Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 76»
Итоговый индивидуальный проект
«Отражение трагедии советского народа в годы войны в очерках, созданных в 1941-1945 годах»
Работу выполнила:
Суслова Дарья Сергеевна,
учащаяся 10 класса «А»
Научный руководитель:
Захарьева Марина Викторовна,
Учитель литературы
Ярославль, 2022
Оглавление
Введение. 2
Глава 1. Теория литературных очерков и их произведения. 4
Глава 2. Сравнение и анализ изученных литературных произведений. 7
Заключение. 12
Литература. 13
Скоро в нашей стране пройдет Празднование Дня Победы. Этот праздник дает нам возможность почувствовать принадлежность к стране, через него прививается чувство патриотизма, любви к родине. Никто не должен забывать всех ужасов войны, цену, которые отдали тысячи людей для победы, чтобы не допустить повторения тех событий.
Праздник победы имеет значение для многих поколений наших потомков, гордиться предками и страстно желать, чтобы те страшные четыре года, которые нашим семьям и ближайшим соседям пришлось пережить, никогда не повторились. Помнить о войне надо, в первую очередь для того, чтобы не допустить подобного в будущем. А также, потому что это важнейшая часть нашей истории. И чтобы ее не забывали, важно и детям школьного возраста говорить об этом, проводить мероприятия, поэтому наш проект является актуальным, особенно учитывая ситуацию в мире в настоящее время.
Цель:
Показать, как в очерках, созданных советскими писателями в годы Великой Отечественной войны, отразилась трагедия советского народа.
Задачи:
1. Познакомиться с особенностями жанра «очерк»;
2. Изучить сборник очерков «От советского информбюро…Публицистика и очерки военных лет», Издательство «Агентство печати Новости, Москва, 1982 год» и выбрать несколько произведений для исследования;
3. Проанализировать выбранные произведения, выявить их художественное своеобразие;
4. Сопоставить выбранные очерки и определить, как писатели, работавшие в то время, отражали трагедию советского народа;
5. Создать презентацию, в которой в наглядной форме представить самые эмоциональные страницы очерков.
Объект исследования:
Очерк как разновидность малой формы эпической литературы.
Предмет исследования:
Сборник очерков «От советского информбюро…Публицистика и очерки военных лет».
Очерк – это малый эпический жанр в литературе, на который влияют художественный и публицистический стиль. Очерк как жанр имеет ряд своих особенностей. В первую очередь, он имеет документальную основу: в центре находится описание реальных личностей или событий. Очерки имеют тесную связь с публицистикой, поэтому публицистичность является отличительной чертой очерков. Несмотря на достоверность описания, очерки не лишены эмоциональности и образности повествования. Как правило, очерки имеют небольшой объем, но это не мешает хорошо передавать их смысл.[1]
Различают 4 основных вида очерков в литературе:
1. Портретный очерк – это жизнеописание, внешнего и внутреннего мира какого-либо человека, анализ и описание среды через его поступки. В портретном очерке художественное описание преобладает над публицистическим.
2. Проблемный очерк характерен острым конфликтом. Здесь имеет место публицистическое описание проблемы, которая решается путём анализа различных данных, в том числе и статистических. В конце автор, опираясь на свои знания и жизненный опыт, предлагает решение конфликта.
3. Путевой очерк – самая ранняя разновидность очерка. Автор фиксирует события, произошедшие с ним в путешествии или поездке. Путевой очерк может содержать в себе элементы других видов, например, проблемного – при описании волнующих событий, или портретного – при описании обычаев и нравов повстречавшихся автору людей.
4. Исторический очерк. Содержит хронологическое, научно обоснованное описание исторического явления и его анализ, сопровождающийся мнением автора.
По классификации очерки делятся на социологический, публицистический и художественный.
После знакомства с произведениями сборника «От советского информбюро…Публицистика и очерки военных лет», мы выбрали 4 очерка, которые проанализируем более подробно. Это произведения Константина Симонова «Краснодар», Бориса Горбатого «Мариуполь», «Неизвестному американскому другу (письмо второе)» Леонида Леонова и «Девушка Роза» Андрея Платонова.[2]
Константин Симонов – известный поэт, прозаик, журналист, сценарист. Общественный деятель. Имеет звание Героя Социалистического Труда, получил Ленинскую и шесть Сталинских премий. Родился 28 ноября 1915 года в Петрограде, в дворянской семье. В 1939 году Симонова призвали в армию в качестве военного корреспондента. Утром 12 февраля 1943 года в краевой центр начали вступать части 46-й армии. Вместе с ними первыми в город вошли корреспонденты газеты «Красная Звезда» — поэты Илья Сельвинский и Константин Симонов, а 17 февраля в газете появился очерк «В Краснодаре» Симонова, переданный по телеграфу. Позже писатель его немного дополнил и назвал просто «Краснодар».
Литератор Борис Горбатов родился 2 июля 1908 года на территории современной Луганской области в Украине. Мальчик происходил из обычной трудовой еврейской семьи. С началом Великой Отечественной войны Борис Леонтьевич переквалифицировался в военные журналисты. Все четыре года боевых событий автор писал произведения, вдохновляющие советских солдат на победу, одним из таких стал очерк «Мариуполь», созданный в 1943 году.
Леонид Леонов родился 19 мая 1899 года в Москве в семье известного поэта крестьянского направления Максима Леонова. В годы Великой Отечественной войны вместе с другими писателями выехал в эвакуацию в Татарскую АССР. Произведение «Неизвестному американскому другу (письмо второе)» также было написано в годы войны в 1943-м.
Родился Андрей Платонов 28 августа 1899 года. Местом его рождения была Ямская слобода, сейчас это Воронеж. Отец писателя работал слесарем и машинистом паровоза, два раза награждался званием Герой труда. Мама не работала, она занималась домом и детьми. С началом войны автор, как и остальные, начал писать на военную тематику. Произведение «Девушка Роза» было написано в годы войны и впервые опубликовано в журнале «Интернациональная культура» в 1944 году на испанском языке.
Познакомившись с историей создания произведений, мы приступили к анализу выбранных очерков.
Первый из них очерк Константина Симонова «Краснодар».
1В его основе - кольцевая композиция: в начале и в конце произведения звучит тема счастья, счастье, что город освобожден и начнется, пусть и тяжелая, но жизнь без страха, без смерти. «Еще горит город…и вдоль всех центральных улиц тянутся ряды то взорванных, то обугленных домов… Каждый угол в городе — это своя трагедия, свои муки, свой ужас... На улицах- виселицы… Люди голодали, пухли от голода, но не сдавались, умирали, но не предавали родину», «Едва-едва засинел рассвет и первые отряды наших войск прошли через город, кусочки кумача, заботливыми руками прикрепленные на самодельные палки, уже вились над горящими, дымными, многострадальными, но свободными улицами города…Это больше, чем радость, это счастье»
2.Повествование ведется от первого лица. Писатель передает свои эмоции от увиденного в только что освобожденном городе, описывает встречи с жителями, которые находились в Краснодаре во время оккупации. Это придает произведению больше достоверности, документальности.
3.В очерке сочетаются общий и крупный планы изображаемого, ( таким образом, мы видим сначала город в целом, когда автор описывает, каким он перед ним предстал, а потом конкретно некоторые улицы и дома, мы словно приближаем изображение, и картина становится более конкретной, но, к сожалению, и более страшной, ( стр.25- описание виселиц на улицах города и повешенных мирных жителей, которые оказывали сопротивление фашистам.)
4.Описывая людей, Симонов обращает внимание на их психологическое состояние. Особенно запоминается эпизод, когда после боев жители выходят на улицы, видят убитых фашистов и спокойно проходят мимо, почти не обращая внимание на трупы: «Они не жалеют, не сострадают, должно быть, так и надо, так и справедливо».
5.Есть в очерке и рассказ о начале оккупации. В данном случае поражает, что фашисты хотели войти в город как освободители, благодетели (раздавали еду, дрова, причем все это снимали на кинопленку). А далее начались репрессии, потому что люди не «купились» на подарки, не стали сотрудничать с оккупантами.
6.Особенно впечатляет финал: сразу после того, как в город вошла Красная армия, на окнах домов стали появляться лоскуты красной ткани как символ советского флага: «То тут, то там трепещут маленькие полотнища, которые прятали во время оккупации. Это больше, чем радость — это счастье»
Таким образом, идея очерка - стойкость, сила духа советских людей, несмотря на все ужасы происходящего, вера в свою страну, в свою армию.
Далее мы проанализировали очерк Бориса Горбатова «Мариуполь».
1.Горбатов также использует кольцевую композицию (начало очерка- описание довоенного города, в котором подчеркивается его красота, и финал- вера в то, что город, разрушенный войной, будет восстановлен, снова обретет былую красоту.)
2.Контраст как ведущий прием (описание безмятежного города в начале военных действий и сожженного после оккупации)
3.Описание города и его жителей перед наступлением Красной армии, когда фашисты от отчаяния потеряли человеческий облик и творили ужасы, очень натурально. Писатель не щадит чувств читателей, он не старается скрасить то, что происходило, чтобы мы вместе с жителями города прочувствовали всю бесчеловечность фашизма. «Три дня над городом, словно черная туча, стоял дым. По улицам метались пьяные солдаты, поджигатели… Шипело человеческое мясо, полузадушенные люди выбегали из дома под пули автоматчиков. В огне и в дыму с хохотом и свистом, как дикари у костра, носились, приплясывая, пьяные, бесноватые. Одержимые демонами разрушения фашисты»
4.В финале произведения автор описывает возвращение уцелевших жителей в город. У них почти ничего не осталось, но главное- они выжили, они восстановят город: «Мужчина с ожесточенными сухими глазами рубит обгорелые бревна. Он хочет сколотить пока хоть конуру». И как последний аккорд среди всего ужаса, который описал Борис Горбатов, особенно сильно звучит последнее предложение теста: «Этот город снова будет самым веселым в Донбассе»
Таким образом, и в этом очерке основная идея- стойкость, сила духа советских людей несмотря на все ужасы происходящего, их непокорность.
Следующее произведение это Леонид Леонов «Неизвестному американскому другу (письмо второе)»
В этом послании- страшный рассказ о том, как были безжалостны фашисты с мирным населением на оккупированных территориях, какие ужасы они творили.
«Шеренга немецких пехотинцев…двигалась, и в центре плелись безоружные местные жители, старые и малые…Людей стали сажать внутрь фургона, слабым и неловким охотно помогали немецкие солдаты. Дверь закрыли на автоматический запор, завели мотор, но машина не сразу отправилась на место назначения. Это было невиданное транспортное средство, изобретенное в Германии для отправки в вечность: душегубка. Передвижная газовая камера, которая за 10минут убивала 80 человек»
«К вечным звездам люди всегда приходили через суровые испытания, но в такую бездну еще ни разу не заглядывал человек». Так описывает свое отношение к изображаемым событиям Леонов.
1.Леонов выбирает форму письма, не официального, личного. Это обращение к человеку, который живет на другом континенте, но в отличие от советских людей не видит всех ужасов Второй мировой войны. Но автор хочет, чтобы жители других стран, не подвергшихся оккупации, узнали о том, что творили фашисты в советских городах.
2.В письме он описывает жизнь мирных жителей в оккупированном городе. Его героини - маленькая девочка и ее мать, которые живут в доме, пострадавшем во время боев. Они живут очень бедно, но не жалуются, стараются приспособиться к ситуации. Это обычные жители, у них нет оружия, они не могут противостоять фашистам. Автор подчеркивает беззащитность этих героинь. Но они, как и другие безоружные жители (особо подчеркивается, что среди них только дети, старики и женщины) попадают в облаву, их грузят в какой-то странный автобус. Люди думают, что их отвезут на какие-то работы. Но оказывается, что этот автобус -газовая камера на колесах, созданная для быстрого и эффективного уничтожения людей. Все, кто там оказался, погибают.
3.Поражает детальное описание работы этой газовой камеры, всего страшного процесса уничтожения ни в чем неповинных людей. Автор словно хочет подчеркнуть документальность происходящего, в которое сознание отказывается верить.
4.В тексте письма- обилие риторических вопросов и восклицаний, обращений к адресату, что придает тексту эмоциональности: «Итак, дело за вами, американские друзья! Честная дружба, которой отныне будет жить планета, создается сегодня- на поле совместного боя. Именно здесь познается величие характера и историческая поступь передовых наций»
Основная мысль письма не мольба о помощи, а призыв к справедливости, к совместной борьбе со злом.
И, наверное, самое страшное произведение из всех — это произведение Андрея Платонова «Девушка Роза»
1.В центре повествования- история обычной девушки по имени Роза, которая оказалась в фашистской тюрьме. Мы не знаем, за что ее схватили фашисты, но зато подробно узнаем, что она испытала в этой тюрьме. Роза не погибла во время расстрела, выдержала самые страшные пытки, врагам оставалось только ее убить. Она была беззащитна перед ними. «Своею жизнью и смертью эта русская Роза подвергала сомнению и критике весь смысл войны, власти, господства и «новой организации» человечества» Тогда фашисты лишили девушку рассудка, нанеся ей страшную травму головы так, чтобы не убить, но оставить в живых в назидание другим. Но Роза и здесь победила фашистов. Она своей жизнью вселяла надежду в обездоленные сердца, и даже ее смерть- «мгновенное сияние, свет гибели…»
2.В очерке четко указано место действия- г. Рославль, рославльская тюрьма. «В рославльской тюрьме, сожженной фашистами вместе с узниками, на стене казематов еще можно прочитать краткие надписи погибших людей…»
3.Автор использует контраст в описании героев, подчеркивая в описании героини ее красоту, хрупкость и беззащитность, с одной стороны, и всю силу и безжалостность фашистов, которые издеваются над этой девушкой.
Что же объединяет очерки?
1.Показ ужасов войны, иногда очень натуралистичный. Трудно психологически читать эти произведения. Это подчеркивает, что пришлось пережить людям в годы войны. Детальное изображение ужасов, обилие восклицательных предложений, риторических обращений необходимо писателям для сильного эмоционального воздействия на читателя
2.Описание зверств фашистов на оккупированных территориях. Жертвами становились беззащитные мирные жители. Так авторы показывают, что фашисты несли смерть.
3.В каждом очерке основная идея - восхищение силой духа народа, его стойкостью и мужеством.
4.Часто используются приемы контраста, кольцевой композиции.
5.Использование документальных фактов для создания достоверности изображаемого.
6.Финал всех произведений, несмотря ни на что- светлый, в этом- вера в победу добра над злом.
«Советская литература в дни войны становилась истинно народным искусством, голосом героической души народа». Это слова известного советского писателя Алексея Толстого удивительно точно отражают основную задачу писателей, с очерками которых мы познакомились в ходе работы над проектом.
Прочитав эти произведения, изучив их, применяя методы анализа, синтеза, сравнения и обобщения, мы более глубоко погрузились в историю Великой Отечественной войны, увидели ее глазами не солдата, сражающегося на фронте, а глазами людей, переживших оккупацию. Мы отчетливо поняли, что это была война на уничтожение людей, бесчеловечное и безжалостное.
Мы обязательно подготовим на основе изученных материалов классные часы для учеников школы, на которых расскажем об этих не оставляющих никого равнодушными произведениях.
1. Сайбулова А.Ж. Жанр Очерка. Оренбургский государственный университет [Электронная публикация]// По материалам сайта https://cyberleninka.ru/article/n/zhanr-ocherka-v-orenburgskih-izdaniyah-kontsa-xix-veka/viewer дата обращения - 27.04.2022;
2. Антон Репонь. Очерк как прозаический жанр. Университет Матея Бела [Электронная публикация]// По материалам сайта https://cyberleninka.ru/article/n/ocherk-kak-prozaicheskiy-zhanr/viewer дата обращения - 27.04.2022;
3. Жусуева С.К. Очерк-многогранный жанр эпического рода [Электронная публикация]// По материалам сайта https://cyberleninka.ru/article/n/ocherk-kak-prozaicheskiy-zhanr/viewer дата обращения - 27.04.2022;
4. Андреева Е.А. Полижанровая структура очерков. Омский государственный университет [Электронная публикация]// По материалам сайта https://cyberleninka.ru/article/n/polizhanrovaya-struktura-sovremennogo-dereveskogo-ocherka/viewer дата обращения - 27.04.2022;
5. С. Красильщик. От советского информбюро…Публицистика и очерки военных лет. Москва Издательство Агентства печати Новости. 1984 г.
6. Скачано с www.znanio.ru
[1] Сайбулова А.Ж. Жанр Очерка. Оренбургский государственный университет [Электронная публикация]// По материалам сайта https://cyberleninka.ru/article/n/zhanr-ocherka-v-orenburgskih-izdaniyah-kontsa-xix-veka/viewer дата обращения - 27.04.2022;
[2] С. Красильщик. От советского информбюро…Публицистика и очерки военных лет. Москва Издательство Агентства печати Новости. 1984 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.