Из опыта работы по организации и развитию патриотического воспитания в дополнительном образовании
Оценка 4.8

Из опыта работы по организации и развитию патриотического воспитания в дополнительном образовании

Оценка 4.8
docx
30.05.2024
Из опыта работы по организации и развитию патриотического воспитания в дополнительном образовании
Минасян_Ростов-на-Дону_МБУДОДТДМ.docx

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЮ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Минасян Сатик Ашотовна

МБУ ДО ДТДМ  г. Ростова – на – Дону

методист, педагог дополнительного образования

 

«Любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре». (Академик Д. С. Лихачев)

 

Патриотическое воспитание детей – одно из приоритетных направлений системы дополнительного образования. Оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. 

Любовь к родному краю, знание его истории, памятных дат, значимых событий, знания о выдающихся людях страны, города – основа, на которой осуществляется воспитание патриотических чувств обучающихся, рост духовной культуры человека и всего общества, формирование общественного сознания.

Организация и развитие патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей формирует интерес, любовь и привязанность к родной стороне, помогает детям увидеть красоту родной природы, находить прекрасное в народном творчестве. Эта работа помогает навсегда полюбить незабываемые образы родного края, формировать у них готовность жить и трудиться в своем городе, районе. Очень важно формировать  гражданскую позицию у подрастающего поколения, патриотические чувства, уважение к истории и культуре народов России.

   Российский ученый–литературовед и общественный деятель, академик РАН  Дмитрий Сергеевич Лихачев считал, что «воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать». Воспитательный процесс в коллективе можно с успехом построить на основе включения детей в изучение природных, социально – экономических условий родного края, его культуры, искусства, литературы, устного народного творчества, в зависимости от того, на что ориентирована та или иная дополнительная образовательная программа.

Я работаю методистом в секторе художественной направленности в МБУ ДО города Ростова – на – Дону «Дворец творчества детей и молодёжи» и хотела бы поделиться некоторыми особенностями работы педагогов над песенным репертуаром творческих коллективов.

Детское объединение Ансамбль народной песни «Родничок» (педагог Быченко Л.С., концертмейстер Соколовский С.В.) – самобытный и яркий коллектив нашего учреждения. Приступая к подготовке того или иного песенного материала, педагог сначала знакомит детей с историческим периодом, в котором была создана та или иная песня, рассказывает о быте, жизни, военных походах, показывает фото и видео зарисовки того времени, чтобы у детей сложилась реальная картина событий, о которых говорится в песне. При наличии старой записи песни дети сначала слушают запись, а потом проговаривается текст песни. Педагог объясняет непонятные, устаревшие слова, которые использовались в те времена. И только потом продолжается работа над песенным материалом. Тщательно подбираются и шьются народные стилизованные костюмы. Дети знакомятся со значением элементов декора одежды.

В детском объединении Фольклорный ансамбль «Феникс» (педагоги Бржезинская Н.А., Погонцева Д.В.) в процессе работы над музыкальными произведениями дети соприкасаются с народными песнями жителей Дона. Вместе с освоением музыкальных инструментов обучающиеся на примере исторических песен знакомятся с историей, культурой донского казачества, его обычаями и традициями, а также героическими страницами истории своего края, страны.

На занятиях в детском объединении сольного и ансамблевого пения «Радуга» (педагог Чукарина Е.Г., концертмейстер Коробкова Е.В.)  по теме «Герои в песнях» педагог рассказывает биографии знаменитых личностей, например, Ермака, знаменитого донского атамана Платова М.И. Детям дают задание найти интересные факты из жизни знаменитых дончан. Широко используются в работе детского объединения песни композитора С.А.Халаимова, нашего земляка, на стихи местных поэтов. Это «Ростовский вальс» (стихи И.Касаткиной), «Весна в Ростове» (стихи А. Гриценко), «Ростов - судьба моя» (стихи Н.Сапотницкой). Интересно проходят занятия, посвященные творчеству нашей землячки - композитора Л.Марченко (г. Таганрог).  Ребята часто поют детские песни из сборника «Озорные нотки» ростовского композитора А.Кудряшова.

Вся эта регулярная кропотливая работа, я уверена, ведет к развитию патриотического воспитания в дополнительном образовании.

Будучи также и педагогом дополнительного образования в Центре  патриотического воспитания, туризма и краеведения  я хочу поделиться некоторыми особенностями работы по патриотическому воспитанию в нашем центре.

В Центре работают несколько объединений на базах различных школ города.  Это «Мой город», «Юный экскурсовод», «Историки – краеведы», «Эколог – краевед», «Фольклор и этнография» и др.

Хочется отдельно рассказать о выездном занятии на тему «Ростов – на – Дону: исторический портрет города», которое было проведено в декабре прошлого года для воспитанников детского объединения «Юный культуролог» (рук. Смыкова Е.А.). Занятие состоялось в Донской государственной публичной библиотеке. В ходе занятия обучающиеся познакомились с историей города с момента возникновения до начала XX века. Затем для ребят была проведена экскурсия по отделу краеведения Донской публичной библиотеки. Во время экскурсии они познакомились с фондами краеведческого отдела, его новинками, а также побывали в казачьей горнице, где прикоснулись к старинным предметам быта донских казаков.

В этом учебном году у нас в Центре реализуется проект «Мой Ростов». Одни только названия положений проекта говорят о многом. Это «Отечество», «Мой маршрут», «Конкурс юных экскурсоводов», «Самый интересный экспонат», Фестиваль «Мой Ростов».

Наш Центр патриотического воспитания, туризма и краеведения организовал и провел муниципальный этап Всероссийского конкурса «Отечество: история, культура, природа, этнос». У педагогов Центра следующие цели: развитие туристско-краеведческой, исследовательской и экологической деятельности учащихся города Ростова – на - Дону; привлечение обучающихся к изучению истории, возрождению культуры и традиций Донского края, сохранение исторической памяти; воспитание любви, чувства патриотизма у обучающихся. Эта работа способствует воспитанию у школьников гражданственности, патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края. На основе этой кропотливой работы происходит стимулирование интереса обучающихся к историческому и культурному наследию города Ростова – на - Дону.

В рамках проекта «Мой Ростов» педагоги Центра патриотического воспитания, туризма и краеведения провели Городской краеведческий конкурс «Литературная гостиная» в марте 2024 года. Конкурс проходил по следующим номинациям: «Сказка о родном городе», «Ростов в стихах», «Лирика Тихого Дона». Участники представили произведения собственного сочинения в прозаической, стихотворной формах, содержащие повествования о вымышленных или реальных событиях и персонажах, связанных с Ростовом – на – Дону, а также собственные произведения, выражающие отношение автора к природе, истории, культуре, знаменательным событиям родного края.

В качестве педагога дополнительного образования я работаю по своей дополнительной общеобразовательной программе «Лингвострановедение».  Мы с ребятами изучаем страноведческий материал об англоязычных странах на английском языке. Летний модуль помогает овладеть лексическим минимумом для обзорного описания родного города на английском языке в устной и письменной форме. В целом, изучение регионального компонента расширяет страноведческий, социокультурный кругозор и общую эрудицию обучающихся, воспитывает чувство патриотизма, гражданственности, способствует гармоническому творческому развитию личности подростков.

Обучающиеся второго года обучения в каникулярное время занимаются по  летнему модулю. Подростки изучают темы истории Ростова – на – Дону, главные достопримечательности города. Это архитектурный памятник 19 века здание городской мэрии, Центральный парк им. М.Горького, Ростовский краеведческий музей, Театральную площадь. Дети с интересом говорят на английском языке о мозаиках подземного перехода в центре города, о музее Северо – Кавказской железной дороги, ботаническом саде. В процессе занятий обучающиеся выступают в роли гидов и туристов в диалогах о памятниках Петру и Февронье, городском зоопарке и многом другом. Ребята учатся задавать вопросы и отвечать на них на основе краеведческого материала.

Дети смотрят презентации о Ростове – на - Дону, читают тексты о достопримечательностях города на английском языке, выступают с «рассказом экскурсовода», задают вопросы гиду о достопримечательностях  родного города. В частности, о памятниках М.Горькому, М.Шолохову, Григорию Мелихову с Аксиньей, деду Щукарю, Нахаленку, атаману С.Разину.

В завершении работы над этой темой я провожу викторину «Достопримечательности Великобритании и г. Ростова – на – Дону», где используются фотографии достопримечательностей нашего города. Активно используется такая форма ведения занятия как «экскурсия по достопримечательностям родного города». И итогом работы выступает подготовка проектов на английском языке «Достопримечательности г. Ростова – на – Дону» и «Культурная карта Ростова – на – Дону».

Опора на местный краеведческий материал позволяет успешно решать задачи по воспитанию патриотизма, чувства любви и гордости за свой родной край. Всё это обогащает духовный мир ребёнка, стимулирует наблюдательность и любознательность.

На мой взгляд, в наше время особенно актуально повышать интерес молодёжи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, воспитывать чувство патриотизма.

Итак, использование различных форм деятельности помогает расширению кругозора и формированию патриотического сознания воспитанников. И конечно от педагога требуются дополнительные знания по истории родного края, литературе, географии, достопримечательностям. Даты и факты известных местных исторических событий, знания о быте, жизни людей, описания достопримечательностей родного города дают важные знания обучающимся, воспитывают патриотические чувства, позитивное отношение к истории родного края и России. Знакомство с прошлым, настоящим, особенностями природы, историей, достопримечательностями родного города формируют патриотические чувства, интерес, любовь и привязанность к Родине, воспитывает настоящих граждан своей страны.

Многовековая история нашей страны показывает, что без патриотизма невозможно создать сильную державу, привить членам общества понимание их гражданского долга и любви к своей стране. Патриотическое воспитание всегда рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического, экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Балабанова Т.В. Методическая разработка по краеведению для учащихся 4 класса «Патриотическое воспитание младших школьников на основе изучения жизни знаменитых земляков»,  2022 г.

2.Бутакова В.И. Актуальность патриотического воспитания младших школьников в современной России // Психология образования: традиции и инновации : материалы XIII Всерос. науч.-практ. конф. – Шадринск, 2019.

3. Куклина Н.А. Формирование представлений о малой родине у младших школьников // Вестник ПГГПУ. Серия 1, Психологические и педагогические науки. – 2022. – № 2.

4. Патриотическое воспитание школьников через изучение биографии исторической личности // Инфоурок : образоват. портал. – Смоленск, 29.12.2021. – URL: https://infourok.ru/patrioticheskoe-vospitanie-shkolnikov-cherez-izuchenie-biografii-istoricheskoj-lichnosti-5636326.html 

5. Шапочка И.Г. Методическая разработка «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу – 07.06.2020 г. на сайте Prodlenka


 

Скачано с www.znanio.ru

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

Детское объединение Ансамбль народной песни «Родничок» (педагог

Детское объединение Ансамбль народной песни «Родничок» (педагог

XX века. Затем для ребят была проведена экскурсия по отделу краеведения

XX века. Затем для ребят была проведена экскурсия по отделу краеведения

В процессе занятий обучающиеся выступают в роли гидов и туристов в диалогах о памятниках

В процессе занятий обучающиеся выступают в роли гидов и туристов в диалогах о памятниках

Балабанова Т.В. Методическая разработка по краеведению для учащихся 4 класса «Патриотическое воспитание младших школьников на основе изучения жизни знаменитых земляков», 2022 г

Балабанова Т.В. Методическая разработка по краеведению для учащихся 4 класса «Патриотическое воспитание младших школьников на основе изучения жизни знаменитых земляков», 2022 г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2024