Методическая разработка "Героическая тема в руссой музыке"
Оценка 5

Методическая разработка "Героическая тема в руссой музыке"

Оценка 5
docx
11.06.2024
Методическая разработка  "Героическая тема в руссой музыке"
Конспект урока.docx

Методическая разработка урока музыки № 8 в 7 классе

Дата проведения урока:

УМК:  Музыка. 7 класс Сергеева Г.П., Е.Д. Критская

Тема учебного раздела: Классика и современность

Тема урока: Героическая тема в русской музыке

Тип урока:

Форма проведения урока:

Художественно-педагогическая идея урока: Идея героической защиты Родины, народного патриотизма - одна из ведущих в русском искусстве. Бессмертные произведения русской музыки прославляют величие и красоту, мощь и силу, благородство и душевное богатство русского человека. 

Цель: выяснить, как героическое прошлое Родины находит отражение в русской музыке.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты:

сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность;

воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

Ресурсы урока:

Оборудование: интерактивная доска, презентация  «Героические образы в русской музыке», музыкальный инструмент - фортепиано, детские музыкальные инструменты         (бубен, маракасы)

                                            Х О Д    У Р О К А

                                                                                                                   ЭПИГРАФ УРОКА:

                                          «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат»

Этапы урока

Задачи каждого этапа урока

Последовательность действий учителя и  учащихся

I. Вступление

Создание эмоционального тона урока (звучание музыки, поэтическое слово, видеоряд, пр.)

Учитель: Всем здравствуйте! Давайте улыбнёмся.  И своей улыбкой  подарим  хорошее настроение друг другу. Ребята, я вижу, что вы готовы к уроку. Итак, начнем. Внимание на экран.

II. Экспозиция

Формулировка и представление темы, проблемы урока. Постановка учебной задачи, целей урока

Вам знакома эта музыка?

Ученики: ответы обучающихся.

Учитель: Правильно. Прозвучала    Симфония № 2 « Богатырская» А.П. Бородина.  

Как позвучала музыка? Давайте посмотрим  на словарь эмоционально-образного содержания музыки.

Ученики:  ответы обучающихся

Учитель: Правильно.

Музыка мужественная, суровая, героическая – воплощает основной богатырский образ произведения. Тема звучит как могучий призыв, боевой клич. Мы слышим  утверждающую силу и решительность.

Учитель: Вам знакомы персонажи, изображенные на картинах? Ученики: ответы обучающихся.

Учитель: Верно, это картины известных русских художников: Павла Корина «Александр Невский», костромского художника Алексея Баранова «Подвиг Ивана Сусанина» и Константина Васильева «Князь Игорь».

Подумайте, как связаны между собой эти произведения искусства, что их объединяет?

Ученики: ответы обучающихся.

Учитель: вспомните и назовите музыкальные произведения, посвященных теме защитников Родины.

Ученики: ответы обучающихся.

Учитель: Обратите внимание также  на литературный эпиграф: «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат», как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке, предположите тему сегодняшнего урока?

Ученики: ответы обучающихся.

Учитель: Вы правильно предположили. Тема сегодняшнего урока: «Героическая тема в русской музыке»

Исходя из темы, предположите цель нашего урока

Ученики: Обучающиеся выдвигают свои версии.

Учитель: цель урока: выяснить, как героическое прошлое Родины находит отражение в русской музыке.

III. Разработка

Завязка сюжета, взаимодействие материала урока. Актуализация знаний и фиксирование затруднений Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

Учитель: на уроке мы:

вспомним героические образы произведений М.И. Глинки, А.П. Бородина, С.С .Прокофьева;

послушаем, как по-разному эти композиторы смогли выразить героические образы в своих музыкальных произведениях;

рассмотрим, какие музыкально-выразительные средства  использовали  композиторы для раскрытия музыкальных образов;

 выполним сравнительный анализ средств художественной выразительности,

 рассмотрим картины русских художников. (Галерея героических образов

Ребята, а как вы думаете, есть ли необходимость в наше время вспоминать о героическом прошлом нашей Родины, изучать героическую музыку?

Ученики: ответы обучающихся

Учитель: Сегодня мы обратимся к героическим страницам русской истории и услышим эту историю в музыке. Великие композиторы М.И. Глинка, А.П. Бородин, С.С. Прокофьев и др. создали бессмертные произведения, воспевающие беззаветную любовь и преданность Родине, готовность защищать ее от врагов во все времена. Давайте вспомним эти бесценные произведения и перенесемся в историческое прошлое.

Вы разделитесь на три группы, у каждой группы – свой герой. Задание такое: вам нужно будет рассказать о своем герое и его подвиге, описанном в одноименном музыкальном произведении.(время на подготовку 5-7 минут)

1. Иван Сусанин, ему посвящена одноименная опера М.И. Глинки   « Иван Сусанин»                                                                                                         2.Князь Игорь, ему посвящена одноименная опера А.П. Бородина  « Князь Игорь»                                                                                                     3.Александр Невский, ему посвящена кантата С.С. Прокофьева « Александр Невский»

Ученики: рассказ ученика 1 группы  - Иван Сусанин, ему посвящена одноименная опера М.И. Глинки  «Иван Сусанин»  

Учитель: в опере образ Ивана Сусанина наиболее ярко раскрывается в его заключительной арии «Ты взойдешь, моя заря!» Давайте вспомним, что такое ария?

Словарная работа.

Ученики: ария - сольный номер в опере для одного героя, музыкальный портрет героя.

Учитель: Послушайте отрывок из арии Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря».

Представьте картину: сурово молчит заснеженный лес, как молитва звучит прощальная ария Сусанина. Сусанин, предчувствуя гибель, вспоминает детей и мысленно прощается с ними.

Какие чувства и черты характера Сусанина передает его ария?

Ученики: ответы обучающихся.

Учитель: Ария передает огромную внутреннюю силу человека, который встречает последнюю зарю в своей жизни. Иван Сусанин выбрал спасение Отечества, пусть даже самой страшной ценой - ценою собственной жизни. Но для него другого выбора нет.

В эпилоге оперы звучит хор «Славься», народ узнает о подвиге Ивана Сусанина, прославляет его и всех героев, погибших во имя спасения Отечества

Чтобы передать слушателям свои чувства, переживания, раскрыть музыкальные образы композиторы использует выразительные средства. А какие выразительные средства использует композитор? (Ритм, лад, темп, динамику) Давайте охарактеризуем выразительные средства, помогающие нам почувствовать силу и мощь защитников Земли Русской!

Ученики: заполнение таблицы   Хор «Славься!»

(опера «Иван Сусанин» М.И. Глинка)

Ученики: рассказ ученика 2 группы -  Князь Игорь, ему посвящена одноименная опера А.П. Бородина  « Князь Игорь»

Учитель:  Величайшая патриотическая   поэма  Древней Руси «Слово о полку Игореве» и опера А.П.Бородина посвящены не одной из побед, которых немало знало русское оружие, а страшному поражению, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался пленным,  а войско почти совсем уничтоженным. Ария Игоря является самым известным фрагментом оперы "Князь Игорь", выражающим главную мысль произведения. (Находясь в плену,  Игорь  не может примириться со своим поражением. Он раздумывает о битве,  готов к ней вновь; стремится к свободе,  чтобы доказать любовь к родине, к Ярославне.)

 А. Бородин подарил арию своему главному герою в трудный момент его жизни. Настроение героя мрачное но музыкальный образ Игоря сохраняет благородство и силу!

Ученики: слушание арии Князя Игоря. Заполнение таблицы.

Ученики: рассказ ученика 2 группы -  Александр Невский, ему посвящена кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский»

Учитель: Незадолго до начала Великой Отечественной войны в 1938г. на экраны вышел фильм под названием «Александр Невский» режиссера Сергея Михайловича Эйзенштейна. Музыка, звучащая в этом фильме, была написана композитором Сергеем Сергеевичем Прокофьевым (1891-1953), стала известна на весь мир И затем, на основе этой музыки, Прокофьевым была создана кантата с таким же названием «Александр Невский» (1939). Скажите, пожалуйста, что такое кантата?

Словарная работа.

Ученики: Кантата - крупное музыкальное произведение торжественного характера, состоящее из нескольких частей, для хора, солистов и симфонического оркестра.

Учитель: Яркой музыкальной картиной, изображающий русский народ, является четвёртая часть кантаты  «Вставайте, люди русские». Этот хор – знаменитая патриотическая русская песня, призыв к защите родной земли. В которой композитор передает настрой, состояние русского народа, его решимость и мужество. Александр бросил клич, и словно из-под земли вырастают новые русские воины. Простые, мирные люди брали в руки оружие и вставали в ряды защитников. В лихие времена – каждый воин. Это правило действует всегда, в любую эпоху. Если Родина в опасности, люди объединяются и выступают на ее защиту

Ученики: слушание 4 части кантаты « Вставайте, люди русские». Заполнение таблицы.

Выполнение самостоятельной работы (закрепление пройденного материала)

Учитель: ознакомление с критериями  оценивания-

каждый вопрос оценивается в 1 балл.

Ученики: самопроверка, взаимопроверка (выставление оценок)

Ученики: выполнение

сравнительного анализа  средств художественной выразительности

(творческая тетрадь стр.18)

Ученики: работа с книгой.

Галерея героических образов (с.38-39)

Учитель: Рассмотрите картины русских композиторов.    С какими историческими событиями они связаны?

Ученики: ответы обучающихся

Физминутка.

Упражнение «Аромат цветов». 

Ученики: Медленно вдыхают воздух носом, не поднимая плеч. Задержав дыхание на вершине вдоха, затем медленно выдыхают воздух

Вокально-хоровая работа.

Учитель: Ребята, скажите, а есть ли место  героической теме в современной музыке, в современных песнях?

Приведите примеры таких песен и докажите.

Ученики: ответы обучающихся

Учитель: скажите, какой характер будет у всех этих песен и музыкальных произведений героической тематики?

Ученики: ответы обучающихся

Сегодня мы продолжаем разучивать  песню,  которая соответствует теме нашего урока                     « Генерал» Сергея Ярушина (слова и музыка).

Ученики: распевка, разучивание песни« Генерал» Сергея Ярушина

Кульминация

Эмоциональный пик урока.

Разрешение воспитательной задачи урока.

Ученики: исполнение песни                  « Генерал» Сергея Ярушина

 

Выполнение самостоятельной работы (закрепление пройденного материала)

Учитель: ознакомление с критериями  оценивания-

каждый вопрос оценивается в 1 балл.

Ученики: самопроверка, взаимопроверка (выставление оценок)

IV. Реприза

Вывод, итог, оценка. Рефлексия.

Учитель: какую цель мы ставили перед собой? Мы достигли цели? Посмотрите на план.

Все ли мы успели сделать?

Что самое главное необходимо запомнить с урока? 

Ученики: ответы обучающихся.

Учитель: Что объединяет музыкальные произведения, о которых мы сегодня говорили на уроке? Какие патриотические чувства вы испытываете, слушая эти произведения?

Вывод.

Русские композиторы – настоящие патриоты Родины. Они рассказывают в своих произведениях о героическом прошлом родной земли, учат любить и защищать свою Родину и всегда помнить своих героев

Учитель: Может ли каждый из вас стать героем? Что нужно для этого сделать?

Ученики: ответы обучающихся.

Учитель: Озвучивание домашнего задания: найти в Интернете информацию о произведениях искусства, раскрывающих героическую тему; провести сравнительный анализ средств художественной выразительности подобранного музыкального произведения и одного из живописных полотен.

Как вы оцениваете свои знания? Заполнение листов самооценки

Исполнение на музыкальных инструментах народной песни        «Солдатушки, бравы ребятушки»

Урок окончен. Спасибо за урок.

 


 

Методическая разработка урока музыки № 8 в 7 классе

Методическая разработка урока музыки № 8 в 7 классе

I. Вступление Создание эмоционального тона урока (звучание музыки, поэтическое слово, видеоряд, пр

I. Вступление Создание эмоционального тона урока (звучание музыки, поэтическое слово, видеоряд, пр

Учитель: Вы правильно предположили

Учитель: Вы правильно предположили

Задание такое: вам нужно будет рассказать о своем герое и его подвиге, описанном в одноименном музыкальном произведении

Задание такое: вам нужно будет рассказать о своем герое и его подвиге, описанном в одноименном музыкальном произведении

Ивана Сусанина, прославляет его и всех героев, погибших во имя спасения

Ивана Сусанина, прославляет его и всех героев, погибших во имя спасения

Ученики: рассказ ученика 2 группы -

Ученики: рассказ ученика 2 группы -

Учитель: ознакомление с критериями оценивания- каждый вопрос оценивается в 1 балл

Учитель: ознакомление с критериями оценивания- каждый вопрос оценивается в 1 балл

Учитель: ознакомление с критериями оценивания- каждый вопрос оценивается в 1 балл

Учитель: ознакомление с критериями оценивания- каждый вопрос оценивается в 1 балл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2024