Как избежать конфликтов с подростком
Лекарева Юлия Викторовна,
воспитатель ГБОУ Президентский ФМЛ №239
Интернат «Формула успеха»
Аннотация: В настоящей работе предпринята попытка рассмотреть возможные методы и приёмы избегания конфликта, которые могут быть использованы при взаимодействии с подростками, обладающими повышенными интеллектуальными возможностями, максимально ориентированными на приобретение высокого социального статуса.
При взаимодействии с подростками в качестве основных проблем коммуникации выступают те, что связаны с особенностями их физиологического и психологического статуса, каковые, в свою очередь обусловливаются спецификой возраста, являющегося переходным этапом на пути от детства к зрелости. Эти проблемы, с различных сторон рассмотренные, на протяжении долгого времени являются сферой исследовательского внимания педагогов и психологов.
Между тем, сложность взаимодействия с подростками, трудность избегания конфликтов с ними, как правило рассматривается в контексте их неэффективной социализации. То есть, большинство авторов, занимающихся анализом взаимодействия с подростками, признавая трудность плодотворного взаимодействия, в качестве основной причины видят неблагоприятные факторы социального бытия молодых людей, формирующих неконформную личность. Однако, стоит признать, что и те подростки, которые живут в благополучных в конвенциональном понимании семьях, подростки, обладающие высоким интеллектом либо некоторыми выдающимися способностями, весьма склонны к конфликтному поведению. Причём, стоит признать, что в силу обыденности для них благополучия бытования в моральном и материальном планах, а также по причине их повышенного ментального статуса, они, в силу уровня честолюбия, нередко, склонны к более конфликтному поведению, нежели тинейджеры из неблагополучных семей.
По этой причине актуальность настоящей работы трудно переоценить.
Возраст человека от 12 до 17 лет в обществе принято называть сложным. Сложности этого этапа в судьбе индивида обусловлены большим количеством факторов, начиная с физиологии и, заканчивая психологией.
Отечественный психолог и языковед Л.С. Выготский считал, что «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного» [Выготский, 1931]. Именно поэтому даже далёкие от психологии люди именуют данный этап в развитии личности переходным. В этот период жизни человека оформляется его картина мира, а сам подросток, личностно определяясь, делает выбор, кем и каким он хочет стать.
Поскольку подростковый период является переломным не только в физиологическом, но и в психологическом плане, постольку конфликтное поведение в этом возрасте считается едва ли не нормой.
В научной среде принято уделять большее внимание конфликтному поведению подростков, воспитывающихся в социально неблагоприятной среде. Существует даже общепринятый термин «трудный подросток». Однако стоит признать, что и дети, растущие в комфортных социальных условиях (психологических и материальных), на данном этапе развития склонны к конфликтному поведению. Конфликтное поведение тинейджеров, растущих в позитивном климате и обладающих высоким уровнем интеллекта, могут быть связаны с постижением конвенциональных правил поведения.
Одной из главнейших причин, порождающих конфликтное поведение подростка, можно назвать ярко выраженную тенденцию репрезентировать себя в качестве взрослого.
Ряд исследователей полагает, что «отличительной особенностью процесса социализации одаренных детей является ориентация на способность к саморазвитию, самосовершенствованию…» [Лактионова, 2020, с. 388], при этом следует признать, что в среде педагогов-практиков нередко наличествует тенденция несколько высокомерного и пренебрежительного отношения к учащимся как к «маленьким» и «неразумным». И если при взаимодействии других обучающихся такое отношение будет восприниматься как естественное, то ребёнок, имеющий высокий интеллектуальный потенциал, будет активно противодействовать, сталкиваясь с подобным отношением. Задача грамотного педагога заключается в том, что, имея в виду, что в рамках одного подопечного ему коллектива находятся дети с разным когнитивным багажом, культурными знаниями и ментальным потенциалом, он должен выстроить педагогический процесс таким образом, чтобы максимально эффективно развивать личность каждого из учащихся.
Подросткам, обладающим той или иной одарённостью, присущи и положительные, и отрицательные качества. В качестве основных позитивных черт стоит назвать ярко выраженное желание к приобретению новых знаний, желание получать новый жизненный опыт. С другой стороны, тинейджеры, обладающие одарённостью, могут быть чрезмерно самолюбивы, тщеславны; склонны к высокомерному отношению не только к сверстникам, но и к педагогам, что также, несомненно, способствует возникновению конфликтов.
М.А. Холодная, характеризуя особенности одарённых подростков, выделяет следующие качества, препятствующие его социализации и способствующие возникновению конфликтов: «низкий уровень коммуникативности, перфекционизм, нереалистические цели, сверхчувствительность и нетерпимости» [Холодная, 2017, с. 154]. В связи с этим очевидно, что одним из главных факторов, ведущих к конфликтному поведению у одарённых детей, является нарушение конвенционально принятого коммуникативного поведения. Необоснованно высокая самооценка может стать причиной порождения столь же необоснованно высокого требования к себе и педагогам. Поэтому любая мелкая неудача воспринимается такими детьми как личное поражение и способна вылиться в конфликт с педагогом, которого подросток склонен считать виноватым в своих поражениях.
Как справедливо отмечает К.А. Черкасова, «именно социальные и психологические проблемы, возникающие у одаренных детей в процессе социализации, рассматриваются как фактор формирования девиантных установок и форм поведения» [Черкасова, 2023, с. 101].
Д.М. Даудова указывает, что существует два основных типа конфликтов, возникающих при взаимодействии с одарёнными подростками: «конструктивный, когда конфликт стимулирует творческую результативность, и деструктивными, приводящий к негативным последствиям, таким как лень, апатия» [Даудова, 2015].
Исследователь выделяет три разновидности конфликтов, могущих возникнуть при взаимодействии с одарёнными подростками:
1) Намеренная провокация конфликтов, способная порождаться как со стороны педагога, так и со стороны учащегося. В качестве конфликтогенов способны выступать не только слова, но и экстралингвистические факторы (жесты, мимика, взгляд, интонация и др). Эта разновидность характеризуется тем, что выступает в качестве кумулирующей для последующего возникновения конфликта.
2) Эксплицированный конфликт, возникающий неизбежно в случае, если обучающий процесс бессистемен: «Для творчески одаренных подростков характерны предпочтение новизны, обостренная чувствительность, аномальное поведение, резкие спады и подъемы активности, свободомыслие» [Даудова, 2015].
3) Разновидность повторения единожды возникнувших конфликтов, обусловленных разницей взглядов на способы обучения, воспитание, а также относящихся к противоречиям, «строящимся» на возрастной и статусной диспозиции.Учёный предлагает два возможных способа разрешения такого рода конфликтов:
1) Косвенное управление, опосредованно воздействующее на мотивацию участников конфликта (прежде всего, подростка);
2) Прямое управление, предполагающее непосредственное одностороннее воздействие со стороны педагога посредством тактики авторитета.
При этом психолог отмечает, что второй из названных способов решения конфликтов менее приемлем, ибо, решая проблему «здесь и сейчас», оставляет её нерешённой в качестве педагогической проблемы.
По мнению И.Н. Гавриловой, «условия конструктивного разрешения и завершения внутриличностных конфликтов творчески одарённых подростков включает:
- формирование адекватного отношения к конфликту;
- умение использовать позитивные функции конфликта;
- расширение зоны комфорта;
-осознанный выбор стратегии сотрудничества в конфликте;
- увеличение творческой активности» [Гаврилова, 2014, с. 166].
Подводя итог, представляется возможным заключить следующее:
- подростковый возраст – один из самых трудных периодов в становлении и
развитии человека;
- учёт психологической специфики подросткового возраста может при грамотном педагогическом подходе максимально повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса.
Список литературы:
1. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – М.: ЭКСМО, 2006. – 1136 с.
2. Гаврилова, И.Н. Психологическая модель творческой одарённости подростков как источника внутриличностного конфликта // Вестник Университета мировых цивилизаций. 2014. С. 157-169.
3. Даудова, Д.М., Карибова, Т.Г. Управление конфликтами творчески одарённого подростка // Студенческий научный форум. 2015. № 1.
4. Лактионова, Е.Б., Тузова, А.С. Психологические особенности одаренных учащихся как ресурсы их психологического благополучия/ В.В. Ковров // Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии: сборник материалов Второй Международной научно-практической конференции, 2020. С. 387-390.
5. Холодная, М.А. Интеллектуальная одаренность как развивающаяся интеллектуальная компетентность // Психология одаренности и творчества: монография / Под ред. проф. Л. И. Ларионовой, проф. А. И. Савенкова. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. С.149-163.
Черкасова, К.А., Маркова, И.И. Психологические особенности трудных подростков // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2023. № 8-2. С. 100
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.