И.С.Тургенев «Воробей».
Оценка 4.9

И.С.Тургенев «Воробей».

Оценка 4.9
docx
русская литература
10 кл
09.10.2020
И.С.Тургенев «Воробей».
Цель: через мысли, чувства, ассоциации, вести учащихся к пониманию идеи рассказа. Задачи: Образовательные: формировать умение понимать содержание текста; формировать умение понимать авторский замысел; продолжать работу над выразительным чтением. Воспитательные: воспитывать вдумчивого читателя; положительное отношение к природе и человеку, воспитание чувства любви и нежности к матери. Развивающие: развивать воображение, речь, мышление, внимание; развивать навыки самостоятельной работы, работы в группе, коммуникативные умения. Здоровье сберегающие: создание положительного эмоционального настроя учащихся на уроке; создание условий для совместной деятельности.
Конспект открытого урока в рамках.docx

Конспект открытого урока в рамках "Стратегии чтения"

Тема урока: И.С.Тургенев «Воробей».

Тип урока: урок введение новых знаний.

Цель: через мысли, чувства, ассоциации, вести учащихся к пониманию идеи рассказа.

Задачи:

Образовательные: формировать умение понимать содержание текста; формировать умение понимать авторский замысел; продолжать работу над выразительным чтением.

Воспитательные: воспитывать вдумчивого читателя; положительное отношение к природе и человеку, воспитание чувства любви и нежности к матери.

Развивающие: развивать воображение, речь, мышление, внимание; развивать навыки самостоятельной работы, работы в группе, коммуникативные умения.

Здоровье сберегающиесоздание положительного эмоционального настроя учащихся на уроке; создание условий для совместной деятельности.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, толковые словарь Ожегова, бумажные сердечки.

 

Ход урока:

1 часть (ВЫЗОВ):

I. Организационный момент.

1. Мотивация учебной деятельности. Слайд 1.

- Ребята, у нас гости. Поприветствуем гостей.

Мы урок наш начинаем,

Что-то новое узнаем.

Интересно нам читать,

Думать, мыслить, рассуждать!

С хорошим настроением начнем наш урок.

II. Вызов

-Сегодня мы будем читать новое произведение.

-Отгадайте загадки и скажите, о ком мы будем читать. (Текст с загадками раздаёт учитель на группу) работа в группах.

1) Возле дома, по дорожке,
Скачет, собирая крошки.
Друг синиц и голубей,
Серый, шустрый …? 
(Воробей)

2) Он растрёпанный, драчливый.
Непоседливый, крикливый.
На асфальте, под окошком,
Хлеба собирает крошки.
Искупается в пыли
Или в луже на мели.
Отгадайте поскорей,
Эта птичка …
(Воробей)

3) Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый ...
(Воробей)

- Скажите, о ком мы будем читать? (о воробье)

- Что вы знаете о воробье:

- это маленькая или большая птица? Слайд 2.

- сильная или слабая?

- есть ли у воробья враги, кого он боится?

 

- Предположите. Как будет называться произведение, которое будем читать? (Воробей)

- Предположите жанр произведения? (рассказ, сказка, стихотворение, басня и т.д.)

Корзина идей. Жанр. (иллюстрация корзины и напечатанные слова: жанр - рассказ, сказка, стихотворение, басня).

- Назовите фамилию автора и тогда мы сможем определить жанр произведения. А поможет вам алфавит. Числа, которые вы видите на слайде, это ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР букв в алфавите.

 

20, 21, 18, 4, 6, 15, 6, 3. Слайд 3.

 

(Тургенев). Иван Сергеевич Тургенев Слайд 4.

- А теперь можете определить жанр произведения?( не совсем)

- Когда мы сможем подтвердить предположение? (когда прочитаем, когда узнаем о его творчестве)

III. Реализация.

Рассказ о Тургеневе.

Родился будущий писатель в г. Орле. Начал учебу в университете, когда ему еще не было 15 лет. Любил учиться и был прилежным учеником. Написал много повестей, романов, рассказов. Журналы с удовольствием печатали его произведения. Самые значимые его книги для детей «Записки охотника», «Муму».

Произведение, с которым мы познакомимся, написал замечательный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. Он очень любил природу, был наблюдательным и написал большое количество рассказов, в которых описывал истории, взятые из жизни.

 

- Итак, жанр произведения? (рассказ) (лишние слова из корзины убираются, остаётся слово – рассказ).

«Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь!»

И.С. Тургенев Слайд 5.

 

- Я думаю, что эти слова станут эпиграфом нашего урока, потому, что столь глубокого смысла и значения этого слова, просто трудно подобрать.

- Ребята вслушайтесь в эти 5 звуков - любовь, как вы понимаете значение этого слова?

- А где мы можем узнать лексическое значение этого слова?

/ толковый словарь – ЛЮБОВЬ. Слайд 6.

- А сейчас послушайте его значение. /читает ученик/

 

ЛЮБОВЬ –

  1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.
  2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

 

- А какая бывает любовь? /сыновья, материнская, горячая, взаимная, безответная, первая, к работе, Родине…/

Корзина идей – ЛЮБОВЬ + слова.

 

Уточнение значения слова «страх».

- Вы когда-нибудь испытывали страх? А что это такое?

/уточним по словарю/ /читает ученица/ Слайд 7.

 

СТРАХ-

  1. Очень сильный испуг, сильная боязнь.
  2. Чувство внутренней напряженности, непосредственной опасности для жизни в ожидании угрожающих событий, действий. 
  3. Учебная задача!!!

 

А как вы думаете, что сильнее страх или любовь?

 

На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке.



2 часть (ОСМЫСЛЕНИЕ):

  1. Перед чтением рассказа предлагаю вам ответить на вопросы, которые написаны на карточке. В столбике -до чтения.

«Верите ли вы, что…»:

до чтения (+ или -)

Верите ли вы, что…

после чтения (+ или -)

Маленькая птица сумеет испугать большую собаку?

В схватке слабого и сильного может победить слабый?

Любовь творит чудеса?

2. Словарная работа

В тексте встретятся слова, значение которых нам необходимо объяснить. (Слайд )

аллея

детище

трепетало

благоговел

3.Чтение с остановками (Чтение текста хорошо подготовленными учениками или учителем)

Чтение 1 и 2 абзаца

 

- Как вы думаете, почему собака начала красться?

- Кого она могла увидеть?

 

Чтение 3 абзаца и начало 4 абзаца до слов «…сорвавшись …»

 

- Сбылись ли Ваши ожидания?

- Предположите, что будет дальше?

 

Чтение 4, 5, 6 абзацев

 

- Вы ожидали, что события будут развиваться именно так?

- Как Вы думаете, как повела себя собака?

 

Чтение текста до конца

 

- Ожидали ли Вы такую развязку?

- Что почувствовали, когда слушали этот рассказ?

 

«Верите ли вы, что…»

Давайте ответим на эти же вопросы ещё раз.

- У кого совпали ответы?

- У кого ответы были разные? Какие?

4. Анализ произведения

 

- От чьего имени ведётся рассказ?

- Почему автор был с собакой?

- Назовите героев рассказа.

 

Один из героев рассказа – это маленький воробей.

 

- Почему молодой воробей оказался на земле?

- Какие слова помогают представить молодого воробья? (желтизна около клюва и пух на голове)

- А знаете ли, как называют таких птенцов? («желторотики»)

- Как маленький воробей вёл себя? (сидел неподвижно, был беспомощным)

- Кто защитил этого беззащитного «желторотика»? (старый воробей)

- Какие чувства испытывал старый воробей, когда бросился спасть своё детище? (Отчаяние, страх, ужас)

- Кем для воробья была собака? (громадным чудовищем)

Физминутка: Представьте себя на месте старого воробья.

А чтобы лучше это представить – встаньте, вашему росту соответствуют размеры собаки, а теперь присядьте – это размеры воробья (Пары: один стоит, другой присядет)

- Найдите слова, которые помогают нам представить действия старого воробья (сорвался с дерева, камнем упал, ринулся спасать, заслонил, быстро слетел)

- О чём эти слова говорят? (делал всё быстро, не думал, к чему может привести встреча с собакой, не думал о себе)

- Какое состояние испытывал старый воробей? (тело трепетало от ужаса, он замирал, жертвовал собою)

- Найдите в тексте, как автор называет воробья? (маленькой героической птицей)

- Почему?

- Что заставило старого воробья совершить такой героический поступок? (любовь к своему маленькому птенцу)

 

В начале урока мы говорили, что любовь бывает разной. (Обратиться к корзине идей)

 

Какие из этих слов у нас могут остаться на доске? (материнская, отцовская)



5. «Кластер» Работа в парах

 

Давайте ещё раз посмотрим, казалось бы, на маленький образ, с большим поступком.

- Какие ассоциации у Вас возникли после прочтения этого произведения. Что вы можете сказать о старом воробье?

1. Какой он наш воробей?

  1. Как поступил
  2. Черты характера

Дети пишут на листочках.

Назовите слова, которые вы записали. Внимательно слушайте друг друга, ведь вы можете дополнить свою работу теми словами, которых у вас нет.

А теперь попробуйте составить небольшой рассказ о нашей героической птице.

Старый черногрудый воробей, рискуя своей жизнью, бросился защищать своего детёныша. Проявил смелость, мужество, отвагу, любовь. Его можно назвать героем.

3 часть (РЕФЛЕКСИЯ):

Как вы теперь думаете, что сильнее СТРАХ или ЛЮБОВЬ?

КАКАЯ ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ЭТОГО РАССКАЗА?

А КАК БЫ ВЫ ОЗАГЛАВИЛИ ЭТОТ РАССКАЗ, ЕСЛИ БЫ ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ОТРАЖАЛАСЬ В ЗАГОЛОВКЕ?

Сейчас поработаем в группах. Восстановим события, описанные в тексте.

1.«Логические цепочки» (составление картинного плана)

На столах у каждой группы лежат иллюстрации к рассказу и конверт. Расположите эти иллюстрации в нужном порядке. Затем выберите из текста предложения, которые можно подписать под каждым рисунком. А, если будет сложно это сделать, можно достать из конверта уже готовые напечатанные предложения и просто разложить их под иллюстрациями.

Проверка. Спрашиваю по очереди у каждой группы, уточняем (вы согласны?) на слайдах проверяем.

1. «Я возвращался с охоты и шел по аллее сада.» (слайд )

2. «Он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки» (слайд )

3. «Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…» (слайд )

4. «Мой Трезор остановился, попятился…» (слайд )

5. «Я поспешил отозвать смущенного пса и удалился благоговея» (слайд )

ЗАЧЕМ ПИСАТЕЛЬ, ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ, РАССКАЗАЛ НАМ ЭТУ ИСТОРИЮ?

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ВОРОБЕЙ, КОТОРЫЙ КИНУЛСЯ НА ЗАЩИТУ СВОЕГО ПТЕНЧИКА, БЫЛ ПАПОЙ ИЛИ МАМОЙ? ПОЧЕМУ?

КОМУ ЖЕ ОБЯЗАН МАЛЕНЬКИЙ ВОРОБЕЙ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ? Что побудило птицу броситься на собаку?

2.Синквейн.

Сердечко - это символ любви.

Возьмите, пожалуйста, сердечки, сегодня на них мы составим наш синквейн.

Как вы думаете, какое слово будет записано первым? (ЛЮБОВЬ)

На слайде «подсказка» по составлению синквейна.

Уважаемые гости, составьте, пожалуйста, свой синквейн. Возьмите листы, первое слово уже вписано, продолжите…Нам очень интересны ваши мысли.

После урока просим вас оставить ваши синквейны нам.

Кто хочет поделиться своим творчеством? Слушаем ответы детей.

Ответы учащихся:

любовь

самоотверженная, сильная

окрыляет, делает храбрым, облагораживает

любовью держится и движется вся жизнь

счастье

 

3.Оценивание:

Возьмите лист и Оцените свою работу (+, -, ) на уроке по следующим критериям:



Оцените свою работу (+, - , )

Запомнил сведения о творчестве И.С. Тургенева

Работа в паре (дружно, слушая собеседника; высказывая правильные ответы)

Запомнил значения новых слов

Работа в группе (согласованно; дружно; только по теме урока)

Могу пересказать по картинному плану рассказ

ИМЯ



КТО ПОСТАВИЛ СЕБЕ 5 ПЛЮСОВ? 4? НАД КАКИМИ ПУНКТАМИ ТЕБЕ ЕЩЕ НАДО РАБОТАТЬ?

Откройте свои дневники, выберите себе д/з на следующий урок лит.чтения.

4. Домашнее задание дифференцированное:

Подготовить пересказ от лица старого воробья.

Выучить понравившийся эпизод.

Выполнить задания в раб.тетради на стр. 63.

5.Итог урока:

Вывод: родительское (материнское, отцовское) сердце многое может: может радоваться и страдать, может принимать обиды своих детей и не помнить о них, оно всегда способно согреть, помочь, защитить, потому что есть в нём великая любовь к детям, а любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. Давайте помнить об этом!

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО И РАБОТУ НА УРОКЕ.


 

Конспект открытого урока в рамках "Стратегии чтения"

Конспект открытого урока в рамках "Стратегии чтения"

Серый, шустрый …? (Воробей) 2)

Серый, шустрый …? (Воробей) 2)

Родился будущий писатель в г.

Родился будущий писатель в г.

Чувство внутренней напряженности, непосредственной опасности для жизни в ожидании угрожающих событий, действий

Чувство внутренней напряженности, непосредственной опасности для жизни в ожидании угрожающих событий, действий

Чтение 4, 5, 6 абзацев - Вы ожидали, что события будут развиваться именно так? -

Чтение 4, 5, 6 абзацев - Вы ожидали, что события будут развиваться именно так? -

А чтобы лучше это представить – встаньте, вашему росту соответствуют размеры собаки, а теперь присядьте – это размеры воробья (Пары: один стоит, другой присядет) -

А чтобы лучше это представить – встаньте, вашему росту соответствуют размеры собаки, а теперь присядьте – это размеры воробья (Пары: один стоит, другой присядет) -

А КАК БЫ ВЫ ОЗАГЛАВИЛИ ЭТОТ РАССКАЗ,

А КАК БЫ ВЫ ОЗАГЛАВИЛИ ЭТОТ РАССКАЗ,

Оценивание: Возьмите лист и Оцените свою работу (+, -, ) на уроке по следующим критериям:

Оценивание: Возьмите лист и Оцените свою работу (+, -, ) на уроке по следующим критериям:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2020