Из опыта работы по формированию семейных ценностей учащихся.
Дом – это основа истинной добродетели. Если правильным ценностям не научат в семье, то, вероятно, им не научат совсем.
Гордон Б. Хинкли
Одним из важнейших положений Стандартов второго поколения является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа. В условиях введения ФГОС исключительно важной становится рольродителей. С одной стороны родители выступают как заказчики образовательной услуги и эксперты образовательной реальности, существующей для ребенка, а педагог – как исполнитель заказа и объект экспертизы. С другой стороны педагог и родитель являются партнерами по проектированию, организации и исполнению образовательного проекта. Но так как значительная часть родителей – непрофессиональные воспитатели, не имеют специальных знаний в области педагогики и психологии, испытывают трудности в установлении контактов с детьми, в выборе методов воспитания, классный руководитель должен совместно найти наиболее эффективный способ решения этой проблемы.
Характеристика проекта
Вид проекта – творческий
По содержанию – социально-педагогический
По числу контактов - совместная деятельность учащихся, школы и родителей.
По продолжительности: долгосрочный
Цель проекта:
· Приобщение родителей к жизнедеятельности школы через изучение положительного семейного опыта и истории своей семьи;
· создание условий для активизации воспитательных функций родителей через вовлечение их в единое образовательно-воспитательное пространство.
Задачи:
· Обобщить и систематизировать теоретические сведения о формах и принципах взаимодействия семьи и школы.
· Определить основные проблемы во взаимодействии семьи и школы.
· Разработать принципы эффективного взаимодействия семьи и школы.
· Формировать представление о семейных ценностях через реализацию совместного досуга.
Срок реализации: сентябрь 2019 г – май 2020г
Участники проекта:
· учитель
· учащиеся
· родители
Условия взаимодействия:
· добровольность,
· равноправие сторон,
· уважение интересов друг друга,
· соблюдение законов и иных нормативных актов.
Актуализация и описание проблемы:
В классе накоплен немалый опыт взаимодействия с семьей. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через совместные познавательные, творческие, спортивные мероприятия. В классе создан и работает родительский комитет. Взаимодействие школы и семьи – целенаправленная деятельность, в результате которой создаются благоприятные условия для развития личности ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем эффективнее решаются проблемы воспитания. Чтобы повлиять на семейное воспитание с учетом интересов ребенка, необходимо выбрать оптимальные формы взаимодействия с семьями учащихся.
Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы находим в создании условий для нормальной жизни ребенка, для развития его индивидуальности.
Направления взаимодействия с семьями учащихся:
· Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся;
· просвещение по вопросам психологии и педагогики;
· взаимодействие с родительским комитетом;
· информирование родителей о ходе и результатах воспитания и обучения детей;
· формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному пространству;
· совместная деятельность родителей и учащихся.
Формы взаимодействия педагогов и родителей:
· тематические родительские собрания;
· тематические беседы;
· консультации для детей и родителей;
· праздники семьи и класса;
· спортивные состязания ;
· походы выходного дня, экскурсии, викторины;
· открытые уроки для родителей с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.;
· внеклассные мероприятия;
· выставки семейного творчества;
· лектории для родителей.
Условия реализации проекта:
· Установление партнерских отношений с семьей, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
· Создание системы просветительской деятельности с родителями и семьями учащихся.
· Насыщение проекта различными формами совместной деятельности учащихся, родителей, педагогов.
· Уважительное общение педагогов с родителями с учетом их культурной, религиозной и национальной принадлежности.
· Обеспечение прав родителей на участие в управлении ОУ.
· Активное включение в работу с семьей администрации школы, педагога-психолога, социального педагога, учителей-предметников, школьного библиотекаря.
Гипотеза:
Активное вовлечение родителей в жизнь школы и класса будет способствовать приобретению нового взгляда на отношения в семье; поможет родителям познать своего ребенка, его способности и интересы вне семьи; будет способствовать успешному личностному развитию детей, повышению качества знаний; интересу к истории своей семьи, формированию индивидуальности ребенка.
Этапы реализации проекта
· Организационно-подготовительный- составление характеристик семей учащихся; определение задач проекта; составление предварительного плана; выбор родительского комитета. Установление контактов. Проведение подготовительной работы с участниками проекта.
· Основной- активное сотрудничество для решения поставленных задач; выбор наиболее эффективных методов и форм работы; выполнение мини-проектов.
· Итоговый - отчет о проделанной работе, защита проекта, рефлексия.
· Организация полезного досуга
· Создание системы массовых мероприятий с родителями (с опорой на план воспитательной работы), работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся;
· пропаганда здорового образа жизни;
· включение семей в воспитательный процесс.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
· У учащихся и их родителей сформируется потребность больше времени проводить вместе.
· Учащиеся узнают историю своей семьи, традиции, увлечения. Будут стремиться сохранять семейные ценности.
· Новая деятельность привлечет внимание учащихся и родителей к организации жизнедеятельности школы, создание новых школьных и семейных традиций.
· Повысится ответственность ребенка перед своими родителями и одноклассниками.
· Возрастет сотрудничество семьи и школы. Родители будут приходить в школу не по приглашению, а по потребности.
Основные направления сотрудничества семьи и школы:
· Единство требований к учащимся.
· Согласованность действий (законы, защищающие семью и ребенка, знание обеими сторонами психологических особенностей ребенка).
· Взаимодополнение влияний (авторитет родителей, личность учителя, единая трактовка влияния улицы, средств массовой информации).
· Преодоление недостатков в формировании личности (работа с детьми, находящимися в особо трудных условиях, психологическая коррекция).
· Совместная работа по закреплению и развитию успехов ребенка.
· Повышение педагогической культуры родителей.
· Различные формы сотрудничества с родителями.
Практическая направленность проекта:
Из опыта работы с семьёй предлагаю следующие мероприятия проведенные мною:
Праздники – вечера:
· Друзья моего ребенка.
· Праздники нашей семьи.
· "Можно" и "нельзя" в нашей семье.
· Дни рождения нашей семьи. Как мы их празднуем?
· Школьная форма. За и против.
Индивидуальные – собеседования с родителями учащихся:
· Особенности здоровья ребенка,
· Его увлечения, интересы;
· Предпочтения в общении в семье;
· Поведенческие реакции;
· Особенности характера;
· Мотивация учения;
· Моральные ценности семьи.
Тематические консультации:
· Адаптация первоклассника.
· Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
· Как развивать плохую память ребенка?
· Как развивать внимание и внимательность?
· Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
· Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
· Грубость и непонимание в семье.
· Правда и ложь.
Беседы:
· Если ребёнок лжёт?
· Детская неблагодарность.
· Мой ребёнок и его друзья.
· На чём основано взаимопонимание.
· Детская агрессия.
· Тревожность детей. К чему она может привести?
· Что нужно знать о леворукости ребёнка?
Конференции:
· Книга и её роль в жизни.
· Вредные привычки и как с ними бороться.
· Культура общения со сверстниками и взрослыми.
· Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме.
· Лектории:
· Воспитание сознательной дисциплины и ответственности у детей.
· Как помочь ребёнку учиться.
· Семейные традиции и праздники.
· Трудовое воспитание в семье.
· Телевизор в жизни семьи и первоклассника и др.
Диспуты:
· О разумной родительской любви.
· Как вырастить ребёнка нравственным.
· Режим дня в жизни школьника.
· Поощрение и наказание как методы воспитания.
· Нужно ли воспитывать в ребёнке патриотизм?
Результаты моей работы:
· Повысилась активность родителей: на наши праздники в конце года приходят всей семьей: и родители, и бабушки с дедушками, и братья с сестрами.
· У родителей появилась инициатива в определении содержания наших праздников. Свои праздники мы строим с учетом пожеланий, предложенных родителями.
· У детей сформировалось понимание ценности семьи, ее значимости в жизни ребенка.
· Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости.
· Реализация творческого потенциала детей (и родителей тоже!)
· Овладение коммуникативными навыками, бесконфликтным стилем поведения всеми участниками образовательного процесса.
· Повышение активности участия родителей в управлении жизнедеятельностью школы.
· Развитие социального интеллекта.
· Динамика личностного роста учащихся.
· Формирование социально- активной жизненной позиции учащихся через участие в делах школы, города.
Вывод: Считаю, чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в учебной и внеурочной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьей встретит педагог в своей профессиональной деятельности. Это – незыблемое правило работы с семьей, которого должен придерживаться творческий классный руководитель.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бедерханова В.В. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых // целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. Материалы методологического семинара памяти профессора B.С. Ильина. – выпуск № 5. – Волгоград, 2001.– с. 95-100.
2. Данилъчук в.и. гуманитарная парадигма в проектировании педагогического образования. // Развитие личности в образовательных системах Южно-российского региона. – Ростов н/д, 1998.
3. Мостовая С.В. Психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе.// Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskie-usloviya-effektivnogo-vzaimodeistviya-uchitelya-i-roditelei-v-nac#ixzz2E09ZfOIj
4.Фридман И.Ребенок между семьей и обществом//Семья и школа.-2002.-№11-12.-С.2-4.
5. Фридман Л.М. Школа и родители//Классный руководитель.-1998.-№5.-С.39-44.
6. Хорошая школа: желаемая и реальная: Аналитический отчет по материалам опроса родителей//Директор школы: Экспресс-опыт.-2000.-№8.-С.38-46.
7.Школа и родители //Начальная школа: плюс-минус.-2001.-№3.
8. Семенов ГС. Организация воспитательной работы в школе. М. “Школьная пресса”, 2002.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.