ИКТ — Информационно-коммуникационные технологии (Information and Communication Technologies)
Информационные технологии обучения учащихся
Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео) ,т.е. компьютерную и и информационную технику.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)»
Все средства ИКТ (информационные и коммуникационные технологии) , применяемые в системе образования можно разделить на два типа: аппаратные и программные. Аппаратные средства: Компьютер— универсальное устройство обработки информации.
Принтер позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем для учащихся. Для многих школьных применений желателен цветной принтер.
Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, а также возможность представлять учащимся результаты своей работы всему классу.
Телекоммуникационный блок дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести дистанционное обучение и переписку с другими школами.
Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь Особую роль соответствующие устройства играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон) дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.
Устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных.
Управляемые компьютером устройства дают возможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления.
Внутриклассная и внутришкольная сети позволяют более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети
Аудио-видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий.
Программные средства:
Общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) дают возможность работы со всеми видами информации.
Источники информации — организованные информационные массивы энциклопедии на компакт-дисках, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе специализированные для образовательных применений.
Виртуальные конструкторы позволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями.
Тренажеры позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами: ввод текста, оперирование с графическими объектами на экране и пр.
Тестовые среды позволяют конструировать и применять автоматизированные испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер, и результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером.
Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) — сочетания программных средств перечисленных выше видов — в наибольшей степени автоматизирующие учебный процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании, наиболее ограничивающие самостоятельность учителя и учащегося.
Информационные системы управления обеспечивают прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса: учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью.
Экспертные системы — программная система, использующая знания специалиста-эксперта для эффективного решения задач в какой-либо предметной области.
ИКТ-компетентность ( информационно-коммуникативная компетентность )учителя – это комплексное понятие.
Его понимают как целенаправленное, эффективное применение технических знаний и умений в реальной образовательной деятельности. ИКТ-компетентность учителя является оставляющей профессиональной компетентности учителя.
Выделяют три основные аспекта ИКТ- компетентности:
1. Наличие достаточно высокого уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ
2. Эффективное , обоснованное применение ИКТ в образовательной деятельности для решения профессиональных задач;
3. Понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию новых знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и/или деятельностного результата.
ИКТ-компетентность учителей и применение ИКТ в образовательном процессе возникает с появлением нового педагогического функционала и/или c целью достижения новых образовательных результатов в рамках модернизации российской системы образования.
ИКТ-компетентность
учителя должна обеспечивать реализацию
• новых целей образования;
• новых форм организации образовательного процесса;
• нового содержания образовательной деятельности.
ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя-это разные понятия.
ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).
ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов , но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Названные выше требования могут быть реализованы в рамках двухуровневой модели ИКТ-компетентности учителя. Ключевым положением данной модели является представление о том, что в профессиональной ИКТ-компетентности есть два существенно различных уровня – уровень подготовленности и уровень реализованности.
Часто учитель, закончивший (иногда несколько раз) курсы повышения квалификации в сфере ИКТ и имеющий в школе достаточно условий для применения ИКТ в профессиональной деятельности, этого не делает. При этом, он благополучно прошел различные тестирования на готовность к работе с использованием ИКТ. Такой учитель не может называться ИКТ-компетентным, поскольку его знания и умения не воплощены в деятельность.
Уровни ИКТ-компетентности
современного учителя:
1.Знаниевый уровень (подготовленность к
деятельности).
Знаниевый уровень – это уровень овладения ИКТ. На современном этапе развития российской системы общего образования этот уровень является базовым при формировании и последующей оценке ИКТ-компетентности учителей. Он характеризуется наличием у учителей знаний, умений и навыков, достаточных для пользования оборудованием, программным обеспечением и ресурсами в сфере ИКТ.
При этом следует различать подуровень компьютерной грамотности, неспецифический для работников образования (в том числе учителей), определяемый современным состоянием ИКТ и общим уровнем информатизации общества, и профессионально-ориентированные подуровни
а. Подуровень общей компьютерной грамотности. Это уровень общепедагогических знаний, умений и навыков в сфере применения ИКТ в образовательной деятельности.
—Функциональная (компьютерная) грамотность, обеспечивающая знания, умения и навыки в сфере ИКТ
-Общепедагогическая готовность, обеспечивающая знания, умения и навыки применения ИКТ в педагогической деятельности, инвариантная относительно преподаваемых предметов.
б. Подуровень
специфической ,предметной компьютерной грамотности
– знания, умения и навыки, которые специфичны для предметной области. Например,
учителя естественнонаучных предметов должны уметь использовать компьютерные
математические модели процессов, связанных с их предметом (а на более высоком
уровне – создавать такие модели).
Например, для учителей
естественнонаучных предметов (физики, химии, биологии) использование методов
компьютерного математического моделирования, особенно в профильном варианте
обучения, является высокопродуктивным; для филологов аналогичную роль могут
играть компьютерные технологии анализа текстов, для историков – технологии баз
данных и т.д. Однако на сегодняшний день школьных учителей-предметников,
обладающих соответствующим уровнем ИКТ-компетентности, совсем немного.
2.Деятельностный уровень (состоявшаяся деятельность).
Деятельностный уровень – это уровень использования ИКТ. На этом уровне функциональная грамотность в сфере ИКТ эффективно и систематически применяется учителем для решения образовательных задач.
Различают:
а. Подуровень организационных инноваций
б. Подуровень
содержательных инноваций
Подуровень организационных инноваций проявляется в
эффективной реализации учителем нового организационно-технологического
функционала, в частности
• организации и сопровождения сетевых форм осуществления образовательного
процесса;
• реализации дистанционного, очно-заочного, домашнего обучения и т. д.;
• организации и сопровождении обучения на основе индивидуальных образовательных
траекторий и индивидуальных учебных планов учащихся;
• соорганизации разных форм образовательной деятельности – урочной, внеурочной,
самостоятельной, воспитательной и других – в единый образовательный процесс;
• применении современных технологий мониторинга образования
Подуровень содержательных инноваций характеризуется систематическим,
целенаправленным и эффективным использованием ИКТ-ресурсов и электронных
образовательных ресурсов (ЭОР) в достижении нового качества образования. Он
направлен на модернизацию образовательного процесса в соответствии с концепцией
«создания знаний» и проявляется в обновлении содержания образования, методов
преподавания, систем оценки качества.
Содержательные инновации
включают в себя комплекс элементов:
• разработку и реализацию учебных курсов на основе ЭОР (элективных курсов,
учебных практик, курсов профессиональной и профильной ориентации и др.);
• реализацию новых видов образовательной деятельности, к которым относятся:
проблемный и проектный подходы в обучении учащихся;-
— организация образовательного процесса на основе самостоятельной индивидуальной
и групповой деятельности учащихся по реализации своих личностных,
образовательных, социальных и других потребностей и интересов;
• организацию взаимодействия учащихся при решении проблем и задач на основе
ИКТ;
• применение новых диагностических средств оценки качества образования (включая
интегральный и попредметный мониторинг качества образования, рейтинговую
систему оценивания, динамическую систему оценивания достижений учащихся и др.).
Содержательные инновации являются наиболее сложным и вместе с тем наиболее
продуктивным уровнем как профессиональной компетентности учителя в целом, так и
ИКТ-компетентности. В сфере ИКТ они имеют свою специфику. Например, для
учителей естественнонаучных предметов (физики, химии, биологии) использование
методов компьютерного математического моделирования, особенно в профильном
варианте обучения, является высокопродуктивным; для филологов аналогичную роль
могут играть компьютерные технологии анализа текстов, для историков –
технологии баз данных и т.д.
Однако на сегодняшний день
школьных учителей-предметников, обладающих соответствующим уровнем
ИКТ-компетентности, с немного.
Описанные выше уровни ИКТ-компетентности соответствуют этапам
профессионального совершенствования современного учителя в сфере ИКТ.
Знаниевый уровень – наиболее массовый, который в ближайшее время должны освоить все без исключения учителя.
Уровень организационных
инноваций – это уровень успешной и продуктивной методической работы.
Модернизация сетей образовательных учреждений, объективация результатов
образовательной деятельности, диверсификация форм обучения, индивидуализация
учебных планов – все эти и многие другие аспекты модернизации образования
требуют новых форм методической работы, основанных на ИКТ.
Уровень содержательных инноваций предусматривает
проектирование и реализацию локальных и пилотных педагогических экспериментов.
Парадигма «создания знаний» является для российского (как, впрочем, и мирового,
включая сферу формирования ИКТ-компетентности учителей, образования
подлинно инновационной парадигмой, приходящей на смену старой парадигме –
«усвоения знаний».
Описанные выше уровни ИКТ-компетентности соответствуют этапам профессионального
совершенствования современного учителя в сфере ИКТ.
Знаниевый уровень – наиболее массовый,
который в ближайшее время должны освоить все без исключения учителя. Уровень
организационных инноваций – это уровень успешной и продуктивной методической
работы. Модернизация сетей образовательных учреждений, объективация результатов
образовательной деятельности, диверсификация форм обучения, индивидуализация
учебных планов – все эти и многие другие аспекты модернизации образования
требуют новых форм методической работы, основанных на ИКТ.
Наконец, уровень содержательных инноваций предусматривает проектирование и
реализацию локальных и пилотных педагогических экспериментов. Парадигма
«создания знаний» является для российского (как, впрочем, и мирового, включая
сферу формирования ИКТ-компетентности учителей, образования [3, 4]) подлинно
инновационной парадигмой, приходящей на смену старой парадигме – «усвоения
знаний».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.