История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы
Оценка 4.9

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы

Оценка 4.9
Библиография +19
pptx
история +2
9 кл—11 кл
07.11.2018
История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы
Мастер класс по использованию наглядности.
Использование средств наглядности на уроках истории новое.pptx

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ  НА УРОКАХ ИСТОРИИ И  ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Подготовила: Чернова Н.Н. учитель истории и  обществознания

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы
ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА  Художественный образ, как правило, отличается  меткостью  и  убедительностью.  И  это  облегчает  восприятие исторического прошлого.   Доказательная  сила  художественного  образа  определенное  историческим  сочувствие,  воспитывает  отношение  явлениям,  ненависть, восхищение, возмущение. у  школьников  к  изучаемым  вызывает  у  них     Яркий,  выразительный  художественный  образ  учащегося  воздействует  всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение,  потому  что  этические  нормы  раскрыты  на  живых примерах и в конкретных ситуациях. личность  на

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы
«СКАЖИ МНЕ – Я ЗАБУДУ. ПОКАЖИ МНЕ – Я  ЗАПОМНЮ. ВОВЛЕКИТЕ МЕНЯ – Я ПОЙМУ»  (КИТАЙСКАЯ ПОСЛОВИЦА)  Важнейшим обучающим средством считаю  использование визуальных (художественных)  источников.   К ним относятся картины, карикатуры,  плакаты, фотографии.

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы
ПЛАКАТ  Плакат – особый вид  исторического  источника.  Плакаты адресованы  определённой  социальной группе.  Главная жанровая  особенность плаката –  то, что его задача состоит  в привлечении  внимания. Поэтому  плакаты обычно ярки,  привлекательны,  интересны.

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  определить событие которому  посвящён плакат;   определить, по чьему  политическому заказу он был  изготовлен и для  какой аудитории;   проанализировать персонажи  и символы плаката;   обратить внимание, какие  фигуры, объекты вынесены  на передний план и что  отнесено на задний план;   сформулировать сообщение,  которое плакат был призван  донести до своей аудитории.

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАКАТОВ  УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ  Вопросы задаю от простых к  более сложным:  Что это? (жанр).  Опишите обстановку в доме и кто  изображён.  Что вы можете сказать о  социальном положении героев и их  взаимоотношениях? (крестьяне или  рабочие, слово «маманя» и.т.д.).  Какие различия между героями вы  заметили?  Каково назначение плаката?  (разъяснение необходимости  посещать ликбез).  С кем из героев солидарен автор? (с  дочерью как символом нового  времени, символом стремления к  грамоте).

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы
КАРИКАТУРА  Жанр изобразительного  искусства являющийся  основной формой  изобразительной  сатиры, в сатирической  или юмористической  форме изображает  какие­либо социальные,  общественно­ политические, бытовые  явления, реальные  лица или характерные  типы людей.

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРИКАТУР НА  УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ  1. Опишите события, которые  отражены на карикатуре.  2. Объясните, какую роль  играет символическое  условное изображение.  3. Как текстовые элементы  помогают понять смысл  карикатуры?  4. Какими психологическими  характеристиками наделяет  персонажей автор?  5. Какие исторические  (политические, социальные и  т. д.) идеи и концепции  связаны с этим источником?  Докажите свою точку зрения.

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы
ФОТОГРАФИЯ  Использование  фотографии  на   уроках  истории  является  одним   из наиболее эффективных  средств эмоционального  воздействия, оставаясь одним из  источников информации в  процессе познания истории.   Фотография  способствует   развитию  мышления   обучаемых,  усиливает  мотивацию обучения.   Нетрадиционные приемы  использования фотографии  расширяют их значение в  учебном процессе, способствует  реализации личностно­ ориентированного обучения  истории.

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  Опишите, что вы видите на фотографии.   Какие объекты запечатлены на фотографии? Какие  из них, по вашему мнению, автор хотел  выделить? Почему?  Что делают люди, представленные на фотографии?  Обратите особое внимание, если люди, изображённые  на фото, специально принимают позу. Подумайте,  почему именно в этом месте и именно в это время  появился человек с фотоаппаратом?  Содержится ли в фотографии текстовая информация:  плакаты, реклама, подписи?  Если время снимка неизвестно, постарайтесь всеми  возможными способами выяснить возможное время  его появления.

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОТОГРАФИИ ДЛЯ  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СВЯЗИ С СОВРЕМЕННОСТЬЮ

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОТОГРАФИИ ДЛЯ  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СВЯЗИ С  СОВРЕМЕННОСТЬЮ

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы
РЕШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ НА  ОСНОВЕ ФОТОГРАФИЙ  И РЕПРОДУКЦИЙ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ.

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы
ТЕСТОВАЯ МЕТОДИКА НА ОСНОВЕ  ФОТОГРАФИЙ (СООТНЕСИТЕ  ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА СО СТРАНОЙ)

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы
СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ  КАРТИНЫ НА УРОКЕ  сюжетное изображение в сочетании с  рассказом  изучение деталей на картине   анализ картины с целью серьезных обобщений   эмоциональное воздействие на учащихся  во время просмотра   дополнительный информативный ряд

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы
ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ  МОМЕНТЫ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ  КАРТИНЫ НА УРОКАХ  Картина может стать отправным моментом  урока, его завязкой, тогда все изучение нового  материала строится вокруг нее.   Для иллюстрации и деталиции объяснения  картина может быть включена в процесс  изучения нового материала по ходу  изложения. Тогда она может быть  одномоментно продемонстрирована и вновь  убрана.   Картина может служить средством обобщения  и закрепления материала,  она демонстрируется в конце урока или при  закреплении новых знаний.

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы
УЧЕБНЫЕ КАРТИНЫ  Событийные картины  дают представление о  конкретных единичных  событиях. Чаще всего  они воссоздают  решающий момент в  истории и требуют  сюжетного рассказа.  Содержание картин  включается в рассказ  тогда, когда наступает  изображенный на них  момент. Например,  картина  И.К.  Айвазовского  «Синопский бой»

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы
УЧЕБНЫЕ КАРТИНЫ  Типологические  картины воспроизводят  многократно  повторяющиеся  исторические факты,  события, типичные для  изучаемой эпохи.  Например, картина К.В.  Лебедева «Полюдье»

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы
УЧЕБНЫЕ КАРТИНЫ  Культурно­ исторические картины  знакомят учеников с  предметами быта,  памятниками  материальной культуры.  На них могут быть  изображены памятники  архитектуры и  архитектурные стили,  бытовые детали разных  времен с их  особенностями,  различные механизмы и  принципы их работы.  Например, картина  Максимова В.М. «Слепой  хозяин»

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы
УЧЕБНЫЕ КАРТИНЫ  Картины­портреты помогают  воссоздать образы исторических  личностей. Портреты изучаются  в узком и широком смысле. При  изучении портрета в узком  смысле слова в первую очередь  обращается внимание на черты  лица, характеризующие  изображенного на нем человека  как личности. При изучении  портрета в широком смысле  слова наряду с обрисованием  анатомических черт лица и их  расшифровкой большое  внимание обращается на  награды, знаки отличия.  Например, картина И.Н.  Никитина «Петр I»

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1. Внимательно рассмотри репродукцию (картину). Определи  её жанр, автора. Знаешь ли ты, где хранится оригинал  (страна, картинная галерея, частная коллекция)? 2. Установи, какой период истории изображен на полотне. На  основе чего ты сделал этот вывод? Что ты знаешь об этой  эпохе, событии, личности? 3. Попробуй определить авторский замысел. 4. Вспомни, что ты знаешь о героях картины. 5. Определи, что ты знаешь об истории создания полотна. 6. Поясни, как знакомство с картиной расширило твои знания  об эпохе.

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы
ОПИСАНИЕ, В ХОДЕ  БЕСЕДЫ, ЛЮБОЙ ЖАНРОВОЙ  КАРТИНЫ  Определите, где хозяин крепостных и  где покупатель. (Хозяин сидит за столом в халате, в тапочках и  курит трубку. Гость расположился рядом  в кресле. На спинку кресла  небрежно наброшена его верхняя  одежда). Кого же уже решил  купить приехавший? (Молодую  женщину, которая стоит с ним рядом. Левую руку он  положил ей па плечо, а в правой держит деньги). Представьте, что у этой женщины  есть муж, дети. Какая же их  всех ждет участь? (Их могут разлучить) Почему в дверях толпятся крестьяне?  (Из них приезжий выбирает  приглянувшихся ему крепостных.)  Картина называется «Торг» ­ Как вы  думаете, почему?

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы
ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТИНА МОЖЕТ ЯВЛЯТЬСЯ  НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ ИСТОЧНИКОМ  ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ  1.Какой вид повинности крестьян  изображен на картине? (крестьяне сдают  оброк феодалу);  2.Где крестьяне сдают оброк? (на  господском дворе);  3. Как вы думаете, кто эти богато одетые  люди, стоящие слева? ("Это феодал со  своим помощником," ­ отвечают одни. Другие:  "Это управляющий феодала и приказчик."  (второй ответ правильный).  4. Опишите внешность крестьян,  сдающих оброк. (ученики описывают  внешность старика и его жены, а также  группу людей, сдающих в складчину корову);  5. Почему на картине много людей с  оружием, кто они и что им здесь надо?  (Крестьяне сдают последние и скудные  запасы. Чтобы крестьяне не протестовали,  управляющий в разных концах двора  расставил пеших и конных воинов, которые  готовы проучить непокорных).

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы
ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТИНА МОЖЕТ ЯВЛЯТЬСЯ  СРЕДСТВОМ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ  УЧАЩИХСЯ  Например, в 7 классе, по  теме "Политический  строй России в XVII веке"  эпизодическая картина  С.В.Иванова "В  приказе Московских  времен" позволяет  учащимся сделать вывод  о взяточничестве  (крестьяне несут узелки с  продуктами), о  неразберихе в делах  (столы завалены  бумагами), о волоките  (огромные свитки дел  лежат на полке).

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы
ЗАДАНИЯ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИСТИННОЙ  ФАКТУРЫ ИСТОРИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ   Например, картина  художника К.И. Кольмана  «Восстание на Сенатской  площади». О том, что  картина не современна  событиям восстания,  свидетельствуют  памятник  Николаю I, здания Сената и  Синода, которые были  построены позже. Налево  изображен забор строящегося  Исакиевского собора. Детям  предлагается провести  исследование по этой  картине и найти все ошибки  в изображении восстания.

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы
КАРТИНА МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА ДЛЯ  ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ  Одним из ее видов  является «оживление»  образов произведения путем  драматизации и  персонификации. Например,  картина Г.Г.Мясоедова  «Земство обедает». Давая  задание составить диалог между  героями картины, учитель  обращает внимание, что у  крыльца земской управы  крестьянские депутаты  подкрепляются черным хлебом и  луком, а в открытом окне над  ними виден официант,  перетирающий тарелки для  обильного обеда других  депутатов.

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы
ПРИЕМАМИ РАБОТЫ С ПОРТРЕТОМ ЯВЛЯЮТСЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА, РАССКАЗ О ЖИЗНИ И  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЛИЦА.  Свой рассказ учитель  может заменить  обращением к  воспоминаниям людей,  лично знавших человека,  портрет которого  демонстрируется на уроке.  Фрагмент из воспоминаний  М. И. Ульяновой: «Отец и  мать наши были люди  культурные и идейные,  самый пример которых  влиял развивающим и  гуманизирующим  образом…..»

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы

История Использование средств наглядности на уроках истории и обществознания 9-11 классы
Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2018