Из опыта работы на уроках обществознания и истории с использованием ИКТ.
В настоящее время трудно представить современного ученика без компьютера. Поэтому школьный учитель также обязан овладеть новыми информационными технологиями в учебном процессе. В нашей школе № 1528 созданы все условия для совершенствования учителей. Созданы компьютерные классы и информационный центр, где учителя не только обучаются работе на компьютере, но и разрабатывают методику проведения занятий по различным школьным дисциплинам с использованием информационных технологий. Мультимедийная и компьютерная техника установлена в каждом кабинете. Трудность заключается в том что, к сожалению, до сих пор нет серьезных наработок в этой сфере. Программного обеспечения пригодного для систематического использования в процессе обучения нет. Поэтому многое приходится осваивать и создавать с нуля. Чтобы использовать ИКТ в школе, необходимо иметь большое количество разнообразных программ, обучающих, развивающих, контролирующих процесс усвоения материала учащимися, и вот в этом вопросе пока мало что изменилось.
Задача первостепенной важности состоит в выработке общей концепции развития школьного образования в этой сфере, потому что без стратегического пути развития будет продолжаться распыление сил и средств на частные задачи, которые лишь увеличивают количество материала, но не могут повысить его качество. Должен быть создана общая программа образования с использованием ИКТ, учитывающая все существующие на сегодня наработки в сфере образования с помощью компьютера. Обязательно нужно создать несколько вариантов использования ИКТ в зависимости от обеспечения учителя технической базой, начиная от самой простой (один компьютерный класс на всю школу), к средней (учительский компьютер в каждом классе, со вспомогательным оборудованием в виде интерактивной доски, проектора, сканера, принтера, локальной школьной сети), и заканчивая полностью обеспеченным компьютерным классом в каждом кабинете, с выходом в сеть Интернет и возможностью дистанционного интерактивного обучения, как в классе, так и удаленно через Интернет. После этого нужно создать базу знаний и данных, для использования в школьных занятиях каждого предмета.
Учитывая положительный опыт работы учителей других школ, я занимаюсь созданием базы знаний для своего предмета в виде презентаций, созданных в программе Power Point из пакета Microsoft Office. При работе с презентациями необходимо выводить изображение на экран с достаточно большой диагональю. В своей работе я применяю мультимедийный проектор, дающий на экране изображение с диагональю до одного метра, а экраном служит интерактивная доска Mimio Xi. Для ввода в компьютер графики необходимо иметь сканер, цифровую камеру или цифровой фотоаппарат. В крайнем случае, можно воспользоваться набором картинок из коллекций, широко представленных на многочисленных носителях информации и в Интернете. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть ненужные слайды. Эти возможности Power Point позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе. Использование интерактивной доски в работе, дает возможность ученикам напрямую участвовать в решении задач и примеров сразу в процессе показа презентации. Задание типа слайда, его оформление и информационное наполнение легко осуществляются благодаря хорошо продуманной системе работы в Power Point.
Урок проводится с использованием мультимедийной презентации Power Point. Презентация проектируется не на экран, а на интерактивную доску, что позволяет использовать возможности интерактивной доски: нет, необходимости находится у компьютера для управления презентацией, это можно делать специальным стикером сразу на интерактивной доске; «захват» слайда в качестве изображения дает возможность учителю и ученикам делать пометки и записи непосредственно на слайде. В качестве примера рассмотрим один из слайдов презентации. Учащиеся заполняют недостающие графы исторической таблицы, рисуя стикером прямо на интерактивной доске. Если заполнение таблицы у учащихся вызывает трудности, то можно перейти к следующему слайду, на котором имеется уже правильно заполненная таблица. Один из учеников заполняет таблицу прямо на слайде. Эта таблица сохраняется программой интерактивной доски и при необходимости распечатывается для учащихся с помощью принтера непосредственно на уроке или после него в любое время.
Аналогичную работу можно проводить на разных этапах урока:
• объяснение нового материала
• закрепление изученного материала
• повторение пройденного материала
При желании слайды с работой учеников можно сохранять в программе интерактивной доски или в коллекции программы Notebook.
Все типы используемых презентаций можно свести к трем основным типам.
Во-первых, это компьютерный диафильм с использованием анимации и интерактивной доски, во-вторых презентации для уроков обобщения и повторения, в-третьих простые презентации с показом информации в виде текста, рисунков, фотографий и видеофрагментов.
Систематическое использование компьютера на уроке приводит к повышению наглядности подачи материала, улучшению производительности урока, появляется возможность вовлечения учащихся в процесс создания учебных программ под руководством преподавателя, преподаватель создающий, или использующий информационные технологии обращает внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся, улучшаются взаимоотношения с учениками увлеченными компьютерами, изменяется отношение учеников к компьютеру, который воспринимается в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.
В нашей школе все преподавательские компьютеры объединены в школьную локальную сеть, которая имеет выход в Интернет. Также создан школьный сайт, на котором каждый учитель может создать свою страницу. Это дает возможность сочетать в работе ИКТ и дистанционное обучение. На учительской странице есть форма регистрации учеников. Каждый ученик имеет пароль и логин на сайте, а также кодовое слово, которое сообщает ему учитель. Доступ каждого класса учеников разрешен только в раздел соответствующего класса. То есть ученики 11А класса имеют возможность просматривать материалы и выполнять проверочные задания только для своего 11А класса. На каждый урок в школьной программе сделана презентация в Power Point. Ученик класса может скачать себе эту презентацию в запакованном формате (zip), либо посмотреть на сайте. Компоновка материала в презентации может служить своеобразной формой опорного конспекта. Ученик может использовать презентацию урока в качестве основного источника при подготовке домашнего задания, так как она более понятна и логична чем материал учебника, а примеры иллюстрирующие основные положения теории можно подобрать самостоятельно. Если ученик отсутствовал на уроке в школе, он может получить на сайте проверочное задание-тест в виде вопросов и вариантов ответа на них. Чтобы не было пересечения при ответах разных учеников, база проверочных вопросов на урок составляется с запасом, что позволяет каждому ученику ответить на свои вопросы и получить оценку за урок через режим дистанционного обучения. Доступ к конкретному уроку открывается за неделю до его проведения в школе и закрывается через неделю. Открытие доступа за неделю поощряет учеников на предварительное изучение материала урока, чтобы работая на уроке получить хорошую оценку.
Особое значение в этом и следующем году приобретает тестовая составляющая мультимедиа учебников и презентаций, в связи с переходом к обязательной сдаче ЕГЭ в школе. Этот вид деятельности, а главное, его эффективность и качество теперь становится основным приоритетом в работе учителя. Как составная часть процесса обучения, контроль, имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Главная же функция – диагностическая. В обучении используются следующие виды контроля: текущий, периодический и итоговый. В старших классах я сознательно уделяю этому компоненту повышенное внимание, и ИКТ в данном случае просто незаменимы. Особенно при создании авторских тестов или проведения экспресс тестирования. Во-первых, существует возможность широко использовать тесты, начиная от первичного закрепления и систематизации и заканчивая итоговым контролем оценки знаний, во-вторых, тесты используются во всех формах ученической работы: фронтальной, групповой и индивидуальной, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей школьников, в-третьих, возрастает скорость проверки результатов, особенно при использовании компьютера, в-четвертых, повышается объективность оценки результатов, что важно для мотивации учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.