Методическая разработка урока музыки № 8 в 7 классе |
||
Дата проведения урока: |
||
УМК: Музыка. 7 класс Сергеева Г.П., Е.Д. Критская |
||
Тема учебного раздела: Классика и современность |
||
Тема урока: Героическая тема в русской музыке |
||
Тип урока: |
||
Форма проведения урока: |
||
Художественно-педагогическая идея урока: Идея героической защиты Родины, народного патриотизма - одна из ведущих в русском искусстве. Бессмертные произведения русской музыки прославляют величие и красоту, мощь и силу, благородство и душевное богатство русского человека. |
||
Цель: выяснить, как героическое прошлое Родины находит отражение в русской музыке. |
||
Планируемые результаты: Личностные результаты: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; Метапредметные результаты: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Предметные результаты: сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа; сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность; воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии; |
||
Ресурсы урока: Оборудование: интерактивная доска, презентация «Героические образы в русской музыке», музыкальный инструмент - фортепиано, детские музыкальные инструменты (бубен, маракасы) |
||
Х О Д У Р О К А |
||
ЭПИГРАФ УРОКА: «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат» |
||
Этапы урока |
Задачи каждого этапа урока |
Последовательность действий учителя и учащихся |
I. Вступление |
Создание эмоционального тона урока (звучание музыки, поэтическое слово, видеоряд, пр.) |
Учитель: Всем здравствуйте! Давайте улыбнёмся. И своей улыбкой подарим хорошее настроение друг другу. Ребята, я вижу, что вы готовы к уроку. Итак, начнем. Внимание на экран. |
II. Экспозиция |
Формулировка и представление темы, проблемы урока. Постановка учебной задачи, целей урока |
Вам знакома эта музыка? Ученики: ответы обучающихся. Учитель: Правильно. Прозвучала Симфония № 2 « Богатырская» А.П. Бородина. Как позвучала музыка? Давайте посмотрим на словарь эмоционально-образного содержания музыки. Ученики: ответы обучающихся Учитель: Правильно. Музыка мужественная, суровая, героическая – воплощает основной богатырский образ произведения. Тема звучит как могучий призыв, боевой клич. Мы слышим утверждающую силу и решительность. Учитель: Вам знакомы персонажи, изображенные на картинах? Ученики: ответы обучающихся. Учитель: Верно, это картины известных русских художников: Павла Корина «Александр Невский», костромского художника Алексея Баранова «Подвиг Ивана Сусанина» и Константина Васильева «Князь Игорь». Подумайте, как связаны между собой эти произведения искусства, что их объединяет? Ученики: ответы обучающихся. Учитель: вспомните и назовите музыкальные произведения, посвященных теме защитников Родины. Ученики: ответы обучающихся. Учитель: Обратите внимание также на литературный эпиграф: «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат», как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке, предположите тему сегодняшнего урока? Ученики: ответы обучающихся. Учитель: Вы правильно предположили. Тема сегодняшнего урока: «Героическая тема в русской музыке» Исходя из темы, предположите цель нашего урока Ученики: Обучающиеся выдвигают свои версии. Учитель: цель урока: выяснить, как героическое прошлое Родины находит отражение в русской музыке. |
III. Разработка |
Завязка сюжета, взаимодействие материала урока. Актуализация знаний и фиксирование затруднений Составление плана, стратегии по разрешению затруднения. |
Учитель: на уроке мы: вспомним героические образы произведений М.И. Глинки, А.П. Бородина, С.С .Прокофьева; послушаем, как по-разному эти композиторы смогли выразить героические образы в своих музыкальных произведениях; рассмотрим, какие музыкально-выразительные средства использовали композиторы для раскрытия музыкальных образов; выполним сравнительный анализ средств художественной выразительности, рассмотрим картины русских художников. (Галерея героических образов Ребята, а как вы думаете, есть ли необходимость в наше время вспоминать о героическом прошлом нашей Родины, изучать героическую музыку? Ученики: ответы обучающихся Учитель: Сегодня мы обратимся к героическим страницам русской истории и услышим эту историю в музыке. Великие композиторы М.И. Глинка, А.П. Бородин, С.С. Прокофьев и др. создали бессмертные произведения, воспевающие беззаветную любовь и преданность Родине, готовность защищать ее от врагов во все времена. Давайте вспомним эти бесценные произведения и перенесемся в историческое прошлое. Вы разделитесь на три группы, у каждой группы – свой герой. Задание такое: вам нужно будет рассказать о своем герое и его подвиге, описанном в одноименном музыкальном произведении.(время на подготовку 5-7 минут) 1. Иван Сусанин, ему посвящена одноименная опера М.И. Глинки « Иван Сусанин» 2.Князь Игорь, ему посвящена одноименная опера А.П. Бородина « Князь Игорь» 3.Александр Невский, ему посвящена кантата С.С. Прокофьева « Александр Невский» Ученики: рассказ ученика 1 группы - Иван Сусанин, ему посвящена одноименная опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» Учитель: в опере образ Ивана Сусанина наиболее ярко раскрывается в его заключительной арии «Ты взойдешь, моя заря!» Давайте вспомним, что такое ария? Словарная работа. Ученики: ария - сольный номер в опере для одного героя, музыкальный портрет героя. Учитель: Послушайте отрывок из арии Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря». Представьте картину: сурово молчит заснеженный лес, как молитва звучит прощальная ария Сусанина. Сусанин, предчувствуя гибель, вспоминает детей и мысленно прощается с ними. Какие чувства и черты характера Сусанина передает его ария? Ученики: ответы обучающихся. Учитель: Ария передает огромную внутреннюю силу человека, который встречает последнюю зарю в своей жизни. Иван Сусанин выбрал спасение Отечества, пусть даже самой страшной ценой - ценою собственной жизни. Но для него другого выбора нет. В эпилоге оперы звучит хор «Славься», народ узнает о подвиге Ивана Сусанина, прославляет его и всех героев, погибших во имя спасения Отечества Чтобы передать слушателям свои чувства, переживания, раскрыть музыкальные образы композиторы использует выразительные средства. А какие выразительные средства использует композитор? (Ритм, лад, темп, динамику) Давайте охарактеризуем выразительные средства, помогающие нам почувствовать силу и мощь защитников Земли Русской! Ученики: заполнение таблицы Хор «Славься!» (опера «Иван Сусанин» М.И. Глинка) Ученики: рассказ ученика 2 группы - Князь Игорь, ему посвящена одноименная опера А.П. Бородина « Князь Игорь» Учитель: Величайшая патриотическая поэма Древней Руси «Слово о полку Игореве» и опера А.П.Бородина посвящены не одной из побед, которых немало знало русское оружие, а страшному поражению, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался пленным, а войско почти совсем уничтоженным. Ария Игоря является самым известным фрагментом оперы "Князь Игорь", выражающим главную мысль произведения. (Находясь в плену, Игорь не может примириться со своим поражением. Он раздумывает о битве, готов к ней вновь; стремится к свободе, чтобы доказать любовь к родине, к Ярославне.) А. Бородин подарил арию своему главному герою в трудный момент его жизни. Настроение героя мрачное но музыкальный образ Игоря сохраняет благородство и силу! Ученики: слушание арии Князя Игоря. Заполнение таблицы. Ученики: рассказ ученика 2 группы - Александр Невский, ему посвящена кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский» Учитель: Незадолго до начала Великой Отечественной войны в 1938г. на экраны вышел фильм под названием «Александр Невский» режиссера Сергея Михайловича Эйзенштейна. Музыка, звучащая в этом фильме, была написана композитором Сергеем Сергеевичем Прокофьевым (1891-1953), стала известна на весь мир И затем, на основе этой музыки, Прокофьевым была создана кантата с таким же названием «Александр Невский» (1939). Скажите, пожалуйста, что такое кантата? Словарная работа. Ученики: Кантата - крупное музыкальное произведение торжественного характера, состоящее из нескольких частей, для хора, солистов и симфонического оркестра. Учитель: Яркой музыкальной картиной, изображающий русский народ, является четвёртая часть кантаты «Вставайте, люди русские». Этот хор – знаменитая патриотическая русская песня, призыв к защите родной земли. В которой композитор передает настрой, состояние русского народа, его решимость и мужество. Александр бросил клич, и словно из-под земли вырастают новые русские воины. Простые, мирные люди брали в руки оружие и вставали в ряды защитников. В лихие времена – каждый воин. Это правило действует всегда, в любую эпоху. Если Родина в опасности, люди объединяются и выступают на ее защиту Ученики: слушание 4 части кантаты « Вставайте, люди русские». Заполнение таблицы. Выполнение самостоятельной работы (закрепление пройденного материала) Учитель: ознакомление с критериями оценивания- каждый вопрос оценивается в 1 балл. Ученики: самопроверка, взаимопроверка (выставление оценок) Ученики: выполнение сравнительного анализа средств художественной выразительности (творческая тетрадь стр.18) Ученики: работа с книгой. Галерея героических образов (с.38-39) Учитель: Рассмотрите картины русских композиторов. С какими историческими событиями они связаны? Ученики: ответы обучающихся Физминутка. Упражнение «Аромат цветов». Ученики: Медленно вдыхают воздух носом, не поднимая плеч. Задержав дыхание на вершине вдоха, затем медленно выдыхают воздух Вокально-хоровая работа. Учитель: Ребята, скажите, а есть ли место героической теме в современной музыке, в современных песнях? Приведите примеры таких песен и докажите. Ученики: ответы обучающихся Учитель: скажите, какой характер будет у всех этих песен и музыкальных произведений героической тематики? Ученики: ответы обучающихся Сегодня мы продолжаем разучивать песню, которая соответствует теме нашего урока « Генерал» Сергея Ярушина (слова и музыка). Ученики: распевка, разучивание песни« Генерал» Сергея Ярушина |
Кульминация |
Эмоциональный пик урока. Разрешение воспитательной задачи урока. |
Ученики: исполнение песни « Генерал» Сергея Ярушина
Выполнение самостоятельной работы (закрепление пройденного материала) Учитель: ознакомление с критериями оценивания- каждый вопрос оценивается в 1 балл. Ученики: самопроверка, взаимопроверка (выставление оценок) |
IV. Реприза |
Вывод, итог, оценка. Рефлексия. |
Учитель: какую цель мы ставили перед собой? Мы достигли цели? Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? Что самое главное необходимо запомнить с урока? Ученики: ответы обучающихся. Учитель: Что объединяет музыкальные произведения, о которых мы сегодня говорили на уроке? Какие патриотические чувства вы испытываете, слушая эти произведения? Вывод. Русские композиторы – настоящие патриоты Родины. Они рассказывают в своих произведениях о героическом прошлом родной земли, учат любить и защищать свою Родину и всегда помнить своих героев Учитель: Может ли каждый из вас стать героем? Что нужно для этого сделать? Ученики: ответы обучающихся. Учитель: Озвучивание домашнего задания: найти в Интернете информацию о произведениях искусства, раскрывающих героическую тему; провести сравнительный анализ средств художественной выразительности подобранного музыкального произведения и одного из живописных полотен. Как вы оцениваете свои знания? Заполнение листов самооценки Исполнение на музыкальных инструментах народной песни «Солдатушки, бравы ребятушки» Урок окончен. Спасибо за урок. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.