Тема урока: Олимпийские игры в древности
Цель: Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями.
Задачи:
1. Продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения.
2. Сформировать представление о значении олимпийского движения в современности;
3. Сформировать тягу к спорту, помочь усвоить значение спорта в жизни человека;
Планируемые результаты:
Предметные: знать историю появления Олимпийских игр,
уметь давать определения понятиям «атлет», «ипподром», «пятиборье», «Олимпия».
Личностные: развитие сотрудничества при работе в парах и группах; формирование чувства самоуважения и взаимоуважения, оценка значения спорта для формирования ЗОЖ, осознание того, что такое уважение и принятие межэтнической толерантности в современном Олимпийском движении.
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия, дальнейшее развитие навыков работы с текстами, иллюстрациями, документами, умение работать с учебником, самостоятельной работы с информацией, умения находить её, осмысливать и использовать.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: работа в группах, коллективная, индивидуальная.
Вид (форма) учебного занятия: урок изучения нового материала.
Основные понятия урока: атлет, ипподром, пятиборье, Олимпия.
Оборудование и средства обучения: учебник, инструкция и материалы для групповой работы, карта «Древняя Греция», презентация, самодельные наглядные пособия.
Литература для подготовки к учебному занятию:
1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс - Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.
2. История Древнего мира. Всеобщая история. 5 класс. Саплина Е.В., Немировский А.А., Соломатина Е.И., Тырин С.В.
Ход урока
Методические приемы и образовательные технологии |
Содержание урока |
Виды деятельности ученика |
Предполагаемые результаты |
Организационный момент
|
Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть! Присаживайтесь, пожалуйста. Располагайтесь на своем рабочем месте и внимательно посмотрите, приготовили ли вы учебные принадлежности. Все проверили? Молодцы! Тогда начинаем урок. |
Ученики настраиваются на работу.
|
|
Вводное слово учителя |
Сегодня у нас необычный урок. Входя в кабинет, вы все слышали песню. О чем она?
· Кто из вас занимается спортом? Зачем люди занимаются спортом? Что спорт развивает в человеке? Демонстрация слайда с изображением олимпийских колец. · Какое отношение к спорту имеют, кольца, изображенные на слайде? Это символ Олимпийских игр. Это самые главные спортивные соревнования, которые ждут спортсмены всего мира и все люди на Земле. Игры проводятся 1 раз в 4 года. Древнегреческий философ Пиндар много лет назад написал такие строки: "Нет другой звезды благороднее Солнца, звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне мира. Так и мы прославляем те состязания, что всех игр благороднее,— Олимпийские игры" |
Анализируют музыкальный фрагмент, наталкивающий на тематику уроков.
Отвечают на вопрос.
Анализируют рассказ учителя, цитату философа. |
Для поддержания здоровья, активности, для поднятия настроения и др.
Кольца – символ Олимпийских игр в настоящее время.
|
Формулирование цели и задач урока |
Отталкиваясь от моих слов и символа на экране сформулируйте тему урока. На сегодняшнем уроке мы не будем работать в обычных тетрадях. Нам повезло, сегодня к вам на урок доставили редкие артефакты – воспоминания участников Олимпийских игр далекого прошлого. В них мы сегодня и будем находить всю нужную информацию, например, новые для нас понятия, даты, исторические источники и т.д. (приложение 1) Какую цель урока, и задачи мы сегодня поставим перед собой? |
Предполагают название темы Формулируют тему урока. Знакомятся с опорными конспектами.
Ученики высказывают свои предположения. Формулируют цели на урок.
|
«Олимпийские игры в древности».
Цель: изучить историю происхождения и развития Олимпийских игр Задачи: 1. Выяснить, когда состоялись первые олимпийские игры. 2. Определить, где состоялись первые игры, и узнать, как они проходили. 3. Узнать, как награждали победителей игр. |
Актуализация знаний, беседа |
Для начала предлагаю вам поработать с картой в ваших музейных документах и ответить на вопросы: 1. Почему игры называются Олимпийскими? Олимпийские игры проводились в Олимпии. Олимпия располагалась на территории Эллады, в северо-западной части полуострова Пелопоннес. 2. Какой географический объект на карте Греции имеет похожее название? 3. Что мы о ней знаем?
До Олимпии было легко добираться из всех греческих городов. В Олимпии располагался храм Зевса - главного бога Древней Греции, поэтому она объявлялась священным местом, и всякий, кто вторгался сюда с оружием, объявлялся богоотступником. Сегодня мы неспроста сидим за общим столом. Сегодня он будет символизировать карту Древней Греции, на которой мы будем помещать символы, которые позволят лучше запомнить данную тему. В конце урока мы сделаем фотографию нашей самодельной карты. Давайте разместим первые объекты: гору Олимп, область Олимпия. |
Работа с картой.
Начинают создавать карту на рабочем столе, фиксируют нужные объекты, согласно настоящей карте Греции. В течение урока на карте появляются новые символы, наглядные пособия. |
Олимпийские игры проводились в Олимпии.
Гора Олимп. На ней жили греческие боги.
|
Первичное усвоение новых знаний |
В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть о начале Олимпиады. · Какую информацию об Олимпиаде мы можем узнать из этого призыва?
· Что же послужило причиной появления Олимпийских игр? Несколько ваших одноклассников заранее начали готовиться к данному уроку и проанализировали дневники тех самых спортсменов. Давайте выслушаем, какие версии о происхождении игр они нашли? |
Выступление творческой группы (приложение). Анализ театрализации, выдвижение предположений.
Сообщения учащихся. (Приложение) |
1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы. 2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. 3. Игры были честными. |
Работа с лентой времени |
Когда же впервые появились Олимпийские игры. Давайте обратимся к 1 пункту 34 параграфа. А теперь давайте нанесем эту дату на Ленту времени, а также посчитаем, сколько лет прошло с тех далеких времен. |
Анализ текста учебника. Работа с лентой времени, подсчет исторического промежутка. |
776 г. До н.э.
2795 лет назад |
Физкультминутка.
|
В Древней Греции, перед тем как начать состязания, атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся, чтобы продолжить наше путешествие. Чтобы сильным стать и ловким, Приступаем к тренировке (шагаем на месте) Круг почета пробежать (бег на месте), Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук) Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох) Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох) Будь атлет всегда готов! (аплодисменты). |
Выполняют упражнения. Активизация деятельности, настраиваются на дальнейшую работу на уроке. |
|
Работа в группах
|
Сейчас мы продолжим наше путешествие. Я заранее разделила вас на 3 рабочие группы. Каждая группа будет выполнять свое задание в соответствие со следующим планом. 1 группа. Подготовка к играм. 2 группа. 5 незабываемых дней. 3 группа. Награждение победителей. Перед вами на столе лежит текст, а также вопросы к нему в течение 5 минут вы должны поработать с материалом и устно ответь на вопросы. Время пошло. (Приложение) Ответ 1 группы. Учитель: Давайте посмотрим, какие же клятвы давали участники Олимпийских игр в Древней Греции. (Приложение) Ответ 2 и 3 групп.
Учитель: Соревнования заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза. Но затем Олимпийские игры станут лишь частью истории и затеряются в веках. Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции. Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой - Европа, черный - Африка, красный - Америка, желтый – Азия, зеленый - Австралия . |
Каждая группа получает пакет с заданием. Выполняет его. Представляет результат работы.
Театрализация «Олимпийские клятвы» Театрализация «Награждение атлетов»
|
|
Закрепление изученного материала |
А сейчас поработаем самостоятельно и ответим на вопросы, лежащие на вашей парте. (Приложение)
|
Применение полученных знаний, отвечают на вопросы. |
|
Рефлексия. |
Теперь давайте вернемся к тем задачам, которые вы ставили перед собой до начала рассмотрения темы. Обратитесь к вашим записям и проанализируйте, удалось ли вам добиться поставленных целей, если нет, то почему? Теперь я вас попрошу закончить данное предложение, опираясь на вашу работу на уроке: «Сегодня на уроке у меня сложилось впечатление, что…» А теперь давайте запишем домашнее
задание: § 34, воп. на стр. 160
Спасибо за урок, работа каждого из вас будет оценена по заслугам! Вы отлично поработали, надеюсь, что теперь вы разобрались в истории Олимпийских игр. |
Анализируют собственную работу на уроке, отвечают на вопрос
Записывают домашнее задание. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.