Из опыта работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время
Оценка 4.7

Из опыта работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время

Оценка 4.7
Библиография
docx
биология
7 кл—10 кл
20.12.2021
Из опыта работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время
Из опыта работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время
Из опыта работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время.docx

 

Из опыта работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время

Милунова Наталья Петровна

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №50 с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа Самара

 

 

443098, г. Самара, ул. Черемшанская, 222

тел.: (846) 958-17-62   тел./факс (846)  958-23-94  e-mail: smr_school50@mail.ru

 

   Обобщение педагогического опыта – одно из наиболее важных и  трудно решаемых направлений деятельности педагогов, методистов, заместителей директоров по научно-методической работе. И в то же время это требование сегодняшнего дня, и учитель должен иметь  «склонность к самоанализу,  самоактуализации, способность синтезировать педагогические находки, оригинальные нетрадиционные подходы к обучению и на их основе выстраивать образовательные парадигмы, образцы педагогической деятельности». Это и есть показатель педагогического мастерства. Такая деятельность является исследовательской и для учителя, и для тех, кто этот опыт обобщает. А сегодня школе нужны педагоги-исследователи. Кроме того, в понятие исследовательской культуры педагога входит владение исследовательскими умениями в области анализа и обобщения опыта работы.

Актуальный педагогический опыт - это исторически обусловленная категория. Его нельзя рассматривать в отрыве от социальных процессов, происходящих в обществе. Приоритетной в оценке качества работы учителя становится совокупность инновационности, наличия в опыте современных технологических подходов, научно объективной оценки процесса и результата деятельности.

Традиционно путь по обобщению  опыта можно обозначить такими этапами:

выявление  →     изучение   →     обобщение     →     распространение

Признаками педагогического опыта являются:

Ø высокие количественные и качественные показатели УВП,

Ø оптимальность ПО,

Ø устойчивость, стабильность опыта, длительность его функционирования,

Ø возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового,

Ø перспективность опыта,

Ø научная обоснованность.

 

Основные подходы к изучению передового педагогического опыта

           изучение результатов опыта;

           установить отличие от результатов массовой практики;

           узнать, какими путями достигнуты более высокие результаты?

           какие методы, приемами, средства, формы работы использовались?

           какова система и логика работы автора?

           в каких условиях складывался опыт?

           не потребовали ли полученные результаты слишком больших затрат времени и усилий педагога и воспитанника в ущерб другим сторонам и направлениям работы?

           что в опыте обусловлено индивидуальностью педагога, а что может иметь общее значение?   

 

     Моя педагогическая деятельность организована по двум направлениям:

 урочная и внеурочная. Урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности, способствующих развитию функциональной грамотности учащихся; проведение факультативных и дополнительные занятий с одарёнными детьми по предмету; проведение предметных недель; научно-практические конференции; участие в Интернет - олимпиадах, интеллектуальных марафонах. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Изучение программного материала по биологии лучшее всего сочетается с внеклассными мероприятиями. Таким образом ученики получают максимальное количество знаний, и гораздо легче усваивают материал. Во время внеклассных мероприятий по биологии, обучающиеся тесно контактируя с окружающим миром, могут получить большое количество знаний. Данный вид занятий можно отнести к одному из важнейших этапов изучения биологии, а потому такие мероприятия неотъемлемая часть в обучении детей. Естественно, что внеклассные мероприятия по биологии – это не обязательная дисциплина, и она проводится после основных занятий. Но данная методика является очень нужной в развитии как по предмету, так и человеческих качеств в целом. Такие мероприятия способны не просто научить чему-то новому, но и развивать личность, прививая любовь к окружающему миру.

   Вот так  проходит урок биологи в 7 класс по теме «Смотр знаний по ботанике».

   За 1 час до начала мероприятия, ведущие готовят кабинет биологии: по периметру  расставляют школьные столы и стулья, раскладывают дидактический материал, вешают плакаты, подписывают название станции.

 Учитель проверяет готовность ведущих, раздает протоколы для каждой станции.

Обучающие седьмых классов вначале игры получают от помощников путеводители с указанием станций, куда ведущие ставят оценки (по пятибалльной системе). Во время проведения мероприятия семиклассники переходят от одной станции к другой, задание выполняют не больше 5 минут (меньше можно). Заполненный путеводитель сдают помощникам. Каждый участник получит путеводитель, в котором указаны названия станций с заданиями. В течение 4 минут необходимо выполнить одного задания, оценку поставить в свой путеводитель.

  От учителя организация массовой работы требует значительного напряжения и умения увлечь большой коллектив (иногда коллектив всей школы), сориентировать на длительную и разнообразную натуралистическую или экологическую деятельность. Такие кампании имеют большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. При этом воспитывается ценностное отношение к окружающей природе, стремление познать природу, охранять живые организмы.

Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива

    Моя подготовка учащихся к участию к олимпиадам по биологии и экологии состоит из нескольких этапов: - на первом этапе выявляю учащихся, которые проявляют интерес к предмету и желают принять участие в олимпиаде. Мы должны выделить неординарно мыслящих учащихся по своему предмету. Ведь некоторые учащиеся порой в силу своей скромности могут и не проявлять активности к предмету на уроке. Таких детей можно выделить, например, по их письменным работам на уроках. - на втором этапе на уроках биологии и на занятиях элективных курсов в рамках программных тем рассматриваю разнообразные типы заданий (необходимые для первого тура олимпиады по экологии и биологии). Задания предлагаются учащимся на уроках при закреплении новых знаний, при опросе домашнего задания, на обобщающих уроках и при проведении контрольного тестирования по изученной теме. - на третьем этапе, практическом, формирую у обучающихся необходимые умения: 1. общенаучные (наблюдение, измерение, группирование и классификация, нахождение взаимосвязей, вычисление, организация данных и их представление, прогнозирование, формулирование гипотезы, экспериментирование); 2. биологические (умение работать с лабораторным оборудованием; зарисовка препаратов; точное описание биологических рисунков с использованием биологических терминов); 3. применение методов биологического исследования: - цитологические (техника приготовления микропрепаратов); - методы изучения анатомии и физиологии растений (препарирование различных частей растения); - методы изучения анатомии и физиологии животных (препарирование); - экологические методы; - таксономические методы; - физические и химические методы; - микробиологические методы; - статистические методы. Основные практические навыки учащихся по биологии и экологии формируются на уроках при выполнении лабораторных и практических работ.

Летний профильный экологический лагерь «Экобудущее» для учащихся Самарской области и г. о. Самара проводится образовательным учреждением системы дополнительного образования учащихся ГБОУ ДОД «Самарский областной детский эколого-биологический центр» совместно с ФГБОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия», ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» (с 18 декабря 2015 года ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет) и Жигулевским государственным природным заповедником им. И.И. Спрыгина. Экологическая смена проводится с 1996 года в июле на базе ГБОУ ДОЛ «Жигули». Детский оздоровительный лагерь «Жигули» расположен на территории национального парка «Самарская Лука» на берегу реки Волги. Через дорогу от лагеря начинается территория Жигулевского государственного природного биосферного заповедника. Целью экологического лагеря является формирование у подрастающего поколения представления об уникальной ценности природных объектов и чувства сопричастности к проблемам сохранения дикой природы, бережное и ответственное отношение к природе родного края.

Программа летней профильной экологической смены «Экобудущее-2017» разрабатывается с учетом осуществления принципа непрерывности экологического образования школьников, возрастных особенностей, интересов, склонностей, дарований учащихся и особенностей экологической обстановки Самарской области. В соответствие с принципом права выбора каждая команда может принимать участие в мероприятиях в соответствие со своими потребностями и интересами согласно заранее поданным заявкам.

Преподаватели вузов и учителя школ проводили занятия и мастер-классы Областной летней экологической школы для учащихся смены. Биологические КВНы, брей- ринги, мастер-классы по составлению букетов из полевых цветов и изготовлению игрушек из природного материала вызвали высокую активность и неподдельный интерес у ребят.

Ежедневно для проведения практических занятий по расписанию для учащихся отрядов были организованы экскурсии на г. Стрельная и в с. Ширяево (гора Монастырская и гора Попова).

Успешный педагог для  детей - прежде всего прекрасный специалист, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным воспитанником:

- Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы; 

- Быть доброжелательным и чутким;

- Уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка; 

- Быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;

- Быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;

- Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;

- Обладать чувством юмора;

- Быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний; 

- Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность.

Педагогу можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:

- С помощью тренингов - в достижении понимания самих себя и других;

- Предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;

- Тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

Работа педагога в данном направлении будет более успешной, если он будет систематически развивать в себе личностные и профессиональные качества.


 

Из опыта работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время

Из опыта работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время

Моя педагогическая деятельность организована по двум направлениям: урочная и внеурочная

Моя педагогическая деятельность организована по двум направлениям: урочная и внеурочная

От учителя организация массовой работы требует значительного напряжения и умения увлечь большой коллектив (иногда коллектив всей школы), сориентировать на длительную и разнообразную натуралистическую или экологическую…

От учителя организация массовой работы требует значительного напряжения и умения увлечь большой коллектив (иногда коллектив всей школы), сориентировать на длительную и разнообразную натуралистическую или экологическую…

Спрыгина. Экологическая смена проводится с 1996 года в июле на базе

Спрыгина. Экологическая смена проводится с 1996 года в июле на базе

С помощью тренингов - в достижении понимания самих себя и других; -

С помощью тренингов - в достижении понимания самих себя и других; -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2021