Аналитическая справка о результатах мониторинга инфраструктуры РППС
МБДОУ «Д/с комбинированного вида № 15 «Журавушка»
Цель: оценка степени готовности РППС детского сада к реализации ФОП ДО, ФАОП ДО и соответствия рекомендациям Минпросвещения.
Задачи:
· создать благоприятные условия для умственного, психического, физического, нравственного и эстетического развития каждого ребенка;
· активизировать усилия педагогического коллектива детского сада в создании развивающей предметно-развивающей среды, обеспечивающей максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы;
· проанализировать интеграцию в РППС ОП ДО и АОП ДО по ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие;
Сроки: с 10.04.2023 по 24.04.2023 г.
Группы: группы раннего и дошкольного возраста.
Критерии оценки:
· создание комфортных и безопасных условий. Соответствие требованиям ОТ и ТБ, СанПиН;
· открытость среды для преобразований;
· наполняемость центров в соответствии с возрастом детей и требованиями образовательной программы ДОУ;
· ориентированность на повышение физической активности;
· приспособленность для познавательной деятельности;
· приспособленность для сюжетно-ролевых игр;
· соответствие размещения игрового оборудования требованиям ФГОС.
Инструментарий:
· карта оценки состояния РППС по требованиям ФГОС и ФОП
В ходе оценки РППС были использованы следующие методы:
· изучение соответствия развивающей предметно-пространственной среды групп возрастным особенностям по пяти направлениям развития дошкольников;
· изучение соответствия материалов и оборудования примерному перечню игрового оборудования и программного обеспечения;
· изучение документов о соответствии оборудования и материалов санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам содержания.
На основании плана-графика проведения мониторинга инфраструктуры МБДОУ «Д/с комбинированного вида № 15 «Журавушка» была проведена оценка степени готовности РППС детского сада к реализации ФОП ДО и соответствия ее рекомендациям Минпросвещения.
В ходе контроля выявлено
Группа раннего и младшего возраста
В группе раннего возраста оценка РППС проводилась в два этапа: оценка состояния РППС по требованиям ФГОС и ФОП ДО и оценка наличия центров активности РППС и их наполнения.
В группе создана комфортная РППС, соответствующая гендерным, индивидуальным особенностям детей, семейной, гражданской принадлежности и вызывающая патриотические чувства. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности.
РППС групп содержательно насыщенна и соответствует возрастным возможностям детей. Все центры активности и их содержание доступны детям: игрушки, дидактический и развивающий материал, игры. Младшая смешанная группа «Ладушки» оснащена:
· материалами и оборудованием для игровой деятельности;
· материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;
· материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;
· материалами и оборудованием для двигательной активности.
Для соблюдения принципа вариативности материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие все виды детской деятельности. В организации РППС активно участвуют дети – так, воспитанникам предоставляется возможность выставлять свои работы по направлению продуктивной деятельности в пространстве группы: рисунки, коллажи, поделки. Для этого используются веревки с прищепками, магнитные доски, мольберты, полочки.
В группе раннего возраста материалы и оборудование РППС подобраны с учетом возраста детей, а также их физических показателей: все игры и игрушки расположены на расстоянии «глаз-рука». При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывается ведущая роль игровой деятельности.
Среда может видоизменяться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. РППС обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности. Среда содержит разные пространства – для игры, конструирования, уединения.
Созданные условия РППС в группах способствуют сохранению физического и психического здоровья, интеллектуальному, художественно-эстетическому, социально-нравственному развитию, психоэмоциональному комфорту ребенка и его социализации. Все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также правилами пожарной безопасности.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных центров активности, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы доступны детям. В младшей смешанной группе оформлены шесть центров:
· центр двигательной активности для развития основных движений детей;
· центр сенсорики и конструирования;
· центр для организации предметных и предметно-манипуляторных игр;
· центр творчества и продуктивной деятельности;
· центр познания и коммуникации;
· центр экспериментирования и труда
Игры, пособия в центрах насыщенны, полифункциональны и пригодны для использования в разных видах деятельности. Реализация принципов прослеживается в подборе материалов и оборудования в соответствии с темой, решаемыми образовательными задачами, ведущей деятельностью: в младшем дошкольном возрасте – это игровая деятельность, в дошкольном – игра с правилами. Для познавательного развития детей в группах имеются игрушки исследования в действии, пирамидки, матрешки и другие.
Недостатки: отсутствует центр уединения - это центр, где ребенок может расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишнее напряжение; а также нет «стены творчества».
Группы дошкольного возраста
В группах дошкольного возраста оценка РППС проводилась также в два этапа: оценка состояния РППС по требованиям ФГОС и ФОП ДО и оценка наличия центров активности РППС и их наполнения.
В группах создана комфортная РППС, соответствующая возрастным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободного передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.
Развивающая РППС в группах обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и развитие детей в различных видах детской деятельности. В соответствии с возрастными особенностями это:
· предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
· экспериментирование с материалами и веществами (песок, крупы);
· общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
· самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;
· восприятие смысла музыки, сказок, стихов;
· рассматривание картинок;
· двигательная активность.
Пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных центров активности. В некоторых группах продумано соседство центров и их интеграция. В средней и старшей смешанный и специализированной группах четко прослеживается 11 центров активности:
· центр двигательной активности;
· центр безопасности;
· центр игры;
· центр конструирования;
· центр логики и математики;
· центр экспериментирования;
· центр познания и коммуникации;
· книжный уголок;
· центр театрализации и музицирования;
· центр уединения;
· центр творчества.
Для детей специализированной группы в Организации также имеется кабинет для занятий с учителем-дефектологом, уголок педагога-психолога, где проводятся как подгрупповые, так и индивидуальные занятия со специалистами. Наполнение РППС соответствует требованиям ФГОС ДО и ФАОП, а также методрекомендациям Минпросвещения.
Размещение оборудования в старшей смешанной группе предполагает гибкое зонирование и возможность трансформации среды с учетом стоящих воспитательных и образовательных задач, а также игровых замыслов детей.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям и особенностям детей, в соответствии с содержанием программы.
Реализация принципа прослеживается в подборе материалов и оборудования в соответствии с темой, решаемыми образовательными задачами, ведущей деятельностью: в младшем дошкольном возрасте – это игровая деятельность, в дошкольном – игра с правилами.
Для познавательного развития детей в группах имеются игрушки исследования в действии, такие как: в младшей смешанной группе - пирамидки, матрешки, шнуровки разной степени сложности, игры-вкладыши, в средних группах - палочки Кьюзинера, тематические блоки Дьеныша, шнуровки разной степени сложности, в группах старшего дошкольного возраста - игры-головоломки.
Для речевого развития детей во всех возрастных группах представлено многообразие образно- символического материала: настольно-печатные игры, игры-вкладыши, разрезные картинки, тематические наборы животных, растений, птиц, пазлы разной степени сложности.
Для конструирования в группах представлен разнообразный строительный материал: кубики разного размера, геометрические фигуры, деревянные бруски, различные виды конструкторов: напольный, деревянный, настольный.
Для повышения физической активности детей представлено разнообразие атрибутики (мячи, кегли, кольцеброс, сенсорные дорожки и двигательные коврики).
Для соблюдения принципа вариативности материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие все виды детской деятельности. В организации РППС активно участвуют дети – так, воспитанникам предоставляется возможность выставлять свои работы по направлению продуктивной деятельности в пространстве группы: рисунки, коллажи, поделки. Для этого используются стенды, верёвки с прищепками, магнитные доски, мольберты, полочки.
Вариативность среды групп также отражается в наличии различных пространств для игр, периодическую сменяемость игрового материала, а также разнообразие игр и игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей, появление новых предметов, стимулирующих различную активность детей.
Вариативность среды заключается в возможности использовать в пространстве групп переменные и заменяемые элементы убранства, так в группах представлены декоративные сезонные ветки в вазах, имеется познавательный материал, ландшафтные макеты (например, «Животные леса»), библиотека и книжная выставка, организованная по различной тематике.
Принцип полифункциональности представлен наличием в группах предметов, выполняющих разные функции, при помощи которых решаются разные задачи, это те предметы, которые по-разному используются в детской деятельности. Для этого в группах – имеются предметы- заместители, которые дети могут использовать в игровой деятельности, природный материал, который может выполнять функцию предмета-заместителя в сюжетно- ролевых играх (например, «Магазин», «Семья»).
Принцип доступности реализуется через доступно расположенное оборудование, игрушки, продукты детской деятельности. Во всех возрастных группах, групповое пространство доступно детям: дидактические и развивающие игры и игрушки, дидактический материал, предметы для организации ролевых игр. Для организации самостоятельной деятельности детей в течение дня в группах имеются материалы для детского творчества (бумага, краски, карандаши, природный материал).
Принцип безопасности реализуется в представленных предметах и оборудовании в групповых пространствах, которые соразмерны росту детей. Во всех возрастных группах мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка. Данный принцип реализуется через наличие необходимых сертификатов на игровую и издательскую продукцию. Особое внимание уделяется безопасному нахождению детей в группе, возможности безопасно играть и заниматься образовательной деятельностью. Вся мебель расположена так, чтобы у детей было достаточно места для активной деятельности (двигательной, игровой, образовательной). В центрах активности размещены знаки, напоминающие об аккуратном и безопасном обращении с тем или иным предметом. Педагоги регулярно проводят инструктаж по технике безопасности (безопасность во время образовательной деятельности – обращение с ножницами, кисточками, карандашами, пластилином).
Групповое пространство трансформируется в зависимости от образовательной ситуации и от меняющихся интересов и возможностей детей. Особенность реализации данного принципа заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации.
Следуя принципу «Открытая среда» педагоги регулярно обновляют стендовый материал, в раздевальных комнатах представлены выставки детского творчества (рисунков, поделок), с обозначенной темой, задачами и полученным результатом. Это «Космос», «Пасхальный сувенир» и др. Представлена информация «Визитная карточка группы», организационно-правовой режим деятельности, сменная информация для родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников, оформлены стенды, папки- передвижки с сезонной информацией, памятки-буклеты, листовки для родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников.
Выносное оборудование соответствует возрасту, стимулирует различные виды детской деятельности, (познавательная, двигательная и др.), а также несет в себе посезонную информацию. Хранение игрушек организованно на площадках, в специальном контейнере.
Центр музыкально – театрализованной деятельности в каждой группе представлен по- разному, со своей стилистической особенностью и дизайном группы. Имеются костюмы для разыгрывания сказок, различные атрибуты для обыгрывания (шапочки животных, элементы для украшений костюмов).
В музыкальном зале имеются различные музыкальные инструменты (деревянные ложки, металлофоны, трещотки и т.д.), альбомы для закрепления знаний о музыкальных инструментах, дидактические игры по музыкальному воспитанию.
В физкультурном зале - оборудование для основных и общеразвивающих упражнений (обручи, палки гимнастические, скакалки, веревки, коврики гимнастические).
Методическое оснащение: библиотека педагогической, справочной и детской литературы, фонотек, копилка педагогического опыта коллектива, дидактический наглядный и раздаточный материал для занятий с детьми.
Обеспеченность образовательного процесса техническими средствами:
Имеются технические средства для осуществления воспитательно-образовательного процесса: проектор, экран, музыкальный центр, 4 телевизора.
РППС спроектирована в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО. Предметно-развивающая среда групп максимально приближена к интересам и потребностям каждого дошкольника.
В ходе проверки были выявлены и недочеты в содержании центров:
· центры театрализации и музицирования недостаточно снабжены музыкальными инструментами, которые рекомендованы ФОП ДО.
· в наличии не весь список литературных, художественных, анимационных и кинематографических произведений для реализации Программы образования в соответствии с ФОП ДО.
Общий вывод
В целом РППС групп соответствует требованиям ФГОС, ФОП и ФАОП ДО и может использоваться для реализации федеральных образовательных программ.
По результатам проведения мониторинга были приняты следующие решения:
1. Педагогам принять
в работу Методические рекомендации по формированию инфраструктуры детского сада.
Ответственный: старший воспитатель.
Срок: август 2023 года.
2. Пополнить среду путем приобретения современного игрового оборудования.
3. Все замечания, которые были
выявлены в ходе оценки РППС, исправить.
Ответственные: педагоги возрастных групп.
Срок: 15.08.2023.
6. Провести повторный
мониторинг по результатам реализации корректирующих действий
во всех возрастных группах.
Ответственный: старший воспитатель.
Срок: 23.08.2023 года.
Заведующий |
|
Горобец З.В. |
Старший воспитатель |
|
Поволоцкая С.А. |
Дата составления справки: 28.04.2023 г. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.