Итоговая контрольная работа по литературе для 7 класса
Оценка 5

Итоговая контрольная работа по литературе для 7 класса

Оценка 5
Контроль знаний
docx
русская литература
7 кл
06.11.2023
Итоговая контрольная работа по литературе для 7 класса
Содержание итоговой работы по литературе в 7 классе соответствует требованиям программы для общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я. Коровиной. (Программы по литературе к учебникам для 5-9 кл. М., Просвещение, 2014 г.) и представляет собой контрольную работу для учащихся коррекционной школы
Итоговая контрольная работа по литературе. 7 класс.docx

Итоговая контрольная работа по литературе

7 класс

Элементы содержания программы, проверяемые контрольной работой – сведения по теории и истории литературы.

Устное народное творчество

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».

Пословицы и поговорки. Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).

Эпос народов мира

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Новгородский цикл былин. «Садко».

«Калевала»

«Песнь о Роланде»(фрагменты).

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Из древнерусской литературы

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг».

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Из русской литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. «Река времён в своём стремленьи...», «На птичку...», «Признание».

Из русской литературы XIX века

Александр Сергеевич Пушкин.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге».

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре).

«Станционный смотритель».

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. «Тарас Бульба».

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев.

«Бирюк».

Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы», «Два богача».

Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).

Николай Алексеевич Некрасов.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).

«Размышления у парадного подъезда».

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).

Алексей Константинович Толстой.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин».

Теория литературы. Историческая баллада (развитие представлений).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

«Дикий помещик». (Для самостоятельного чтения.)

Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна»,«Maman» и др.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Антон Павлович Чехов.

«Хамелеон». «Злоумышленник», «Размазня».

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край...» (обзор)

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»;

А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест».

Из русской литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. «Цифры». «Лапти». (Для внеклассного чтения.)

Максим Горький. «Детство».

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»), «Челкаш». (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

Владимир Владимирович Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев.

«Кусака».

Андрей Платонович Платонов. «Юшка

Борис Леонидович Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме...».

Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).

На дорогах войны (обзор)

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Фёдор Александрович Абрамов. «О чём плачут лошади». Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя».

Юрий Павлович Казаков. «Тихое утро».

«Тихая моя родина» (обзор)

Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов).

Александр Трифонович Твардовский. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...».

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачёв. «Земля родная»(главы из книги).

М. Зощенко. Рассказ «Беда».

Песни на слова русских поэтов XX века

А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По Смоленской дороге...».Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления).

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине».

Из зарубежной литературы

Роберт Бёрнс. «Честная бедность».

Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна...».

Японские хокку (хайку) (трёхстишия).

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов».

Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представления).

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).

 

Контрольная работа состоит из двух частей. Первая часть включает задания, направленные на проверку знания авторов художественных текстов, литературных терминов и содержания текстов. Вторая часть представляет собой творческое задание по прочитанным в 7 классе произведениям – развёрнутый ответ на вопрос / мини-сочинение.

                               Итоговая контрольная работа по литературе. 7 класс

Задание 1. Помогите автору найти своё произведение.

 

Авторы произведений

 

Названия произведений

1

 А.С. Пушкин

А

«Цифры»

2

 И.С. Тургенев

Б

«Необычайное приключение, бывшее с … летом на даче»

3

И.А. Бунин

В

«Песня про царя Ивана Васильевича и удалого купца Калашникова»

4

Л.Н. Андреев

Г

«В прекрасном и яростном мире»

5

М. Ю. Лермонтов

Д

«Детство»

6

 В.В. Маяковский

Е

«Тарас Бульба»

7

А.П. Платонов

Ё

«Кусака»

8

А.П. Платонов

Ж

«Станционный смотритель»

9

Н.В. Гоголь 

З

«Бирюк»

10

М. Горький

И

«Юшка»

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Назовите литературные термины. Установите соответствия.

 

1

Беспощадное высмеивание

действительности

 

А

Ода

2

Торжественное стихотворение, посвящённое какому-то историческому событию или герою.

 

Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли…

Б

Портрет

3

Образное определение предмета или явления.

 

У оратая кобыла соловая,

Гужики у неё да шелковые

 

В

Стихотворение в прозе

4

Один из видов лирических произведений в прозаической форме

 

Г

Эпитет

5

Изображение внешности героя в художественном произведении.

 

«Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черпая курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо…»

Д

Сатира

 

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Выполните тестовые задания

1. Укажите жанр древнерусской литературы.

а) Поэма

б) роман                  

в) житие

 

2. Как сложилась судьба Дуни – героини повести «Станционный смотритель?

а) вернулась к отцу и стала жить с ним

б) с тех пор, как уехала с гусаром, никто о ней не слышал

в) стала богатой, родила детей

 

 

3. О ком идёт речь?

«Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но, без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперёд, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам».

а) Об Андрии

б) об Остапе

в) о Бовдюге

г) о Кукубенко

 

4. Какой поступок совершил Данко в одноимённой легенде?

а) Построил самолёт

б) застрелил брата-предателя

в) вывел людей своего племени из непроходимых лесов

г) ослеп после аварии

 

5. Кто из писателей (смотрите список к заданию №1) создал школу для крестьянских детей и воспитывал их по своей методике?

а) Ф.М. Достоевский

б) М.Е. Салтыков-Щедрин

в) Л.Н. Толстой

 

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 2

Задание 4. Дайте развёрнутый ответ на один из вопросов

 

1. Какие качества героев повести «Тарас Бульба», на ваш взгляд, достойны восхищения?

2. Считаете ли вы поступок Е.И. Трубецкой подвигом и почему? (Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»)

3. Кого и в чём обличает Салтыков-Щедрин в своих сказках?

4. Какого человека можно назвать бесконечно добрым? (По рассказу А.П. Платонова «Юшка»)

5. Какое произведение из прочитанных в 7 классе произвело на Вас наибольшее впечатление и почему (список произведений указан в задании №1)

 

                                               Критерии оценивания работы

Первая часть контрольной работы оценивается следующим образом: ответы 1 и 3 заданий оцениваются по 0,5 балла за каждый правильный ответ; ответы 2 задания оцениваются по 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимальное количество баллов – 15 баллов.

Примечание. В классах 1 варианта второе задание может содержать до 10 терминов, каждый правильный ответ оценивается по 0,5 балла. В классах 2 варианта обучения количество вопросов в 1 и 3 заданиях может быть уменьшено до 5-ти, каждый правильный ответ оценивается по 1 баллу.

Вторая часть – творческое задание - оценивается согласно таблице.

 

 

1 вариант обучения

 2 вариант обучения

1

Соответствие теме

 

 

Обучающийся раскрывает тему сочинения

1

1

Обучающийся не раскрывает тему сочинения

0

0

2

Привлечение литературного материала

 

Текст литературного произведения привлекается 

1

1

Текст литературного произведения не привлекается

0

0

3

Смысловая целостность и последовательность изложения

 

Логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена

1

1

Допущена 1 логическая ошибка

0

1

Допущено 2 и более логических ошибок

0

0

4

Соблюдение речевых норм

 

Речевых ошибок нет или допущено не более 1 речевой ошибки

1

1

Допущены 2 речевые ошибки

0

1

Допущено 3 и более речевых ошибок

0

0

5

Фактическая точность

 

 

Фактических ошибок в изложении литературного материала нет

1

1

Допущены ошибки (одна и более) в изложении литературного материала

0

0

 

Максимальное количество баллов

5

5

 

                            Рекомендуемый объём развёрнутого ответа на вопрос

Классы

Объём слов в классах 1 варианта обучения

Объём слов в классах 2 варианта обучения

5-6 классы

не менее 50 слов

не менее 30 слов

7-8 классы

не менее 60 слов

не менее 40 слов

9-10 классы

не менее 70 слов

не менее 50 слов

 

Максимальное количество баллов за всю работу – 20.

Выставление отметок

Первичный балл

1-9 баллов

9,5-14 баллов

14,5-17,5

18-20 баллов

Отметка по пятибалльной системе оценивания

«2»

«3»

«4»

«5»

 

 


 

Итоговая контрольная работа по литературе 7 класс

Итоговая контрольная работа по литературе 7 класс

Алексей Константинович Толстой

Алексей Константинович Толстой

Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля

Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля

Образное определение предмета или явления

Образное определение предмета или явления

Часть 2 Задание 4. Дайте развёрнутый ответ на один из вопросов 1

Часть 2 Задание 4. Дайте развёрнутый ответ на один из вопросов 1

Соблюдение речевых норм

Соблюдение речевых норм
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2023