Итоговая контрольная работа по биологии, 7 класс
(УМК: В.В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова)
Составила: учитель биологии ГБОУ Школа№806 Туманова Е.Б.
Вариант 1
1. Как называют научный метод, которым пользуется учёный-зоолог, изучая стаи птиц в бинокль?
1) метод моделирования 2) метод измерения
3) метод наблюдения 4) экспериментальный метод
2. В чём заключается сходство процессов питания у разных представителей царства Животные?
1) используют энергию окисления неорганических веществ
2) получают пищу путём фильтрации
3) потребляют готовые органические вещества
4) захватывают пищу путём фагоцитоза
3. Выберите три верных ответа.
К грибам, которые человек использует в пищу или для приготовления пищи, относят:
1) сыроежку 2)трутовик 3)спорынью 4) трюфель 5)дрожжи 6) мукор
Ответ: _________________.
4. Укажите три верных ответа из шести: какие организмы из предложенного списка относят к многоклеточным животным – моллюскам? Обведите их номера.
1) перловица 2) катушка 3) вольвокс 4) прудовик
5) эвглена-зелёная 6) радиолярия
Ответ: _________________.
5. Выберите три верных ответа.
К доказательствам того, что амёба обладает раздражимостью, следует отнести:
1) расщепление сложных органических веществ в теле амёбы под действием кислорода
2) перемещение от яркого света
3) распознавание амёбой микроскопических организмов, служащих ей пищей
4) выведение продуктов жизнедеятельности из организма амёбы
5) движение в сторону от кристалликов поваренной соли. Растворяемых в воде
6) отсутствие у амёбы постоянной формы тела
Ответ: _________________.
6. Выберите три верных ответа и обведите их номера. Какие организмы являются представителями типа Хордовые?
1) суповая черепаха 2) рак-отшельник 3) тритон обыкновенный
4) паук-крестовик 5) иксодовый клещ 6) морская игуана
Ответ: _________________.
7. Выберите три верных ответа.
Какие особенности строения рыб являются приспособлениями к жизни в водной среде?
1) наличие центральной нервной системы (головной и спинной мозг)
2) сквозная пищеварительная система
3) наличие хвостового плавника
4) обтекаемая форма тела
5) замкнутая кровеносная система
6) у большинства видов есть плавательный пузырь
Ответ: _________________.
8. Верны ли следующие суждения о простейших?
А. Инфузория-туфелька размножается путём деления.
Б. Эвглена зелёная участвует в образовании известняка.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
9. Установите соответствие между признаками животных и систематическими группами, для которых они характерны: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.
ПРИЗНАКИ ЖИВОТНЫХ ГРУППЫ
А) внутренний осевой скелет – хорда 1) Паукообразные
Б) на головогруди расположены четыре пары ходильных ног 2) Бесчерепные
В) кровеносная система незамкнутая
Г) нервная система представлена нервной трубкой
Д) органы дыхания – жабры
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
10.Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных растений
1) в клетках содержат хлоропласты
2) могут размножаться семенами
3) способны образовывать плоды
4) имеют видоизменённые побеги- цветки
5) являются многолетними растениями
6) представлены разнообразными жизненными формами, включая травы
В ответе запишите номера выбранных утверждений.
Ответ: _________________.
11. Укажите три признака, которые являются общими для растений и грибов.
1) дышат кислородом
2) растут на протяжении всей жизни
3) не способны приспосабливаться к условиям среды
4) размножаются половым и бесполым путём
5) для питания используют углекислый газ
6) по способу питания гетеротрофы
Обведённые цифры запишите в ответ.
Ответ: ______________________.
12. Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ
Развитие, при котором личинки насекомых обычно похожи на взрослых особей, называют ___________ (А). Насекомые с ___________ (Б) проходят в своём развитии четыре стадии. За счёт накопления личинками питательных веществ под хитиновым покровом ___________ (В) происходят сложные изменения — превращение во взрослую особь. Взрослые насекомые майского жука живут в наземно-воздушной среде, а личинка – в ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) почва |
2) вода |
3) лес |
4) неполное превращение |
5) полное превращение |
|
6) куколка |
7) гусеница |
8) яйцо |
9) личинка |
||
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
13. Проанализируйте содержание текста.
Лекарство от болезней, вызываемых круглыми червями.
Нобелевская премия по физиологии и медицине в 2015 году была присуждена за открытия в области эффективной и безопасной терапии против инфекций, вызываемых круглыми червями. В тропиках от этих болезней страдают сотни миллионов человек. Например, лимфатическим филяриатозом , больше известным как слоновья болезнь, заражены минимум 100 миллионов человек. Гельминтозы, то есть заболевания, вызываемые такими червями, почти не поддаются лечению и справиться с ними намного сложнее, чем с бактериальными заболеваниями. Можно найти вещества, которые убивают бактерий, а а людям не наносят вреда. А вот найти вещество, которое убивало бы червя и при этом не убивало бы человека, очень непросто.
Задание: Определите основную проблему, которую необходимо было решить при создании лекарства.
1) огромные отеки нижних конечностей, свойственные слоновьей болезни
2) токсичность существующих противопаразитических препаратов
3) особенности биохимических свойств веществ, которые убивают бактерий
4) неминуемая гибель нематод, паразитирующих в организме хозяина
Итоговая контрольная работа по биологии, 7 класс
(УМК: В.В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова)
Вариант 2
1. Как называется метод изучения живых организмов, позволяющий охарактеризовать реакцию амёбы на изменения в среде обитания и подтвердить гипотезу о наличии у неё раздражимости?
1) эксперимент 3) наблюдение
2) моделирование 4) измерение
2. В отличие от растительной клетки, в клетке животного отсутствует
1) цитоплазма 3) наружная мембрана
2) ядро 4) хлоропласты
3. Выберите три верных ответа.
Какие признаки характерны для теплокровных животных?
1) высокий уровень обмена веществ
2) температура тела может сильно изменяться
3) уровень обмена веществ невысок
4) температура тела не зависит от температуры окружающей среды
5) с понижением температуры становятся малоактивными
6) температура тела постоянна
Ответ: _________________.
4. Укажите три верных ответа из шести и обведите цифры, под которыми они указаны.
Какие особенности строения рыб являются приспособлением к жизни в водной среде?
1) замкнутая кровеносная система 2) наличие хвостового плавника
3) наличие центральной нервной системы (головной и спинной мозг)
4) обтекаемая форма тела 5) центральная нервная система
6) тело покрыто чешуёй и слизью
Ответ: _________________.
5. Выберите три верных ответа.
Из перечисленных способов размножения, выберите примеры, относящиеся к половому размножению.
1) деление инфузории надвое 4) спорообразование у гриба сыроежки
2) живорождение у кошки 5) размножение капусты семенами
3) почкование дрожжей 6) развитие личинки тли из яйцеклетки без оплодотворения
Ответ: _________________.
6. Выберите три верных ответа.
Что из перечисленного характерно для представителей царства грибов?
1) могут иметь плодовые тела
2) могут синтезировать органические вещества в процессе фотосинтеза
3) могут входить в симбиоз с растениями
4) ядерное вещество не отделено от цитоплазмы мембраной
5) клетки не имеют клеточных стенок
6) размножаются спорами
Ответ: _________________.
7. Выберите три верных ответа.
Серая жаба большую часть жизни проводит на суше. Почему её относят к классу Земноводные?
1) хватает добычу клейким языком
2) ведёт малоподвижный образ жизни
3) оплодотворение – наружное (происходит в воде)
4) является холоднокровным животным
5) личинка (головастик) обитает в воде
6) сердце имеет три камеры
Ответ: _________________.
8. Какие из приведённых ниже утверждений верны?
А. В царство «Животные» объединяют одноклеточные и многоклеточные организмы
Б. Добывая готовые органические вещества, большинство животных активно передвигается.
1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б
9. Установите соответствие между насекомым и типами их развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
НАСЕКОМЫЕ ТИПЫ РАЗВИТИЯ
A) муха мясная 1) с полным превращением
Б) стрекоза стрелка 2) с неполным превращением
В) жук долгоносик
Г) бабочка адмирал
Д) таракан черный
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
10.Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Бурый медведь в классификации животных, начиная с наименьшей группы.
1) отряд Хищные
2) тип Хордовые
3) род Медвежьи
4) царство Животные
5) вид Бурый медведь
6) класс Млекопитающие
Ответ: _________________.
11. Установите соответствие между разными видами моллюсков и средами обитания: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.
МОЛЛЮСКИ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ
А) голый слизень 1) наземно-воздушная
Б) каракатица 2) водная
В) большой прудовик
Г) виноградная улитка
Д) съедобная мидия
Запишите в таблицу номера выбранных ответов под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
12. Вставьте в текст «Характерные признаки насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ НАСЕКОМЫХ
Тело большинства насекомых состоит из ___________ (А) отделов. На голове у насекомых находится ___________ (Б) усика. На груди имеются три пары ног и крылья. Дыхание взрослых насекомых происходит с помощью хорошо развитых ___________ (В). В связи с этим у насекомых ___________ (Г) не участвует в переносе кислорода и углекислого газа. Насекомые — самый крупный по числу видов класс животных.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) один |
2) два |
3) три |
4) четыре |
5) жабра |
6) лёгочный мешок |
7) трахея |
8) кровь |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
13. Проанализируйте содержание текста.
Лекарство от болезней, вызываемых круглыми червями.
Нобелевская премия по физиологии и медицине в 2015 году была присуждена за открытия в области эффективной и безопасной терапии против инфекций, вызываемых круглыми червями. В тропиках от этих болезней страдают сотни миллионов человек. Например, лимфатическим филяриатозом , больше известным как слоновья болезнь, заражены минимум 100 миллионов человек. Гельминтозы, то есть заболевания, вызываемые такими червями, почти не поддаются лечению и справиться с ними намного сложнее, чем с бактериальными заболеваниями. Можно найти вещества, которые убивают бактерий, а а людям не наносят вреда. А вот найти вещество, которое убивало бы червя и при этом не убивало бы человека, очень непросто.
Задание: Определите основную проблему, которую необходимо было решить при создании лекарства.
1) огромные отеки нижних конечностей, свойственные слоновьей болезни
2) токсичность существующих противопаразитических препаратов
3) особенности биохимических свойств веществ, которые убивают бактерий
4) неминуемая гибель нематод, паразитирующих в организме хозяина
Критерии оценивания итоговой контрольной работы по биологии, 7 класс
(УМК: В.В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова)
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания с выбором ответа оцениваются в 0 или 1 балл.
Задания с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном. Задание с кратким ответом оценивается в 0, 1 или 2 балла. Задания с кратким ответом на 2 балла считается выполненным, если ответ учащегося полностью совпадает с верным ответом; оценивается 1 баллом, если допущена ошибка в одном символе; 0 баллов- в остальных случаях.
Максимальный балл за выполнение всей работы- 22.
Ответы для заданий варианта №1с кратким ответом или с выбором ответа.
№ задания |
Ответ |
Количество баллов |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
3 |
145 |
2 |
4 |
124 |
2 |
5 |
235 |
2 |
6 |
136 |
2 |
7 |
346 |
2 |
8 |
1 |
1 |
9 |
21122 |
2 |
10 |
346 |
2 |
11 |
124 |
2 |
12 |
4561 |
2 |
13 |
2 |
1 |
ИТОГО БАЛЛОВ: |
22 |
Ответы для заданий варианта №2 с кратким ответом или с выбором ответа.
№ задания |
Ответ |
Количество баллов |
1 |
1 |
1 |
2 |
4 |
1 |
3 |
146 |
2 |
4 |
246 |
2 |
5 |
256 |
2 |
6 |
136 |
2 |
7 |
356 |
2 |
8 |
3 |
1 |
9 |
12112 |
2 |
10 |
531624 |
2 |
11 |
12212 |
2 |
12 |
3278 |
2 |
13 |
2 |
1 |
ИТОГО БАЛЛОВ: |
22 |
При выставлении оценок необходимо учитывать процент выполнения:
11баллов - 16 баллов (50%-74%) – оценка «3»
17 баллов - 19 баллов (75%-89%) – оценка «4»
20 баллов - 22 балла (90%-100%) - оценка «5»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.