Из опыта работы: «Использование групповых технологий как средство формирования УУД в начальной школе по УМК «Школа России»
Оценка 4.8

Из опыта работы: «Использование групповых технологий как средство формирования УУД в начальной школе по УМК «Школа России»

Оценка 4.8
docx
31.03.2024
Из опыта работы: «Использование групповых технологий как средство формирования УУД в начальной школе по УМК «Школа России»
Использование групповых технологий как средство формирования УУД в начальной школе.docx

МБОУ-лицей № 32

г.Орёл

Семанина Ирина Александровна,  

учитель начальных классов

Статья

Из опыта работы: «Использование групповых технологий как средство формирования УУД в начальной школе по УМК «Школа России»

«Интерес к учению появляется только тогда,

когда есть вдохновение, рождающееся от успеха»

В.А.Сухомлинский

 

Технология  обучения  совместной деятельности является и составной частью личностно-ориентированного подхода, и концепцией развивающего обучения в начальной школе, и основой  формирования коммуникативных  универсальных учебных действий.

Использование совместной учебной деятельности в моей практике - это одна из причин возникновения проблемы низкой мотивированности современных школьников, воспринимающих обучение как внешнее социальное насилие, имеющее мало общего с их внутренней жизнью и интересами. Вторая причина - отсутствие должного контроля и помощи от своих родителей. Третья причина - узкое общение. Четвертая причина - невоспитанность, неуважение к сверстникам, ко взрослым.

В педагогической практике групповая работа рассматривается и  как форма/способ взаимодействия/, метод /путь исследования, познания, создание условий/, технология обучения/ решение задач целеполагания, проектирования и контроля результатов, принципы измерения, требование к содержанию/.

Благодаря групповой работе, у младшего школьника задействованы  все виды универсальных учебных действий: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные.

Если суммировать основные наглядные эффекты сотрудничества, то классному руководителю удобнее их разделить на учебные и воспитательные.

Учебные:

¢        возрастает объем усваиваемого и глубина понимания;

¢        растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей,

¢        меньше времени тратится на формирование знаний и умений;

¢        снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации;

¢        ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в классе.

Воспитательные:

¢        меняется характер взаимоотношений между учениками;

¢        возрастает сплоченность класса;

¢        дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

¢        обнаруживают изменение собственной точки зрения;

¢        при этом само и взаимоуважение растет одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности;

¢        ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей,

Несмотря на то, что классный руководитель  учитывает при делении на группы взаимные склонности детей, уровень подготовки каждого, все  группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.

Требования к групповой работе:

¤ жесткая регламентация времени на группообразование;

¤ четкость и внятность поставленной задачи;

¤ у каждой группы должен быть письменный инструктаж, таблица со шкалой самооценки;

¤ уточнение момента начала работы (колокольчиком);

¤ недопустима группа из одних только слабых учеников (если только задания разноуровневые);

¤ детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать;

¤ групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока;

¤ не наказывать лишением права участвовать в групповой работе;

¤ групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально;

¤ общий вывод преподавателя о групповой работе и о достижении каждой группы.

Групповая работа, как и парный диалог, проводится на разных этапах урока: актуализации знаний, открытия нового знания, формирования и систематизации знаний, рефлексии.

К выбору уроков, включающих групповые задания нужно подходить избирательно, чтобы работа принесла пользу и время не было потрачено впустую.

В начальном звене возможно использование трёх форм групповых технологий: опрос, смотр знаний и дискуссия. Приведу некоторые варианты использования групповых заданий.

Всем известный «Блиц опрос». На уроке русского языка «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» при актуализации знаний во 2 классе каждая пара разворачивается к другой паре, образуя 6 групп смешанного состава, и задают по 2 вопроса по часовой стрелке друг другу по правилам правописания: «Какие гласные корня проверяем ударением? Как проверить безударную гласную в корне? Какие слова являются родственными? » Кто задаёт вопрос отмечает имя, знаком «+» или «-» ответ ученика. При выставлении отметок школьникам учитель использует данные таблицы.

 

 

Ф.И.

 

Какие гласные корня проверяем ударением?

Как проверить безударную гласную в корне?

Какие слова являются родственными?

Количество баллов

 

1.    

 

 

 

 

2.    

 

 

 

 

3.    

 

 

 

 

4.    

 

 

 

 

 

На уроке русского языка «Разбор слова по составу» при коллективном повторении в 3 классе можно использовать следующую таблицу. Но уже сильный ученик опрашивает свою группу. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель. Опрос ведётся во всех группах одновременно, что позволяет выявить знания всех без исключения учащихся. Самое удивительное то, что эта работа происходит  безшумно.

 

Ф.И.   помощника

 

 

Что такое суффикс?

Для чего он служит?

Что такое приставка?

Для чего она служит?

Приведи по3 примера приставок и суффиксов

Количество баллов

1.    

 

 

 

 

 

 

2.    

 

 

 

 

 

 

3.    

 

 

 

 

 

 

4.    

 

 

 

 

 

 

5.    

 

 

 

 

 

 

В текстах учебника по литературному чтению встречается много слов, значение которых дети не знают, но в ходе коллективного обсуждения значение этих слов становится им понятно. К примеру, сказка «Мальчики и лягушки» Дмитрия Ивановича Тихомирова в 1 классе. Упражнение «Секрет слов» при проведении словарной работы на уроках чтения будет таким. Каждая пара разворачивается к паре, сидящей сзади. На  партах лежат листки со словами. Дети читают слова и стараются подобрать близкие по смыслу, понять значение. Ученики  подчеркивают одно слово на строке.

Шалун – весельчак, баловень, озорник, проказник;

забава – веселье, шутка, забота, развлечение;

Подсказка (пустая забава-дело без пользы, злая забава-насмешка)

разумная – умная, толковая, трудная, правильная;

высунулась – вылезла, выглянула, заснула;

перестаньте – закончите, поставить, хватит.

Далее школьники читают сказку. После прочтения вставляют подчеркнутые слова и решают, правильно ли поняли значение слова. Во время коллективной проверки учитель уточняет значение слов, если первоклассники не справились.

В 3 классе тема литературного чтения «Иван Андреевич Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». После знакомства с произведением для систематизации знаний учитель делит школьников на 5 групп для продуктивной работы (от менее успевающих до успевающих). Первая группа работает по иллюстрации учебника, вторая – подбирает пословицы (они заранее приносят из дома сборники), которые отражают основную мысль произведения, третья - находит крылатые выражения, четвертая- готовит чтение по ролям, пятая - инсценирует в масках басню.

1

2

3

4

5

1.Обсудите устно.

Понравилось Обезьяне её отражение в Зеркале?

2.Найдите в басне строки, соответствующие рисунку учебника с.137.

3.Прочитайте их хором.

 

1.  В чём смысл басни?

2.   Подберите пословицы, которые отражают основную мысль произведения.

3.   Объясните, почему вы выбрали эти пословицы.

4.   Запишите их в тетрадь.

5.   Выучите пословицы наизусть.

6.   Хором расскажите перед классом.

3.Какие строки басни «Зеркало и Обезьяна» стали крылатыми?

Крылатые выражения-устойчивые фразеологизмы образного характера.

4.Обсудите, в ком легче найти недостатки: в себе  или в других.

5.Запишите их в рабочей тетради.

6.Хором расскажите перед классом.

1.Отметьте роли в тексте басни.

2.Обсудите,  с какой интонацией читать, что выражать, какие слова выделять голосом.

3.Распределите роли.

4.Потренеруйтесь в чтении по ролям.

5.Прочитайте по ролям в классе.

 

1.Отметьте роли в тексте басни.

2.Обсудите,  с какой интонацией читать наизусть, что выражать, какие слова выделять голосом.

3.Распределите роли. Возьмите маски.

4.Выступите перед классом.

 

На этапе рефлексии перед словом учителя группам дается следующая таблица. Её заполняет «секретарь». Из этого следует, что в группе допустимы ролевые функции у детей (директор, эксперт и т.д.)

 

Кто принимал участие в групповой работе?

Всё выполнили по заданию или нет?

Задание было интересным для кого? Задание было сложным для кого?

 

Получили удовольствие от работы в группе? Какое? (по очереди выступали, договаривались, себя оценивали, узнали новое…)

В этом случае возникает чувство взаимной требовательности и ответственности за свою учебу, а урок проходит живо, интересно не только для проблемных детей, но и для одаренных.  Существенно меняется роль учителя, он становится координатором, консультантом.

Очень важно научить младших школьников самостоятельно оценивать свою работу, а также работу всей группы в целом. Для этого совместно обсуждаются критерии оценки или учитель преподносит уже готовые. Фиксируются результаты в таблицу, используя знаки « + »,«-», словесные ответы. Предлагаю различные варианты таблиц.

 

Варианты ответов

1)В группе я предлагал новые сообщения

2)Я отвечал на вопросы

3)Я искал информацию

4)Мне интересно участвовать в обсуждениях

5)Мне сложно было искать ответ на вопрос

Никогда

 

 

 

 

 

Иногда

 

 

 

 

 

Всегда

 

 

 

 

 

Другое мнение

 

 

 

 

 

 

Какое задание группы было самым сложным?

Что было самым интересным?

Благодаря участию в…, я научился

Работа какой группы тебе понравилась? Что именно?

1)    

 

Вносить свой вклад в успех группы

 

2)    

 

Слушать ответы сверстников

 

3)    

 

Комментировать работу другой группы

 

4)    

 

Находить …

 

 

Смотр знаний проходит на уроках русского языка в виде игры или викторины. Например, в 4 классе викторина «Мой любимый русский язык», во 2 классе урок-путешествие «По морям, по волнам, к новым островам» для темы «Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» на Занимательных страничках с.54 учебника Математика авт. Моро, в 1 классе  урок-соревнование по теме  «Равновесие» по физической культуре (выполнение командой эстафеты с составлением слова из кубиков), в 1 классе окружающего мира на  практической работе «Почему звенит звонок? Как работает вентилятор?»

На уроке математики использую «Проект». Составление коллективных сказок на  заголовки, предложенные авторами учебника. Например, «Как числа дружили», «История с квадратом».

При  знакомстве с темой в 3 классе « Площадь прямоугольника» работу при открытии нового знания строю следующим образом. Даю карточки-инструкции на 3 ряда (3 группам, различающимся по успеваемости).

План работы 1 группы

1.    Прочитайте!

Площадь фигуры - это величина, которая показывает, сколько места занимает фигура на плоскости. Постарайтесь запомнить! А теперь расскажите друг другу!

2.    Возьмите прямоугольники жёлтого цвета, наложи их друг на друга.

Какой больше 1 или 2?

Дополните вывод: Площади некоторых прямоугольников можно сравнивать …

3.    Проверьте. (Спросите у учителя, правы ли вы).

4.    Попробуйте наложением сравнить прямоугольники красного цвета. Получилось?

Если нет, то переверните их. Видишь, прямоугольники разбиты на маленькие квадраты. Измерь длины сторон такого квадрата…

5.    Проверьте .(Спросите у учителя, правы ли вы).

6.    Такая мерка и называется квадратный сантиметр. Это можно записать так:1 см2.

7.    Посчитайте  сколько таких квадратных сантиметров в каждом красном прямоугольнике.

8.    Проверьте .(Спросите у учителя, правы ли вы).

9.    Вот вы и научились находить площадь прямоугольника, разделённого на квадратные сантиметры! Молодцы!

10.    А теперь сами начертите в тетради прямоугольник со сторонами 5см и 2 см и разделите его на квадратные сантиметры.

11.    А можно вычислять площадь прямоугольника быстрым способом! Спросите об этом у учителя.

План работы 2 группы

Работайте по инструкции.

1. Повторите определение площади. Допишите: площадь фигуры - это величина, которая показывает, сколько____________ занимает__________________на _______________.

2. Сравните жёлтые прямоугольники наложением. Что можете сказать о площади данных прямоугольников? Ответ запишите.

3. Вспомните, как при помощи палетки вычислить площадь фигуры. Сравните теперь площади красных прямоугольников. Допишите:

красный прямоугольник №1 _____________, чем красный прямоугольник №2.

4. Вспомните единицы измерения площади. Запишите их. Проверьте на форзаце учебника.

5. А теперь сами начертите в тетради прямоугольник со сторонами 5см и 2 см и разделите его на квадратные сантиметры. Вычислите площадь.

6. Найдите на форзаце учебника, как при помощи формулы записывается этот способ. Объясните его друг другу. Если потребуется помощь, обратитесь к учителю.

План работы 3 группы

1.Сформулируйте 3 способа, как можно определить площадь прямоугольника. Запишите их.

Вам помогут линейка, палетка, таблица и цветные прямоугольники.

______________________

_______________________

________________________

 

2.Возьмите 2 жёлтых прямоугольника. Что можете написать, сравнив их площади?

____________________________________________________________

2. Вспомните, какой инструмент используется для вычисления площади фигуры. Определите таким способом площадь зелёного прямоугольника. (Палетка)

Запишите_________________________________

3. Заполните таблицу и выведите формулу вычисления площади синего прямоугольника.

Постарайтесь увидеть взаимосвязь между длиной, шириной и площадью прямоугольника.

 

Длина прямоугольника - а

Ширина прямоугольника -в

Площадь прямоугольника- S

 

 

 

4. Дополните вывод: Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно _____________ ________________________________.

5.Проверьте  по учебнику.

На данном уроке учитель внимательно следит за группами и оказывает помощь.

 

Сложный вид групповой работы - «Дискуссия». Она предполагает наличие опыта, кругозора, умения слушать других, ораторские и  интеллектуальные способности,  знание предметных правил, так как при прямом обращении возражающего ребенка к говорящему, ему приходится самому обосновывать свое высказывание. Темы таких дискуссий связаны с прочтением произведений на уроке литературы, уроке окружающего мира или с каким-либо случаем из школьной жизни.

Во 2-3 классе учитель вызывает к доске несколько сильных учащихся, которые по очереди высказывают свое мнение и могут  не соглашаться с предыдущим учеником. При подведении  итогов остальные поднятыми руками голосуют за лучшего выступающего или разноцветные полоски опускают в коробочку.

Урок литературного чтения, 2 класс, тема «Николай Булгаков «Анна, не грусти!». Примерные вопросы про добродетель

Недаром говорят так: «Друг в беде - друг вдвойне. Друг рядом лучше, чем два или три вдалеке».

В каких случаях?

Любой друг может делать добро?

Человек, который не является другом, может помочь?

Что же такое добродетель? (Делание добра, стремление к добру)

У кого из людей такое качество? А зачем оно нужно? Быть добродетельным –это хорошо или плохо?

Можно ли с добродетельным человеком подружиться?

А ты можешь им стать?

Урок окружающего мира, 3 класс, тема «Кто что ест». Учитель знакомит со статьей «Обманчивая внешность» с.129, в  научной книге А.Плешакова «Зеленые страницы».

Примерные вопросы про звено в неразрывной цепи:

Как ты относишься к божьим коровкам?

Где ты их видел? Чем они заняты?

С кем их сравнивают? Почему их так называют?

Почему их называют перелетными жуками?

Где зимуют?

Кто ими питается?

Устно составь природную цепочку. Вообрази, что произойдет дальше. Зависит ли от  тебя равновесие в природе?

Кто иначе думает?

Дискуссия на классном часе «Про дружбу», 2-3 класс

Примерные вопросы:

Есть ли у дружбы законы?

Послушайте скороговорку и подумайте, почему такое утверждение.

***

Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.

Как научиться быть другом?

Можно сохранить дружбу на всю жизнь?

Из-за чего возникают ссоры?

Как не ссориться или как мириться?

Можно ли стать другом всем? Кто согласен? У кого другое мнение?

Дискуссия на классном часе «Товарищество», 3-4 класс

Как вы понимаете слово сопереживание? Сочувствие? Взаимопомощь?

Проверим и обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.
Сопереживать - сочувствуя другому, переживать вместе с ним его душевное состояние. 
Сопереживание - способность к сопереживанию.

Сочувствие- отзывчивое, участливое отношение к чьему-либо горю, переживаниям, сострадание.

Кто такой товарищ? Он больше, чем друг или меньше?

Сколько может быть товарищей в классе?

Ты сам являешься товарищем? Кому? Как ты это понял?

У кого другая позиция?

Дискуссия в 4 классе на классном часе «Компьютер-польза или вред?», 4 класс

Выбираются 2 команды по 5 человек в каждой. Можно дать название командам: «За», «Против».

Назначить 7 судей, которые решат (по баллам), кто убедительнее выступил.
Первоначальные  вопросы: «Что такое компьютерная игра? И какие виды компьютерных игр вы знаете? Для выступления каждой команде отводится 4 минуты. За это время нужно высказать свою позицию по данному вопросу. После этого каждая команда задает по 2 вопроса соперникам, времени на обдумывание ответов нет, но, ответ не должен превышать одной минуты. Из  слушателей может кто-то задать свой вопрос. В конце дискуссии снова  выслушаем команды, которые в течение одной минуты постараются подвести итог выступлений.

Каково место применения ученического сотрудничества в рамках школьного пространства? Спектр групповых технологий в начальной школе широк. Это урок, классные поручения, внеурочные мероприятия, кружковая работа, внешкольная деятельность, проектная деятельность.

Использование групповой, т.е. командной работы, может найти применение в учебных сетевых проектах. Сильный эмоциональный отклик находят они по не столько у детей, сколько у родителей.

В этих учебных сетевых проектах, мы учимся дистанционно. В наше время учиться нужно постоянно, ведь мир изменяется так стремительно. Человек, который хочет учиться и готов учиться самостоятельно с помощью сети интернет, очень нужен нашей стране.   Выполняя все задания и активно участвуя в обсуждении, мы осваиваем самые популярные инструменты, необходимые для САМО и ВЗАИМОобучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МБОУ-лицей № 32 г.Орёл Семанина

МБОУ-лицей № 32 г.Орёл Семанина

Несмотря на то, что классный руководитель учитывает при делении на группы взаимные склонности детей, уровень подготовки каждого, все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных…

Несмотря на то, что классный руководитель учитывает при делении на группы взаимные склонности детей, уровень подготовки каждого, все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных…

При выставлении отметок школьникам учитель использует данные таблицы

При выставлении отметок школьникам учитель использует данные таблицы

Подсказка (пустая забава-дело без пользы, злая забава-насмешка) разумная – умная, толковая, трудная, правильная; высунулась – вылезла, выглянула, заснула; перестаньте – закончите, поставить, хватит

Подсказка (пустая забава-дело без пользы, злая забава-насмешка) разумная – умная, толковая, трудная, правильная; высунулась – вылезла, выглянула, заснула; перестаньте – закончите, поставить, хватит

Какие строки басни «Зеркало и

Какие строки басни «Зеркало и

Комментировать работу другой группы 2)

Комментировать работу другой группы 2)

А можно вычислять площадь прямоугольника быстрым способом!

А можно вычислять площадь прямоугольника быстрым способом!

Дополните вывод: Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно _____________ ________________________________

Дополните вывод: Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно _____________ ________________________________

Где зимуют? Кто ими питается?

Где зимуют? Кто ими питается?

После этого каждая команда задает по 2 вопроса соперникам, времени на обдумывание ответов нет, но, ответ не должен превышать одной минуты

После этого каждая команда задает по 2 вопроса соперникам, времени на обдумывание ответов нет, но, ответ не должен превышать одной минуты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2024