Итоговая контрольная по теме "Общество и человек" (10 класс, обществознание)
Оценка 4.7
Контроль знаний
docx
обществознание
10 кл
30.01.2017
Итоговая контрольная по теме "Общество и человек" позволяет учащимся продемонстрировать полученные по теме знания как в области понимания терминов, так и умения ориентироваться в прочитанном материале, находить сведения в тексте, показать своё умение и эрудицию, выходя за его рамки. А так же вырабатывать навыки в высказывании собственного мнения.Контрольная работа по теме "Общество и человек". Содержит два варианта тестов и текстовой материал"
Итоговая контрольная по теме Общество и человек.docx
Итоговая контрольная по теме «Общество и человек»
Учитель истории и обществоведения МБОУ Ульяновский городской лицей при
УлГТУ Черторийская Е.А.
Вопросы с ответами.
1.Совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей - это ……………….
Общество
2. Такие отношения, относительно устойчивые, во многом безличные (формальные),
затрагивающие важные стороны жизни людей, и называются ……………………………..
Общественными
3«Политическое преобладание Москвы основывалось, между прочим, на том, что Москва была торговым центром огромного
края, промышленность которого находилась в непосредственном подчинении торговому капиталу, сосредоточенному
преимущественно в Москве. Торговый класс был вслед за земельным дворянством самым влиятельным классом старинной
Руси».
Связь каких сфер жизни общества можно проследить в этой характеристике?
Политической и экономической
4. Человек ………………………… общества не ощущал себя личностью, противостоящей или конкурирующей с другими.
Напротив, он воспринимал себя неотъемлемой частью своей деревни, общины, полиса.
Традиционного
5. ……………………………………. общество характеризуется стремительным развитием техники на основе внедрения
научных идей в общественное производство.
Индустриальное
Работа с текстом:
Прочтите текст и ответьте на вопросы:
Английский историк А. Тойнби (1889—1975 гг.) определяет цивилизации как общности, «более широкие, чем отдельные
нации, но менее широкие, чем все человечество». Автор насчитал десять полностью самостоятельных цивилизаций. Из них к
«живым» он отнес западную, православнохристианскую, исламскую, индуистскую, дальневосточную.
По мнению Тойнби, неповторимый облик цивилизации складывается под влиянием многих факторов, в том числе и
особенностей природногеографической среды. Развитие цивилизации зависит от того, способны ли люди находить
достойные «ответы» на те многочисленные вызовы (сегодня мы бы назвали их проблемами), с которыми сталкивается
общество: недостаток природных ресурсов, рост числа нетрудоспособных и т. п. Такие ответы способно выработать только
«творческое меньшинство», которое затем должно увлечь всех остальных к движению по избранной дороге. Каждая
цивилизация — это единый организм, имеющий свою систему ценностей, высшими из которых являются религиозные.
Цивилизациям, по мнению Тойнби, присущ замкнутый цикл исторического существования: они возникают, растут за счет
энергии «жизненного порыва», затем происходит «надлом», ведущий к упадку и разложению. Надлом в первую очередь
связан с превращением «творческого меньшинства» в самовоспроизводящуюся касту, которая уже не способна находить
пути решения новых проблем. Одновременно растет слой «внутреннего пролетариата» — людей, не способных ни трудиться,
ни защищать отечество, но при этом требующих от общества свою порцию «хлеба и зрелищ». Ситуация осложняется еще и
тем, что на внешних границах цивилизации угрожают «варварские народы», под напором которых она, ослабленная
внутренними трудностями, может пасть.
6. Как определяет цивилизацию А. Тойнби?
7. Какие факторы, по его мнению, влияют на цивилизационное развитие?
8. Почему подход к истории, разработанный А. Тойнби, Н. Данилевским, получил название «локальноцивилизационный»?
9. В чем преимущества этого подхода?
10.В чем недостатки этого подхода?
Без ответов:
Итоговая контрольная по теме «Общество и человек»
1.Совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей - это
……………….
2. Такие отношения, относительно устойчивые, во многом безличные (формальные),
затрагивающие важные стороны жизни людей, и называются …………………………….. 3«Политическое преобладание Москвы основывалось, между прочим, на том, что Москва была торговым
центром огромного края, промышленность которого находилась в непосредственном подчинении торговому
капиталу, сосредоточенному преимущественно в Москве. Торговый класс был вслед за земельным дворянством
самым влиятельным классом старинной Руси». Связь каких сфер жизни общества можно проследить в этой
характеристике?
4. Человек ………………………… общества не ощущал себя личностью, противостоящей или конкурирующей
с другими. Напротив, он воспринимал себя неотъемлемой частью своей деревни, общины, полиса.
5. …………… общество характеризуется стремительным развитием техники на основе внедрения научных
идей в общественное производство.
Прочтите текст и ответьте на вопросы:
Английский историк А. Тойнби (1889—1975 гг.) определяет цивилизации как общности, «более широкие, чем
отдельные нации, но менее широкие, чем все человечество». Автор насчитал десять полностью самостоятельных
цивилизаций. Из них к «живым» он отнес западную, православнохристианскую, исламскую, индуистскую,
дальневосточную.
По мнению Тойнби, неповторимый облик цивилизации складывается под влиянием многих факторов, в том
числе и особенностей природногеографической среды. Развитие цивилизации зависит от того, способны ли люди
находить достойные «ответы» на те многочисленные вызовы (сегодня мы бы назвали их проблемами), с которыми
сталкивается общество: недостаток природных ресурсов, рост числа нетрудоспособных и т. п. Такие ответы
способно выработать только «творческое меньшинство», которое затем должно увлечь всех остальных к
движению по избранной дороге. Каждая цивилизация — это единый организм, имеющий свою систему ценностей,
высшими из которых являются религиозные.
Цивилизациям, по мнению Тойнби, присущ замкнутый цикл исторического существования: они возникают,
растут за счет энергии «жизненного порыва», затем происходит «надлом», ведущий к упадку и разложению.
Надлом в первую очередь связан с превращением «творческого меньшинства» в самовоспроизводящуюся касту,
которая уже не способна находить пути решения новых проблем. Одновременно растет слой «внутреннего
пролетариата» — людей, не способных ни трудиться, ни защищать отечество, но при этом требующих от
общества свою порцию «хлеба и зрелищ». Ситуация осложняется еще и тем, что на внешних границах
цивилизации угрожают «варварские народы», под напором которых она, ослабленная внутренними трудностями,
может пасть.
6. Как определяет цивилизацию А. Тойнби?
7. Какие факторы, по его мнению, влияют на цивилизационное развитие?
8. Почему подход к истории, разработанный А. Тойнби, Н. Данилевским, получил название «локально
цивилизационный»?
9. В чем преимущества этого подхода?
10.В чем недостатки этого подхода?
Вариант 2.
Вопросы с ответами (кроме вопросов по тексту):
Прочтите текст и ответьте на вопросы:
К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали формации как ступени исторического развития общества, каждую из
которых характеризует свой способ производства, определенная система экономических отношений — базис
общества, а также особый комплекс политических, правовых, идеологических, этических и других отношений и
форм общественного сознания, образующих надстройку общества. Базис определяет надстройку, но последняя
не только отражает базис, но и в дальнейшем создает условия для его развития (закрепляя идеологические
ценности, общественные нормы).
Основоположники марксизма выделяли и исследовали несколько типов общественноэкономических
формаций. В рамках одной из типологий назывались докапиталистическая, капиталистическая и
коммунистическая формации. В дальнейшем закрепилась схема, включающая первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую формации. Каждая из них рассматривалась как ступень
движения человечества по пути общественного прогресса.
Переход от одной формации к другой вызывается противоречиями, возникающими в способе производства:
развившиеся производительные силы требуют изменений в экономических отношениях, а затем и во всей
надстройке. Это противоречие в обществе, основанном на частной собственности, принимает форму классовой
борьбы, где одни классы стремятся сохранить прежний порядок вещей, другие нацелены на решительные
преобразования. Высшей формой классовой борьбы является социальная революция.
Таким образом, была предложена стадиальная модель общественноисторического развития, использованная
затем многими исследователями. Последователь Маркса В. И. Ленин считал создание учения о формациях
крупнейшим завоеванием общественной мысли: «Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и
политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада
общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий».
Формационный подход, еще сравнительно недавно рассматривавшийся в отечественном обществознании как
единственно верный, сегодня воспринимается многими критически.
1. Раскройте основные положения марксистского учения об общественноэкономических формациях
2. Каковы сильные стороны формационного подхода?
3. Каковы слабые стороны формационного подхода?
4. Идеология насилия и практика устрашения населения – это ………………….
Терроризм
5. Процесс всемирной интеграции и унификации называется ………………
6.Как называется общество, характеризующееся становлением глобальной экономики, в котором определяющую роль играют
информационные технологии и развитое гражданское общество?
Постиндустриальное
7.Процесс обогащения человека новым знанием называется …………………….
Познание
8. Соответствие полученного знания действительности _ это ……..
Истина
9,Поступательное развуитие общества, его подъём на более высокие ступени ……………………….
Общественный прогресс
10.Понятие, суждение, умозаключение – это формы …………………………….
Рационального познания
Вариант 2.(без ответов)
Прочтите текст и ответьте на вопросы:
К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали формации как ступени исторического развития общества, каждую из
которых характеризует свой способ производства, определенная система экономических отношений — базис
общества, а также особый комплекс политических, правовых, идеологических, этических и других отношений и
форм общественного сознания, образующих надстройку общества. Базис определяет надстройку, но последняя
не только отражает базис, но и в дальнейшем создает условия для его развития (закрепляя идеологические ценности, общественные нормы).
Основоположники марксизма выделяли и исследовали несколько типов общественноэкономических
формаций. В рамках одной из типологий назывались докапиталистическая, капиталистическая и
коммунистическая формации. В дальнейшем закрепилась схема, включающая первобытнообщинную,
рабовладельческую, феодальную, капиталистическую формации. Каждая из них рассматривалась как ступень
движения человечества по пути общественного прогресса.
Переход от одной формации к другой вызывается противоречиями, возникающими в способе производства:
развившиеся производительные силы требуют изменений в экономических отношениях, а затем и во всей
надстройке. Это противоречие в обществе, основанном на частной собственности, принимает форму классовой
борьбы, где одни классы стремятся сохранить прежний порядок вещей, другие нацелены на решительные
преобразования. Высшей формой классовой борьбы является социальная революция.
Таким образом, была предложена стадиальная модель общественноисторического развития, использованная
затем многими исследователями. Последователь Маркса В. И. Ленин считал создание учения о формациях
крупнейшим завоеванием общественной мысли: «Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и
политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада
общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий».
Формационный подход, еще сравнительно недавно рассматривавшийся в отечественном обществознании как
единственно верный, сегодня воспринимается многими критически.
1. Раскройте основные положения марксистского учения об общественноэкономических формациях
2. Каковы сильные стороны формационного подхода?
3. Каковы слабые стороны формационного подхода?
4. Идеология насилия и практика устрашения населения – это ………………….
5. Процесс всемирной интеграции и унификации называется ………………
6.Как называется общество, характеризующееся становлением глобальной экономики, в котором определяющую роль играют
информационные технологии и
7.Процесс обогащения человека новым знанием называется …………………….
8. Соответствие полученного знания действительности _ это ……..
9,Поступательное развуитие общества, его подъём на более высокие ступени ……………………….
10.Понятие, суждение, умозаключение – это формы …………………………….
Итоговая контрольная по теме "Общество и человек" (10 класс, обществознание)
Итоговая контрольная по теме "Общество и человек" (10 класс, обществознание)
Итоговая контрольная по теме "Общество и человек" (10 класс, обществознание)
Итоговая контрольная по теме "Общество и человек" (10 класс, обществознание)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.