Методическая разработка
«Ты откуда русская, зародилась музыка? Колыбельные песни».
Составлен учителем музыки:
Светиковой Анастасией Павловной
РЖД Лицей №16
Тип урока: Открытие нового знания.
Тема: «Ты откуда русская, зародилась музыка? Колыбельные песни».
Цель: Познакомить с жанром русской народной песни-колыбельные песни.
Задачи:
Дидактические: Познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных песен.
Развивающие: Вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления; развивать музыкальный слух, музыкальную память; чувство ритма; вокально-хоровые навыки; ассоциативное мышление; творческие способности.
Воспитательные: Приобщить к традициям народной культуры; воспитывать доброту и любовь к маме; воспитание музыкального вкуса.
1.Мотивация к учебной деятельности.
- Добрый день, добрый час,
Рада видеть я вас.
Здравствуйте, дети!
Сейчас я открыла, свою сумочку и знаете, что я там обнаружила? Ни за что не догадаетесь! Солнечного зайчика.
(Отдает одному из учащихся)
Я передаю тебе солнечного зайчика со своим хорошим настроением. Теперь и у тебя хорошее настроение, а ты передай солнечного зайчика другому со своим хорошим настроением.
2. Этап включения в систему знаний и повторения.
Давайте вспомним, с какими жанрами русской народной песни вы уже знакомы.(На каждый жанр включается музыкальная композиция. Звучат музыкальные композиции: «Камаринская».»(плясовая) «Солдатушки»(военная), «Во поле береза стояла»(хороводная), «А мы просо сеяли, сеяли» (трудовая)
(Учитель включает музыкальную композицию , дети поднимают карточку с номером соответствующую ответу)
1.«Камаринская».»(плясовая)
2. «Солдатушки»(военная)
3. «Во поле береза стояла»(хороводная)
4.«А мы просо сеяли, сеяли» (трудовая)
Слайд №1 таблица
(Опрос по табло с ответами под номерами детям раздаются карточки с цифрами и они должны с помощью карточек определить жанр песни)
3. Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Посмотрим мультфильм: Колыбельная – Добрая сказка.
Видео
-Ребята, почему эти песни называются колыбельными?
-Когда мама укладывала младенца спать, она слегка покачивала кроватку. От слова «качать», а раньше говорили «колыбать» и произошло название кроватки (колыбелька) и песен.
4. Этап выявления места и причины затруднения.
Аудиозапись«плач ребенка»
. -Ребята ребенок проснулся, как его успокоить, чтобы он опять уснул?.
Дети отвечают
Учитель укладывает спать куклу, качает ее и тихо напевает колыбельную песню
«Баю,баюшки, баю не ложися на краю,
Придет серенький волчок и укусит за бочек».
Давным давно , что и представить себе трудно, мамы укладывая спать своих малышей стали петь им песни.
Кто знает как они называются? - ответ
5. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Да, это колыбельные песни, потому что они исполнялись у колыбели, они должны были уложить ребенка спать, поэтому их еще называли баюкашными. Произошло от слова «баить» - говорить. Колыбельная песня отражает мир мыслей и чувств матери, поглощенной уходом за ребенком.
Какая тема и о чём пойдет речь вы уже догадались? - ответы
Какая тема нашего занятия? - ответы
Какую цель урока мы сегодня ставим? – ответы
6. Этап реализации построенного проекта.
Ребята, а вам пели колыбельные?
Кто пел?
Вам нравилось слушать?
А кто может напеть колыбельную?
Я вам сейчас раздам карточки с текстами колыбельных песен.
Давайте прочитаем вслух все вместе. (читают вслух),
- К кому и зачем обращается мама в колыбельной песне?
Слайд №2 тексты колыбельных
Сначала послушаем аудио запись, запоминайте мотив.
Звучит плюс «баюшки баю»
А сейчас смотрим на экран, и попробуем пропеть
(дети поют)
- Ребята, есть у вас любимая игрушка?
(ответы детей)
Учитель: А свои игрушки укладываете спать?
Ответы детей:
Учитель: Давайте попробуем изобразить, как мама укладывает малыша.
Каждый из вас сейчас возьмет игрушку и мы споём,при этом ласково качаете свою игрушку и усыпляете.
ДЕТИ ПОЮТ
1 текст песни
«Котя,
котенька, коток,
котя серенький хвосток,
приди котик ночевать,
мою детку покачать.
Уж как я тебе коту,
за работу заплачу,
дам кувшинчик молока,
и кусочек пирога.
Шубку новую сошью,
и сапожки подарю,
приди, котик, ночевать,
мою детку покачать.»
2 текст песни
1.Баю-баю-баю-баю,
Не ложися на краю,
2.Придёт серенький волчок
И ухватит за бочок,
3.Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
4.И потащит во лесок
Под ракитовый кусток,
5.К нам волчок не ходи
Нашу Машу не буди
Как мы спели эту песню? Ответ
(нежно, ласково)
- Да, вот такие ласковые и добрые песни поют мамы своим малышам.
Как вы думаете есть ли авторы у этих песен, кто их придумал? Ответ
Вы правы сочинил их народ, один человек их сочинил, другой услышал добавил свое и третьему передал
Ребята, но ведь колыбельные песни бывают не только народные. Многие композиторы на основе фольклора, сохраняя традиции, написали свои колыбельные песни. А вы знаете современные колыбельные песни?
Они звучат по радио и на телевиденье.
Давайте послушаем современную колыбельную песню
(фонограмма из мультфильма «Умка»)
Ребята, может кто знает, как называлась кроватка для малыша?
Слайд №3
Колыбе́ль (люлька, зыбка) — подвесная или напольная качающаяся кровать для маленького ребёнка (младенца). Обычно изготовлялась из дерева и ткани. Позволяла матери уложить ребёнка спать с помощью покачивания и напевания колыбельной песни.От слова «качать», а раньше говорили «колыбать» и произошло название кроватки (колыбелька)
Колыбель – зыбку (ящик, изготовленный из луба) подвешивали к гибкому шесту на потолке, снизу прикреплялась веревка, которая позволяла взрослым качать эту колыбель с находящимся в ней ребенком, не отвлекаясь от повседневной домашней работы
Слайд №4 картинка «колыбели»
7. этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Проверим, что узнали нового на уроке.И сейчас я предлагаю принять участие в викторине.
(Учитель объясняет условия викторины)
Слайд №5 «Викторина»
Какое домашнее животное чаще других является главным персонажем колыбельных песен ?
Ответ:
1. Кит
2. Кот
Чем обещают заплатить за работу коту в колыбельной «Уж ты, котенька-коток, Котя– серенький хвосток ! Приди, котик, ночевать, нашу детку покачать. Уж как я тебе, коту, за работу заплачу: дам кусок пирога и кувшинчик ………?»
Ответ:
1.молоко
2. кисель
Как называлась кроватка для малыша?
Ответ:
1.карусель
2.колыбель
Кто в колыбельной «Баю-баюшки-баю» «схватит за бочок» малыша, если тот ляжет на краю?
1.лиса.
2.волчок
Выберете из предложенных пословиц ту, которая подходит к нашему уроку.
Слайд №6
1. Птица рада весне, а младенец матери.
2. Нет милее дружка, чем родная матушка.
3. Хлеб питает тело человека – а колыбель душу.
8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Давайте поделимся с вами на две группы.
- А сейчас я вам раздам конверты. По одному конверту на группу. В них находятся буквы, из которых должно получиться слово, характеризующее колыбельную песню. (Слова: ласковая, нежная)
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Наше занятие подходит к завершению.
Вы сегодня все активно работали, красиво пели и нежно убаюкивали свои игрушки.
О каких песнях вы узнали сегодня?
Зачем придумали колыбельные?
Нужны ли в наше время эти песни?
−Ребята, если вам понравился этот урок поднимите две руки, если вам не совсем понравился урок, поднимите одну руку. Ну а если вам совсем не понравился урок, не поднимайте ничего.
(Взаиморефлексия (взаимооценка). В конце урока на этапе рефлексии учащиеся высказываются о работе своих одноклассников)
-А теперь объединитесь в свои группы и обсудите результат работы на уроке
каждого своего одноклассника, анализировать работу будут капитаны групп
- Ребята, дома вам нужно будет узнать, какие колыбельные песни помнят ваши мамы и бабушки. На следующем уроке расскажите.
– На этом урок окончен, спасибо за работу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.