История1
Оценка 4.9

История1

Оценка 4.9
docx
19.12.2021
История1
1.docx

Тема 1. Россия в системе международных отношений

1.      Международный статус современной России

Советская внешняя политика имела две главные опоры - мес­сианскую коммунистическую идеологию, ориентированную на мировую революцию и глобальную экспансию, и богатейшую ре­сурсную базу, позволявшую в течение длительного времени под­держивать военно-политическую мощь. По мере угасания надежд на мировую революцию марксистско-ленинская идеология, являв­шаяся первоначально стержнем внешней политики Советской Рос­сии, стала постепенно замещаться не менее экспансионистскими и изощренными геополитическими расчетами, сохранявшими прежний идеологический характер.

К концу 80-х гг. XX в. коммунистическая идеология утратила привлекательность для большей части населения, а страна отста­ла от Запада на решающих направлениях научно-технической ре­волюции. Совокупное действие этих причин и предопределило крах нежизнеспособной тоталитарной системы.

Распад советской сверхдержавы отвечал интересам Соединен­ных Штатов, но его организация была им не по силам. Более того, происшедшее с СССР оказалось во многом неожиданным для аме­риканского правящего класса и спецслужб, в течение длительного времени стремившихся осуществить такой сценарий на практике Крупнейшая геополитическая катастрофа XX в. вызвана действи­ем внутренних факторов, а не инспирирована извне.

Провозглашение Верховным Советом РСФСР 12 июня 1990 г. суверенитета России по отношению к СССР было, по существу, первым шагом на ее пути от имперского государства к националь­ному. С выходом на международную арену в качестве самостоя­тельного государства Россия оказалась перед необходимостью геополитического самоопределения, адекватного ее возможностям и устремлениям. Оно предполагает позиционирование в геополити­ческом пространстве, выбор цивилизационных ориентиров, вектора внешней политики. Более гомогенный, чем в СССР, этноконфессиональный состав населения является важной предпосылкой форми­рования впервые в истории России нации-государства.

Внешнеполитическое самоопределение зависит не только от Рос­сии, но и от процессов в ближнем зарубежье, политики других госу­дарств, прежде всего основных центров силы, общей ситуации в мире, тенденций глобального развития.

Влияние России на положение дел в мире определяется следу­ющими обстоятельствами:

Ø  она является самым крупным по территории и седьмым по численности населения государством мира, занимает благоприят­ную геополитическую позицию в центре Евразии;

Ø  располагает гигантскими природными ресурсами и прежде всего энергетическими (нефть, газ, уголь), имеет высокий научно- технический потенциал;

Ø  занимает лидирующие позиции в добыче и транспортировке углеводородного сырья, в перспективе позволяющие достичь ста­туса великой энергетической державы;

Ø  как правопреемница СССР является постоянным членом Со­вета Безопасности ООН и несет связанную с этим статусом от­ветственность;

Ø  обладает сопоставимым с Соединенными Штатами страте­гическим ракетно-ядерным потенциалом, унаследованным от СССР;

Ø  ключевой игрок на постсоветском пространстве, член «боль­шой восьмерки», имеющий давние исторические связи с развиваю­щимися странами;

Ø  играет роль транспортного моста между Европой и Азией, расширяя и модернизируя авто- и железнодорожные магистрали, вводя в строй газо- и нефтепроводы;

Ø  с начала XXI в. укрепила свои позиции благодаря обрете­нию относительной социально-политической стабильности, позитив­ным тенденциям в развитии экономики и активной внешней полити­ке, перестает быть слабой страной, какой была в конце минувшего века;

Ø  в последние годы российские корпорации начали активно ос­ваивать рынок западных стран, что является важным показателем позитивных перемен в экономике России и фактором ее интеграции в мировую экономическую систему;

Ø  отношения России практически со всеми государствами но­сят мирный характер, а с ведущими державами и соседями офици­ально характеризуются как стратегическое партнерство.

Совокупность перечисленных обстоятельств определяет меж­дународный статус России как влиятельной трансрегиональной державы и глобальной ядерной сверхдержавы. В начале XXI в. Россия стремится интегрироваться в сообщество цивилизованных государств, оставаясь при этом независимой стратегической вели­чиной, претендующей на существенную роль в управлении форми­рующейся международной системой.

Будущее мирового сообщества в существенной степени зави­сит от геополитического самоопределения России. Возможны два альтернативных сценария:

1)              она станет на инновационный путь развития и осуществит всестороннюю модернизацию, будет способствовать решению гло­бальных проблем и утверждению демократического миропорядка;

2)              может стать фактором дестабилизации положения на значи­тельной части Евразии, полем анархии и хаоса, которые распрост­ранятся на соседние регионы.

В интересах мирового сообщества реализация первого сцена­рия. В этом случае появятся объективные предпосылки для сведе­ния к минимуму издержек глобализации и оптимального использо­вания ее возможностей на благо всего человечества.

После распада СССР перед Россией возникло множество слож­ных проблем, существенно ограничивающих «коридор возможнос­тей» ее самоопределения в современном мире. Занимая около 80% территории бывшего Советского Союза, Россия оказалась отделенной от Европы новыми государствами, потеряла ряд стратегически важных портов на Белом и Черном морях. Пространственно-географическое сужение территории вер­нуло Россию к началу XVIII в. Значительная часть ее границ с бывшими союзными республиками не имеет официального госу­дарственного статуса и не обустроена. Резко сократилась ресурс­ная база обеспечения международной деятельности и влияния. Эти геополитические изменения существенно усложняют решение внешнеполитических задач Российского государства.

Ослабленная в геополитическом и демографическом отноше­ниях, испытывающая трудности экономического развития, Россия не является сверхдержавой, оказывающей решающее воздействие на ход мировых процессов. Для раскрытия своего потенциала ей предстоит осуществить модернизацию, создать качественную про­изводственную инфраструктуру. Необходимы реализм в оценке воз­можностей страны и глобальных тенденций, осмысление междуна­родной роли России сквозь призму парадигм XXI в.

По объему валового внутреннего продукта Россия в несколько раз уступает Японии, Китаю, Германии и примыкает к великим дер­жавам второго ранга - Франции, Великобритании, Италии. Еще более она удалена от развитых стран по величине валового продук­та на душу населения, отставая по этому показателю от ведущих стран мира в 2-3 раза (21 тыс. дол.).

Более благоприятно положение России на мировом рынке энер­горесурсов. Она располагает 26,6% мировых запасов природного газа, от 6,2 до 13% (по разным оценкам) разведанных запасов не­фти, около 20% разведанных запасов каменного угля[1], занимает первое место в мире по трубопроводной торговле природным га­зом и наряду с Саудовской Аравией является крупнейшим экспор­тером нефти. Однако для того чтобы превратить энергетический потенциал в политические дивиденды, России предстоит осуще­ствить крупномасштабную реконструкцию производственных мощ­ностей с применением современных технологий, построить допол­нительные энерготранспортные магистрали. Решение этих задач связано со значительными капиталовложениями и несет в себе кон­фликтный потенциал, способный вызвать геополитическую напря­женность в отношениях с другими государствами.

Начавшийся экономический рост носит в основном экстенсив­ный характер и происходит прежде всего за счет традиционной не­конкурентоспособной продукцииРоссия не производит современ­ной высококачественной продукции массового спроса гражданского назначения. В отличие от новых индустриальных стран и тем бо­лее таких крупных развивающихся государств, как Китай и Индия, она пока не смогла занять на мировом рынке собственную нишу по поставкам готовой промышленной продукции. Тем не менее, эконо­мически Россия, согласно существующим прогнозам, в перспекти­ве неизбежно будет сильным государством, по размерам ВВП за­нимающим первое место в Европе и пятое-шестое в мире[2].

Серьезные проблемы России создает ее геополитическое окру­жение. Ряд бывших республик СССР находятся во враждебных отношениях. Некоторые из них стали ареной ожесточенных этни­ческих и политических конфликтов, вызвавших потоки беженцев в Россию. Существует вероятность деградации и распада ряда госу­дарств. Различное отношение к большинству из узлов противоре­чий негативно влияет на отношения между Россией и странами Запада. Отсутствие договорно-правового обеспечения значительной части новых границ породило территориальные споры. Высокая проницаемость границы России с Казахстаном и другими госу­дарствами Центральной Азии вызывает обеспокоенность в Ев­ропе.

Постсоветское пространство представляет собой зону повышен­ной нестабильности в международных отношениях, обусловленной действием сложного сочетания национальных, региональных и гло­бальных факторов. Оно во все большей степени становится ареной конкуренции между Россией, Западом и Китаем за энергетические ресурсы и месторождения, стратегически выгодные территории, плацдармы и ликвидные производственные активы. Институционализация этого нового геополитического пространства носит про­тиворечивый характер и будет продолжительной по времени.

Содружество Независимых Государств сыграло позитивную роль в предотвращении неконтролируемого распада СССР, обеспе­чении правопреемственности его ядерного статуса, локализации межнациональных вооруженных конфликтов и создании возможно­сти для мирных переговоров. Принадлежность к СНГ давала воз­можность руководству ряда его членов создать собственную госу­дарственность, используя экономическую и военную помощь России

На основе СНГ вокруг России сформировались продуктивные межгосударственные структуры - Организация Евразийского эконо­мического сотрудничества (ЕврАзЭС) и Организация договора о кол­лективной безопасности (ОДКБ). ЕврАзЭС способна стать ядром реальной экономической интеграции России с другими ее членами. В ОДКБ вошли государства, заинтересованные в военно-полити­ческом сотрудничестве между собой. Нельзя, однако, исключить и того, что участие России в ОДКБ может не защитить ее южные рубежи от очагов политической дестабилизации, а втянуть в регио­нальные и внутригосударственные конфликты.

Стремление российского руководства сделать отношения с партнерами по СНГ менее затратными для бюджета страны и бо­лее эффективными с точки зрения ее национальных интересов вызывает недовольство с их стороны. Некоторые государства рас­сматривают СНГ как номинальную структуру Будущее этой орга­низации остается весьма неопределенным, велика вероятность выхода из него некоторых государств Авторы прогностического исследования «Мир вокруг России: 2017. Контуры недалекого будущего», подготовленного Советом по внешней и оборонной политике, полагают, что на большей части постсоветского пространства дальнейшее развитие получат тен­денции к размежеванию, а реальные интеграционные процессы воз­можны только между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Их оценка перспектив постсоветского пространства и будущей геостратегии России та­кова: «В любом случае бывшие советские республики будут все больше тяготеть к различным региональным державам. В какой-то момент российское руководство, видимо, признает очевидное: постсоветское пространство не является больше главным внешне­политическим и внешнеэкономическим приоритетом России»[3].

Существует угроза геополитическому единству и самой России. Национальные республики Волго-Уральского региона (Татарстан, Башкортостан) и Северного Кавказа устанавливают внешние связи, руководствуясь этнокультурными и религиозными критериями. Это ведет к усилению влияния на них со стороны исламских государств.

Имеются геополитические проблемы и в других регионах Рос­сии. Дальний Восток вынужден самостоятельно развивать связи с Китаем, Южной Кореей и другими государствами АТР. Он явля­ется объектом усиливающегося демографического давления со сто­роны Китая, который до сих пор не признает «неравноправные до­говоры» 1858 и 1860 гг. В сложном положении анклава оказалась Калининградская область.

Драматизм новой геополитической ситуации постсоветской Рос­сии состоит в том, что на южных границах она вынуждена противо­стоять, в том числе и вооруженным путем, во-первых, исламскому миру, стремящемуся расширить сферу своего влияния на бывшие советские республики, и, во-вторых, националистическим, фунда­менталистским силам Кавказа, угрожающим территориальной це­лостности самой России.

В российском обществе широкое распространение получило чувство оскорбленного национального достоинства, порожденное не только геополитическими потерями страны, вызванными распа­дом СССР, но и нередко пренебрежительным отношением к ней со стороны Запада и элит бывших союзных республик, ущемлением прав соотечественников в ставших независимыми государствах. Однако это чувство не сублимировалось в неоимперские устрем­ления большей части населения.

В целом геополитическое положение России сейчас таково: у нее нет очевидных врагов, но вместе с тем нет и друзей; ей вовсе не гарантировано благожелательное отношение соседей.

За период существования России как самостоятельного госу­дарства в ее внешней политике произошли существенные измене­ния. Цель России в начале 1990-х гг. сводилась к форсированной интеграции в «сообщество цивилизованных государств», чтобы в сжатые сроки обеспечить процветание страны. Национальные интересы Российского государства всецело идентифицировались с интересами Запада. Однако в 1993 г. в его внешней политике возобладали «державные» подходы, вызванные недовольством на­селения ухудшением социально-экономической ситуации, разоча­рованием в объеме и действенности поддержки реформ со сторо­ны Запада, неравноправным положением России в партнерстве с наиболее развитыми государствами. Лишь в начале нового сто­летия, когда страна во многом адаптировалась к изменившимся международным условиям, ее внешняя политика обрела необхо­димый прагматизм, способность учитывать свои возможности и ми­ровые реалии.

Отказавшись от мессианства (идеологического и геополитиче­скою), современная Россия сосредотачивает усилия, прежде всего на решении внутренних проблем, особенно экономических. Сфера ее внешнеполитической активности существенно уже, чем у СССР. Изменились и средства реализации внешнеполитических интере­совСССР воздействовал на международные отношения главным образом своим военным потенциалом, а Россия - преимуществен­но методами экономическими, политическими, культурно-информа­ционными, обладая способностью «мягко влиять» на поведение других государств. Военное строительство в России носит оборо­нительную направленность.

Россия занимает промежуточное положение в мировом сооб­ществе. Она не смогла (прежде всего в силу культурно-цивилизационных отличий, распространенности антиамериканских настрое­ний) безоговорочно встать на путь интеграции с Западом, но и не проводит антизападную политику. Хотя в обозримом будущем воз­врат к холодной войне между Россией и Западом маловероятен, новые формы отношений между ними могут быть достаточно кон­фликтными и основанными на жестком соперничестве.

Значительная часть российского политического истеблишмен­та и экспертного сообщества считает конструктивной идею посте­пенной интеграции России и Европы без ее формального вступле­ния в Европейский союз. Исторически и культурно близкая Европа рассматривается как наиболее органичный партнер, способный ускорить процесс модернизации страны, поддержания стратегиче­ской стабильности

С середины первого десятилетия XXI в. Россия проявляет дол­говременный интерес к странам СНГ как зоне экспансии россий­ских капиталов, источнику трудовых ресурсов и фактору обеспече­ния своей безопасности. Она отказалась от модели донорских отношений с государствами Содружества, дифференцируя подхо­ды к ним. Главная проблема России в рамках СНГ - сформиро­вать привлекательную модель социально-экономического и поли­тического развития, которая позволила бы ей стать центром притяжения для ближайших соседей.

В сложившейся ситуации важнейшая задача самоопределения России - найти место в процессе глобализации, оптимальное для осуществления всеобъемлющей модернизации, закрепиться на этом месте посредством мер международно-правового и институцио­нального характера, интегрируясь в сообщество цивилизованных государств с учетом собственных целей и приоритетов.

Использо­вание Россией новых возможностей, открываемых глобализацией, и обретение достойного места в стремительно меняющемся мире предполагает:

Ø   формирование государственности в нынешних границах и со­хранение территориальной целостности;

Ø   преодоление зависимости экономики от экспорта сырья, осу­ществление инновационного прорыва и превращение в развитую, постиндустриальную страну,

Ø   тщательный учет процессов глобализации и их использова­ние для развития национальной экономики и улучшения условий жизни населения;

Ø   проведение прагматичной внешней политики, стремление ма­неврировать по всему азимуту в духе классической Realpolitik;

Ø   укрепление международного доверия к своей внешней поли­тике путем наращивания степени ее предсказуемости;

Ø   сближение со странами, готовыми сотрудничать с Россией и создать вокруг нее дружественное окружение;

Ø   активное участие в деятельности международных организа­ций и в международных мероприятиях, руководствуясь национальны­ми интересами;

Ø   содействие новой кодификации международного права, его приведению в соответствие с реалиями настоящего времени;

Ø   наращивание усилий с целью возобновления процесса разо­ружения и присоединения к нему новых государств;

Ø   противодействие попыткам ущемления интересов России во всех сферах.

Обретение Россией новой идентичности возможно лишь при условии осуществления глубокой и всеобъемлющей модернизации, превращения в конкурентоспособного члена мирового сообщества. Трансформация имперского государства в национальное займет длительное время и потребует значительных усилий. В обозримом будущем за Россией, видимо, закрепится геополитический статус влиятельной трансрегиональной державы, способной играть значи­мую роль в мировой политике.

Все более отчетливой становится стратегия российского руко­водства, направленная на экономическую модернизацию страны, прежде всего за счет мобилизации внутренних ресурсов, централи­зации власти в духе «нелиберальной демократии», укрепления роли государства в ключевых секторах экономики - топливно-энергети­ческом и военно-промышленном. При этом США и Европейский союз рассматриваются как важный фактор такой модернизации. В отношениях с ними акцент делается не на институциональной интеграции, а на обеспечении совместимости российской и запад­ной (прежде всего европейской) экономики. Формируется консен­сус большей части политической элиты и общества в пользу прове­дения самостоятельной внешней политики, свободной от жесткой привязки к другим центрам силы и опирающейся на военно-эконо­мический потенциал страны.

Нынешний вектор развития России во многом объясним инерци­онностью исторических традиций. Кардинальная и стремительная трансформация огромной страны с многовековой историей просто невозможна. Это еще в 1951 г. прогнозировал патриарх американской дипломатии и советологии Дж. Кеннан, размышляя о том, какой будет постсоветская Россия. Она, как полагал Дж. Кеннан, еще долго, а может быть и никогда, не будет «капиталистическим, либерально-демократическим государством, сходным по строю с (Американской) республикой». Максимум, на что можно реально рассчитывать, - это ее превращение в нетоталитарное и неимперское государство, от­крытое для внешнего мира. Такой трансформации России, по его мнению, будет достаточно с точки зрения интересов США[4].

Укрепление международно-политических позиций России и уси­ление ее влияния в мире по сравнению с девяностыми годами вос­принимается на Западе неоднозначно. В подходе к этому вопросу просматриваются две основные позиции.

Влиятельные силы и прежде всего сторонники военно-политиче­ского доминирования США полагают, что существование в страте­гически и экономически важном регионе Евразии крупного и влия­тельного государства не отвечает интересам Запада. Стремясь к укреплению американского доминирования, они с настороженностью и недовольством воспринимают любые проявления независимости России в международных делах.

Большинство политического класса в странах Запада настрое­но прагматично в отношении России. В Соединенных Штатах эта часть элиты, менее приверженная идеологии «американской державности» и «демократического мессианства», руководствуется прежде всего намерением использовать потенциал сотрудничества с Россией в американских интересах.

В мировом сообществе утверждается реалистичный взгляд на современную Россию, обозначается намерение строить отношения с ней на апробированных принципах международного общения - равенства, взаимной выгоды, уважения суверенитета и территори­альной целостности.

Авторы отчета Трехсторонней комиссии о России и ее отноше­ниях с трехсторонней зоной (США - Европа - Азия) известные дипломаты К. Ватанабэ, Р. Лайн и С. Тэлботт считают главной ошибкой творцов западной политики в отношении этой страны (как и многих российских реформаторов) недооценку глубины и сложно­сти переходного периода. Причина ошибки, по их мнению, кроется в отсутствии представлений о сроках появления некой устоявшей­ся модели ввиду отсутствия прецедентов и аналогов столь масш­табных трансформаций. Констатируется: «Теперь Россия (по край­ней мере, судя по ряду важных показателей) снова обрела силу. Ее экономика быстро развивается, а предприятия играют все более существенную роль на мировом уровне. Россия председательствует в "большой восьмерке" - самом престижном политическом клубе - и активно действует на международной арене, опять поверив в собственный успех. Преодолев глубины кризиса 1990-х, она вновь устремляется ввысь»[5].

Оценивая способность Запада влиять на события в России как незначительную, авторы доклада отстаивают ту точку зрения, что Западу следует углублять свое понимание позиции этой страны, не пренебрегая собственными ценностями, но в то же время не скаты­ваясь к мегафонной дипломатии в стиле холодной войны и подходам, при которых выигрыш одной стороны приводит к проигрышу другой. Они считают абсолютно непродуктивными высокомерные нотации, оскорбления и угрозы в адрес России, способствующие укрепле­нию позиции экстремистов и ослабляющие позиции умеренных сто­ронников осмысленного взаимодействия.

Некоторые представители американского политико-академиче­ского сообщества возражают против попыток интерпретировать про­исшедшие в мире перемены в идеологизированном духе - как «по­беду» Соединенных Штатов в холодной войне и «поражение» СССР. Известный историк и политолог С. Коэн выступает против позиции правящих кругов США, считающих, что «направление, в котором движется Россия, должно определяться в Вашингтоне». По его мнению, «применительно к такой огромной стране, не одно столе­тие игравшей роль мировой державы и к тому же не потерпевшей военного поражения, подобный тезис контрпродукгивен и не может не вызывать возмущенной ответной реакции».

Многовекторность внешней политики России перестает воспри­ниматься как попытка укрепить свои позиции, используя разногла­сия между западными державами и их оппонентами. Наиболее объективные аналитики видят в таком курсе продуманную страте­гию, продиктованную ее национальными интересами, стремлением восстановить международный статус одного из самых влиятель­ных государств мира.

В мире усиливается понимание того, что политика по отноше­нию к России должна строиться с учетом ее бесспорных заслуг перед человечеством, быть свободной от стереотипов минувших эпох, исходя из того, что сильная, хорошо управляемая Россия со­ответствует интересам мирового сообщества.

2.      Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым 12 июля 2008 г.)

Концепция внешней политики Российской Федерации - система взглядов на содержание, принципы и основные направления внешнеполитической деятельности России. Концепция дополняет и развивает положения Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г.

Эволюция международных отношений в начале XXI века и укрепление России потребовали по-новому взглянуть на общую ситуацию вокруг нее, переосмыслить приоритеты российской внешней политики с учетом возросшей роли страны в международных делах, повышения ее ответственности за происходящее в мире и открывшихся в связи с этим возможностей участвовать не только в реализации международной повестки дня, но и в ее формировании. В международной обстановке, наряду с позитивной тенденцией - укреплением позиций Российской Федерации на международной арене, проявились и негативные тенденции, которые необходимо учитывать при проведении внешнеполитического курса России на конкретных направлениях.

В соответствии с высшим приоритетом национальной безопасности - защитой интересов личности, общества и государства - главные внешнеполитические усилия должны быть сосредоточены на достижении следующих основных целей:

Ø  обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, в наибольшей мере отвечающих интересам Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира и необходимых для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;

Ø  создание благоприятных внешних условий для модернизации России, перевода ее экономики на инновационный путь развития, повышения уровня жизни населения, консолидации общества, укрепления основ конституционного строя, правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека и, как следствие, обеспечение конкурентоспособности страны в глобализирующемся мире;

Ø  воздействие на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропорядка, основанного на коллективных началах в решении международных проблем и на верховенстве международного права, прежде всего, на положениях Устава ООН, а также на равноправных и партнерских отношениях между государствами при центральной и координирующей роли ООН как основной организации, регулирующей международные отношения и обладающей уникальной легитимностью;

Ø  формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах и других районах мира;

Ø  поиск согласия и совпадающих интересов с другими государствами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, создание на этой основе системы двусторонних и многосторонних партнерских отношений, призванной обеспечить устойчивость международного положения страны к колебаниям внешнеполитической конъюнктуры;

Ø  всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом;

Ø  содействие объективному восприятию Российской Федерации в мире как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой;

Ø  поддержка и популяризация в иностранных государствах русского языка и культуры народов России, вносящих уникальный вклад в культурно-цивилизационное многообразие современного мира и в развитие партнерства цивилизаций.

3.      Современный мир и внешняя политика Российской Федерации

Современный мир переживает фундаментальные и динамичные изменения, глубоко затрагивающие интересы Российской Федерации и ее граждан. Новая Россия, встав на твердую почву национальных интересов, обрела полноценную роль в глобальных делах.

Стираются различия между внутренними и внешними средствами обеспечения национальных интересов и безопасности.

В этих условиях внешняя политика становится одним из важнейших инструментов поступательного развития страны, обеспечения ее конкурентоспособности в глобализирующемся мире.

Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, участницей «Группы восьми» и целого ряда других влиятельных международных и региональных организаций, механизмов межгосударственного диалога и сотрудничества, обладая значительным потенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, интенсивно развивая отношения с ведущими государствами и объединениями всех регионов мира, последовательно интегрируясь в мировую экономику и политику, Россия оказывает существенное влияние на формирование новой архитектуры международных отношений.

Кардинальная трансформация международных отношений, прекращение идеологической конфронтации и последовательное преодоление наследия «холодной войны» и связанных с ней предрассудков и стереотипов, укрепление России и ее международных позиций - все это существенно расширило возможности сотрудничества на мировой арене. Снижена опасность развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной.

На современном этапе традиционные громоздкие военно-политические союзы уже не могут обеспечить противодействия всему спектру современных вызовов и угроз, являющихся трансграничными по своему характеру. На смену блоковым подходам к решению международных проблем приходит сетевая дипломатия, опирающаяся на гибкие формы участия в многосторонних структурах в целях коллективного поиска решений общих задач.

На передний план в качестве главных факторов влияния государств на международную политику, наряду с военной мощью, выдвигаются экономические, научно-технические, экологические, демографические и информационные.

Все большее значение приобретают:

Ø  уровень защищенности интересов личности, общества и государства;

Ø  духовное и интеллектуальное развитие населения;

Ø  рост его благосостояния;

Ø  сбалансированность образовательных, научных и производственных ресурсов;

Ø  в целом уровень инвестиций в человека;

Ø  эффективное использование механизмов регулирования мировых рынков товаров и услуг, диверсификации экономических связей;

Ø  сравнительные преимущества государств в интеграционных процессах.

Экономическая взаимозависимость государств становится одним из ключевых факторов поддержания международной стабильности. Создаются предпосылки для становления более кризисоустойчивой международной системы.

Новые вызовы и угрозы (прежде всего международный терроризм, наркотрафик, организованная преступность, опасность распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, региональные конфликты, демографические проблемы, глобальная бедность, в том числе энергетическая, а также нелегальная миграция, изменение климатаносят глобальный характер и требуют адекватного ответа со стороны всего международного сообщества и солидарных усилий для их преодоления.

Существенно возрастает роль экологического фактора, все более актуальной становится проблема профилактики и борьбы с инфекционными заболеваниями. Сложность стоящих перед международным сообществом задач требует выработки сбалансированной стратегии их решения, исходящей из взаимосвязанности проблем безопасности, социально-экономического развития и защиты прав человека.

Противоречивость тенденций, определяющих современное состояние международных отношений, обусловливается переходным периодом их развития. Эти тенденции также отражают различия в понимании реального значения и последствий окончания «холодной войны». Глобальная конкуренция впервые в новейшей истории приобретает цивилизационное измерениечто предполагает конкуренцию между различными ценностными ориентирами и моделями развития в рамках универсальных принципов демократии и рыночной экономики.

По мере преодоления сдерживающего воздействия биполярной конфронтации все более громко заявляет о себе культурно-цивилизационное многообразие современного мираВозрастает значение религиозного фактора в формировании системы современных международных отношений, в частности их нравственного основания. Эту задачу невозможно решить без обращения к общему нравственному знаменателю, всегда существовавшему у основных мировых религий.

Реакция на перспективу утраты историческим Западом своей монополии на глобализационные процессы находит свое выражение, в частности, в инерции политико-психологической установки на «сдерживание» России, включая попытки использовать в этих целях избирательный подход к истории, прежде всего к истории Второй мировой войны и послевоенного периода.

Как никогда актуальной становится задача выработки международным сообществом общего видения современной исторической эпохи, что возможно только при условии открытых и честных дискуссий, в ходе которых будут обсуждаться по существу стоящие перед человечеством проблемы. Необходимо обеспечить условия ученым для профессиональной работы по установлению исторической правды, не допускать превращения исторической темы в инструмент практической политики.

Стратегия односторонних действий дестабилизирует международную обстановку, провоцирует напряженность и гонку вооружений, усугубляет межгосударственные противоречия, разжигает национальную и религиозную рознь, создает угрозу безопасности других государств, ведет к росту напряженности в межцивилизационных отношениях. Применение принудительных мер с использованием вооруженной силы в обход Устава ООН и ее Совета Безопасности не способно устранить глубокие социально-экономические, межэтнические и другие противоречия, лежащие в основе конфликтов, подрывает основы международного права и ведет к расширению конфликтного пространства, в том числе в непосредственном геополитическом окружении России.

ООН призвана сыграть фундаментальную роль в налаживании полноценного межцивилизационного диалога, направленного на достижение согласия между представителями различных религий, конфессий и культур.

Россия будет продолжать добиваться укрепления многосторонних начал в мировых делах, формирования такой архитектуры международных отношений, которая основывалась бы на признании международным сообществом принципов неделимости безопасности в современном мире и отражала бы его многоликость.

Интересы России непосредственно связаны и с другими мировыми тенденциями, среди которых:

Ø  глобализация мировой экономики. Наряду с дополнительными возможностями социально-экономического прогресса, расширения человеческих контактов, такая тенденция порождает и новые опасности, особенно для экономически слабых государств. Усиливается вероятность крупномасштабных финансово-экономических кризисов, создается угроза углубления диспропорций в развитии различных регионов мира из-за неравенства стартовых позиций и внутренних потенциалов для ответа на вызовы модернизации. Глобализации противостоит растущее стремление отдельных стран защитить свой экономический суверенитет, причем нередко такой протекционизм приобретает форму экономического национализма, когда прагматические интересы подменяются политическими соображениями. Натиск глобализации испытывает на себе культурная самобытность подавляющего большинства стран и народов;

Ø  объективное повышение роли многосторонней дипломатии, международных институтов и механизмов в мировой политике и экономике, вызванное усилением взаимозависимости государств, необходимостью повышения управляемости мирового развития;

Ø  наращивание экономического потенциала новых центров глобального роста, связанное в том числе с более равномерным распределением ресурсов развития вследствие либерализации мировых рынков. Экономический подъем в таких странах и регионах конвертируется в их политическое влияние, при этом дальнейшее развитие получает тенденция к полицентричному миропорядку;

Ø  развитие региональной и субрегиональной интеграции на пространстве Содружества Независимых Государств (СНГ), в Евро-Атлантическом и Азиатско-Тихоокеанском регионах, Африке и Латинской Америке. Интеграционные объединения приобретают все большее значение в мировой экономике, становятся существенным фактором региональной и субрегиональной безопасности, включая миротворчество;

Ø  военно-политическое соперничество региональных держав, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма. Интеграционные процессы, в частности в Евро-Атлантическом регионе, имеют зачастую избирательно-ограничительный характер. Попытки принизить роль суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений, ввести в практику разделение государств на категории с различным объемом прав и обязанностей несут в себе угрозу подрыва международного правопорядка, а также чреваты произвольным вмешательством во внутренние дела суверенных государств;

Ø  игнорирование отдельными государствами и группами государств основных принципов международного права. Россия выступает за то, чтобы общепризнанные нормы международного права были подлинно универсальными с точки зрения их понимания и применения.

Укрепление международных позиций России, а также решение задач, связанных с установлением равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений со всеми странами, успешное продвижение ее внешнеэкономических интересов, обеспечение политического, экономического, информационного и культурного влияния за рубежом требуют задействования всех имеющихся в распоряжении государства финансово-экономических рычагов и адекватного ресурсного обеспечения внешней политики Российской Федерации.

Российская Федерация располагает реальным потенциалом для того, чтобы занять достойное место в мире. Определяющее значение при этом имеют:

Ø  укрепление российской государственности,

Ø  устойчивый экономической рост,

Ø  дальнейшие политические и экономические преобразования,

Ø  решение социальных проблем,

Ø  преодоление ресурсно-сырьевой ориентации экономики и ее перевод на инновационный путь развития,

Ø  улучшение демографической ситуации.

Важными факторами являются также укрепление институтов гражданского общества и государственная поддержка национальных неправительственных организаций, заинтересованных в обеспечении российских внешнеполитических интересов.

Россия проводит открытую, предсказуемую и прагматичную внешнюю политику, продиктованную ее национальными интересами. Свое международное сотрудничество Россия строит на основах равноправия, взаимного уважения интересов и взаимной выгоды.

Отличительная черта российской внешней политики - ее сбалансированность и многовекторность. Это обусловлено геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы, ее статусом одного из ведущих государств мира и постоянного члена Совета Безопасности ООН. Интересы страны в современных условиях диктуют настоятельную необходимость активного продвижения позитивной повестки дня по всему спектру международных проблем.

Россия всецело осознает свою ответственность за поддержание безопасности в мире как на глобальном, так и на региональном уровне и готова к совместным действиям со всеми другими заинтересованными государствами в целях решения общих задач. Если партнеры не будут готовы к совместным действиям, Россия для защиты своих национальных интересов будет вынуждена действовать самостоятельно, но всегда на основе международного права. Россия не даст вовлечь себя в затратную конфронтацию, в том числе в новую гонку вооружений, разрушительную для экономики и пагубную для внутреннего развития страны.

[1] Россия в глобальной политике 2006. Т. 4. № 6. Ноябрь-декабрь С. 49.

[2] Кудров В. Россия на подъеме // Россия в глобальной политике. 2007. Т. 5. № 1. Январь февраль С. 194.

[3] Мир вокруг России: 2017. Контуры недалекого будущего. С. 7.

[4] Кеннан Дж. Америка и русское будущее // Новая и новейшая история 2001. № 3. С. 90-91.

[5] Ватанабэ К., Лайн Р., Тэлботт С. Проблемы становления или сдвиг па­радигмы? // Россия в глобальной политике. Т. 4. № 5. Сентябрь-октябрь 2006. С. 132.


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема 1. Россия в системе международных отношений 1

Тема 1. Россия в системе международных отношений 1

Европой и Азией, расширяя и модернизируя авто- и железнодорожные магистрали, вводя в строй газо- и нефтепроводы; Ø с начала

Европой и Азией, расширяя и модернизируя авто- и железнодорожные магистрали, вводя в строй газо- и нефтепроводы; Ø с начала

По объему валового внутреннего продукта

По объему валового внутреннего продукта

На основе СНГ вокруг России сформировались продуктивные межгосударственные структуры -

На основе СНГ вокруг России сформировались продуктивные межгосударственные структуры -

В целом геополитическое положение

В целом геополитическое положение

Использо­вание Россией новых возможностей, открываемых глобализацией, и обретение достойного места в стремительно меняющемся мире предполагает : Ø формирование государственности в нынешних границах и со­хранение территориальной…

Использо­вание Россией новых возможностей, открываемых глобализацией, и обретение достойного места в стремительно меняющемся мире предполагает : Ø формирование государственности в нынешних границах и со­хранение территориальной…

Максимум, на что можно реально рассчитывать, - это ее превращение в нетоталитарное и неимперское государство, от­крытое для внешнего мира

Максимум, на что можно реально рассчитывать, - это ее превращение в нетоталитарное и неимперское государство, от­крытое для внешнего мира

Коэн выступает против позиции правящих кругов

Коэн выступает против позиции правящих кругов

ООН как основной организации, регулирующей международные отношения и обладающей уникальной легитимностью; Ø формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых…

ООН как основной организации, регулирующей международные отношения и обладающей уникальной легитимностью; Ø формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых…

Все большее значение приобретают : Ø уровень защищенности интересов личности, общества и государства; Ø духовное и интеллектуальное развитие населения; Ø рост его благосостояния; Ø сбалансированность…

Все большее значение приобретают : Ø уровень защищенности интересов личности, общества и государства; Ø духовное и интеллектуальное развитие населения; Ø рост его благосостояния; Ø сбалансированность…

Применение принудительных мер с использованием вооруженной силы в обход

Применение принудительных мер с использованием вооруженной силы в обход

Укрепление международных позиций

Укрепление международных позиций
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2021