Поурочный план по музыке
Дата__________ |
Класс_6_______ |
№ урока ______ |
Тема урока: Фортуна правит миром. «Кармина Бурана»
Цели урока: познакомить с творчеством К. Орфа на примере произведения «Кармина Бурана», раскрыть особенности жанра «сценическая кантата», формировать представление об образе Фортуны в искусстве.
Задачи:
Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Планируемые предметные результаты урока:
Личностные – формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Регулятивные – ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата.
Правильно оформлять и вести записи в тетради.
Познавательные – обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Коммуникативные – слушать собеседника и вести диалог. Выступать перед классом. Кратко формулировать свои мысли. Задавать уточняющие вопросы
Методы и приемы: учебная дискуссия, словесный метод, наглядный метод, практический метод, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, метод соучастия, метод контроля и самоконтроля, метод игры; проблемное задание, прием рефлексии, прием практическое задание; прием арт-терапии, (коллективное творчество)
Оборудование урока: компьютер, телевизор, карточки
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Эпиграф:
Слезы катятся из глаз,
Арфы плачут струны.
Посвящаю свой рассказ
Колесу Фортуны.
Из поэзии вагантов
Ход урока
1.Организационный момент
Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
Приветствие, проверка отсутствующих
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся
Учебник стр. 75 Задание 1,2.
3.Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников
Сегодня мы с вами познакомимся с уникальным и самым популярным театральным шедевром немецкого композитора и педагога XX века, сценической кантатой К Орфа «Кармина Бурана»
(показ портрета композитора)
Рассмотрите разворот учебника на стр. 76 и назовите тему сегодняшнего урока.
Тема урока: Фортуна правит миром «Кармина Бурана», составьте план работы на уроке.
Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить? (составление плана; ученики самостоятельно проектируют пути и средства достижения целей)
Считается, что Фортуна - это богиня удачи. Она часто одушевляется в разговорной речи, она может «осчастливить», наградить, от нее можно получить удар, ее можно встретить, обмануть. С ней можно играть, шутить, можно верить и не верить, можно быть ее жертвой и баловнем, она может быть справедливой, справедливой и ироничной.
Краткая биография композитора.
(Карл Орф родился 10 июля 1895 года в Мюнхене (Германия — государство, расположенное в Центральной Европе - работа с картой мира -показ на карте г. Мюнхен) в семье потомственного военного Генриха Орфа и его жены Паулы. Малыша с первых дней его жизни окружала творческая атмосфера: в доме постоянно звучала музыка. Мать мальчика, в детстве и юности получившая хорошее образование, великолепно играла на фортепиано. Уже с годовалого возраста маленького Карла привлекали музыкальные звуки, он любил сидеть под роялем и слушать, как музицирует мама, а в двухлетнем возрасте малыш с истерикой выпрашивал, чтобы ему разрешали поиграть на рояле. Карла сажали к инструменту на высокий стульчик, он двумя руками нажимал на клавиши и при этом распевал песни на понятном только ему языке. В четыре года мальчик впервые увидел кукольный театр. Впечатление было настолько сильным, что после этого знакомства его самыми любимыми игрушками были куклы, сделанные из лоскутов. Видя такое увлечение сына, родители сами сконструировали и на Рождество подарили ему игрушечный театр. В пять лет Паула начала обучать Карла игре на фортепиано. В шесть лет Карла отдали в школу, а приходя домой, с воодушевлением садился за сочинение стихов и рассказов. Уже в десять лет два рассказа Карла были напечатаны в детском журнале. Когда Карлу исполнилось четырнадцать лет родители впервые взяли его с собой в оперный театр. «Летучий голландец» Вагнера произвёл на юношу такое впечатление, что он целыми днями, импровизируя, просиживал за роялем.
В детстве композитор увлекался представлениями ярмарочного театра. Возможно, поэтому главным направлением его творчества стали сценические кантаты и произведения для музыкального театра, в которых театральными средствами раскрывается смысл хоровой и инструментальной музыки.
В 17 лет он поступил в Музыкальную академию. После окончания Академии, в1914 году Карл устроился концертмейстером у вокалистов в оперный театр и при этом стал усердно заниматься на фортепиано, беря уроки у Германа Цильхера. Наконец в 1916 году он занял место капельмейстера в драматическом театре «Каммершпиль». Эта работа очень увлекала молодого композитора: он сам писал музыку к спектаклям и с ней мог экспериментировать так, как ему хотелось. Всё планы Орфа рухнули в сентябре 1917 года, когда его призвали в армию и отправили на Восточный фронт. Получив тяжёлое ранение, Карл был контужен, и после решения комиссии о его непригодности к военной службе, он вновь приступил к театральной деятельности.
1923 году Карл познакомился с молодой гимнасткой Доротеей Гюнтер, а в следующем году помог ей открыть школу танца и музыки - «Гюнтершуле», в которой вскоре сам начал преподавать. Постоянное творческое общение с юным поколением так увлекало Орфа, что он разработал свою методику музыкального образования и в 1932 году издал её под заголовком «Шульверк».
Его система музыкального воспитания приобрела такую популярность, что в институте Орфа только за первое десятилетие прошли обучение представители более чем из сорока стран мира.
Композитор умер после тяжёлой, продолжительной болезни в Мюнхене в 1982 году 29 марта в возрасте 86 лет)
4.Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения
Работа с учебником стр. 76-77 Как же возник замысел этого сочинения?
Задание. Внимательно прочитайте текст и заполните таблицу.
V- я это знаю |
+ - это новая информация для меня |
- я думал по другому, это противоречит тому, что я знал |
? – это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения |
|
|
|
|
В конце работы записи зачитываются (проводится обсуждение спорных вопросов)
«Кармина Бурана» ("Бойренские песни")—рукописный сборник, составленный около 1300 года и найденный в начале XIX века в одном из монастырей в предгорьях Баварских Альп.
По преданию, автор-монах всю жизнь посвятил служению Богу, и уставший от жизни, увидел, что миром правит изменчивая Фортуна.
«Carmina» - с латинского языка - «песнь».
«Burana» — название местности, где были найдены рукописи со стихами неизвестных поэтов, крестьян, ремесленников, а также вагантов («скитальцев», так в средневековье называли странствующих поэтов-школяров).
Кантата – сочинение для солистов, хора, оркестра.
Музыкально-театральный жанр, где сочетаются музыка, танец и сценическое действие – сценическая кантата. (записи в тетрадях) Словарная работа (Именно благодаря замечательной, новаторской музыке это произведение завоевало успех во всем мире.)
Работа с учебником стр. 78 Кантата «Кармина Бурана»
Задание. Внимательно прочитайте текст и заполните таблицу.
V- я это знаю |
+ - это новая информация для меня |
- я думал по другому, это противоречит тому, что я знал |
? – это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения |
|
|
|
|
В конце работы записи зачитываются (проводится обсуждение спорных вопросов)
Выполнение задания (учебник стр78-79)
Попытаемся пропеть два музыкальных фрагмента- главные мелодии Пролога. Обращаем внимание на указанный в нотах темп и динамику.
(Наигрываю мелодии на фортепиано, а затем ученики поют их на слог “та”).
А теперь мы прослушаем эти два музыкальных произведения.
Какие образы рождаются в воображении, когда слушаешь эту музыку?
(Драматическая, суровая, захватывающая музыка)
Основная мысль этих произведений – раздумье о переменчивой и могущественной человеческой
судьбе – Фортуне (Подводя итог высказываниям ребят, можно прочесть перевод на русский язык Пролога).
О, Фортуна O, Фортуна, |
2. Оплакиваю раны, нанесённые Судьбой Я оплакиваю раны, нанесённые Судьбой, |
Физминутка
5.Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.
На первой странице стихотворного сборника "Carmina Burana" была воспроизведена средневековая миниатюра "Колесо Фортуны". Считается, что именно она произвела глубокое впечатление на Карла Орфа и определила композиционный план кантаты.
Первый хор "О, Фортуна, Ты изменчива как луна" неожиданно возвращается в конце кантаты. В этой своеобразной раме проходят контрастные картины жизни
Сейчас мы прослушаем фрагменты каждой из трех частей кантаты:
«Раннею весной» (рисует пробуждение природы, полноту и радость жизни, музыка пронизана свежестью народных песенно-танцевальных оборотов);
«В кабаке» (картина необузданного веселья хмельных посетителей таверны, звучит сумрачно, мрачно, исполняется в минорной тональности);
«О любви» (воспевает счастье и радость взаимного чувства, по настроению светлая и восторженная)
Перед вами тексты (в переводе) некоторых частей кантаты.
– Какие фрагменты музыки соответствуют строкам из стихотворного сборника и картинам И.Иванова “Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением” и Рембрандта “Флора”?
… одетая цветами |
Приди, приди, о, приди же, |
Задание
Подумайте, какая из точек зрения вам ближе:
·Весь мир – театр, мы все актеры поневоле,
Всесильная судьба распределяет роли.
И Небеса следят за нашею игрой!
·«Человек – кузнец своего счастья»
Вокально-хоровая работа.
1.Упражнения на дыхание (дыхательная гимнастика- физминутка по методу В. Стрельниковой)
2. Упражнение на отработку кантиленного пения (показать)
“Ми-и-и-и-я-я-я-я, ми-и-и-и-я-я-я-я-ми” (1раз –легато, 2 раз – стаккато)
Исполнение песни «Дорога добра» (чему учит нас эта песня? учит нас быть ответственными за свои поступки, бережно относиться к ближним, совершать добрые поступки.)
Работа над совершенствованием хоровых навыков; художественным образом.
6. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания
Какую цель мы ставили перед собой? Мы достигли цели? Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? - Что самое главное необходимо запомнить с урока? Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка). Заполнение листов самооценки (Приложение1,2)
Домашнее задание.
Нарисуйте афишу, сообщающую об этом концерте
*Подготовить сообщение на тему: «Чем мне запомнилась музыка «Кармина Бурана?»
Урок окончен. Спасибо за урок.
Приложение1
Лист самооценки работы в паре
Оцени работу в паре. Для этого в одной из колонок напротив каждого утверждения поставь +
УТВЕРЖДЕНИЕ |
СОГЛАСЕН |
ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ |
|
ДА |
НЕТ |
||
В паре работать всегда интереснее, потому что можно: 1) разобраться с непонятным заданием; 2) найти и исправить ошибки |
|
|
|
Мы сразу пришли к согласию, какие задания будем выполнять вместе |
|
|
|
При выборе заданий мне пришлось уступать своему партнёру |
|
|
|
Большинство решений предложено моим партнёром |
|
|
|
Приложение2
Лист самооценки
ФИ ученика ______________
1. На уроке я работал |
активно |
пассивно |
2. своей работой на уроке я … |
доволен |
не доволен |
3. урок для меня показался |
коротким |
длинным |
4. за урок я |
устал |
не устал |
5. мое настроение |
стало лучше |
стало хуже |
6. материал урока мне был |
понятен полезен интересен |
не понятен бесполезен скучен |
7. домашнее задание мне кажется |
легким интересным |
трудным не интересным |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.