Контрольная работа «Морфология и физиология растений». Вариант 1.
Задание 1. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
Питание в листе
Органические вещества образуются в листе в процессе ___________ (А). Затем они перемещаются по особым клеткам проводящей ткани — ___________ (Б) — к остальным органам. Эти клетки расположены в особой зоне коры стебля — ___________ (В). Такой вид питания растений получил название «воздушное», поскольку исходным веществом для него служит углекислый газ, добываемый растением из атмосферы.
Список слов:
1) воздушное
2) древесина
3) дыхание
4) луб
5) почвенное
6) ситовидная трубка
7) сосуд
8) фотосинтез
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
|
|
|
Задание 2. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
Жизнедеятельность растения
Растение получает воду в виде почвенного раствора благодаря наличию у корня _______(А). Наземные части растения, главным образом _______(Б), напротив, через особые клетки — устьица — удаляют значительное количество воды. При этом вода необходима не только для _______(В), но и как исходный материал для образования органических веществ.
Список слов:
1) испарение
2) корневой чехлик
3) корневой волосок
4) лист
5) цветок
6) дыхание
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
|
|
|
Задание 3. Прочитайте текст и выполните задание.
(1) Сфагновый или торфяной мох — мох, растущий обычно на торфяных болотах. (2) Стебель его обильно ветвится, образуя веточки трёх типов: одни отходят в стороны, другие свисают, прилегая к стеблю, третьи на верхушке побега образуют подобие головки. (3) Цветков у сфагнума нет. (4) Листья у сфагнума состоят из живых зелёных клеток и мёртвых прозрачных. (5) Корни у сфагнума отсутствуют. (6) На верхушке побегов образуются коробочки со спорами. (7) Сложное строение даёт сфагнуму возможность впитывать много воды.
В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что сфагнум не является покрытосеменным растением?
Задание 4. Анна и Владимир собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу цифры из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения, изображённого на фотографии.
Список слов: 1) Покрытосеменные (цветковые) 2) Ромашка аптечная 3) Ромашки 4) Растения
|
|
Номера правильных ответов занесите в поля таблицы.
Царство |
Отдел |
Род |
Вид |
|
|
|
|
Задание 5.
На рисунке изображён график зависимости температуры воздуха (в °С) от времени (в часах).
5.1. Начиная с какой температуры началось понижение температуры? Ответ запишите числом
5.2. На сколько изменилась температура воздуха в интервале от 10 утра до 15 часов дня? Ответ запишите числом
|
|
Задание 6.
Рассмотрите фотографию листа винограда. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и
карандаш.
А. Тип листа
1) черешковый |
2) сидячий |
Б. Жилкование листа
1) параллельное |
2) дуговидное |
3) пальчатое |
4) перистое |
В. Форма листа
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части
Д. Край листа (для выделенного фрагмента)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
Задание 7.
Соотнесите название растения с семейством, к которому оно относится.
Растение: |
|
Семейство: |
А. Овёс Б. Картофель В. Астра Г. Редька |
|
1. Паслёновые 2. Астровые 3. Злаковые 4. Крестоцветные |
Номера правильных ответов занесите в поля таблицы.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Задание 8.
На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Двудольные растения?
Задание 9.
На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Однодольные растения?
Задание 10.
Какой тип плода характерен для семейства бобовые?
1) боб
2) стручок
3) коробочка
4) орех
Задание 11.
Какой из перечисленных признаков характерен для однодольных?
1) в проводящих пучках присутствует камбий
2) жилкование листьев сетчатое
3) число частей цветка кратно трём
4) корневая система стержневая
Задание 12.
Какому числу кратно число частей цветка у растений семейства лилейные?
1) 3
2) 4
3) 5
4) 6
Задание 13. Рисунок был выполнен при работе с микроскопом, на котором указано:
– увеличение окуляра — 15;
– увеличение объектива — 20.
Какое общее увеличение даёт данный микроскоп? Ответ запишите числом
Контрольная работа «Морфология и физиология растений». Вариант 2.
Задание 1. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
Дыхание растений
Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет ___________ (А), а выделяет ___________ (Б). Ненужные газообразные вещества удаляются из растения путём диффузии. В листе они удаляются через особые образования — ___________ (В), расположенные в кожице.
Список слов:
1) вода
2) испарение
3) кислород
4) транспирация
5) углекислый газ
6) устьица
7) фотосинтез
8) чечевичка
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
|
|
|
Задание 2. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
Фотосинтез
В настоящее время установлено, что фотосинтез протекает в два этапа. На первом этапе молекулы _______(А) улавливают солнечный свет, а на втором происходит усвоение _______(Б) из воздуха. В результате синтезируется органическое вещество — _______(В).
Список слов:
1) хлорофилл
2) углекислый газ
3) нуклеиновая кислота
4) кислород
5) белок
6) глюкоза
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
|
|
|
Задание 3. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Водоросли — древнейшие растения на нашей планете. (2) Водоросли не имеют тканей, их тело не расчленено на органы. (3) У этих растений нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. (4) Их тело называется талломом, или слоевищем. (5) К водорослям относятся очень разные организмы, которые обитают и в воде, и на суше во влажных местах. (6) Как считают учёные, от них произошли высшие растения, появление которых связано с выходом водорослей на сушу.
В каких предложениях описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что водоросли относят к группе низших растений? Запишите номера выбранных предложений.
Задание 4. Анна и Владимир собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу цифры из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения, изображённого на фотографии.
Список слов: 1) Однодольные 2) Растения 3) Лилия белоснежная 4) Лилия |
|
Номера правильных ответов занесите в поля таблицы.
Царство |
Класс |
Род |
Вид |
|
|
|
|
Задание 5.
На рисунке изображён график зависимости влажности воздуха (по оси у) от температуры (по оси х).
5.1. Какова влажность воздуха при температуре окружающей среды 30 градусов? Ответ запишите числом
5.2. На сколько изменилась влажность воздуха в интервале температур от 10 до 30? Ответ запишите числом
|
|
Задание 6.
Рассмотрите фотографию листа инжира. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Тип листа
1) черешковый |
2) сидячий |
Б. Жилкование листа
1) параллельное |
2) дуговидное |
3) пальчатое |
4) перистое |
В. Форма листа
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части
Д. Край листа (для выделенного фрагмента)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
Задание 7. Соотнесите название растения с семейством, к которому оно относится.
Растение: |
|
Семейство: |
А. Рожь Б. Горох В. Ирис Г. Картофель |
|
1. Паслёновые 2. Злаковые 3. Бобовые 4. Лилейные |
Номера правильных ответов занесите в поля таблицы.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Задание 8.
На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Однодольные растения?
Задание 9.
На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Двудольные растения?
Задание 10.
Какой тип плода характерен для семейства паслёновые?
1) боб
2) стручок
3) коробочка
4) орех
Задание 11.
Стебель-соломина характерен для представителей семейства
1) Злаковые
2) Розоцветные
3) Лилейные
4) Крестоцветные
Задание 12.
К какому из перечисленных семейств относится значительная часть овощных растений?
1) Злаки
2) Паслёновые
3) Розоцветные
4) Сложноцветные
Задание 13. Рисунок был выполнен при работе с микроскопом, на котором указано:
– увеличение окуляра — 15;
– увеличение объектива — 20.
Какое общее увеличение даёт данный микроскоп? Ответ запишите числом
Контрольная работа «Морфология и физиология растений». Вариант 3.
Задание 1. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
Испарение воды листом
Поглощённый ___________ (А) почвенный раствор, состоящий из воды и минеральных веществ, по особым клеткам — ___________ (Б) — поступает в лист. Здесь часть воды используется в процессе фотосинтеза, а часть, перейдя в газообразное состояние, испаряется через ___________ (В). Этот процесс имеет название «транспирация».
Список слов:
1) корень
2) ситовидная трубка
3) сосуд
4) стебель
5) транспирация
6) устьица
7) фотосинтез
8) чечевичка
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
|
|
|
Задание 2. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
Покрытосеменные растения
Покрытосеменные растения — самая многочисленная группа царства Растения. Покрытосеменные имеют корень, стебель, листья и особый опыляемый орган семенного размножения — _______(А). У Покрытосеменных растений семена развиваются внутри _______(Б), то есть они защищены, покрыты. В семенах находится запас _______(В), который необходим для роста проростков.
Список слов:
1) цветок
2) шишка
3) плод
4) почка
5) питательные вещества
6) минеральные вещества
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
|
|
|
Задание 3. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)В небольших пресных водоёмах встречается растение ряска малая. (2)Её побег — округлая светло-зелёная пластинка диаметром 2–3 мм. (3)Пластинки ряски имеют воздушные полости, благодаря чему не тонут в воде. (4)От пластинки вниз отходит один корень, который не касается дна, но помогает ей сохранять устойчивость на воде и не переворачиваться. (5)Пластинки ветвятся и отделяются друг от друга, так происходит вегетативное размножение. (6)В течение лета ряска может образовать на поверхности небольшого пруда сплошной покров.
В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что ряска – плавающее растение? Запишите номера выбранных предложений.
Задание 4. Анна и Владимир собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу цифры из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения, изображённого на фотографии.
Список слов: 1) Растения 2) Крестоцветные 3) Капуста пекинская 4) Капуста |
|
Номера правильных ответов занесите в поля таблицы.
Царство |
Семейство |
Род |
Вид |
|
|
|
|
Задание 5.
На рисунке изображен график зависимости влажности воздуха от температуры.
5.1. Какова влажность воздуха при температуре окружающей среды 5 градусов? Ответ запишите числом
5.2. На сколько изменилась влажность воздуха в интервале температур от 5 до 25? Ответ запишите числом
|
|
Задание 6.
Рассмотрите фотографию листа клёна. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Тип листа
1) черешковый |
2) сидячий |
Б. Жилкование листа
1) параллельное |
2) дуговидное |
3) пальчатое |
4) перистое |
В. Форма листа
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части
Д. Край листа (для выделенного фрагмента)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
Задание 7. Соотнесите название растения с семейством, к которому оно относится.
Растение: |
|
Семейство: |
А. Арахис Б. Кукуруза В. Тюльпан Г. Томат |
|
1. Паслёновые 2. Злаковые 3. Бобовые 4. Лилейные |
Номера правильных ответов занесите в поля таблицы.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Задание 8.
На каком рисунке продемонстрирован признак, характерный для класса Однодольные растения?
Задание 9.
На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Двудольные растения?
Задание 10.
У представителей семейства Злаковые плод называют
1) зерновка
2) семянка
3) ягода
4) орех
Задание 11.
Плод арахиса, гороха, сои, фасоли, давший название всему семейству, —
1) орех
2) семянка
3) боб
4) стручок
Задание 12.
Какая жизненная форма чаще всего встречается у растений класса Однодольные?
1) деревья
2) кустарнички
3) кустарники
4) травы
Задание 13. Рисунок был выполнен при работе с микроскопом, на котором указано:
– увеличение окуляра — 20;
– увеличение объектива — 25.
Какое общее увеличение даёт данный микроскоп? Ответ запишите числом
Контрольная работа «Морфология и физиология растений». Вариант 4.
Задание 1. Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте, а затем выпишите их в таблицу.
Синтез органических веществ в растении
Энергию, необходимую для своего существования, растения запасают в виде органических веществ. Эти вещества синтезируются в ходе ___________ (А). Этот процесс протекает в клетках листа в ___________ (Б) — особых пластидах зелёного цвета. Они содержат особое вещество зелёного цвета — ___________ (В). Обязательным условием образования органических веществ помимо воды и углекислого газа является свет.
Список слов:
1) дыхание
2) испарение
3) лейкопласт
4) питание
5) свет
6) фотосинтез
7) хлоропласт
8) хлорофилл
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
|
|
|
Задание 2. Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте, а затем выпишите их в таблицу.
Прорастание семян
Семена могут долго лежать в бумажных пакетиках, в мешках из ткани, в зернохранилищах, находясь в состоянии покоя и не прорастая. Прорастающие семена начинают активно дышать, поглощая ___________ (А) и выделяя углекислый газ. Во время дыхания выделяется энергия. При прорастании семени фасоли зародыш питается запасами веществ, отложенных в ___________ (Б), а при прорастании зерновки пшеницы зародыш питается запасами веществ, отложенных в _________ (В).
Перечень терминов:
1) свет
2) семядоля
3) зародышевый корешок
4) кислород
5) эндосперм
6) азот
7) органические вещества
8) семенная кожура
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
А |
Б |
В |
|
|
|
Задание 3. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Сосна обыкновенная является вечнозелёным растением и достигает 35-45 метров высоты. (2) В умеренном климате эти сосны образуют два леса на равнинах, а в субтропиках, тропиках и вблизи экватора произрастают в горах. (3) Игловидные листья — хвоинки, плотные, кожистые и жёсткие, покрыты толстым слоем кутикулы, располагаются пучками на побеге. (4) Устьица хвоинок погружены в углубления, заполненные воском, обеспечивают хорошее приспособление этих растений к произрастанию как в засушливых, так и в холодных местообитаниях. (5) Семена развиваются в видоизмененных побегах — шишках — открыто, цветков и плодов у сосны нет. (6) Сосны — светолюбивые деревья, они хорошо растут на открытых, освещённых местах.
В каких предложениях описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что сосну обыкновенную относят к группе хвойных голосеменных растений? Запишите номера выбранных предложений.
Задание 4. Анна и Владимир собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу цифры из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения, изображённого на фотографии.
Список слов: 1) Лук 2) Растений 3) Однодольные 4) Лук порей |
|
Номера правильных ответов занесите в поля таблицы.
Царство |
Отдел |
Род |
Вид |
|
|
|
|
Задание 5. На рисунке изображён график зависимости урожая от количества вносимых удобрений.
5.1. Определите наименьшее количество килограммов удобрений, которое нужно внести, чтобы получить 10 тонн урожая. Ответ запишите числом
5.2. На сколько тонн увеличится урожайность, если количество вносимых удобрений увеличили с 50 до 300 кг удобрений? В ответе запишите число.
|
|
Задание 6. Рассмотрите фотографию листа смородины. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Тип листа
1) черешковый |
2) сидячий |
Б. Жилкование листа
1) параллельное |
2) дуговидное |
3) пальчатое |
4) перистое |
В. Форма листа
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части
Д. Край листа (для выделенного фрагмента)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
Задание 7. Соотнесите название растения с семейством, к которому оно относится.
Растение: |
|
Семейство: |
А. Яблоня Б. Баклажан В. Одуванчик Г. Редис |
|
1. Паслёновые 2. Астровые 3. Розоцветные 4. Крестоцветные |
Номера правильных ответов занесите в поля таблицы.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Задание 8. На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Однодольные растения?
Задание 9. На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Двудольные растения?
Задание 10. У представителей семейства Сложноцветные, например у подсолнечника, тип плода —
1) коробочка
2) стручок
3) зерновка
4) семянка
Задание 11. Какой из перечисленных признаков характерен для двудольных?
1) в проводящих пучках отсутствует камбий
2) жилкование листьев параллельное
3) число частей цветка кратно трём
4) корневая система стержневая
Задание 12.
Какому числу кратно число частей цветка у растений семейства розоцветные?
1) 3
2) 4
3) 5
4) 6
Задание 13. Рисунок был выполнен при работе с микроскопом, на котором указано:
– увеличение окуляра — 20;
– увеличение объектива — 12.
Какое общее увеличение даёт данный микроскоп? Ответ запишите числом
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.