Из опыта работы по организации проектной деятельности младших школьников
Оценка 4.8

Из опыта работы по организации проектной деятельности младших школьников

Оценка 4.8
doc
29.12.2020
Из опыта работы по организации проектной деятельности младших школьников
Из опыта работы по организации проектной деятельности младших школьников.doc

Из опыта работы  по организации проектной

деятельности младших школьников 

    Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности и направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и учащихся.     Проектная деятельность – это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Именно, итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения  учебной программы. Руководителем  проекта  является учитель начальных классов, классный руководитель, педагог - организатор, педагог дополнительного образования. Темы проектов  могут предлагаться как педагогом так и учениками.  Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность.

   Целью  выполнения проекта является демонстрация обучающимися способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, выявление у школьника способности  к сотрудничеству и коммуникации.  Выполнение проекта дает возможность сформировать у обучающихся способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику. В процессе разработки и реализации проекта, необходимо определить задачи выполнения проекта: обучение планированию: обучающиеся должны уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению;  формирование навыков сбора  информации: уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать;   формирование и развитие навыков публичного выступления.    Необходимо определить  типы  проектов: монопредметные, межпредметные и надпредметные.  По доминирующей деятельности:  информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой). Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: анализ анкетирования учащихся, видеоролик, фотовыставка, стенгазета, сборник задач,   журнал, игра, коллекция, вариант оформления кабинета, сценарий, статья, сказка, проведение праздника, иллюстрация, макет, изделие.

    Для учащихся начальных классов разработаны требования к процедуре проведения защиты проекта.  Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания доклада (не более 5 минут), ответы на вопросы по теме проекта 2-3 минуты. Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающихся. К защите ученики представляют: проектный продукт и   описание проекта.

Определены  критерии оценки  проекта:

1) способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем;

2) сформированность предметных знаний и способов действий;

3) сформированность регулятивных действий;

4) сформированность коммуникативных действий.

    В основе проектной технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно или совместно с педагогом конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве. Важно помнить, что проект —
это совместная деятельность учителя и ученика. Тема проекта  должна быть интересна для ученика и совпадать с кругом компетенций учителя. Работа в первую очередь должна приносить что-то новое ученику, а уже потом  учителю.

В процессе работы научного общества учащихся «Исследователь», ребята знакомятся с типами проектов.

1.Исследовательские. Под исследовательским проектом подразумевается деятельность автора, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

2.Творческие. Этот тип проектов предполагает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта только намечается и развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников, но уже в самом начале оговаривается, что будет представлять собой проект. Это может быть совместная газета, сочинение, видеофильм и прочее.

3.Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.

4.Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников. Например, документ, созданный на основе полученных результатов; программа действий, рекомендации.

Для обучающихся  разработана памятка по созданию проекта. 

   Проект должен содержать следующие части: титульный лист, оглавление, краткая аннотация, основная часть, заключение (итог), библиография.

Определены этапы реализации проекта. Первый этап: выбор формулировки темы – это начальный и очень серьезный этап любого проекта. Тема должна быть актуальной, т.е. практически полезной. Выбирая тему проекта, автор должен руководствоваться несколькими правилами: тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям автора; тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу; тема должна быть оригинальной; тема должна быть выполнима.

  1. Начальным этапом любого проекта является обоснование актуальности выбранной темы. Объяснение актуальности должно быть немногословным. Главное, объяснить, для чего реализуется проект.

2. Формулировка цели, т.е. постановка вопроса, на который надо получить ответ. При этом выдвинутая цель должна быть конкретной и доступной.  Результаты проекта должны быть интересны не только самому автору, но и еще какому-то кругу людей.

3. После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решать (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.).

4. Необходимым условием проектной работы является определение его объекта и предмета.

Объект – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Предмет – все то, что находится в границах объекта  в определенном аспекте рассмотрения.

Второй  этап проведение проектной работы:     планирование работы.

Третий этап - оформление полученных результатов работы.

При защите проекта, автор в своем докладе и при его обсуждении должен показать, что он может кратко и ясно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свои идеи и вести научную дискуссию.

    Подводя итоги работы        научного общества учащихся «Исследователь», можно отметить, что для успешной работы необходимо эффективное сотрудничество взрослых и детей. Научное общество учащихся «Исследователь» создает благоприятные условия для развития личностных особенностей обучающихся, позволяющих в будущем действовать эффективно и успешно.


Из опыта работы по организации проектной деятельности младших школьников

Из опыта работы по организации проектной деятельности младших школьников

В основе проектной технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно или совместно с педагогом конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве

В основе проектной технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно или совместно с педагогом конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве

Начальным этапом любого проекта является обоснование актуальности выбранной темы

Начальным этапом любого проекта является обоснование актуальности выбранной темы
Скачать файл