Итоговая работа по курсу "История" 10кл
Оценка 5

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Оценка 5
Контроль знаний
rtf
история
10 кл
20.06.2017
Итоговая работа по курсу "История" 10кл
Итоговая работа по курсу "История" 10кл( профильный уровень) охватывает материал по УМК Сахарова- Буганова с IX по XVIII века.Работа рассчитана на 150-180 минут в зависимости от уровня подготовки класса и состоит из трех частей по примеру материалом итоговых КИМов по истории.Итоговая работа по курсу "История" 10кл( профильный уровень) может быть использована как промежуточная аттестация.
итог раб 10кл.rtf
Итоговая работа по курсу Истории за 10-й класс (профиль) ФИО:__________________________________________ Класс____________ Часть 1 1. В каком  из рядов указаны даты борьбы Руси с монголо­татарами? А) 1478г.,1497г.; Б) 1237г, 1378г. В) 1410г.,1478г. Г) 1462г.,1550г. 2. Основным соперником Московского княжества в борьбе за главенство в Северо­Восточной  Руси был (а) А)Рязанское княжество; Б) Новгородская земля; В)Тверское княжество; Г)Суздальско­Нижегородское княжество. 3. Кто из перечисленных московских князей правил позже остальных? А) Дмитрий Иванович; Б) Семен Гордый; В)Иван Калита; Г) Иван Красный. 4. Названия и понятия «Вороний камень», «клин», «рыцари» относится к  В) Невской битве; А) битве на Чудском озере; В)  Битве на реке Калке; Г) битве на реке Сити. 5. В результате восстания в Москве в 1662 г. царь вынужден был: А) Отменить медные деньги; Б) Ликвидировать «белые слободы»; В) Отменить рекрутчину; Г) Ввести подушную подать. 6. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите о каком сражении идет речь. «…Началось сражение, и многие пали, но помог Бог великому победоносному Дмитрию, и  побеждены были… татары, и полному разгрому подверглись… Великий князь Дмитрий,  славную победу одержав, пришел к Сергию, благодарность принеся за добрый совет, Бога  славил и вклад большой в монастырь лал». А) Ледовое побоище; Б) Стояние на реке Угре; Г) Битва на реке Калке. В) Куликовская битва; 7.  Назовите имя князя, бежавшего , опасаясь опалы и казни , в Литву в XVI веке, известного  также как автор «Истории о великом князе Московском»: А) А.М. Курбский;  Б) А.М, Шуйский; В) В.С. Старицкий; Г) М.И. Воротынский. 8. Что из названного было одним из итогов царствования Алексея Михайловича? А) присоединение Крыма к России; Б) взятие Казани; В) утверждение России в Средней Азии;  Г) присоединение к России Левобережной Украины с Киевом. 9. Политика секуляризации –это: А) наделение крупных монастырей землёй с крестьянами из государственного фонда; Б) реформа по упорядочению налогообложения церковного землевладения; В) обращение церковной собственности (преимущественно земельной) в светскую с последующим  использованием в интересах государства; Г) политика, направленная на передачу государством Церкви колонизируемых ею свободных земель. 10. Какое событие произошло раньше всех остальных? А) начало присоединения Грузии к России; Б) временное перенесение столицы из Петербурга в Москву; В) взятие русскими войсками Берлина; Г) создание шляхетского кадетского корпуса. 11. Прямая мужская линия династии Романовых пресеклась в связи со смертью: А) Петра I;   Б) Ивана Антоновича (ИванаVI); .  В) ПетраII; Г) Петра III 12. Названия «Уложенная комиссия», «Жалованная грамота городам» связаны с царствованием: А) Петра I; Б) Анны Иоанновны; В) Алексея Михайловича; Г) Екатерины II 13. Какое из приведенных ниже понятий характерно для царствования Павла I? А) Урочные лета; Б) Заповедные лета; В) Трехдневная барщина; Г) Вольные хлебопашцы 14. Что из названного относилось к последствиям экономической политики Петра I? А) Появление торговых ярмарок; Б) Значительный рост числа мануфактур; В) Формирование свободного рынка рабочей силы; Г) Учреждение Вольного экономического общества 15. Участие России в союзе с Австрией и Францией в войне с Пруссией относится к периоду: А) 1722­1723гг; В) 1741­1743гг;      Б) 1756­1763гг;    Г) 1768­1774гг. 16. Прочтите отрывок из письма современницы событий и напишите название войны XIX в., о  последствиях которой идет речь. «Я уже пять дней в нашей несчастной Москве. Ах, Гриша, голубчик, ты представить себе не  можешь, что с Москвой сделалось, узнать ее нельзя и без слез видеть невозможно этих руин.  От каменных домов стены остались, от деревянных, ­ печи торчат. Вообрази, какое чудо, что  маменькин дом уцелел… а слободы как не бывало – вся выгорела…» А) Русско­шведская войа В) Русско­турецкая война  Б) Отечественная война; Г) Крымская война 17. Дочь Петра I Елизавета оказалась на российском престоле А) по завещанию Петра I; Б) по требованию участников крестьянского восстания; В) по приглашению Верховного Тайного совета; Г) в результате дворцового переворота 18. Какой  российский император( императрица) начал своё правление с конфликта с группой  аристократов, попытавшихся ограничить его(её) власть? А) ПётрII; Б) Елизавет а Петровна; В) Анна Иоанновна; Г) Пётр III. 19. Прочтите отрывок из письма декабриста Г.Е. Батенькова и назовите имя государственного  деятеля, о котором идёт речь.  «Граф имел обширную и непреклонную волю...  Деятель он был неутомимый ,и хотя главное его предприятие  ­ военные поселения  ­ общим  мнением не одобрялись и были причиною неумолимого на него негодования, однако же он  несмотря ни на что и мерами слишком крутыми дал ему обширное развитие»  А) М. Сперанский; Б) Д. Милютин; Г) А. Бенкердорф В) А. Аракчеев; Часть2 1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) Невская битва 2) реформа Патриарха Никона 3) свержение ордынского владычества 4) учреждение Сената 5) Крымская война 2. Расположите в хронологической последовательности события внешней политики России XVIIIв.: А) присоединение Крыма; Б) заключение Ништадского мира; В) Прутский поход; Г) третий раздел Речи Посполитой 3. Какие три из названных ниже органов государственной власти появились в России в ходе реформ Петра I? Запишите соответствующие цифры в таблицу, 1) Государственная Дума» 2) Сенат; 3) приказы; 4) магистраты; 5) коллегии; 6) Земские соборы 4. Установите соответствие между именами современников. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. ИМЕНА ДЕЯТЕЛЕЙ А) А.Л. Ордин –Нащёкин; Б) Ф. Лефорт; В) Н. Панини; Г) Э. Бирон ИМЕНА ПРАВИТЕЛЕЙ 1) Пётр I 2) Алексей Михайлович 3) Екатерина II 4) Анна Иоановна 5) Борис Годунов В Г Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б 5. Установите соответствие между именами и событиями, связанными с их деятельностью ИМЕНА А) патриарх Никон Б) Василий Шуйский В) Иван III Г) Иван IV Ответ: А СОБЫТИЯ 1) присоединение Великого Новгорода 2)  восстание Ивана Болотникова 3) церковный раскол 4) битва  на реке Калка 5) Ливонская война Б В Г 6. Прочтите отрывок из произведения Г.К. Котошихина  «О России в царствование  Алексея Михайловича» и ответьте на вопрос: как назывался приказ, о котором идёт  речь?  «... В тот приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя.  А посылают того приказу подъячие с послами в государства...и в войну с воеводами ля того, что послы...много чинят не к чести своему государь...а воеводы в полках  неправды чинят над ратными людьми, и те подъячие за послами или воеводами  подсматривают и царю, приехав сказывают, и ...послы и воеводы...тех подъячих дарят  и почитают выше меры, чтоб они...их выславляли, а худым не поносили» Ответ:____________________________________________________________________ ________ 7. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже  списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного  элемента. 1. Семилетняя война 2. Ливонская война 3. Алексей Михайлович 4. XVII в. 5. Крымская война 6. Петр I 7. XIX в. 8. Елизавета Петровна 9. XVIII в. ПРАВИТЕЛЬ     Иван Грозный ____________(Б) ____________(Г) Екатерина II  10. СОБЫТИЕ ____________(А)   Церковный раскол    Прутский поход    Восстание Е. Пугачева   ВЕК  XVI в. ____________(В)   XVIII в ____________(Д) 1.Напишите название войны, события которой обозначены на данной схеме. 2.. Напишите годы войны. 3.Напишите имя монарха , который правил в России 4.Напишите названия крупнейших   морских  и сухопутных сражений этой войны ,которые обозначены на  карте 218195 Ответы: 1­   2­ 3­  4­ Напишите сочинение об одной из исторических эпох ЧАСТЬ 3 В сочинении необходимо:  – указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;  – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России; указать не менее двух причинно­следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.. 1093—1125 гг.      1796—1801 гг.    1825­1855гг за 10­й класс 2 вариант Часть 1 При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого Вами задания (А1–А21) поставьте знак «Х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. 1. В каком из указанных рядов названы даты княжения Ивана III& А) 1533­1584гг; Б) 1565­1572гг; В) 1462­1505гг Г) 1584­1598гг 2. Кто из названных лиц был выдающимся иконописцем XVв? А) Симон Ушаков; Б) Дионисий; В) Аристотель Фиораванти; Г) Алевиз Новый. 3. Кто в Новгородской республике являлся высшим должностным лицом, контролировал  деятельность князя? А) Окольничий; Б) Посадник; В) Владыка; Г)Стольник 4. Какие земли вошли в состав России позже других? А) Ногайская орда; Б) Западная Сибирь; В) Астраханское ханство; Г)Казанское ханство. 5. Одним из следствий принятия Соборного Уложения 1649 г. было: А) Установление бессрочного сыска беглых крестьян; Б) Продление сроков поиска крестьян до 15 лет; В) Упразднение правила «с Дона выдачи нет»; Г) Разрешение помещикам ссылать крестьян в Сибирь. 6. Развитие отечественной культуры в XVII в характеризовалось: А) Уменьшением влияния церкви; Б) Насаждением западноевропейских образцов; В) Открытием Академии наук; Г) Появлением первых печатных газет и журналов. 7. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите событие, о котором идет речь. «И начал тогда князь великий наступать. Гремят мечи булатные о шлемы хиновские.  Поганые прикрыли головы руками своими. И вот поганые бросились вспять. Ветер рвет в  стягах великого князя Дмитрия Ивановича, поганые спасаются бегством, а русские  сыновья широкие поля кликом огородили и золочеными доспехами осветили. Уже встал  тур на бой! Тогда князь великий Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич, полки  поганых вспять повернули и начали их бить и сечь беспощадно, тоску на них наводя…» А) Ледовое побоище; Б) Стояние на реке Угре; В) Куликовская битва Г) Битва на реке Калке 8.  Что из названного относится к последствиям отмены в 1682 г местничества? А) консолидация дворянства и укрепление его позиций; Б) слияние вотчины и поместий; В) право участия в Земских соборах черносошных крестьян; Г) секуляризация церковных земель; 9. Какой из гвардейских полков появился при Петре I? Кантемировский; Б)Конногвардейский; В)Семеновский; Г)Измайловский 10. При Петре I  этот князь в 1718­1722 гг был президентом Камер­коллегии; при ЕкатеринеI  ­  одним из организаторов Верховного тайного совета; после смерит Петра II –  инициатором приглашения на престол Анны Иоанновны и ограничения её власти. Это  князь А) Д.Н. Голицын; Бутурлин В) А.Д. Меншиков; Б) Г.И. Головкин;  Г) А.Б.  11. Политика меркантилизма – это:  А)  экономическая политика, направленная на развитие в стране добывающей промышленности с  целью активного вывоза сырья в другие страны; Б)  экономическая политика, направленная на создание национального капитала за счёт развития  национального производства и активного вывоза товаров  в другие страны; В)  экономическая политика, направленная на создание самодостаточной экономической системы,  независимой от вывоза и ввоза товаров из­за границы; Г)  экономическая политика, направленная на поощрение национального сельскохозяйственного  производства для обеспечения продовольственной безопасности страны 12. Какое событие в истории России связано с именем Николая I? А) Кодификация законов; Б) Присоединение Финляндии к России; В) Отмена крепостного права; Г) Учреждение Царскосельского лицея. 13. Дочь Петра I Елизавета оказалась на российском престоле А) по завещанию Петра I; Б) по требованию участников крестьянского восстания; В) по приглашению Верховного Тайного совета; Г) в результате дворцового переворота 14. Какой  российский император( императрица) начал своё правление с конфликта с группой  аристократов, попытавшихся ограничить его(её) власть? А) ПётрII; Б) Елизавет а Петровна; В) Анна Иоанновна; Г) Пётр III. 15.  Гросс­Егерсдорф,  Цорндорф,  Кунерсдоф... Это места сражений в ходе войны А) Смоленской; Б) Семилетней; В) Северной; Г) Ливонской 16. Учреждение в России Государственного совета относится к(о) А) второй половине XVIIIв; Б) первой половине XIXв; В) второй половине XIXв; Г) первой половине XXв.  17. Укажите имя автора проекта, о котором говорится в тексте. «Нельзя не упомянуть и о его участии, наряду с другими одиннадцатью сановниками, в  секретной разработке проектов освобождения крестьян, работа над которыми  проводилась в 1817­1818 гг. Подлинник проекта не разыскан и известен только в  изложении других лиц. Суть его в общих чертах сводилась к следующему. Владельческие  крестьяне и дворовые люди с согласия помещиков постепенно выкупались казной. Кроме  того, опять­таки с согласия помещиков, государство могло выкупить по 2 десятины  пахотной земли на каждую ревизскую душу. Такая мизерность наделов, естественно,  способствовала бы развитию арендных отношений и препятствовала полному отрыву  крестьянских хозяйств от помещичьего». А)  А.Н. Голицын; Б)  Н.М. Карамзин; В) А.А. Аракчеев Г) Н.Н. Новосильцев 18. Следствием подписания Александром  I  Тильзитского мира с Наполеоном было: А) реализация секретного протокола о разделе сфер влияния между Россией и Францией в  Центральной Европе; Б) формирование русско­французского экспедиционного корпуса для похода в Индию; В) присоединение России к континентальной блокаде Англии; Г) подготовка российского и французского флотов  к нападению на Англию  19. Прочтите отрывок из сочинения историка С. Ф. Платонова и укажите, кто издал указ, о котором  идёт речь.   «Манифест устанавливал трёхдневную барщину, а также запрещал помещикам заставлять  крестьян работать в выходные и праздничные дни. Этот манифест положил первое ограничение  помещичьей власти» А) ПётрI; Б) Екатерина II; В) Пётр III; Г) Павел I 20. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о чьём царствовании идёт речь. «Первая половина этого царствования одновременно с внешними войнами ознаменовалась  важными внутренними учреждениями... самое важное из этих учреждений были министерства,  основанные на место петровских коллегий... около того же времени учреждён государственный  совет для обсуждения правительственных мер. Окончательное устройство министерств и  Государственного совета принадлежит деятельности Сперанского». А) Екатерины II; Б) Александра I; В) ПавлаI; Г) Николая I. 21. Прочтите отрывок из записок А. С. Пушкина и укажите фамилию автора труда, о котором идёт  речь.  «Это было в феврале 1818 года. Первые восемь томов «русской истории»... вышли в свет...  Появление сей книги (так и быть надлежало) наделало много шуму и произвело сильное  впечатление, 3000 экземпляров разошлись в один месяц... все, даже светские женщины, бросились  читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием». А) В. Н. Татищев; Б) В. О. Ключевский; В) Н. М. Карамзин; Г) С. М. Соловьёв. ЧАСТЬ 2 Ответом к заданиям этой части (В1–В12) является слово(словосочетание) или последовательность цифр. Впишите ответысначала в текст работы, а затем начиная с первойклеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных перенесите их в бланк ответов № 1справа от номера соответствующего задания, символов.Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствиис приведёнными в бланке образцами. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писатьтолько буквами (например: НиколайВторой). 1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) утверждение патриаршества в России; 2) присоединение Новгорода Великого к Москве; 3) окончание зависимости Руси от Орды; 4) учреждение опричнины; 5) избрание русским царём представителя династии Романовых 2. Расположите в хронологической последовательности события XVIIIв: А) основание Санкт-Петербурга; Б) учреждение Академии наук; В) введение нового летоисчисления; Г) создание Сената 3. Выберите из списка три события, относящихся к правлению Ивана III, и запишите номера, под которыми они указаны, в таблицу. 1) присоединение Смоленска 2) введение государственного герба – двуглавого орла 3) присоединение Новгорода 4) расцвет приказной системы 5) создание стрелецкого войска 6) постройка краснокирпичного Московского Кремля 4. Установите соответствие между определениями и понятиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. ОПРЕДЕЛЕНИЯ А) плата за проживание на земле господина Б) сроки, в течение которых владелец земли мог возвратить покинувших его крепостных крестьян В) крупная земельная собственность, принадлежавшая феодалу на правах полного распоряжения и наследования Г) сроки в течение которых временно запрещался крестьянский переход в Юрьев день ПОНЯТИЯ 1) «урочные лета» 2) «заповедные лета» 3) пожилое 4) вотчина 5) поместье Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г 5. Установите соответствие между событиями и их участниками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. УЧАСТНИКИ А) Дмитрий Боброк Б) Кузьма Минин В) гетман Мазепа Г) князь Г. Потёмкин СОБЫТИЯ 1) освобождение Москвы от поляков в 1612г 2) Куликовская битва 3) «стояние на Угре» 4) Северная война 5присоединение Крыма Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г 6. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью ( к каждой позиции первого столбца подберите позицию второго и запишите в таблицу  выбранные цифры под соответствующими буквами.) РОССИЙСКИЕ ГОСУДАРИ А) Екатерина I Б) ПётрII В) Анна Иоанновна Г)  Елизавета Петровна СОБЫТИЯ 1) отмена смертной казни в России 2)  ограничение пожизненной службы дворянству государству  25годами 3) укрепление позиций старомосковской знати 4) создание Верховного тайного совета 5) указ об  основании Академии Наук Ответ: А Б В Г 7. Установите соответствие между именами современников. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. ИМЕНА ДЕЯТЕЛЕЙ А) А.Л. Ордин –Нащёкин; Б) Ф. Лефорт; В) Н. Панини; Г) Э. Бирон ИМЕНА ПРАВИТЕЛЕЙ 1) Пётр I 2) Алексей Михайлович 3) Екатерина II 4) Анна Иоановна 5) Борис Годунов Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г 8. Какие  три из перечисленных ниже памятников зодчества были созданы в XVIIIв.?  Запишите соответствующие цифры в таблицу. 1) церковь Покрова в Филях 2) здание Двенадцати коллегий; 3) Теремной дворец Московского Кремля; 4) Зимний дворец; 5) Таврический дворец; 6) Храм Христа Спасителя. Ответ: 9. Прочтите отрывок из документа XVII в. и напишите его название.«Так же будет вотчинники и  помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянах и о бобылех, и скажут, что  их крестьяне и бобыли, выбежав из­за них, живут в государевых и в дворцовых селах, и в  черных волостях, или за посадех и в посадских людех... — за всякими вотчинники и  помещики: и тех крестьян и бобылей по сыску отдавати по писцовым книгам... А отдавати  беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов, без урочных лет» ОТВЕТ:_________________________________________________________________________ _____ 10. Какие три положения из перечисленных ниже относятся к «Русской правде» П. Пестеля?  Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу. 1) сохранение в неприкосновенности сословных прав и привилегий 2) установление конституционной монархии 3) унитарное государство 4) федеративное государство 5) установление республики 6) освобождение крепостных крестьян Ответ: 11. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и назовите имя императрицы, о которой  идёт речь.  «[Она] была истинною преемницей величия Петрова и Второю образовательницею новой  Росси. Главное дело сей незабвенной монархини состоит в том, что ею смягчилось  самодержавие ,не утратив силы своей». ОТВЕТ______________________________________________________________________ ___   12. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке  данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.  1. 1878 г. 2. Ясский мир 3. Петр I 4. 1856 г. 5. 1791 г. 6. Гюлистанский мир 7. Ям­Запольское перемирие 8. Александр I 9. Ништадский мир Правитель    ________(А)  .   Екатерина II  ________(Д)  Александр II  Год 1721 г ______(В)  1812 г. ________(Е)  Мирный договор  ________(Б)  __________(Г)  Бухарестский мир  Парижский мир Для записи ответов на задания этой части (С1–С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. ЧАСТЬ 3 Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. Из документа 1741 г. «Во все государственныя дела он вступал, и хотя прямое состояние оных ведать было и невозможно, однако ж часто и в самых важнейших делах без всякого, с которыми людьми надлежало, о том совету по своей воле и страстям отправлял, и какия от того в делах многие непорядки и государственным интересам предосуждения приключались, о том он сам довольно ве дает и признать должен. Важные государственныя торги и заводы не токмо к явному казенному убытку, но и с превеликою обидою и разорением здешних российских под данных, которые, надеясь на опубликованные от Его Императорского Вели чества, блаженнейшей памяти Петра Великого Манифеста, многие тысячи .собственного своего капитала в те заводы положили, его старательством чу жим отданы… И понеже, с одной стороны, состояние его, в котором он в Государство приехал, а с другой стороны такожде нынешнее его богатство всему свету явны и известны, того ради он должен сам объявить: 1. Что ему от Ея Величества пожаловано деньгами 3. Что ему от других чужестранных государей подарено и пожаловано, и в которое время? 4. Сколько денег и другого богатства и пожитков он вне государства отправил, куды и где ныне находится?» С-1. Кому предъявляются обвинения? От кого из правителей России исходили обвинения и вопросы? О каких событиях идёт речь в документе? С-2. В чём обвиняли исторического деятеля (приведите не менее 3 обвинений)? С-3. Как называлась историческая эпоха, в которую происходили события? Какие черты эпохи отразились в данных событиях (укажите не менее двух черт)? _______________________________________________________________________ ___ С-4. В течение XIX в. неоднократно возникал вопрос о восстановлении патриаршества в Русской православной церкви. Кем и почему было упразднено патриаршество? Какой орган осуществлял управление церковными делами? Объясните, почему после Февральской революции 1917 г. вопрос о восстановлении патриаршества был решён положительно. С-5. Ниже указаны две точки зрения на развитие России в XVII в. до начала  реформ Петра I. 1) Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и  культурных достижений Западной Европы. 2) Россия в XVII в. вступила в период модернизации и усваивала экономические,  военные и культурные новшества из Западной Европы. Какая из точек зрения представляется Вам более обоснованной? Используя  исторические знания, приведите три аргумента, подтверждающих избранную вами  точку зрения С­6. Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберите из них  ОДНОГО и выполните задания.  1) Ярослав Мудрый,    2) Иван III,     3) Пётр I,   Укажите время жизни исторического деятеля (точное указание лет жизни не  требуется). Дайте краткую характеристику основных направлений и результатов  его деятельности (событий, достижений и т.п.). ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ  ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ. задания части А верный ответ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Б Г В А А А А В А Г В Б В Г В Б Б Г Б В Г Максимальный балл  21 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. задания части 2 баллы 2 13245 1 ВБАГ 1 245 2 5123 2 2134 2 3215 1 134 ПРИКАЗ ТАЙНЫХ ДЕЛ 1 УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ 1 ГВБА 1 11. 12. Максимальный балл 18 ИВАН ТРЕТИЙ 23469 1 3 задания части 3   . Может быть указано: Содержание верного ответа и указания по оцениванию С­1  1) Соляной бунт в Москве; 2) 1648 г.; 3) Алексей Михайлович Правильно указаны событие, год, царь Правильно указаны любые 2 элемента ответа Правильно указан любой 1 элемент ответа. ИЛИ Ответ неправильный баллы 2 1 0 Максимальный балл2 С­2 Могут быть указаны следующие обещания: 1) назначение вместо Плещеева и Тихоновича достойных людей; 2) отмена усиленного налога на соль; 3) уход Морозова с поста государственного советника, если это будет угодно народу. Обещания могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках Правильно указаны 3 обещания Правильно указаны 2 обещания Правильно указано 1 обещание. ИЛИ Ответ неправильный 2 1 0 Максимальный балл 2 С­3   Могут быть указаны следующее элементы ответа: 1) документ – Соборное уложение; 2) изменение правого положения, например: окончательное юридическое закрепощение крестьян. Могут быть указаны другие изменения Правильно указаны документ и изменение Правильно указан любой 1 элемент ответа 2 1 Ответ неправильный 0 Максимальный балл 2 С­4   В правильном ответе должны быть названы языки и даны причины, например: 1) польский (владение польским языком было связано с интенсивностью экономических, военно- политических и культурных контактов России и Речи Посполитой в XVII в.); 2) латинский (латинский язык был языком западноевропейской науки и ученых, чьи труды все чаще появлялись в России Могут быть названы другие языки, указаны другие причины Названы 2 языка, указаны 2 причины. Названы 1–2 языка, указана 1 причина. ИЛИ Назван 1 язык, указаны 2 причины Языки в явном виде не названы, указаны 1–2 причины Назван только 1 язык. ИЛИ Ответ неправильный 1 0 Максимальный балл3 3 2 С­5   Ученик может выбрать одну из названных точек зрения (позиция  выпускника может быть сформулирована иначе), но при этом  должен привести подтверждающие её аргументы, например: При выборе первой точки зрения: − в Древней Руси существовал административный центр – Киев; − в Древней Руси выделилась единая для всей территории государства властно-управленческая верхушка – князья и дружина; − в Древней Руси формировался единый правопорядок, закрепленный в «Русской Правде», «Правде Ярославичей» и других документах; При выборе второй точки зрения: − Русь X – начала XII в. не имела выраженных внешних границ, особенно на Юге и Востоке; − на Руси в X – начале XII в. существовала практика занятия «столов» в зависимости от места князя внутри всего рода Рюриковичей, что уменьшало значение единого политического центра, поскольку наиболее родовитый князь мог княжить не в Киеве (пример: Андрей Боголюбский); − вече нередко выступало против конкретных князей. Могут быть приведены другие аргументы Выражена или понятна из контекста позиция выпускника, приведены 3 аргумента, ее подтверждающих Выражена или понятна из контекста позиция выпускника, приведены 2 аргумента, ее подтверждающих Выражена или понятна из контекста позиция выпускника, приведен 1 подтверждающий ее аргумент. ИЛИ Выражена или понятна из контекста позиция выпускника, аргументы не сформулированы, но без ошибок приведены не менее 2 исторических фактов, иллюстрирующих события (явления, процессы), различные оценки которых даны в условии задания Выражена только позиция выпускника. ИЛИ Выражена или понятна из контекста позиция выпускника, аргументы не сформулированы, но без ошибок приведен 1 исторический факт, иллюстрирующий события (явления, процессы), различные оценки которых даны в условии задания. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный 3 2 1 0 Максимальный балл 3 С­6  В случае, когда в ответе правильно указано время жизни исторического деятеля или указание времени жизни отсутствует (критерий К1), а факты, использованные при характеристике основных направлений деятельности (критерий К2), существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании выпускником эпохи, в которую жил исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по всем критериям выставляется 0 баллов).     С­6  К-1 Время жизни исторического деятеля Правильно указано время жизни исторического деятеля (век и часть или десятилетия века; точного указания лет жизни не требуется). ИЛИ Время жизни исторического деятеля в явном виде не указано, но приведённые выпускником даты событий, связанных с ним, свидетельствуют о знании времени жизни данного деятеля. ИЛИ Правильно указан век, допущена неточность при указании одного из десятилетий века (или одной из дат лет жизни), когда жил исторический деятель. 1 В качестве правильного ответа может быть также засчитано верное указание лет (или периода) правления, активной государственной (военной и т.п.) деятельности Указан только век, когда жил исторический деятель. ИЛИ Допущены неточности при указании обеих хронологических рамок жизни исторического деятеля (в случае, если выпускник указал век и десятилетия века). ИЛИ Время жизни исторического деятеля указано неправильно или не указано С­6  К-2 Характеристика основных направлений деятельности и её результатов Правильно указаны и охарактеризованы основные направления и результаты деятельности исторической личности Правильно указаны основные направления и результаты деятельности исторической личности, при их характеристике допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ Правильно указаны несколько направлений деятельности, без фактических ошибок дана характеристика только одного из них и результатов деятельности Правильно указано и охарактеризовано только одно из нескольких направлений деятельности исторической личности, без фактических ошибок дана характеристика результатов деятельности. ИЛИ Правильно указаны и охарактеризованы только основные направления деятельности личности. ИЛИ Правильно указаны без характеристики основные направления деятельности личности, без фактических ошибок дана характеристика результатов деятельности. ИЛИ Направления деятельности личности в явном виде не указаны, без фактических ошибок дана характеристика нескольких направлений и результатов деятельности Правильно указаны только одно или несколько основных направлений деятельности исторической личности, при его/их характеристике допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ Правильно указаны без характеристики одно или несколько направлений деятельности личности, при характеристике результатов допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ Направления деятельности личности в явном виде не указаны, без фактических ошибок дана характеристика одного направления и результатов деятельности. ИЛИ Направления деятельности личности в явном виде не указаны, дана характеристика нескольких направлений и результатов деятельности, при характеристике направлений (результатов) деятельности допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ Правильно указаны одно или несколько направлений деятельности исторической личности. Без фактических ошибок приведены только частные исторические факты, относящиеся к жизни личности, но не характеризующие её деятельности. правильно дана характеристика результатов деятельности. ИЛИ Правильно дана только характеристика результатов деятельности Правильно указаны(-о) только направления(-е) деятельности исторической личности, характеристика не дана. ИЛИ Основные направления и результаты деятельности исторической личности не указаны, приведены только факты, относящиеся к жизни и/или деятельности личности. ИЛИ Все основные исторические факты приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл ответа 0 4 3 2 1 0 Максимальный балл:   17 Максимальный балл5 ОЦЕНИВАНИЕ: часть 1 максимальное количество баллов  21  часть 2 максимальное количество баллов: 18 часть 3 максимальное количество баллов: 17  всего за работу : 56 баллов НОРМЫ ОЦЕНОК: 56­49 – ОЦЕНКА «5»; 48­39— ОЦЕНКА «4»;  38­27Б. – ОЦЕНКА «3»;  26 Б. И МЕНЬШЕ – ОЦЕНКА «2»; ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ  ВТОРОЙ ВАРИАНТ. задания части А верный ответ 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. В Б Б Б А А В А В А Б А Г В Б Б В В Г Б В Максимальный балл  21 задания части 2 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23451 ВАГБ 236 3142 2145 4321 2134 245 СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 356 баллы 2 1 1 2 2 2 1 1 1 1 23. 24. Максимальный балл 18 ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ 395284 1 3 задания части 3   . Может быть указано: Содержание верного ответа и указания по оцениванию С­1  1) Э.И. Бирон; 2) Анна Леопольдовна, правительница России; 3) деятельность Э.И. Бирона во время царствования Анны Иоанновны и проведение суда над ним Правильно указаны обвиняемый, правитель и события Правильно указаны любые 2 элемента ответа Правильно указан любой 1 элемент ответа. ИЛИ Ответ неправильный баллы 2 1 0 Максимальный балл2 С­2 В правильном ответе должны быть указаны обвинения: 1) вмешательство во все государственные дела; 2) причинение экономического ущерба государству; 3) хищение и вывоз за границу государственных средств. Обвинения могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках Правильно указаны 3 обвинения Правильно указаны 2 обвинения Правильно указано 1 обвинение. ИЛИ Ответ неправильный 2 1 0 Максимальный балл 2 С­3   Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) эпоха дворцовых переворотов; 2) черты эпохи, например: – частая смена монархов; – фаворитизм; – борьба политических группировок вокруг престола. Могут быть указаны другие черты Правильно названы эпоха и 2 черты Правильно названа эпоха и 1 черта. ИЛИ Правильно названы только 2 черты Правильно названа только эпоха. ИЛИ Правильно названа только 1 черта. ИЛИ Ответ неправильный 2 1 0 Максимальный балл 2 С­4   Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос: Пётр I создавал так называемое регулярное государство, в котором не должно было быть больше одного центра власти; упразднение патриаршества и синодальная система церковного управления позволяли контролировать духовенство как часть государственного аппарата; 2) ответ на второй вопрос: Синод; 3) объяснение: Февральская революция создала условия для независимости церковной власти от государства, что привело к усилению влияния общин и приходов, в которых было много сторонников восстановления патриаршества как древнего и наиболее правильного способа управления церковью. Элементы ответа могут быть приведены в других формулировках Приведены 3 элемента ответа. Приведены любые 2 элемента ответа Приведён любой 1 элемент ответа Ответ неправильный 3 2 1 0 Максимальный балл3 С­5   Ученик может выбрать одну из названных точек зрения (позиция  выпускника может быть сформулирована иначе), но при этом  должен привести подтверждающие её аргументы, например: При выборе первой точки зрения: − Московское царство в XVII в. находилось в изоляция от мирового(европейского) рынка: в конце XVI в. в Архангельск приходило20 кораблей в год, в конце XVII в. – 80; в Амстердам – сотни вдень. Крупные мануфактуры основывались иностранцами; – московская дипломатия не участвовала в европейских делах (постоянные контакты были лишь с Польшей и со Швецией); – был слаб военный потенциал до середины 1710-х гг., оружие закупали за границей; При выборе второй точки зрения: – происходило развитие государственных структур; появились бюрократия и единое для всей страны законодательство; – началась «военная революция»: появились солдатские, драгунские и рейтарские полки; в Немецкой слободе служили офицеры-иностранцы; – происходило «обмирщение культуры»: кризис средневекового сознания; появлялись новые (светские) сюжеты, темы и образы в литературе и искусстве. Могут быть приведены другие аргументы Выражена или понятна из контекста позиция выпускника, приведены 3 аргумента, ее подтверждающих Выражена или понятна из контекста позиция выпускника, приведены 2 аргумента, ее подтверждающих Выражена или понятна из контекста позиция выпускника, приведен 1 подтверждающий ее аргумент. ИЛИ Выражена или понятна из контекста позиция выпускника, аргументы не сформулированы, но без ошибок приведены не менее 2 исторических фактов, иллюстрирующих события (явления, процессы), различные оценки которых даны в условии задания Выражена только позиция выпускника. ИЛИ Выражена или понятна из контекста позиция выпускника, аргументы не сформулированы, но без ошибок приведен 1 исторический факт, иллюстрирующий события (явления, процессы), различные оценки которых даны в условии задания. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный 3 2 1 0 Максимальный балл 3 С­6  В случае, когда в ответе правильно указано время жизни исторического деятеля или указание времени жизни отсутствует (критерий К1), а факты, использованные при характеристике основных направлений деятельности (критерий К2), существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании выпускником эпохи, в которую жил исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по всем критериям выставляется 0 баллов).     С­6  К-1 Время жизни исторического деятеля Правильно указано время жизни исторического деятеля (век и часть или десятилетия века; точного указания лет жизни не требуется). ИЛИ Время жизни исторического деятеля в явном виде не указано, но приведённые выпускником даты событий, связанных с ним, свидетельствуют о знании времени жизни данного деятеля. ИЛИ Правильно указан век, допущена неточность при указании одного из десятилетий века (или одной из дат лет жизни), когда жил исторический деятель. В качестве правильного ответа может быть также засчитано верное указание лет (или периода) правления, активной государственной (военной и т.п.) деятельности Указан только век, когда жил исторический деятель. ИЛИ Допущены неточности при указании обеих хронологических рамок жизни исторического деятеля (в случае, если выпускник указал век и десятилетия века). ИЛИ Время жизни исторического деятеля указано неправильно или не указано С­6  К-2 Характеристика основных направлений деятельности и её результатов Правильно указаны и охарактеризованы основные направления и результаты деятельности исторической личности Правильно указаны основные направления и результаты деятельности исторической личности, при их характеристике допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ Правильно указаны несколько направлений деятельности, без фактических ошибок дана характеристика только одного из них и результатов деятельности Правильно указано и охарактеризовано только одно из нескольких направлений деятельности исторической личности, без фактических ошибок дана характеристика результатов деятельности. ИЛИ Правильно указаны и охарактеризованы только основные направления деятельности личности. ИЛИ Правильно указаны без характеристики основные направления деятельности личности, без фактических ошибок дана характеристика результатов деятельности. ИЛИ Направления деятельности личности в явном виде не указаны, без фактических ошибок дана характеристика нескольких направлений и результатов деятельности Правильно указаны только одно или несколько основных направлений деятельности исторической личности, при его/их характеристике допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ Правильно указаны без характеристики одно или несколько направлений деятельности личности, при характеристике результатов допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ Направления деятельности личности в явном виде не указаны, без 1 0 4 3 2 1 фактических ошибок дана характеристика одного направления и результатов деятельности. ИЛИ Направления деятельности личности в явном виде не указаны, дана характеристика нескольких направлений и результатов деятельности, при характеристике направлений (результатов) деятельности допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ Правильно указаны одно или несколько направлений деятельности исторической личности. Без фактических ошибок приведены только частные исторические факты, относящиеся к жизни личности, но не характеризующие её деятельности. правильно дана характеристика результатов деятельности. ИЛИ Правильно дана только характеристика результатов деятельности Правильно указаны(-о) только направления(-е) деятельности исторической личности, характеристика не дана. ИЛИ Основные направления и результаты деятельности исторической личности не указаны, приведены только факты, относящиеся к жизни и/или деятельности личности. ИЛИ Все основные исторические факты приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл ответа 0 Максимальный балл5 Максимальный балл:   17 ОЦЕНИВАНИЕ: часть 1 максимальное количество баллов  21  часть 2 максимальное количество баллов: 18 часть 3 максимальное количество баллов: 17  всего за работу : 56 баллов НОРМЫ ОЦЕНОК: 56­50 – ОЦЕНКА «5»; 49­40— ОЦЕНКА «4»;  39­27Б. – ОЦЕНКА «3»;  26 Б. И МЕНЬШЕ – ОЦЕНКА «2»;

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл

Итоговая работа по курсу "История" 10кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017