Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 22
РАССМОТРЕНО: Руководитель МО учителей
______________ 27.04.2017 г. |
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР ___________
28.04.2017 г. |
УТВЕРЖДАЮ: Директор школы: ___________О.А. Максимова
29.04.2017 г. |
Аттестационный материал
по обществознанию (базовый уровень)
за курс 10 класса
(2016-2017 учебный год)
Учитель: Меркушова Л.В.
Тюмень, 2017
Пояснительная записка к аттестационной работе по обществознанию (базовый уровень)
за курс 10 класса
Назначение аттестационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию (базовый уровень) учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений с целью промежуточной аттестации.
Содержание аттестационной работы определяется:
1) Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования» (в ред. от 23.06.2015 г.)
2)Примерной программой среднего общего образования по обществознанию и программы Обществознание. 10-11 класс (базовый уровень). Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеева.– М.: Просвещение, 2010
3)УМК для учащихся: Обществознание. Базовый уровень 10 класс Л.Н. Боголюбов. – М.: Просвещение,
Аттестационная работа позволяет выявить уровень усвоения программного материала за курс 10 класса, сформированность у учащихся навыков работы с тестовыми заданиями.
Аттестационная работа по обществознанию (базовый уровень)даётся на 3 часа 55 минут. Работа состоит из 2 частей: 1 часть – 20 разноуровневых тестовых заданий и 2 Часть - 9 заданий с развернутым ответом формата ЕГЭ. Тематика тестовых заданий определяется рабочей программой за курс 10 класса: Человек и общество, Социальные отношения, Политика, Право, Экономика № Определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту № 20 Задания части 2 (21–29) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы .
Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом научно- популярного текста. Задания 21 и 22 направлены преимущественно на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде (задание 21), а также применять ее в заданном контексте (задание 22). Задание 23
нацелено на характеристику (или объяснение, или конкретизацию) текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на контекстные обществоведческие знания. Задание 24 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста. Задание 25 проверяет умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте. Задание 26 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс. Задание-задача 27 требует: анализа представленной информации, в том числе статистической и графической; объяснения связи социальных
объектов, процессов; формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов. При выполнении этого задания проверяется умение применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Задание 28 требует составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. При выполнении заданий данного типа выявляются умения: систематизировать и обобщать социальную информацию; устанавливать и отражать в структуре плана структурные, функциональные, иерархические и иные связи социальных объектов, явлений, процессов.
В каждом варианте работы в заданиях 21–28 в совокупности представлены пять тематических блоков-модулей. Завершает работу альтернативное задание 29, нацеливающее экзаменующегося на написание мини-сочинения по одной из пяти
предлагаемых тем. Темы задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры. В отдельных случаях высказывания имеют афористический характер. Каждая тема-высказывание условно соотносится с одной из базовых наук обществоведческого курса (темы по социологии и социальной психологии объединены в общий блок), однако выпускники вправе раскрывать ее в контексте любой общественной науки или нескольких наук. Данное задание проверяет широкий комплекс умений, в частности умения: раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы.
Аттестационная работа позволяет выявить уровень усвоения программного материала за курс 10 класса, сформированность у учащихся навыков работы с тестовыми заданиями.
Объём работы соответствует нормам данного класса.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и
экзаменационной работы в целом
Задания 1–3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания. Правильное выполнение заданий 4–9, 11, 13–20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной
ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.
Полное правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 2 до 5 баллов. За полное правильное выполнение заданий 21, 22 выставляется по 2 балла; заданий 23–28 – по 3 балла; задания 29 – 5 баллов. Максимальный балл – 62 балла.
Критерии оценивания работы:
«5» - 80 – 100 %;
«4» - 66 – 79 %;
«3» - 51 – 65 %;
«2»- менее 50 %.
Приложение № 1 «Вариант 1»
Приложение № 2 «Вариант 2»
Приложение № 3 «Критерии для проверки»
Приложение № 1
Вариант № 1
1.Запишите слово, пропущенное в таблице.
СФЕРЫ ОБЩЕСТВА
СФЕРЫ |
УЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ) |
Экономическая |
Заводы, фирмы, банки, рынки и др. |
... |
Государство, парламент, правительство, судебная система, партии и др. |
2. Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, раскрывающие его социальную природу.
1) Способность к совместной преобразовательной деятельности 2) Стремление к самореализации
3) Умение приспосабливаться к природным условиям 4) Устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
5) Потребность в воде, пище, отдыхе 6) Способность к самосохранению
3. Установите соответствие между видами деятельности, данными в первом столбце, и их характеристиками, данными во втором.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
А . Деятельность в воображаемой ситуации |
1. Труд |
Б . Практическая полезность |
2. Учение |
В . Нацеленность на получение знаний |
3. Игра |
Г . Замещение реальных объектов условными |
|
Д . Преобразовательная направленность |
|
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
4. В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами.
2)Большинство населения занято в сфере услуг.
3)Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.
4)Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.
5)Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.
6)Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.
5.Учёный биолог Петров изучает роль ядовитых грибов в жизни леса. Выберите из приведённого перечня эмпирические методы исследования, используемые Петровым. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Выдвинул гипотезу о защитных функциях ядовитых грибов по отношению к некоторым видам растений.
2) Установил в лаборатории химический состав нескольких видов ядовитых грибов Подмосковья.
3) разработал модель развития грибницы в различных природных условиях.
4) Подготовил список основной литературы по изучаемой проблеме.
5) Подготовил иллюстрированный атлас с описанием наиболее распространённых видов ядовитых грибов.
6) Зафиксировал с помощью видеозаписи ареал распространения основных видов ядовитых грибов Подмосковья.
6. Установите соответствие между определениями и понятиями
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ
А) принятое в обществе правило, определяющее рамки поведения человека 1) социальное неравенство
Б) действия человека, соответствующие его социальному статусу 2) социальная норма
В) перемещение человека из одной социальной группы в другую 3) социальная роль
Г) разделение общества на группы, занимающие 4) социальная стратификация
разное социальное положение 5) социальный контроль
Д) неодинаковый доступ представителей различных 6) социальная мобильность
групп общества к социальным благам
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
7.Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные нормы могут существовать исключительно в письменной форме.
2) Социальные нормы регулируют как действия отдельных людей, так и целых социальных групп.
3) Социальные нормы регулируют как взаимоотношения между людьми, так и обращение людей с техническими объектами.
4) Социальные нормы позволяют не только контролировать, но и оценивать действия людей.
5) Одна из функций социальных норм – включение человека в систему общественных отношений.
8. В стране Z функционирует Центр трудовых прав женщин, который оказывает бесплатные юридические консультации по различным вопросам.
В диаграмме ниже представлена статистика обращения женщин за консультацией по вопросам нарушения их трудовых прав в процентах от числа обратившихся.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основании диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Доля обратившихся по вопросам невыплаты заработной платы примерно равна среди работниц предприятий разных размеров.
2) Проблема препятствования оформлению больничного листа в наименьшей степени затрагивает женщин, работающих на крупных предприятиях.
3) Доля женщин, работающих на средних предприятиях, обратившихся по вопросам увольнения вследствие беременности и по вопросам невыплаты заработной платы примерно равны.
4) По всем вопросам нарушения трудовых прав, чаще всего обращаются женщины, работающие на малых предприятиях.
5) Женщины, работающие на малых предприятиях, в три раза чаще обращались по вопросам принуждения к увольнению, чем женщины работающие на крупных предприятиях.
9. Выберите верные суждения о девиантном поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Девиантное поведение соизмеряется только с культурными нормами конкретной социальной группы.
2) Девиантное поведение индивида свидетельствует о полном или частичном провале его социализации.
3) Преступная деятельность не относится к девиантному поведению.
4) Понятие девиантное поведение можно применить только к поведению отдельной личности, но не организации.
5) Некоторые причины девиантного поведения носят биопсихический характер.
10. В ходе социологических опросов 2004 и 2005 гг. респондентам предложили ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы нынешней системой образования в России?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы..
. Варианты ответов
% опрошенных |
2004 |
2005 |
Определенно да/скорее да |
23 |
18 |
Ни да, ни нет |
20 |
22 |
Скорее нет/ определенно нет |
50 |
50 |
Затруднились ответить |
7 |
10 |
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Более половины россиян не смогли определить свое отношение к проблеме.
2) Значительно выросло количество россиян, удовлетворенных качеством образования.
3) По мнению половины опрошенных, качество образования в России остается неудовлетворительным.
4) Сокращается число россиян, которые не интересуются проблемами отечественного образования.
5) Количество россиян, удовлетворённых образованием в 2004, уменьшилось в сравнении с количеством удовлетворённых в 2005году
11.Найдите в приведенном ниже списке формы территориально-государственного устройства и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) диктатура 2) республика 3) демократия 4) унитарное государство 5) монархия 6) федерация
12. Выберите верные суждения о чертах, присущих демократическим выборам. И запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Лица, награждённые государственными наградами, при голосовании имеют два голоса.
2) Законодательно закрепляется, что по результатам выборов в парламент должно пройти не менее двух политических партий.
3) Избиратели голосуют непосредственно за кандидатов на выборные должности.
4) Чтобы зарегистрироваться кандидатом на выборах, необходимо предоставить положительную характеристику с места работы.
5) На избирательных участках обеспечивается тайна голосования.
13.Выберите из предложенного проявления деятельности институтов гражданского общества.
1. Межрегиональный профсоюз водителей-дальнобойщиков обратился с инициативой изменения расположения складских помещений и стоянок близ столичного мегаполиса.
2. Министерство по делам печати и информации объявило конкурс на производство серии художественных фильмов о формировании гражданской идентичности.
3. Правозащитная организация «Свобода слова» выступила в поддержку журналистов и предложила принять законы, направленные на гарантию безопасности их деятельности.
4. Ассоциация творческих учителей начала на своем информационном портале проект консультирования молодых учителей по методическим вопросам.
5. Следственный комитет Российской Федерации принял к рассмотрению дело о нападении на известного журналиста.
6. Президент страны инициировал создание нового инновационного научного центра в подмосковном Сколково.
14.В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории субъектов, которые обладают определённой политической самостоятельностью. Парламент имеет двухпалатную структуру. Найдите в приведённом списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) конституционная монархия 2) президентская республика 3) федеративное государство
4) демократическое государство 5) абсолютная монархия 6) унитарное государство
15.Гражданин С. является членом одной из либеральных партий. В приведенном списке найдите идеологические взгляды, которые должен разделять гражданин С. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Право собственности есть коренное юридическое начало, вытекающее из свободы человека.
2) Права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общества и экономического порядка.
3) История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.
4) Демократия — единственно приемлемая для большинства населения форма правления, при условии перехода к главенству права.
5) Капиталистическое общество расколото на два больших враждебных лагеря — буржуазию и пролетариат.
16. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ
ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ |
ХАРАКТЕРИСТИКА |
... |
Порождённые фактами последствия не зависят от воли людей |
Действия |
Правовые последствия фактов зависят от воли людей |
17. Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правовая норма». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) установлена государством 2) имеет письменную форму 3) представление о добре
4) содержит нормативно-правовые акты 5) внутреннее побуждение 6) охраняется и защищается государством
7) регулятор общественных отношений
18.Установите соответствие между проступками и видами юридической ответственности. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОСТУПОК |
|
ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ |
А) невыполнение условий договора займа Б) опоздание на работу В) прогул Г) публичное оскорбление Д) безбилетный проезд |
|
1) гражданско-правовая 2) дисциплинарная 3) административная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
19.В стране N – командный тип экономической системы. Какие факты из приведённого списка свидетельствуют об этом? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Основные средства производства принадлежат государству.
2) Цены на товары определяются соответствием спроса и предложения.
3) производители сами решают, какое количество товара надо произвести
4) В стране законодательно гарантируется многообразие форм собственности.
5) Ресурсы распределяются между производителями централизованно
20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной _________ (А), т.е. сохранению сплоченности в обществе. Во-вторых, служат своеобразными ________ (Б) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных _________ (В). В-третьих, способствует _________ (Г) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают _________ (Д) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы - ожидания и нормы _______ (Е) …Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных ________ (Ж), например, уголовных или административных».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Обратите внимание, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) санкция 2) идеал 3) правило 4) развитие
5) группы 6) контроль 7) управление
8) интеграция 9) эталон 10) стабильность
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
|
|
|
|
|
|
|
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Каждый исторический период определяет особенности социализации. Для того чтобы стать полноправным членом общества, человеку требуется всё больше времени. Если раньше социализация охватывала только период детства, то современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь. Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии. Особенности современной социализации человека определяются новыми требованиями к его характерологическим чертам, которые необходимы для нормального функционирования в качестве полноправного члена общества.
В ходе социализации личность выступает как субъект и объект этого процесса. Кроме того, в процессе социализации осуществляется динамика пассивной и активной позиции индивида. Пассивная позиция – когда он усваивает нормы и служит объектом социальных отношений; активная позиция – когда он воспроизводит социальный опыт и выступает как субъект социальных отношений.
Социализация человека происходит посредством механизмов социализации – способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Одним из первых был выделен механизм подражания, имитации, идентификации. Его сущность заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей. Выделяют механизм полоролевой идентификации. Его сущность состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определённого пола. Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля. Он работает на основе чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей.
Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все эти социальные группы выступают в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации.
(Н. Мельникова)
21. Автор рассматривает механизмы социализации. Назовите три таких механизма.
22. Какие три особенности присущи, по мнению автора, социализации в современном обществе? В тексте говорится о новых требованиях к характерологическим чертам человека как полноправного члена общества. Опираясь на знания обществоведческого курса, материалы СМИ и собственный социальный опыт, укажите одно из таких требований.
23. Автор перечисляет группы, являющиеся институтами социализации. Выберите из этих групп две первичные неформальные группы и укажите два любых признака, общих для выбранных Вами групп.
24. Автор пишет об активной и пассивной позициях в социализации. Раскройте суть каждой из этих позиций. Опираясь на знания обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите по одному примеру, иллюстрирующему каждую ИЗ ЭТИХ ПОЗИЦИЙ.
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о целях деятельности, и одно предложение, раскрывающее особенности творческой деятельности.
26. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры.
27. В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое – это знатное. Второе – состояние свободных по происхождению людей, рождённых свободной матерью. Третье – крепостное состояние людей. Между правами дворян и других людей существует большая разница».
Какая сфера общественной жизни отражена в этих правовых установлениях? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами? Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия стратификации современного общества.
28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Особенности семьи как малой группы». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах
29. Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1–29.5).
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания,
полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Философия |
«Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян) |
Экономика |
«Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне) |
Социология, социальная психология |
«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)
|
Политология |
«"Разделяй и властвуй" – мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше». (И.В. Гёте)
|
Правоведение |
«Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив» . (А.Ф. Кони) |
Приложение № 2
Вариант № 2
1.Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ МИРА
ФОРМА |
ХАРАКТЕРИСТИКА |
... |
Освоение мировоззренческих установок, основанных на вере в сверхъестественное |
Искусство |
Освоение и воплощение эстетических ценностей |
2.. Из нижеприведенного списка выберите признаки индустриального общества.
1) Основа производства — земля, сельскохозяйственный труд 2) Развитие крупной машинной промышленности
3) Преобладание ручного труда 4) Основа производства — знания, информация
5) Широкое применение машинной техники
3. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ |
ВИД ИСТИНЫ |
А . Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей |
1. Объективная истина |
Б . Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире |
2. Относительная истина |
В Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности |
3. Абсолютная истина |
Г . Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент |
|
Д . Информация, соответствующая действительному положению вещей |
|
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
4. Что из приведенного ниже является проявлением глобальных проблем?
1) Истощение плодородного слоя почвы 2) Истощение запасов пресной воды
3) Спад производства 4) Увеличение задолженности развивающихся стран развитым
5) Кризис финансовой системы 6) Проблемы войны и мира
5.Студент Пётр Иванов готовится к сдаче экзамена. Выберите из предложенного перечня ситуации, в которых он выступал как субъект познавательной деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Выбрал учебные пособия для подготовки. 2) Сильно волновался в ночь перед экзаменом.
3) Забыл прийти на предэкзаменационную консультацию. 4) Подготовил краткие конспекты по основным вопросам.
5) С одногруппниками вслух проговорил ключевые положения каждого ответа.
6) Чтобы снять стресс, слушал накануне экзамена лёгкую инструментальную музыку.
6.Установите соответствие между видами норм и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ НОРМ |
|
ВИДЫ НОРМ |
А) правила, сохраняющиеся на протяжении веков и указывающие, как вести себя в повседневной жизни Б) детальные правила вежливого поведения В) правила, регулирующие поведение конкретной социальной группы или организации Г) правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу государственного принуждения |
|
1) этикет 2) корпоративная норма 3) закон 4) обычай |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
7. Выберите верные суждения о видах социального взаимодействия и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Взаимоуважение осложняет сотрудничество.
2) Сотрудничество направлено на достижение совместной цели.
3) успешное взаимодействие обеспечивает укрепление сотрудничества
4) Столкновение несовместимых взглядов индивидов приводит к конкуренции.
5) Неравенство в уровне доходов и потребления между богатыми и бедными, нестабильность экономического, политического и социального развития неизбежно ведут к конфликтам на различных уровнях.
6) Если каждая сторона получает то, что считает приемлемым, возникает конфликт.
8. По данным социологического опроса, на вопрос «Кем хочет стать современная молодёжь?» были получены результаты, представленные в таблице.
Профессия |
Процент от числа опрошенных |
Бизнесмен/предприниматель |
33 |
Журналист в интернет-издании/блоггер |
20 |
PR-менеджер/рекламщик |
15 |
Менеджер в крупной компании |
15 |
Юрист |
10 |
Другое |
5 |
Не определился с выбором профессии |
2 |
1) Пятая часть опрошенных связывают профессиональный заработок с популярностью новых видов СМИ.
2) Абсолютное большинство опрошенных имеют представление о своей будущей профессии.
3) Наибольшей популярностью пользуются профессии, требующие экономического образования.
4) Профессия юриста занимает третье место по популярности среди молодёжи.
5) Десятая часть опрошенных стремится работать в таких новых для российской экономики сферах, как PR и реклама
9. Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Последствия социальных конфликтов могут быть только негативными.
2) Социальные конфликты стали возникать в обществе только с появлением государства.
3) Основанием для классификации социальных конфликтов может выступать их длительность.
4) Социальные конфликты всегда возникают по экономическим причинам.
5) Социальный конфликт – это способ взаимодействия индивидов, общностей, социальных институтов.
6) Первой стадией социального конфликта является скрытая стадия, на которой противоречия между участниками конфликта ещё не осознаются.
10. Социологические службы страны Z провели опрос. В ходе опроса респондентов спрашивали: «Насколько интересно Вам было бы получать информацию о состоянии окружающей среды?».
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Доля респондентов, которые не определились относительно своего интереса к информации о состоянии окружающей среды в месте своего проживания, больше, чем доля тех, кого состояние окружающей среды в месте их проживания не интересует
2) Экологические проблемы не вызывают существенного интереса у жителей страны Z
3) Более четверти опрошенных не проявляют интереса к состоянию окружающей среды в своем регионе
4) Почти две трети опрошенных выражают интерес к состоянию окружающей среды в своём регионе.
5) Доли респондентов, интересующихся состоянием окружающей среды в своей стране в целом и тех, кому это не интересно, оказались примерно равными.
11.В стране Z идёт формирование гражданского общества. Какие из приведённых примеров подтверждают данный вывод?
1) Прошла реформа системы органов центрального управления.
2) Увеличилось количество независимых средств массовой информации.
3) При многих школах создаются попечительские советы.
4) Внедрена электронная система оказания государственных услуг.
5) Выросло число граждан, принимающих участие в деятельности политических партий.
6) Произведены закупки современного оборудования для детских больниц.
12.В стране Z правительство формируется блоком партий, победивших на парламентских выборах. Выберите в приведённом ниже списке черты, свидетельствующие, что в стране Z парламентские выборы проходят по пропорциональной системе, и запишите цифры, под которыми эти черты указаны.
1) Голосование проводится по спискам политических партий
2) Существует возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов
3) Победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах
4) Предусмотрено голосование по одномандатным округам
5) Граждане голосуют прежде всего за программы партий, а не за конкретных людей
6) Количество мест, полученных партией в парламенте, зависит от процента голосов, поданных за партию на выборах
13.Выберите верные суждения о признаках, присущих любому государству, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К признакам государства относится его территориальная целостность.
2) Высшим органом законодательной власти в государстве является парламент.
3) Государство обладает монопольным правом сбора налогов.
4) Важнейшим признаком государства является его суверенитет.
5) Государству присуще разделение власти на самостоятельные ветви.
14. Раскрывая роль государства в жизни общества, учёные-политологи характеризуют его как центральный, главный институт политической системы. Какие из перечисленных признаков подтверждают это суждение?
1) обладает наивысшей концентрацией власти
2) устанавливает общеобязательные нормы
3) его деятельность регулируется определёнными нормами
4) выполняет определённые общественные функции
5) регулирует деятельность граждан и организаций на определённой территории
6) возникло раньше других социальных институтов
15.Найдите в приведённом ниже списке типы политических режимов и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) тоталитарный 2) пропорциональный 3) мажоритарный 4) демократический 5) легальный
6) авторитарный
16.Запишите слово, пропущенное в схеме:
17.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правонарушение». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) деяние 2) соблюдение закона 3) правовой обычай 4) неосторожность 5) умысел 6) вина
18.Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРАВООТНОШЕНИЯ |
|
ОТРАСЛИ ПРАВА |
А) гражданин был принят на работу в должности механика Б) суд установил опеку над несовершеннолетним В) суд признал, что деяние было совершено в состоянии необходимой обороны Г) гражданину был предоставлен ежегодный отпуск Д) гражданин был признан виновным и приговорен к лишению свободы |
|
1) трудовое право 2) семейное право 3) уголовное право |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
19. Страна Z переживает сложный период в экономике. Какие факты свидетельствуют о том, что в стране наблюдается экономический спад? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В стране наблюдается высокий уровень занятости населения. 2) Банки сокращают кредитование потребителей.
3) В производстве наблюдается снижение производственных мощностей. 4) Наблюдается устойчивый рост ВВП.
5) Качество жизни населения показывает самый высокий уровень за последнее десятилетие.
20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Мотивом _________(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная _________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования _________(В), социальной группы,
общества в целом. _________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. _________(Д) потребности связаны с тем, что
человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми. _________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определённому виду деятельности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1)потребность 2)деятельность 3)природа 4)социальный 5)естественный
6)подлинный (разумный) 7)индивидуальность 8)индивид 9)идеальный (духовный)
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Человек биологический, человек социальный, человек духовный. В разных соотношениях все три персонажа живут в каждом человеке.
Человек биологический – существо, озабоченное удовлетворением своих потребностей. Так и хочется написать: элементарных потребителей. Ведь речь идет о еде, о жилье, об одежде, воспроизводстве своего рода, которое опять же требует питания, одежды, жилища. Казалось бы, при нынешнем уровне цивилизации и прогресса удовлетворение всех этих потребностей рода человеческого должно было уже перестать быть существенным. Увы, за этими заботами десятки миллионов усталых людей забыли о своем высоком предназначении, и не видят иных ценностей, кроме первичных потребностей. Нет, нельзя эти потребности называть элементарными, ибо они ещё не удовлетворены.
Человек социальный существует как бы в иной плоскости. Правда, не будем забывать, что у животных тоже есть рассудочная деятельность, имеются определенные социальные организации. Понаблюдайте, например, за обывателями обезьяньего питомника: разделение власти, труда и многое другое, что мы привыкли отождествлять лишь с человеческими сообществами. Но не одна ветвь эволюции на земле не является в такой степени взаимозависимой по производству и распределению продуктов, установлению правил общежития, созданию мегаполисов и государств, развитию массовых коммуникаций, как человеческая. Если социальная деятельность мотивирована лишь материальным интересом, человек биологизируется. И даже если он одет в модный современный костюм, пользуется компьютером, сидит за рулем автомобиля, рационально мыслит, т.е. соображает, что ему выгодно, а что нет, он недалеко ушел от наших дальних предков… Если такой тип не нарушает каких-то норм, то лишь потому, что боится наказания. Он как бы в вечном жёстком противоборстве с обществом, с тем или иными социальными институтами. Красть нехорошо, за это посадят в тюрьму, - говорит ему общество. Правильно, но не пойман - не вор, - возражает он… В основе его помыслов и действий – свой кровный интерес (обеспечить воспроизводство своего рода, удовлетворить свои биологические плюс некоторые социальные потребности, часто связанные с первыми, - богатство, власть, престиж). К духовным, нравственным ценностям у него снисходительно-ироническое отношение, как к пережиткам прошлого… По мере того как происходит насыщение элементарных биологических потребностей, человек социальный становится всё более массовым явлением.
Человек духовный – это, если говорить кратко, человек с совестью. Иначе говоря, со способностью различать добро и зло, оценивать свои помысли и поступки, формулировать для себя нравственные предписания, требовать от себя их исполнения. Человек духовный преодолел в себе опаснейшее искушение видеть смысл существования только в удовлетворении своих всё более изощренных потребностей. Благодаря этому он обрёл новую грань свободы, которая делает его способным служить высшим ценностям культуры, поискам смысла бытия. Разумеется, он понимает огромную роль экономических и социальных проблем общества, но он всегда видит в них цель, а не средства.
(В.Н. Шубкин)
21 Автор рассматривает три персонажа, живущих в каждом человеке. Назовите их и укажите, что является ведущим мотивом деятельности каждого персонажа.
22. Что, по мнению автора, может служить регулятором общественного поведения человека социального? Предположите, в чём опасность подобного регулирования.
23 По мнению автора, человек биологический - существо, озабоченное удовлетворением своих потребностей. Обществоведы отмечают, что в современном обществе первичные потребности социализированы. Приведите три примеры, подтверждающие утверждение учёных.
24 Автор считает, что человек духовный обрёл новую грань свободы. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения мнения автора.
25.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный конфликт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социального конфликта, и одно предложение о причинах социального конфликта
26. Раскройте на примере изучения любого школьного предмета три основные характеристики учения как вида деятельности.
27.Группа школьников регулярно посещает дополнительные занятия в Историческом музее. На занятиях школьники знакомятся с секретами крестьянских ремёсел, региональными особенностями глиняных игрушек и других предметов крестьянского быта. К какой форме культуры относятся данные предметы? Назовите три отличительных признака этой формы культуры
28.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Взаимосвязь социальный структуры и типа общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах
29. Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1–29.5).
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания,
полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Философия |
«Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян) |
Экономика |
«Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне) |
Социология, социальная психология |
«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)
|
Политология |
«"Разделяй и властвуй" – мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше». (И.В. Гёте)
|
Правоведение |
«Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив» . (А.Ф. Кони) |
Приложение № 3
Критерии проверки.
Максимум 62 балла
С 31 балла -3
С 40 баллов – 4
С 49 баллов - 5
№ задания |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Баллы |
1. |
Политическая |
Религия |
1 |
2. |
124 |
25 |
1 |
3. |
31231 |
13221 |
2 |
4. |
245 |
126 |
2 |
5. |
256 |
145 |
2 |
6. |
23641 |
4123 |
2 |
7. |
245 |
234 |
2 |
8. |
23 |
13 |
1 |
9. |
125 |
356 |
2 |
10. |
35 |
34 |
1 |
11. |
46 |
235 |
2 |
12. |
35 |
156 |
2 |
13. |
134 |
34 |
2 |
14. |
234 |
125 |
2 |
15. |
124 |
146 |
2 |
16. |
событие |
Гражданские |
1 |
17. |
35 |
23 |
2 |
18. |
12233 |
12313 |
2 |
19. |
15 |
23 |
2 |
20. |
8956, 10, 34 |
218549 |
2 |
|
|
|
35 баллов |
1 вариант
1 вариант
21. Автор рассматривает механизмы социализации. Назовите три таких механизма.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
БАЛЛЫ |
1) подражание, имитация, идентификация; 2) полоролевая идентификация; 3) социальный контроль |
|
Названы три механизма |
2 |
Названы два механизма |
1 |
Назван один механизм. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
22. Какие три особенности присущи, по мнению автора, социализации в современном обществе? В тексте говорится о новых требованиях к характерологическим чертам человека как полноправного члена общества. Опираясь на знания обществоведческого курса, материалы СМИ и собственный социальный опыт, укажите одно из таких требований.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
БАЛЛЫ |
В ответе должны быть следующие элементы: Особенности социализации: - гуманизация детства; - процесс социализации требует всё больше времени: Современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь; - особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии; 2) новое требование, например: - уметь выстраивать отношения с разными людьми; - уметь находить нестандартные решения; - владеть современными технологиями получения и обработки информации |
|
Указаны три особенности и одно требование |
2 |
Указаны одна-две особенности и одно требование |
1 |
Указаны только одна-две особенности. ИЛИ Указано только требование. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
23. Автор перечисляет группы, являющиеся институтами социализации. Выберите из этих групп две первичные неформальные группы и укажите два любых признака, общих для выбранных Вами групп.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
БАЛЛЫ |
В ответе должны быть следующие элементы: 1) ГРУППЫ: — семья; — компания сверстников; 2) признаки, например: - непосредственность контактов; - межличностное . взаимодействие имеет эмоциональный характер |
|
Названы две группы, и указаны два признака |
3 |
Названа одна группа, и указаны два признака. ИЛИ Названы две |
2 |
Названа одна группа, и указан один признак. ИЛИ Указаны только два признака |
1 |
Названы только одна-две группы. ИЛИ Указан только один признак. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
24. Автор пишет об активной и пассивной позициях в социализации. Раскройте суть каждой из этих позиций. Опираясь на знания обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите по одному примеру, иллюстрирующему каждую ИЗ ЭТИХ ПОЗИЦИЙ.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
БАЛЛЫ |
B ответе должны быть следующие элементы: 1) СУТЬ каждой позиции: - активная - человек воспроизводит социальный опыт и выступает как субъект социальных отношений; - пассивная — человек усваивает нормы и служит объектом социальных отношений; 2) примеры, иллюстрирующие каждую из этих позиций, например: - учитель как субъект социализации разъяснял учащимся механизмы действия социальных норм и формы общественного контроля; - на курсах повышения квалификации учитель, будучи объектом социализации, прослушал лекцию о психологии личности. |
|
Раскрыта суть двух позиций, и приведены два примера |
3 |
Раскрыта суть одной позиции, и приведены два примера. ИЛИ Раскрыта суть двух позиций, приведён один пример. |
2 |
Раскрыта суть одной позиции, и приведён один пример. ИЛИ Раскрыта только суть двух позиций. ИЛИ приведены только два примера. |
1 |
Раскрыта суть одной позиции. ИЛИ приведён только один пример. ИЛИ ответ неправильный. |
0 |
Максимальный балл |
3 |
25. 1) Смысл понятия, например: присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром, основное содержание которой – изменение и преобразование мира;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение).
2) Одно предложение с информацией о целях деятельности, опирающейся на знания курса, например: деятельность всегда связана с определённой потребностью, она и осуществляется ради удовлетворения потребности;
(Могут быть составлены любые другие предложения.)
3) Одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса особенности творческой деятельности, например: особенностью творческой деятельности является создание чего-либо нового, ранее не существовавшего.
(Могут быть составлены любые другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса особенности творческой деятельности.)
26. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе могут быть приведены следующие примеры:
1) сопровождение ледового шоу фрагментами из классических музыкальных произведений;
2) использование в качестве рекламных слоганов названий произведений литературной классики или цитат из них;
3) использование мотивов народного творчества в таком жанре массовой лирической песни, как романс.
Названы три примера – 3 балла
27. Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы: 1) сфера общественной жизни – социальная; 2) исторический тип стратификации – сословная; 3) критерии стратификации современного общества: – объём власти; – уровень доходов; – уровень образования; – престиж профессии. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках |
Баллы
|
Правильно указаны сфера, тип стратификации и три критерия |
3 |
Правильно указаны сфера, тип стратификации и один-два критерия. ИЛИ Правильно указаны сфера и три критерия |
2 |
Правильно указаны сфера и тип стратификации. ИЛИ Правильно указаны сфера и один-два критерия |
1 |
28.
29.
2 вариант
21. Автор рассматривает три персонажа, живущих в каждом человеке. Назовите их и укажите, что является ведущим мотивом деятельности каждого персонажа.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
БАЛЛЫ |
В правильном ответе должны быть названы персонажи и соответствующие мотивы: человек биологический – удовлетворение первичных потребностей; человек социальный - удовлетворение биологических и некоторых социальных потребностей: в богатстве, власти, престиже; человек духовный – служение ценностям культуры, поиск смысла бытия. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках |
|
Правильно названы три персонажа, и указаны мотивы каждого из них. |
2 |
Правильно названы один-три персонажа, и указаны мотивы одного-двух из них. |
1 |
Правильно названы только один-три персонажа. ИЛИ Указаны только мотивы одного-трех персонажей. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующее требованиям задания. |
0 |
Максимальный балл |
3 |
22. Что, по мнению автора, может служить регулятором общественного поведения человека социального? Предположите, в чём опасность подобного регулирования.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
БАЛЛЫ |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Регулятор: боязнь наказания; Предположение, например, опасность, состоит в том, что человек не различает добро и зло, у него не сформирован самоконтроль. Может быть указан другой регулятор, высказано другое предположение |
|
Правильно указан регулятор, высказано предположение |
2 |
Правильно указан только регулятор |
1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующее требованиям задания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
23. По мнению автора, человек биологический - существо, озабоченное удовлетворением своих потребностей. Обществоведы отмечают, что в современном обществе первичные потребности социализированы. Приведите три примеры, подтверждающие утверждение учёных.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
БАЛЛЫ |
Могут быть приведены такие примеры: При приготовлении и потреблении пищи человек использует предметы сервировки, посуду; Выбирая одежду, человек ориентируется на моду, собственный вкус; Для многих людей отдых – это не только сон, но и занятия спортом, посещение музеев, прогулки. Могут быть названы другие примеры |
|
Приведены три примера |
3 |
Приведены два примера |
2 |
Приведен один пример |
1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующее требованиям задания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
24. Автор считает, что человек духовный обрёл новую грань свободы. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения мнения автора.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
БАЛЛЫ |
Могут быть приведены такие объяснения: человек духовный не действует из необходимости приобретать всё новые материальные блага – в этом проявляется его свобода; человека духовного сформированы нравственные ценности, и он способен сделать свой свободный нравственный выбор; человек духовный нацелен на поиск смысла жизни, создание культурных ценностей, т.е. он свободен в своём культурном творчестве. Могут быть названы другие объяснения |
|
Приведены три объяснения |
3 |
Приведены два объяснения |
2 |
Приведено одно объяснение |
1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующее требованиям задания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
25.
26. Раскройте на примере изучения любого школьного предмета три основные характеристики учения как вида деятельности.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе могут быть указаны и конкретизированы следующие характеристики учения как вида деятельности:
- наличие субъектов деятельности (учащихся и учителя);
- наличие объекта деятельности (изучаемого предмета);
- нацеленность на приобретение новых знаний и умений;
- использование комплекса методов учения (решение задач, лабораторная работа и др.) и преподавания (проблемный метод, лекция и др.);
- использование средств обучения (учебник, атлас, рабочая тетрадь).
27.
28.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.