МБОУ-лицей № 32
г.Орёл
Семанина Ирина Александровна,
учитель начальных классов
Статья
Из опыта работы: «Использование групповых технологий как средство формирования УУД в начальной школе по УМК «Школа России»
«Интерес к учению появляется только тогда,
когда есть вдохновение, рождающееся от успеха»
В.А.Сухомлинский
Технология обучения совместной деятельности является и составной частью личностно-ориентированного подхода, и концепцией развивающего обучения в начальной школе, и основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Использование совместной учебной деятельности в моей практике - это одна из причин возникновения проблемы низкой мотивированности современных школьников, воспринимающих обучение как внешнее социальное насилие, имеющее мало общего с их внутренней жизнью и интересами. Вторая причина - отсутствие должного контроля и помощи от своих родителей. Третья причина - узкое общение. Четвертая причина - невоспитанность, неуважение к сверстникам, ко взрослым.
В педагогической практике групповая работа рассматривается и как форма/способ взаимодействия/, метод /путь исследования, познания, создание условий/, технология обучения/ решение задач целеполагания, проектирования и контроля результатов, принципы измерения, требование к содержанию/.
Благодаря групповой работе, у младшего школьника задействованы все виды универсальных учебных действий: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные.
Если суммировать основные наглядные эффекты сотрудничества, то классному руководителю удобнее их разделить на учебные и воспитательные.
Учебные:
¢ возрастает объем усваиваемого и глубина понимания;
¢ растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей,
¢ меньше времени тратится на формирование знаний и умений;
¢ снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации;
¢ ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в классе.
Воспитательные:
¢ меняется характер взаимоотношений между учениками;
¢ возрастает сплоченность класса;
¢ дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
¢ обнаруживают изменение собственной точки зрения;
¢ при этом само и взаимоуважение растет одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности;
¢ ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей,
Несмотря на то, что классный руководитель учитывает при делении на группы взаимные склонности детей, уровень подготовки каждого, все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.
Требования к групповой работе:
¤ жесткая регламентация времени на группообразование;
¤ четкость и внятность поставленной задачи;
¤ у каждой группы должен быть письменный инструктаж, таблица со шкалой самооценки;
¤ уточнение момента начала работы (колокольчиком);
¤ недопустима группа из одних только слабых учеников (если только задания разноуровневые);
¤ детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать;
¤ групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока;
¤ не наказывать лишением права участвовать в групповой работе;
¤ групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально;
¤ общий вывод преподавателя о групповой работе и о достижении каждой группы.
Групповая работа, как и парный диалог, проводится на разных этапах урока: актуализации знаний, открытия нового знания, формирования и систематизации знаний, рефлексии.
К выбору уроков, включающих групповые задания нужно подходить избирательно, чтобы работа принесла пользу и время не было потрачено впустую.
В начальном звене возможно использование трёх форм групповых технологий: опрос, смотр знаний и дискуссия. Приведу некоторые варианты использования групповых заданий.
Всем известный «Блиц опрос». На уроке русского языка «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» при актуализации знаний во 2 классе каждая пара разворачивается к другой паре, образуя 6 групп смешанного состава, и задают по 2 вопроса по часовой стрелке друг другу по правилам правописания: «Какие гласные корня проверяем ударением? Как проверить безударную гласную в корне? Какие слова являются родственными? » Кто задаёт вопрос отмечает имя, знаком «+» или «-» ответ ученика. При выставлении отметок школьникам учитель использует данные таблицы.
Ф.И.
|
Какие гласные корня проверяем ударением? |
Как проверить безударную гласную в корне? |
Какие слова являются родственными? |
Количество баллов
|
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
На уроке русского языка «Разбор слова по составу» при коллективном повторении в 3 классе можно использовать следующую таблицу. Но уже сильный ученик опрашивает свою группу. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель. Опрос ведётся во всех группах одновременно, что позволяет выявить знания всех без исключения учащихся. Самое удивительное то, что эта работа происходит безшумно.
Ф.И. помощника
|
Что такое суффикс? |
Для чего он служит? |
Что такое приставка? |
Для чего она служит? |
Приведи по3 примера приставок и суффиксов |
Количество баллов |
1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
В текстах учебника по литературному чтению встречается много слов, значение которых дети не знают, но в ходе коллективного обсуждения значение этих слов становится им понятно. К примеру, сказка «Мальчики и лягушки» Дмитрия Ивановича Тихомирова в 1 классе. Упражнение «Секрет слов» при проведении словарной работы на уроках чтения будет таким. Каждая пара разворачивается к паре, сидящей сзади. На партах лежат листки со словами. Дети читают слова и стараются подобрать близкие по смыслу, понять значение. Ученики подчеркивают одно слово на строке.
Шалун – весельчак, баловень, озорник, проказник;
забава – веселье, шутка, забота, развлечение;
Подсказка (пустая забава-дело без пользы, злая забава-насмешка)
разумная – умная, толковая, трудная, правильная;
высунулась – вылезла, выглянула, заснула;
перестаньте – закончите, поставить, хватит.
Далее школьники читают сказку. После прочтения вставляют подчеркнутые слова и решают, правильно ли поняли значение слова. Во время коллективной проверки учитель уточняет значение слов, если первоклассники не справились.
В 3 классе тема литературного чтения «Иван Андреевич Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». После знакомства с произведением для систематизации знаний учитель делит школьников на 5 групп для продуктивной работы (от менее успевающих до успевающих). Первая группа работает по иллюстрации учебника, вторая – подбирает пословицы (они заранее приносят из дома сборники), которые отражают основную мысль произведения, третья - находит крылатые выражения, четвертая- готовит чтение по ролям, пятая - инсценирует в масках басню.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1.Обсудите устно. Понравилось Обезьяне её отражение в Зеркале? 2.Найдите в басне строки, соответствующие рисунку учебника с.137. 3.Прочитайте их хором.
|
1. В чём смысл басни? 2. Подберите пословицы, которые отражают основную мысль произведения. 3. Объясните, почему вы выбрали эти пословицы. 4. Запишите их в тетрадь. 5. Выучите пословицы наизусть. 6. Хором расскажите перед классом. |
3.Какие строки басни «Зеркало и Обезьяна» стали крылатыми? Крылатые выражения-устойчивые фразеологизмы образного характера. 4.Обсудите, в ком легче найти недостатки: в себе или в других. 5.Запишите их в рабочей тетради. 6.Хором расскажите перед классом. |
1.Отметьте роли в тексте басни. 2.Обсудите, с какой интонацией читать, что выражать, какие слова выделять голосом. 3.Распределите роли. 4.Потренеруйтесь в чтении по ролям. 5.Прочитайте по ролям в классе.
|
1.Отметьте роли в тексте басни. 2.Обсудите, с какой интонацией читать наизусть, что выражать, какие слова выделять голосом. 3.Распределите роли. Возьмите маски. 4.Выступите перед классом.
|
На этапе рефлексии перед словом учителя группам дается следующая таблица. Её заполняет «секретарь». Из этого следует, что в группе допустимы ролевые функции у детей (директор, эксперт и т.д.)
Кто принимал участие в групповой работе? |
Всё выполнили по заданию или нет? |
Задание было интересным для кого? Задание было сложным для кого?
|
Получили удовольствие от работы в группе? Какое? (по очереди выступали, договаривались, себя оценивали, узнали новое…) |
В этом случае возникает чувство взаимной требовательности и ответственности за свою учебу, а урок проходит живо, интересно не только для проблемных детей, но и для одаренных. Существенно меняется роль учителя, он становится координатором, консультантом.
Очень важно научить младших школьников самостоятельно оценивать свою работу, а также работу всей группы в целом. Для этого совместно обсуждаются критерии оценки или учитель преподносит уже готовые. Фиксируются результаты в таблицу, используя знаки « + »,«-», словесные ответы. Предлагаю различные варианты таблиц.
Варианты ответов |
1)В группе я предлагал новые сообщения |
2)Я отвечал на вопросы |
3)Я искал информацию |
4)Мне интересно участвовать в обсуждениях |
5)Мне сложно было искать ответ на вопрос |
Никогда |
|
|
|
|
|
Иногда |
|
|
|
|
|
Всегда |
|
|
|
|
|
Другое мнение |
|
|
|
|
|
Какое задание группы было самым сложным? |
Что было самым интересным? |
Благодаря участию в…, я научился |
Работа какой группы тебе понравилась? Что именно? |
1) |
|
Вносить свой вклад в успех группы |
|
2) |
|
Слушать ответы сверстников |
|
3) |
|
Комментировать работу другой группы |
|
4) |
|
Находить … |
|
Смотр знаний проходит на уроках русского языка в виде игры или викторины. Например, в 4 классе викторина «Мой любимый русский язык», во 2 классе урок-путешествие «По морям, по волнам, к новым островам» для темы «Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» на Занимательных страничках с.54 учебника Математика авт. Моро, в 1 классе урок-соревнование по теме «Равновесие» по физической культуре (выполнение командой эстафеты с составлением слова из кубиков), в 1 классе окружающего мира на практической работе «Почему звенит звонок? Как работает вентилятор?»
На уроке математики использую «Проект». Составление коллективных сказок на заголовки, предложенные авторами учебника. Например, «Как числа дружили», «История с квадратом».
При знакомстве с темой в 3 классе « Площадь прямоугольника» работу при открытии нового знания строю следующим образом. Даю карточки-инструкции на 3 ряда (3 группам, различающимся по успеваемости).
План работы 1 группы
1. Прочитайте!
Площадь фигуры - это величина, которая показывает, сколько места занимает фигура на плоскости. Постарайтесь запомнить! А теперь расскажите друг другу!
2. Возьмите прямоугольники жёлтого цвета, наложи их друг на друга.
Какой больше 1 или 2?
Дополните вывод: Площади некоторых прямоугольников можно сравнивать …
3. Проверьте. (Спросите у учителя, правы ли вы).
4. Попробуйте наложением сравнить прямоугольники красного цвета. Получилось?
Если нет, то переверните их. Видишь, прямоугольники разбиты на маленькие квадраты. Измерь длины сторон такого квадрата…
5. Проверьте .(Спросите у учителя, правы ли вы).
6. Такая мерка и называется квадратный сантиметр. Это можно записать так:1 см2.
7. Посчитайте сколько таких квадратных сантиметров в каждом красном прямоугольнике.
8. Проверьте .(Спросите у учителя, правы ли вы).
9. Вот вы и научились находить площадь прямоугольника, разделённого на квадратные сантиметры! Молодцы!
10. А теперь сами начертите в тетради прямоугольник со сторонами 5см и 2 см и разделите его на квадратные сантиметры.
11. А можно вычислять площадь прямоугольника быстрым способом! Спросите об этом у учителя.
План работы 2 группы
Работайте по инструкции.
1. Повторите определение площади. Допишите: площадь фигуры - это величина, которая показывает, сколько____________ занимает__________________на _______________.
2. Сравните жёлтые прямоугольники наложением. Что можете сказать о площади данных прямоугольников? Ответ запишите.
3. Вспомните, как при помощи палетки вычислить площадь фигуры. Сравните теперь площади красных прямоугольников. Допишите:
красный прямоугольник №1 _____________, чем красный прямоугольник №2.
4. Вспомните единицы измерения площади. Запишите их. Проверьте на форзаце учебника.
5. А теперь сами начертите в тетради прямоугольник со сторонами 5см и 2 см и разделите его на квадратные сантиметры. Вычислите площадь.
6. Найдите на форзаце учебника, как при помощи формулы записывается этот способ. Объясните его друг другу. Если потребуется помощь, обратитесь к учителю.
План работы 3 группы
1.Сформулируйте 3 способа, как можно определить площадь прямоугольника. Запишите их.
Вам помогут линейка, палетка, таблица и цветные прямоугольники.
______________________
_______________________
________________________
2.Возьмите 2 жёлтых прямоугольника. Что можете написать, сравнив их площади?
____________________________________________________________
2. Вспомните, какой инструмент используется для вычисления площади фигуры. Определите таким способом площадь зелёного прямоугольника. (Палетка)
Запишите_________________________________
3. Заполните таблицу и выведите формулу вычисления площади синего прямоугольника.
Постарайтесь увидеть взаимосвязь между длиной, шириной и площадью прямоугольника.
Длина прямоугольника - а |
Ширина прямоугольника -в |
Площадь прямоугольника- S |
|
|
|
4. Дополните вывод: Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно _____________ ________________________________.
5.Проверьте по учебнику.
На данном уроке учитель внимательно следит за группами и оказывает помощь.
Сложный вид групповой работы - «Дискуссия». Она предполагает наличие опыта, кругозора, умения слушать других, ораторские и интеллектуальные способности, знание предметных правил, так как при прямом обращении возражающего ребенка к говорящему, ему приходится самому обосновывать свое высказывание. Темы таких дискуссий связаны с прочтением произведений на уроке литературы, уроке окружающего мира или с каким-либо случаем из школьной жизни.
Во 2-3 классе учитель вызывает к доске несколько сильных учащихся, которые по очереди высказывают свое мнение и могут не соглашаться с предыдущим учеником. При подведении итогов остальные поднятыми руками голосуют за лучшего выступающего или разноцветные полоски опускают в коробочку.
Урок литературного чтения, 2 класс, тема «Николай Булгаков «Анна, не грусти!». Примерные вопросы про добродетель
Недаром говорят так: «Друг в беде - друг вдвойне. Друг рядом лучше, чем два или три вдалеке».
В каких случаях?
Любой друг может делать добро?
Человек, который не является другом, может помочь?
Что же такое добродетель? (Делание добра, стремление к добру)
У кого из людей такое качество? А зачем оно нужно? Быть добродетельным –это хорошо или плохо?
Можно ли с добродетельным человеком подружиться?
А ты можешь им стать?
Урок окружающего мира, 3 класс, тема «Кто что ест». Учитель знакомит со статьей «Обманчивая внешность» с.129, в научной книге А.Плешакова «Зеленые страницы».
Примерные вопросы про звено в неразрывной цепи:
Как ты относишься к божьим коровкам?
Где ты их видел? Чем они заняты?
С кем их сравнивают? Почему их так называют?
Почему их называют перелетными жуками?
Где зимуют?
Кто ими питается?
Устно составь природную цепочку. Вообрази, что произойдет дальше. Зависит ли от тебя равновесие в природе?
Кто иначе думает?
Дискуссия на классном часе «Про дружбу», 2-3 класс
Примерные вопросы:
Есть ли у дружбы законы?
Послушайте скороговорку и подумайте, почему такое утверждение.
***
Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
Как научиться быть другом?
Можно сохранить дружбу на всю жизнь?
Из-за чего возникают ссоры?
Как не ссориться или как мириться?
Можно ли стать другом всем? Кто согласен? У кого другое мнение?
Дискуссия на классном часе «Товарищество», 3-4 класс
Как вы понимаете слово сопереживание? Сочувствие? Взаимопомощь?
Проверим и обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.
Сопереживать - сочувствуя другому, переживать вместе с ним его душевное
состояние.
Сопереживание - способность к сопереживанию.
Сочувствие- отзывчивое, участливое отношение к чьему-либо горю, переживаниям, сострадание.
Кто такой товарищ? Он больше, чем друг или меньше?
Сколько может быть товарищей в классе?
Ты сам являешься товарищем? Кому? Как ты это понял?
У кого другая позиция?
Дискуссия в 4 классе на классном часе «Компьютер-польза или вред?», 4 класс
Выбираются 2 команды по 5 человек в каждой. Можно дать название командам: «За», «Против».
Назначить 7 судей, которые решат (по баллам), кто
убедительнее выступил.
Первоначальные вопросы: «Что такое компьютерная игра? И какие виды компьютерных игр вы знаете? Для выступления каждой
команде отводится 4 минуты. За это время нужно высказать свою позицию по
данному вопросу. После этого каждая команда задает по 2 вопроса соперникам,
времени на обдумывание ответов нет, но, ответ не должен превышать одной минуты.
Из слушателей может кто-то задать свой вопрос. В конце дискуссии снова выслушаем команды, которые в
течение одной минуты постараются подвести итог выступлений.
Каково место применения ученического сотрудничества в рамках школьного пространства? Спектр групповых технологий в начальной школе широк. Это урок, классные поручения, внеурочные мероприятия, кружковая работа, внешкольная деятельность, проектная деятельность.
Использование групповой, т.е. командной работы, может найти применение в учебных сетевых проектах. Сильный эмоциональный отклик находят они по не столько у детей, сколько у родителей.
В этих учебных сетевых проектах, мы учимся дистанционно. В наше время учиться нужно постоянно, ведь мир изменяется так стремительно. Человек, который хочет учиться и готов учиться самостоятельно с помощью сети интернет, очень нужен нашей стране. Выполняя все задания и активно участвуя в обсуждении, мы осваиваем самые популярные инструменты, необходимые для САМО и ВЗАИМОобучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.