Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
” Дзержинский техникум бизнеса и технологий”
Статья.
Прием «Логические цепочки» как средство формирования критического мышления
Исполнитель:
преподаватель Дороничева Е.А.
г. Дзержинск, 2024 год
Введение.
Критическое мышление — один из ключевых навыков XXI века, позволяющий
анализировать информацию, делать выводы и принимать решения на основе
проведённого анализа, а также формировать собственное мнение и отстаивать свою
позицию.
Конструктивную основу «технологии
критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации
учебного процесса: На этапе вызова из памяти «вызываются»,
актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется
личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.
На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило,
обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее
систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого
объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой
информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже
на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать
процесс понимания материала.
Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что
учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные
представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.
Всестороннее развитие ребенка обеспечивает
уравновешенная работа обоих полушарий мозга. Как известно, за творческие и
речевые способности отвечает преимущественно правое полушарие, а за анализ и
логику – левое. С образным мышлением у студентов проблем не возникает, а вот
установление логических связей, как показывает опыт, нужно тренировать.
Как это сделать? Используйте особый учебный прием, при помощи которого дети освоят умение находить закономерности между событиями, структурировать и запоминать большой объем информации – «Логическая цепочка».
Актуальность данной темы не вызывает сомнения, поскольку логические задания предназначены для формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, что является одним из требований ФГОС к планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной программы.
Использование приема «Логическая цепочка» во время уроков способствует развитию
критического и логического мышления учащихся. Научившись понимать сущность
явлений и правильно устанавливать причинно-следственные связи, ученики смогут
без проблем запомнить даже самый сложный материал.
I.Сущность, порядок и требования реализации приема
«Логическая цепочка»
Сущность приема заключается в том, что при приведении фактов, правил или предложений указываются их причины, которые также имеют причины возникновения. Следовательно, происходит постепенное выявление первопричин вплоть до начальной стадии. Вся цепочка событий или фактов построена в хронологическом порядке. Внедрение логической цепочки в игровой форме позволяет развить воображение, наблюдательность и научиться аргументировать собственные мысли. Прием помогает структурировать большие объемы информации и выводить закономерности явлений и событий.
Прием «Логическая цепочка» благодаря его универсальности можно использовать на любом уроке. Работа организуется следующим образом:
Порядок реализации метода:
1. Педагог знакомит учащихся с условиями реализации метода: каждому предлагается на выбор одна из карточек, на которой написано либо слово, либо словосочетание. Эта карточка, и ее обладатель являются одним из звеньев логической цепочки, которую необходимо выстроить, организовав взаимодействие с другими участниками; карточки (звенья) необходимо выстроить в определенной логике, обосновав эту логику; на первой карточке (звене), с которой начинается логическая цепочка, должно быть обобщающее слово или словосочетание, дающее название всей логической цепочке; необходимо выстроить 2-3 логические цепочки.
2. Участникам предлагается взять на выбор по одной карточке. Все карточки - звенья 2-3 логических цепочек перемешаны и перевернуты так, чтобы участники не видели, что на них написано, и располагаются на папке, которую педагог проносит по аудитории.
3. После того как карточки взяты участниками, педагог предлагает им организовать коммуникацию между собой, в результате которой необходимо построить 2—3 логические цепочки - одну слева, другую справа; напоминает, что нужно объяснить логику построения «цепочки», расположения ее звеньев.
4. Участники осуществляют взаимодействие между собой, выстраивая логические цепочки (определяют, кто в какой цепочке должен быть и в какой логике, объясняя эту логику).
4. Когда логические цепочки построены, участники (начинают те, кто первыми выстроил логическую цепочку) поочередно объявляют название цепочки, перечисляют в логической последовательности все звенья цепочки, а затем объясняют (это может сделать либо один, либо не сколько учащихся) логику расположения звеньев цепочки.
5. После представления участниками построенных логических цепочек педагог либо соглашается с предложенными вариантами, либо перестраивает логические цепочки по своему сценарию, объясняя логику построения цепочек.
6. Организуется рефлексия состоявшегося взаимодействия.
ВАЖНО!!! В ходе взаимодействия участников по построению логических цепочек педагог корректирует и стимулирует это взаимодействие, стремясь к меньшим затратам времени, к конструктивности взаимодействия.
Требования к реализации приема:
1. Оптимальное количество участников — до 30 человек.
2. Необходимое оборудование: карточки - звенья (компоненты) логической цепочки; заранее разработанное содержание (звенья и логика их расположения) 2-3 логических
цепочек, которые будут предложены для построения группе участников.
3. Время реализации метода — 10—15 мин.
II.Применения приема «Логическая цепочка»
на различных этапах и дисциплинах.
Метод «Логические цепочки» можно использовать на уроках по всем предметам и на любой стадии урока. Все зависит от целей, которые ставит учитель. Вариантов использования данного приема может быть несколько.
Для запоминания информации большого объема
Например, на уроках литературы изучается биография писателя, и запомнить все ключевые даты и события сложно. Предложите ученикам составить логическую цепочку, зафиксировав все важные моменты.
Биография А. С. Пушкина: Москва — Царскосельский лицей — "Старик Державин нас заметил…" — Петербург — Село Михайловское — Ссылка на юг…и т.д.
После составления цепочки важно, чтобы ученики могли "расшифровать" каждое звено: привести даты или названия основных произведений, созданных в этот период.
Для облегчения каждое звено можно дополнить этими фактами.
Для закрепления материала
Например, после изучения на уроке биологии деревьев, можно попросить учеников составить логическую цепочку, которая покажет стадии развития дерева: семя — росток — саженец — взрослое дерево. Вместо словесных звеньев можно использовать картинки.
Или на уроке истории после изучения событий определенного периода попросить составить логическую цепочку, содержащую ключевые события в хронологической последовательности.
История России при Петре Великом: стрелецкий бунт — коронация Петра и Ивана — Евдокия Лопухина — Архангельск — Первый Азовский поход и т.д.
Для закрепления материала и развития наблюдательности
-Прием "перепутанные логические цепочки". Учитель предлагает ряд понятий, терминов, в котором нарушена логическая последовательность. Задача учеников: выявить ошибку и исправить ее, аргументируя свой выбор.
-Логическая цепочка в форме игры помогает развивать воображение, при этом выстраивая последовательность событий аргументировано. Игра проходит в устной форме. Ученикам предлагается первое звено цепочки, которое начинается со слова "Чтобы…": Чтобы съесть яблоко, нужно сорвать его с дерева. Задача учеников: продолжить ряд, совершив своеобразное "путешествие в прошлое": Чтобы сорвать яблоко с дерева, нужно это дерево вырастить. Чтобы вырастить дерево, нужно его посадить. и т.д.
Для контроля знаний
· Можно использовать логические цепочки, построенные по принципу соотнесения. То есть, требуется соотнести понятия, термины из первого столбика с понятиями, толкованиями во втором столбике.
· Каждый ученик получает карточку, на которой указан 1 предмет, явление и т.д. Задача учащихся: составить логические цепочки по определенной теме, посмотрев, что написано у одноклассников. Работу удобнее проводить в группах или по рядам (1 группа — 1 логическая цепочка).
Это лишь несколько вариантов использования приема. Каждый учитель с легкостью может адаптировать стратегию "Логической цепочки" для своего урока, ориентируясь на цели и планируемые УУД.
Устное упражнение. Предложите стартовое звено логической цепочки – ученик должен продолжить предложение и передать слово однокласснику. Есть два варианта:
1. Начиная со слова «Чтобы», переходя к «Нужно». Например, «Чтобы выпить кофе, нужно его сварить. Чтобы сварить кофе, нужно нагреть чайник. Чтобы нагреть чайник, нужно налить в него воду».
2. Начиная с «Если» и заканчивая «, То» или «Тогда». То есть: «Если играть с мячом на проезжей части, то можно попасть под колеса автомобиля. Если попадешь под колеса, тогда придется выздоравливать в больнице».
Математическая задача. Подготовьте рисунки с числами. Задача учащихся проследить закономерность числового изменения на первом из рисунков. Далее надо воспользоваться ею, заполняя пустые места на следующих листах.
Лингвистическое упражнение. Запишите слова в два столбика: в одном собраны термины, в другом – их толкование. Задача учеников-соотнести их между собой и подобрать попарно.
Групповая работа. Раздайте каждому ученику карточки с отдельно написанными, но тематически связанными словами. Детям нужно выяснить, что написано на карточках товарищей по группе и коллективно составить логическую цепочку, используя собранные слова.
Перепутывание логических цепочек. Предоставьте ученикам информацию с нарушенной логической последовательностью данных. Ученики должны исправить ошибку, аргументировав собственную точку зрения.
В старших классах также необходимо использовать иллюстративный материал при выстраивании логических цепочек. Работа с большим количеством фактических данных становится не такой рутинной, если предложить учащимся ее в виде наглядной «линии времени», это вовлечет всех учащихся в решение задачи, что позволит избежать пассивности на уроке.
III.Примеры заданий приема «Логическая цепочка»
на уроках истории.
В качестве примеров можно привести следующие задания:
1) Логическая цепочка из событий. Расположите в хронологическом порядке следующие события: а) стояние на реке Угре; б) Куликовская битва; в) Ледовое побоище; г) Полтавская битва.
2) Логическая цепочки из фактов. Расположите следующие термины в хронологическом порядке их появления в отечественной культуре: а) фреска, б) парсуна, в) кунсткамера, г) лицей.
3) Логическая цепочка на соотнесение. Установите соответствие между деятелем русской истории и тем, в каком родстве он состоял с царевной Софьей.
Деятель |
Родство |
1. Алексей Михайлович |
А) «Единоутробный» брат |
2. Федор Алексеевич |
Б) Брат по отцу |
3. Михаил Федорович |
В) Дядя |
4. Петр Алексеевич |
Г) Дед |
Д) Отец |
4) На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно-научного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения.
Например, расставьте отрывки в хронологической последовательности:
«Правда, сия победа в то время зело была печально чувственная, и яко отчаянная всякие предь надежды, и за великий гнев Божий почитаемая. Но ныне, когда о том подумать, воистину не гнев, но милость Божию исповедати долженствуем: ибо ежели бы нам тогда ... виктория досталась ... то в какую бы беду после нас оное счастье вринуть могло ... »
«Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому ж еще гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем, и поистине оная виною всех благополучных последований России, понеже тут первая проба солдатская была, и людей конечно, ободрила, и мать полтавской баталии как ободрением людей, так и временем».
«Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, который ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали».
Таким образом, при использовании метода «логических цепочек»: работает весь класс; происходит повторение и систематизация материала; развивается логическое мышление; формируются ключевые компетенции и т.д.
Заключение.
Прием «Логическая цепочка» известен в методике давно и активно применяется педагогами. Логическое мышление является мощным средством успешного обучения и воспитания, необходимым условием достижения положительных результатов, решает задачи на современном этапе, а именно: научить учащегося использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. |
|
||
|
|||
|
|||
Литература.
· Абачиев С. К. Логика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт. 2019. 402 с.
· Агапов Е. П. Логика. Учебное пособие для бакалавров. 3-е издание. М.: Дашков и К. 2021. 160 с.
· Бабенко Т.А. Сравнительный анализ на уроках истории как одно из главных средств формирования проблемного метода обучения истории и формирования творческого мышления // Наука, образование и культура. 2015. №2. С. 13-16.
· StudFiles.[Электронный ресурс]. Технология развитие критического мышления. - 25.03.2023,
Режим доступа: studfile.net/preview/3963417/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.