Методическая разработка "Счастье в сирени живет..."
Оценка 4.7

Методическая разработка "Счастье в сирени живет..."

Оценка 4.7
docx
11.06.2024
Методическая разработка "Счастье в сирени живет..."
Счастье в сирени живет….docx

Поурочный план по музыке

   Дата____________

Класс_4_______

    № урока _______

Тема урока: Счастье в сирени живет…

Цель урока: знакомство с жанром романса на примере творчества С.В. Рахманинова.

Обучающая задача: знакомство с творчеством С.В. Рахманинова, романсом «Сирень»

Развивающая задача: развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию относительно творчества С. Рахманинова.

Воспитательная задача: воспитание любви и уважения к Родине через творчества С.В. Рахманинова. Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные – формировать желание выполнить УД; проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки.

Регулятивные – планировать свою деятельность: ставить учебные задачи, определять цели и пути реализации ее выполнения. Правильно оформлять и вести записи в тетради.

Познавательные – находить пути-решения при возникновении проблем творческого характера.

Коммуникативные – слушать друг друга. Вести диалог. Выступать перед классом. Кратко формулировать свои мысли. Задавать уточняющие вопросы.

Методы обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский); методы стимулирования и мотивации; метод эмоциональной драматургии; метод перспективы и ретроспективы; метод пластического интонирования; Инсерт, «Фишбоун» (рыбный скелет)

Оборудование урока: компьютер, телевизор, карточки.

Тип урока: комбинированный урок

                                                                            Ход урока

 

  1. Организационный момент

       Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

       (Приветствие, проверка отсутствующих)

2.       Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

 Учебник стр. 79 Творческое задание.                                 

3.       Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня наш урок мы посвятим творчеству замечательного русского музыканта С.В. Рахманинова.

С.В. Рахманинов был не только композитором, но еще и дирижёром, и прекрасным пианистом.

4.       Сообщение темы, задач урока.

Рассмотрите разворот учебника на стр. 80 и назовите тему сегодняшнего урока.

Тема урока: «Счастье в сирени живет…», составьте план работы на уроке.

Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить? (составление плана; ученики самостоятельно проектируют пути и средства достижения целей)

          5.Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

С.В. Рахманинов – гордость отечественной культуры. Широчайшая известность его музыки, горячая любовь к ней во всём мире сравнимы лишь с популярностью музыки П.И. Чайковского.

„Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю музыку — это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце.“ С.Рахманинов.

 

Задание. Внимательно прочитайте текст и заполните таблицу. Краткая биография композитора. (карточка)

 

        V- я это знаю

+ - это новая информация для меня

- я думал по другому, это противоречит тому, что я знал

? – это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения

 

 

 

 

 

 

В конце работы записи зачитываются (проводится обсуждение спорных вопросов)

 

С.В. Рахманинов родился 1 апреля 1873 года. Его детские годы прошли в имении Онег неподалёку от Новгорода. На всю жизнь запечатлелись в памяти чудесные картины русской природы: бескрайние просторы полей и лесов, величавые воды реки Волхов, с которой связан былинный сказ о певце – гусляре Садко. Так же как и Садко, Рахманинов любил свою землю и всегда тосковал в разлуке с ней. «Он любил русскую землю, деревню, крестьянина, любил хозяйничать на земле, сам летом брал косу, ненавидел. Как личного врага, лебеду и прочие сорняки и часто часами мне рассказывал, как хороша деревня», - вспоминала известная писательница Мариэтта Шагинян. Но в 1917 году в рассвете творческих сил он навсегда покинул Россию. 1917 год стал переломным в судьбе Рахманинова и его семьи. Февральскую революцию он встретил радостно, октябрьская вынудила его покинуть Россию навсегда. Главными причинами были опасения за судьбу семьи, ощущение своей ненужности новому обществу.

В декабре 1917 года Рахманинов с семьёй выезжает в Швецию, а затем переезжает в США. Началась изнурительная концертная деятельность вначале в Америке, затем по всей Европе, подчинявшаяся суровым законам музыкального бизнеса.

Его концерты проходили в переполненных залах, портреты не сходили со страниц американских газет. Его узнавали продавцы, шофёры такси, носильщики, преследовала армия корреспондентов и фоторепортёров. Но триумф Рахманинова – исполнителя не мог заглушить в нём страстной тоски по отечеству. Даже круг близких друзей за рубежом ограничивался преимущественно выходцами из России. Значительную часть своих гонораров Рахманинов использовал для материальной поддержки соотечественников как за рубежом, так и на родине.

Начавшаяся в 1939 году Вторая мировая война, а вслед за нею в 1941 году Великая Отечественная потрясли Рахманинова. Он тяжело переживал трагедию Родины, стремился хоть чем-то помочь ей в это тяжёлое время. Осенью он передал в фонд Красной армии более четырёх тысяч долларов и в дальнейшем неоднократно направлял сбор с концертов в Советский Союз. «Это единственный путь, каким я могу выразить моё сочувствие страданиям народа моё родной земли», - писал он в советское консульство. В другом письме он писал: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить! Верю в полную победу. Сергей Рахманинов, 25 марта 1942 года».

Рахманинов не дожил до победы. Напряжённая концертная и творческая деятельность сильно подорвала здоровье. Он скончался 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллс (Калифорния).

Россия до конца дней была главной и единственной темой рахмановского творчества. «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды», - говорил о себе композитор. Образ Родины, мощь, удаль её стихийных богатырских сил, беспредельность русских пейзажей, нежность весенней расцветающей природы, искренность, открытость русской души и одновременно строгость, величавость русского характера – вот содержание творчества Рахманинова.

6.Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков

(анализ музыкального произведения).

Романс «Сирень»- один из самых известных романсов Рахманинова.

Романс был написан композитором в 1902г., когда он решил обвенчаться с Н. А. Сатиной. Душевное состояние влюбленного композитора, вылилось в прекрасное, лирически утонченное, музыкально-живописное вокальное произведение на стихи поэтессы Екатерины Бекетовой.

 К сожалению, в 1917 г. он покинул Россию навсегда. Он очень любил свою землю и тосковал в разлуке с ней. И где бы он ни выступал, ему всегда дарили букет белой сирени. Для композитора сирень стала символом Родины

 А что такое романс? (Словарная работа)

Слово «романс» испанское, оно обозначает светскую песню, исполняемую на романском (испанском) языке. В старину романсы пели под аккомпанемент гитары, лютни, клавесина. Со временем словом «романс» стали называть камерное вокальное произведение для голоса с сопровождением.

Слушание романса «Сирень» С.В Рахманинова.

Чем наполнена музыка?

(Трепетом и восторгом, человеческим теплом и светом)

Что отличает мелодию?  

(она светла и чиста, как цветение весеннего сада. Она взволнованна, звучит трепетно)

Что хотел передать композитор в фортепианном сопровождении?

(лёгкое колыхание ветерка, свежестью раннего весеннего утра, душистых веток сирени.)

Свежестью раннего весеннего утра веет от музыки романса “Сирень”. Это не случайно. Как вы считаете, что могло стать вдохновением для написания этого романса?

(Возможно, композитор был счастлив, от того, что почувствовал аромат сирени, увидел красоту природы, ему было просто хорошо)

В романсе «Сирень» композитор передал настроение, характер текста, а аккомпанемент дополнил поэтический образ романса.

 Какое главное качество музыки романса? (песенность).

Как вы думаете, чем отличается песня от романса? (ответы учащихся)

Песня – в музыке основной жанр, в котором вокальная мелодия является простым высказыванием «от души», песенного склада, несложная, обычно в куплетной форме.

В романсе - жанр в музыке, но по сравнению с песней текст более точно и детально отражён в музыке.

Повторное слушание романса «Сирень» С.В. Рахманинова

 Какая же главная мысль этого сочинения?

(Единение человека с природой, любование ее красотой, одухотворенное состояние души).

Пластическое интонирование с элементами импровизации:

давайте встанем и попробуем проинтонировать романс «Сирень» пластическими, танцевальными движениями (движения плавные, покачивающиеся, большей частью – руками, поклоны, повороты).

 

Работа с учебником стр. 80 картина К.Сомова «Портрет Рахманинова»

Что изображено на картине?

(Композитор изображен на фоне родной природы, не в интерьере в стиле рококо, не на однотонном темном фоне – а именно весной в саду, лицо -задумчивое…). 

 

Яркий талант С.В. Рахманинова привлёк внимание писателя Ю. Нагибина. Он посвятил рассказ великому композитору
Чтение отрывка из повести Ю. Нагибина «Сирень» (карточка).

«Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподымал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же отымал голову, лоб, нос, щеки и подбородок были влажными, а к бровям и тонкой ниточке усов клеились лепестки и трубочки цветов. Но это и Верочка умела делать — купать лицо в росистой сирени, а вот другая придумка Сережи, Сергея Васильевича — так церемонно полагалось называть семнадцатилетнего кузена, — была куда интереснее. Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал ее изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала его примеру, и рот наполнился горьковатой холодной влагой. Она поморщилась, но все-таки повторила опыт. Отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени — у каждой был свой привкус. Белая - это словно лизнуть пробку от маминых французских духов, даже кончик языка сходно немеет; лиловая отдает чернилами; самая вкусная — голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой.
Сиреневое вино понравилось Верочке, и она стала лучшего мнения о длинноволосом кузене. В этом долговязом юноше все было непомерно и нелепо: громадные, как лопаты, руки и под стать им ступни, длинные русые поповские волосы, большой, тяжелый нос и огромный, хоть и красиво очерченный, рот, мрачноватый, исподлобья, взгляд темных матовых глаз. Нелюбезный, настороженный, скованный, совсем неинтересный — таков был дружный приговор сестер...
Правда, в Ивановке образ сумрачного и нелюбезного кузена пришлось срочно пересмотреть. Он оказался весьма любезным, услужливым, общительным и необыкновенно смешливым. Достаточно было самой малости, чтобы заставить его смеяться до слез, до изнеможения...
Выбрав удобный момент, когда Александр Ильич [Зилоти] покуривал после обеда в сиреневой аллее, Верочка спросила его, хороший ли музыкант Сережа Рахманинов.
— Гениальный! — выкатив ярко-зеленые, с золотым отливом глаза, гаркнул Зилоти... — Такого пианиста еще не было на Руси! — с восторженной яростью прорычал Зилоти, — разве что Антон Рубинштейн, — добавил из добросовестности.
— Так что же он, лучше вас? — наивно спросила Верочка.
— Будет, — как бы закончил ее фразу Зилоти. — И очень скоро. Вы посмотрите на его руки, когда он играет. Все пианисты бьют по клавишам, а он погружает в них пальцы, будто слоновая кость мягка и податлива. Он окунает руки в клавиатуру.
— Александр Ильич, миленький, только не обижайтесь, ну вот вы... как пианист, какой по счету?
— Второй, — не раздумывая, ответил Зилоти.
— А первый кто?
— Ну, первых много. Лист, братья Рубинштейны... Рахманинов будет первым.
— А какую музыку он сочиняет?
— Пока это секрет. Знаю только, что фортепианный концерт. Но могу вам сказать: что бы Сережа Рахманинов ни делал в музыке, это будет высший класс. Поверьте, старому человеку. Он великий музыкант...»

Вопросы:

Как вы думаете, почему Рахманинов пытался попробовать сирень на вкус? Разве недостаточно было аромата, которым был пропитан воздух в саду?

(Разный цвет сирени вызвал у него желание сравнить не только аромат, но вкусовые качества.)

Заметили ли вы в мелодии романса различные интонации или он был насыщен одним цветом?

(В мелодии было развитие, которое наполнило его целой цветовой палитрой. Например, во второй части романса звучат более напряженные интонации. Они выражают чувство взволнованности и мечты о счастье.)

 Тогда какими красками вы бы изобразили этот романс и почему?

(Нужно взять прозрачные, светлые, нежные акварельные краски (розовые, сиреневые, голубые, зеленые), потому что музыка воздушная, нежная, прозрачная, утонченная, наполненная ароматом запаха сирени.)

Вспомните, какие произведения С.В.Рахманинова мы слушали в 1-й четверти?

(Концерт №3 для фортепиано с оркестром и «Вокализ»).

Кому посвятил «Вокализ» С.В. Рахманинов?

(Великой русской певице А. В. Неждановой).

Это инструментальная или вокальная музыка.

 (Это жанр вокальной музыки.)

 Что такое вокализ?

(Так называется мелодия, которая поётся голосом без слов).

Слушание «Вокализ» С.В. Рахманинова.

 Что объединяет романс «Сирень» и «Вокализ»?

(Эти произведения звучат как выразительная речь человека, как исповедь его души.

 «Вокализ» пронизывают чувства задушевности, широта и неторопливость мелодического развития сближают его с лирической народной песней.

Более открытое проявление чувства в «Романсе» приближает его звучание к городскому романсу).

 

7. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений

Групповая работа

Послушайте два варианта романса Рахманинова “Сирень” и ответьте на вопросы:

В чем отличие двух исполнений этого романса? Какой образ создает каждый из исполнителей?

Слушание романса С. В. Рахманинова “Сирень” в исполнении женского голоса и транскрипции романса в исполнении Сергея Рахманинова. (заполняем рыбку)

 

Образы

ОтветИсполнителиВОПРОСhttp://ppf.udsu.ru/homepages/belih/Psy/clip_image001.gif

 

 

 

Ответ:

 ОТВЕТ
Оба варианта одинаковы по мелодии, ритму,
темпу, но разные по образному ряду; исполнение голосом (сопрано)и исполнение пианиста
Образ человека, его чувства,
размышления, волнение, переживания, ощущение счастья
 

 Исполнение 
С. Рахманинова

Образ оживающей природы,
шум ветра, дыхание весны

Вопрос: В чем отличие двух исполнений этого романса? Какой образ создает каждый из исполнителей?Женский голосhttp://ppf.udsu.ru/homepages/belih/Psy/clip_image001.gif

 

                                                                                              

Проверка выполнения –взаимопроверка. Сравнение результатов с образцом учителя.                                                                     

Физкультминутка  

Вокально-хоровая работа.

1. Исполнение распевок «Фа-ми-ре…»; «Ра-ра-ра…» (видео Т.С. Овчинниковой) с прохлопыванием ритмического рисунка.

2.Выполним упражнение «Аромат цветов».   Медленно вдыхают воздух носом, не поднимая плеч. Задержав дыхание на вершине вдоха, затем медленно выдыхают воздух.      

3.Проговорим скороговорку «Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.»

4.Музыкальное упражнение (голосилка) А.О.Носонова

Работа с учебником стр. 81

1.Разучивание романса (по фразам)- работа над чистым интонированием мелодии, певческим дыханием и звукообразованием, выразительностью динамики и дикции.

Обратить внимание, что вся мелодия романса вырастает из двух трёхзвучных интонаций. (1-я – ми, фа, ля; 2-я си, до, до)

 Где в музыке вы слышите момент наибольшего эмоционального напряжения, наиболее яркого и сильного раскрытия образа -кульминацию?

Кульминация – от латинского culmen – верх, вершина; в музыке – момент наибольшего эмоционального напряжения, наиболее яркого и сильного раскрытия образа; вершина подъёма мелодической линии. (Словарная работа-повторение)

- На какие слова отмечена кульминация? («Моё бедное счастье…»)

- Как звучит музыка в кульминации? (Мелодия отмечена широким ходом мелодии, острыми звучностями аккомпанемента, ярким звучанием голоса.)

8.Подведение итогов урока (рефлексия).

Что нового вы узнали на уроке?

 (Мы познакомились с великим русским композитором С.В. Рахманиновым, как творчество композитора вдохновило писателя Ю. Нагибина на создание рассказа и художника К. Сомова на написание портрета. Познакомились с музыкальным жанром романса (вокальная музыка), а самое главное, что отличает музыку С.В. Рахманинова - это русская песенность.

Композитор, художник, писатель, а также исполнитель создают каждый свой образ, выражая свое внутреннее состояние.)

 Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать?

Давайте выберем смайлик и отметим свою работу на уроке. Заполнение листа самооценки.

(На выбранном смайлике ставим +)

Урок окончен. Спасибо за урок.

 

Лист самооценки ученика

Фамилия, имя______________________________________________

 

Критерии

Я все понял

 

https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463005.png 

Задания трудные, но я справился

 

https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463006.png 

Задания трудные.

Мне нужна помощь.

https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463007.jpg 

Моя работа на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Поурочный план по музыке

Поурочный план по музыке

Как личного врага, лебеду и прочие сорняки и часто часами мне рассказывал, как хороша деревня», - вспоминала известная писательница

Как личного врага, лебеду и прочие сорняки и часто часами мне рассказывал, как хороша деревня», - вспоминала известная писательница

Песня – в музыке основной жанр, в котором вокальная мелодия является простым высказыванием «от души», песенного склада, несложная, обычно в куплетной форме

Песня – в музыке основной жанр, в котором вокальная мелодия является простым высказыванием «от души», песенного склада, несложная, обычно в куплетной форме

Это инструментальная или вокальная музыка

Это инструментальная или вокальная музыка

Разучивание романса (по фразам)- работа над чистым интонированием мелодии, певческим дыханием и звукообразованием, выразительностью динамики и дикции

Разучивание романса (по фразам)- работа над чистым интонированием мелодии, певческим дыханием и звукообразованием, выразительностью динамики и дикции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2024