Итоговая проверочная работа за курс 10 класса по обществознанию
Оценка 4.9

Итоговая проверочная работа за курс 10 класса по обществознанию

Оценка 4.9
doc
19.09.2022
Итоговая проверочная работа за курс 10 класса по обществознанию
итог база общ10.doc

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22

РАССМОТРЕНО:

Руководитель МО учителей

 

______________

27.04.2017  г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

___________

 

28.04.2017 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы:

___________О.А. Максимова

 

29.04.2017 г.

 

 

 

 

 

 

Аттестационный  материал

по    обществознанию (базовый уровень)   

за курс 10    класса

(2016-2017 учебный год)

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     Учитель:    Меркушова Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2017

 

 

 

 

 

Пояснительная записка к аттестационной работе по обществознанию (базовый уровень)

за курс 10 класса

Назначение аттестационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию (базовый уровень) учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений с целью промежуточной аттестации.

Содержание аттестационной работы определяется:

1) Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования» (в ред. от 23.06.2015 г.)

2)Примерной программой среднего общего образования по обществознанию  и программы Обществознание. 10-11 класс (базовый  уровень). Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеева.– М.: Просвещение, 2010

3)УМК для учащихся: Обществознание. Базовый уровень 10 класс Л.Н. Боголюбов. – М.: Просвещение,

 

Аттестационная работа позволяет выявить уровень усвоения программного материала за курс 10 класса,  сформированность у учащихся навыков работы с тестовыми заданиями.

Аттестационная работа по обществознанию (базовый  уровень)даётся на 3 часа 55 минут. Работа состоит из 2 частей: 1 часть – 20 разноуровневых тестовых заданий и 2 Часть -  9 заданий с развернутым ответом формата ЕГЭ. Тематика тестовых заданий определяется рабочей программой за курс 10 класса: Человек и общество, Социальные отношения, Политика, Право, Экономика № Определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту № 20 Задания части 2 (21–29) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы .

Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом научно- популярного текста. Задания 21 и 22 направлены преимущественно на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде (задание 21), а также применять ее в заданном контексте (задание 22). Задание 23

нацелено на характеристику (или объяснение, или конкретизацию) текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на контекстные обществоведческие знания. Задание 24 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста. Задание 25 проверяет умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте. Задание 26 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс. Задание-задача 27 требует: анализа представленной информации, в том числе статистической и графической; объяснения связи социальных

объектов, процессов; формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов. При выполнении этого задания проверяется умение применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Задание 28 требует составления плана развернутого ответа по  конкретной теме обществоведческого курса. При выполнении заданий данного типа выявляются умения: систематизировать и обобщать социальную информацию; устанавливать и отражать в структуре плана структурные, функциональные, иерархические и иные связи социальных объектов, явлений, процессов.

В каждом варианте работы в заданиях 21–28 в совокупности представлены пять тематических блоков-модулей. Завершает работу альтернативное задание 29, нацеливающее экзаменующегося на написание мини-сочинения по одной из пяти

предлагаемых тем. Темы задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры. В отдельных случаях высказывания имеют афористический характер. Каждая тема-высказывание условно соотносится с одной из базовых наук обществоведческого курса (темы по социологии и социальной психологии объединены в общий блок), однако выпускники вправе раскрывать ее в контексте любой общественной науки или нескольких наук. Данное задание проверяет широкий комплекс умений, в частности умения: раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы.

Аттестационная работа позволяет выявить уровень усвоения программного материала за курс 10 класса,  сформированность у учащихся навыков работы с тестовыми заданиями.

Объём работы соответствует нормам данного класса.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и

экзаменационной работы в целом

Задания 1–3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания. Правильное выполнение заданий 4–9, 11, 13–20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной

ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.

Полное правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 2 до 5 баллов. За полное правильное выполнение заданий 21, 22 выставляется по 2 балла; заданий 23–28 – по 3 балла; задания 29 – 5 баллов. Максимальный балл – 62 балла.

Критерии оценивания работы:

«5» - 80 – 100 %;

«4» - 66 – 79 %;

«3» - 51 – 65 %;

«2»- менее 50 %. 

Приложение № 1 «Вариант 1»

Приложение № 2 «Вариант 2»

Приложение № 3 «Критерии для проверки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Вариант № 1

1.Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

 

СФЕРЫ ОБЩЕСТВА

 

СФЕРЫ

УЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)

Экономическая

Заводы, фирмы, банки, рынки и др.

...

Государство, парламент, правительство, су­деб­ная система, пар­тии и др.

 

2. Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, раскрываю­щие его социальную природу.

1) Способность к совместной преобразовательной деятельности   2) Стремление к самореализации

3) Умение приспосабливаться к природным условиям                        4) Устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5) Потребность в воде, пище, отдыхе                                                       6) Способность к самосохранению

3. Установите соответствие между видами деятельности, данными в пер­вом столбце, и их характеристиками, данными во втором.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А . Деятельность в воображаемой ситуации

1. Труд

Б . Практическая полезность

2. Учение

В . Нацеленность на получение знаний

3. Игра

Г . Замещение реальных объектов условными

 

Д . Преобразовательная направленность

 

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

4. В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами.

2)Большинство населения занято в сфере услуг.

3)Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

4)Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

5)Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.

6)Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

5.Учёный биолог Петров изучает роль ядовитых грибов в жизни леса. Выберите из приведённого перечня эмпирические методы исследования, используемые Петровым. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Выдвинул гипотезу о защитных функциях ядовитых грибов по отношению к некоторым видам растений.

2) Установил в лаборатории химический состав нескольких видов ядовитых грибов Подмосковья.

3) разработал  модель развития грибницы в различных природных условиях.

4) Подготовил список основной литературы по изучаемой проблеме.

5) Подготовил иллюстрированный атлас с описанием наиболее распространённых видов ядовитых грибов.

6) Зафиксировал с помощью видеозаписи ареал распространения основных видов ядовитых грибов Подмосковья.

 

6. Установите соответствие между определениями и понятиями

     ОПРЕДЕЛЕНИЯ                                                                                                                         ПОНЯТИЯ

А) принятое в обществе правило, определяющее рамки   поведения человека      1) социальное неравенство

 Б) действия человека, соответствующие его     социальному статусу                     2) социальная норма

В) перемещение человека из одной социальной группы в другую                            3) социальная роль

Г) разделение общества на группы, занимающие                                                           4) социальная стратификация

разное социальное положение                                                                                               5) социальный контроль

Д) неодинаковый доступ представителей различных                                                   6) социальная мобильность

групп общества к социальным благам                                                        

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

7.Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальные нормы могут существовать исключительно в письменной форме.

2) Социальные нормы регулируют как действия отдельных людей, так и целых социальных групп.

3) Социальные нормы регулируют как взаимоотношения между людьми, так и обращение людей с техническими объектами.

4) Социальные нормы позволяют не только контролировать, но и оценивать действия людей.

5) Одна из функций социальных норм – включение человека в систему общественных отношений.

8. В стране Z функционирует Центр трудовых прав женщин, который оказывает бесплатные юридические консультации по различным вопросам.

В диаграмме ниже представлена статистика обращения женщин за консультацией по вопросам нарушения их трудовых прав в процентах от числа обратившихся.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основании диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля обратившихся по вопросам невыплаты заработной платы примерно равна среди работниц предприятий разных размеров.

2) Проблема препятствования оформлению больничного листа в наименьшей степени затрагивает женщин, работающих на крупных предприятиях.

3) Доля женщин, работающих на средних предприятиях, обратившихся по вопросам увольнения вследствие беременности и по вопросам невыплаты заработной платы примерно равны.

4) По всем вопросам нарушения трудовых прав, чаще всего обращаются женщины, работающие на малых предприятиях.

5) Женщины, работающие на малых предприятиях, в три раза чаще обращались по вопросам принуждения к увольнению, чем женщины работающие на крупных предприятиях.

9. Выберите верные суждения о девиантном поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Девиантное поведение соизмеряется только с культурными нормами конкретной социальной группы.

2) Девиантное поведение индивида свидетельствует о полном или частичном провале его социализации.

3) Преступная деятельность не относится к девиантному поведению.

4) Понятие девиантное поведение можно применить только к поведению отдельной личности, но не организации.

5) Некоторые причины девиантного поведения носят биопсихический характер.

10. В ходе социологических опросов 2004 и 2005 гг. респондентам предложили ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы нынешней системой образования в России?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы..

. Варианты ответов

% опрошенных

2004

2005

Определенно да/скорее да

23

18

Ни да, ни нет

20

22

Скорее нет/ определенно нет

50

50

Затруднились ответить

7

10

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Более половины россиян не смогли определить свое отношение к проблеме.

2) Значительно выросло количество россиян, удовлетворенных качеством образования.

3) По мнению половины опрошенных, качество образования в России остается неудовлетворительным.

4) Сокращается число россиян, которые не интересуются проблемами отечественного образования.

5) Количество россиян, удовлетворённых образованием в 2004, уменьшилось в сравнении с количеством удовлетворённых в 2005году

 

 

11.Найдите в приведенном ниже списке формы территориально-государственного устройства и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) диктатура       2) республика     3) демократия    4) унитарное государство              5) монархия        6) федерация

12. Выберите верные суждения о чертах, присущих демократическим выборам. И запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Лица, награждённые государственными наградами, при голосовании имеют два голоса.

2) Законодательно закрепляется, что по результатам выборов в парламент должно пройти не менее двух политических партий.

3) Избиратели голосуют непосредственно за кандидатов на выборные должности.

4) Чтобы зарегистрироваться кандидатом на выборах, необходимо предоставить положительную характеристику с места работы.

5) На избирательных участках обеспечивается тайна голосования.

13.Вы­бе­ри­те из пред­ло­жен­но­го про­яв­ле­ния де­я­тель­но­сти ин­сти­ту­тов граж­дан­ско­го об­ще­ства.

 1. Меж­ре­ги­о­наль­ный проф­со­юз во­ди­те­лей-даль­но­бой­щи­ков об­ра­тил­ся с ини­ци­а­ти­вой из­ме­не­ния рас­по­ло­же­ния склад­ских по­ме­ще­ний и сто­я­нок близ сто­лич­но­го ме­га­по­ли­са.

2. Ми­ни­стер­ство по делам пе­ча­ти и ин­фор­ма­ции объ­яви­ло кон­курс на про­из­вод­ство серии ху­до­же­ствен­ных филь­мов о фор­ми­ро­ва­нии граж­дан­ской иден­тич­но­сти.

3. Пра­во­за­щит­ная ор­га­ни­за­ция «Сво­бо­да слова» вы­сту­пи­ла в под­держ­ку жур­на­ли­стов и пред­ло­жи­ла при­нять за­ко­ны, на­прав­лен­ные на га­ран­тию без­опас­но­сти их де­я­тель­но­сти.

4. Ас­со­ци­а­ция твор­че­ских учи­те­лей на­ча­ла на своем ин­фор­ма­ци­он­ном пор­та­ле про­ект кон­суль­ти­ро­ва­ния мо­ло­дых учи­те­лей по ме­то­ди­че­ским во­про­сам.

5. След­ствен­ный ко­ми­тет Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции при­нял к рас­смот­ре­нию дело о на­па­де­нии на из­вест­но­го жур­на­ли­ста.

6. Пре­зи­дент стра­ны ини­ци­и­ро­вал со­зда­ние но­во­го ин­но­ва­ци­он­но­го на­уч­но­го цен­тра в под­мос­ков­ном Скол­ко­во.

14.В го­су­дар­стве Z за­ко­но­да­тель­ную власть осу­ществ­ля­ет пар­ла­мент, а все­на­род­но из­би­ра­е­мый глава го­су­дар­ства фор­ми­ру­ет пра­ви­тель­ство и воз­глав­ля­ет ис­пол­ни­тель­ную власть. Граж­да­не об­ла­да­ют всей пол­но­той прав и сво­бод, раз­ви­ты ин­сти­ту­ты граж­дан­ско­го об­ще­ства. Го­су­дар­ство Z вклю­ча­ет в себя тер­ри­то­рии субъ­ек­тов, ко­то­рые об­ла­да­ют опре­делённой по­ли­ти­че­ской са­мо­сто­я­тель­но­стью. Пар­ла­мент имеет двух­па­лат­ную струк­ту­ру. Най­ди­те в при­ведённом спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки формы го­су­дар­ства Z и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 1) кон­сти­ту­ци­он­ная мо­нар­хия    2) пре­зи­дент­ская рес­пуб­ли­ка       3) фе­де­ра­тив­ное го­су­дар­ство

4) де­мо­кра­ти­че­ское го­су­дар­ство 5) аб­со­лют­ная мо­нар­хия                6) уни­тар­ное го­су­дар­ство

15.Граж­да­нин С. яв­ля­ет­ся чле­ном одной из ли­бе­раль­ных пар­тий. В при­ве­ден­ном спис­ке най­ди­те идео­ло­ги­че­ские взгля­ды, ко­то­рые дол­жен раз­де­лять граж­да­нин С. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 1) Право соб­ствен­но­сти есть ко­рен­ное юри­ди­че­ское на­ча­ло, вы­те­ка­ю­щее из сво­бо­ды че­ло­ве­ка.

2) Права и сво­бо­ды от­дель­но­го че­ло­ве­ка яв­ля­ют­ся пра­во­вым ба­зи­сом об­ще­ства и эко­но­ми­че­ско­го по­ряд­ка.

3) Ис­то­рия всех до сих пор су­ще­ство­вав­ших об­ществ была ис­то­ри­ей борь­бы клас­сов.

4) Де­мо­кра­тия — един­ствен­но при­ем­ле­мая для боль­шин­ства на­се­ле­ния форма прав­ле­ния, при усло­вии пе­ре­хо­да к гла­вен­ству права.

5) Ка­пи­та­ли­сти­че­ское об­ще­ство рас­ко­ло­то на два боль­ших враж­деб­ных ла­ге­ря — бур­жу­а­зию и про­ле­та­ри­ат.

 

 

16. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

 ВИДЫ ЮРИ­ДИ­ЧЕ­СКИХ ФАКТОВ

ХАРАКТЕРИСТИКА

...

Порождённые фак­та­ми последствия не за­ви­сят от воли людей

Действия

Правовые по­след­ствия фактов за­ви­сят от воли людей

17. Ниже при­ве­ден ряд ха­рак­те­ри­стик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «пра­во­вая норма». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) уста­нов­ле­на го­су­дар­ством       2) имеет пись­мен­ную форму         3) пред­став­ле­ние о добре

4) со­дер­жит нор­ма­тив­но-пра­во­вые акты  5) внут­рен­нее по­буж­де­ние            6) охра­ня­ет­ся и за­щи­ща­ет­ся го­су­дар­ством

 7) ре­гу­ля­тор об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний

 

18.Установите соответствие между проступками и видами юридической ответственности. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ПРОСТУПОК

 

ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

А) невыполнение условий договора займа

Б) опоздание на работу

В) прогул

Г) публичное оскорбление

Д) безбилетный проезд

 

1) гражданско-правовая

2) дисциплинарная

3) административная

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

 

19.В стране N – командный тип экономической системы. Какие факты из приведённого списка свидетельствуют об этом? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Основные средства производства принадлежат государству.

2) Цены на товары определяются соответствием спроса и предложения.

3) производители сами решают, какое количество товара надо произвести

4) В стране законодательно гарантируется многообразие форм собственности.

5) Ресурсы распределяются между производителями централизованно

 

 

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной _________ (А), т.е. сохранению сплоченности в обществе. Во-вторых, служат своеобразными ________ (Б) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных _________ (В). В-третьих, способствует _________ (Г) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают _________ (Д) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы - ожидания и нормы _______ (Е) …Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных ________ (Ж), например, уголовных или административных».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Обратите внимание, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) санкция                        2) идеал                       3) правило                            4) развитие

5) группы                          6) контроль                 7) управление

8) интеграция                    9) эталон                     10) стабильность

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Каждый исторический период определяет особенности социализации. Для того чтобы стать полноправным членом общества, человеку требуется всё больше времени. Если раньше социализация охватывала только период детства, то современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь. Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии. Особенности современной социализации человека определяются новыми требованиями к его характерологическим чертам, которые необходимы для нормального функционирования в качестве полноправного члена общества.

В ходе социализации личность выступает как субъект и объект этого процесса. Кроме того, в процессе социализации осуществляется динамика пассивной и активной позиции индивида. Пассивная позиция – когда он усваивает нормы и служит объектом социальных отношений; активная позиция – когда он воспроизводит социальный опыт и выступает как субъект социальных отношений.

Социализация человека происходит посредством механизмов  социализации – способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Одним из первых был выделен механизм подражания, имитации, идентификации. Его сущность заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей. Выделяют механизм полоролевой идентификации. Его сущность состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определённого пола. Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля.  Он работает на основе чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей.

Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все эти социальные группы выступают в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации.

(Н. Мельникова)

21. Автор рассматривает механизмы социализации. Назовите три таких механизма.

22. Какие три особенности присущи, по мнению автора, социализации в современном обществе? В тексте говорится о новых требованиях к характерологическим чертам человека как полноправного члена общества. Опираясь на знания обществоведческого курса, материалы СМИ и собственный социальный опыт, укажите одно из таких требований.

 23. Автор перечисляет группы, являющиеся институтами социализации. Выберите из этих групп две первичные неформальные группы и укажите два любых признака, общих для выбранных Вами групп.

24.  Автор пишет об активной и пассивной позициях в социализации. Раскройте суть каждой из этих позиций. Опираясь на знания обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите по одному примеру, иллюстрирующему каждую ИЗ ЭТИХ ПОЗИЦИЙ.

 

25. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «де­я­тель­ность»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о целях де­я­тель­но­сти, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее осо­бен­но­сти твор­че­ской де­я­тель­но­сти.

 

 26. С по­мо­щью трех при­ме­ров про­ил­лю­стри­руй­те вза­и­мо­вли­я­ние на­род­ной, мас­со­вой и эли­тар­ной куль­ту­ры.

27. В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое – это знатное. Второе – состояние свободных по происхождению людей, рождённых свободной матерью. Третье – крепостное состояние людей. Между правами дворян и других людей существует большая разница».

Какая сфера общественной жизни отражена в этих правовых установлениях? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами? Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия стратификации современного общества.

 

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Особенности семьи как малой группы». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах

 

29. Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1–29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания,

полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

Философия

«Все наши теории – это не что иное, как обобщение  опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян)

Экономика

«Спрос и предложение – это процесс взаимного   приспособления и координации». (П.Т. Хейне)

Социология, социальная психология

«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)

 

Политология

«"Разделяй и властвуй" – мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше». (И.В. Гёте)

 

Правоведение

«Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив» . (А.Ф. Кони)

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Вариант № 2

 

1.Запишите слово, пропущенное в таблице.

 ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ МИРА

 ФОРМА

ХАРАКТЕРИСТИКА

...

Осво­е­ние ми­ро­воз­зрен­че­ских уста­но­вок, ос­но­ван­ных на вере в сверхъ­есте­ствен­ное

Искусство

Освоение и воплощение эстетических ценностей

2.. Из нижеприведенного списка выберите признаки индустриального об­щества.

1) Основа производства — земля, сельскохозяйственный труд        2) Развитие крупной машинной промышленности

3) Преобладание ручного труда                  4) Основа производства — знания, информация

5) Широкое применение машинной техники

3. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подбери­те соответствующую из второго.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ

ВИД ИСТИНЫ

А . Достоверное знание, не зависящее от мне­ний и пристрастий людей

1. Объективная истина

Б . Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире

2. Относительная истина

В  Знание, дающее приблизительное и непол­ное отражение действительности

3. Абсолютная истина

Г . Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

 

Д . Информация, соответствующая действи­тельному положению вещей

 

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

4. Что из приведенного ниже является проявлением глобальных про­блем?

1) Истощение плодородного слоя почвы                  2) Истощение запасов пресной воды

3) Спад производства                                                     4) Увеличение задолженности развивающихся стран развитым

5) Кризис финансовой системы                                   6) Проблемы войны и мира

5.Студент Пётр Иванов готовится к сдаче экзамена. Выберите из предложенного перечня ситуации, в которых он выступал как субъект познавательной деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Выбрал учебные пособия для подготовки.                              2) Сильно волновался в ночь перед экзаменом.

3) Забыл прийти на предэкзаменационную консультацию.     4) Подготовил краткие конспекты по основным вопросам.

5) С одногруппниками вслух проговорил ключевые положения каждого ответа.

6) Чтобы снять стресс, слушал накануне экзамена лёгкую инструментальную музыку.

 

6.Установите со­от­вет­ствие между ви­да­ми норм и их характеристиками: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ НОРМ

 

ВИДЫ НОРМ

А) правила, со­хра­ня­ю­щи­е­ся на про­тя­же­нии веков и указывающие, как вести себя в по­все­днев­ной жизни

Б) де­таль­ные правила веж­ли­во­го поведения

В) правила, ре­гу­ли­ру­ю­щие поведение кон­крет­ной социальной груп­пы или организации

Г) правила, обя­за­тель­ные для ис­пол­не­ния и опи­ра­ю­щи­е­ся на силу го­су­дар­ствен­но­го принуждения

 

1) эти­кет

2) кор­по­ра­тив­ная норма

3) закон

4) обычай

 Запишите в таб­ли­цу выбранные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми буквами. 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

7. Выберите верные суждения о видах социального взаимодействия и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Взаимоуважение осложняет сотрудничество.

2) Сотрудничество направлено на достижение совместной цели.

3) успешное взаимодействие обеспечивает укрепление сотрудничества

4) Столкновение несовместимых взглядов индивидов приводит к конкуренции.

5) Неравенство в уровне доходов и потребления между богатыми и бедными, нестабильность экономического, политического и социального развития неизбежно ведут к конфликтам на различных уровнях.

6) Если каждая сторона получает то, что считает приемлемым, возникает конфликт.

8. По данным социологического опроса, на вопрос «Кем хочет стать современная молодёжь?» были получены результаты, представленные в таблице.

 

Профессия

Процент от числа опрошенных

Бизнесмен/предприниматель

33

Журналист в интернет-издании/блоггер

20

PR-менеджер/рекламщик

15

Менеджер в крупной компании

15

Юрист

10

Другое

5

Не определился с выбором профессии

2

1) Пятая часть опрошенных связывают профессиональный заработок с популярностью новых видов СМИ.

2) Абсолютное большинство опрошенных имеют представление о своей будущей профессии.

3) Наибольшей популярностью пользуются профессии, требующие экономического образования.

4) Профессия юриста занимает третье место по популярности среди молодёжи.

5) Десятая часть опрошенных стремится работать в таких новых для российской экономики сферах, как PR и реклама

9. Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Последствия социальных конфликтов могут быть только негативными.

2) Социальные конфликты стали возникать в обществе только с появлением государства.

3) Основанием для классификации социальных конфликтов может выступать их длительность.

4) Социальные конфликты всегда возникают по экономическим причинам.

5) Социальный конфликт – это способ взаимодействия индивидов, общностей, социальных институтов.

6) Первой стадией социального конфликта является скрытая стадия, на которой противоречия между участниками конфликта ещё не осознаются.

10. Социологические службы страны Z провели опрос. В ходе опроса респондентов спрашивали: «Насколько интересно Вам было бы получать информацию о состоянии окружающей среды?».

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля респондентов, которые не определились относительно своего интереса к информации о состоянии окружающей среды в месте своего проживания, больше, чем доля тех, кого состояние окружающей среды в месте их проживания не интересует

2) Экологические проблемы не вызывают существенного интереса у жителей страны Z

3) Более четверти опрошенных не проявляют интереса к состоянию окружающей среды в своем регионе

4) Почти две трети опрошенных выражают интерес к состоянию окружающей среды в своём регионе.

5) Доли респондентов, интересующихся состоянием окружающей среды в своей стране в целом и тех, кому это не интересно, оказались примерно равными.

 

 

11.В стра­не Z идёт фор­ми­ро­ва­ние граж­дан­ско­го об­ще­ства. Какие из при­ведённых при­ме­ров под­твер­жда­ют дан­ный вывод?

 1) Про­шла ре­фор­ма си­сте­мы ор­га­нов цен­траль­но­го управ­ле­ния.

2) Уве­ли­чи­лось ко­ли­че­ство не­за­ви­си­мых средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции.

3) При мно­гих шко­лах со­зда­ют­ся по­пе­чи­тель­ские со­ве­ты.

4) Внед­ре­на элек­трон­ная си­сте­ма ока­за­ния го­су­дар­ствен­ных услуг.

5) Вы­рос­ло число граж­дан, при­ни­ма­ю­щих уча­стие в де­я­тель­но­сти по­ли­ти­че­ских пар­тий.

6) Про­из­ве­де­ны за­куп­ки со­вре­мен­но­го обо­ру­до­ва­ния для дет­ских боль­ниц.

12.В стра­не Z пра­ви­тель­ство фор­ми­ру­ет­ся бло­ком пар­тий, по­бе­див­ших на пар­ла­мент­ских вы­бо­рах. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке черты, сви­де­тель­ству­ю­щие, что в стра­не Z пар­ла­мент­ские вы­бо­ры про­хо­дят по про­пор­ци­о­наль­ной си­сте­ме, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми эти черты ука­за­ны.

 1) Го­ло­со­ва­ние про­во­дит­ся по спис­кам по­ли­ти­че­ских пар­тий

2) Су­ще­ству­ет воз­мож­ность вы­дви­же­ния не­за­ви­си­мых бес­пар­тий­ных кан­ди­да­тов

3) По­бе­ду одер­жи­ва­ет кан­ди­дат, по­лу­чив­ший боль­шин­ство го­ло­сов на вы­бо­рах

4) Преду­смот­ре­но го­ло­со­ва­ние по од­но­ман­дат­ным окру­гам

5) Граж­да­не го­ло­су­ют пре­жде всего за про­грам­мы пар­тий, а не за кон­крет­ных людей

6) Ко­ли­че­ство мест, по­лу­чен­ных пар­ти­ей в пар­ла­мен­те, за­ви­сит от про­цен­та го­ло­сов, по­дан­ных за пар­тию на вы­бо­рах

13.Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о при­зна­ках, при­су­щих лю­бо­му го­су­дар­ству, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 1) К при­зна­кам го­су­дар­ства от­но­сит­ся его тер­ри­то­ри­аль­ная це­лост­ность.

2) Выс­шим ор­га­ном за­ко­но­да­тель­ной вла­сти в го­су­дар­стве яв­ля­ет­ся пар­ла­мент.

3) Го­су­дар­ство об­ла­да­ет мо­но­поль­ным пра­вом сбора на­ло­гов.

4) Важ­ней­шим при­зна­ком го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся его су­ве­ре­ни­тет.

5) Го­су­дар­ству при­су­ще раз­де­ле­ние вла­сти на са­мо­сто­я­тель­ные ветви.

14. Рас­кры­вая роль го­су­дар­ства в жизни об­ще­ства, учёные-по­ли­то­ло­ги ха­рак­те­ри­зу­ют его как цен­траль­ный, главный ин­сти­тут по­ли­ти­че­ской си­сте­мы. Какие из пе­ре­чис­лен­ных при­зна­ков под­твер­жда­ют это суж­де­ние?

 1) об­ла­да­ет наи­выс­шей кон­цен­тра­ци­ей вла­сти

2) уста­нав­ли­ва­ет об­ще­обя­за­тель­ные нормы

3) его де­я­тель­ность ре­гу­ли­ру­ет­ся опре­делёнными нор­ма­ми

4) вы­пол­ня­ет опре­делённые об­ще­ствен­ные функ­ции

5) ре­гу­ли­ру­ет де­я­тель­ность граж­дан и ор­га­ни­за­ций на опре­делённой тер­ри­то­рии

6) воз­ник­ло рань­ше дру­гих со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов

15.Найдите в приведённом ниже спис­ке типы по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 1) тоталитарный              2) пропорциональный     3) мажоритарный             4) демократический         5) легальный      

6) авторитарный

 

16.Запишите слово, пропущенное в схеме:

https://soc-ege.sdamgia.ru/get_file?id=3290

 

17.Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «пра­во­на­ру­ше­ние». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 1) де­я­ние  2) со­блю­де­ние за­ко­на  3) пра­во­вой обы­чай  4) не­осто­рож­ность  5) умы­сел  6) вина

 

18.Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРАВООТНОШЕНИЯ

 

ОТРАСЛИ ПРАВА

А) гражданин был принят на работу в должности механика

Б) суд установил опеку над несовершеннолетним

В) суд признал, что деяние было совершено в состоянии необходимой обороны

Г) гражданину был предоставлен ежегодный отпуск

Д) гражданин был признан виновным и приговорен к лишению свободы

 

1) трудовое право

2) семейное право

3) уголовное право

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

19. Страна Z переживает сложный период в экономике. Какие факты свидетельствуют о том, что в стране наблюдается экономический спад? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране наблюдается высокий уровень занятости населения.              2) Банки сокращают кредитование потребителей.

3) В производстве наблюдается снижение производственных мощностей.                  4) Наблюдается устойчивый рост ВВП.

5) Качество жизни населения показывает самый высокий уровень за последнее десятилетие.

 

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Мотивом _________(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная _________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования _________(В), социальной группы,

общества в целом. _________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. _________(Д) потребности связаны с тем, что

человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми. _________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования.  Каждая из групп потребностей соответствует определённому виду деятельности».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1)потребность    2)деятельность                  3)природа           4)социальный     5)естественный

6)подлинный (разумный)               7)индивидуальность        8)индивид            9)идеальный (духовный)

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

А

Б

 В

 Г

Д

Е

 

 

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1

 

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

 

Человек биологический, человек социальный, человек духовный. В разных соотношениях все три персонажа живут в каждом человеке.

Человек биологический – существо, озабоченное удовлетворением своих потребностей. Так и хочется написать: элементарных потребителей. Ведь речь идет о еде, о жилье, об одежде, воспроизводстве своего рода, которое опять же требует питания, одежды, жилища. Казалось бы, при нынешнем уровне цивилизации и прогресса удовлетворение всех этих потребностей рода человеческого должно было уже перестать быть существенным. Увы, за этими заботами десятки миллионов усталых людей забыли о своем высоком предназначении, и не видят иных ценностей, кроме первичных потребностей. Нет, нельзя эти потребности называть элементарными, ибо они ещё не удовлетворены.

Человек социальный существует как бы в иной плоскости. Правда, не будем забывать, что у животных тоже есть рассудочная деятельность, имеются определенные социальные организации. Понаблюдайте, например, за обывателями обезьяньего питомника: разделение власти, труда и многое другое, что мы привыкли отождествлять лишь с человеческими сообществами. Но не одна ветвь эволюции на земле не является в такой степени взаимозависимой по производству и распределению продуктов, установлению правил общежития, созданию мегаполисов и государств, развитию массовых коммуникаций, как человеческая. Если социальная деятельность мотивирована лишь материальным интересом, человек биологизируется. И даже если он одет в модный современный костюм, пользуется компьютером, сидит за рулем автомобиля, рационально мыслит, т.е. соображает, что ему выгодно, а что нет, он недалеко ушел от наших дальних предков… Если такой тип не нарушает каких-то норм, то лишь потому, что боится наказания. Он как бы в вечном жёстком противоборстве с обществом, с тем или иными  социальными институтами. Красть нехорошо, за это посадят в тюрьму, - говорит ему общество. Правильно, но не пойман - не вор, - возражает он…  В основе его помыслов и действий – свой кровный интерес (обеспечить воспроизводство своего рода, удовлетворить свои биологические плюс некоторые социальные потребности, часто связанные с первыми, - богатство, власть, престиж). К духовным, нравственным ценностям у него снисходительно-ироническое отношение, как к пережиткам прошлого…   По мере того как происходит насыщение элементарных биологических потребностей, человек социальный становится всё более массовым явлением.

Человек духовный – это, если говорить кратко, человек с совестью. Иначе говоря, со способностью различать добро и зло, оценивать свои помысли и поступки, формулировать для себя нравственные предписания, требовать от себя их исполнения. Человек духовный преодолел в себе опаснейшее искушение видеть смысл существования только в удовлетворении своих всё более изощренных потребностей. Благодаря этому он обрёл новую грань свободы, которая делает его способным служить высшим ценностям культуры, поискам смысла бытия. Разумеется, он понимает огромную роль экономических и социальных проблем общества, но он всегда видит в них цель, а не средства.

(В.Н. Шубкин)

21 Автор рассматривает три персонажа, живущих в каждом человеке. Назовите их и укажите, что является ведущим мотивом деятельности каждого персонажа.

22. Что, по мнению автора, может служить регулятором общественного поведения человека социального? Предположите, в чём опасность подобного регулирования.

23 По мнению автора, человек биологический - существо, озабоченное удовлетворением своих потребностей. Обществоведы отмечают, что в современном обществе первичные потребности социализированы. Приведите три примеры, подтверждающие утверждение учёных.

24 Автор считает, что человек духовный обрёл новую грань свободы. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения мнения автора.

 

25.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный конфликт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социального конфликта, и одно предложение о причинах социального конфликта

 

26. Рас­крой­те на при­ме­ре изу­че­ния лю­бо­го школь­но­го пред­ме­та три ос­нов­ные ха­рак­те­ри­сти­ки уче­ния как вида де­я­тель­но­сти.

27.Группа школьников регулярно посещает дополнительные занятия в Историческом музее. На занятиях школьники знакомятся с секретами крестьянских ремёсел, региональными особенностями глиняных игрушек и других предметов крестьянского быта. К какой форме культуры относятся данные предметы? Назовите три отличительных признака этой формы культуры

28.Вам  поручено  подготовить  развёрнутый  ответ  по  теме «Взаимосвязь социальный  структуры  и  типа  общества».  Составьте  план,  в  соответствии  с  которым Вы  будете  освещать  эту  тему. План  должен  содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах

 

29. Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1–29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания,

полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

Философия

«Все наши теории – это не что иное, как обобщение  опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян)

Экономика

«Спрос и предложение – это процесс взаимного   приспособления и координации». (П.Т. Хейне)

Социология, социальная психология

«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)

 

Политология

«"Разделяй и властвуй" – мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше». (И.В. Гёте)

 

Правоведение

«Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив» . (А.Ф. Кони)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

Критерии проверки.

Максимум 62 балла

С 31 балла -3

С 40 баллов – 4

С 49 баллов - 5

№ задания

Вариант 1

Вариант 2

Баллы

1.        

Политическая

 Религия

1

2.        

124

25

1

3.        

31231

13221

2

4.        

245

126

2

5.        

256

145

2

6.        

23641

4123

2

7.        

245

234

2

8.        

23

13

1

9.        

125

356

2

10.    

35

34

1

11.    

46

235

2

12.    

35

156

2

13.    

134

34

2

14.    

234

125

2

15.    

124

146

2

16.    

событие

Гражданские

1

17.    

35

23

2

18.    

12233

12313

2

19.    

15

23

2

20.    

8956, 10, 34

218549

2

 

 

 

35 баллов

1 вариант

 

1 вариант

21. Автор рассматривает механизмы социализации. Назовите три таких механизма.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

БАЛЛЫ

1) подражание, имитация, идентификация;

2) полоролевая идентификация;

3) социальный контроль

 

Названы три механизма

2

Названы два механизма

1

Назван один механизм. ИЛИ Ответ неправильный

0

 

22. Какие три особенности присущи, по мнению автора, социализации в современном обществе? В тексте говорится о новых требованиях к характерологическим чертам человека как полноправного члена общества. Опираясь на знания обществоведческого курса, материалы СМИ и собственный социальный опыт, укажите одно из таких требований.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

БАЛЛЫ

В ответе должны быть следующие элементы:

Особенности социализации:

- гуманизация детства;

- процесс социализации требует всё больше времени: Современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь;

- особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии;

2) новое требование, например:

- уметь выстраивать отношения с разными людьми;

- уметь находить нестандартные решения;

- владеть современными технологиями получения  и обработки информации

 

Указаны три особенности и одно требование

2

Указаны одна-две особенности и одно требование

1

Указаны только одна-две особенности. ИЛИ Указано только требование. ИЛИ Ответ неправильный

0

 

23. Автор перечисляет группы, являющиеся институтами социализации. Выберите из этих групп две первичные неформальные группы и укажите два любых признака, общих для выбранных Вами групп.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

БАЛЛЫ

В ответе должны быть следующие элементы:

1) ГРУППЫ:

— семья;

— компания сверстников;

2) признаки, например:

- непосредственность контактов;

- межличностное . взаимодействие имеет эмоциональный характер

 

Названы две группы, и указаны два признака

3

Названа одна группа, и указаны два признака. ИЛИ Названы две

2

Названа одна группа, и указан один признак. ИЛИ Указаны только два признака

1

Названы только одна-две группы. ИЛИ Указан только один признак. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

 

24.  Автор пишет об активной и пассивной позициях в социализации. Раскройте суть каждой из этих позиций. Опираясь на знания обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите по одному примеру, иллюстрирующему каждую ИЗ ЭТИХ ПОЗИЦИЙ.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

БАЛЛЫ

B ответе должны быть следующие элементы:

1) СУТЬ каждой позиции:

- активная - человек воспроизводит социальный опыт и выступает как субъект социальных отношений;

- пассивная — человек усваивает нормы и служит объектом социальных отношений;

2) примеры, иллюстрирующие каждую из этих позиций, например:

- учитель как субъект социализации разъяснял учащимся механизмы действия социальных норм и формы общественного контроля;

- на курсах повышения квалификации учитель, будучи объектом социализации, прослушал лекцию о психологии личности.

 

Раскрыта суть двух позиций, и приведены два примера

3

Раскрыта суть одной позиции, и приведены два примера. ИЛИ Раскрыта суть двух позиций, приведён один пример.

2

Раскрыта суть одной позиции, и приведён один пример. ИЛИ Раскрыта только суть двух позиций. ИЛИ приведены только два примера.

1

Раскрыта суть одной позиции. ИЛИ приведён только один пример. ИЛИ ответ неправильный.

0

Максимальный балл

3

 

25. 1) Смысл по­ня­тия, на­при­мер: при­су­щая толь­ко че­ло­ве­ку форма вза­и­мо­дей­ствия с окру­жа­ю­щим миром, ос­нов­ное со­дер­жа­ние ко­то­рой – из­ме­не­ние и пре­об­ра­зо­ва­ние мира;

(Может быть при­ве­де­но иное, близ­кое по смыс­лу опре­де­ле­ние).

 

2) Одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей о целях де­я­тель­но­сти, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ния курса, на­при­мер: де­я­тель­ность все­гда свя­за­на с опре­делённой по­треб­но­стью, она и осу­ществ­ля­ет­ся ради удо­вле­тво­ре­ния по­треб­но­сти;

(Могут быть со­став­ле­ны любые дру­гие пред­ло­же­ния.)

 

3) Одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ния курса осо­бен­но­сти твор­че­ской де­я­тель­но­сти, на­при­мер: осо­бен­но­стью твор­че­ской де­я­тель­но­сти яв­ля­ет­ся со­зда­ние чего-либо но­во­го, ранее не су­ще­ство­вав­ше­го.

(Могут быть со­став­ле­ны любые дру­гие пред­ло­же­ния, рас­кры­ва­ю­щие с опо­рой на зна­ния курса осо­бен­но­сти твор­че­ской де­я­тель­но­сти.)

26. С по­мо­щью трех при­ме­ров про­ил­лю­стри­руй­те вза­и­мо­вли­я­ние на­род­ной, мас­со­вой и эли­тар­ной куль­ту­ры.

Со­дер­жа­ние вер­но­го от­ве­та (до­пус­ка­ют­ся иные фор­му­ли­ров­ки от­ве­та, не ис­ка­жа­ю­щие его смыс­ла).

В от­ве­те могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие при­ме­ры:

1) со­про­вож­де­ние ле­до­во­го шоу фраг­мен­та­ми из клас­си­че­ских му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний;

2) ис­поль­зо­ва­ние в ка­че­стве ре­клам­ных сло­га­нов на­зва­ний про­из­ве­де­ний ли­те­ра­тур­ной клас­си­ки или цитат из них;

3) ис­поль­зо­ва­ние мо­ти­вов на­род­но­го твор­че­ства в таком жанре мас­со­вой ли­ри­че­ской песни, как ро­манс.

Названы три примера – 3 балла

 

 

27. Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) сфера общественной жизни – социальная;

2) исторический тип стратификации – сословная;

3) критерии стратификации современного общества:

– объём власти;

– уровень доходов;

– уровень образования;

– престиж профессии.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Баллы

 

Правильно указаны сфера, тип стратификации и три критерия

3

Правильно указаны сфера, тип стратификации и один-два критерия.

ИЛИ Правильно указаны сфера и три критерия

2

Правильно указаны сфера и тип стратификации.

ИЛИ Правильно указаны сфера и один-два критерия

1

 

28.

29.

2 вариант

21. Автор рассматривает три персонажа, живущих в каждом человеке. Назовите их и укажите, что является ведущим мотивом деятельности каждого персонажа.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

БАЛЛЫ

В правильном ответе  должны быть названы персонажи и соответствующие мотивы:

человек биологический – удовлетворение первичных потребностей;

 человек социальный - удовлетворение биологических и некоторых социальных потребностей: в богатстве, власти, престиже;

человек духовный – служение ценностям культуры, поиск смысла бытия.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

 

Правильно названы три персонажа, и указаны мотивы каждого из них.

2

Правильно названы один-три персонажа, и указаны мотивы одного-двух из них.

1

Правильно названы только один-три персонажа. ИЛИ Указаны только мотивы одного-трех персонажей. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующее требованиям задания.

0

Максимальный балл

3

 

22. Что, по мнению автора, может служить регулятором общественного поведения человека социального? Предположите, в чём опасность подобного регулирования.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

БАЛЛЫ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Регулятор: боязнь наказания;

Предположение, например, опасность, состоит в том, что человек не различает добро и зло, у него не сформирован самоконтроль.

Может быть указан другой регулятор, высказано другое предположение

 

Правильно указан регулятор, высказано предположение

2

Правильно указан только  регулятор

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующее требованиям задания. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

 

23. По мнению автора, человек биологический - существо, озабоченное удовлетворением своих потребностей. Обществоведы отмечают, что в современном обществе первичные потребности социализированы. Приведите три примеры, подтверждающие утверждение учёных.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

БАЛЛЫ

Могут быть приведены такие примеры:

При приготовлении и потреблении пищи человек использует предметы сервировки, посуду;

Выбирая одежду, человек ориентируется на моду, собственный вкус;

Для многих людей отдых – это не только сон, но и занятия спортом, посещение музеев, прогулки.

Могут быть названы другие примеры

 

Приведены три примера

3

Приведены два примера

2

Приведен один пример

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующее требованиям задания. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

 

24. Автор считает, что человек духовный обрёл новую грань свободы. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения мнения автора.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

БАЛЛЫ

Могут быть приведены такие объяснения:

человек духовный не действует из необходимости приобретать всё новые материальные блага – в этом проявляется его свобода;

человека  духовного сформированы нравственные ценности, и он способен сделать свой свободный нравственный выбор;

человек духовный нацелен на поиск смысла жизни, создание культурных ценностей, т.е. он свободен в своём культурном творчестве.

Могут быть названы другие объяснения

 

Приведены три объяснения

3

Приведены два объяснения

2

Приведено одно объяснение

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующее требованиям задания. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

25.

 

26. Рас­крой­те на при­ме­ре изу­че­ния лю­бо­го школь­но­го пред­ме­та три ос­нов­ные ха­рак­те­ри­сти­ки уче­ния как вида де­я­тель­но­сти.

Со­дер­жа­ние вер­но­го от­ве­та (до­пус­ка­ют­ся иные фор­му­ли­ров­ки от­ве­та, не ис­ка­жа­ю­щие его смыс­ла).

 

В от­ве­те могут быть ука­за­ны и кон­кре­ти­зи­ро­ва­ны сле­ду­ю­щие ха­рак­те­ри­сти­ки уче­ния как вида де­я­тель­но­сти:

- на­ли­чие субъ­ек­тов де­я­тель­но­сти (уча­щих­ся и учи­те­ля);

- на­ли­чие объ­ек­та де­я­тель­но­сти (изу­ча­е­мо­го пред­ме­та);

- на­це­лен­ность на при­об­ре­те­ние новых зна­ний и уме­ний;

- ис­поль­зо­ва­ние ком­плек­са ме­то­дов уче­ния (ре­ше­ние задач, ла­бо­ра­тор­ная ра­бо­та и др.) и пре­по­да­ва­ния (про­блем­ный метод, лек­ция и др.);

- ис­поль­зо­ва­ние средств обу­че­ния (учеб­ник, атлас, ра­бо­чая тет­радь).

27.

28.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22

Пояснительная записка к аттестационной работе по обществознанию (базовый уровень) за курс 10 класса

Пояснительная записка к аттестационной работе по обществознанию (базовый уровень) за курс 10 класса

Темы задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры

Темы задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры

Приложение № 1 Вариант № 1 1

Приложение № 1 Вариант № 1 1

В стране Z функционирует Центр трудовых прав женщин, который оказывает бесплатные юридические консультации по различным вопросам

В стране Z функционирует Центр трудовых прав женщин, который оказывает бесплатные юридические консультации по различным вопросам

Законодательно закрепляется, что по результатам выборов в парламент должно пройти не менее двух политических партий

Законодательно закрепляется, что по результатам выборов в парламент должно пройти не менее двух политических партий

В стране законодательно гарантируется многообразие форм собственности

В стране законодательно гарантируется многообразие форм собственности

Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «де­я­тель­ность»?

Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «де­я­тель­ность»?

Приложение № 2 Вариант № 2 1

Приложение № 2 Вариант № 2 1

Столкновение несовместимых взглядов индивидов приводит к конкуренции

Столкновение несовместимых взглядов индивидов приводит к конкуренции

В стра­не Z пра­ви­тель­ство фор­ми­ру­ет­ся бло­ком пар­тий, по­бе­див­ших на пар­ла­мент­ских вы­бо­рах

В стра­не Z пра­ви­тель­ство фор­ми­ру­ет­ся бло­ком пар­тий, по­бе­див­ших на пар­ла­мент­ских вы­бо­рах

Г) потребности вызваны биологической природой человека

Г) потребности вызваны биологической природой человека

Автор считает, что человек духовный обрёл новую грань свободы

Автор считает, что человек духовный обрёл новую грань свободы

Приложение № 3 Критерии проверки

Приложение № 3 Критерии проверки

Указаны только одна-две особенности

Указаны только одна-две особенности

С по­мо­щью трех при­ме­ров про­ил­лю­стри­руй­те вза­и­мо­вли­я­ние на­род­ной, мас­со­вой и эли­тар­ной куль­ту­ры

С по­мо­щью трех при­ме­ров про­ил­лю­стри­руй­те вза­и­мо­вли­я­ние на­род­ной, мас­со­вой и эли­тар­ной куль­ту­ры

28. 29.

28. 29.

Автор рассматривает три персонажа, живущих в каждом человеке

Автор рассматривает три персонажа, живущих в каждом человеке

В правильном ответе должны быть названы персонажи и соответствующие мотивы: человек биологический – удовлетворение первичных потребностей; человек социальный - удовлетворение биологических и некоторых социальных потребностей:…

В правильном ответе должны быть названы персонажи и соответствующие мотивы: человек биологический – удовлетворение первичных потребностей; человек социальный - удовлетворение биологических и некоторых социальных потребностей:…

Рас­крой­те на при­ме­ре изу­че­ния лю­бо­го школь­но­го пред­ме­та три ос­нов­ные ха­рак­те­ри­сти­ки уче­ния как вида де­я­тель­но­сти

Рас­крой­те на при­ме­ре изу­че­ния лю­бо­го школь­но­го пред­ме­та три ос­нов­ные ха­рак­те­ри­сти­ки уче­ния как вида де­я­тель­но­сти

28.

28.

Итоговая проверочная работа за курс 10 класса по обществознанию

Итоговая проверочная работа за курс 10 класса по обществознанию

Итоговая проверочная работа за курс 10 класса по обществознанию

Итоговая проверочная работа за курс 10 класса по обществознанию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.09.2022