Искусственно составленный диктант помогает учителю оперативно проверить знания учащихся по орфографии и пунктуации за курс основной средней школы, особое внимание уделяется в данном диктанте исключениям из правил. Не зря Щерба писал: « Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо».
Диктант
Через несколько лет я буду филологом, учителем русского языка и
литературы. Но, к сожалению, в письменных работах я пока еще допускаю
ошибки в таких словах, как песчаный, перебежчик, реснитчатый, безопасный,
агентство, четырёхэтажный, сэкономить, ровесник, предынфарктный.
Неправильно пишу я иногда и слова с чередующимися гласными в корне:
выгарки, изгарь, зарница, заревой, макать хлеб в мёд, вымок под дождём. Зато
прекрасно помню, как пишутся исподтишка, расстилать, вразнобой,
впоследствии, дощатый, потчевать. Случается, что я смешиваю приставки
пре и при в некоторых словах: присмиреть, престол, приукрасить,
пресловутый, а заимствованные слова без приставок я всегда пишу правильно:
превалировать, преамбула, прецедент, привилегия, приоритет.
Меня абсолютно не смущают слова с о и ё после шипящих: растушёвка,
грушовка, ножовка, бечёвка, ретушёр, речонка, трещотка, решётка,
стосвечовый.
Внимательно и вдумчиво я читаю словосочетания, обращаю внимание на то,
что в одних отглагольных прилагательных пишем н , а в других –нн:
щипаный гусь, щипанный гусями, серебрённый мастером кубок, серебряный, а
не серебрёный нож, беленый потолок, хоженые перехоженые тропы,
свежемороженое мясо, кошеный луг.
Помню, что написание отыменных прилагательных иное, чем отглагольных:
деревянный, полотняный, дровяной.
Мне хорошо известны слова отечественного языковеда Льва Щербы :
« Писать безграмотно значит посягать на время людей, к которым мы
адресуемся, а потому совершенно недопустимо».
Поэтому в заключение я скажу, что в течение этих лет не кто иной, как я,
несмотря ни на какие трудности, научусь таки писать грамотно.