Технология проблемного обучения
Актуальность:
вызывает интерес к изучению предмета
развивает способности, необходимые навыки и умения
активизирует речевую и мыслительную деятельность.
Цель: обучить самостоятельному решению проблем
Средство - открытие знаний вместе с детьми
Методические приёмы создания проблемных ситуаций:
учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения;
излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);
ставит проблемные задачи
Проблемная ситуация с « удивлением». 1 класс Тема «Единицы вместимости. Литр.»
Прием, позволяющий одновременно предъявить
противоречивые факты, теории или точки зрения.
Выставляю две трехлитровые банки и прошу двоих детей наполнить их водой.(при этом у детей разные мерные приборы..)
- Вижу вы удивлены? Почему?
Значит, над каким вопросом подумаем?
- Может кто-то знает как называется единица измерения жидкости?
Проблемная ситуация с «затруднением»
2кл.Окружающий мир Тема: «Строение человека»
Показываю силуэты различных животных, человека. дети угадывают.
По каким признакам узнали человека? ( по внешнему строению тела)
На доске нарисован силуэт человека и картинки внутренних органов.
Задание: расположите внутренние органы.
- Сможете ли вы выполнить задание? В чём затруднение?(не хватает знаний)
Проблемная ситуация с несоответствием вопроса и темы.
2класс, тема: «Сложные слова».
Задание: Исправить ошибки в словах и обозначить орфограммы, выделить корень: сарока, даска , оленевот.
При проверке выясняется, что у одних учащихся один корень в слове мухоловка, а у других – два.
- Какой вопрос возникает? (Сколько корней в слове оленевод?)
Выясняют значение слова оленевод (водит оленей), рассказ, показ иллюстрации.
- Почему их назвали сложные?
- Сформулируйте тему урока.
- Нарисуйте схему сложных слов.
Проблемная ситуация с анализом ошибок
Прием «Корзина идей»
На уроке русского языка называю тему урока «Родственные слова»
Дети записывают свои ассоциации на отдельных листочках и «складывают» в корзину, прикрепленную на доске.
В корзину могут попасть такие предположения учащихся: что это семья, родственники, слова с одинаковым смыслом и т.д.
В течении урока рассматриваются все предположения ребят
цель: в ходе урока подвести учащихся к анализу своих ошибок.
Проблемная ситуация с систематизацией знаний учащихся
Прием «Составление кластера»
Урок чтения В.Осеева «Волшебное слово»
Начинаю читать текст. Затем читают дети, уловившие интонацию чтения.
Вопросы по осмыслению текста:
– Как выглядел мальчик, когда он встретился со стариком?
– Какое у него было настроение?
Выборочное чтение.
– Выделите и прочитайте отрывки, в которых говорится об отношении Павлика к сестре, брату, бабушке.
Заполнение кластера после прочтения первой части текста.
– Давайте вспомним, каким был Павлик до встречи со стариком и заполним синие ячейки. Заполнение кластера после прочтения второй части текста.
Прием «Найди верное решение»
Математика, 4 класс Тема:«Умножение на двузначное число»
На доске записаны примеры
46* 5= 4* 38= 37*29=
Со всеми ли примерами вы справились? Почему?
Какие есть гипотезы?
Прокомментируйте свой способ решения. Появляются две гипотезы
30*20+7*9=663- ошибочная
37*20+37*9=1.073– решающая
Как проверить , какой из двух способов верный?
Значит, как надо умножать на двузначное число?
(Формулируют правило, сравнивают вывод с
учебником)
Приём «Услышь ошибку».
В саду росли 2 березы, 4 яблони, 5 вишен. Сколько всего фруктовых деревьев росло в саду.
Проблемное обучение во внеурочной деятельности
Проект «Почему снег белый»
Гипотеза: можно предположить, что родство снега, воды и льда определено их общими физическими свойствами.
Классный час «Дружба- это чудо!»
Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает учителю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой школы, - формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.