Итоговая контрольная работа по обществознанию 8 класс
Оценка 4.9

Итоговая контрольная работа по обществознанию 8 класс

Оценка 4.9
doc
19.05.2020
Итоговая контрольная работа по обществознанию 8 класс
1ИКР обществознание 8 класс.doc

 

 

1 вариант

 Итоговая контрольная работа по обществознанию

8 класс

Часть 1

 

 

   При выполнении заданий с выбором ответа (1 – 20) обведите кружком номер правильного ответа в контрольной работе.

 

 

1. В узком смысле слова под обществом надо понимать

1) конкретный этап в развитии народа

2) территорию, имеющую четкие границы

3) социальную организацию страны

4) часть материального мира

 

2. В широком смысле слова под обществом надо понимать

1) группу любителей почтовых марок

2) всех жителей данного города

3) учеников средней школы № 4

4) совокупность форм объединения людей

 

3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А Понятие «общество»  применимо к любой исторической эпохе.

Б. Общество возникло раньше, чем появилось государство.

1) верно только А      

2) верно только Б            

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

4. Человека от животного отличает

1) наличие мозга

2) наличие инстинктов

3) развитая кисть руки

4) способность мыслить

 

5. Что свойственно человеку и животному?

1) целенаправленная деятельность

2) наличие инстинктов и рефлексов

3) наличие развитого мозга

4) членораздельная речь

 

6. Верны ли следующие суждения о природе?

А. Природа – совокупность естественных условий обитания человека.

Б. Природа – это мир, созданный человеком.

1) верно только А      

2) верно только Б            

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

7. Что из перечисленного относится к политической сфере общества?

1) выплата пенсий

2) выставка картин

3) съезд партии

4) продажа акций завода

 

8. К сфере политико-правовых отношений можно отнести контакты между

1) милиционером, едущим в автобусе, и пассажирами автобуса

2) кандидатом в депутаты и учителем в школе, где учится его сын

3) молодым человеком и инвалидом в метро

4) владельцем угнанного автомобиля и участковым милиционером

 

9. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?

А. Духовная сфера включает отношения по поводу производства, распределения, обмена и потреб-ления.

Б. Социальная сфера охватывает отношения между гражданином и органами власти.

1) верно только А      

2) верно только Б            

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

10. К. – небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?

1) индустриальному

2) традиционному

3) постиндустриальному

4) информационному

 

11. Верны ли следующие суждения о типах общества?

А. Для традиционного общества характерна развитая система промышленного производства.

Б. В индустриальном обществе основной отраслью экономики является сельское хозяйство.

1) верно только А      

2) верно только Б             

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

12. Какая тенденция является основой в развитии современного общества?

1) миграция

2) глобализация

3) милитаризация

4) деградация

 

13. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества?

1) переход к постиндустриальному обществу

2) развитие массовой культуры

3) исчезновение биологических видов

4) глобализация мировой экономики

 

14. Учитель на родительском собрании, говоря о Васе П., отметил его способность контролировать своё поведение, нести ответственность и решать проблемы, подчеркнул его сильную волю и самостоятельность в поступках. То есть он охарактеризовал Васю как

1) индивида

2) индивидуальность

3) субъекта

4) личность

 

15. Начальным элементом процесса познания является

1) ощущение

2) восприятие

3) умозаключение

4) суждение

 

16. К объектам материальной культуры относятся

1) нормы поведения

2) книги

3) церемонии

4) традиции

 

17. Верны ли следующие суждения об элитарной культуре?

А. Элитарная культура является достоянием привилегированной части общества.

Б. К элитарной культуре можно отнести телесериал.

1) верно только А      

2) верно только Б            

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

18. У представителей этого типа культуры, как правило, нет автора. Она включает мифы, легенды, эпос, песни и танцы. О каком типе культуры идёт речь?

1) о массовой культуре

2) о народной культуре

3) об элитарной культуре

4) о поп-культуре

 

19. Категории «добро» и «зло» относятся к

1) искусству

2) морали

3) образованию

4) религии

 

 20. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Каждый человек выполняет только одну социальную роль в определённый период своей жизни.

Б. Социальный статус человека определяется при его рождении и не может быть изменён в течение жизни.

1) верно только А      

2) верно только Б            

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

21.  В приведенном списке указаны черты сходства и отличия роли государства в условиях рынка и в условиях командной экономики. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

 

1) осуществляет сбор налогов

2) устанавливает цены на основные виды сырья

3) осуществляет перераспределение средств через государственный бюджет

4) создает правовую базу для развития конкуренции

 

Черты сходства

Черты отличия

 

22.  Установите соответствие между характерными чертами и областями (формами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

 

ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) КУЛЬТУРЫ

А) логичность и доказательство выводов

Б) теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир

В) вера в сверхъестественное

Г) строгое следование ритуалам

Д) объективное отражение действительности

 

1) религия

2) наука

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

23.  Прочитайте приведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но буквой.

 

(А) Со­цио­ло­ги за­да­ва­ли ре­спон­ден­там во­прос о том, что де­ла­ет че­ло­ве­ка счастливым. (Б) Сча­стье зависит, пре­жде всего, от са­мо­ощу­ще­ния человека, а не от внеш­них обстоятельств. (В) Более по­ло­ви­ны ре­спон­ден­тов убеждены, что уро­вень достатка, об­ра­зо­ва­ние и место жи­тель­ства не вли­я­ет на то, чув­ству­ет себя че­ло­век счаст­ли­вым или нет.

 

Определите, какие по­ло­же­ния текста

 

1) от­ра­жа­ют факты

2) вы­ра­жа­ют мнение

 

Запишите в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих положений. 

А

Б

В

 

 

 

24.  В стране X был проведен социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете экологическую обстановку в том городе, где вы живете?» Результаты опроса представлены в таблице.

https://soc-oge.sdamgia.ru/get_file?id=627&png=1

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Мнение о том, что экологическая обстановка в их местности очень плохая, разделяют более четверти опрошенных граждан.

2) Большинство опрошенных граждан считают экологическую обстановку в своем городе очень хорошей.

3) Около 1/3 опрошенных граждан положительно оценивают экологическую обстановку в своем городе.

4) Более половины опрошенных граждан оценили экологическую обстановку в своем городе как очень хорошую.

5) Большинство граждан не задумываются о состоянии экологии в своих городах и затрудняются ответить на поставленный вопрос.

25.  В стране Z в 2010 г. было проведено социологическое исследование. Совершеннолетним гражданам задавали вопрос: «Бывает ли так, что в обсуждении со своими родными и знакомыми каких-либо проблем вы ссылаетесь на мнения ученых, научные факты?» Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в графической форме.

https://soc-oge.sdamgia.ru/get_file?id=616&png=1

Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Научное знание мало связано с обыденными представлениями людей.

2) Достижения науки неизвестны значительной части населения.

3) Научное знание слабо применимо в повседневной жизни человека.

4) Многие люди недооценивают значение научного знания.

5) Наука не изучает проблемы повседневной жизни людей в обществе.

 

Часть 2.

 

 

Прочитайте текст и выполните задания 26-31

 

Культура как сфера духовного производства

В сфере духовного производства формируется культура, без которой не могут функционировать ни хозяйство, ни по­литика, ни социальные отношения. Культура составляет, та­ким образом, содержание духовного производства. В общем виде культура - это процесс и продукт духовного производства  как система по созданию, хранению, распространению и освоению духовных ценностей, норм, знаний, представлений, значений и символов. Она формирует духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентации, необходимых для осуществления всех видов деятельности.

   Чтобы произвести свой продукт, духовное производство включает в себя и материальные элементы (финансы, изда­тельства, научное оборудование, школы, театры, храмы, музеи, средства массовой информации и т.д.), кадры специали­стов (духовенство и светская интеллигенция) и социальные институты (церковь, учебные заведения, научные центры).

Для того чтобы культурные творения стали достоянием многих, их необходимо сохранять и репродуцировать. Со­хранению отобранных культурных творений служат... архи­вы, музеи, библиотеки, картинные галереи. Распространение ценностей культуры осуществляется, прежде всего, че­рез общественную систему образования... От количества учебных заведений, качества обучения, квалификации пре­подавательского состава, от доступности всех видов обра­зования широким массам населения во многом зависит уро­вень духовной жизни общества. Важную роль играют средства массовой информации. Это радио и телевидение, театры, музеи, филармонии, клубы, библиотеки, лектории, выставки и т.д.

Ерасов Б. Т. Социальная культурология. М., 1996. С. 79, 83—85.

 

 

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них. Могут быть выделены следующие смысловые части.

 

27. Какие две функции, выполняемые культурой в общест­ве, приведены в тексте?

 

28. Какие три составляющие духовного производства на­званы в тексте?

 

29. Проиллюстрируйте двумя примерами влияние средств массовой информации (СМИ) на распространение культурных ценностей.

 

30. В государстве Т. существовала система всеобщего обязательного бесплатного образования. Это государство отличалось высоким уровнем общей грамотности населения. После проведения социально-экономических реформ в государстве Т. был осуществлен переход к всеобщему бесплатному национальному образованию. Все прочие ступени образования стали платными. Сохранит ли государство Т. высокий уровень образованности населения? Приведите положение текста источника, подтверждающее ваш ответ.

 

31. Автор текста считает, что для того, чтобы достижения культуры стали достоянием многих, их необходимо целенаправ­ленно сохранять и репродуцировать. Согласны ли вы с этой точ­кой зрения? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (объяснения) своего мнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 вариант

 Итоговая контрольная работа по обществознанию

8 класс

Часть 1

 

 

   При выполнении заданий с выбором ответа (1 – 20) обведите кружком номер правильного ответа в контрольной работе.

 

 

1. В узком смысле слова под обществом надо понимать

1) политическую организацию данной страны

2) социальную организацию данной страны

3) танцевальный коллектив

4) часть материального мира

 

2. В широком смысле под обществом надо понимать

1) всё человечество

2) рабовладельческое общество

3) спортивный коллектив

4) население страны

 

3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество – это группа людей, объединившихся для выполнения какого – либо действия.

Б. Общество – это конкретный этап в историческом развитии народа.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

4. Человека от животного отличает

1) наличие инстинктов

2) наличие сознания

3) способность к воспроизводству

4) приспособляемость к окружающим условиям

 

5. Что свойственно и человеку и животному?

1) наличие инстинктов и рефлексов

2) целенаправленная деятельность

3) наличие членораздельной речи

4) способность к коллективной деятельности

 

6. Верны ли следующие суждения о природе?

А. Природная среда не оказывает абсолютно никакого влияния на человеческое общество.

Б. Природа оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

7. Что из перечисленного относится к экономической сфере общества?

1) предвыборная компания

2) создание произведений искусства

3) научное открытие

4) создание материальных благ

8. К политической сфере общества относятся отношения между

1) инспектором ГИБДД и водителем

2) кандидатом в депутаты и его избирателями

3) тренером и его командой

4) продавцом и покупателем в магазине

 

9. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?

А. Политическая сфера включает в себя отношения между людьми по вопросам воспитания подрастающего поколения.

Б. Экономическая сфера включает производство, потребление, распределение материальных и духовных ценностей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

10. Основу экономики государства Б. составляет промышленное производство, существует множество корпораций и фирм. К какому типу принадлежит это общество?

1) традиционному

2) индустриальному

3) постиндустриальному

4) информационному

 

11. Верны ли суждения о типах общества?

А. Основным сектором экономики в традиционном обществе является сельское хозяйство.

Б. При переходе к индустриальному обществу значительно возрастает роль научных знаний.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

12. Какая тенденция является основой в развитии современного общества?

1) индустриализация

2) деградация

3) милитаризация

4) глобализация

 

13. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам современности?

1) повышение роли образования в жизни человека

2) усовершенствование технологии

3) увеличение продолжительности жизни человека

4) распространение алкоголизма и наркомании

 

14. Учитель на родительском собрании, говоря о Маше С., отметил её творческий подход к решению проблем, оригинальность в любом виде деятельности и неповторимые особенности её письменных работ по литературе. То есть он охарактеризовал Машу как

1) индивида

2) индивидуальность

3) субъекта

4) личность

 

15. Истинным можно считать знание, которое

1) наиболее полно соответствует окружающему миру

2) является результатом научного эксперимента

3) требует доказательств

4) признано властями данного государства

 

16. К объектам материальной культуры относятся

1) орудия труда

2) нормы поведения

3) церемонии

4) традиции

 

 17. Верны ли следующие суждения о массовой культуре?

А. Массовая культура выражает вкусы высокообразованных слоёв населения.

Б. Массовая культура доступна и понятна всем слоям населения, независимо от уровня образования.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

18. Живописные полотна Пабло Пикассо трудны для восприятия неподготовленным человеком. Круг его почитателей – критики, искусствоведы, высокообразованные люди. К какой форме культуры можно отнести произведения Пабло Пикассо?

1) элитарной

2) народной

3) поп-культуре

4) массовой

 

19. Нормы морали в отличие от норм права

1) регулируются государством

2) касаются только определённой группы людей

3) регулируют поведение всех людей

4) изменяются в связи со сменой правительства

 

20. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Социальный статус указывает место человека в обществе, а социальная роль – способ его поведения.

Б. Социальный статус человека может изменяться с течением времени.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

21. В при­ве­ден­ном списке ука­за­ны черты сход­ства религии и мо­ра­ли и от­ли­чия религии от морали. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую колонку таб­ли­цы порядковые но­ме­ра черт сходства, а во вто­рую колонку — по­ряд­ко­вые номера черт отличия:

 

1) основывается на вере в сверхъестественное

2) является об­ла­стью духовной культуры

3) влияет на нормы по­ве­де­ния людей

4) использует куль­ты и ритуалы

 

Черты сходства

Черты отличия

 

22. Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и об­ла­стя­ми культуры, к ко­то­рым они относятся: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те элемент из вто­ро­го столбца.

 

ПРИЗНАКИ

 

ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

А) вы­дви­же­ние и про­вер­ка гипотез

Б) со­зда­ние художественных образов

В) фор­ми­ро­ва­ние чувства прекрасного

Г) глав­ная цель — описание, объяснение, пред­ска­за­ние процессов и яв­ле­ний действительности

Д) стрем­ле­ние получить новое, ис­тин­ное знание

 

1) наука

2) искусство

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

23. Прочитайте приведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но буквой.

 

(А) Мария изу­ча­ет аст­ро­но­мию в университете. (Б) Учёба за­ни­ма­ет много сил и времени, Мария часто по­се­ща­ет биб­лио­те­ку и до­пол­ни­тель­ные занятия. (В) Толь­ко такой усерд­ный под­ход к изу­че­нию аст­ро­но­мии поз­во­ля­ет Марии быть от­лич­ни­цей по своим лю­би­мым дисциплинам.

 

Определите, какие по­ло­же­ния текста

 

1) отражают факты

2) выражают мнения

 

Запишите в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих положений. 

А

Б

В

 

 

 

24.  В стра­не Z в 2010 году был проведён опрос об­ще­ствен­но­го мнения, в ходе ко­то­ро­го ре­спон­ден­там пред­ла­га­лось от­ве­тить на во­прос «Какие про­фес­сии вы счи­та­е­те наи­бо­лее пре­стиж­ны­ми и доходными?». Ре­зуль­та­ты опро­са (в про­цен­тах от числа отвечавших) пред­став­ле­ны в таблице.

 

Престижность

профессии, %

опрошенных

Доходность

профессии, %

опрошенных

юрист

30

28

экономист

20

17

медик

15

5

предприниматель

12

20

госслужащий

10

15

менеджер

6

10

военнослужащий

3

2

учёный

2

0

спортсмен

1

3

рабочий

1

0

 

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве таблицы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Почти треть жи­те­лей стра­ны Z счи­та­ет про­фес­сию юри­ста пре­стиж­ной и при­но­ся­щей хо­ро­ший доход.

2) Пятая часть жи­те­лей стра­ны Z считает, что про­фес­сия экономи­ста яв­ля­ет­ся наи­бо­лее престижной.

3) На­и­ме­нее до­ход­ной жи­те­ли стра­ны Z счи­та­ют го­су­дар­ствен­ную службу.

4) До­ход­ность про­фес­сии во­ен­но­слу­жа­ще­го по­зи­тив­но оце­ни­ва­ет треть жи­те­лей стра­ны Z.

5) Каж­дый де­ся­тый опро­шен­ный считает, что вы­со­кий доход может при­не­сти про­фес­сия менеджера.

25.  Учёные опро­си­ли со­вер­шен­но­лет­них граж­дан стра­ны Z. Юно­шам и де­вуш­кам за­да­ва­ли во­прос «Какое выс­шее образование, на Ваш взгляд, даёт се­год­ня мо­ло­дым людям боль­ше воз­мож­но­стей для до­сти­же­ния успеха?» (можно было вы­брать не более трёх ответов). Результаты опро­сов (в % от числа отвечавших) при­ве­де­ны на диаграмме.

 

https://soc-oge.sdamgia.ru/get_file?id=7925

 

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Боль­шин­ство опро­шен­ных в обеих груп­пах считают, что выс­шее об­ра­зо­ва­ние не­обя­за­тель­но для до­сти­же­ния жиз­нен­но­го успеха.

2) Среди тех, кто считают, что мо­ло­дым людям даёт боль­ше воз­мож­но­стей для до­сти­же­ния жиз­нен­но­го успе­ха гу­ма­ни­тар­ное образование, боль­ше юношей, чем девушек.

3) Доля тех, кто считают, что мо­ло­дым людям даёт боль­ше воз­мож­но­стей для до­сти­же­ния жиз­нен­но­го успе­ха ме­ди­цин­ское образование, выше среди юношей, чем среди девушек.

4) Рав­ные доли опро­шен­ных де­ву­шек считают, что мо­ло­дым людям даёт боль­ше воз­мож­но­стей для до­сти­же­ния жиз­нен­но­го успе­ха тех­ни­че­ское и пе­да­го­ги­че­ское образование.

5) Рав­ные доли опро­шен­ных обеих групп ответили, что мо­ло­дым людям даёт боль­ше воз­мож­но­стей для до­сти­же­ния жиз­нен­но­го успе­ха эко­но­ми­че­ское образование.

 

 

 

Прочитайте текст и выполните задания 26-31

 

Религия и культура

   Каждая религия имеет свое мировоззрение, веру в то, что существуют боги, требующие от нас определенного поведе­ния. Первоначально люди верили, будто боги хотят, чтобы им поклонялись. Религия - это не только вера в бога (богов); она также включает различные ритуалы и молитвы, совершаемые, чтобы их умилостивить. Богов можно было умилостивить принесением даров - плодов или жертвенных животных. Да­ры приносились или как жертва в ознаменование уже полу­ченного блага (например, рождение ребенка), или чтобы вымолить у богов удачу (например, хороший урожай). В религиях, возникших позднее, принесение в жертву животных часто порицается как отход от истинных требований Бога, каковыми являются праведность жизни и справедливость. Поэтому эти религии требуют от своих последователей духовной жертвы -  самоотречения, молитвы и добрых дел.

   Существует много обрядов, с помощью которых люди поклоняются Богу. С их помощью религиозные люди освящают определенные события в своей жизни или в жизни своего народа. Существуют как личные, так и общественные обряды. Примерами  религиозных обрядов являются  причащение и крещение христиан или паломничество в Мекку у мусульман. Во многих странах основные события жизни человека, такие как рождение, достижение зрелости, вступление в брак и  смерть, сопровождаются религиозными обрядами, которые наполняют эти события смыслом и значимостью.

   Религиозное мировоззрение является одним из основных источников культуры. Невозможно понять европейскую культуру, не ощутив огромного влияния христианства, которое послужило источником вдохновения для величайших произведений музыки, литературы и искусства. То же самое можно сказать о роли буддизма, конфуцианства и даосизма для культуры Дальнего Востока, индуизма для Индии и ислама для Ближнего Востока. Самая ранняя и порой самая великая литература в каждой культуре бы­ла религиозной. Религиозные темы послужили сюжетом и источником вдохновения для литературных произведений. Ряд выдающихся музыкальных   произведений   был   написан   для религиозных событий. Религия была источником изобразитель­ного искусства. Самые древние и прекрасные из сохранившихся до нашего времени зданий являются религиозными храмами.

 

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.

 

27. Какие две характерные черты любой религии названы  в тексте?

 

28. Какие два способа умилостивить богов приводит автор текста?

 

29.  Приведите по два примера, иллюстрирующие личные и общественные религиозные обряды.

 

30. В государстве И. существует традиция крестить ново­рожденных детей в церкви, венчаться в церкви при вступле­нии в брак. Какой тип религиозных обрядов иллюстрирует данная ситуация? Приведите положение текста источника, подтверждающее ваш ответ.

 

31. В тексте высказано мнение о том, что религиозное мировоззрение является одним из основных источников культуры. Невозможно понять европейскую культуру, не ощутив огромного влияния христианства, которое послужило источ­ником вдохновения для величайших произведений музыки, литературы и искусства. Согласны ли вы с этой точкой зре­ния? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (объяснения) своего мнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 вариант

 Итоговая контрольная работа по обществознанию

8 класс

Часть 1

 

 

   При выполнении заданий с выбором ответа (1 – 20) обведите кружком номер правильного ответа в контрольной работе.

 

 

1. В узком смысле слова под обществом следует понимать

1) территорию, имеющую определённые границы

2) социальную организацию страны

3) объединение любителей старинных книг

4) политическую организацию государства

 

2. В широком смысле под обществом надо понимать

1) сотрудников одной фирмы

2) первобытное общество

3) учащихся одной школы

4) всё население планеты Земля

 

3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является динамической системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.

Б. Общество вместе с природой образует окружающий человека материальный мир.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

4. Человека от животного отличает

1) физическая активность

2) наличие инстинктов

3) развитая речь

4) наличие разнообразных ощущений

 

5. Что свойственно и человеку и животному?

1) приспособление к природным условиям

2) целенаправленная деятельность

3) способность создавать орудия труда

4) развитая членораздельная речь

 

6. Верны ли следующие суждения о природе?

А. Исторически природа «старше» общества.

Б. Природа является единственным творцом культуры.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

7. К какой сфере общественной жизни относится работа органов здравоохранения?

1) экономической

2) социальной

3) политической

4) духовной

 

8. Какие из перечисленных отношений связаны с экономической сферой жизни общества?

1) производителя товара и его покупателя

2) учителя и ученика

3) глав соседних государств

4) правонарушителя и адвоката

 

9. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?

А. Экономическая сфера включает классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимодействии друг с другом.

Б. Духовная сфера общества – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

10. Главным рычагом социального прогресса в данном обществе выступает передача знаний от стариков к молодёжи, строгое следование однажды установленным обычаям и традициям. Наука не вмешивается в общественное производство. Всеми общественными и жизненно важными явлениями руководит религия. К какому типу относится данное общество?

1) индустриальному

2) традиционному

3) информационному

4) постиндустриальному

 

11. Верны ли следующие суждения о типах общества?

А. Индустриальному обществу не свойственен социальный прогресс.

Б. Основным сектором экономики в постиндустриальном обществе является промышленность.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

12. Распространение в современном мире норм и ценностей евро-американской культуры, формирование мировой экономики, создание международных организаций в финансовой сфере являются проявлением тенденции

1) милитаризации современного мира

2) деградации современного общества

3) глобализации современного общества

4) дезинтеграции современного мира

 

13. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества?

1) рост народонаселения планеты

2) кризис перепроизводства

3) научно-технический прогресс

4) переход к постиндустриальному обществу

 

14. Какой признак характеризует человека как личность?

1) активная жизненная позиция

2) физическое и психическое здоровье

3) свойства темперамента

4) особенности внешности

 

15. К формам чувственного познания относится

1) суждение

2) наблюдение

3) ощущение

4) умозаключение

 

16. К объектам нематериальной культуры можно отнести

1) язык

2) жилые дома

3) кинофильм

4) орудия труда

 

17. Верны ли следующие суждения о народной культуре?

А. Мы всегда можем установить автора произведения народной культуры.

Б. Народная культура – это результат коллективного творчества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

18. Достижения этого типа культуры доступны немногим высокообразованным людям. Для людей с низким уровнем образования её произведения кажутся непонятными и скучными. О каком типе культуры идёт речь?

1) о массовой культуре

2) о народной культуре

3) об элитарной культуре

4) о поп-культуре

 

19. Выражение «муки совести» относится к области

1) религии

2) морали

3) праву

4) науке

 

20. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Высокий социальный статус накладывает на его носителя определённые обязательства, ограничивающие его поведение.

Б. Принадлежность человека к определённой национальности является проявлением его предписанного статуса.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

21.  В приведённом спис­ке ука­за­ны черты сход­ства че­ло­ве­ка c жи­вот­ны­ми и от­ли­чия че­ло­ве­ка от животных. Выберите и за­пи­ши­те в таб­ли­цу сна­ча­ла по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сходства, а затем черт различия.

 

1) уме­ние пла­ни­ро­вать деятельность

2) по­треб­ность в пище и воде

3) на­ли­чие сознания

4) спо­соб­ность к чув­ствен­но­му познанию

 

Черты сходства

Черты отличия

22.  Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и об­ла­стя­ми культуры, к ко­то­рым они относятся: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те элемент из вто­ро­го столбца.

 

ПРИЗНАКИ

 

ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

А) вы­дви­же­ние и про­вер­ка гипотез

Б) со­зда­ние художественных образов

В) фор­ми­ро­ва­ние чувства прекрасного

Г) глав­ная цель — описание, объяснение, пред­ска­за­ние процессов и яв­ле­ний действительности

Д) стрем­ле­ние получить новое, ис­тин­ное знание

 

1) наука

2) искусство

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

23.  Прочитайте приведённый ниже текст, каж­дое положение которого отмечено буквой.

 

(А) Каж­дый воз­раст хорош по-своему. (Б) Под­рост­ко­вый воз­раст — пе­ре­ход­ный период, ко­то­рый ха­рак­те­ри­зу­ет­ся рядом фи­зи­че­ских изменений. (В) Также в это время про­ис­хо­дит раз­ви­тие лич­но­сти человека.

 

Определите, какие по­ло­же­ния текста

 

1) отражают факты

2) выражают мнения

 

Запишите в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих положений.

А

Б

В

 

 

 

24.  Учёные опросили 25-летних и 55-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

 

https://soc-oge.sdamgia.ru/get_file?id=601&png=1

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Большая доля 25-летних работает для того, чтобы обеспечить материальное благополучие, чем для самореализации.

2) Равные доли 55-летних связывают трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и возможностью путешествовать, общаться с разными людьми.

3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, больше среди 55-летних, чем среди 25-летних.

4) Равные доли опрошенных каждой группы работают потому, что прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.

5) Большая доля 25-летних, чем 55-летних, работает потому, что считает свою работу очень нужной обществу.

25.  В странах Z и Y учёные проводили опросы общественного мнения. Совершеннолетним гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Что Вы думаете об уплате налогов?».

 

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

https://soc-oge.sdamgia.ru/get_file?id=595&png=1

 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) В стране Z доля тех, кто платит налоги, потому что это обязанность каждого гражданина, меньше доли тех, кто платит налоги, потому что за их неуплату могут привлечь к юридической ответственности.

2) В стране Y доля тех, кто платит налоги, так как их часть обеспечивает пенсии и социальные пособия, больше доли тех, кто платит налоги, так как за счёт налоговых поступлений финансируется здравоохранение и образование.

3) Доли тех, кто использует любую возможность уклониться от уплаты налогов, и тех, кто не будет платить налоги, пока правительство не наведёт порядок в полиции, здравоохранении, образовании, в стране Z равны.

4) Доля тех, кто платит налоги, потому что это обязанность каждого гражданина, в стране Z больше, чем в стране Y.

5) Доля тех, кто не будет платить налоги, пока правительство не наведёт порядок в полиции, здравоохранении, образовании, в стране Z больше, чем в стране Y.

 

 

Часть 2.

 

 

Прочитайте текст и выполните задания 26 – 31

 

Социальный статус

  Социальный статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он - просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисцип­линой. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Учитель и ученик вступают друг с другом в социальные от­ношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.

   Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчи­на, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может иметь два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

   Совокупность всех статусов, занимаемых одним челове­ком, называется статусным набором. В статусном наборе обя­зательно найдется главный. Главным статусом именуют наи­более характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или он сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин - с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные ва­рианты. Это значит, что главный статус относителен - он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

   Яркий пример - известный российский хозяйственный и политический деятель Юрий Лужков. Несмотря на разнообразие его позиций в обществе (вплоть до сенатора, почетной профессора Российской академии наук и автора популярной книги о Москве), должность мэра столицы России - главный социальный статус этого человека.

По материалам сайта: http://www.anriintern.com

 

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.

27. Как автор определяет социальный статус человека? Приведите два примера связи прав и обязанностей носителей разных статусов.

28. Что автор подразумевает под понятием «статусный набор»? Статусы каких типов можно выделить в статусном наборе?

29. Автор отмечает, что социальный статус проявляется через систему прав и обязанностей человека одного социального статуса по отношению к человеку иного социального статуса. Каким примером он иллюстрирует этот вывод? При­ведите свой пример, подтверждающий это положение.

30. Сергею М. несколько дней от роду. В своей жизни он еще не успел ничего сделать. Можно ли говорить о наличии социального статуса у Сергея? Охарактеризуйте его. Ответ аргументируйте.

 

31. В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдется главный статус. Раз­деляете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.

 

 

 

 

Задания 26-28 и 30-31 оцениваются по 2 балла за каждое, задание 29 – 3 баллами.

   Общее количество баллов за всю работу – 39.

 

Критерии оценивания:

- на оценку «2» - от 0 до 14 баллов;

- на оценку «3» - от 15 до 24 баллов;

- на оценку «4» - от 25 до 34 баллов;

- на оценку «5» - от 35 до 39 баллов.


Скачано с www.znanio.ru

Итоговая контрольная работа по обществознанию 8 класс

Итоговая контрольная работа по обществознанию 8 класс

К сфере политико-правовых отношений можно отнести контакты между 1) милиционером, едущим в автобусе, и пассажирами автобуса 2) кандидатом в депутаты и учителем в школе, где…

К сфере политико-правовых отношений можно отнести контакты между 1) милиционером, едущим в автобусе, и пассажирами автобуса 2) кандидатом в депутаты и учителем в школе, где…

К объектам материальной культуры относятся 1) нормы поведения 2) книги 3) церемонии 4) традиции 17

К объектам материальной культуры относятся 1) нормы поведения 2) книги 3) церемонии 4) традиции 17

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

Около 1/3 опрошенных граждан положительно оценивают экологическую обстановку в своем городе

Около 1/3 опрошенных граждан положительно оценивают экологическую обстановку в своем городе

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них

Итоговая контрольная работа по обществознанию 8 класс

Итоговая контрольная работа по обществознанию 8 класс

К политической сфере общества относятся отношения между 1) инспектором

К политической сфере общества относятся отношения между 1) инспектором

К объектам материальной культуры относятся 1) орудия труда 2) нормы поведения 3) церемонии 4) традиции 17

К объектам материальной культуры относятся 1) орудия труда 2) нормы поведения 3) церемонии 4) традиции 17

ПРИЗНАКИ ОБЛАСТИ

ПРИЗНАКИ ОБЛАСТИ

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве таблицы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве таблицы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны

Богов можно было умилостивить принесением даров - плодов или жертвенных животных

Богов можно было умилостивить принесением даров - плодов или жертвенных животных

Итоговая контрольная работа по обществознанию 8 класс

Итоговая контрольная работа по обществознанию 8 класс

Какие из перечисленных отношений связаны с экономической сферой жизни общества? 1) производителя товара и его покупателя 2) учителя и ученика 3) глав соседних государств 4)…

Какие из перечисленных отношений связаны с экономической сферой жизни общества? 1) производителя товара и его покупателя 2) учителя и ученика 3) глав соседних государств 4)…

К формам чувственного познания относится 1) суждение 2) наблюдение 3) ощущение 4) умозаключение 16

К формам чувственного познания относится 1) суждение 2) наблюдение 3) ощущение 4) умозаключение 16

Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и об­ла­стя­ми культуры, к ко­то­рым они относятся: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те элемент из вто­ро­го столбца

Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и об­ла­стя­ми культуры, к ко­то­рым они относятся: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те элемент из вто­ро­го столбца

Большая доля 25-летних работает для того, чтобы обеспечить материальное благополучие, чем для самореализации

Большая доля 25-летних работает для того, чтобы обеспечить материальное благополучие, чем для самореализации

Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания 26 – 31

Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания 26 – 31

Задания 26-28 и 30-31 оцениваются по 2 балла за каждое, задание 29 – 3 баллами

Задания 26-28 и 30-31 оцениваются по 2 балла за каждое, задание 29 – 3 баллами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2020