«Деятельность социального педагога по профилактике правонарушений среди учащихся школы»
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня является поиск путей снижения роста правонарушений и преступлений среди молодежи и повышение эффективности её профилактики. Для решения данной проблемы необходимо изучить причины, источники, обусловливающие правонарушения, и на этой основе строить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение правонарушений и преступности. Важным направлением в системе является комплексная разработка проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании. Следовательно, предупреждение правонарушений несовершеннолетних лежит, прежде всего, в сфере нравственного воздействия и воспитания детей и подростков. Правонарушения и преступления несовершеннолетних связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными факторами, которые относятся к различным социально-экономическим и нравственно- психологическим сферам общественной жизни. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими людьми и возникающие на этой основе конфликтные ситуации, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.
Одним из наиболее важных направлений в деле профилактики формирования отклоняющегося поведения у детей и подростков считается повышение роли семьи. Многие проблемы можно решить, если суметь создать наиболее благоприятные возможности семейной жизни и семейного воспитания для детей. Реализация этого направления требует решения комплекса проблем внесемейного и внутрисемейного характера. Обстановка в семье - это та среда, где прежде всего формируются основы мировоззрения растущего человека. С раннего детства ребенок именно в семье, в той обстановке, в которой он живет, развивается и воспитывается, усваивает то, какими должны быть отношения между людьми (мужчины к женщине, взрослых к детям, детей к взрослым), знакомится с основами культуры общения и поведения, проведения досуга и пр. Одновременно в семье формируется будущий семьянин, человек, создающий, укрепляющий и реализующий потенциал семьи в соответствии с ее социальным предназначением.
Следует подчеркнуть, что безнравственная обстановка (пьянки, драки, истерические крики, грубость) помимо отрицательного примера может привести к серьезным психическим травмам ребенка, преодолеть которые в последующем исключительно трудно. Негативные проблемы семьи и семейного воспитания отрицательно сказываются на физическом, психическом и социальном развитии растущего человека. Работу необходимо направлять на предупреждение ошибок в семейном воспитании. Как правило, в каждой нормальной семье родители заинтересованно относятся к воспитанию своих детей. Нужно стараться помочь в формировании у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции.
Необходимо решать задачи по воспитанию с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества. Проводить беседы, направленные на недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным. Необходимо недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению. Побуждать ребенка к самовоспитанию и обучению его методике работы над собой.
Работа с детьми девиантного поведения строится по следующим направлениям:
социальная диагностика;
организационно-воспитательная деятельность;
коррекционная работа;
просветительская работа;
работа с учащимися;
работа с педагогами;
работа с семьей.
Основой деятельности являются следующие формы работы:
1 Индивидуальные беседы (беседы проводятся с учащимися и их родителями с целью информирования и консультирования);
2 Посещения на дому (посещаются семьи детей с девиантным поведением с целью преодоления трудностей в освоении норм поведения и предотвращения правонарушений со стороны данных подростков );
3 Малые педагогические советы (малые педагогические советы проводятся с целью преодоления трудностей в освоении норм поведения и информирования родителей);
4 Родительские собрания (тематические родительские собрания проводятся с целью недопущения роста преступности и совершения правонарушений несовершеннолетними) ;
5 Родительский всеобуч (информирование и консультирование родителей об успеваемости их детей, рекомендации по преодолению неуспеваемости.)
Для заполнения и сбора необходимой информации используем следующие информационные карты:
социальный паспорт семьи;
карта обследования социально- дезадаптированных несовершеннолетних;
карта изучения личности, условий жизни подростка и его семьи;
карточка индивидуального изучения и учёта подростка;
паспорт семьи (многодетной, неблагополучной, опекунов);
социальный паспорт учащегося.
Немаловажное внимание уделяем здоровью данных подростков. Проводим беседы, кинолектории, привлекает работников здравоохранения с целью соблюдения навыков здорового образа жизни. Большое внимание уделяем профилактической работе. В сотрудничестве с другими учреждениями, организациями ведем работу по раннему выявлению подростков с девиантным поведением, оказываем своевременную помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, даем рекомендации по оздоровлению условий семейного воспитания, помогаем в осуществлении квалифицированной правовой, психологической, а также материальной поддержки, что позволяет предотвратить необратимые процессы в отклонении от норм поведения. В учебном заведении, в соответствии с планом работы, проводим мероприятия как профилактического характера (встречи, беседы, тренинги, по профилактике и недопущению правонарушений среди несовершеннолетних) так и практического (Дни здоровья, декада по профилактике употребления ПАВ и др.), где стараемся привлечь не только учащихся, состоящих на учете, но и подростков, склонных к правонарушениям. Систематически проводим заседания Совета по профилактике, куда приглашаются не только дети, совершившие правонарушения, но и ребята с девиантным поведением (пропускающие занятия, с слабоконтролируемым поведением, склонные к негативному влиянию). Дополнениями к работе считаем необходимым проведение Дней правовых знаний с участием инспекторов по делам несовершеннолетних, сотрудников центра занятости города, соц. поддержки населения. Этой работой стараемся охватить все возрастные группы обучающихся, используем различные формы проведения мероприятий: классные часы, игры, правовые ринги, круглые столы, конкурсы стенгазет, плакатов, анкетирование и др.
Для обучающихся организованы встречи, где они могут обратиться по правовым вопросам, по вопросам межличностных отношений и им окажут квалифицированную помощь. Большое внимание уделяем занятости учащихся в свободное время. С целью выявления интересов и склонностей учащихся проводим мониторинги, анкетирования, диагностику. Стараемся заполнить свободное время подростков, заинтересовать их каким-либо видом деятельности.
Индивидуальную форму работы считаем наиболее эффективной, причем строим в тесном контакте с классными руководителями, родителями и общественностью. Вопрос об организации индивидуально- профилактикческой работы среди несовершеннолетних считаем необходимым в работе педагогического коллектива и поэтому неоднократно выступаем на заседаниях педагогического совета, совещаниях коллектива, совещаниях при директоре, заседаниях МО классных руководителей («Особенности работы классного руководителя с детьми девиантного поведения», «Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся», «Особенности работы в классе, где обучаются дети девиантного поведения).
Необходимым звеном работы считаем взаимодействие с психологами. Цель работы – объединение усилий для оказания помощи учащимся, нуждающимся в социально - психологическом сопровождении. В социально-психологической работе выделяем следующие направления: профилактика правонарушений, индивидуальная помощь в решении конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, защиту прав, сохранение психологического и физического здоровья (проводятся беседы, анкетирования, тестирования). Систематические выступления на педагогических советах, на совещаниях с целью консультирования педагогов в вопросах работы с детьми с девиантным поведением. Работа не проходит даром и уже на ранних стадиях помогает выявить подростков с отклонениями в поведении. Совместная работа в течение всего общения с детьми девиантного поведения, позволяет найти выход из сложившихся ситуаций. Совместная деятельность социального педагога и психологов формируют систему действий, включающую их самих и те организации, с которыми они сотрудничают в процесс решения конкретных задач.
Для более успешной воспитательной работы необходим поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного трудновоспитуемого учащегося. Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой работе педагога. Ежедневная воспитательная работа, совместные усилия всего педагогического коллектива, привлечение общественных организаций, целенаправленная работа социального педагога дает возможность получить положительные результаты в перевоспитании трудных детей.
Кардинальные перемены, переживаемые нашим обществом во всех сферах политической и социально-экономической жизни, не могут не распространяться на поведение подростков. Содержание воспитательно-профилактической деятельности ныне рассматривается как охранно-защитная профилактика, представленная комплексом мер социально-правовой, медико-психологической и социально-педагогической поддержки и помощи подросткам.
Достижение желаемого эффекта в профилактике правонарушений, несовершеннолетних возможно лишь при условии привлечения к воспитательной работе с ними всех служб, психологов, воспитателей, социальных педагогов, медицинских работников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.