история такси

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 10.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В России существовало такое понятие, как извоз - перевозка лошадьми грузов и пассажиров. Самым распространенным среди извозчиков были «ваньки». «Ванька» - бытовое название городского извозчика–сезонщика из крестьян, самого дешёвого, с плохими санями, плохой лошадью и сбруей. «Ванька» не ожидал седока на бирже (стоянке), а ездил в поисках их по улицам. Он часами дремал на козлах своей пролетки, там, где – уже после того, как он заснул- остановилась и заснула его лошадь. В ту пору на спине извозчика прямо под воротником можно было видеть еще кожаный номер. Кроме цифр здесь были также оттиснуты обозначение части и околотка, к которым извозчик приписан. Так велел «извощичий билет», введенный 10 февраля 1784 г.
Иконка файла материала История такси.pptx
Уроки веселого светофора
В России существовало такое понятие, как извоз - перевозка лошадьми грузов и пассажиров. Так в разные времена называли человека, управляющего запряжёнными в экипаж лошадьми.
Легковых извозчиков в Петербурге было очень много. Легковые извозчики в Петербурге были трех видов: «простые», «лихачи» и «ваньки».
Самым распространенным среди извозчиков были «ваньки». «Ванька» - бытовое название городского извозчика–сезонщика из крестьян, самого дешёвого, с плохими санями, плохой лошадью и сбруей. «Ванька» не ожидал седока на бирже (стоянке), а ездил в поисках их по улицам. Он часами дремал на козлах своей пролетки, там, где – уже после того, как он заснул- остановилась и заснула его лошадь.
«Простые» извозчики должны были иметь столичный вид: лошадь «годная», одежда по форме: синий кафтан, низенький цилиндр с пряжкой спереди.
Экипаж-пролетка должен быть с подъемным верхом от дождя, с кожаным фартуком для ног седоков.
В ту пору на спине извозчика прямо под воротником можно было видеть еще кожаный номер. Кроме цифр здесь были также оттиснуты обозначение части и околотка, к которым извозчик приписан. Так велел «извощичий билет», введенный 10 февраля 1784 г.
Также извозчикам поставлено было в обязанность красить в желтый цвет свои фаэтоны, от чего и произошло наименование извозчика — «Ванька желтоглазый».
Мы сейчас привыкли к остановкам трамваев и троллейбусов, к стоянкам такси. Они были и у извозчиков. В ожидании седоков извозчики должны были стоять в специально отведенных местах, причем обязательно по направлению движения транспорта. Лошадей при этом привязывать к уличным тумбам или фонарям воспрещалось. Проекты столбов для обозначения стоянки извозчиков.
В городе было более 300 специальных стоянок - бирж, как они назывались тогда, для извозчиков.
Определенной таксы за проезд не было. Извозчик запрашивал сумму, учитывая вид седока, один он или с дамой, какая погода, какое время дня, торопится седок или нет и, конечно, на какое расстояние везти.
Седок , в свою очередь, оценивал ситуацию: много ли извозчиков на стоянке, удобна ли пролетка, хороша ли лошадь и т.д. Торговались, спорили, седок отходил, опять возвращался, наконец, садился. Проезд на извозчике стоил дорого - 80 копеек. Примерно столько же составлял дневной заработок мелкого чиновника. Поэтому горожане предпочитали ходить пешком.
Позже ввели таксометры для измерения расстояния. Он укреплялся у извозчичьего сиденья, на нем красовался красный флажок. Но нововведение не привилось.
Зимой извозчики пользовались двухместными санями, очень маленькими и неудобными, сиденья которых ничем не ограждались. Для утепления ног внутри саней было положено сено. Ноги седока выше колен прикрывались полстью — либо суконной, либо, у более состоятельных, меховой.
Самыми дорогими извозчиками были «лихачи». «Лихачи» - извозчики высшей категории. У лихача лошадь и экипаж были лучше, сам он был виднее и богаче. Он был похож не на извозчика, а скорее на собственный выезд. Лихачи выжидали выгодных седоков: офицера с дамой, пьяного купца, вора или авантюриста.
Брали лихачи много, но мчали действительно лихо. Среди лихачей бывали люди страшные: немало преступлений и темных дел прикрывали они своими широкими спинами. Стоянок лихачей было немного. Стоянки лихачей были большей частью у богатых ресторанов и больших гостиниц и в других людных местах центра города.
Зимой лихачи носились на великолепных беговых санках , с фонарями вмонтированными в оглобли. Лихачами пользовались только в пределах города.
Там, где шла разгрузка или погрузка товаров и разных громоздких вещей, стояли целые ряды «ломовиков».
Завидя нанимателя, они шумной толпой окружали его, выкрикивая цену. Если наниматель опытный, то он берет у старосты шапку. В нее извозчики бросали свои замеченные гроши, и рядчик вытаскивал столько монет, сколько нужно ему лошадей. Чьи гроши вытянут, те извозчики и едут, получая «чаи» от нанимателя.
В 1901 в Петербурге состоялся 1-й выпуск «учёных извозчиков», которые 2,5 года посещали спец. курсы. На курсах извозчиков обучали географии СПб и окрестностей, французскому языку, управлению лошадьми, новой извозчичьей таксе, астрономии (специально для ночных извозчиков) и хорошим
Кроме всех видов упомянутого транспорта, был еще транспорт, носивший развлекательный характер. Для загородных увеселительных поездок пользовались тройкой.
Тройка лошадей впрягалась в большие сани-розвальни, которые были убраны коврами, что придавало саням нарядный и уютный вид. Ноги седоков укрывались большой богатой полстью. Сани были очень большие, что давало возможность вместить большую компанию. Нарядна была и упряжь, изобиловавшая медными украшениями, лентами и бубенцами на дуге.