Методическая разработка " Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве" 5 класс
Оценка 4.6

Методическая разработка " Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве" 5 класс

Оценка 4.6
docx
11.06.2024
Методическая разработка  " Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве" 5 класс
Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве 5 класс (Автосохраненный).docx

 

 

Поурочный план по музыке

   Дата___________

Класс_5_______

    № урока _______

 

Тема урока: Колокольные звоны в музыке и изобразитель­ном искусстве

Цели урока: сформировать представление об истории колокольного звона, рассмотреть его образы в искусстве, значение колоколов в жизни России.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на Руси;
  • познакомить с 3-й и 4-й частями сюиты для двух фортепиано С. В. Рахманинова; с концертной симфонией для арфы с оркестром В. Г. Кикты, с песней А. Алябьева «Вечерний звон», картиной И. Левитана «Вечерний звон».

Воспитательные:

  • формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства;
  • пробуждать интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины

Развивающие:

  • развивать вокальные способности детей; образно-ассоциативное мышление на основе активного, прочувствованного восприятия музыки.

Планируемые предметные результаты урока:

Личностные – формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Регулятивные – ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата.

Познавательные – обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Коммуникативные – слушать собеседника и вести диалог. Выступать перед классом. Кратко формулировать свои мысли. Задавать уточняющие вопросы.

Методы и приемы: учебная дискуссия, словесный метод, наглядный метод, практический метод, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, метод соучастия, метод контроля и самоконтроля, метод игры; проблемное задание, прием рефлексии, прием практическое задание; прием арт-терапии, (коллективное творчество)

Оборудование урока: компьютер, телевизор, карточки

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Эпиграф:

«Знакомый звон, любимый звон,

Руси наследие святое.

Мое причастие к тебе

Да будет вечным,

Как и все живое»

                    Е. Растопчина

 

Ход урока

1.Организационный момент

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

Приветствие, проверка отсутствующих

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Тезаурус

Мотив – 1). Простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из нескольких звуков с одним логическим акцентом. 2). Напев, мелодия.

Пейзаж – жанр и произведение изобразительного искусства, изображающий виды природы или описание природы в литературном произведении.

Квинтет – музыкальное произведение для пяти инструментов или для пяти голосов.

Вариации – музыкальное произведение, основанное на видоизменении и разработке главной темы.

Подчеркните романсы С. Рахманинова:

Варианты ответов: «Вешние воды; «Жаворонок»; «Островок»; «Очи чёрные»

Какое произведение С. Рахманинова создаёт образ русских зимних просторов и мчащейся тройки лошадей?

Варианты ответа: романс «Островок»; романс «Вешние воды»; прелюдия соль-диез минор.

Проверка выполнения –взаимопроверка. Сравнение результатов с образцом учителя.

3.Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников

Я хочу начать урок с легенды. По преданию, еще в IV веке один монах заболел, пошел в лес за целебными травами, устал да и прилег на траву. Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда - то уходит, а он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок - колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал увеличенную копию этого цветка, отлив ее из металла и заставив петь.

А теперь внимание вопрос: что же отлил из металла монах? (Колокол)

Легендам можно верить или не верить, но именно в них было первое упоминание о колоколе.

Обратите пожалуйста внимание на эпиграф к нашему уроку.

-Как вы думаете, о чем идет речь в стихотворении Е. Растопчиной?

(о колокольном звоне)

 Звучит 4 часть «Светлый праздник» из сюиты С.Рахманинова

Какое настроение передает нам прозвучавшая музыка? Подумайте, ребята, что лежит в основе этой музыки?

(праздничное, радостное настроение; в основе слышен колокольный звон.)

 Прозвучала 4 часть «Светлый праздник» из сюиты С.Рахманинова (композитор посвятил это произведение

самому светлому празднику в христианстве; празднику, символизирующий вечную жизнь души Пасхе – Воскресение Христово)

 Какой музыкальный инструмент подражает колокольному звону?

(фортепиано)

 Верно. Мы слышим целый оркестр разных колоколов и колокольчиков, благодаря одновременному звучанию 2-х фортепиано.

Как вы думаете, о какой музыке пойдет сегодня речь?

(о колокольных звонах.)

Скажите, пожалуйста, можно ли колокол назвать музыкальным инструментом? (Да)

-А почему? (Потому что когда звонят колокола, то можно услышать в их звоне мелодию)

- Давайте вспомним, как звучит тема нашего полугодия? (Музыка и изобразительное искусство)

- Значит в каких видах искусства мы будем с вами рассматривать колокольные звоны? («Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве»)

Рассмотрите разворот учебника на стр. 108 и назовите тему сегодняшнего урока.

Тема урока: «Колокольные звоны в музыке и изобразитель­ном искусстве », составьте план работы на уроке.

Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить? (составление плана; ученики самостоятельно проектируют пути и средства достижения целей)

4.Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения

Ребята, что вы представляете когда слышите звучание колоколов?

(Когда слышишь его – сразу представляешь купола церквей, стекающихся к молитве прихожан.)

В зависимости от звучания и особых примет, колоколам давали имена-прозвища, а в церквях им присваивали особые чины (чин - предназначение).

В православном храме колокола делятся на три вида: самые большие

Благовестники - праздничные колокола, несущие благие вести. Среди остальных они самые большие.

Воскресные колокола - чуть меньше и немного легче, чем благовестники. Звонили в них по воскресеньям и великим праздникам

Постные колокола - в них звонили во время православного поста.

Полиелейные - звучали в дни полиелейного Богослужения

Будничные колокола - звонили в простые, не праздничные дни

Часовые колокола - "отбивали" часы, отмеряя время.

Средние колокола использовались для украшения основного звона. Звучание их выше, чем у "басовых" колоколов-благовестников.

К малым колоколам относятся зазвонные и подзвонные. Без их высоких заливистых голосов колокольная музыка была бы лишена особой красочности.

Каждый из этих колоколов звонил в определённых случаях, в определённой последовательности, а люди, слыша эти звоны, понимали, о чём они вещают

Многие композиторы обращались в своих произведениях к звучанию колоколов.

Давайте вспомним произведения, в которых композиторы используют интонации колокольных звонов? 

(в финальном хоре «Славься» из оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин», песня «Вставайте, люди русские» из кантаты С.Прокофьева «Александр Невский», «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргского, «Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина», «Богатырские ворота» М.П.Мусоргского…)

На уроках музыки вы уже познакомились с творчеством С.В. Рахманинова и знаете, что С.В. Рахманинов в детстве очень любил бегать на церковный двор и играть на малых колоколах.

 Давайте вместе прочитаем, что пишет композитор Сергей Васильевич Рахманинов о своих детских впечатлениях от колокольного звона в Новгороде (учебник стр. 108)

С.В.Рахманинов   воскресил детские впечатления и снова запел новгородский колокол в третьей части сюиты для двух фортепиано.

Сюита – крупное музыкальное произведение из 4 и более частей разного характера на одну общую тему (Словарная работа)

 В качестве эпиграфа к третьей части сюиты для двух фортепиано Сергей Васильевич Рахманинов использовал стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Слёзы», созвучное лирическому настроению перезвона колоколов Софии Новгородской.

Выполнение задания (учебник стр108)

Слушаем 3 часть сюиты - «Слёзы».

Созвучны ли стихи прослушанной музыке? Что, по вашему мнению их объединяет?

 (характер, интонация и т.п.)

Выполнение задания (учебник стр109)

Композитор лишь изменил чередование 4 знакомых нам нот, и сложилась иная музыка (тема «Слёзы»)

Что изменилось? Как звучит колокольный напев?

(музыка стала грустной, печальной.)

В жизни крестьян были не только радостные моменты, печаль и тоска жили рядом. Поэтому по своему характеру и настроению музыка 3 и 4 части сюиты контрастна.

Контраст в музыкесопоставление в музыке 2 разнохарактерных приёмов. (Словарная работа)

Работа в парах:

Выполнить сравнительную характеристику музыкальных произведений С.В.Рахмининова:

 

Темп

Динамика

Мелодия

«Светлый праздник»

быстрый

Громкая, яркая

Торжественная. праздничная

«Слёзы»

медленный

тихая

грустная, печальная

Сравнение результатов с образцом учителя.

 

Через ощущения разных людей, описавших колокола в музыке, литературе и живописи, мы учимся слышать их по-своему. И эти произведения, так же, как и сами колокола, таят в себе удивительные, порой неожиданные открытия.

Люди во многих странах мира воспринимают колокола, как часть своей Родины, но отзываются звоны у нас в душе очень схоже.

Например: Эдгар Аллан По - известный американский писатель XIX века. Его поэма "Колокола и колокольчики" уже давно переведена на русский язык. Так же, будто о человеке, рассказывает о колоколе русский поэт Дмитрий Кедрин в своём стихотворении «В тот колокол, что звал народ на вече…»

 Не только писатели, но и художники обращались к теме колокольного звона. Перед вами три картины известного русского художника Исаака Левитана.  Что объединяет эти картины?

 (церковь, природа, вода, широта русской природы).

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/470516/1db92ae4-2ee7-4110-abbb-d5eadad6cda0/s1200?webp=false

https://static.360tv.ru/media/article_media/e953f27048454901bf6a8c0e0470682b_201612280632.jpg

http://155.r.photoshare.ru/01551/00ecadaeb3a8f45b9750a3e54788d6c497d5edf0.jpg

- Если бы вы были композиторами и вам предложили написать музыку к этим картинам, какой характер вы бы выбрали для своего произведения: песенный, танцевальный или маршевый? (песенный).

- Давайте послушаем песню «Вечерний звон» (Эту песню долго считали народной. Но у неё есть авторы - музыку написал русский композитор Александр Алябьев – автор большого количества вокальных произведений. Текст песни создал английский поэт Томас Мур, а перевёл их на русский язык поэт Иван Козлов), а затем ответим на вопросы.

5.Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

Работа в группах

1 группа: ответить на вопросы: О чем пелось в песне? Было ли музыкальное сопровождение? Что изображали голоса?

2 группа: ответить на вопрос: Почему картина носит «музыкальное» название?

3 группа: ответить на вопрос: Что общего между прозвучавшей песней и картиной художника? Охарактеризуйте средства выразительности в песне.

(ответственные за группу выступают)

Ответы групп

1 группа: В песне пелось о воспоминаниях, о родном крае, который человек

покинул, о любви к Родине. Музыкального сопровождения не было. Исполняли

только голоса a’cаppella. Голосом изображали колокольный звон. Певцы

старались изобразить звучание разных колоколов - и больших, и маленьких.

Встретились с музыкальной имитацией.

2 группа: Мы видим на ней церкви, и время, судя по всему, вечерней службы;

наверное, художник слышал колокола, когда рисовал свою картину.

3 группа: Музыка созвучна картине. Она такая же спокойная, тихая, как сам

пейзаж. Их объединяет разнообразие оттенков, мягкий тембр голоса и красок. В

картине И Левитана плавные, гибкие, выразительные линии, как и сама музыка.

Физминутка. Игра в звонарей.

Человек, колокола, душа, Вечность, храм, молитва: Разве может существовать одно без другого? А как вы понимаете слово "молитва"? (просьба, обращение к Богу)

А может ли быть молитва в камне, в красках, в звуке?

 В народе говорили, что если икона - это молитва в красках, храм - молитва в камне, то колокол - это молитва в звуке. Колокольные звоны называют "звучащей иконой".

Древние православные храмы, старинные иконы, фрески, сохранившиеся до настоящего времени, вдохновляют и ныне живущих композиторов, наших современников.

Так, например, под впечатлением от красоты и величия собора Святой Софии в Киеве, композитор Валерий Григорьевич Кикта создал концертную симфонию для арфы с оркестром, которую назвал «Фрески Софии Киевской». София – означает Премудрость Божия.

Валерий Григорьевич Кикта (родился в 1941 году) – наш современник, композитор, профессор Московской консерватории, заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Украины.

 

Работа с учебником стр110-111 Древний храм златой вершиной блещет ярко…

Задание. Внимательно прочитайте текст и заполните таблицу.

V- я это знаю

+ - это новая информация для меня

- я думал по другому, это противоречит тому, что я знал

? – это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения

 

 

 

 

 

 

В конце работы провести обсуждение спорных вопросов

 

Что такое орнамент? (Словарная работа)

Орна́мент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и

чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных

предметов

 

Выполнение задания (учебник стр111)

Какие ощущения вас охватили, когда вы слушали орнамент? (Как будто певцы-баяны на гуслях рассказывают былины о событиях, связанных с историей Киевской Руси, ощущения, что мы побывали в этом соборе и стали очевидцами его истории).

-С каким жанром старинной песни она имеет сходство? (С былиной, арфа очень

напоминает гусли) Тема орнамента появляется в симфонии трижды, как бы отделяя друг от друга каждый сюжет и возвращая слушателя в атмосферу храма.

Какой приём изложения использовал композитор при создании образов движущихся девушек? (Приём изобразительности и выразительности).

В «Групповом портрете» - два плана звучания. Первый — нисходящие мелодические попевки скрипок, тремоло которых создаёт трепетное, зыбкое, изящное звучание. Второй — нисходящие, повторяющиеся интонации арфы, которые звучат неопределённо, неясно, словно мерцающие свечи. Так композитор рисует образы загадочных и утончённых девушек, дочерей князя, будущих королев Франции, Норвегии и Венгрии.

Почему композитор ввёл в симфонию, посвящённую Софийскому собору образы народных весельчаков и балагуров — скоморохов? (Для создания контраста образов в общей композиции симфонии).

- Каковы особенности муз. языка в этой части симфонии? (Эта часть построена на коротких плясовых повторяющихся интонациях).

- Имитацию звучания каких народных инструментов мы слышим в музыке «Скоморохов»? (Подражание балалаечным, свирельным наигрышам, перезвону бубенцов).

Физминутка

Вокально-хоровая работа.

1.Упражнения на дыхание (дыхательная гимнастика- физминутка по методу В. Стрельниковой)

2. Упражнение на отработку кантиленного пения (показать)

“Ми-и-и-и-я-я-я-я, ми-и-и-и-я-я-я-я-ми” (1раз –легато, 2 раз – стаккато)

3.Исполнение распевки с использованием имитации колокольных звонов: канон «Колокольчики звенят, динь- динь, динь- динь, динь- динь - дон».

Разучивание песни

- краткое вступительное слово учителя (сегодня мы с вами разучим песню "Россия" ("Хохлома"), автор   и композитор песни Юрий Таран; это песня о России (о нашей Родине, о красоте природы…)

Послушайте песню, которую мы с вами будем разучивать (показ песни)

Вам понравилась песня? (да/нет)

- беседа с детьми о песне (высказывание детей о своих впечатлениях- характере, мелодии, содержании…)

- чтение поэтического текста песни (читаю выразительно, чтобы помочь детям понять смысл, идею песни; объясняю непонятные слова и предлагаю всем вместе выразительно прочитать текст песни)

- разучивание песни (по фразам). - обращаю внимание детей на правильность звуковысотного интонирования мелодии песни, ритмическую четкость, правильность певческого дыхания и звукообразования, выразительность динамики и дикции.

Пропеваю фразу песни 2 - 3 раза. Дети внимательно слушают, а затем сами поют этот же фрагмент песни. Перед началом пения необходимо интонационно-чисто выстроить первый звук. Показываю рукой направление мелодии. При многократном (2-3… раза) повторении учащимися одной и той же фразы -заучиваем фразу. Поскольку певческие задачи постоянно меняются, мелодия при повторениях не надоедает детям.  Анализирую звучание, выявляю его недостатки и выбираю, что нужно устранить в первую очередь и каким приемом это устранить (работа над совершенствованием вокальных навыков и художественным образом). Выученные детьми фразы соединяются в предложения, предложения - в периоды.

6. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания

Какую цель мы ставили перед собой? Мы достигли цели? Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? - Что самое главное необходимо запомнить с урока? Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).

Домашнее задание. Прочитайте в творческой тетради страничку «Загадочный мир звуков С.Рахманинова» из книги Н.Бажанова «Рахманинов» и выполните задания в конце текста.

 

 


 

Поурочный план по музыке

Поурочный план по музыке

Проверка выполнения –взаимопроверка

Проверка выполнения –взаимопроверка

Хованщина», «Богатырские ворота»

Хованщина», «Богатырские ворота»

Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного

Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного

Так композитор рисует образы загадочных и утончённых девушек, дочерей князя, будущих королев

Так композитор рисует образы загадочных и утончённых девушек, дочерей князя, будущих королев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2024