В России существовало такое понятие, как извоз - перевозка лошадьми грузов и пассажиров.
Самым распространенным среди извозчиков были «ваньки».
«Ванька» - бытовое название городского извозчика–сезонщика из крестьян, самого дешёвого, с плохими санями, плохой лошадью и сбруей. «Ванька» не ожидал седока на бирже (стоянке), а ездил в поисках их по улицам. Он часами дремал на козлах своей пролетки, там, где – уже после того, как он заснул- остановилась и заснула его лошадь.
В ту пору на спине извозчика прямо под воротником можно было видеть еще кожаный номер. Кроме цифр здесь были также оттиснуты обозначение части и околотка, к которым извозчик приписан. Так велел «извощичий билет», введенный 10 февраля 1784 г.
В России существовало такое понятие, как извоз -
перевозка лошадьми грузов и пассажиров.
Так в разные времена
называли человека,
управляющего
запряжёнными в
экипаж лошадьми.
Легковых извозчиков в Петербурге было очень много.
Легковые извозчики в Петербурге были трех видов:
«простые», «лихачи» и «ваньки».
Самым распространенным среди извозчиков были «ваньки».
«Ванька» - бытовое название городского извозчика–сезонщика
из крестьян, самого дешёвого, с плохими санями, плохой
лошадью и сбруей. «Ванька» не ожидал седока на бирже
(стоянке), а ездил в поисках их по улицам. Он часами дремал
на козлах своей пролетки, там, где – уже после того, как он
заснул- остановилась и заснула его лошадь.
«Простые» извозчики должны были иметь столичный вид:
лошадь «годная», одежда по форме: синий кафтан,
низенький цилиндр с пряжкой спереди.
Экипаж-пролетка должен быть с подъемным верхом от
дождя, с кожаным фартуком для ног седоков.
В ту пору на спине извозчика прямо под воротником
можно было видеть еще кожаный номер. Кроме цифр
здесь были также оттиснуты обозначение части и
околотка, к которым извозчик приписан. Так велел
«извощичий билет», введенный 10 февраля 1784 г.
Также извозчикам поставлено
было в обязанность красить в
желтый цвет свои фаэтоны, от
чего и произошло
наименование извозчика —
«Ванька желтоглазый».
Мы сейчас привыкли к остановкам трамваев и троллейбусов,
к стоянкам такси. Они были и у извозчиков. В ожидании
седоков извозчики должны были стоять в специально
отведенных местах, причем обязательно по направлению
движения транспорта. Лошадей при этом привязывать к
уличным тумбам или фонарям воспрещалось.
Проекты столбов для обозначения стоянки
извозчиков.
В городе
было более
300
специальных
стоянок -
бирж, как
они
назывались
тогда, для
извозчиков.
Определенной таксы за проезд не было.
Извозчик запрашивал сумму, учитывая вид седока, один он
или с дамой, какая погода, какое время дня, торопится седок
или нет и, конечно, на какое расстояние везти.
Седок , в свою
очередь, оценивал
ситуацию: много ли
извозчиков на
стоянке, удобна ли
пролетка, хороша
ли лошадь и т.д.
Торговались,
спорили, седок
отходил, опять
возвращался,
наконец, садился.
Проезд на извозчике
стоил дорого - 80
копеек. Примерно
столько же
составлял дневной
заработок мелкого
чиновника. Поэтому
горожане
предпочитали
ходить пешком.
Позже ввели таксометры для измерения расстояния. Он
укреплялся у извозчичьего сиденья, на нем красовался
красный флажок. Но нововведение не привилось.
Зимой извозчики пользовались двухместными санями, очень
маленькими и неудобными, сиденья которых ничем не
ограждались. Для утепления ног внутри саней было положено
сено. Ноги седока выше колен прикрывались полстью — либо
суконной, либо, у более состоятельных, меховой.
Самыми дорогими извозчиками были «лихачи».
«Лихачи» - извозчики высшей категории. У лихача лошадь и экипаж
были лучше, сам он был виднее и богаче. Он был похож не на
извозчика, а скорее на собственный выезд. Лихачи выжидали
выгодных седоков: офицера с дамой, пьяного купца, вора или
авантюриста.
Брали лихачи много, но мчали действительно лихо. Среди
лихачей бывали люди страшные: немало преступлений и
темных дел прикрывали они своими широкими спинами.
Стоянок лихачей было немного. Стоянки лихачей были
большей частью у богатых ресторанов и больших гостиниц
и в других людных местах центра города.
Зимой лихачи носились на великолепных беговых санках , с
фонарями вмонтированными в оглобли. Лихачами
пользовались только в пределах города.
Там, где шла разгрузка или погрузка товаров и разных
громоздких вещей, стояли целые ряды «ломовиков».
Завидя нанимателя, они шумной толпой окружали его,
выкрикивая цену. Если наниматель опытный, то он берет у
старосты шапку. В нее извозчики бросали свои замеченные
гроши, и рядчик вытаскивал столько монет, сколько нужно
ему лошадей. Чьи гроши вытянут, те извозчики и едут,
получая «чаи» от нанимателя.
В 1901 в
Петербурге
состоялся 1-й
выпуск «учёных
извозчиков»,
которые 2,5 года
посещали спец.
курсы. На курсах
извозчиков
обучали
географии СПб и
окрестностей,
французскому
языку,
управлению
лошадьми, новой
извозчичьей
таксе,
астрономии
(специально для
ночных
извозчиков) и
хорошим
Кроме всех видов упомянутого транспорта, был еще
транспорт, носивший развлекательный характер. Для
загородных увеселительных поездок пользовались
тройкой.
Тройка лошадей впрягалась в большие сани-розвальни,
которые были убраны коврами, что придавало саням
нарядный и уютный вид. Ноги седоков укрывались большой
богатой полстью. Сани были очень большие, что давало
возможность вместить большую компанию. Нарядна была и
упряжь, изобиловавшая медными украшениями, лентами и
бубенцами на дуге.