Из опыта работы: организация уроков русского языка и литературы в условиях дистанционного обучения.
Оценка 5

Из опыта работы: организация уроков русского языка и литературы в условиях дистанционного обучения.

Оценка 5
docx
29.03.2024
Из опыта работы: организация уроков русского языка и литературы в условиях дистанционного обучения.
Из опыта работы.docx

Из опыта работы: организация уроков русского языка и литературы в условиях дистанционного обучения.

 

Четвертая четверть 2019-2020 учебного года стала серьёзным испытанием для всех участников образовательного процесса: учеников, родителей, учителей, администрации. Очень непросто было перестроиться на дистанционный формат обучения, поскольку пришлось оперативно решать сразу несколько важных задач. Во-первых, определяться с наиболее удобными интернет-инструментами и платформами, на которых можно проводить уроки. Во-вторых, продумать обратную связь. В-третьих, серьезным коррективам подверглись и сами уроки, и формат домашнего задания. И все эти задачи нужно было решить с учётом технических возможностей обучающихся.

Основное  обучение было организовано в Сферум. Для учеников и их родителей была разработана пошаговая инструкция по работе на этой образовательной платформе в условиях дистанционного обучения. От проведения видеоуроков (например, в Zoom) пришлось отказаться по нескольким объективным причинам: нестабильная скорость интернета, отсутствие у большей части учеников камеры и микрофона, один компьютер на нескольких разновозрастных школьников. Нужно было продумать такую организацию урока, при которой каждый ученик сможет освоить новый материал и самостоятельно закрепить его, успешно справиться с предложенными заданиями. Иначе говоря, предстояло научиться проводить дистанционные уроки.

Чем же отличается дистанционный урок от традиционного? Дистанционный урок – это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся с целью освоения ими основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей. За 30 минут, которые отводятся на него, нужно объяснить новый материал, определить учебную задачу и способы её решения, закрепить полученные знания, объяснить домашнее задание и получить обратную связь. В дистанционном формате необходимо выстраивать обучение таким образом, чтобы помочь ученику самостоятельно разобраться с тем, что он не знает и не умеет. Учебные материалы и задания должны соответствовать возрасту и возможностям обучающихся, причем оформить их можно в виде маршрутных листов с понятным алгоритмом действий.

Например, маршрутный лист урока литературы в 5 классе:

Дата урока: 18 мая 2020 г.

Доброе утро! Запишите в тетрадях число и тему урока: Джек Лондон "Сказание о Кише":  мастерство писателя.

Цель нашего урока: познакомиться с творчеством писателя Джека Лондона и его произведением «Сказание о Кише». Мы раскроем тайну Киша, узнаем, что такое «писательский стиль» и понаблюдаем, как раскрывается мастерство писателя в  «Сказании».

Сегодня вы поработаете

1) с учебным материалом по ссылке (озвученный диафильм) https://www.youtube.com/watch?time_continue=97&v=oSWcdqaOIOc&feature=emb_logo 

2) примете участие в беседе по теме урока в группе класса,

3)проверите своё домашнее задние (составить план «Сказания о Кише») по предложенному образцу,

4)выполните проверочную работу по теме урока по ссылке https://edu.skysmart.ru/student/fohafihuda.

Домашнее задание: предлагаю вам прочитать рассказы  Дж. Лондона «Любовь к жизни», «Мексиканец».

По окончании дистанционного урока Вам необходимо выслать результаты личным сообщением учителю в ВК, указав вид работы и предмет.

Условия отправки материала: в случае невыполнения заданий в процессе урока Вам необходимо обязательно завершить работу над заданиями, предложенными на уроке. При этом отправка заданий не должна превышать 1-го дня с момента окончания урока.

Результаты Вашего участия в дистанционном уроке будут являться одним из показателей освоения курса предмета и будут отражены в электронном журнале по предмету.

По всем вопросам, связанным с организацией и проведением дистанционного урока, можно связаться с дистанционным учителем по e-mail: _______ или по телефону.

План – конспект урока для учителя будет выглядеть иначе.

В нем могут быть следующие пункты:

  • Предмет, класс.
  • Тема занятия.
  • Тип занятия.
  • Цели занятия (относительно учеников, учителя, их совместной деятельности).
  • Проблемный вопрос.
  • Перечень знаний, умений, навыков, способностей, которые предполагается развить или освоить на данном занятии. Результат (образовательный продукт).
  • Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.
  • Подробный конспект занятия с необходимым материалом (актуальным и интересным для учащихся): примерные вопросы, необычные сведения, творческие задания и др.
  • Перечень видов деятельности учащихся на протяжении дистанционного занятия.
  • Перечень видов деятельности педагога.
  • Перечень материалов или сами материалы, необходимые для занятий (ссылки на web-сайты, собственные тесты, тексты, необходимые материалы и др.).

Я выбрала несколько интернет-ресурсов для  организации дистанционного обучения. Это платформа Сферум, сайт https://videouroki.net, интерактивная рабочая тетрадь https://edu.skysmart.ru, сайт Фоксфорд (для 9 класса). Общение с учениками и прием домашних заданий осуществлялись в группах классов по воц апп и посредством  электронной почты.

При подготовке занятий онлайн хорошим подспорьем стали видео-уроки по русскому языку и литературе, размещённые на сайте https://videouroki.net. В условиях организации дистанционного обучения видео-уроки помогают создать наиболее близкое к реальности ощущение присутствия на уроке или участия в каком-либо действии. В каталоге есть занятия практически по всем темам школьной программы. Здесь же предложены очень интересные видео, которые  можно использовать при проведении классных часов. С этим сайтом мои ученики уже хорошо знакомы, поскольку периодически на уроках я использую тесты-онлайн, созданные в личном кабинете на https://videouroki.net.

Просмотрев видео-урок, в котором дано объяснение нового материала, ученикам нужно обратиться к учебнику, прочитать теоретический материал, а после выполнить работу самостоятельно, двигаясь от простого к сложному и проверяя себя по образцу. Во время урока каждый ученик может задать вопрос учителю в чате (беседе), посредством которого осуществляется связь между  участниками занятия.

Первая неделя дистанционных уроков русского языка показала неэффективность домашних заданий следующего вида: «выполните в тетради упражнение, отсканируйте или сфотографируйте его и отправьте на проверку учителю».  Во-первых, домашние работы ученики отправляют порой совершенно нечитаемые, поскольку фото некачественное: размытое, засвеченное, перевёрнутое. Во-вторых, работы присылаются учениками в разное время, и не всеми соблюдаются указанные сроки. В-третьих, чтобы прочитать и проверить все письменные задания, нужно просидеть за монитором большую часть дня.

Решение перевести домашнее задание из письменной формы в электронную позволило уменьшить нагрузку при проверке работ. Интересные домашние задания по литературе и русскому языку нашла в интерактивной рабочей тетради в сервисе Skysmart.ru (это бесплатный ресурс, где преподаватель очень быстро и просто может создать задания по материалам ГК “Просвещение” (ФГОС) с 5 по 11 класс и отправить ученикам)  и электронной тетради videouroki.net (на время карантина электронная тетрадь бесплатна, требуется регистрация учителя, логин и пароль на каждого ученика учитель получает автоматически, заполнив списки классов).  

Кроме уже готовых  домашних работ использовала и задания, подготовленные самостоятельно с помощью инструмента «Тесты» сайта https://videouroki.net. Причем задание может иметь не только форму теста с выбором вариантов ответа, но и представлять собой полноценную работу с текстом, в котором нужно поработать с одним или несколькими видами орфограмм.

 

 Сравнивая результаты выполнения домашних работ  по русскому языку и литературе

в интерактивной и электронной тетрадях, пришла к выводу, что на videouroki.net  предложены задания для более сильных учеников, умеющих работать с информацией, рассуждать и выстраивать логические цепочки. С заданиями тетради  Skysmart.ru  справлялись абсолютно все ученики. Это отчетливо видно в сравнительной диаграмме (результаты подведены по 5,6 и 7 классам):

Следует оговориться, что часть домашних работ выполнялась письменно в рабочей тетради. Это сочинения, развернутые ответы на проблемный вопрос. Сохранилось и устное задание: по литературе - чтение художественных произведений, по русскому языку – заучивание правил.

Немного иначе была организована работа с учениками 9 класса. Поскольку нам предстояло подготовиться к ОГЭ по русскому языку, в качестве домашнего задания чаще всего использовала ресурсы сайта Фоксфорд (тестовые работы, работы в формате ОГЭ, электронный учебник).

Четвертая четверть закончилась, завершилось дистанционное обучение, и можно сделать некоторые выводы. Полученный опыт очень важен. И ученики, и педагоги многому научились, например, освоили полезные образовательные платформы и интернет-инструменты. Безусловно, дистанционное обучение соответствует требованиям времени, имеет свои плюсы, но оно требует от участников образовательного процесса высокой мотивации и самодисциплины, чем, к сожалению, многие ученики пока не обладают. Умение работать самостоятельно тоже сформировано не у всех. Кроме  того,  современные  технологии  не  могут  полностью  заменить  живое  общение ученика  с учителем, что было особенно ощутимо на уроках литературы.


 

Скачано с www.znanio.ru

Из опыта работы: организация уроков русского языка и литературы в условиях дистанционного обучения

Из опыта работы: организация уроков русского языка и литературы в условиях дистанционного обучения

В нем могут быть следующие пункты:

В нем могут быть следующие пункты:

Следует оговориться, что часть домашних работ выполнялась письменно в рабочей тетради

Следует оговориться, что часть домашних работ выполнялась письменно в рабочей тетради
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2024