Методическая разработка А.П.Бородин " Князь Игорь"
Оценка 4.6

Методическая разработка А.П.Бородин " Князь Игорь"

Оценка 4.6
docx
01.06.2024
Методическая разработка А.П.Бородин " Князь Игорь"
Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» 8 класс .docx

 

Поурочный план по музыке

   Дата____________

Класс________

    № урока ______

Тема урока: Опера А. П. Бородина «Князь Игорь»

Цели урока: расширение и углубление знаний о русской музыке середины 19 века.

Задачи урока: 

Образовательные задачи урока:

 Обобщить представления учащихся о жанре эпической оперы на примере фрагментов из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь», познакомить с героическими образами русской истории; усвоить принципы драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками ее героев (сольными и хоровыми).

Развивающие задачи урока:
Совершенствовать умения выявить взаимосвязь музыки – слова – изобразительного искусства в опере

Воспитательные задачи урока:

Воспитывать нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе учащихся любовь к Родине, желание быть ее защитником.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные – научиться анализировать и сравнивать произведения разных жанров. 

Регулятивные – ставить учебную задачу. Правильно оформлять и вести записи в тетради. Планировать свою деятельность.

Познавательные – усвоить принципы драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками героев оперы А.П.Бородина «Князь Игорь» (сольными и хоровыми); повторить музыкальную терминологию, связанную с оперой.

Коммуникативные – слушать друг друга. Вести диалог. Выступать перед классом. Кратко формулировать свои мысли. Задавать уточняющие вопросы.

Методы и приемы: учебная дискуссия, словесный метод, наглядный метод, практический метод, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, метод соучастия, метод контроля и самоконтроля, проблемное задание, прием рефлексии, прием практическое задание; прием арт-терапии (коллективное творчество)

Оборудование урока: компьютер, телевизор, карточки (литературные фрагменты стихотворений

Н. Гончарова, М. Волошина.)

Тип урока: урок усвоения новых знаний

                                                                            Ход урока

 

1.       Организационный момент

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

(Приветствие, проверка отсутствующих)

2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Контроль. Закончите предложения.

1.Опера – синтетический вид искусства, в котором соединены… (литературный сюжет;

вокальная и инструментальная музыка; драматическое действие; сценическое изобразительное искусство; хореография).

             2.Основой драматургического развития оперы является … (конфликт)

3. В основе сюжета оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» лежит исторический факт… (подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина).

             4. В основе драматургии оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» конфликтное противостояние

             между двумя силами, двумя контрастными музыкальными темами…. (русская песенность и

            польская инструментальная танцевальная музыка)

5.Музыкальная характеристика поляков дана через танцы… (полонез, краковяк, мазурку).

Проверка выполнения –взаимопроверка. Сравнение результатов с образцом учителя.

Самооценивание и сдача работ учителю.

3.Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и

мотивация учебной деятельности школьников

      Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным памятником музыкальной культуры,

       который "оживил", дал нам возможность сочувствовать и сопереживать событиям 1185 года.

        Как вы думаете, о какой музыке пойдет сегодня речь?

        Рассмотрите разворот учебника на стр. 18 и назовите тему сегодняшнего урока;

        составьте план работы на уроке. Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим,

        успеем ли мы все выполнить? (составление плана; ученики самостоятельно проектируют пути

          и средства достижения целей)

 

4.Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в

  объектах изучения.

Опера Бородина «Князь Игорь» познакомит нас с героическими образами русской истории. Мысль о создании оперы на сюжет древнерусского «Слова о полку Игореве» композитору подал критик В. В. Стасов.

При разработке либретто оперы были использованы материалы не только «Слова...», но и старинной Ипатьевской летописи, в которой также рассказывалось о походе князя Игоря на половцев. Сочиняя оперу, композитор кропотливо изучал старинные книги, статьи, имеющие отношение к «Слову...», исследования о половцах, собирал мелодии у потомков древних половцев, записывал песни и танцы народов Востока. Всё это помогло Бородину воссоздать в опере колорит эпохи, сохранить историческую достоверность.

Опера «Князь Игорь» Бородина создавалась на протяжении восемнадцати лет. Она была прервана внезапной смертью Александра Порфирьевича.

Завершили произведение Глазунов и Римский-Корсаков. На основе имеющихся материалов композитора они написали партитуру, обработали ряд эпизодов и неоконченных сцен. Премьера оперы состоялась в Петербурге в 1890 году.

 

«Князь Игорь» ... опера высокого гражданственного звучания... Это одно из тех произведений, которые составляют славу русской музыки».

                                                                                                                                                Б. В. Асафьев

Работа с учебником стр18-19 Опера «Князь Игорь» Русская эпическая опера

Задание. Внимательно прочитайте текст и заполните таблицу.

V- я это знаю

+ - это новая информация для меня

- я думал по другому, это противоречит тому, что я знал

? – это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения

 

 

 

 

 

 

В конце работы провести обсуждение спорных вопросов

 

«Князь Игорь»- лирико-эпическая опера в четырех действиях с прологом.

Основу пролога (вступительного раздела оперы) составляют хоровые сцены. И это не случайно: композитор подчёркивает мысль о том, что народ — основное действующее лицо оперы.

 

Выполнение задания 1 (учебник стр19)

Прочитайте текст хора, делая ударение на слове «слава», а затем спойте мелодию хора со словами

Вопрос: Какие вы знаете аналогичные произведения, где композиторы подчеркивают мысль о том, что народ – основное действующее лицо. Все силы его души слиты воедино и подчинено высокой цели – служению Родине.

(хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Вставайте, люди русские!» и «Въезд Александра Невского во Псков» из кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева.)

Выполнение задания 2 (учебник стр19)

Послушайте хор «Солнце красному слава!» и музыку эпизода затмения. Какие особенности музыкального языка создают два образа: величественной славицы и таинственного затмения?

(хор «Солнцу красному слава!» звучит как гимн всей Руси – мощно и торжественно:

Солнцу красному слава! Слава!
Слава в небе у нас!..

Сцену солнечного затмения Бородин рисует зловещими красками симфонического оркестра. Слово заворожённые, герои будущего военного похода обмениваются скупыми декламационными репликами.

В какой опере русского композитора вы уже встречались с эпизодом, рисующем затмение солнца?

(В опере М.Глинки «Руслан и Людмила» Там со словами «Какое чудное мгновенье» в оцепенении пребывали гости свадебного пира после похищения Людмилы)

 

Центральным и самым известным фрагментом оперы "Князь Игорь", выражающим главную мысль произведения, является ария князя Игоря.

Ария князя Игоря - музыкальный портрет главного героя оперы, выражающий его разнообразные черты.

Что такое ария? (Словарная работа -повторение)

Ария - главная песнь героя в опере, мысли героя, высказанные вслух.

Давайте проследим за развитием музыки, воплощающей душевные переживания князя.

(драматургического конфликта между страстным желанием действовать и невозможностью ничего изменить)

Слушание арии Игоря. (Анализ частей арии и их значение.)

В чем драматургическое значение каждой части?

По ходу разбора арии на доске (дети в тетради) нарисовать таблицу-схему музыкальной формы.

 

А

В

А

Кода

 

 

 

 

 

 

Ария начинается с речитатива «Ни сна, ни отдыха измученной душе»

1.Какие мысли переполняют душу пленённого половцами полководца?

(Его раздумья и воспоминания недавних событий (затмение как зловещий предвестник несчастий, неудачная битва, позор плена). Находясь в плену, Игорь не может примириться со своим поражением. Он раздумывает о битве, готов к ней вновь; стремится к свободе, чтобы доказать любовь к родине, к Ярославне)

2.Какой тембр голоса у героя? (баритон (высокий бас))

3.Какие интонации пронизывают речитатив? (героические, мужественные, лирические)

4.Каково настроение героя? (мрачное)

5.Какие элементы музыкальной речи способствуют его выражению? (минорный лад, медленный темп)

Первый раздел арии «И бранной славы пир веселый».

  1. Как изменилась музыка? (ускорение темпа, мелодия звучит широко, уверенно, распевно)
  2. Почему? (В князе пробуждается порыв к борьбе и свободе)
  3. Что меняется во фразе «и гибель моих полков». Почему? (Темп замедляется, мелодия теряет свободу и распевность, возвращается декламация. Герой испытывает чувство вины)

Середина первого раздела «Погибло все».

  1. Каково настроение героя? (отчаяние)
  2. Как меняется ритм? (становится пульсирующим)
  3. Как передается в музыке уверенность Игоря в победе «Я Русь от недруга спасу»? (на одном звуке – дает устойчивость интонации, речитативность)

Средний раздел арии. «Ты одна, голубка-лада»

  1. К кому обращается Игорь? (к Ярославне)
  2. Какие элементы музыкальной речи меняются и почему? (Приятные воспоминания, теплые чувства к супруге. Лад – мажорный. Интонации песенные – искренность, простота. В сопровождении фигурации «покачивания, убаюкивания», выражают ласковые чувства. Движение мелодии поступенное, размеренное)

Третий раздел арии «Ужели день за днем»

  1. Назовите раздел, сходный по состоянию, средствам музыкальной выразительности? («И бранной славы пир веселый»)
  2. Встречаются ли еще повторения? (да, повторяется речитативное вступление «Ни сна, ни отдыха» возвращается первоначальное скорбное настроение)

Кода «Ох, тяжко».

  1. Какой эмоциональный оттенок дает минорный лад? (Усиливается мрачное, тягостное впечатление)

И так, в какой форме написана ария князя Игоря? (В сложной трехчастной форме (АВА) с речитативным вступлением и заключением)

Заполнение таблицы:

 

А

В

А

Кода

Речитатив «Ни сна, ни отдыха»

1 раздел «И бранной славы пир веселый»

Середина 1 раздела «Погибло всё»

«Ты одна, голубка-лада»

«Уже ли день за днем»

«Ох, тяжко»

 

 

Почему, несмотря на то что в конце арии вновь (как и в начале) звучит музыка, полная скорбных интонаций, слух ещё долго удерживает основной образ арии — могучий призыв к свободе?

(Игорь предстаёт перед слушателями человеком, не утратившим выдержки, гордости, силы воли.)

Какова роль оркестра в этой сцене?

(Оркестр звучит очень выразительно, словно досказывает мысли князя Игоря)

 

Рассмотрим картину И. С.Глазунова «Князь Игорь» Созвучна ли ария Игоря картине И.Глазунова «Князь Игорь»?

(Да, созвучна. На картине мы видим контрасты красного, черного и золотисто-желтого цветов, суровый лик князя, копья воинов на втором плане не просто воспроизводят эпизод затмения солнца, а создают эмоциональный колорит, который усиливает восприятие главного образа оперы.)

 

Вспомните арию Сусанина из оперы М.И. Глинки. Что роднит и что отличает эти две арии?

(Иван Сусанин и князь Игорь озабочены судьбой своей Родины и стремятся всеми силами защитить ее, только один – ценой своей гибели, а другой храбростью полководца.)

Какой тембр у героя? баритон

Какое настроение у героя? мрачное

 

После исполнения арии князю предлагают побег, но он отказывается.

Половецкий хан принимает Игоря как самого дорогого гостя и предлагает ему свободу за обещание не поднимать меча. Но тот не принимает предложение Кончака. Он твердо и решительно заявляет о своих намерениях идти войной при полученной свободе. Храбрость, честность и гордость удивляют и восхищают хана.

Физминутка.

Работа с учебником стр22-23 «Портрет половцев»

Задание. Внимательно прочитайте текст и заполните таблицу.

V- я это знаю

+ - это новая информация для меня

- я думал по другому, это противоречит тому, что я знал

? – это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения

 

 

 

 

 

 

В конце работы провести обсуждение спорных вопросов

 

Послушаем как А.П. Бородину удалось создать удивительный образ половецкого стана. Восточные мелодии "Половецких плясок" из оперы "Князь Игорь"

Звучит завораживающая слух мелодия хора половецких девушек –невольниц, которая сменяется воинственной пляской мужчин, её подхватывает хор половцев, хвалящий хана

Затем все эти пляски снова чередуются, и всё завершается общей кульминационной пляской.

 

Лирический центр оперы — «Плач Ярославны» из IV действия.

Слушание: «Плач Ярославны»

Каким предстает перед нами образ Ярославны?

(простая русская женщина, тяжело переживающая поражение Игорева войска; в ней не только тоска, но и могучие силы души любящей женщины.)

Какой образ создаёт одиноко звучащая мелодия?  Какие инструменты её исполняют?

(Мелодия вступления как-то обездоленно и тихо-тихо звучит то у флейты, то у кларнета на фоне одной сиротливой ноты. После светлого мажорного аккорда женский голос подхватывает напев, который словно сам собой родился из молчания опустошённой земли.)

Народная фантазия наделила природу магическими, чудодейственными силами.  Ярославна в своём поэтическом слове-плаче обращается к Ветру — музыка наполняется порывистым, бурным дыханием; обращается к Днепру —опять будто всколыхнулось и выплеснулось всё неуёмное, отражая нежелание героини мириться с отчаянием, горем.

 «Плач Ярославны» не только воплотил идею любви беззаветного самоотвержения, но и явился символом победы духовного начала над непобедимыми силами зла разрушения

Групповая работа

Рассмотрим репродукции полотен (учебник стр.24-25) и обратим внимание не только на их сюжеты, но и на выразительность красок, линий, композиции в целом, созвучность музыке оперы: «Ожидание», «Свияжск» К. Васильева, «После побоища» В. Васнецова, фрагмент росписи ларца А. Котухиной (Палех)

 

К художественным аналогам можно добавить и литературные — фрагменты стихотворений (карточка)

Н. Гончарова, М. Волошина.

 

С утра до вечера Летят стрелы калёные, Гремят о шеломы Сабли тяжёлые,

Трещат копья черносверкающие. День бились, Бьются другой В поле неведомом

Среди половецких земель. Чёрная земля под копытами Черепами засеяна, Кровью полита —

Беда взошла на Русской земле.

Н. Гончаров

 

Вся Русь — костёр. Неугасимый пламень Из края в край, из века в век

Гудит, ревёт... И трескается камень.

каждый камень — человек.

М. Волошин

(ответственные за группу выступают)

Вся опера как бы пронизана заботой о будущем. Страдание и боль всегда объединяют людей, делают их сильнее. Вспомните начало Великой Отечественной войны, когда у русского народа совсем не было сил победить захватчика, но общее горе и боль объединили людей и сделали победу реальной.

- Ребята, скажите, а есть ли место героической теме в современной музыке, в современных песнях? (Да)

-Приведите примеры таких песен

(День победы, Священная война…и др.).

- А скажите, какой характер будет у всех этих песен и музыкальных произведений героической тематики?

(мужественный, сильный и т.д.)

Вспомните песню, которую мы разучивали на прошлом уроке (песню из кинофильма "Офицеры" - "От героев былых времен...")

Назовите автора песни.

(Музыку на слова Евгения Аграновича сочинил композитор Рафаил Матвеевич Хозак)

Вам понравилась песня?  – (Да, это трогательная и красивая песня, призывающая помнить тех, кто отдал жизнь за наше светлое будущее, за мирное небо над головой, за жизнь. В песне - надежда и вера в свою страну, благодарность за Великий подвиг солдат и офицеров.)

Нужны ли сегодняшнему поколению песни написанные о войне? Ведь война уже закончилась?

(Да, нужны, чтобы люди помнили тех, кто отдал свои жизни за Родину, чтобы мы знали историю Отечественной войны, чтобы мы уважали тех, кто защищал нашу Родину)

Вокально-хоровая работа

Исполнение песни: «Офицеры» - работа над качеством исполнения (ансамблем)

Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания

Какую цель мы ставили перед собой? Мы достигли цели? Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? - Что самое главное необходимо запомнить с урока?

Домашнее задание. 1. Записать свои размышления о смысле эпиграфа урока в творческой тетради и ответить на вопрос: «Почему Асафьев назвал оперу «Князь Игорь» одним из произведений, которые составляют славу русской музыки?

Как вы оцениваете свои знания? Заполнение листов самооценки (Приложение1,2) 

Урок окончен. Спасибо за урок.

                                                                                                                                             Приложение1

Лист самооценки работы в паре 

Оцени работу в паре. Для этого в одной из колонок напротив каждого утверждения поставь +

              УТВЕРЖДЕНИЕ

СОГЛАСЕН

ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ

ДА

НЕТ

В паре работать всегда интереснее, потому что можно:

1)   разобраться с непонятным заданием;

2)   найти и исправить ошибки

 

 

 

Мы сразу пришли к согласию, какие задания будем выполнять вместе

 

 

 

При выборе заданий мне пришлось уступать своему партнёру

 

 

 

Большинство решений предложено моим партнёром

 

 

 

 

Приложение2

Лист самооценки

ФИ ученика ______________

 

1. На уроке я работал

активно

пассивно

2. своей работой на уроке я …

доволен

не доволен

3. урок для меня показался

коротким 

длинным

4. за урок я 

устал

не устал

5. мое настроение

стало лучше

стало хуже

6. материал урока мне был

понятен полезен интересен

не понятен

бесполезен скучен

7. домашнее задание мне кажется

легким

интересным

трудным

не интересным

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Поурочный план по музыке

Поурочный план по музыке

Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным памятником музыкальной культуры, который "оживил", дал нам возможность сочувствовать и сопереживать событиям 1185 года

Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным памятником музыкальной культуры, который "оживил", дал нам возможность сочувствовать и сопереживать событиям 1185 года

Людмилы) Центральным и самым известным фрагментом оперы "Князь

Людмилы) Центральным и самым известным фрагментом оперы "Князь

Какой эмоциональный оттенок дает минорный лад? (

Какой эмоциональный оттенок дает минорный лад? (

Слушание: «Плач Ярославны» Каким предстает перед нами образ

Слушание: «Плач Ярославны» Каким предстает перед нами образ

Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания

Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2024