зародилась в Южной Америке в 17-18 веках во времена колонизации. По одной версии возникновения этой культуры, африканские рабы, завезенные в Бразилию для работ на плантациях, бежали от непосильного труда в джунгли Амазонки. Там они создавали общины «Киломбуш» и присоединялись к местным аборигенам-индейцам, которые тоже были против колонизации. Непокоренным бунтарям нередко приходилось защищать свои поселения, а из-за нехватки оружия приходилось вступать в рукопашный бой. Слово капоэйра не имеет точного перевода, но оно созвучно с термином «капоэйрас» - джунглевые заросли. Другая версия гласит что так называлась площадка с низкой травой, где рабы проводили тренировки во время перерывов на отдых. Чтобы замаскировать свои тренировки для сопротивления колонизаторам, рабы играли на национальных инструментах и пели песни. Поэтому плавные движения и акробатические упражнения в связках и под музыку похожи на танец. С 1988 года крепостное право отменили, но это событие не коснулось африканских невольников. Несмотря на запреты, капоэйра сохранилась среди бедняков как танец и боевое искусство. В 20 веке, когда все расы стали равны, капоэйра осталась популярной и ее официально признала Национальная конфедерация бразильского спорта. Сами бойцы называют поединок(роду) игрой, а себя игроками. Бой происходит под аккомпанемент национальных инструментов: беримбау, абатаки, кашиши и пение национальных песен с простым напевным текстом. Музыкальное сопровождение задает ритм, темп и настроение поединку. Движение бойцов под музыку выглядит фантастически и больше похоже на совершенный танец совершенных тел. Капоэйра демократичный вид спорта. Соревнования могут быть полноконтактными или с ограничением в приемах и ударах. Ранее музыкальный аккомпанемент служил сигналом опасности. Если поединку грозила инспекция полиции-участники роды набивали особый ритм, обозначающий сигнал тревоги и полицию удавалось обмануть. Капоэйра включает два стиля. Режиональ - скоростной, силовой, включающий силовые и акробатические приемы, а также удары наносимые в воздухе. Ангола - спокойный плавный стиль, движения плавные и перетекают одно в другое. В ходе поединка стили могут перетекать один в другой.


Движения восточных танцев или беллиданса  характеризуются покачиваниями бедер и волнообразными движениями живота. Существует много разновидностей восточного танца, который объединяет особенности культуры различных арабских стран. Первые сведения о восточном танцевальном стиле можно обнаружить на фресках в древних храмах Египта. Возраст фресок составляет более 3000 лет. Этот стиль танца окутан различными легендами. Одна из легенд гласит, что этот танец танцевали наложницы гарема, чтобы облегчить родовые муки и отогнать злых духов от новорожденного. Так же этот танец ассоциировался с культом Богини плодородия и применялся в обрядах для обращения к силам природы для получения урожая. В то время земля для жителей арабских стран была единственным источником пропитания. Чтобы получить щедрый урожай, жрицы в храмах исполняли танец живота, он же ассоциировался с плодородием и зарождением новой жизни. Далее танец преобразовался в фольклорный, так как каждая этническая группа, проживавшая на территории этого региона, привносила в танец что-то своё. Но основное остается неизменным. Главный исполнитель - женщина, а основные элементы-движения живота и бедер. В восточные мотивы обязательно вплетаются звуки народных инструментов: барабаны, уд и бубны, вплетающиеся в мелодичное убаюкивающее пение.

 Молдавский народный танец- один из древнейших видов народного танца.  Молдавские народны танцы делятся на обрядовые и бытовые. К обрядовым относили свадебные танцы или ритуальные акробатические. К бытовым так же можно отнести трудовые танцы. Один из видов трудовых танцев является поама. Этот танец исполняют с горстями винограда в руках. Молдавские танцы отображают труд народа, то есть сборка и обработка винограда. Для этого танца характерны пластичные, четкие и мягкие движения, а также он сопровождается подскоками, но не мало важную роль играет то, что нужно это выполнять энергично и задорно.

 Тарантелла- итальянский танец, который сопровождается игрой на гитаре. Легенда происхождения этого танца довольно интересна. Тарантелла считалась единственным средством, излечивающим такую болезнь как «тарантизм». Болезнь, которая вызывалась укусом тарантула, человек становился безумным. От чего и произошло название танца тарантелла.  Стало известно, что с 16 века в Италии появились специальные оркестры, которые странствовали по городам и люди больные тарантизмом танцевали под их музыку. Музыку импровизировали, она могла множество раз повторятся, что вызывало эффект некого гипноза, участники и слушатели завораживались. Хореография так же очень отличалась тем, что люди могли танцевать по несколько часов под мелодию бубна, флейты и некоторые другие ударные инструменты.

 Татарский танец- с давних времён носил обрядовый характер. Он считается ритуальным танцем шаманов. В этом танце можно рассмотреть движения, которые будто подражают различным животным, но чаще всего птицам, например, взмах руками, рисующий образ птицы. Татарские танцы были не только обрядовые, они так же могли изображать и передавать в танце свою культуру или хозяйственный уклад.

Рассматривая другие виды танцев, мы можем увидеть такие же интересные истории возникновения. Стиль, который полностью сформировался только в 1973 году- брейк- данс. Брейк-данс начал возникать в конце 60-х годов на улицах Нью-Йорка, в одном из самых бедных районов- Бронксе. В это время стала популярна электронная музыка среди молодых танцоров, они стали использовать различные элементы в своем стиле, такие как вращение на земле, а направление называлось GoodFoot.

В 1967 году в знакомом районе Бронксе зарождается новый стиль, который несёт название- хип хоп. Ямайский диджей Кул Герк, который был в Нью- Йорке проездом устраивал множество вечеринок, введя понятие брейк, музыкальные перерывы, во время которых танцоры могли выйти в центр круга и показать свои умения. Их танец представлял собой резкие движения с акробатикой. Выходя, танцоры старались показать историю своей жизни, осмысление и критиковать негативные её моменты.

Таким образом мы можем сделать вывод, что большинство танцев зарождались в течении десятилетий и даже столетий. Они так же менялись с изменением быта и были главными атрибутами праздников. У каждого танца есть своя история происхождения, которая подчеркивает особенность этого народа.

2.3 Влияние танца на здоровье человека

Танец сопровождает нас на протяжении всей жизни. В садике были уроки танцев, в школе было множество кружков, в которые они входили, на различных мероприятиях звучит энергичная музыка, под которую тело само выполняет легкие и ритмичные движения. Действительно ли танцы присутствуют в нашей жизни просто для развлечения?

 Танец, как и спорт не мало влияет на здоровье человека. Многие родители, отдают своих детей на гимнастику, на различные занятия по танцам, чтобы укрепить осанку своего ребёнка. Осанка- это привычная поза человека, в вертикальном положении, в покое или   движение. Действительно, врачи подтверждают, что осанка становится лучше и укрепляются кости позвоночника. Сидя в школе или за уроками, наш позвоночник непроизвольно начинает принимать неправильную форму. Это приводит к болям в спине и шее, ведь нагрузка на позвоночник становится неравномерным, приводя к различным нарушениям осанки (лардоз, кифоз, плоская спина, круглая спина, сколиоз).

В настоящее время зачастую можно встретить человека с проблемами дыхательных путей. На дыхательную систему так же влияют частые занятия. Существует множество комплексов для дыхательной гимнастики, выполнение которых способствует улучшению общего состояния человека, а также снижает вероятность простудных заболеваний. Так, медленные танцы требуют ровного и ритмичного дыхания, а быстрые способствуют тому, что легкие могут увеличиваться в объеме. Это поможет контролировать своё дыхание, а мозг будет больше получать кислорода, что улучшит память.

На сердечно- сосудистую систему влияют многие виды танцев, ей так же не мало важно уделять много времени. Тренировки и занятия танцами помогают укрепить сердечно- сосудистую систему, медленные и ритмичные движения будут являться кардио-тренировкой после тяжелого рабочего дня.

Танец способствует тому, что ваш мозг будет работать намного лучше. Так как в танце нам приходиться сосредотачиваться и в это время задействованы несколько отделов головного мозга. Мозжечок- отдел головного мозга, который отвечает за координацию, регуляцию равновесия и мышечного тонуса. Средний мозг, осуществляет физиологические функции, в которые входит концентрация внимание и ориентировочные рефлексы и другое.

Танцы бесспорно требуют физическую подготовку и заниматься ими можно, чтобы её улучшить. Во многих видах и стилях танцев развивается гибкость, выносливость и сила, что безусловно пригодиться в повседневной жизни. Когда ты занимаешься танцами и выступаешь на каких-либо мероприятиях это помогает бороться тебе со страхом сцены или публики. Выступать перед публикой когда-либо приходилось каждому, защищать доклады или даже рассказывать стих перед всем классом. Конечно, говорить о том, что все должны танцевать или выступать на сценах мы не можем, но что мешает встать дома перед зеркалом на 10 минут и подвигаться под любимую музыку, поднять себе настроение и зарядиться энергией на весь день?

2.4 Мнение психологов, докторов и ученых

Многие ученые, такие как А.Гиршон, К.Витакер,  В.Бамберри, считают, танец улучшает работу нервной системы Вот мы и подошли к главной теме нашего проекта, влияет ли танец на эмоциональное состояние человека. Перед тем, как проводить эксперимент я решила поискать, что думают по этому поводу психологи и были ли случаи, когда танец помогал человеку выбраться из сложной ситуации. Изучив литературу, я могу сказать, что многие психологи согласны с этой гипотезой.

Так, например доктор А.В Штор считает, что любые танцы, являются оружием против комплексов и стрессов. Он объясняет это тем, что часть моторной коры головного мозга, которая отвечает за движение, находиться рядом с теми структурами, которые отвечают за наши чувства, в связи с этим изменения, происходящие в моторной коре, способствуют изменениям чувств. Когда мы танцуем у нас выделяются «гормоны радости»- эндорфины.

, а также мозговую деятельность обоих полушарий: одно регулирует работы образного мышления, которое активизируется при импровизации в танце, а другое за логику движений.

Психолог Ирина Соловьева писала статью о том, как танец влияет на наше состояние. Из статьи можно сделать небольшой вывод. Непривычные и новые движения помогут выйти из замкнутого круга, сломать свои внутренние шаблоны и впустить в свою жизнь что-то новое. С помощью танца мы можем освободиться от негативных эмоций, а их подавление может привести к психосоматическим заболеванием.

Психосоматические заболевания- это психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне. Психотерапевты считают, что многие болезни начинаются на подсознательном уровне, а потом на теле. Многие учёные утверждают, что 80% заболеваний психосоматические. Наше состояние зависит от нашего настроения, от умения находить и видеть позитив. Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда заключается в том, что симптомы и болезни разных органов- символический язык, с помощью которого тело сообщает о вытесненных психических конфликтах.

 В статье можно найти мнение о том, как парный танец влияет девушек и мужчин на эмоциональном уровне. Девушка, вставая в пару с мужчиной, может почувствовать поддержку и довериться, а парень взять на себя ответственность и преодолеть инфантилизм.

Подтверждая мысли о том, что танец может улучшить эмоциональное состояние, рассмотрим одно из направлений психотерапии. Танцевально- двигательная терапия (ТДТ)- направление психотерапии, в котором танец и движение используют, как процесс, способствующий эмоциональной и физической интеграции индивида. В ТДТ психотерапевты придерживаются ряда принципов:

1.Тело и психика неразделимы и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга;

2. Танец-это коммуникация, которая осуществляется на трёх уровнях: с собой, с другими людьми и миром.

3. (Принцип целостности) Триада мысли, чувства, поведение- единое целое, и изменение в одном аспекте, влекут изменение в двух других.

4. Тело воспринимает как процесс, а не как предмет, объект или субъект.

5. Обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии.

 Сейчас довольно актуальная тема для нас является «короновирус» и одна девушка из Нидерландов заявила о том, что танцы могут помочь в борьбе с короновирусом. Юлия Морозова- специалист в области ТДТ. Девушка, занимаясь танцевально-двигательной терапией, высказала и объяснила свое мнение об этом так: когда человек находится в стрессе, у него понижается иммунитет, соответственно восприимчивость к болезням повышается. И наоборот- выделения позитивных эмоций снижает выделение гормонов стресса, поддерживая наш иммунитет. Поэтому хорошо, когда человек может позволить ежедневные практики, которые помогают справиться с тревогой и неопределённостью, помогая восстанавливать баланс между внешним и внутренним миром.

 

 3 глава. Экспериментальная часть.

Для выяснения поставленных задач, мы провели эксперименты, чтобы отследить психоэмоциональное состояние, а так же внимание и концентрацию.

3.1 Объект исследования

Объектами исследования являются подростки 15-17 лет. Нами были подобраны две группы: экспериментальная и контрольная. В группу №1(контрольную) входили подростки от 15 до 17 лет, которые не занимались танцами длительное время или не занимались ими совсем. Во 2 группу(экспериментальную) входили подростки от 15 до 17 лет, которые увлекаются танцами или занимаются ими ежедневно.

Условия: спортивный зал, ковёр, музыкальное сопровождение.

3.2 Методы исследования

Для того чтобы определить уровень внимания подростков, а так-же их психоэмоциональное состояние, было использовано 2 теста.

Тест Мюнстерберга- это психодиагностических тест, на определение избирательности и концентрации внимания. Тест был разработан немецко- американским психологом Гуго Мюнстербергом в начале 20 века.  Данную методику могут использовать при профотборе на специальности, которые требуют внимание и высокой помехоустойчивости.

Участникам предоставляется буквенный текст, который представляет собой случайную последовательность букв. Среди данного буквенного текста имеются слова. Задача испытуемого как можно быстрее найти слова, просматривая строки. Найденные помечаются как-либо (подчеркиваются). Искать следует слова в именительном падеже, единственного числа. Без специфических терминов и аббревиатур. Если испытуемый отмечает слова, которые входят друг в друга или пересекаются, то засчитывается слово наибольшей длины. Методика направлена на определение избирательности внимания. Экспериментатор фиксирует время выполнения задания, количество найденных слов, количество слов неправильно воспринятым испытуемым, количество слов, неправильных подчеркнутых, и количество слов, найденных сверх нормы. Время выполнения задания 2 минуты.

Вторым тестом, который мы использовали- тест на тревожность по Беку. Методика, которая определяет степень тревожности у людей с 1961 года. Доступен для участников в возрасте от 14 лет. Тест могут использовать для профосмотров или для людей с соматической патологией.

Тест содержит 21 вопрос, участники могут проходить тестирование самостоятельно, без помощи специалистов. Результаты теста не являются диагнозом, а лишь указывает вероятность расстройства. Испытуемым предлагается оценить свое состояние за последние семь дней (включая день тестирования).

3.3 Предмет и гипотеза

Предмет: танцевальные упражнения и психоэмоциональное состояние

Гипотеза: для улучшения психоэмоционального состояния, а так-же внимания, необходимо проводить занятия ежедневно, а затем проведя тесты изучить состояние испытуемых групп.

3.4 Ход эксперимента

В начале нашего эксперимента мы провели анкетирование, в ходе которого выяснили, что большинство подростков уверенны в изменение эмоционального состояния и их внимательности, после посещения занятий. (диаграмма№1) Так же большинство подростков отметили, что их раздражительность влияет на активность.  (диаграмма№2) По результатам данного анкетирования мы выяснили, что большинство подростков заметили изменение самочувствия, улучшение  активности и внимания.

Контрольной группой был пройден тест Мюнстерберга, чтобы определить уровень внимания у подростков, которые не занимаются танцами и активными занятиями. Результаты были занесены в таблицу.

Обработка результатов теста Мюнстрерберга проводилась по следующим показателям: оценивалось количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные или неправильно выделенные слова). В тексте содержится 25 слов.  Хорошим результатом считалось 20 и более слов (желательно без пропуска слов). Низкими считались показатели равными 18 и менее слов.

Результаты показали, что 12 испытуемых из 13 выполнили тест на 18 и менее балла, что является низким показателем. (см. Таблицу №3)

Группе №1 было предложено так же пройти тест на определения уровня тревожности по Беку.

Обработка результатов данного теста проводилась по шкале тревоги Бека:

0 баллов- совсем не беспокоит

1 балл- слегка, не слишком беспокоит

2 балла- умеренно

3 балла- очень сильно я с трудом могу это переносить.

От 0 до 21- низкая тревожность

От 22 до 35 средняя тревожность

От 36 и выше- потенциально опасный уровень беспокойства и тревоги.

Результаты теста были занесены в таблицу №5. У 7 испытуемых была обнаружена средняя тревожность (22-35 баллов).

Вывод: Контрольная группа показала низкие результаты по 2 тестам, что означает не стабильное состояние подростков. А также низкий уровень внимания.

Для экспериментальной группы подростков от 15 до 17 лет было предложено в течение месяца ежедневно посещать танцевальные занятия. Занятия проводились в спортивном зале, под музыку. В основу танца мы брали движения флешмоба, чтобы всем испытуемым не составляло труда выполнить танцевальные движения.

Танцевальный флешмоб- танцевальное движение, осуществляемое большой группой людей, которые повторяют несложные танцевальные элементы. Целью таких флешмобов является развлечение, получить массу положительных эмоций и почувствовать свободу от общественных стереотипов поведения.

Мы старались создать комфортные условия для каждого испытуемого, чтобы они отвлеклись от рутины и зарядились положительными эмоциями. После занятий общая обстановка в зале была умеренной и позитивной.

После окончания нашего эксперимента группа №2 прошла тесты, которые были предложены группе №1.

Результаты теста Мюнстерберга показали, что внимательность и избирательность у экспериментальной группы выше. 12 испытуемых выполнили тест на 20 и более баллов, что является хорошим результатом и нормой. (см. Таблицу №4)

Результаты теста на определение тревожности участников показали, что ни у одного из испытуемых баллы не превысили 21. Анализируя результаты экспериментальной группы по шкале Беку, данные показывают низкую тревожность подростков.

Вывод: В экспериментальной группе, где проводились занятия по танцам уровень внимания намного выше, чем у контрольной группы, с которой подобных занятий не проводилось.  Также у контрольной группы наблюдалась средняя тревожность, что влияет на психоэмоциональное состояние, в то время как у группы №1 были низкие показатели. Этим экспериментом мы подтвердили свою гипотезу о том, что танцы положительно влияют на человека, а именно улучшают внимательность и снижают тревожность, способствуя хорошему внутреннему состоянию.

 

3.5 Результаты исследования и их обсуждение

 В результате проведённой работы мы выяснили, что занятия по танцам положительно влияют на физиологическое и психологическое состояние подростков. Занятия способствуют эмоциональной разгрузке, влияя на психологическое состояние. Не сложные танцевальные движения помогут развить внимательность и концентрацию. На основе проведённых экспериментов нами было установлено, что группа №1 имела наиболее лучшую внимательность, на протяжении всего эксперимента была более активна, чем группа №2. По результатам таблиц №5 и №6 установлена значительная разница в показателях уровня тревожности, который влияет на психоэмоциональное состояние. Из данных проведённого нами исследования можно сделать вывод, что ежедневные занятия танцами улучшают общее состояние, улучшает внимательность.

Заключение:

В процессе изучения теоретического материала я узнала много интересного о развитии танцев разных народов. В ходе проведённого исследования мы подтвердили гипотезу. Танец является частью древнейшей культуры каждого народа и возник в процессе основной деятельности и исторических событий каждой нации и отражает вехи ее развития, а также моменты трудовой деятельности. Если жив народный танец, жива и культура народа. Танцевальные паузы, включаемые в учебные процессы, помогают старшеклассникам освоится в коллективе и стать более стрессоустойчивыми, повысить уровень внимания, что положительно отражается на здоровье и успеваемости.

В результате проведённой работы мы выяснили, что танцы в нашей жизни играют немало важную роль. Они взаимодействуют на нас улучшая или ухудшая наше настроение и работоспособность. Танцы помогают улучшить внимательность, что может отразиться на результатах обучения.

Выдвинутую гипотезу считаем доказанной. На основании исследований нами были разработаны рекомендации.

Выводы:

Ознакомившись с историей возникновения различных популярных танцевальных направлений можно проследить четкую закономерность. Танец возникал в обществе в момент его прогрессивного развития. С помощью танца люди пытались объяснить явления природы и «подружиться» с ней или попросить покровительства природных сил. С помощью танца подчеркивалось правильное отношение мужчины и женщины как партнеров и их роль в общине и семье. Танец служил средством сближения единомышленников и помогал пережить трудные жизненные ситуации с верой в светлое будущее, правду, справедливость и любовь. Выполнение танцевальных движений помогало бойцам стать более ловкими, а будущим матерям родить здоровых детей, сохранив и свое здоровье. В общем, в истории развития человеческой цивилизации всегда был танец. Он служил и отдушиной в трудных ситуациях поддерживая дух людей, и средством укрепления тела, чтобы бороться со всеми невзгодами жизни. Применив танцевальные занятия в нашей основной деятельности-учебе, мы увидели положительные результаты. Так же, как и во все времена, танец помог нам справляться с трудностями в учебе и межличносных отношениях. Сделал наши учебные дни ярче, отношения позитивнее, улучшил самочувствие. Эти замечательные эмоции улучшили наши психоэмоциональное состояние, что положительно отразилось на усвоении учебного материала.

Рекомендации:

Наше исследование подтвердило гипотезу о том, что применение танцевальных занятий в учебной деятельности оказывает влияние на повышение уровня работоспособности и снижение тревожности. Для улучшения физической формы, а также психоэмоционального состояния рекомендуем не менее 3 раз в неделю посещать занятия по танцам. Данные занятия будут способствовать улучшению и повышению самочувствия.  Может положительно повлиять на умственную деятельность и уровень здоровья.

Рекомендую элементы танцевальной культуры народов мира включать в уроки истории, музыки, физкультуры. Это сделает уроки более интересными, содержательными и добавит положительных эмоций в учебную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

 

1. Богданов Г.Ф. «Сказ о русском традиционном хореографическом фольклоре» Методическое пособие-М.:ВХТЦ,2012

2. Климов А.А. «Основы русского народного танца.» -М.:Искусство,1981

3. Р.Уоринг «Искусство капоэйры» National Geographic ELT 2008

4. Альфонсо Пуинг Кларамунт, Н. Ванханен «Искусство танца фламенко» 1984.

5. Е.В.Шахматова «Изыскания европейской режиссуры и традиции Востока.» 2019.

6. Реферат: Канонизация танцевальных форм в процессе становления и развития русского народного танца - https://refy.ru/49/183409-kanonizaciya-tancevalnyh-form-v-processe-stanovleniya-i-razvitiya-russkogo-narodnogo-tanca.html


 

Скачано с www.znanio.ru

Евдокимова Олеся Владимировна учитель физической культуры «МБУ

Евдокимова Олеся Владимировна учитель физической культуры «МБУ

Влияет ли танец на эмоциональное состояние человека?

Влияет ли танец на эмоциональное состояние человека?

Танец и его виды Для того чтобы понимать, как танец может повлиять на человека, разберёмся в понятие «танец»

Танец и его виды Для того чтобы понимать, как танец может повлиять на человека, разберёмся в понятие «танец»

История происхождения танца Даже в настоящее время не известен период, когда появился танец, но мы можем с точностью говорить, что он был зарожден с древних…

История происхождения танца Даже в настоящее время не известен период, когда появился танец, но мы можем с точностью говорить, что он был зарожден с древних…

России хороводы назывались по-разному: «фигурные», «кружевные», «узорные»

России хороводы назывались по-разному: «фигурные», «кружевные», «узорные»

Отличало пляску от хоровода и музыкальное сопровождение

Отличало пляску от хоровода и музыкальное сопровождение

В групповой пляске могло участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивался небольшой группой исполнителей

В групповой пляске могло участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивался небольшой группой исполнителей

Музыкальное сопровождение задает ритм, темп и настроение поединку

Музыкальное сопровождение задает ритм, темп и настроение поединку

Тарантелла- итальянский танец, который сопровождается игрой на гитаре

Тарантелла- итальянский танец, который сопровождается игрой на гитаре

Танец сопровождает нас на протяжении всей жизни

Танец сопровождает нас на протяжении всей жизни

Мнение психологов, докторов и ученых

Мнение психологов, докторов и ученых

Подтверждая мысли о том, что танец может улучшить эмоциональное состояние, рассмотрим одно из направлений психотерапии

Подтверждая мысли о том, что танец может улучшить эмоциональное состояние, рассмотрим одно из направлений психотерапии

Условия: спортивный зал, ковёр, музыкальное сопровождение

Условия: спортивный зал, ковёр, музыкальное сопровождение

Предмет и гипотеза Предмет: танцевальные упражнения и психоэмоциональное состояние

Предмет и гипотеза Предмет: танцевальные упражнения и психоэмоциональное состояние

От 36 и выше- потенциально опасный уровень беспокойства и тревоги

От 36 и выше- потенциально опасный уровень беспокойства и тревоги

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования и их обсуждение

Танец служил средством сближения единомышленников и помогал пережить трудные жизненные ситуации с верой в светлое будущее, правду, справедливость и любовь

Танец служил средством сближения единомышленников и помогал пережить трудные жизненные ситуации с верой в светлое будущее, правду, справедливость и любовь

Библиографический список: 1

Библиографический список: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.08.2023