Методическая разработка интегрированного учебного занятия Тема занятия: «Крымская война – Пиррова победа Европы»
Оценка 5

Методическая разработка интегрированного учебного занятия Тема занятия: «Крымская война – Пиррова победа Европы»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
11 кл +1
12.07.2024
Методическая разработка интегрированного учебного занятия   Тема занятия: «Крымская война – Пиррова победа Европы»
Методическая разработка интегрированного учебного занятия Методическая разработка интегрированного учебного занятия
Методическая разработка интегрированного учебного занятия Крымская война-пиррова победа Европы.docx

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

“Дзержинский техникум бизнеса и технологий”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка интегрированного учебного занятия

 

Тема занятия: «Крымская война – Пиррова победа Европы»

 

 

 

 

Целевая аудитория: 2курс СПО

Дисциплины: история ОГСЭ.02, История России СГ.01+ ОД.02 литература

 

Преподаватель:Дороничева Е.А

 

 

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024 год

 

 

 

Тема урока: «Крымская война – Пиррова победа Европы»

Целевая аудитория :2 курс СПО

Время проведения:90 минут

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока:

Обучающие:

1. обобщить знания, учащихся о Крымской войне: причины, ход, исторические личности, основные события и последствия Крымской войны;

2. Познакомить учащихся с идейно-художественным своеобразием «Севастопольских рассказов» Л.Н.Толстого; определить особенности изображения Толстым человека на войне; попытаться осмыслить трагизм войны

Развивающие:

1.     развивать навыки работы в команде,

2.     умение находить и обрабатывать информацию, используя различные источники;

3.     навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации;

4.     умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию;

5.     выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других;

6.     выступать публично, литературно выражая свои мысли.

Планируемые результаты и личностно значимая проблема:

-формирование гражданской и культурной идентичности и понимание связи с текущими событиями в мире.

Методы и формы обучения: частично-поисковый.

Формы: индивидуальная, групповая

Обучающие компоненты:

1.Презентация «Крымская война 1853–1856 годов

2.Портреты: Л.Н.Толстого, Николая I, В. А. Корнилова, П. С. Нахимова, Н. И. Пирогова, Э. И. Тотлебена,

3.Фотография здания панорамы «Оборона Севастополя 1854–1855 годов»,

4.Видео Гимн «Легендарный Севастополь

5.Фотография Даши Севастопольской, Петра Кошки, Н.И.Пирогова

6. Оригиналы документов, тексты отдельных заданий, вт.ч. «Севастопольские рассказы Л.Н.Толстого).

7. Н.И.Пирогов «Крымская война. Записки военного хирурга.»

Содержательные этапы урока    

1.Л.Н.Толстой и Крымская война

2.Предпосылки, повод и причины Крымской войны

3. Ход военных действий

4. Оборона Севастополя. Герои.

5. Итоги Крымской войны

Предварительная подготовка студентов (2 чел.): сообщение о героях обороны Севастополя: Петр Кошка, Дарья Севастопольская

 

Информационное обеспечение обучения:

1.Санин, Г.А. Крым. Страницы истории: пособие для учителей

общеобразовательных организаций / Г.А. Санин. – Москва: Просвещение, 2015 – 80 с.

2. Артемов, В. В. История (для всех специальностей СПО) : учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 3-е изд., стер. – Москва : Академия, 2020. – 256 с.

3.Зайончковский А.М. «Восточная война, 1853-1856». — СПб, издательство «Полигон», 2002.

4.Парижский мирный договор http://www.rusi.org/images/library/LI4B9F7D55796B2.jpg

5. Крымская война

 http://www.by-time.ru/upload/iblock/e29/war2.jpg

Исторические литературные источники:

1. «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого,

2. Н.И.Пирогов « Крымская война. Записки военного хирурга.»

 

 

Сценарий урока.

 

Преподаватель: Добрый день уважаемые студенты.

-Явка

(Слайд 1)

 

Тема урока: «Крымская война – Пиррова победа Европы»

 

(Слайд 2)

Эпиграф: «Война - противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»

(Л. Толстой)

(Слайд 3)

 

Цель:

- обобщить знания о Крымской войне

- -Познакомиться с идейно-художественным своеобразием «Севастопольских рассказов»;

- попытаться осмыслить трагизм войны, которая по-разному отразилась на судьбах людей;

-сформировать гражданскую и культурную идентичность и понимание связи с текущими событиями в мире

 

 

(Слайд 4)

 

.Содержательные этапы урока   

1.Л.Н.Толстой и Крымская война

2.Предпосылки, повод и причины Крымской войны

3. Ход военных действий

4. Оборона Севастополя. Герои.

5. Итоги Крымской войны

 (Слайд 5)

Преподаватель: ПРАВИЛА РАБОТЫ В КОМАНДЕ

1. Выберите лидера группы.

2. Обсудите пути достижения целей, распределите задания для каждого из членов группы.

3. Убедитесь, что члены группы понимают цели стоящие перед ними.

4.Обсуждайте каждую версию.

5.Учитесь находить контакты в группе.

6.Соблюдайте тайминг.

7.Готовность ответа команды, кто отвечает берет на себя ответственность капитан. (выдача листов с заданиями)

По ходу урока будут индивидуально оцениваться дополнения, ответы на вопросы по текущим событиям. За ответ индивидуальные вопросы –Смайл с указанием количества баллов.

 

 (Слайд 6)

Преподаватель: Проблемный вопрос урока: Почему «Крымская война – это Пиррова победа Европы»?

Историческая справка: Пиррова победа — это победа, доставшаяся слишком высокой ценой, результат которой не оправдал вложенных усилий и средств.

Происхождение выражения. Происхождение выражения связано со сражением при Аускуле (в 279 году до н. э). Тогда эпирская * армия царя Пирра в течение двух дней вела наступление на войска римлян и сломила их сопротивление, но потери были столь велики, что Пирр заметил: «Ещё одна такая победа, и я останусь без войска».

 

 

 (Слайд 7)

 

Мотивационный этап: История и литература – это науки, имеющие прочную и неразрывную связь. История движется своим чередом, а литература является своеобразным транслятором тех исторических явлений, которые присущи каждому историческому периоду.

   В художественной литературе очень ярко и красочно описываются исторические события, что позволяет нам почувствовать и увидеть «краски и дух эпохи».

    Литературные произведения обращаются к тем событиям, которые актуальны для настоящего времени, отражают веяния времени.

 

 

 

(Слайд 8)

 

 

Задание 1.

Произведение

Автор

Историческое событие

"Война и мир"

 

 

"Бородино"

 

 

"Капитанская дочка"

 

 

"Севастопольские рассказы"

 

 

 

Студенты:

Произведение

Автор

Историческое событие

"Война и мир"

Л. Н. Толстой "

Отечественная война 1812 год

"Бородино"

М. Ю. Лермонтов

Бородинское сражение

1812 год

"Капитанская дочка"

А. С. Пушкин

Восстание Пугачева 1773-75 гг.

"Севастопольские рассказы"

Л. Н. Толстой

оборона Севастополя 1854-1855 гг.

 

Основной этап.

 

1.Л.Н.Толстой и Крымская война

Преподаватель: Какое отношение имеет Л.Н.Толстой к Крымской войне?

Студенты: Участвовал, Книгу написал….

 

 (Слайд 9)

Во время Крымской компании писатель выглядел совсем не так, как мы привыкли его видеть в возрасте. Прошу любить и жаловать: поручик артиллерии Л.Н.Толстой 27 лет отроду во время Крымской кампании.

   Военная служба писателя началась в 1851 году на Кавказе, где молодой Толстой был задействован в сражениях и походах русской армии против горцев.

   В ноябре 1854 года он приехал в осажденный Севастополь, пробыв там до конца осады города. Долгое время Толстой провел на четвертом бастионе, одном из самых опасных участков обороны Севастополя, где командовал батареей. Принимая участие в войне, Толстой проявил истинное мужество и был награжден орденом Анны с надписью «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853–1856 гг.».

     Находясь в действующей армии, участвуя в сражениях,

 

(Слайд 10)

 

     Толстой писал о происходящем вокруг и создал цикл из трех рассказов: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 года». Это были настоящие репортажи с места событий. Севастопольские рассказы были опубликованы в одном из самых популярных журналов того времени – «Современнике», его редактором был поэт Н.А. Некрасов.

     Подробное описание военных действий даёт право назвать Л. Н. Толстого первым военным корреспондентом.

     В рассказах Толстого о Севастополе впервые в русской и мировой литературе было дано реалистичное, правдивое изображение войны. Толстой писал и о героизме русских солдат, и о бесчеловечности и жестокости войны. Толстой писал: «Увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем её выражении — в крови, в страданиях, в смерти…»

      Память героев можно увековечить по-разному: в камне, в музыке, в картинах и стихах. Толстой оставил свой памятник защитникам Севастополя - книгу «Севастопольские рассказы»

  Сегодня, при изучении темы мы часто будем обращаться к этому литературному источнику.

 

2.Предпосылки, повод и причины Крымской войны

(Слайд 11)


        Преподаватель:
Во взаимоотношениях России и Турции насчитывается 12 русско-турецких войн, в т.ч. и Крымская война, имеющая еще одно название Восточная. (8 побед,1-статус кво)

Адрианопольский договор 2 сентября 1829 г.

-России передавались устье Дуная с островами, восточное побережье Черного моря от Анапы до Сухуми, а в Закавказье Ахалцых и Ахалкалаки.

-Османская империя уплачивала контрибуцию в размере 33 млн. руб.

 -Черноморские проливы объявлялись открытыми для русских торговых судов.

 Крымская война 1853-1856 гг. называется также Восточной войной из-за так называемого «восточного вопроса», который официально послужил предлогом для начала военных действий.

 

 

(Слайд 12)

 

 Преподаватель: Что такое «Восточный вопрос»?

Студенты: ВОСТОЧНЫЙ ВОПРОС- комплекс международных противоречий конца XVIII начала XX веков, связанных с борьбой православных балканских народов (греки, сербы, черногорцы, болгары). (против турецкого ига и с соперничеством великих держав (России, Австрии, Великобритании, Франции, позже Италии и Германии) за раздел слабеющей Османской империи (Турции).

Преподаватель: Кто правил Российской империей в этот период?

Студенты- император Николай I 1825-1855г.г.

 В 1833 году император Николай I спас турецкого султана от взбунтовавшегося наместника Египта Мухаммеда Али: после официального обращения турецких властей к берегам Стамбула прибыли три русские черноморские эскадры с десантом на борту, представлявшие собой грозную военную силу. Благодарная Турция подписала с Российской империей дружественный Ункяр-Искелессийский договор, по которому Россия обязывалась оказывать Турции в случае необходимости военную помощь, а за это получала право контролировать Черное море: свободно проходить через проливы Босфор и Дарданеллы (проход другим державам при этом закрывался). Это означало, что Россия фактически стала средиземноморской державой, что вызвало крайнее недовольство Англии, которая считала себя владычицей морей.

     Семь лет спустя европейские державы объединили усилия и путем дипломатических интриг заставили Османскую империю пересмотреть Ункяр-Искелесийский договор и отменить его, подписав новый. Этот договор (Лондонская конвенция 1841 года) был уже не столь выгоден для России:

- гарантами безопасности Османской империи стали теперь все ведущие европейские державы, а не только Россия;

- проливы Босфор и Дарданеллы закрывались для любых военных судов, включая российские;

- проливы позволяли контролировать не только Османскую империю, но и черноморский флот России, а также влиять на Иран и даже Среднюю Азию.

Преподаватель Как вы думаете, почему так важно было установить контроль за проливами?

Студенты: Через Босфор и Дарданеллы шли торговые пути и морские, и сухопутные.

 

Преподаватель: Поводом стал спор о святых местах в Иерусалиме: в 1853 году османский султан передал католическому духовенству ключи от Вифлеемского храма — одной из главных святынь христианства. Иерусалимский патриарх обратился за помощью к русскому царю, защитнику христиан, с просьбой не допустить попрания вековых прав Православной Церкви. Император Николай I потребовал от султана восстановления справедливости. Поэтому современники называли эту войну «битвой за ясли Господни».

     После отказа султана выполнить это требование в июне 1853 года Россия ввела свои войска в подвластные Турции Дунайские княжества — Молдавию и Валахию. В свою очередь Турция в октябре 1853 года объявила России войну.

 

(Слайд 13)

 

 

Николай I считал Турцию «тяжело больным человеком» и надеялся одержать лёгкую победу.

  Он полагал, что с Англией можно договориться, пообещав турецкие владения, Франция ослаблена революцией,

Пруссия и Австрия не вмешаются в знак благодарности за участие России в подавлении революций 1848г.

(Слайд 14)

 

Преподаватель: Анализ слайда «Противники России»

 

 

(Слайд 15)

 

Причины войны

1Турция: Подавление национально-освободительного движения на Балканах;

   Возвращение Крыма и Черноморского побережья Кавказа.

2.Принадлежность проливов Босфор и Дарданеллы. Россия требовала открыть для черноморского флота эти проливы, в то время как Османская империя (при давлении стран Западной Европы) игнорировала эти требования России.

3.Наличие на Балканах, в составе Османской империи, славянских христианских народов, которые боролись за свою независимость

4.Желание стран Европы ослабить позиции России, подорвать авторитет и отторгнуть территории Крыма, Польши, Кавказа, Финляндии

5.Укрепить и позиции стран Европы на Ближнем Востоке, используя его как рынок сбыта;

(Слайд 16-17)

 

 

Задание 2: заполнить таблицу Соотношение готовности к войне России и её противников (5 мин. 4 балла)

Россия

Англия, Франция

1.

1. Всеобщая воинская повинность

2. Неразвитость военной промышленности

2.

3. Парусный флот

3.

4.

4. Новейшие образцы нарезного оружия

У России в Крымской войне не было союзников. При этом по южным и западным границам страна была окружена либо непосредственными противниками, либо странами, готовыми в любой момент вступить в войну против России.

3.Ход военных действий (Слайд 18)

«Дух в войсках свыше всякого описания. Во времена древней Греции не было столько геройства. Я благодарю Бога за то, что я видел этих людей и живу в это славное время.»

Лев Толстой

     Художник Анатолий Владимирович Кокорин обратился к работе над Севастопольскими рассказами в начале 1950-х годов. Как и Толстой, Кокорин имел за плечами трагический опыт участия в боевых действиях: художник прошел Великую Отечественную войну. Иллюстрации художника, которые прекрасно дополняют Севастопольские рассказы Л.Н. Толстого.

     (Слайд 19)

 

Преподаватель: Ход войны можно разделить на два этапа. Давайте вместе дадим им характеристику.

Этапы войны

Противники России

Основные события

Октябрь 1853 – апрель 1854

Турция

 Военные действия на фронтах: Крымский (Черноморский), Дунайский и Кавказский.

18 ноября 1853 года- Синопское сражение и победа на суше под Ахалцихе.

Март-июнь 1854 года- Осада Силистрии.

Апрель 1854 года- Бомбардировка Одессы англо-французским флотом.

Апрель 1854 – февраль 1856

Турция, Франция, Англия, Сардинское королевство

 Нападение союзников на Одессу, Соловецкий монастырь, Аландские острова, Высадка в Крыму, Осада Севастополя, в которых русские войска потерпели поражения.

Июль 1854 года- Взятие Баязета.

Сентябрь 1854 года- Поражение русской армии на реке Альме.

Октябрь 1854-август 1855 года- Оборона Севастополя.

Июнь-ноябрь 1855 года- Успешная осада Карса русской армией.

Преподаватель: В 1853 – начале 1854 года соперником России выступала одна лишь Османская империя. На Кавказском фронте русские войска успешно противостояли турецким, одержав ряд побед. На Черноморском фронте самым ярким событием начального этапа войны стало

Синопское сражение.     (Слайд 20-21)

 Русская эскадра, которой командовал Начальник Пятой Флотской дивизии Павел Степанович Нахимов, атаковала стоящие на рейде турецкие корабли. Несмотря на огневую поддержку шести береговых батарей, за несколько часов османская эскадра была полностью разгромлена. 15 турецких кораблей были сожжены или в значительно повреждённом состоянии выбросились на один 22-пушечный парусно-паровой фрегат «Тайиф». Огонь всех береговых батарей был подавлен.

 Атакующая русская эскадра состояла из 11 кораблей. Турки не ожидали атаки. Они думали, что русская эскадра пришла только для блокады выхода судов из бухты, и не рассчитывали, что она начнёт бомбардировать корабли и город, в котором были английское и французское консульства. Поэтому огонь из береговых батарей был открыт с опозданием, когда все русские корабли вошли в бухту и разворачивались бортами для обстрела стоящих на рейде турецких судов.

Битва окончилась полным уничтожением турецкой эскадры. Среди 200 пленных был, и контр-адмирал Осман-паша. Русские потеряли 37 человек убитыми, 233 – ранеными. Несмотря на серьёзные повреждения (в корпусе «Императрицы Марии» насчитали 60 пробоин), все корабли после срочного ремонта благополучно добрались до Севастополя.

Победа вызвала большой патриотический подъём, повсюду публиковалась карта боя.

Но многие люди предвидели неминуемое после Синопа вступление в войну Англии и Франции и понимали, какая это тяжёлая будет война.

  

 

 

  (Слайд 22-23)

 

Март1854 г. Англия и Франция объявили России войну

Правительства Англии и Франции заключили военный союз с Турцией и предъявили России вывести войска из Дунайских княжеств.

В Черное море был введен англо-французский флот.

Россия оказалась в полной изоляции.

18 ноября 1853-Синопское сражение (победа России)

10 апреля 1854 – бомбардировка Одессы турецкой эскадрой

Итог: Город выстоял. Планы по высадке десанта провален. Турецкий флот отступил.

Июль 1854 г. – битва при селении Кюрюк-Дара (Западная Армения) (Турецко-британские войска потерпели поражение)

  (Слайд 24-26)

 

 

Задание 3.  Работа с картой. Отметить на карте
 (5 мин. 4 балла)

Англо-французские войска атаковали

Черное море –г. Одессу

Балтийское море-Аландские острова

Белое море- Соловетские острова

Тихий океан-г.Петропавловск-Камчатский

ВСЕ АТАКИ БЫЛИ ОТБИТЫ

Применение на Балтике новейшего русского оружия – морских мин – остудило горячие головы английских и французских адмиралов, рассчитывавших создать угрозу Петербургу с моря. На Белом море русская береговая охрана не позволила неприятелю осуществить высадку десанта. На дальневосточном театре военных действий англо-французская эскадра потерпела сокрушительное поражение под Петропавловском-Камчатским, а ее командующий застрелился, не выдержав позора.

  (Слайд 27)

 

Преподаватель: В сентябре 1854 года армия союзников численностью около 60 тысяч человек высадилась в районе Евпатории и начала наступление на Севастополь – главную русскую крепость на Черном море. 8 сентября произошел бой на реке Альма, который стал первым полевым сражением в ходе Крымской войны.

4.Оборона Севастополя (1854-1855)
349 дней (11 месяцев)
 (Слайд 28-39)



Преподаватель: Город был неуязвим с моря, но практически беззащитен с суши, слабо укреплен.

Обязательно нужно сказать и о беспримерном мужестве и самоотверженности русских солдат и матросов, оборонявших Севастополь. В сентябре 1854 года Севастополь был объявлен на осадном положении. Его гарнизон (около 7 тысяч человек) противостоял 67-тысячной союзной армии, поддерживаемой мощным флотом. Оборону Севастополя возглавил начальник штаба Черноморского флота адмирал В. А. Корнилов. Он приказал окружить крепость оборонительными сооружениями; этими работами руководил талантливый инженер Э. И. Тотлебен.

(Слайд 30)

 

Население Севастополя встало на защиту родного города. Тысячи людей днем и ночью работали на строительстве укреплений и тысячи погибали.

(Слайд 31)

 

«Сотни свежих окровавленных тел людей, за два часа тому назад полных разнообразных высоких и мелких надежд и желаний, с окоченелыми членами, лежали на росистой цветущей долине, отделяющей бастион от траншеи, и на ровном полу часовни Мертвых в Севастополе; сотни людей — с проклятиями и молитвами на пересохших устах — ползали, ворочались и стонали, — одни между трупами на цветущей долине, другие на носилках, на койках и на окровавленном полу перевязочного пункта; а всё так же, как и в прежние дни, загорелась зарница над Сапун-горою, побледнели мерцающие звезды, потянул белый туман с шумящего темного моря, зажглась алая заря на востоке, разбежались багровые длинные тучки по светло-лазурному горизонту, и все так же, как и в прежние дни, обещая радость, любовь и счастье всему ожившему миру, выплыло могучее, прекрасное светило».

(Слайд 32)

 

\ Для предотвращения входа неприятельских судов в Севастопольскую бухту на рейде была затоплена часть кораблей Черноморского флота. С них были сняты орудия, на берег сошли 10 тысяч матросов, пополнивших ряды защитников города. Героическая оборона Севастополя длилась 11 месяцев (с сентября 1854-го по август 1855 года). За этот период артиллерия противника не раз подвергала город мощным бомбардировкам. Первая из них произошла 5 октября 1854 года, в этот день был смертельно ранен В. А. Корнилов. Руководителем обороны стал П. С. Нахимов.

 

 

 

(Слайд 33)

 

В Севастополе стоит памятник затопленным русским кораблям. Монумент венчает бронзовая фигура двуглавого орла с распростертыми крыльями, несущего в клюве лавровый венок- символ славы. Он построен в память о трагедии, разыгравшейся во время Крымской войны. В Севастопольской бухте на глазах у плачущих моряков уходили под воду русские парусные корабли, чтобы заградить вход неприятельским судам.

(Слайд 34)

 

Защитники Севастополя время от времени переходили в контратаки, совершали дерзкие ночные вылазки в стан врага. В этих налетах прославился матрос Петр Кошка. (доклад студента 1,5 мин)

Самоотверженно помогали отцам, мужьям и братьям женщины Севастополя. Героиней обороны стала Дарья Севастопольская, считающаяся одной из первых российских сестер милосердия. (доклад студента 1,5 мин)

(Слайд 35)

 

Преподаватель: Во время Крымской войны Пирогов был главным хирургом осаждённого англо-французскими войсками Севастополя. Чем известен вам?

 Студенты: Тогда он впервые в истории мировой медицины применил гипсовую повязку, что стало началом сберегательной тактики лечения ранений конечностей, что избавило многих солдат и офицеров от ампутации, систему сортировки раненых в зависимости от характера и места ранения, экспериментировал с эфиром и хлороформом и организовал широкое применение техники общей анестезии в России у пациентов, которые подвергались хирургическому вмешательству. Написал книгу «Крымская война. Записки военного хирурга.»

Слайд 36)

 

Преподаватель: Попытки снять осаду Севастополя

Сражение под Балаклавой (октябрь 1854).

Инкерманское сражение (ноябрь 1854).

Попытка освобождения Евпатории (февраль 1855).

Сражение на реке Черная (август 1855).

 

Все эти сражения закончились безуспешными попытками снять осаду Севастополя, но ослабили силы противника, и активные действия прекратились до 1855 года.

Слайд 37)

 Союзники убедились в невозможности быстро занять Севастополь и от штурма перешли к осаде. Зиму 1854-/1855 годов они вынуждены были провести в Крыму. В конце августа 1855 года были предприняты две последние и самые ожесточенные бомбардировки Севастополя. Город беспрестанно обстреливали 800 орудий. 27 августа начался общий штурм. Русские бойцы стойко держали оборону господствующей высоты города – Малахова кургана. Однако после захвата Малахова кургана они были вынуждены покинуть позиции, так как дальнейшая оборона крепости потеряла всякий смысл.

Слайд 38)

     «Сдача Севастополя. Всё было мертво, дико, ужасно…

Что-то непонятное творилось в грозном Севастополе…

Мертвое молчание в Севастополе заставляло содрогаться врагов… они не смели верить, что исчез их непоколебимый враг.

Второе чувство- страх преследования.»

     «Люди чувствовали себя беззащитными, как только оставили места, на которых привыкли драться. Тяжелое, сосущее и более глубокое чувство: это было чувство, как будто похожее на раскаяние, стыд и злобу. Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимою горечью в сердце вздыхал и грозился врагам.»

Слайд 39)

 

Задание 4.  (10мин)

            Аргументированно выскажите СВОЁ мнение, используя цитаты из «Севастопольских рассказов Л.Н.Толстого и исторические факты.

1.Что есть война в понимании Л.Н.Толстого?

2. Кто сыграл главную роль в защите Севастополя?

3.Почему слова «слава» и «горечь» Севастополя стоят рядом?

4.Какие черты характера русского народа подчеркнул Л.Н.Тольтой?

 

«Вглядитесь в лица, в осанки и в движения этих людей: в каждой морщине этого загорелого скуластого лица, в каждой мышце, в ширине этих плеч, в толщине этих ног, обутых в громадные сапоги, в каждом движении, спокойном, твердом, неторопливом, видны эти главные черты, составляющие силу русского, – простоты и упрямства; но здесь на каждом лицо кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, проложили еще следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства.»

 

 «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, героем которой был народ...» (Л. Толстой)

«Тщеславие! Должно быть, оно есть характеристическая черта и особенная болезнь нашего века. Отчего между прежними людьми по слышно было об этой страсти, как об оспе или холере? Отчего в наш век есть только три рода людей: одних – принимающих начало тщеславия как факт необходимо существующий, поэтому справедливый, и свободно подчиняющихся ему; других – принимающих его как несчастное, но непреодолимое условие, и третьих – бессознательно, рабски действующих под его влиянием?»

 

 «Смерть не испугала Козельцова. Он взял слабыми руками крест, прижал его к губам и заплакал.»

 

«Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах…»

 

«Ежели нужно умереть, нужно, чтоб меня не было, сделай это, Господи, – думал он, – поскорее сделай это; но ежели нужна храбрость, нужна твердость, которых у меня нет, – дай мне их, но избави от стыда и позора, которых я не могу переносить, но научи, что мне делать, чтобы исполнить твою волю»

 

«Вы начинаете понимать защитников Севастополя; вам становится почему-то совестно за самого себя перед этим человеком. Вам хотелось бы сказать ему слишком много, чтобы выразить ему свое сочувствие и удивление; но вы не находите слов или недовольны теми, которые приходят вам в голову, – и вы молча склоняетесь перед этим молчаливым, бессознательным величием и твердостью духа, этой стыдливостью перед собственным достоинством.»

 

«Увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем её выражении — в крови, в страданиях, в смерти…»

 

 «На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко, – придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела.»

 

«Дух в войсках свыше всякого описания. Во времена древней Греции не было столько геройства. Я благодарю Бога за то, что я видел этих людей и живу в это славное время.»

 

                    «.. . или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания...»

 

«Теперь, ежели нервы ваши крепки, пройдите в дверь налево: в той комнате делают перевязки и операции. Вы увидите там докторов с окровавленными по локти руками и бледными угрюмыми физиономиями, занятых около койки, на которой, с открытыми глазами и говоря, как в бреду, бессмысленные, иногда простые и трогательные слова, лежит раненый под влиянием хлороформа. Доктора заняты отвратительным, но благодетельным делом ампутаций. Вы увидите, как острый кривой нож входит в белое здоровое тело; увидите, как с ужасным, раздирающим криком и проклятиями раненый вдруг приходит в чувство; увидите, как фельдшер бросит в угол отрезанную руку; увидите, как на носилках лежит, в той же комнате, другой раненый и, глядя на операцию товарища, корчится и стонет не столько от физической боли, сколько от моральных страданий ожидания, – увидите ужасные, потрясающие душу зрелища»

Слайд 40)

 

Взятие Карса 15 ноября1855 г.

Преподаватель: На Кавказском фронте военные действия развивались для России успешнее всего. Осада Карса шла с июня по ноябрь 1855 года. он считался неприступным. Эта победа предопределила исход войны на Кавказском фронте Крымской (Восточной) кампании.

Руководил осадой кавказский наместник и командир Отдельного Кавказского корпуса Николай Николаевич Муравьёв). Эта победа не только смягчила условия будущего мира, но и ослабила в русском обществе горечь от поражения в Крыму.

5.Итоги Крымской войны

Слайд 41)

Преподаватель: В марте 1855г император Николай I умер. (легенда)       Завершал эту войну уже Александру II, сын императора Николай I.

Советники убеждали его пойти на заключение мира, пока успехи России на Кавказе и бедственное положение войск союзников в Крыму создавали благоприятный фон для переговоров.

Даже наиболее патриотично настроенные западники торопили правительство заключить мир с «просвещенной» Европой и как можно скорее приступить к внутренним реформам.

Составляя большинство в обществе, сторонники мира взяли верх и при дворе.

 Было ясно, что и союзники не в состоянии продолжать наступление и развивать успех. Одна из лондонских газет, говоря о доблести русских солдат, писала: «Мы нашли сопротивление, превосходящее все доселе известное в истории».

Прямые потери в войне составили со стороны России — 134 тыс. чел., а со стороны коалиции — 162 тыс., включая потери Османской империи 45 400 человек.

  Подписать мирный договор предложили союзники. В феврале 1856 года была созвана конференция в Париже.

Рассмотрим условия этого мирного договора. Слайд 42-43)

 

 Все потерянные в ходе войны области и города возвращались России и Турции.

- Россия сохраняла Севастополь в обмен на турецкую крепость Карс.

- Черное море объявлялось нейтральным, а потому и Россия, и Турция лишались права иметь здесь свой военный флот. Россия лишалась права иметь здесь военные арсеналы.

- Устанавливалось, что ни одна из держав не имеет права вмешиваться во внутренние дела Турции.

- Гарантировалась автономия Сербии, Молдавии и Валахии в рамках Османской империи.

 

Да, условия мирного договора были для России тяжелыми. Навсегда в памяти народа остались героические защитники Севастополя.

Слайд 44-45)

Задание.5 (5 мин 3 балла)

Проблемный вопрос: Почему «Крымская война – это Пиррова победа Европы»?

Студенты: Противники России по итогам этой войны не получили заметных приобретений и выгод, несмотря на колоссальные людские и материальные ресурсы, которые им пришлось затратить. Победу в этой войне одержали европейские страны, но результат не оправдал вложенных усилий и средств. Россия сохранила Крым и имеющиеся территории Кавказа. Англия и Франция понесли серьезные людские и материальные потери.

Преподаватель: Французский посол в Вене барон де Буркне сказал:

«Никак нельзя сообразить…кто же тут победитель, а кто побежденный?»

1Россия потерпела поражение, условия Парижского мира были унизительны.

2.Россия, несмотря на поражение, не понесла серьезных территориальных финансовых потерь.

3.Англия и Франция не смогли поставить Россию на колени.

    

    Российская дипломатия сразу начала работу над отменой Парижского договора. Важную роль здесь сыграл одноклассник А. С. Пушкина выдающийся дипломат А. М. Горчаков.

Слайд 46)

     Навсегда в памяти народа остались героические защитники Севастополя. В годы Великой Отечественной войны этот подвиг защитников был повторен советским солдатами и моряками. Только теперь покидая город, они увозили с собой фрагменты панорамы «Оборона Севастополя».   В 1901 году князь Александр Михайлович, внук Николая I, заказал картину со сценами баталий художнику Францу Рубой и свою историю – панораму «Оборона Севастополя». В итоге на огромном полотне был изображен самый судьбоносный день во время обороны города - день штурма Малахова кургана и Корабельной стороны Севастополя, который произошел 6 июня 1855 года. Картину Размеры полотна поражают: 115 метров по окружности и 14 метров в высоту. Общая площадь - 1600 квадратных метров.

Слайд 47)

 

Преподаватель: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, героем которой был народ...»Л.Н.Толстой

Гимн города- героя Севастополя - песня «Легендарный Севастополь» (автор музыки - В. И. Мурадели, автор текста - П.М.Градов). Написана песня в 1954 году, к 100-летию первой героической обороны города 1854-1855 и к 10-летию освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков.

 

Просмотр видеоролика «Легендарный Севастополь» (3 мин)

Слайд 48)

 

Подведение итогов.

Студенты сдают рабочие листы, подсчет баллов, выставление отметок группам и индивидуальных.

 

Слайд 49)

 

Спасибо за работу!

Домашнее задание: составить тест по теме 15 вопросов.


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение “Дзержинский техникум бизнеса и технологий”

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение “Дзержинский техникум бизнеса и технологий”

Тема урока: «Крымская война – Пиррова победа

Тема урока: «Крымская война – Пиррова победа

Предварительная подготовка студентов (2 чел

Предварительная подготовка студентов (2 чел

Слайд 4) . Содержательные этапы урока 1

Слайд 4) . Содержательные этапы урока 1

Литературные произведения обращаются к тем событиям, которые актуальны для настоящего времени, отражают веяния времени

Литературные произведения обращаются к тем событиям, которые актуальны для настоящего времени, отражают веяния времени

Принимая участие в войне, Толстой проявил истинное мужество и был награжден орденом

Принимая участие в войне, Толстой проявил истинное мужество и был награжден орденом

Слайд 12) Преподаватель:

Слайд 12) Преподаватель:

Поэтому современники называли эту войну «битвой за ясли

Поэтому современники называли эту войну «битвой за ясли

Слайд 16-17) Задание 2: заполнить таблицу

Слайд 16-17) Задание 2: заполнить таблицу

Октябрь 1853 – апрель 1854

Октябрь 1853 – апрель 1854

Но многие люди предвидели неминуемое после

Но многие люди предвидели неминуемое после

Оборона Севастополя (1854-1855) 349 дней (11 месяцев) (

Оборона Севастополя (1854-1855) 349 дней (11 месяцев) (

Слайд 33) В Севастополе стоит памятник затопленным русским кораблям

Слайд 33) В Севастополе стоит памятник затопленным русским кораблям

Русские бойцы стойко держали оборону господствующей высоты города –

Русские бойцы стойко держали оборону господствующей высоты города –

Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в

Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в

Крыму. 5.Итоги Крымской войны

Крыму. 5.Итоги Крымской войны

Россия сохранила Крым и имеющиеся территории

Россия сохранила Крым и имеющиеся территории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.07.2024