Из опыта работы по формированию семейных ценностей учащихся
Оценка 5

Из опыта работы по формированию семейных ценностей учащихся

Оценка 5
docx
30.03.2020
Из опыта работы по формированию семейных ценностей учащихся
Школа и семья.docx

Из опыта работы по формированию семейных ценностей учащихся.

Дом – это основа истинной добродетели. Если пра­вильным ценностям не научат в семье, то, вероятно, им не научат совсем.

                                                                             Гордон  Б. Хинкли

Одним из важнейших положений Стандартов второго поколения является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа. В условиях  введения ФГОС исключительно важной становится рольродителей.                                                                                                                С одной стороны родители выступают как заказчики образовательной услуги и эксперты образовательной реальности, существующей для ребенка, а педагог – как исполнитель заказа и объект экспертизы.                                                                   С другой стороны педагог и родитель являются партнерами по проектированию, организации и исполнению образовательного проекта.                    Но так как значительная часть родителей – непрофессиональные воспитатели, не имеют специальных знаний в области педагогики и психологии, испытывают трудности в установлении контактов с детьми, в выборе методов воспитания, классный руководитель должен совместно найти наиболее эффективный способ решения этой проблемы.

В связи с этим, я разработала проект  работы  по  формированию  семейных ценностей учащихся.

Характеристика проекта

Вид проекта – творческий

По содержанию – социально-педагогический

По числу контактов - совместная деятельность учащихся, школы и родителей.

По продолжительности:  долгосрочный

Цель проекта: 

·        Приобщение родителей к жизнедеятельности школы через изучение положительного семейного опыта и истории своей семьи;

·        создание условий для активизации воспитательных функций родителей через вовлечение их в единое образовательно-воспитательное пространство.

Задачи:

·        Обобщить и систематизировать теоретические сведения о формах и принципах взаимодействия семьи и школы.

·        Определить основные проблемы во взаимодействии семьи и школы.

·        Разработать принципы эффективного взаимодействия семьи и школы.

·        Формировать представление о семейных ценностях через реализацию совместного досуга.

Срок реализации: сентябрь 2019 г – май 2020г

Участники проекта:

·        учитель

·        учащиеся

·        родители

Условия  взаимодействия:

·        добровольность,

·        равноправие сторон,

·        уважение интересов друг друга,

·        соблюдение законов и иных нормативных актов.

Актуализация и описание проблемы:

В классе накоплен немалый опыт взаимодействия с семьей. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через совместные познавательные, твор­ческие, спортивные мероприятия. В классе создан и работает родительский комитет.    Взаимодействие школы и семьи – целенаправленная деятельность, в результате которой создаются благоприятные условия для развития личности ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем эффективнее решаются проблемы воспитания. Чтобы повлиять на семейное воспитание с учетом интересов ребенка,  необходимо выбрать оптимальные формы взаимодействия с семьями учащихся.

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы находим в создании условий для нормальной жизни ребенка, для развития его индивидуальности.

Направления  взаимодействия с семьями учащихся:

·        Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся;

·        просвещение по вопросам психологии и педагогики;

·        взаимодействие с родительским комитетом;

·        информирование родителей о ходе и результатах воспитания и обучения детей;

·        формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному пространству;

·        совместная деятельность родителей и учащихся.

Формы взаимодействия педагогов и родителей:

·        тематические родительские собрания;

·        тематические беседы;

·        консультации для детей и родителей;

·        праздники семьи и класса;

·        спортивные состязания ;

·        походы выходного дня, экскурсии, викторины;

·        открытые уроки для родителей с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.;

·        внеклассные мероприятия;

·        выставки семейного творчества;

·        лектории для родителей.

Условия реализации проекта:

·        Установление партнерских отношений с семьей, создание атмосферы взаи­моподдержки и общности интересов.

·        Создание системы просветительской деятельности с родителями и семья­ми учащихся.

·        Насыщение проекта различными формами совместной деятельности уча­щихся, родителей, педагогов.

·        Уважительное общение педагогов с родителями с учетом их культурной, религиозной и национальной принадлежности.

·        Обеспечение прав родителей на участие в управлении ОУ.

·        Активное включение в работу с семьей администрации школы, педагога-психолога, социального педагога, учителей-предметников, школьного библиоте­каря.

Гипотеза:

Активное вовлечение родителей в жизнь школы и класса будет способствовать приобретению  нового взгляда на отношения в семье; поможет родителям познать своего ребенка, его способности и  интересы вне семьи; будет способствовать успешному личностному развитию детей, повышению качества знаний; интересу к истории своей семьи,  формированию индивидуальности ребенка.

Этапы реализации проекта

·        Организационно-подготовительный- составление характеристик семей учащихся; определение задач проекта; составление предварительного плана; выбор родительского комитета. Установление контактов. Проведение подготовительной работы с участниками проекта.

·        Основной- активное сотрудничество для  решения поставленных задач; выбор наиболее эффективных методов и форм работы; выполнение мини-проектов.

·        Итоговый -  отчет о проделанной работе, защита проекта, рефлексия.

·        Организация полезного досуга

·        Создание системы массовых мероприятий с родителями (с опорой на план воспитательной работы), работа по орга­низации совместной общественно значимой деятельности и досуга роди­телей и учащихся;

·        пропаганда здорового образа жизни;

·        включение семей в воспитательный процесс.

Ожидаемые  результаты реализации проекта:

·        У учащихся и их родителей сформируется потребность больше времени проводить вместе.

·        Учащиеся узнают историю своей семьи, традиции, увлечения. Будут стремиться сохранять семейные ценности.

·        Новая деятельность привлечет внимание учащихся и родителей к организации жизнедеятельности школы, создание новых школьных и семейных традиций.

·        Повысится ответственность ребенка перед своими родителями и одноклассниками.

·        Возрастет сотрудничество семьи и школы. Родители будут приходить в школу не по приглашению, а по потребности.

Основные направления сотрудничества семьи и школы:

·        Единство требований к учащимся.

·        Согласованность действий (законы, защищающие семью и ребенка, знание обеими сторонами психологических особенностей ребенка).

·        Взаимодополнение влияний (авторитет родителей, личность учителя, единая трактовка влияния улицы, средств массовой информации).

·        Преодоление недостатков в формировании личности (работа с детьми, находящимися в особо трудных условиях, психологическая коррекция).

·        Совместная работа по закреплению и развитию успехов ребенка.

·        Повышение педагогической культуры родителей.

·         Различные формы сотрудничества с родителями.

Практическая направленность проекта:

Из опыта работы с семьёй предлагаю следующие мероприятия проведенные мною:

Праздники – вечера:

·        Друзья моего ребенка.

·        Праздники нашей семьи.

·        "Можно" и "нельзя" в нашей семье.

·        Дни рождения нашей семьи. Как мы их празднуем?

·        Школьная форма. За и против.

Индивидуальные – собеседования с родителями учащихся:

·        Особенности здоровья ребенка,

·        Его увлечения, интересы;

·        Предпочтения в общении в семье;

·        Поведенческие реакции;

·        Особенности характера;

·        Мотивация учения;

·        Моральные ценности семьи.

Тематические консультации:

·        Адаптация первоклассника.

·        Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

·        Как развивать плохую память ребенка?

·        Как развивать внимание и внимательность?

·        Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

·        Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

·        Грубость и непонимание в семье.

·        Правда и ложь.

Беседы:

·        Если ребёнок лжёт?

·        Детская неблагодарность.

·        Мой ребёнок и его друзья.

·        На чём основано взаимопонимание.

·        Детская агрессия.

·        Тревожность детей. К чему она может привести?

·        Что нужно знать о леворукости ребёнка?

Конференции:

·        Книга и её роль в жизни.

·        Вредные привычки и как с ними бороться.

·        Культура общения со сверстниками и взрослыми.

·        Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме.

·        Лектории:

·        Воспитание сознательной дисциплины и ответственности у детей.

·        Как помочь ребёнку учиться.

·        Семейные традиции и праздники.

·        Трудовое воспитание в семье.

·        Телевизор в жизни семьи и первоклассника и др.

Диспуты:

·        О разумной родительской любви.

·        Как вырастить ребёнка нравственным.

·        Режим дня в жизни школьника.

·        Поощрение и наказание как методы воспитания.

·        Нужно ли воспитывать в ребёнке патриотизм?

Результаты моей работы:

·        Повысилась активность родителей: на наши праздники в конце года приходят всей семьей: и родители, и бабушки с  дедушками, и братья с сестрами.

·        У родителей появилась инициатива в определении содержания наших праздников. Свои праздники мы строим с учетом пожеланий, предложенных родителями.

·        У детей сформировалось понимание ценности семьи, ее значимости в жизни ребенка.

·        Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости.

·        Реализация творческого потенциала детей (и родителей тоже!)

·        Овладение коммуникативными навыками, бесконфликтным стилем поведения всеми участниками образовательного процесса.

·        Повышение активности участия родителей в управлении жизнедеятельностью школы.

·        Развитие социального интеллекта.

·        Динамика личностного роста учащихся.

·        Формирование социально- активной жизненной позиции учащихся через участие в делах школы, города.

Вывод: Считаю, чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в учебной и внеурочной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьей встретит педагог в своей профессиональной деятельности. Это – незыблемое правило работы с семьей, которого должен придерживаться творческий классный руководитель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Бедерханова  В.В.  Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых //  целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. Материалы методологического семинара памяти профессора B.С. Ильина. – выпуск № 5. – Волгоград, 2001.– с. 95-100.

2. Данилъчук  в.и.  гуманитарная парадигма в проектировании педагогического образования. // Развитие личности в образовательных системах Южно-российского региона. – Ростов н/д, 1998.

3. Мостовая С.В. Психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе.// Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskie-usloviya-effektivnogo-vzaimodeistviya-uchitelya-i-roditelei-v-nac#ixzz2E09ZfOIj

4.Фридман И.Ребенок между семьей и обществом//Семья и школа.-2002.-№11-12.-С.2-4.

5. Фридман Л.М. Школа и родители//Классный руководитель.-1998.-№5.-С.39-44.

6. Хорошая школа: желаемая и реальная: Аналитический отчет по материалам опроса родителей//Директор школы: Экспресс-опыт.-2000.-№8.-С.38-46.

7.Школа и родители //Начальная школа: плюс-минус.-2001.-№3.

8. Семенов ГС. Организация воспитательной работы в школе. М. “Школьная пресса”, 2002.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Из опыта работы по формированию семейных ценностей учащихся

Из опыта работы по формированию семейных ценностей учащихся

Определить основные проблемы во взаимодействии семьи и школы

Определить основные проблемы во взаимодействии семьи и школы

Условия реализации проекта: ·

Условия реализации проекта: ·

Создание системы массовых мероприятий с родителями (с опорой на план воспитательной работы), работа по орга­низации совместной общественно значимой деятельности и досуга роди­телей и учащихся; ·…

Создание системы массовых мероприятий с родителями (с опорой на план воспитательной работы), работа по орга­низации совместной общественно значимой деятельности и досуга роди­телей и учащихся; ·…

Особенности здоровья ребенка, ·

Особенности здоровья ребенка, ·

О разумной родительской любви. ·

О разумной родительской любви. ·

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2020