Из опыта работы на уроках обществознания и истории с использованием ИКТ
Оценка 4.7

Из опыта работы на уроках обществознания и истории с использованием ИКТ

Оценка 4.7
Документация
docx
20.08.2024
Из опыта работы на уроках обществознания и истории с использованием ИКТ
Доклад по теме.
2_Доклад Елены Беловой.docx

Из опыта работы на уроках обществознания и истории с использованием ИКТ.

 

В настоящее время трудно представить современного ученика без компьютера. Поэтому школьный учитель также обязан овладеть новыми информационными технологиями в учебном процессе. В нашей школе № 1528 созданы все условия для совершенствования учителей. Созданы компьютерные классы и информационный центр,  где учителя не только обучаются работе на компьютере, но и разрабатывают методику проведения занятий по различным школьным дисциплинам с использованием информационных технологий. Мультимедийная и компьютерная техника установлена в каждом кабинете. Трудность заключается в том что, к сожалению,  до сих пор нет серьезных наработок в этой сфере. Программного обеспечения пригодного для систематического использования в процессе обучения нет. Поэтому многое приходится осваивать и создавать с нуля. Чтобы использовать ИКТ в школе, необходимо иметь большое количество разнообразных программ, обучающих, развивающих, контролирующих процесс усвоения материала учащимися, и вот в этом вопросе пока мало что изменилось.

 

Задача первостепенной важности состоит в выработке общей концепции развития школьного образования в этой сфере, потому что без стратегического пути развития будет продолжаться распыление сил и средств на частные задачи, которые лишь увеличивают количество материала, но не могут повысить его качество. Должен быть создана общая программа образования с использованием ИКТ, учитывающая все существующие на сегодня  наработки в сфере образования с помощью компьютера.  Обязательно нужно создать несколько вариантов использования ИКТ в зависимости от обеспечения учителя  технической базой, начиная от самой простой (один компьютерный класс на всю школу), к средней (учительский компьютер в каждом классе, со вспомогательным оборудованием в виде интерактивной доски, проектора, сканера, принтера, локальной школьной сети), и заканчивая полностью обеспеченным компьютерным классом в каждом кабинете, с выходом в сеть Интернет и возможностью дистанционного интерактивного обучения, как в классе, так и удаленно через Интернет.  После этого нужно создать базу знаний и данных, для использования в школьных занятиях каждого предмета.

 

Учитывая положительный опыт работы учителей других школ, я занимаюсь созданием базы знаний для своего предмета в виде презентаций, созданных в программе Power Point из пакета Microsoft Office. При работе с презентациями необходимо выводить изображение на экран с достаточно большой диагональю. В своей работе я применяю мультимедийный проектор, дающий на экране изображение с диагональю до одного метра, а экраном служит интерактивная доска Mimio Xi. Для ввода в компьютер графики необходимо иметь сканер, цифровую камеру или цифровой фотоаппарат. В крайнем случае, можно воспользоваться набором картинок из коллекций,  широко представленных на многочисленных носителях информации и в Интернете. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть ненужные слайды. Эти возможности Power Point позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе. Использование интерактивной доски в работе, дает возможность ученикам напрямую участвовать в решении задач и примеров сразу в процессе показа презентации. Задание типа слайда, его оформление и информационное наполнение легко осуществляются благодаря хорошо продуманной системе работы в  Power Point.

 

Урок проводится с использованием мультимедийной презентации Power Point. Презентация проектируется не на экран, а на интерактивную доску, что позволяет использовать возможности интерактивной доски: нет, необходимости находится у компьютера для управления презентацией, это можно делать специальным стикером сразу на интерактивной доске; «захват» слайда в качестве изображения дает возможность учителю и ученикам делать пометки и записи непосредственно на слайде. В качестве примера рассмотрим один из слайдов презентации. Учащиеся  заполняют недостающие графы исторической таблицы, рисуя стикером прямо на интерактивной доске. Если заполнение таблицы у учащихся вызывает трудности, то можно перейти к следующему слайду, на котором имеется уже правильно заполненная таблица. Один из учеников заполняет таблицу прямо на слайде. Эта таблица сохраняется программой интерактивной доски и при необходимости распечатывается для учащихся с помощью принтера непосредственно на уроке или после него в любое время.

Аналогичную работу можно проводить на разных этапах урока:

• объяснение нового материала

• закрепление изученного материала

• повторение пройденного материала

При желании слайды с работой учеников можно сохранять в программе интерактивной доски или в коллекции программы Notebook.

 

Все типы используемых презентаций можно свести к трем основным типам.

Во-первых, это компьютерный диафильм с использованием анимации и интерактивной доски, во-вторых презентации для уроков обобщения и повторения, в-третьих простые презентации с показом информации в виде текста, рисунков, фотографий и видеофрагментов.

 

Систематическое  использование компьютера на уроке приводит к повышению наглядности подачи материала, улучшению производительности урока, появляется возможность вовлечения учащихся в процесс создания учебных программ под руководством преподавателя, преподаватель создающий, или использующий информационные технологии обращает внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на  уровне знаний учащихся, улучшаются взаимоотношения с учениками увлеченными компьютерами, изменяется отношение учеников к компьютеру, который воспринимается в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

 

В нашей школе все преподавательские компьютеры объединены в школьную локальную сеть, которая имеет выход в Интернет. Также создан школьный сайт, на котором каждый учитель может создать свою страницу. Это дает возможность сочетать в работе ИКТ и дистанционное обучение. На учительской странице есть форма регистрации учеников. Каждый ученик имеет пароль и логин на сайте, а также кодовое слово, которое сообщает ему учитель. Доступ каждого класса учеников разрешен только в раздел соответствующего класса. То есть ученики 11А класса имеют возможность просматривать материалы и выполнять проверочные задания только для своего 11А класса. На каждый урок в школьной программе сделана презентация в Power Point. Ученик класса может  скачать себе эту презентацию в запакованном формате (zip), либо посмотреть на сайте. Компоновка материала в презентации может служить своеобразной формой опорного конспекта. Ученик может использовать презентацию урока в качестве основного источника при подготовке домашнего задания, так как она более понятна и логична чем материал учебника, а примеры иллюстрирующие основные положения теории можно подобрать самостоятельно.  Если ученик отсутствовал на уроке в школе, он может получить на сайте проверочное задание-тест в виде вопросов и вариантов ответа на них. Чтобы не было пересечения при ответах разных учеников, база проверочных вопросов на урок составляется с запасом, что позволяет каждому ученику ответить на свои вопросы и получить оценку за урок через режим дистанционного обучения. Доступ к конкретному уроку открывается за неделю до его проведения в школе и закрывается через неделю. Открытие доступа за неделю поощряет учеников на предварительное изучение материала урока, чтобы работая на уроке получить хорошую оценку.

 

Особое значение в этом и следующем году приобретает тестовая составляющая мультимедиа учебников и презентаций,  в связи с переходом к обязательной сдаче ЕГЭ в школе. Этот вид деятельности, а главное, его эффективность и качество теперь становится основным приоритетом в работе учителя. Как составная часть процесса обучения, контроль, имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Главная же функция – диагностическая. В обучении используются следующие виды контроля:  текущий, периодический и итоговый. В старших классах я сознательно уделяю этому компоненту повышенное внимание, и ИКТ в данном случае просто незаменимы. Особенно при создании авторских тестов или проведения экспресс тестирования. Во-первых, существует возможность широко использовать тесты, начиная от первичного закрепления и систематизации и заканчивая итоговым контролем оценки знаний, во-вторых, тесты используются во всех формах  ученической работы: фронтальной, групповой и индивидуальной, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей школьников, в-третьих, возрастает скорость проверки результатов, особенно при использовании компьютера, в-четвертых, повышается объективность оценки результатов, что важно для мотивации учащихся.


 

Из опыта работы на уроках обществознания и истории с использованием

Из опыта работы на уроках обществознания и истории с использованием

В качестве примера рассмотрим один из слайдов презентации

В качестве примера рассмотрим один из слайдов презентации

Открытие доступа за неделю поощряет учеников на предварительное изучение материала урока, чтобы работая на уроке получить хорошую оценку

Открытие доступа за неделю поощряет учеников на предварительное изучение материала урока, чтобы работая на уроке получить хорошую оценку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2024