Методическая разработка «Ты откуда русская, зародилась музыка? Колыбельные песни».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Познакомить с жанром русской народной песни-колыбельные песни. Задачи: Дидактические: Познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных песен. Развивающие: Вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления; развивать музыкальный слух, музыкальную память; чувство ритма; вокально-хоровые навыки; ассоциативное мышление; творческие способности. Воспитательные: Приобщить к традициям народной культуры; воспитывать доброту и любовь к маме; воспитание музыкального вкуса.
Иконка файла материала Методич. разработка (1).docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 «Ты откуда русская, зародилась музыка? Колыбельные песни».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составлен учителем музыки:

Светиковой Анастасией Павловной

РЖД Лицей №16

 

 

Тип урока: Открытие нового знания.

Тема: «Ты откуда русская, зародилась музыка? Колыбельные песни».

Цель: Познакомить с жанром русской народной песни-колыбельные песни.

Задачи:

Дидактические: Познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных песен.

Развивающие: Вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления; развивать музыкальный  слух, музыкальную  память; чувство ритма; вокально-хоровые навыки; ассоциативное  мышление; творческие способности.

Воспитательные: Приобщить к традициям народной культуры; воспитывать  доброту  и любовь к маме; воспитание музыкального вкуса.

 

1.Мотивация к учебной деятельности.

- Добрый день, добрый час,

Рада видеть я вас.

Здравствуйте, дети!

Сейчас я открыла, свою сумочку и знаете, что  я там обнаружила? Ни за что не догадаетесь! Солнечного зайчика.

(Отдает одному из учащихся)

Я передаю тебе солнечного зайчика со своим хорошим настроением. Теперь и у тебя хорошее настроение, а ты передай солнечного зайчика другому со своим хорошим настроением.

 

2. Этап включения в систему знаний и повторения.

Давайте вспомним,   с какими жанрами русской народной песни  вы уже знакомы.(На каждый жанр включается музыкальная композиция. Звучат музыкальные композиции: «Камаринская».»(плясовая) «Солдатушки»(военная), «Во поле береза стояла»(хороводная),  «А мы просо сеяли, сеяли» (трудовая)

(Учитель включает музыкальную композицию , дети поднимают карточку с номером соответствующую ответу)

 

1.«Камаринская».»(плясовая)

2. «Солдатушки»(военная)

3. «Во поле береза стояла»(хороводная)

4.«А мы просо сеяли, сеяли» (трудовая)

 

Слайд №1 таблица

(Опрос по табло с ответами под номерами детям раздаются карточки с цифрами и они должны с помощью карточек определить жанр песни)

 

3. Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Посмотрим мультфильм: Колыбельная – Добрая сказка.

 

Видео

 

-Ребята, почему эти песни называются колыбельными?

-Когда мама укладывала младенца спать, она слегка покачивала кроватку. От слова «качать», а раньше говорили «колыбать» и произошло название кроватки (колыбелька) и песен.

 

4. Этап выявления места и причины затруднения.

Аудиозапись«плач ребенка»

. -Ребята ребенок проснулся, как его успокоить, чтобы он опять уснул?.

Дети отвечают

Учитель  укладывает спать куклу, качает ее и тихо напевает колыбельную песню

«Баю,баюшки, баю не ложися на краю,

Придет серенький волчок и укусит за бочек».

Давным  давно , что и представить себе трудно, мамы укладывая  спать своих малышей стали петь им песни.

Кто знает как они называются? - ответ

 

5. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Да, это колыбельные песни, потому что они исполнялись у колыбели, они должны были уложить ребенка спать, поэтому их еще называли баюкашными. Произошло от слова «баить» - говорить. Колыбельная песня отражает мир мыслей и чувств матери, поглощенной уходом за ребенком.

Какая тема и о чём пойдет речь вы уже догадались? - ответы

Какая тема нашего занятия? - ответы

Какую цель урока мы сегодня ставим? – ответы

 

6. Этап реализации построенного проекта.

Ребята, а вам пели колыбельные? 

Кто пел?

Вам нравилось слушать?

А кто может напеть колыбельную?

Я вам сейчас раздам карточки с текстами колыбельных песен.

Давайте прочитаем вслух все вместе. (читают вслух),

- К кому и зачем обращается мама в колыбельной песне?

 

Слайд №2 тексты колыбельных

 

Сначала послушаем аудио запись, запоминайте мотив.

 

Звучит плюс «баюшки баю»

А сейчас смотрим на экран, и попробуем пропеть

(дети поют)

- Ребята, есть у вас любимая игрушка?

(ответы детей)

Учитель: А свои игрушки укладываете спать?

Ответы детей:

Учитель: Давайте попробуем изобразить, как мама укладывает малыша.

Каждый из вас  сейчас возьмет игрушку и  мы споём,при этом  ласково качаете свою игрушку и усыпляете.

ДЕТИ ПОЮТ

 

1 текст песни

«Котя, котенька, коток,
котя серенький хвосток,
приди котик ночевать,
мою детку покачать.
Уж как я тебе коту,
за работу заплачу,
дам кувшинчик молока,
и кусочек пирога.
Шубку новую сошью,
и сапожки подарю,
приди, котик, ночевать,
мою детку покачать.»

2 текст песни

1.Баю-баю-баю-баю,

Не ложися на краю,

2.Придёт серенький волчок

И ухватит за бочок,

3.Он ухватит за бочок

И потащит во лесок,

4.И потащит во лесок

Под ракитовый кусток,

5.К нам волчок не ходи

Нашу Машу не буди

 

Как мы спели эту песню? Ответ

(нежно,  ласково)

- Да, вот такие ласковые и добрые песни поют мамы своим малышам.

Как вы думаете есть ли авторы у этих песен, кто их придумал? Ответ

Вы правы сочинил их народ, один человек их сочинил, другой услышал добавил свое и третьему передал

Ребята, но ведь колыбельные песни бывают не только народные. Многие композиторы на основе фольклора, сохраняя традиции, написали свои колыбельные песни. А вы знаете современные колыбельные песни?

Они звучат по радио и на телевиденье.

Давайте  послушаем современную колыбельную   песню

(фонограмма из мультфильма «Умка»)

Ребята, может кто знает, как называлась кроватка для малыша?

Слайд №3

Колыбе́ль (люлька, зыбка) — подвесная или напольная качающаяся кровать для маленького ребёнка (младенца). Обычно изготовлялась из дерева и ткани. Позволяла матери уложить ребёнка спать с помощью покачивания и напевания колыбельной песни.От слова «качать», а раньше говорили «колыбать» и произошло название кроватки (колыбелька)

 Колыбель – зыбку (ящик, изготовленный из луба) подвешивали к гибкому шесту на потолке, снизу прикреплялась веревка, которая позволяла взрослым качать эту колыбель с находящимся в ней ребенком, не отвлекаясь от повседневной домашней работы

Слайд №4 картинка «колыбели»

 

 

7. этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Проверим, что узнали нового на уроке.И сейчас я предлагаю принять участие в викторине.

(Учитель объясняет условия викторины)

Слайд №5 «Викторина»

Какое домашнее животное чаще других является главным персонажем колыбельных песен ?

Ответ:

1. Кит

2. Кот

 Чем обещают заплатить за работу коту в колыбельной «Уж ты, котенька-коток,  Котя– серенький хвосток ! Приди, котик, ночевать, нашу детку покачать. Уж как я тебе, коту, за работу заплачу: дам кусок пирога и кувшинчик ………?»

Ответ:

1.молоко

2. кисель

Как называлась  кроватка для малыша?

Ответ: 

1.карусель

2.колыбель

Кто в колыбельной «Баю-баюшки-баю» «схватит за бочок» малыша, если тот ляжет на краю?

1.лиса.

2.волчок

Выберете из предложенных пословиц ту, которая подходит к нашему уроку.

Слайд №6

1. Птица рада весне, а младенец матери.

2. Нет милее дружка, чем родная матушка.

3. Хлеб питает тело человека – а колыбель душу.

 

8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Давайте поделимся с вами на две группы.

- А сейчас я вам раздам конверты. По одному конверту на группу. В них находятся буквы, из которых должно получиться слово, характеризующее колыбельную песню. (Слова: ласковая, нежная)

 

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Наше занятие подходит к завершению.

Вы сегодня все активно работали, красиво пели и нежно убаюкивали свои игрушки.

О каких песнях вы узнали сегодня?

Зачем придумали колыбельные?

Нужны ли в наше время эти песни?

−Ребята, если вам понравился этот урок поднимите две руки, если вам не совсем понравился урок, поднимите одну руку. Ну а если вам совсем не понравился урок, не поднимайте ничего.

(Взаиморефлексия (взаимооценка). В конце урока на этапе рефлексии учащиеся высказываются о работе своих одноклассников)

-А теперь объединитесь в  свои группы и обсудите результат работы на уроке

каждого своего одноклассника, анализировать работу  будут капитаны групп

- Ребята, дома вам нужно будет узнать, какие колыбельные песни помнят ваши мамы и бабушки. На следующем уроке расскажите.

– На этом урок окончен, спасибо за работу.