Из опыта работы: моя методика реализации здоровьесберегающих технологий
В Стратегии развития образования в Курской области на период до 2030 года «Семь слагаемых успеха» в приоритете «Здоровьесбережение, продуктивный безопасный досуг и каникулярный отдых» сформулированы основные проблемы нашего общества в области здоровьесбережения: снижение уровня здоровья обучающихся: увеличение количества детей, имеющих хронические патологии и инвалидность; недостаточный уровень культуры здоровья у участников образовательных отношений; интенсификация учебного процесса и рост нагрузки обучающихся. Среди факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся, необходимо выделить особо педагогические факторы. Это стрессовая тактика авторитарной педагогики; интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и объема учебной нагрузки); несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся; несоблюдение физико-гигиенических требований к организации учебного процесса; отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.
Актуальность проблемы здоровьесбережения обучающихся и обусловила необходимость обобщить мой опыт по методике реализации здоровьесберегающих технологий. Реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий я понимаю как задачу, включающую не только охрану здоровья учащихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своём здоровье.
Известно, что педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». С позиций здоровьесбережения ответ на вопрос «как учить?» будет таким: чтобы не наносить вред здоровью учащихся.
Среди многообразия здоровьесберегающих образовательных технологий мой собственный практический опыт позволяет выделить психолого-педагогические технологии здоровьесбережения: снятие эмоционального напряжения, создание благоприятного психологического климата на уроке, комплексное использование личностно-ориентированных технологий, охрана здоровья и пропаганда ЗОЖ. Считаю, что все эти технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, так как в основе личностно-ориентированных технологий - личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы.
Моя задача педагога: сделать урок таким, чтобы, кроме приобретения знаний, каждый ученик приобрёл здоровье или хотя бы не потерял его.
Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволили мне выделить основные правила построения урока с позиций здоровьесберегающих правил. Остановлюсь подробнее на каждом этапе урока.
Обязательной частью каждой вводной части урока является эмоциональный настрой. Цель: повысить готовность учащегося к восприятию нового материала, создать обстановку взаимного доверия, спокойствия, уверенности, защищённости и значимости для каждого ученика.
На этапе актуализации знаний провожу устный опрос и тестирование. Устный опрос действуют на учащихся мобилизующе, своей простотой увлекает и слабых учащихся, повышает интерес к изучаемому материалу, помогает учащимся быстро включиться в работу. Тестирование с приёмом самооценки по данным критериям помогает создать ситуацию успеха, так как от самооценки зависят такие социальные факторы, как взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка влияет на дальнейшие развитие личности и на эффективную деятельность человека.
На этапе изучения нового материала с целью формирования основ ЗОЖ подбираю вопросы и примеры, условия которых содержат советы и рекомендации по основам здорового образа жизни.
Для того, чтобы психологически не перегружать учащихся, практикую проведение разноуровневых самостоятельных работ.
На этапе первичного закрепления знаний предлагаю учащимся решение ситуационных задач, которые направлены на формирование умений, необходимых для существования в реальном мире. Это также один из способов повышения мотивации обучающихся к изучению ОБЖ.
Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для её решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую для решения ситуационной задачи учащимся требуется знание нескольких учебных предметов. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ.
Ситуационная задача представляет собой описание конкретной ситуации, более или менее типичной для определенного вида деятельности. Это описание включает изложение условий деятельности и желаемого результата. Решение задачи заключается в определении способа деятельности. Приведу примеры таких задач:
6 класс
1.Представьте,что вы гуляете в парке, где растут высокие деревья. Неожиданно началась гроза. Что может быть источником опасности для вас? Как нужно вести себя, чтобы не пострадать?
2. Во время движения по маршруту на вашем пути оказалась горная речка. Какими способами можно её преодолеть? Выберите наиболее приемлемый и опишите его подробно.
3. Какой костёр целесообразно развести, чтобы приготовить пищу для небольшой группы? чтобы обогреться? Опишите устройство костра и объясните, почему в каждом случае вы выбрали именно такой вид.
4. Во время похода вам необходимо пересечь широкое невозделанное поле. Как вы выберете линию движения?
5. Вы с товарищем пошли в лес за грибами. Увлеклись своим занятием и не заметили, как заблудились. У вас есть полбутылки воды, шоколадка и телефон, но в лесу нет сигнала мобильной связи. Приближается вечер. Как называется ситуация, в которую вы попали? Ваш план выхода из ситуации. Как вы используете имеющуюся воду, еду и мобильный телефон?
6. Турист поранил ногу, и у него идёт кровь. Как остановить кровотечение?
7. Член вашей туристической группы упал и повредил ногу. Есть вероятность, что перелом. До населённого пункта далеко. Ваши действия?
7 класс
1.В здании школы начался пожар. Звучит сигнал эвакуации. Коридор задымлён, трудно дышать, видимость ограничена. Главный выход заблокирован огнём. Вам необходимо провести экстренную эвакуацию из класса до двери главного входа. Ваши действия.
2. У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия?
3.Представь, что ты остался один дома и решил поутюжить белье, вдруг шнур утюга вспыхнул и заискрился. Твои действия.
4.Ограбление квартиры в вашем присутствии. Грабитель проник в ваше жилище в то время, когда вы находились одни дома. Каковы будут ваши действия?
5.Вы играли в футбол во дворе, вас по имени окликнула незнакомая женщина. Назвав имя матери, она сказала, что ее подруга и приехала из другого города. С вокзала позвонила маме, а она сказала, чтобы ее подождать у вас в квартире. Как вы поступите? Обоснуйте свои действия.
6.Дома нет взрослых, в дверь позвонили незнакомые люди, назвавшись сборщиками подписей за кандидатов в депутаты. Как вы поступите? Обоснуйте свои действия.
7.По телефону мужчина голосом вашего папы попросил вынести деньги. Как вы поступите? Обоснуйте свои действия.
Ситуационные задачи школьники решают в группах и индивидуально. Выполняя подобные задания, учащиеся самостоятельно принимают решения (известно, что знания, которые ученики добывают самостоятельно, запоминаются на более длительное время, чем знания, преподнесённые им как факт).
На каждом уроке включаю практическую часть «Учимся безопасной жизни». На этом этапе школьники, работая с учебником и Интернет-источниками, составляют кластеры, памятки, работают с таблицами, коллективно( в группах) составляют и воспроизводят алгоритм действий. Прописывают алгоритм в форме текста, схемы, диаграммы или таблицы.
На уроках ОБЖ практически любую изучаемую тему использую для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребёнка в различных бытовых ситуациях. Поэтому важным моментом в работе учителя здоровья считаю проведение инструктажей по охране труда и технике безопасности. Причём, инструктажи не только я провожу с обучающимися, но и школьники получают задание составить памятки безопасности по определённым темам. Приведу примеры таких заданий:
класс |
Тема урока |
Название памятки |
6 |
Факторы, разрушающие здоровье |
Правила работы за компьютером |
Правила личной гигиены при занятиях туризмом |
Советы юному туристу |
|
Если в лесу вас застигла гроза |
Как себя вести во время грозы в лесу |
|
7 |
Конфликт –особенности общения |
Правила выхода из конфликта |
Безопасность в социальных сетях |
Правила безопасного использования сети Интернет |
|
Электробезопасность в повседневной жизни |
Правила электробезопасности
|
|
Безопасность в ситуациях , связанных с железнодорожным транспортом и метрополитеном
|
Правила поведения на железной дороге |
|
Как избежать встречи с преступником |
Правила безопасного поведения на улице |
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся, является физкультминутка.
Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Комплексы физкультминуток подбираю в зависимости от вида урока, его содержания. Предпочтение отдаю упражнениям для утомлённых групп мышц. Упражнения подбираю разнообразные, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность. Физкультминутки помогают не только снять общее или локальное утомление, но и обеспечивают позитивный эмоциональный настрой.
На этапе самоконтроля и самооценки дети осуществляют самопроверку или взаимопроверку по образцу. Этот этап очень важен не только для проверки усвоения знаний, но и определения детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям. Степень сформированности у школьников самооценки влияет на характер принятия школьниками оценки учителя.
Обязательное условие моих уроков - этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Цель этого этапа - не только выстроить смысловую цепочку, зафиксировать результат, но и уйти с занятия с хорошим настроением.
Считаю, что мои уроки ОБЖ, построенные таким образом, нацелены на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, ряда физических и психологических качеств, необходимых для ускорения адаптации к условиям окружающей среды обитания, прививают культуру безопасного отношения к себе и окружающим, позволяют учащимся более успешно адаптироваться в образовательном пространстве, раскрыть свои творческие способности.
Говоря о результативности применения здоровьесберегающих образовательных технологий, необходимо определить следующие критерии:
-активная мыслительная деятельность учащихся;
-обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других;
-мотивация познавательной деятельности;
-обеспечение рефлексии и самоконтроля;
- наличие самостоятельной работы.
Успешность образовательного процесса по этим критериям я отслеживаю уже непосредственно на уроке путём педагогического наблюдения.
Считаю, что результативность применяемых мною здоровьесберегающих технологий - в воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.