(Слайд № 1 – заголовок)
Локальные нормативные акты общеобразовательной организации
(Слайд № 2)
В связи с вступлением нового закона в каждом ОУ возникла настоятельная потребность пересмотреть имеющиеся документы и привести их в соответствие с ним. Особенно много вопросов возникает по локальным актам.
Поэтому в формате мастер-класса я сделаю сейчас теоретическое вступление, обозначив в нём те важные главные вопросы, которые потом воплотим в практической части.
Общеобразовательная организация (далее — ОО)
· как работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые отношения (ч. 1 ст. 8 Трудового Кодекса РФ (далее — ТК РФ)), а кроме того,
· как образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон)).
(Слайд № 3)
А поскольку ОО несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции (ч. 7 ст. 28 Закона), принятие указанных локальных нормативных актов является обязательным.
Понятия трудовых и образовательных отношений закреплены на законодательном уровне (ст. 16 ТК РФ и п. 30 ст. 2 Закона соответственно).
(Слайд № 4)
Понятие локального нормативного акта не является устоявшимся и общепринятым ни в юридической науке, ни в нормотворческой практике.
(Слайд № 5)
Но в нашей педагогической практике под локальным нормативном актом (далее — ЛА) будем понимать правовой документ, разработанный и принятый ОО в пределах ее компетенции в соответствии с действующим законодательством, содержащий обязательные правила для всех (например, устав ОО) или отдельных категорий участников образовательных отношений (например, Правила внутреннего распорядка обучающихся), рассчитанный на неоднократное применение. Хотя есть много локальных актов, которые называются индивидуальными и имеют отношение к одному из участников образовательных или трудовых отношений.
(Слайд № 6)
Основное предназначение ЛА — детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и выполнение общей правовой нормы применительно к условиям конкретной ОО с учетом особенностей и специфики трудовых отношений, образовательного процесса и иных условий.
Поскольку ЛА имеет подзаконный характер, он не должен противоречить нормативным документам, принятым вышестоящими органами.
Ещё раз делаю отступление, что мы говорим сегодня не обо всех видах локальных актов. Нет речи о приказах, должностных и прочих инструкциях, распоряжениях, потому что в законе речь не о них.
Группы ЛА, исходя из требований закона (полного перечня ЛА, которые обязательно должны быть и есть в каждой ОО, нет и не может быть):
(Слайд № 7)
1. акты, для которых законодательно определена не только сфера их применения, но и их конкретный вид;
2. акты, для которых законодательно определена лишь сфера их применения;
3. акты, которые ОО может принять дополнительно (не предусмотренные в первых двух случаях).
Мы условимся, что в ограниченных рамках сегодняшней встречи будем говорить о тех локальных актах, которые касаются именно образовательного процесса.
К первой группе ЛА относятся:
(Слайд № 8)
· правила внутреннего распорядка обучающихся (п.1 ч.3 ст.28 Закона);
· программа развития, которая должна быть согласована с учредителем (п.7 ч.3 ст.28 Закона);
· образовательная программа (п.6 ч.5 ст.28 Закона);
· расписание обязательных и факультативных занятий (п.10.6. СанПиН 2.4.2.2821-10).
Ко второй группе относятся ЛА, конкретный вид которых законодательно не определен, но четко определено, что именно они регламентируют. Наличие многих из них ранее было не обязательно и теперь их необходимо разработать в связи с вступлением нового закона.
(Слайд № 9)
· ЛА, регламентирующий порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренном обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы (п.3 ч.1 ст.34 Закона). Наиболее подходящим ЛА такого рода будут соответствующие Порядок или Положение. Те, кто был у нас на совещании в конце декабря, помнят, что мы подготовили модель этого документа, проработали его, внесли небольшие изменения и получили хороший локальный акт. Таким же способом мы освоим сегодня в разных группах некоторые другие положения. Мы показываем на слайдах названия и форму тех локальных актов, которые надо принять в ближайшее время.
· ЛА, регламентирующий порядок освоения учащимися наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в ОО (п. 6 ч. 1 ст. 34 Закона). Наиболее подходящим ЛА такого рода будут соответствующие Порядок или Положение.
(Слайд № 10)
· ЛА, регламентирующий порядок зачета ОО результатов освоения учащимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 7 ч. 1 ст. 34 Закона). Наиболее подходящим ЛА такого рода будут соответствующие Порядок или Положение.
· ЛА, регламентирующий право пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта ОО (п. 21 ч. 1 ст. 34 Закона). Наиболее подходящим ЛА такого рода будут соответствующие Порядок или Положение.
(Слайд № 11)
· ЛА, регламентирующий порядок посещения по своему выбору мероприятий, которые проводятся в ОО и не предусмотрены учебным планом (ч.4 ст.34 Закона). Наиболее подходящим ЛА такого рода будут соответствующие Порядок или Положение.
· ЛА, регламентирующий порядок пользования учебниками и учебными пособиями учащимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги (ч.3 ст.35 Закона). Наиболее подходящим ЛА такого рода будут соответствующие Правила, Порядок или Положение.
(Слайд № 12)
· ЛА, регламентирующий порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения (ч.6 ст.45 Закона). Наиболее подходящим ЛА такого рода будет соответствующее Положение.
· ЛА, регламентирующий порядок бесплатного пользования педагогическими работниками образовательными, методическими и научными услугами ОО (п.8 ч.3 ст.47 Закона). Наиболее подходящим ЛА такого рода будет соответствующий Порядок и Положение.
(Слайд № 13)
· ЛА, регламентирующий порядок доступа к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности (п.7 ч.3 ст.47 Закона). Наиболее подходящим ЛА такого рода будет соответствующий Порядок и Положение.
· ЛА, закрепляющий нормы профессиональной этики педагогических работников (ч.4 ст.47 Закона). Наиболее подходящим ЛА будет соответствующее Положение.
(Слайд № 14)
В третью группу могут войти локальные нормативные акты, регламентирующие:
· создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся;
· работу органов управления ОО;
· работу объединений обучающихся; работников; родителей (законных представителей) обучающихся;
· организацию проведения различных мероприятий;
· и т. п.
Из вышесказанного следует, что каждая ОО самостоятельно определяет окончательный перечень локальных нормативных актов, регламентирующих ее деятельность, исходя из своих особенностей. Главное, чтобы этот перечень был достаточным, то есть обеспечивающим правовую поддержку всех направлений деятельности ОО и включающим все локальные акты первой группы.
(Слайд № 15)
Порядок принятия локальных нормативных актов должен быть закреплен в уставе ОО (ч. 1 ст. 30 Закона).
(Слайд № 16)
С учетом того факта, что ОО обеспечивает открытость и доступность информации о своей деятельности в том числе на своем официальном сайте (ч.1 ст.29 Закона), в первую очередь (до 1 сентября 2013 года) необходимо было разработать и разместить на сайте Правила внутреннего распорядка учащихся.
А затем в достаточно короткие сроки следовало уже привести в соответствие с Законом и иными нормативными правовыми актами, разработанными в целях его реализации, следующие локальные акты, размещение которых на сайте также является обязательным (ч.2 ст.29 и 30 Закона, ч.3.3 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»):
· Положение о педагогическом совете;
· Положение о совете родителей;
· Положение о совете учащихся;
· Положение о порядке оказания платных образовательных услуг;
· Локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся;
· Режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
· Порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся; порядок оформления возникновения, постановления и прекращения отношений между ОО и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (ч.2 ст.30 Закона).
Разумеется, что и иные локальные акты должны быть приведены в соответствие с действующим законодательством. Однако с теми документами, размещение которых на сайте не является обязательным, можно чуть-чуть и повременить.
(Слайд № 17)
Документарная проверка соблюдения законодательства ОО может осуществляться в том числе и путем анализа наличия и достоверности информации, размещенной на сайте (п.«б» ч.10 Положения о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 марта 2011г. №164).
Поэтому во избежание нареканий (а вполне возможно, и административных штрафов) со стороны органов надзора в первую очередь следует разработать именно эти локальные нормативные акты.
(Слайд № 18)
Процедуре разработки конкретного локального акта должна предшествовать определенная работа, алгоритм которой может быть следующим:
1. Сформулировать цель создания документа.
2. Определить, на каких методических основаниях он будет строиться.
3. Выявить нормативно-правовые документы, на основании которых будет разрабатываться этот документ.
4. Оценить период его действия (в том случае, если он не будет бессрочным).
5. Определить юридические, физические лица и органы управления ОО, с которыми этот документ должен быть согласован (при необходимости).
6. Наметить состав команды разработчиков документа.
7. Определить лицо, ответственное за его выпуск.
8. Определить срок его разработки, согласования (при необходимости) и принятия.
(Слайд № 19)
Принципы, которые необходимо строго соблюдать для обеспечения легитимности локальных нормативных актов при их принятии:
1. Никто не может быть ограничен в своих правах и свободах, предоставленных действующим законодательством и нормативными актами муниципального уровня (ст.55 Конституции РФ).
2. Любые ЛА, затрагивающие права, свободы и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей), работников ОО, не могут применяться, если они не представлены для всеобщего ознакомления (не доведены до их сведения) (ст.15 Конституции РФ).
3. Осуществление прав и свобод обучающимися, их родителями (законными представителями), работников ОО не должно нарушать права и свободы других лиц (ст.17 Конституции РФ).
4. Все равны в пользовании правами и свободами и несении обязанностей (ст.19 Конституции РФ).
5. При принятии ЛА, затрагивающих права работников в порядке и в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, необходимо учитывать мнение представительных органов работников (при их наличии) ОО (ч.4 ст.30 Закона).
(Слайд № 20)
Необходимо отметить внесенное в правовую практику новшество —
при принятии ЛА, затрагивающих права обучающихся, необходимо учитывать мнение совета обучающихся и совета родителей (ч. 4 ст. 30 Закона).
Несмотря на то что создание этих советов в ОО зависит лишь от инициативы обучающихся и их законных представителей (ч.6 ст.16 Закона), директору необходимо предпринять возможные усилия для того, чтобы обучающиеся и их законные представители такую инициативу проявили и советы были созданы.
(Слайд № 21)
Законодательно установленных требований к оформлению локальных нормативных актов не существует, несмотря на наличие соответствующего ГОСТа (ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная система документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденный постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 3 марта 2003 г. №65-ст.), поскольку он носит рекомендательный характер. Поэтому при оформлении школьной документации достаточно стремиться к тому, чтобы не допускать противоречий с требованиями этого ГОСТа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.