Практико-значимая работа по теме
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«ЧЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СЛОВА»
|
|
2013
Пояснительная записка
Тема урока Чем словосочетание отличается от слова
Возраст обучающихся: 8-10 лет
Название предмета русский язык
Образовательная система «Школа России»
Авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Тип урока изучение нового материала
Цель урока формировать умение различать слово и словосочетание
Проблемы, решаемые обучающимися Чем словосочетание отличается от слова
Планируемые результаты:
Предметные: сформировать представление о том, что слово называет предмет, а словосочетание более точно описывает предмет, признак предмета, состояние предмета, действие предмета; что в словосочетании слова связаны по смыслу, связь устанавливается при помощи вопросов.
регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу, опираться на выделенные ориентиры работы, удерживать
внимание при решении учебных задач, умение сравнивать с эталоном.
познавательные УУД: выделение и постановка учебной цели, умение работать с учебником;
поиск и выделение словосочетаний, определение в словосочетании главного слова и зависимого, осознанное построение речевого высказывания в письменной и устной форме; построение логической цепочки рассуждений, анализ предложений и выделение в них главных членов, умение выдвигать гипотезу и делать выводы.
Оборудование учебник, мультимедиапроектор, экран, компьютер, документ-камера, ноутбуки у учащихся, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, электронная презентация, карточки, разноуровневые карточки.
• Тема урока Чем словосочетание отличается от слова
• Возраст обучающихся: 8-10 лет
• Название предмета русский язык
• Авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
• Вид урока комбинированный
• Тип урока изучение нового материала
• Цель урока формировать умение различать слово и словосочетание
• Проблемы, решаемые обучающимися Чем словосочетание отличается от слова
• Планируемые результаты:
Предметные: сформировать представление о том, что слово называет предмет, а словосочетание более точно описывает предмет, признак предмета, состояние предмета, действие предмета; что в словосочетании слова связаны по смыслу, связь устанавливается при помощи вопросов.
регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу, опираться на выделенные ориентиры работы, удерживать
внимание при решении учебных задач, умение сравнивать с эталоном.
познавательные УУД: выделение и постановка учебной цели, умение работать с учебником;
поиск и выделение словосочетаний, определение в словосочетании главного слова и зависимого, осознанное построение речевого высказывания в письменной и устной форме; построение логической цепочки рассуждений, анализ предложений и выделение в них главных членов, умение выдвигать гипотезу и делать выводы.
• Оборудование учебник, мультимедиапроектор, экран, компьютер, документ-камера, ноутбуки у учащихся, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, электронная презентация, карточки, разноуровневые карточки.
• Этапы урока
|
||||
|
Этапы |
Задача педагога |
Технологии, методы, приёмы деятельности |
Содержание этапа |
1 |
Мотивационно-проблем-ный
|
Адаптировать учеников к деятельности, организовать межличностное взаимодействие, создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач обучающимися под руководством учителя. |
Здоровьесбе-регающая технология
Информаци-онно-коммуника-тивная технология
Проблемное обучение
Метод наблюдение
|
1.Начнём наш урок с Гимнастики Мозга: • трение ладошек; • массаж ушных раковин; • выполнение «ленивых восьмёрок» в одном направлении; • выполнение «ленивых восьмёрок» во встречном направлении. 2.Чистописание Посмотрите на экран. Прочитатйте буквы, написание которых мы сегодня повторим? (а о и е я у) -Что объединяет эти буквы? (обозначают гласные звуки) Пропишите целую строку. -Из предложенных гласных букв выделите лишнюю. (у). -Объясните выбор? ( в безударных слогах буквы о а и е я требуют проверки) -Как проверить безударную гласную в корне. -Что делать, если безударную гласную в корне проверить нельзя? (запомнить написание слова, обратиться к словарю) 3. Поработаем над такими словами. Следующий этап - словарная работа. Откройте ноутбуки. (пенал, ученик, учитель, тетрадь, карандаш ) Вставьте пропущенные буквы. Встаньте пары, которые выполнили работу безошибочно. Молодцы, вы хорошо потрудились. Закройте ноутбуки. - Подумайте, какой общей темой были объединены эти слова? -Для чего нужны слова? (Слова называют предмет, признак предмета, состояние, действие) Объясните лексическое значение слова «пенал». - Что такое лексическое значение? 4.Самоопределение к деятельности У вас на столах конверты, откройте их и извлеките 6 карточек. Прочитайте записи: деревянный пенал, пенал, зелёный карандаш, ученик, карандаш, прилежный ученик. Разделите записи на две группы. Проверка: - Как вы классифицировали записи? (слова и словосочетания) 5.Целепологание. Мотивация учебной деятельности учащихся -Попробуйте сформулировать тему урока. Проверьте свои гипотезы по учебнику с.47. Определите цели урока. -Что вы знаете о словосочетании? (слова, связанные по смыслу, состоят из главного и зависимого слов) Работа по учебнику с.47, упр.79. Прочитайте (вслух ученик). Рассмотрите рисунки. Прочитайте первую запись. -Что более точно называет предмет? Прочитайте вторую запись. -Что более точно называет предмет? Прочитайте третью запись. -Что более точно называет предмет? Давайте сделаем вывод: Чем словосочетание отличается от слова? Сравните свои предположения с информацией в учебнике, прочитайте, на что надо обратить внимание. -Что такое словосочетание? -Что может назвать словосочетание? - Что отличает словосочетание от слова? Физминутка |
|
||||
2. |
Деятель-ностный
|
Организовать деятельность обучающихся, направленную на преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения, решение проблемной ситуации, моделирование, построение системы частных задач, поисковая, проектная и другие виды деятельности. |
Информаци-онно-коммуника-тивная технология
Информаци-онно-поисковые методы |
-Достаточно ли мы поработали над материалом на уроке? Работа по учебнику с.47, упр.80. Прочитайте. Что написано? (слова и словосочетания) -Что более точно помогает представить предмет? (словосоч.) Прочитайте второе задание. Выполните задание самостоятельно. Фронтальная проверка с использованием документ-камеры. (Называет словосочетания один ученик) -Обоснуй свой выбор. Наводящие вопросы: -Как отличил слово от словосочетания? -Как устанавливается связь слов в словосочетании? Проверяем орфографию (выборочно у класса) Давайте закрепим наши знания. |
3. |
Контроль-ный |
Организовать деятельность обучающихся, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату, цели, задачам, т.е. реально последовательным выполненным операциям. Возможен рефлексивный контроль. |
Информаци-онно-поисковые методы
Здоровьесбе-регающая технология
|
-Где мы можем встретить словосочетания? (в предложениях) Прочитайте запись: кленовые, на, падают, листья, землю -Что вы прочитали? (слова) -Почему эту запись нельзя назвать предложением? -Что надо сделать, чтобы понять, о чем идет речь? Переставьте слова местами. Кленовые листья падают на землю. Запишите получившееся предложение. Дайте характеристику предложения. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Выполним разбор предложения по членам. - Как не допустить ошибку при разборе? (обратиться к памяткам учебника с.144, №2) Выполнение разбора. 2. В предложении говорится о листьях. Что?-листья. Это подлежащее, подчёркиваю одной чертой. 3. Листья (что делают?) падают. Падают сказуемое, подчёркиваю двумя чертами. 4.Основа предложения листья падают. 5.Находим второстепенный член, который поясняет подлежащее: листья (какие?) кленовые. Главное слово листья, зависимое кленовые. Находим второстепенный член, который поясняет сказуемое: падают (куда?) на землю. Главное слово падают, зависимое на землю. 6.В предложении два словосочетания: кленовые листья, падают на землю. Выпишите словосочетания, обозначьте главное слово, укажите связь слов словосочетании. Физминутка для глаз |
4. |
Рефлек-тивный
|
Организовать оценку учеником результата своей деятельности по определённым им самим критериям; оценку усвоения общего способа деятельности полученному результату, поставленной задачи; соотнесение правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; выдвижение гипотез о причинах успехов, ошибок; определение границ своих результатов. |
Технология уровневой диффенци-ации
Метод рефлексии |
- Молодцы! А теперь проверьте, как вы поняли эту тему. Перед вами цветные карточки. Выполните задания на карточках. Проверяем задание на розовой карточке. -Поднимите руку, кто согласен с ответом. Проверяем задание на жёлтой карточке. -Поднимите руку, кто согласен с ответом. Проверяем задание на зелёной карточке. -Поднимите руку, кто согласен с ответом. Оцените свою работу на полях. • У кого всё получилось, и кому было всё понятно, нарисуйте в своих тетрадях на полях желтый смайлик. • Кто не совсем разобрался с учебным материалом, нарисуйте зелёный смайлик. • Кому было трудно, нарисуйте красный смайлик. Не огорчайтесь. В следующий раз у вас всё получится. |
5. |
Коррек-ционный |
Организовать деятельность обучающихся (при необходимости) для внесения изменений в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок для достижения нового планируемого результата. |
Информаци-онно-поисковые методы
|
- Над какой темой сегодня работали? - Какая была цель урока? - Достигли ли вы цели? Найдите упражнение 64 в рабочей тетради. - Расскажите, как вы его будете выполнять? - Какие знания вам будут нужны, чтобы выполнить его? Выполните его самостоятельно дома. |
Список литературы
1.Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. - М.: ВАКО, 2013.
2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для образовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение, 2013.
3. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку 1-4 классы. Астрель, 2013 г.
4. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Полный курс русского языка. Все типы заданий, все виды упражнений, все правила. 3 класс. АСТ, 2013.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.